Из чего состоит опера. Что такое действие в опере


всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить

Опера (по-итальянски - opera - сочинение) - это сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. В опере объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены. Опера, в которой балетные сцены занимают не менее важное место, чем вокальные, называется опера-балет , которая была распространена во Франции в XVII - XVIII веках («Галантная Индия» Рамо). Изредка этот вид встречается и в более позднее время («Млада» Римского-Корсакова).

В основу оперы положено либретто (по-итальянски - libretto - книжечка) - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу. Открывается опера прелюдией (по-итальянски - praeludere - «играть вступление») - небольшим оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Прелюдия может называться также увертюрой, вступлением или интродукцией, что не одно и то же, хотя они и имеют много общего. Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров - арий, ансамблей и речитативов. Если опера разделена на акты, то каждый акт, кроме первого, может иметь собственный антракт - оркестровое вступление к начинающемуся акту.

Ария (по-итальянски - aria - ветер, воздух)- законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии обычно характерна широкая распевность. Для полноты характеристики героя в оперу включают несколько различных по содержанию арий. Часто применяется ария da capo - форма, в которой третья часть арии является точным повторением первой. Арии может предшествовать оркестровое вступление или речитатив. После арии возможно инструментальное заключение, или постлюдия . Разновидностями арии является часто встречающаяся в комических операх небольшая по размерам ария - ариетта (по-итальянски - arietta - маленькая ария). Она отличается более песенной мелодией и простотой изложения. Кроме того, изредка используются ариозо (по-итальянски - arioso - «подобно арии») - небольшие арии свободного построения. Они имеют лирический характер и отличаются от арий меньшей драматической насыщенностью.

Речитатив - род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации (по-итальянски - recitare - декламировать). Строение речитативной мелодии в значительной мере определяется текстом. Различают в музыке 2 вида речитатива - сухой речитатив (recitativo secco ), исполняющийся в свободном ритме и поддерживающийся долгимиотдельными аккордами (образцы в операх Моцарта «Свадьба Фигаро» и Россини «Севильский цирюльник»). Другой тип речитатива - аккомпанированный речитатив - более мелодичен, ритмичен и поддерживается насыщенным музыкальным сопровождением. Выдающиеся образцы такого гибког8о и выразительного речитатива созданы А.Даргомыжским (опера «Каменный гость») и М. Мусоргским (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»).

В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI - XVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди. Эти ранние оперы, сочинявшиеся на сюжеты античных мифов и древней истории, состояли, в основном, из сольных вокальных номеров и сопровождались небольшими музыкальными ансамблями. В конце XVII - начале XVIII века на этой основе возник жанр так называемой оперы-сериа (по-итальянски - seria - серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным. В центре стоял герой и его драматическая участь. В музыке главное место занимало виртуозное сольное пение, богато и разнообразно украшенное; хор и балет отсутствовали. Крупнейшими мастерами оперы-сериа были А.Скарлатти и Г.Гендель.

В середине XVIII века австрийский композитор К.Глюк произвёл коренную реформу оперы - в борьбе против излишней виртуозности он достиг выразительной простоты вокальных партий, приблизив музыку к интонациям сценической речи. Наиболее известна этим его опера «Орфей».

Параллельно с этим в разных странах развивалась комическая опера с оживлённым сценическим действием, весёлым, занимательным сюжетом и простыми и мелодичными вокальными партиями, напоминающими народные песни. Этот вид оперы получил название опера-буффа (по-итальянски - buffa - комическая). Этот жанр не содержит разговорных сцен, вместо них широко применяется речитатив. Опера-буффа была весьма популярна среди демократических слоёв населения. Виднейшие

авторыопер-буффа - Д.Перголези («Служанка-госпожа»), Д.Чимароза («Тайный брак»), Д.Паизелло, Й.Гайдн, А.Гретри, П.Монсиньи, В.Моцарт. Вершиной и вместе с тем последней ступенью развития оперы-буффа является «Севильский цирюльник» Д.Россини.

В первой половине XIX века видное место в европейском театре занял жанр так называемой «большой оперы» или гранд-опера - весьма эффектной, но часто нарушавшей требования художественной правды. Видный творец в этом жанре - Д.Мейербер и его работы «Гугеноты», «Пророк». В борьбе с недостатками гранд-оперы выдвинулось реалистическое течение, наиболее яркими представителями которого явились Д.Верди и Ж.Бизе. Отдав в молодости предпочтение гранд-опере, в зрелые годы Верди создал такие замечательные образцы реалистической оперы , как «Травиата», «Риголетто», «Отелло». Одна из вершин мирового оперного искусства и образец реалистической оперы - подлинно народная, полная волнующей жизненной правды опера «Кармен» Бизе. Другим течением, примкнувшим к идеям реализма, стал «веризм» (по-итальянски - vero - правдивый). Его представители - П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини. Их оперы в стиле веризма рисуют жизнь людей из народа и популярны благодаря мелодичной музыке, близкой к народной песенности.

