Статьи. Свойства антифриз


Выбор антифриза и его свойства

Выбор антифриза и его свойства

Антифриз – (от английского antifreeze — незамерзающий) это не просто охлаждающая жидкость, а продукт, обладающий разнообразными свойствами. Их необходимо учитывать при решение вопросов какой антифриз заливать лучше и какой хороший антифриз. Свойства антифризов:

Антифриз и коррозия

Низкая температура замерзания антифриза достигается за счёт применения этиленгликоля в смеси с водой в разных пропорциях: Смесь этиленгликоля с водой очень корозионноактивная, более активнее чем просто вода, то есть если залить в радиатор чистую водно – этиленгликолевую смесь, то в системе охлаждения двигателя металлы начнут активно ржаветь (более активно чем с водой). А если учесть, что современные двигатели изготовлены из легкосплавных металлов, которые кородируют активнее простых металлов, то вопросу защиты от коррозии в антифризах уделяется не меньше внимания, чем температуре замерзания.

Антифриз и температура замерзания

Температура замерзания значительно ниже температуры замерзания воды, что позволяет обеспечить бесперебойную работу двигателя при низких температурах окружающего воздуха. Предотвращает повреждение деталей системы охлаждения (разрыв), вызванный расширением воды при её замерзании. Антифриз при замерзании образует кашеобразную массу, образование которой не повреждает детали двигателя, но и не позволяет двигателю нормально работать

Антифриз и температура кипения

Обладает также и повышенной температурой кипения, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобиля при высоких температурах окружающего воздуха.

Цвет антифриза

В антифриз добавляют красители, придающие ему тот или иной цвет. Цвет не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам и является предметом договорённости между производителем антифризов и их продавцом. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей. В России охлаждающая жидкость исторически, с Советских времён, получила название Тосол и голубой цвет, и имела всего одну разновидность. В отношении охлаждающей жидкости пришедшей из-за границы и называемой там антифризом, в России часто используется символика Volkswagen. Для обозначения типов по Volkswagen, их несколько, введены различные цвета: антифриз красный, зелёный, фиолетовый, лиловый. Основной причиной изменения цвета на ярко – бурый или другие тёмные оттенки охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации автомобиля является ржавчина и накипь, появившиеся на элементах системы охлаждения. Зачастую это происходит из-за использования воды в качестве рабочей жидкости или из-за применения некачественного тосола или антифриза. Чем быстрее начал изменяться цвет жидкости, тем больше разного рода отложений присутствует в двигателе. Изменение цвета тосола или антифриза на соломенно – жёлтый либо его лёгкое обесцвечивание говорит о выработке красителя по сроку службы или в результате каких – то факторов, например, перегрева двигателя.

Антифриз и кавитация

При «взрывах» горючей смеси в цилиндрах двигателя его блок, и головка блока передают антифризу (охлаждающей жидкости, тосолу) высокочастотные вибрации и он «вскипает» – у стенок постоянно образуются и схлопываются микропузырьки. Этот процесс называется кавитацией. «Бурлящий» антифриз разрушают защитный слой присадок, и кавитация на пару с коррозией начинают «грызть» металл. Тонкая плёнка карбоксилатных и лобридных антифризов в гораздо меньшей степени боится кавитации, нежели толстый слой отложений от присадок традиционных охлаждающих жидкостей и гибридных антифризов.

Антифриз и вспениваемость

Антифриз должен обладать малой вспениваемостью, при большой снижается коэффициент теплоотдачи, возникает вероятность образования воздушных и паровых пробок и как следствие возможен перегрев двигателя.

Антифриз и воздействие на резину

Антифриз или тосол должны обладать инертностью по отношению к резиновым и полимерным деталям системы охлаждения (быть не агрессивными к резиновым шлангам, уплотнителям и пластмассовым деталям системы охлаждения). Охлаждающие жидкости должны предохранять эти детали от высыхания, растрескивания, резина при взаимодействии с антифризом или тосолом должна немного набухать (в пределах допустимых в нормативной документации) и не в коем случае не усыхать.

