Экспертиза охлаждающих жидкостей. С пеной у радиатора. Антифриз за рулем


Все, что нужно знать об антифризах — журнал За рулем

Развенчиваем многочисленные мифы о происхождении и применении антифризов. И помогаем выбрать подходящую охлаждающую жидкость.

Материалы по теме

Антифриз или охлаждающая жидкость?

Правильный термин — охлаждающая жидкость (ОЖ). Однако часто ее называют антифризом, поэтому в рамках этой статьи условно будем считать их синонимами. Подробнее об этом — чуть ниже.

В чем разница между антифризами и тосолами?

Тосол отличается от антифриза, как щука от рыбы. Тосол — это один из антифризов. Так раньше называли отечественную охлаждающую жидкость, а со временем ее название стало именем нарицательным. Самое распространенное заблуждение — полагать, что тосолы предназначены для отечественных машин, а антифризы — для иномарок.

Сколько типов ОЖ сегодня на авторынке? Чем они отличаются друг от друга?

Все антифризы состоят из базовых компонентов — воды и этиленгликоля, а также добавленных в них функциональных присадок. По составу присадок антифризы в настоящее время делятся на четыре основных типа: карбоксилатные (ОАТ), гибридные (hybrid), лобридные (lobrid) и традиционные (traditional).

Карбоксилатные:

  • Havoline XLC (Chevron, США)
  • Glysantin G30 (BASF, Германия)
  • G‑Energy Antifreeze SNF (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • CoolStream Premium (Техноформ, Россия)
  • Lukoil Coolant SF (Лукойл, Россия)
  • Sintec G12+ (Обнинскоргсинтез, Россия).

Содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как сarboxylate coolants, OAT (organic acid technology), SNF (silicate nitrite free), а также G12+ (спецификации Фольксвагена). Такие ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы — они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии. Срок службы — более пяти лет. Хорошо защищают металлы от коррозии и кавитации, обеспечивая оптимальное охлаждение двигателя.

Гибридные:

  • Glysantin G48 (BASF, Германия)
  • Mobil Antifreeze Extra (Mobil, США)
  • G‑Energy Antifreeze NF (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Lukoil Coolant Plus (Лукойл, Россия).

Помимо органических (карбоксилатных) ингибиторов содержат также неорганические ингибиторы: силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технологии). Обозначения: hybrid coolants, HOAT (hybrid organic acid technology), NF (nitrite free), а также G11 (спецификации Фольксвагена). Срок службы — от трех до пяти лет. Это фирменные антифризы для автомобилей марок BMW, Volvo и Mercedes-Benz.

Материалы по теме

Лобридные:

  • Glysantin G40 (BASF, Германия)
  • Cat ELC (Chevron, США)
  • G‑Energy Antifreeze HD (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Lukoil Coolant SOT (Лукойл, Россия)

Появились в 2008 году. Органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятое обозначение. Европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), американские — N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), японские и корейские разработчики — Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные). Срок службы — как у карбоксилатных: более пяти лет.

Традиционные:

  • Cat DEAC (Chevron, США)
  • Fleetguard ES Compleat (Cummins Filtration, США)
  • Газпромнефть Тосол (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Тосол Felix (Тосол-Синтез, Россия).

Ингибиторами коррозии в этих антифризах служат неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами traditional coolants, conventional coolants, IAT (inorganic acid technology). Считаются морально устаревшими. Их, за редким исключением, не применяют при первой (заводской) заправке автомобилей. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой срок службы и не выдерживают температур выше 105 °C. Срок службы — примерно два года. В этом секторе — наибольшее количество подделок и суррогатов, особенно под названием Тосол.

И еще…

И еще немножко про Фольксваген. На практике для антифризов часто используют краткие обозначения, принятые в спецификации TL 774 группы Volkswagen: карбоксилатные — G12 (TL 774‑D, выведено из употребления в 2005 году) и G12+ (TL 774‑F), гибридные — G11 (TL 774‑C), лобридные — G12++ (TL 774‑G) и G13 (TL 774‑J).