Видное место в оперном искусстве XIX века заняло творчество Р.Вагнера. Выступая против мишурного блеска «большой оперы», Вагнер создал на основе немецких народных легенд музыкальные драмы , наполненные глубоким философским содержанием («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга»). Оперы Вагнера значительно приближены к драме за счёт того, что Вагнер отказался делить свои оперы на отдельные номера, чем добился неразрывности сценического действия. Вагнер доверил симфоническому оркестру важнейшую роль, тем самым достигнув огромной напряжённости симфонического развития. Реформа вагнера оказала большое влияние как на развитие немецкой оперы, так и на развитие всего оперного искусства.

В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера . Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность,

художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство. Традиции Глинки нашли многостороннее развитие у его продолжателей в XX веке - А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»). В жанре реалистической оперы больших успехов достигли Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), И.Дзержинский («Тихий Дон»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).

Опера оказала большое влияние на формирование таких теперь уже самостоятельных музыкальных произведений, как оперетта, оратория и кантата.

Как самостоятельный жанр, оперетта - музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и с разговорными эпизодами - возникла во Франции сравнительно недавно - в середине XIX века и носила характер злободневной сатиры. В венских опереттах сильнее выражено лирическое начало, мелодика близка австрийской и венгерской музыке. В современных американских опереттах сказывается влияние джаза и негритянского фольклора. Русские оперетты отличаются развлекательностью в бытовых сценах. Мировыми звёздами оперетты являются Оффенбах, Штраус-сын, Легар, Кальман, И.Дунаевский.

Впитав многие элементы оперы, на рубеже XVI - XVII веков зародились оратория (по-итальянски - oratio - красноречие) и кантата (по-итальянски - cantare - петь) - многочастные вокально-симфонические произведения для солистов, хора и оркестра. Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и законченных вокальных номеров. От кантаты она отличается значительностью содержания, развитым сюжетом, масштабностью формы. Между тем, термины «кантата» и «оратория» применимы в одинаковой мере ко многим произведениям современной музыки. К жанру оратории близки месса, реквием и страсти. Все они поначалу создавались исключительно на религиозную тематику, хотя, в дальнейшем все эти жанры всё более отходят от религиозного ко светскому сюжету. Выдающиеся образцы произведений такого рода создали Г.Гендель, Й.Гайдн («Сотворение мира», «Времена года»), И.С.Бах, В.Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Верди, Брамс, Онеггер, Орф, Свиридов.

mirznanii.com

Из чего состоит опера

Тема: Из чего состоит опера

Ход урока:

Организационный момент.

    У каждой группы таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперного пения», «Отдел оперного ансамбля», «Отдел оперного хора», «Отдел оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор».

    Сообщение темы урока.

      – Тема нашего урока – «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

      Работа по теме урока.

        — Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных Оперных отделах. Представитель каждого отдела расскажут нам о деятельности каждого Отдела.

        Сейчас я раздам вам некоторую информацию. На ознакомление даётся пять минут.

        — Начнём работу. Чем же занимается Отдел оперного либретто? Вам слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка. Либреттист — тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно сказать — оперный поэт, оперный писатель.)

        — Идём к певцам. Что же делает Отдел оперного пения? Пожалуйста, вам слово! (Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Также есть и другие способы проявления своих чувств – в речитативе. Речитатив — в переводе декламация, чтение вслух. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы — реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.)

        Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет.

        Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова — «Сцену таяния Снегурочки».

        Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства. Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего рассвета. Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки: «Люблю и таю».

        Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово ансамбль — значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой-то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте-ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в жизни. А в опере — одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.)

        Идём далее. Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже говорили. (Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.)

        Спасибо. Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой ямой называется площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли не самый многочисленный отдел — Оперный оркестр. (Оркестр выполняет особое задание: он играет увертюру к опере, чтобы заранее всех настроить на нужную волну.)

        Инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. К одному из таких примеров относится знаменитая «Мелодия» Кристофера Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», которую называют «Жалобой Эвридики». Опера повествует о мифическом певце Орфее, божественное пение которого подчиняло силы природы, и о его жене — юной нимфе Эвридике.

        Эвридика, укушенная змеей, умирает и попадает в царство мёртвых. «Жалоба Эвридики» — музыка, передающая печаль её разлуки с жизнью. Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё называют «Арией без слов».

        Слушание музыкального произведения. ♫

        — Как звучит эта музыка? (Музыка звучала очень нежно, изящно, красиво.)

        Следующий отдел балета, вам слово. (Отдел балета — если по ходу действия оперы требуются танцы, чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.

        А я представляю Отдел оперной постановки, здесь, как в любом театре, художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью.)