Стандарты антифризов

Существуют две основные нормы соответствия антифризов ASTM для автомобилей (основа этиленгликоль) и SAE (основа пропиленгликоль). Обе нормы относятся к стандартам Соединённых Штатов (США). Но это общепринятые стандарты. У Англии этот стандарт отличается от американского и имеет название BS, у Италии стандарт отличается от предыдущих, и имеет название CUNA, у Австралии стандарт ONORM, у Франции стандарт AFNOR, у Японии К 2234 и так далее. Каждая страна имеет свои стандарты, так и Россия имеет стандарт ГОСТ. Эти стандарты написаны с учётом климата своего государства, но поставщики мирового масштаба должны учитывать особенности климата и других государств, и особенности автомобилей других марок и тонкостей их систем охлаждения. Охлаждающие жидкости, имеющие эти стандарты, соответствуют, по крайней мере, минимальным требованиям, предъявляемым к ним. Российские стандарты охлаждающих жидкостей устарели и не признаются западными производителями автомобилей. Поэтому при покупке охлаждающих жидкостей для импортного автомобиля необходимо следить за тем, чтобы приобретаемый продукт имел хотя бы один признанный международный стандарт. Технические требования к зарубежным концентратам ОЖ для легковых автомобилей и легких грузовиков отражены в ASTM D 3306, а для грузовых автомобилей и тяжелой техники – в ASTM D 4985. Данные технические требования содержат перечень физико-химических свойств и эксплуатационных требований к антифризам со ссылками на соответствующие стандартные методы испытаний (тоже ASTM). Импортные антифризы по ASTM D 3306 в отечественных легковых машинах применять можно. Технические требования Американской ассоциации по испытанию материалов ASTM D4985 и система нормативов концерна Volkswagen G12, разработанные для тяжелой техники, не допускают присутствие силикатов в охлаждающих жидкостях. Фосфатные ингибиторы коррозии были запрещены к использованию в странах Европейского Союза главным образом по требованию экологов.

Чем опасны поддельные антифризы

Основной особенностью российского рынка остается высокая доля поддельной и некачественной продукции. На российском рынке фигурирует около 200 торговых наименований охлаждающих жидкостей. Среди них, помимо известных, прочно занявших место на рынке торговых марок, присутствует значительное количество наименований, использующих незарегистрированную марку «Тосол» в различных модификациях. Часть продукции является суррогатной, но существует и ряд качественной продукции.  Если ОЖ содержит недостаточное количество этиленгликоля, это еще полбеды: при «переохлаждении» он превращается в рыхлую ледяную кашицу, которая, в отличие от замерзшей воды, не расширяется и не повреждает систему охлаждения двигателя. После запуска мотора она быстро переходит в жидкое состояние. Намного опаснее коррозионная агрессивность подделок: они буквально «пожирают» медные трубки радиатора, паяные швы, разъедая даже стальные и чугунные детали. Недобросовестные производители ОЖ, стремясь быстрее реализовать свой «товар», максимально его удешевляют. В ход идут заменители этиленгликоля и т.д.

Как ориентироваться автолюбителю.

Для ориентации в охлаждающих жидкостях большинство ориентируется на допуски Volkswagen. Их всего три G-11, G-12 и G-12+. Во-первых, если антифриз имеет допуск Volkswagen то это уже говорит о его качестве. Во-вторых, зная какой допуск у антифриза, можно судить о его свойствах, а точнее о пакете присадок. G-11 это обычный силикатный антифриз, обычно синего или зелёного цвета, можно смешивать только с аналогичными антифризами. G-12 карбоксилатный антифриз с удлиненным сроком службы, обычно красного цвета. Смешивается только с аналогичными продуктами. G-12+ это новый, карбоксилатный антифриз, универсального применения. Может смешиваться  с G-11, G-12 и G-12+. Неразбериху вносит то, что значительное число американских и азиатских производителей старается не придерживаются этой классификации. Например, оригинальный антифриз Honda — его изготавливают зеленого цвета (так  захотелось производителю), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Все антифризы TCL можно отнести к классу G12 и G12+, но японские производители не используют данную классификацию, у них принято обозначение LLC (Long Life Coolant цвет красный) и Super LLC (Super Long Life Coolant цвет розовый). Цветовое разделение антифризов в Японии сложилось традиционно (как желание Toyota выделить свои автомобили на рынке), в отличие от Европы, где цветом разделяются разные по типу антифризы. Toyota перешла на использование Super LLC на модели выпускаемые с 2002 года. Первая замена должна производиться при пробеге 160.000 км. (5 лет), затем последующие 80.000 км. (3 года). Таким образом, антифризы TCL разного цвета являются современными карбоксилатными антифризами, идентичными по составу и свойствам, соответствуют японскому стандарту качества JIS  K 2234. Вот отсюда и неразбериха с цветами и европейскими классификациями.

Из руководства по эксплуататации:

«Toyota Super Long Life Coolant» (супердолговечная охлаждающая жидкость фирмы Toyota) используется в Вашем автомобиле Toyota при заводском заполнении. Во избежание технических проблем Toyota рекомендует использовать только свою ОЖ или подобную высококачественную без силикатов, без аминов, без нитритов и без боратов охлаждающую жидкость на этиленгликолевой основе с использованием долговечной гибридной органическо-кислотной технологии.