К сожалению, по этикетке в большинстве случаев невозможно понять, к какому типу относится та или иная ОЖ.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Как выбрать антифриз — полезные советы — журнал За рулем

Выбирая охлаждающую жидкость для двигателя своего автомобиля, водители обычно ориентируются на рекомендации пусть и бывалых, но все же не очень компетентных коллег — или не очень грамотных в своем деле продавцов. Не вникая в суть вопроса, они выбирают антифриз «по цвету» или «по классификации G», или самый дешевый и, чаще всего, промахиваются с выбором.

Откуда родились мифы об этих показателях качества антифриза? И почему они не соответствуют действительности?

Все цвета радуги

Первый, самый частый (и, пожалуй, самый категоричный) совет, который дают доброжелатели при выборе антифриза, — «Смотри на цвет и доливай такой же»! Есть даже негласная народная классификация: красный антифриз — это высший сорт, а срок его службы составляет до 5 лет; зеленый — среднее качество и около 3 лет службы; синий — антифриз низкого качества, такой заливают на год, от силы два.

Примитивная логика этих рассуждений может привести к серьезным проблемам с двигателем, вплоть до выхода его из строя. Потому что цвет антифриза не имеет ни малейшего отношения к его техническим показателям. И смешивая коктейль из двух жидкостей неизвестного состава, можно получить на выходе все что угодно — вплоть до коктейля Молотова.

Антифризы одного цвета могут оказаться принципиально несмешиваемыми между собой. Например, охлаждающие жидкости Volkswagen Group G11 и Kia/Hyundai A-110 имеют зеленый цвет. Но смешать их — это значит грубо нарушить требования автопроизводителей!

Изначально антифриз, как и любая другая сервисная жидкость, бесцветен. Производитель, в меру своей предприимчивости и фантазии, а также идя навстречу пожеланиям маркетологов, может добавить в основной состав любые красители, включая флуоресцентные. Это удобно (легче обнаруживаются места протечек), эффектно и, конечно, позволяет расширить линейку товаров. Если речь идет о крупном производстве, то чаще всего цвет антифриза — это выбор производителя сервисной жидкости, согласованный с производителем авто.

Так, например, российская компания «Техноформ» в партнерстве с компанией Arteco (Бельгия), одним из международных лидеров в производстве присадок и охлаждающих жидкостей, производит один и тот же антифриз — Coolstream Premium — сразу для нескольких автозаводов в разных цветах. И с точки зрения маркетинга, и с точки зрения учета удобнее, чтобы автозаводы получали антифриз разного цвета: для одного зарубежного автопроизводителя — оранжевый, для других — желтый, розовый, синий и т.д. При этом все это — один и тот же премиальный антифриз Coolstream, имеющий один и тот же состав и являющийся полным ребрендом (аналогом) лучших зарубежных антифризов (Havoline).

Точка G 

Такой метод подбора антифриза, наверно, придумали те, кто верит, что все лучшее, качественное и передовое — на Западе. И в этом тоже есть доля правды... Но и доля мифотворчества присутствует. Совет покупать для иномарок антифризы, на этикетке которых указана маркировка G11, G12, G12+ («и чем больше цифра, и чем больше плюсов — тем лучше!»), стал следствием высокой популярности антифризов, которые выпускает автоконцерн Volkswagen AG: VW coolant G 11 и VW coolant G 12. Действительно, к качеству здесь не придерешься. Жаль, что гаражные эксперты ленятся интересоваться, что же стоит за этой маркировкой.

На самом деле маркировку с литерой G немецкий автоконцерн разработал исключительно для внутреннего применения — для заправки автомобилей, которые выпускает Volkswagen (а это — Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Ducati, Volkswagen).

  • Маркировка G11 ставится на гибридных антифризах, которые соответствуют спецификации VW TL 774-C (не используется с 2011 года).
  • Маркировка G12 означает карбоксилатные антифризы, соответствующие спецификации VW TL 774-D (не используется с 2004 года).
  • Маркировка G12+ пришла на замену G12 и соответствует обновленной спецификации VW TL 774-F.
  • Маркировки G12++ и G13 используются для новых, лобридных антифризов (спецификации VW TL 774-G и VW TL 774-J).