        И, конечно, главное лицо в оперном деле — композитор. (Он сочиняет музыку, а музыка в музыкальном деле всему начало и всему конец. Недаром имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.)

        Итог урока.

          — Каждая опера, ребята, это целый мир сюжетов, действий, персонажей, музыки, гармонии, оркестровки, декораций, актерской игры. И, конечно, прав был Н.А. Римский-Корсаков, сказав о том, что «Каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет».

          Домашнее задание.

            Придумать название собственной оперы. Нарисовать на листе формата А4 оперную декорацию к своей опере.

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            ОПЕРА - это... Что такое ОПЕРА?

          1. опера — опера, ы …   Русский орфографический словарь

          2. опера — См. зрелище, песнь из другой оперы... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опера зрелище, песнь; зингшпиль, пастиччо, рок опера Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

          3. ОПЕРА — (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… …   Словарь иностранных слов русского языка

          4. ОПЕРА — (итал. opera букв. сочинение), музыкально театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария,… …   Большой Энциклопедический словарь

          5. Опера — (итальянское opera, буквально сочинение), вид музыкально театрального искусства; произведение, основанное на синтезе музыки, слова и сценического действия. Возникла в Италии на рубеже 16 17 вв. (смотри Флорентийская камерата). Состоит из… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

          6. ОПЕРА — ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… …   Толковый словарь Ушакова

          7. ОПЕРА — все равно что супруг с иноземным титулом: содержать его дорого, понять трудно, поэтому лезешь из кожи, чтобы не ударить лицом в грязь. Кливленд Амори Главная цель постановщика оперы устроить так, чтобы музыка никому не мешала. Видоизмененный… …   Сводная энциклопедия афоризмов

          8. Опера — (opera итал., Орег нем., opera франц.) художественно драматическая форма театральных представлений, в которойречь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическоедействие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

          9. ОПЕРА — ОПЕРА, ы, жен. 1. Музыкально драматическое произведение, в к ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы. 2. Представление такого произведения на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на… …   Толковый словарь Ожегова

          10. ОПЕРА — жен., итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка ·умалит. подходит иногда ближе к водевилю. Толковый словарь Даля. В.И.… …   Толковый словарь Даля

          11. Опера — (итал. opera, букв. – сочинение) – музыкально театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Состоит из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров,… …   Энциклопедия культурологии

          12. dic.academic.ru

            Поговорим об опере - Классика

            А. Бородин Опера

            Опера – сложное музыкально-драматическое произведение. Сложное по составу: она основана на музыке, слове и сценическом действии; пожалуй, это самый сложный из существующих традиционных музыкальных жанров с точки зрения ее сочинения. Но сложность – это не приговор, а объективная оценка.

             

            А вот слушать и понимать оперу могут все, кто к этому стремится.

            Ради чего люди приходят в оперный театр? Для получения эстетического удовольствия, потому что здесь, кроме музыки, присутствует театральное действие, основанное на литературе (либретто). Это уникальное сочетание! Такого нет больше ни в одном виде искусства.

            Самый важный элемент оперы – пение. Именно пение, человеческий голос, передаёт все оттенки человеческих переживаний, психологическое состояние героя, его характер и темперамент. Не менее важно и драматическое действие, сюжет оперы. Музыка обогащает понимание драматического действия и характера произведения в целом. Таким образом, все составляющие оперы взаимосвязаны, и только в этом единстве мы получаем произведение, которое дарит нам радость познания мира и человека в нём.

            История оперы

            Опера возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. В Италии был открыт и первый оперный театр (Венеция, 1637 г.).

            Конечно, не сразу опера появилась в том виде, в котором она существует сейчас – был долгий путь её становления.

            Сначала появились мистерии. Мистерия – это один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией. Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками.

            Вот так выглядела постановка мистерии во Фландрии в XV в.

            Музыка в мистериях звучала только эпизодически. А вот в пасторалях, которые были популярны в XVI в., музыка звучала чаще. Пасторали поэтизировали мирную и простую сельскую жизнь.

            В конце XVI в. в такие представления стало вводиться одноголосное пение, что приближало уже произведение к опере, какой мы её знаем сейчас. Считается, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 г. на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Опера стала быстро распространяться по всей Европе. И уже в конце XVII-начале XVIII в. начали складываться основные разновидности оперы: опера Seria (большая серьёзная опера) и опера Buffa (комическая опера).

            А как развивалась опера в России?

            В развитие этого музыкального жанра большой вклад внесли композиторы Е. Фомин, А. Верстовский, В. Пашкевич.