Рекомендуют специалисты:  Не обращайте внимание на цвет, берите хоть синий антифриз, главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды, например, температура кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов), на основе этиленгликоля, имеющий соответствующие стандарты (в т.ч., страны производителя автомобиля). Многие специалисты предлагают для импортных автомобилей приобретать универсальные антифризы стандарта G 12+. Антифризы стандарта G 12+ также могут смешиваться друг с другом (антифризы разных производителей) и с антифризами стандарта G 12/G 11 (независимо от концентрации в них присадок). Но перед этим нужно убедиться, что это действительно G 12+. По положительному опыту нашего знакомого (автомобиль Лексус) и ответу специалиста Тойота центра антифризы  Super LLC и LLC смешивать можно при доливке, как и антифризы класса G12 и G12+. Сейчас наш знакомый использует при замене охлаждающей жидкости на автомобиле Лексус немецкий антифриз класса G12+ (допуск VW TL 774 F) Куттенкойлер K 12 Plus (цвет фиолетовый/лиловый), также соответствующий японскому стандарту качества JIS  K 2234.

Рекомендации потребителей:

Универсальный антифриз Kuttenkeuler Antifreeze K 12 Plus (концентрат) Цвет: фиолетовый/лиловый

 

Наиболее востребованным в 2012 г. для наших потребителей стал Antifreeze K 12 Plus на основе моноэтиленгликоля (1.2-Ethandiol) и высокоэффективного универсального пакета антикоррозионных, антипенных, антикавитационных присадок и стабилизаторов. Он не содержит нитритов, аминов, фосфатов, силикатов, боратов и работает до 5-ти лет. Предназначен для всех типов двигателей (в т. ч. алюминиевых и легкосплавных) и радиаторов, для легкового и грузового транспорта. Имеет самый современный допуск Volkswagen TL-774F (G12+), MB 325.3, MAN 324 SNF, MAN 248, соответствует требованиям FORD, SCANIA, CUMMINS, VOLVO, AUDI, SEAT, SKODA, производителям японских автомобилей  и др. Antifreeze K 12 Plus полностью заменяет собой все предыдущие антифризы с рекомендациями WV G 11 (TL774C) и G 12 (TL774D) и смешивается с ними без потери антикоррозионных свойств.

Таблицу рекомендаций для легковых машин — антифризы Kuttenkeuler можно посмотреть здесь.

binar.nnov.ru

Свойства и значение антифриза

Антифриз является рабочей жидкостью системы охлаждения двигателя. Свойства данного состава позволяют ему сохранять свою структуру при широком температурном диапазоне. Охлаждающая жидкость не замерзает при низкой температуры и не закипает при высокой. Таким образом, даже при сложных погодных условиях обеспечивается поддержание температурного режима важнейшей системы автомобиля.

Далеко не каждый владелец транспортного средства уделяет должное внимание состоянию жидкости, циркулирующей по системе охлаждения. Несмотря на кажущуюся простоту, антифриз имеет сложный состав и является крайне важным компонентом для поддержания оптимальной температуры двигателя. Как известно, повышение рабочей температуры двигателя неизбежно приводит к преждевременному износу компонентов системы. Поэтому, стоит своевременно производить диагностику системы охлаждения и рабочего состава в частности. Дело в том, при эксплуатации транспортного средства, антифриз утрачивает большую часть полезных свойств, в связи с чем рабочий состав менее эффективно справляется со своей задачей. 

Как и любой другой рабочий состав, антифриз имеет определенный срок эксплуатации, который указывается производителем состава. Конечно, помимо качества используемого состава на период службы так же напрямую влияют условия эксплуатации транспортного средства. Соответственно, чем сложнее условия эксплуатации авто, тем чаще охлаждающая жидкость требует замены.

Современному автолюбителю известно как минимум два типа охлаждающей смеси: антифриз и тосол. На практике антифриз зарекомендовал себя как наиболее долгосрочный и эффективный. Конечно, цена на антифриз несколько выше чем на всевозможные аналоги. В то же время, качественное охлаждение напрямую влияет на срок службы двигательной системы. Сэкономив на жидкости для охлаждения, можно обзавестись значительными затратами на ремонт и восстановление двигательной совокупности. Поэтому, большая часть автолюбителей предпочитает использовать наиболее качественный антифриз для уменьшения затрат на обслуживание. 