Внутренняя классификация Volkswagen не имеет ни малейшего отношения к продукции, которую разливают недобросовестные производители, сообщая потребителю, что их сервисные жидкости якобы «одобрены и признаны Фольксваген». И, конечно, нет никаких оснований утверждать, что обнаруженная у антифриза «точка G» делает его отличным вариантом для любой иномарки. Нет: только для автомобилей, выпущенных автоконцерном Volkswagen AG и только при наличии заводского допуска.

Примером может служить антифриз Hybrid Extra от той же торговой марки Coolstream. Этот гибридный антифриз имеет официальный допуск Volkswagen AG (G11). Также для конвейерной заправки в новые автомобили на заводах концерна VAG был выбран лобридный антифриз Coolstream G13.

***

Главным критерием выбора охлаждающей жидкости для автомобиля может быть только допуск/одобрение завода-производителя. Найдите эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля или на сайте производителя и приобретите антифриз с подтверждением данного допуска.

В линейке охлаждающих жидкостей Coolstream также есть и универсальные карбоксилатные антифризы (Optima, Red, Green), которые являются самым безопасным и эффективным решением, если нет возможности приобрести антифриз по допуску.

Любите свои авто :)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Экспертиза охлаждающих жидкостей. С пеной у радиатора — журнал За рулем

Экспертиза охлаждающих жидкостей. С пеной у радиатора

— Да поймите же, я сознательно выпускаю «Тосол» с температурой замерзания минус 37–38 градусов, а не 40! Это не брак, не сбой в производстве — это политика, которая позволяет давать качественный, но недорогой продукт. Мы работаем на массовый рынок!

Что и говорить, веский аргумент. Однако мы, проведя экспертизу, запаслись не менее вескими доводами…

ХОРОШУЮ РЕЛИГИЮ ПРИДУМАЛИ…

В самом деле: что считать качественной охлаждающей жидкостью (далее ОЖ)? Хотя все мы привыкли к температуре начала кристаллизации минус 40° и именно ее считает нормой старый советский ГОСТ, есть масса зарубежных производителей, предлагающих минус 36° или минус 38°.

Даже если на улице жахнет сорок пять мороза, с машиной ничего страшного не случится — смесь воды с этиленгликолем превратится в гель, а не в ледышку. Выходит, в том, что ОЖ не дотягивает до минус 40, нет повода для беспокойства?

Старый советский ГОСТ оговаривал, в какой степени ОЖ имеет право пениться, насколько может быть агрессивна по отношению к металлам, используемым в конструкции двигателей. Но ведь сегодня эти стандарты не обязательны для выполнения — производитель вправе руководствоваться техническими условиями собственной разработки. Стало быть, некоторое отклонение от требований действующего когда-то стандарта — совсем не криминал?

Следуя такой логике, недолго прийти к выводу, что под видом «Тосола» можно продавать и водопроводную воду! Главное — записать в свои собственные технические условия температуру замерзания — ноль, а кипения — 100 градусов по Цельсию. Потом нанести на канистру номер ТУ — кто знает, что зашифровано за десятком цифр, — и продавай смело! Не согласны? Ищите аргументы — мы готовы помочь.

ЗА ФИГОЙ В КАРМАН

Одним из первых параметров у охлаждающих жидкостей проверяют плотность. Ее часто используют для косвенной оценки температуры начала кристаллизации или концентрации этиленгликоля, но, опять же, косвенно.

Почему так? Во-первых, гликоли бывают разные, во-вторых, мало ли что попало в ОЖ, кроме гликоля. Известны случаи, когда изготовители контрафактной продукции поднимали плотность ОЖ самыми разными химикатами в расчете на то, что их дрянь пройдет именно эту банальную проверку.