            Впервые в России опера была поставлена в 1736 г. итальянскими оперными труппами. Аристократическое общество быстро признало оперу средством отличного развлечения и стало приглашать иностранных композиторов для создания новых опер. Но это были оперы в основном на итальянском языке. Первую оперу на русском языке создал в 1755 г. также иностранец – итальянский композитор Франческо Арайя. Сюжет оперы также был иностранным – древнегреческий миф. Очевидно было, что при такой любви к опере русских аристократов пора бы уже создать оперу собственными силами. Было решено направить за границу для обучения и совершенствования в оперном жанре композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

            М. Бельский «Портрет Д. Бортнянского» (1788)

            Композиторы создали свои оперы. Например, Д. Бортнянский является автором опер «Сокол» (1786), «Празднество сеньора» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787) и других музыкальных произведений. Наряду с М. Березовским Д. Бортнянский считается создателем классического типа русского хорового концерта.

            Портрет Е. Фомина

            Евстигней Ипатович Фомин (1761-1800) является автором первой русской оперы на отечественный сюжет: оперу «Новгородский богатырь Василий Болеславич» он сочинил на либретто императрицы Екатерины II.

            В 1788 г. Е. Фомин написал одну из наиболее известных своих опер: «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Но дирекция императорских театров не приняла её к постановке, лишь в 1800 г. эта опера увидела сцену.

            Известна мелодрама Е. Фомина «Орфей и Эвридика» на текст драматурга Якова Княжнина, написанная в 1791 г.

            Е. Фомин является одним из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Но его творческое наследие долго оставалось малоизвестным. Только в середине XX в. некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда. Многие рукописи композитора утеряны. Последняя известная работа – опера «Золотое яблоко» – сохранилась только в виде оркестровых партий. Авторству Фомина также приписывались другие оперы, авторство которых пока не установлено.

            Портрет А. Верстовского. Гравюра Карла Гампельна (1830-е гг.)

            Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862) – русский композитор. Автор преимущественно опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер: «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854) и др. Лучшей считается опера «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Написал более 30 опер-водевилей: «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и др. Он также прославился романсами.

            Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

            М.И. Глинка. Фотография 1856 г.

            Итак, мы видим, что в России постепенно складывалось своё оперное творчество, но основоположником русской национальной оперы считается именно М.И. Глинка.

            Будучи в творческой поездке в Италии и Германии, Глинка обдумывал план создания русской национальной оперы. Он долго искал сюжет и наконец, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В 1835 г., вернувшись в Россию, он приступил к написанию оперы.

            В 1936 г. опера «Жизнь за царя» была закончена, а её премьера состоялась 9 декабря 1836 г. в Большом театре Санкт-Петербурга. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. Позже опера стала называться «Иван Сусанин».

            В 1837 г. М. Глинка начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Таким образом, рождение русской национальной оперы состоялось, и оперный жанр в России начал активно развиваться.

            Структура оперы

            Как мы уже говорили, опера – это сложный, синтетический жанр, объединяющий различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

            Опера создаётся на основе либретто – литературного произведения (уже известного или специально написанного).

            Оперный коллектив

            В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.

            Женские голоса: сопрано (высокий голос), меццо-сопрано (более низкий женский голос; характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот), контральто (самый низкий женский певческий голос).

            Галина Вишневская. Фото с сайта megabook.ru

            Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.

            Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.

            Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (конкретные примеры мы приводим лишь для того, чтобы можно было представить звучания голоса. Не все названные певцы являются оперными).

            Мужские голоса: контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение), тенор (высокий певческий мужской голос), баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором), бас (наиболее низкий мужской певческий голос).

            Самый известный контратенор – Барри Гибб, британский певец, композитор и продюсер.

            Известные теноры: Николай Басков, Карел Готт, Александр Градский, Марио Дель Монако, Майкл Джексон, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Энрико Карузо и др.

            Александр Градский

            Известные баритоны: Сергей Волчков, Юрий Гуляев, Роберто Лоретти, Муслим Магомаев и др.

            Муслим Магомаев. Фото с сайта http://muslimmagomaev.ru

            Известные басы: Луи Армстронг, Борис Гмыря, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов и др.

            Опера делится на акты (завершённая часть оперы, обычно между актами бывают перерывы), картины (часть акта), сцены (часть действия), номера (отдельное законченное по форме выступление). Перед актами бывает пролог (вводная часть, предисловие), в конце оперы – эпилог (заключительная часть).

            Музыкальные номера оперы: речитативы (певучая речь), ариозо (небольшая ария), песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д.

            Симфонические формы: увертюра (инструментальное вступление к опере), интродукция (то же самое, что и увертюра или вступление, только к отдельному номеру), антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

            Сцена из оперы А. Бородина «Князь Игорь»

            Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах: арии, ариозо, ариетте, каватине, монологе, балладе, песне.

            В кульминационных или заключительных моментах оперного действия появляются ансамбли (дуэт, трио, квартет и т.д.).

            Хор в опере может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; может показывать монументальные картины народной жизни и т.д.