Каждая ОЖ имеет некоторые отличительные свойства. В отличие от тосола, антифриз имеет единую структуру и лишь немного отличается некоторыми характеристиками. Свойства тосола полностью зависят от производителя состава. Поэтому, перед тем как приступить к замене рабочего состава, внимательно изучите список допущенных к использованию жидкостей для охлаждения. В большинстве случаев, производитель указывает не конкретную ОЖ, а целый тип жидкостей. Качественный рабочий состав, помимо основной функции охлаждения выполняет ряд полезных функций для увеличения продуктивности и сохранения срока службы двигателя. Вместе с нормализацией температуры, охлаждающая жидкость позволяет надежно защитить проводники совокупности от коррозии. Так же, в составе рабочей смеси имеется специальный комплекс присадок, который препятствует образованию пены и стабилизирует работу системы.

Периодичность выполнения всех профилактических и обслуживающих работ оговаривается производителем транспортного средства в комплектующей инструкции. Это связано с тем, что каждая совокупность имеет особенности устройства.

При этом срок службы антифриза напрямую зависит от качества состава и пробега авто. Со временем, ОЖ изнашивается, в связи с чем уменьшается передача тепла и защита от коррозии. Быстрее всего состав утрачивает свои полезные свойства при нарушении герметичности системы. Поэтому для сохранения должной эффективности охлаждения стоит своевременно проверять проводники системы на предмет механических повреждений.  

Как правило, при нормальных условиях эксплуатации авто, рабочий состав охлаждающей совокупности меняют примерно один раз в два года. Частота замены смеси может изменяться при более суровых условиях использования или непрерывной эксплуатации автомобиля долгое время. В случае если смесь обрела рыжеватый оттенок, это говорит о том что на внутренней части проводников системы начал появляться налет ржавчины. Такой состав требует немедленной замены. В случае если узел был засорен сильно, для восстановления его продуктивности стоит выполнить промывку.

Смешивание или разбавление.

На сегодняшний день существует два вида рабочих смесей: готовый к применению антифриз и концентрат. Разбавлять водой можно только второй тип ОЖ. При этом стоит обратить внимание на рекомендации производителя состава. ОЖ смешиваются только по типам и цветам. При смешивании стоит убедить что виды используемых смесей аналогичны.

От правильности выбора ОЖ во многом зависит правильная рабочая температура ДВС и срок службы важнейшей совокупности авто.

Удачи на дорогах!

Похожие статьи

carmend.ru

Свойства антифризов

Для охлаждения двигателя автомобиля используют жидкости, которые имеют очень низкую температуру замерзания. Общее название таких жидкостей – антифриз.

В России для охлаждения двигателей долгое время применялась жидкость под названием «Тосол». И сейчас в разговоре часто все охлаждающие жидкости для простоты называют «тосолом».

В современной практике для охлаждения используют два вида Антифриза – на основе солей и на основе кислот. Для того, чтобы отличать различные охладители друг от друга, их окрасили в различные цвета – первые имеют синий или зелёный цвет, а вторые - красный. Выбор типа охлаждающей жидкости зависит от материалов, которые используются при изготовлении системы охлаждения двигателя.

В состав охладителя в качестве жидкой составляющей входят этилен или полипропиленгликоль. Так как первый из них очень токсичен, предпочтительнее применение антифриза на основе полипропиленгликоля, что и делается уважающими себя фирмами по производству охладителя.

На основании вышеизложенного ясно, что смешивать антифризы разных цветов является недопустимым. Для смены антифриза лучше произвести полную замену охладителя в соответствии с указанными производителем сроками.

Основные отличия антифриза G12 от G11

G12 - это окрашенный в красный, реже - в желтый цвет карбоксилатный антифриз. Характеризуется местным действием, то есть, если в системе образовалось коррозийное поражение, то присадки локализуют именно его. Это позволяет антифризу работать с достаточной эффективностью немалый срок - от 5 лет, и только тогда его присадки истощаются.G11 - это силикатный антифриз. Его окрашивают в совершенно различные цвета - синий, зеленый, желтый, оранжевый, а раньше иногда встречался даже красный. Отечественный его аналог - это тосол. Он взаимодействует со всеми поверхностями системы, покрывая все части защитной пленкой. Потому срок его службы меньше - до трех лет.

Применяя сначала один из этих видов антифризов, а затем меняя его на другой, следует учитывать один нюанс. Залитый после тосола G12 сталкивается с проблемой старой защитной пленки и работает с гораздо меньшей эффективностью. Да и менять его будет необходимо уже через три года. А тосол, залитый после G12, мгновенно прекращает его действие. Потому пользоваться желательно всегда одной и той же маркой антифриза. И ни в коем случае нельзя смешивать эти две марки! С тосолом способен беспрепятственно смешиваться антифриз G12+, имеющий свойства как у G12. При смешивании страдает только срок его действия, падая до 3 лет, а в общем и целом смешивание дает приемлемые результаты.