В общем, для одиннадцати образцов российского производства, приобретенных редакцией в розничной сети (см. фото), специалисты, проводившие исследования, определили, кроме плотности, две температуры перегонки и прямой проверкой установили температуру начала кристаллизации. Как и первое, любимое всеми испытание, эти тесты подтвердили: кое-кто отнесся к необязательным ныне требованиям старого ГОСТа «философски». Дескать, а не послать бы их куда подальше…

Однако больше всего на этот раз удивило другое: сразу несколько образцов показали температуру застывания минус 48–49°С! Сколько бы нам ни объясняли, что это сделано специально «по просьбам трудящихся»… Как там говорил Станиславский?

Кстати, два продукта плотностью 1,073 показали температуру начала кристаллизации минус 40 и минус 48°С — каков разброс! Так что причина «чуда» — скорее неожиданно высокое качество гликолей, нежели их высокая концентрация (ведь почти все производители ОЖ покупают гликоли на стороне).

Такой «положительный» пример весьма красноречиво говорит о стабильности (или нестабильности?) производств.

В связи с этим возникают опасения, что до уровня некоторых импортных продуктов, в том числе имеющих пятилетний ресурс, нам далековато. Примерно как до Луны пешком.

СЛОВНО ПИВО ПЕННОЕ

Для популярного алкогольного напитка пена — важная составляющая качества. Или, как минимум, часть ритуала его употребления: нет пены — нет пива.

Для охлаждающих жидкостей — наоборот. Чрезмерное пенообразование ухудшает свойства ОЖ как теплоносителя, а в долгосрочной перспективе грозит серьезными проблемами с двигателем.

Поэтому среди эксплуатационных параметров охлаждающих жидкостей есть и вспениваемость. Как правило, при использовании стандартного для производителей пакета присадок объем пены укладывается в норму. Не припомню, чтобы предыдущие наши проверки выявляли такие проблемы, как в этот раз. Сразу у трех из одиннадцати проверенных образцов вспениваемость оказалась настолько высокой, что ее не удалось определить — пена полезла через края пробирок (почти как пивная)! Специалисты предположили, что антипенных присадок в «несчастливых» образцах просто не было. Жаль!

МОМЕНТ ИСТИНЫ

Высокая коррозионная активность ОЖ способна подписать мотору смертный приговор.

На нашей памяти — случаи превышения гостовских норм до 30 раз, а сегодня... А сегодня — всего в девять! Подчеркну: в девять раз, а не на девять процентов! Такое превышение нормы, пусть и необязательной для исполнения, зафиксировано у одного из образцов при проверке коррозионной активности по отношению к алюминию. Всего в требования советского ГОСТа 1989 года по коррозии не уложились четыре образца. А с учетом выпадов по температуре начала кристаллизации и пенообразованию — шесть образцов, то есть большая часть испытанных. Признаюсь, такого провала не припомню. Вольно или невольно связываешь это с изменившейся системой сертификации. Производители быстро поняли свою выгоду — на канистре одного из названной шестерки уже успела появиться надпись «Не подлежит обязательной сертификации».

Однако у нас память достаточно долгая. Мы не вправе требовать от тех, кто делает ОЖ, чтобы их продукция полностью уложилась в нормы прежнего ГОСТа, но читателям настоятельно рекомендуем «устаревшие» требования в качестве руководства. Ведь с каких бы философских позиций ни смотреть, очевидно, что высокая коррозионная активность — плохо, а низкая — хорошо, высокая температура начала кристаллизации — плохо, а низкая — хорошо. Вопрос, как видите, совсем не философский.

КАКОГО ЦВЕТА?

Многие технические жидкости из соображений безопасности окрашивают. Цвет, который предпочитает изготовитель, никак не связан с качеством охлаждающей жидкости, ее сроком службы и другими параметрами. Совпадение цвета ОЖ разных производителей ничего не говорит о совместимости продуктов, а изменение их цвета в процессе эксплуатации не является однозначным сигналом к замене. Последнее — результат старения красителя, а не пакета присадок, содержащихся в ОЖ. Обычные «тосолы» необходимо менять через два года, и лишь немногие импортные продукты (далеко не все) могут служить пять лет.

Увеличенный срок службы таких ОЖ всегда указан на этикетках.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru


Смотрите также