            Иногда в опере участвует балет.

            Оперный театр

            Оперный театр создаётся специально для показа оперных постановок. Здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож.  Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).

            Большой театр в Москве был открыт в 1825 г. Это один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета.

            Популярные оперы

            Самыми популярными во всём мире являются оперы «Травиата» Д. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Богема» Д. Пуччини, «Тоска» Д. Пуччини, «Волшебная флейта» Моцарта. Среди 50 популярных опер мира – две русские оперы: «Евгений Онегин» (№ 14) и «Пиковая дама» (№ 45) П. И. Чайковского.

            Опера в современном мире

            Опера по-прежнему популярна, оперные спектакли ставятся и посещаются. Существует только одна неприятная тенденция: разгул экспериментаторства на больших и малых сценах, когда произвольно истолковывается замысел автора, изменяются акценты. Вольная интерпретация порой далеко уводит от той идеи, которую стремился донести до слушателей композитор.

            www.classic-musik.com

            Что такое опера

            Опера в переводе с итальянского языка означает сочинение. Опера – это вид музыкально-драматического произведения, основанного на гармоничном сочетании музыки, сценического действия и слова. Опера отличается от других видов драматического театра тем, что музыка здесь является основным носителем действия, его движущей силой.

            Впервые опера возникла в Италии, в XVI-XVII веках. Начало возникновению этого искусства положило широкое развитие сольного пения с инструментальным сопровождением и развитие выразительной вокальной монодии, передающей разнообразные нюансы человеческой речи, а также некоторые формы театра того времени, в которых музыка занимала значительное место.

            Опере присущ целостный музыкально-драматический сюжет с его последовательным развитием по законам музыкальной драматургии. При отсутствии такового роль музыки сводится всего лишь к сопровождению, иллюстрации словесного текста и события, разворачивающегося на сцене. Оперная форма в таком случае распадается и утрачивается.

            В искусстве оперы основное выразительное средство – пение. С его помощью артисты...

            создают художественные образы. Слово в опере “омузыкалено” драматургом-композитором. Музыкальная интонация словесной речи поддерживается музыкальным сопровождением симфонического оркестра, определенной мелодией, ритмом, что делает речь актеров эмоционально более выраженной. Так в опере появляется вокальный монолог. В зависимости от количества действующих лиц это может быть ария или дуэт, квартет или квинтет.

            В оперном театре музыка призвана выражать интимные сокровенные чувства и переживания героя, которые подчас скрываются за его словами. Важным является не только то, о чем именно поет тот или иной герой оперы, но и то, с какими чувствами он это делает. Создавая его музыкальный образ, композитор обязательно учитывает тембр голоса, способный более красноречиво раскрыть его характер.

            Для написания оперы необходимо либретто – литературный сценарий, согласно которому будет происходить дальнейшее развитие сюжета. Композитор оперного жанра, в отличие от драматурга, больше основывается на создании цельного музыкального произведения.

            schoolessay.ru

            Что такое опера - Сочинения на свободную тему

            Опера, представляет собой тесный союз музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих. Благодаря выразительной силе музыки воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность, образность. Как сказал Чайковский: “Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях – всего народа”. Уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства, у людей возникло желание усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения. Большое значение в греческой трагедии занимала музыка, а точнее – хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Хор выражал основную идею произведения. Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но они отличались от оперы тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как в современной опере с начала и до конца поется. Опера в том виде какой она является сегодня возникла около четырехсот лет назад в Италии. Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством. Опера быстро завоевала, в каждой стране она приобрела особый национальный характер. Создателем первой классической