Вообще, не стоит ориентироваться в антифризах по их цвету, как у нас обычно принято. Не стоит делить их на "тосол", "желтый антифриз", "зеленый антифриз", "красный антифриз". Вместо этого лучше внимательно прочитать их состав, подумать о их действии и совместимости с тем, что залито в данный момент.

Любой АНТИФРИЗ - это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды, красителя и пакета присадок.

Изначально это было наменклатурное обозначение антифриза специально разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти. Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР "Антифриза 156", они потребовали создать новый антифриз. ТОСОЛ - это аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим наменклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е. Тосол - это вид антифриза.

У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д. В 70-х годах европейскими производителями было решено создать классификацию ОЖ. Было разработано три класса.

G11 - используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.

G12 - используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.

G13 - используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги.

Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифферинцировать продукт для конечного покупателя. Взять к примеру оригинальный Хондовский антифриз - его изготавливают зеленого цвета (ну так им захотелось), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха. В общем не цепляйтесь к цвету, берите хоть синий антифриз главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды тем.кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов).

Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для хондовских движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя.

Про смешивание: допускается смешивать жижи классов G11 и G12 одного производителя. При этом возможно изменение цвета. В экстренных случаях (в дальней поездке за неимением других вариантов) можно смешать жижи разных производителей, но как можно быстрее заменить на свежую с полной промывкой. Из-за разного состава присадок они могут начать взаимодействовать и выпадать в осадок, ухудшая свойства ОЖ.

Про европейских производителей: сейчас 90% европейского рынка пакетов присадок занятой компанией BASF. Они уже ни один десяток лет изготавливают так называемый суперконцентрат для классов G11 и G12 (просто пакет присадок). Этот продукт имеет свою торговую марку Glysantin.

Такие производители как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil и т.д. приобретают басовский суперконцентрат, добавляют воду и этиленгликоль, фасуют в канистры и продают. :))). Тот же AWM также изготавливается из этого суперконцентрата. Так что, что кастроловский антифиз, что мобил, что awm - внутри одно и то же.

Можно ли смешивать антифриз разного цвета?

Антифриз - общее название охлаждающих жидкостей для автомобильных двигателей, а "тосол" - торговая марка отечественного антифриза. Из-за российского происхождения тосола многие предпочитают не заливать его в свои иномарки, и это зачастую оправдано - с тосолом больше вероятность купить подделку или просто некачественную жидкость. Впрочем, есть и много положительных отзывов о тосоле - здесь уже вопрос "тосол или антифриз" принимает черты вечных споров о вкусах.

Но кроме субъективных мнений водителей, тосол и антифриз отличаются составом и эксплуатационными характеристиками. Тосол более агрессивен по отношению к каналам системы охлаждения, поэтому содержит в своем составе силикат, осаждающийся на стенках каналов и защищающий их от коррозии. Антифриз менее агрессивен и потому силиката не содержит. Поэтому смешивание тосола с антифризом или замена одного на другое без промывки системы охлаждения может привести к коррозии или к появлению осадка, забивающего каналы, ухудшению качеств охлаждающей жидкости как таковой.

Различные виды антифриза имеют одну основу - этиленгликоль или пропиленгликоль + пакет присадок. (Кстати, не стоит пробовать антифриз на вкус - он обычно ядовит). Различаются же они такими параметрами, как смазывающие и антикоррозийные свойства, агрессивность по отношению к таким деталям, как сальники, прокладки, патрубки и пр., температура замерзания и кипения. Внешние же различия выражаются в разных цветах антифриза: красном, синем, зеленом. Цвет антифризу придают красители. Красители означают возможность смешивания антифриза одного цвета, но разных производителей. Например, при смешивании красного антифриза с красным он гарантированно не вспенится, не выпадет осадок. Впрочем, согласно отзывам владельцев машин, можно смешать и антифризы разного цвета - но результат этого смешения никто точно не предскажет.

Лучше всего купить антифриз стандарта G12 или G12+. Это жидкости, цвета которых могут варьироваться от желтого до красного цвета. Но вообще полагаться на цвет антифриза нельзя, нужно всегда смотреть на маркировку. Антифризы стандарта G12 могут без опасений смешиваться друг с сдругом (антифризы разных производителей) и с антифризами стандарта G11 (независимо от концентрации в них присадок). В общем ярко-красный антифриз G12+ можно смешивать с чем угодно (но перед этим убедиться, что это действительно G12+, а не просто красные чернила).

Источник: carpodogrev.ru

akb02.ru


Смотрите также