            оперы в России под названием “Иван Сусанин” явился величайший композитор Глинка. Ария является одной из основных частей оперы. Ария сложнее по форме, чем песня, и это обусловлено самим ее назначением в опере. Ария служит характеристикой того или иного героя. Ария не только выражает уже созревшее чувство, но и самый процесс его формирования, она показывает, как в душе человека происходит борьба противоположных чувств и как одно из них побеждает. В музыке эта борьба находит выражение в речитативно-декламационном вступительном построении, предшествующем арии в собственном смысле слова. Музыка должна выразить уже оформившееся чувство. В опере ария обычно имеет ясную законченную форму: куплетную, трех частную, рондо. Нередко ария состоит из двух контрастных по характеру музыки частей. Однако действие оперы невозможно передать только чередованием законченных арий. В таких моментах оперы, где действующие лица именно действуют, соверщенно не нужна такая законченность формы, какая вполне уместна в арии. Она тормозила бы развитие действия. Такие моменты обычно не имеют законченной музыкальной композиции, отдельные фразы героев чередуются с возгласами хора, с оркестровыми эпизодами. Для этого широко используется речитатив, то есть декламационное пение. Обычно резкой грани между речитативом и мелодическим пением нет, речитатив в таких случаях отличается напевностью, и потому так легко и свободно вливается в арию или ансамбль. Но бывает и речитатив очень приближен к разговорной речи, который значительно отличается от всех остальных оперных форм. Такой речитатив называется “сухим” речитативом. Для примера можно упомнуть оперу Россини “Севильский цирюльник”, где большая часть речитативов исполняется по старой традиции под фортепиано. Многие русские композиторы уделяли большое внимание речитативу, особенно это относится к Даргомыжскому и Мусоргскому. Стремясь к реализму в музыке, к наибольшей правдивости музыкальной характеристики, они видели главное средство для достижения этой цели в музыкальном претворении речевых интонаций. Речитативы в произведениях Мусоргского отличаются особенной психологической выразительностью, в них раскрывается внутренний душевный облик героя. Для примера можно взять его произведение “Борис Годунов”, где речитативные интонации в партии царя Бориса, полные огромной внутренней напряженности, взволнованности, очень отличаются от сдержанных, спокойных интонаций партии летописца Пимена. Речитативы и арии являются основными средствами индивидуальной характеристики героев оперы. Другим ярким средством характеристики героев является ансамбль. Ансамбли в опере бывают разные по количественному составу: от двух голосов до десяти. Обычно в ансамбль соединяются голоса различного диапазона и тембра. Как правило ансамбль передает одно чувство, охватывающее нескольких героев, в таком случае отдельные партии ансамбля не противопоставляются, а как бы дополняют друг друга и часто имеют сходный мелодический рисунок. Но может быть ансамбль, который объединяет музыкальные характеристики героев, чувства которых различны и даже противоположны. Хоровые эпизоды занимают довольно большое место в опере. На примере оперы “Евгений Онегин” мы можем видеть, как разнообразна бывает трактовка оперных хоров. В первой картине оперы мы слышим исполняемую хором песню крестьян, возвращающихся с полевых работ: “Болят мои скоры ноженьки со походушки “. В ней хор выступает как единое целое, песня эта – обобщенная характеристика крестьян. И совсем иначе трактован хор в первой картине второго действия, в сцене бала у Лариных. Хор гостей здесь – это не только “фон” в картине усадебного быта, это – активный участник действия. Поэтому хор трактован здесь уже не суммарно, он индивидуализирован, в некоторых моментах он разделяется на отдельные группы, перебрасывающиеся репликами по адресу Онегина. Различный характер изложения хоровых эпизодов теснейшим образом связан с участием хора в развитии действия. Пример максимальной индивидуализации хора мы находим в музыкальной драме Мусоргского “Борис Годунов”, где из хора народа, упрашивающего Бориса принять царский венец, выделены не только отдельные группы, но даже отдельные персонажи, получающие лаконичную, но меткую музыкальную характеристику. Реплики отдельных персонажей раскрывают истинное отношение народа к событиям, подневольный характер их обращения к будущему царю. Теперь пришло время упомянуть о значении инструментальных эпизодов(танцевальные эпизоды и увертюра) в опере. Танцы в опере являются не только зрелищем, но и одним из средств музыкально-драматургического развития. Для примера можно взять танцы из второго действия оперы Глинки “Иван Сусанин”, где средствами танцевальной музыки Глинка дает здесь меткую характеристику польской шляхты. Увертюра, на заре существования оперы, имела весьма скромное назначение: призвать внимание слушателей к начинающемуся спектаклю. Пройдя длительный путь развития, увертюра стала тем, чем она является в классических оперных произведениях, – сжатым, конспективным музыкальным выражением основной идеи оперы. Поэтому в увертюре часто звучат наиболее значительные музыкальные темы оперы. Рассмотрим для примера увертюру к опере Глинки “Руслан и Людмила”. В увертюре к “Руслану” такими ведущими темами, наиболее широко развитыми и утверждаемыми композитором, являются именно тема ликования народа и тема любви. Они обладают большой яркостью, выпуклостью, их смысл доступен слушателю, еще не слыхавшему оперы и не связывающему звучание этих мелодий с определенным персонажем или ситуацией. Основная ее тема, с которой и начинается увертюра, – это тема народного ликования. Она прозвучит в финале оперы, в хоре, славящем Руслана, освободившего невесту, похищенную злым волшебником. За этой стремительной, летящей вперед музыкальной темой следует широкая распевная мелодия, которая прозвучит в опере в арии Руслана. Это тема любви Руслана к Людмиле, его надежды на счастье. Если просто перечислить основные музыкальные образы увертюры, то можно сказать что она действительно выражает основную идею оперы. Но в увертюре имеет значение не только отбор музыкальных тем, но и их расположение и развитие. Важно, какая именно из музыкальных тем оперы является в увертюре основной, определяющей весь характер музыки, важно, насколько широко развивает ее композитор. Следовательно, увертюра как бы излагает основную идею оперы в обобщенном, лаконичном и законченном виде. Поэтому она может исполняться отдельно от оперы, в концерте, становясь тогда как бы самостоятельным симфоническим произведением на тему оперы. В спектакле же увертюра как бы вводит слушателя в мир музыкальных образов оперы. А затем, когда занавес поднимается, эти образы становятся не только слышимыми, но и зримыми, приобретают конкретность, определенность. Кроме оперы, существуют также другие формы соединения драмы с музыкой. Это и спектакли со вставными музыкальными номерами (немецкий зингшпиль, французская комическая опера, оперетта). На почве эстрадных театров Бродвея родился жанр мьюзикла. Мьюзикл – это драматический спектакль, до предела насыщенный музыкой, которая включается в действие гораздо активнее, в оперетте. Исполнители мьюзикла должны быть в равной мере и актерами, и певцами, и танцорами. И это относится не только к артистам, исполняющим ведущие роли, но и к артистам хора. Мьюзикл, который поначалу был как только развлекательный жанр, быстро развивался и уже в 50-е годы достиг расцвета и завоевал популярность. Композиторы обратились к сюжетам из классической литературы. Так, появился мьюзикл на сюжет комедии У. Шекспира “Укрощение строптивой” (“Целуй меня, Кэт” К. Портера), на сюжет пьесы Б. Шоу ” Пигмалион ” (“Моя прекрасная леди” Ф. Лоу ). По роману Ч. Диккенса создан “Оливер” Л. Барри. Советские композиторы тоже обратились к жанру мьюзикла. Например, уже несколько в Московском театре идет пьеса А. Вознесенского “Юнона и Авось”. Существует еще и такой жанр, еще более насыщенный музыкой, как жанр рок-оперы. Рок-опера возникла в конце 1960-х гг. в США как разновидность мюзикла. Из рок-опер наиболее известна “Иисус Христос – суперзвезда” Л. Э. Уэббера. Теперь действительно становится понятно, как широк и огромен круг выразительных средств, которыми располагает композитор в опере. И неспроста опера – это один из самых популярных музыкальных жанров. Понимать оперную музыку может любой человек, этому помогают слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами. Именно для того чтобы общаться с народом, очень часто и обращались композиторы к опере.

            rus-lit.com

            Что такое опера?

            Опера, представляет собой тесный союз музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих. Благодаря выразительной силе музыки воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность, образность. Как сказал Чайковский: «Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях — всего народа». Уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства, у людей возникло желание усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения. Большое значение в греческой трагедии занимала музыка, а точнее - хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Хор выражал основную идею произведения. Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века.

            Но они отличались от оперы тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как в современной опере с начала и до конца поется. Опера в том виде какой она является сегодня возникла около четырехсот лет назад в Италии.

            Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством. Опера быстро завоевала, в каждой стране она приобрела особый национальный характер. Создателем первой классической оперы в России под названием "Иван Сусанин" явился величайший композитор Глинка. Ария является одной из основных частей оперы.

            Ария сложнее по форме, чем песня, и это обусловлено самим ее назначением в опере. Ария служит характеристикой того или иного героя. Ария не только выражает уже созревшее чувство, но и самый процесс его формирования, она показывает, как в душе человека происходит борьба противоположных чувств и как одно из них побеждает. В музыке эта борьба находит выражение в речитативно-декламационном вступительном построении, предшествующем арии в собственном смысле слова.

            Музыка должна выразить уже оформившееся чувство. В опере ария обычно имеет ясную законченную форму: куплетную, трех частную, рондо. Нередко ария состоит из двух контрастных по характеру музыки частей. Однако действие оперы невозможно передать только чередованием законченных арий. В таких моментах оперы, где действующие лица именно действуют, соверщенно не нужна такая законченность формы, какая вполне уместна в арии. Она тормозила бы развитие действия.

            Такие моменты обычно не имеют законченной музыкальной композиции, отдельные фразы героев чередуются с возгласами хора, с оркестровыми эпизодами. Для этого широко используется речитатив , то есть декламационное пение. Обычно резкой грани между речитативом и мелодическим пением нет, речитатив в таких случаях отличается напевностью, и потому так легко и свободно вливается в арию или ансамбль. Но бывает и речитатив очень приближен к разговорной речи, который значительно отличается от всех остальных оперных форм. Такой речитатив называется "сухим" речитативом. Для примера можно упомнуть оперу Россини "Севильский цирюльник", где большая часть речитативов исполняется по старой традиции под фортепиано.

            Многие русские композиторы уделяли большое внимание речитативу, особенно это относится к Даргомыжскому и Мусоргскому. Стремясь к реализму в музыке, к наибольшей правдивости музыкальной характеристики, они видели главное средство для достижения этой цели в музыкальном претворении речевых интонаций. Речитативы в произведениях Мусоргского отличаются особенной психологической выразительностью, в них раскрывается внутренний душевный облик героя.

            Для примера можно взять его произведение "Борис Годунов", где речитативные интонации в партии царя Бориса, полные огромной внутренней напряженности, взволнованности, очень отличаются от сдержанных, спокойных интонаций партии летописца Пимена. Речитативы и арии являются основными средствами индивидуальной характеристики героев оперы. Другим ярким средством характеристики героев является ансамбль.

            Ансамбли в опере бывают разные по количественному составу: от двух голосов до десяти. Обычно в ансамбль соединяются голоса различного диапазона и тембра.

            Как правило ансамбль передает одно чувство, охватывающее нескольких героев, в таком случае отдельные партии ансамбля не противопоставляются, а как бы дополняют друг друга и часто имеют сходный мелодический рисунок. Но может быть ансамбль, который объединяет музыкальные характеристики героев, чувства которых различны и даже противоположны.

            Хоровые эпизоды занимают довольно большое место в опере. На примере оперы "Евгений Онегин" мы можем видеть, как разнообразна бывает трактовка оперных хоров. В первой картине оперы мы слышим исполняемую хором песню крестьян, возвращающихся с полевых работ: "Болят мои скоры ноженьки со походушки ". В ней хор выступает как единое целое, песня эта — обобщенная характеристика крестьян. И совсем иначе трактован хор в первой картине второго действия, в сцене бала у Лариных. Хор гостей здесь — это не только "фон" в картине усадебного быта, это — активный участник действия. Поэтому хор трактован здесь уже не суммарно, он индивидуализирован, в некоторых моментах он разделяется на отдельные группы, перебрасывающиеся репликами по адресу Онегина.

            Различный характер изложения хоровых эпизодов теснейшим образом связан с участием хора в развитии действия. Пример максимальной индивидуализации хора мы находим в музыкальной драме Мусоргского "Борис Годунов", где из хора народа, упрашивающего Бориса принять царский венец, выделены не только отдельные группы, но даже отдельные персонажи, получающие лаконичную, но меткую музыкальную характеристику.

            Реплики отдельных персонажей раскрывают истинное отношение народа к событиям, подневольный характер их обращения к будущему царю. Теперь пришло время упомянуть о значении инструментальных эпизодов(танцевальные эпизоды и увертюра) в опере. Танцы в опере являются не только зрелищем, но и одним из средств музыкально-драматургического развития. Для примера можно взять танцы из второго действия оперы Глинки "Иван Сусанин", где средствами танцевальной музыки Глинка дает здесь меткую характеристику польской шляхты. Увертюра, на заре существования оперы, имела весьма скромное назначение: призвать внимание слушателей к начинающемуся спектаклю. Пройдя длительный путь развития, увертюра стала тем, чем она является в классических оперных произведениях, — сжатым, конспективным музыкальным выражением основной идеи оперы.

            Поэтому в увертюре часто звучат наиболее значительные музыкальные темы оперы. Рассмотрим для примера увертюру к опере Глинки "Руслан и Людмила". В увертюре к "Руслану" такими ведущими темами, наиболее широко развитыми и утверждаемыми композитором, являются именно тема ликования народа и тема любви. Они обладают большой яркостью, выпуклостью, их смысл доступен слушателю, еще не слыхавшему оперы и не связывающему звучание этих мелодий с определенным персонажем или ситуацией.

            Основная ее тема, с которой и начинается увертюра, — это тема народного ликования. Она прозвучит в финале оперы, в хоре, славящем Руслана, освободившего невесту, похищенную злым волшебником. За этой стремительной, летящей вперед музыкальной темой следует широкая распевная мелодия, которая прозвучит в опере в арии Руслана.

            Это тема любви Руслана к Людмиле, его надежды на счастье. Если просто перечислить основные музыкальные образы увертюры, то можно сказать что она действительно выражает основную идею оперы.

            Но в увертюре имеет значение не только отбор музыкальных тем, но и их расположение и развитие. Важно, какая именно из музыкальных тем оперы является в увертюре основной, определяющей весь характер музыки, важно, насколько широко развивает ее композитор.

            Следовательно, увертюра как бы излагает основную идею оперы в обобщенном, лаконичном и законченном виде. Поэтому она может исполняться отдельно от оперы, в концерте, становясь тогда как бы самостоятельным симфоническим произведением на тему оперы.

            В спектакле же увертюра как бы вводит слушателя в мир музыкальных образов оперы. А затем, когда занавес поднимается, эти образы становятся не только слышимыми, но и зримыми, приобретают конкретность, определенность. Кроме оперы, существуют также другие формы соединения драмы с музыкой. Это и спектакли со вставными музыкальными номерами (немецкий зингшпиль, французская комическая опера, оперетта).

            historylib.net