Жанры лирики в литературе. Жанры лирики Пушкина и Лермонтова. Что такое лирическое стихотворение в литературе


лирическое стихотворение и особенности организации стихотворной речи

 

Поэзия подразделяется на три основных рода: лирика, драма и эпос. Эти три вида и являются главными формами поэтического творчества.

Понятие лирики

Под лирикой зачастую подразумевают поэзию, главным объектом которой выступают личные переживания героя, которые выражаются в форме чувств. По мнению Гегеля, целью лирической поэзии является выражение тонких и интимных чувств поэта. О лирике говорят, как о субъективной поэзии. Она изображает внутренний мир человека, отображает состояние его души, его чувства – радость и страдания, печаль и страсть.

Лирический герой и лирическое стихотворение

Более четким будет определение лирического героя, как субъекта высказывания в любом лирическом произведении, как персонажа лирики. О лирическом герое также говорят, как о художественном двойнике автора, персонаже, который наделен отчетливым внутренним миров и определенной личной судьбой. Такими являются лирические герои поэзии Дж. Байрона, М. Лермонтова, Г. Гейне.

Если говорить о лирическом герое в более широком смысле, то его образ, скорее всего, создается на основе жизненного опыта самого автора, его ощущений, чувств, целей и ожиданий. Когда этот образ отчетливо закрепляется в художественно преображенной форме в лирике, то возникает определенный лирический герой.

Однако говорить о полном отождествлении личности автора и лирического героя нельзя. И зачастую многие события, происходящие в жизни литературного героя, не являются биографическими для самого поэта.

Если говорить об особенностях лирического стихотворения, то оно сосредоточено вокруг переживаний и мыслей героя, и для этого нет надобности обрисовывать какие-то события или факты из жизни. Не нужна также и предыстория характера, смысл лирического стихотворения заключается в раскрытии духовного мира поэта и его личного виденья чувств и переживаний.

Особенности организации стихотворной речи

Комплекс особенностей организации стихотворной речи и образовывает строение стихотворения. Есть определенные элементы, которые и лежат в основе организации стихотворной речи, они во многом зависят от строения языка, исторического развития языка и индивидуальной манеры поэта. Также системы организации стихотворной речи подразделяют на две группы – количественное и качественное стихосложение.

Выделяют четыре основных элемента организации стихотворной речи: ритм, рифма, размер и строфа. Несмотря на то, что ритм считается основой основ стихотворения, нельзя сказать, что именно он и образовывает стихотворение. Ритм определяют, как правильное чередование, сочетание и повторяемость элементов в стихотворении.

Благодаря этому стихотворения очень часто накладывают на музыку, потому что их звучание легко воспринимается на слух. Ритм – это закономерное повторение единиц в стихотворении. Рифмой принято считать звуковой повтор в двух стихах – преимущественно на конце. Именно рифма подчеркивает ритм стихотворения и членение речи на стихи. Рифма может быть односложной или двухсложной, еще такие виды рифм называют мужскими и женскими.

Стихотворный размер является последовательной выраженной формой стихотворного ритма и схемой построения стихотворной строки. Существует пять основных стихотворных размеров в русском стихосложении – это трехсложные (анапест, амфибрахий, дактиль) и двухсложные (хорей, ямб).

Строфой называется повторяющаяся группа стихов в стихотворной речи, которые связаны по смыслу и расположением рифм. Это можно назвать сочетанием стихов, которые образуют синтаксическое и ритмическое целое, объединенное четкой системой рифмовки. У строфы есть синтаксическое построение и законченное содержание.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Стихотворения Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Пастернака Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspИзображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема литературы: герой и читатель

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Что такое лирическое ''я'' в литературе? (в стихотворениях) Как узнать...

Термин «лирический герой» введен Ю. Н. Тыняновым в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» / Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания: 1.Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т. д. 2.Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе. 3.С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека. Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М. Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке) , Н. А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого.. . Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т. д. В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А. А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта – это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах – вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я» , сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта – реально существующего человека.

education.ques.ru

Что такое лирическая поэзия? - по русскому языку и литературе

Лирическая поэзия получила свое название от греческого слова "лира". Это музыкальный инструмент, игрой на котором древние греки аккомпанировали себе, когда пели. Самое название лирической поэзии указывает на ее близкую связь с музыкой: та и другая выражают различные сердечные чувствования.

В то время как эпос изображает мир внешний (объективный), предмет лирики — внутренний (субъективный) мир поэта, его личные чувствования, вызванные каким-либо предметом или явлением.

К лирической поэзии относятся не только те стихотворения, в которых поэт выражает свои чувствования непосредственно, от своего лица (например, "Молитва" Лермонтова", "Опять на родине" Пушкина), но также и те, в которых он выражает их посредственно, то есть воображением внешних предметов и явлений, которое от начала и до конца проникнуто его чувством, его душевным настроением (например, "Тучки" Лермонтова, "Лес" Кольцова).

Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в большинстве случаев состоят из нескольких строк. Выразил поэт свое чувство — и кладет перо. Если же он, несмотря на то что чувство его охладело, будет продолжать писать, то его лирическое произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: передается только искреннее чувство.

По своему происхождению лирика делится на два вида: на народную, устную, и литературную, письменную.

Устную лирику составляют те лирические песни, которые слагаются неграмотным народом устно и устно передаются от поколения к поколению. Это песни обрядовые и песни бытовые. В обрядовых песнях, которыми сопровождались религиозные обряды, выражаются религиозные чувства народа; в бытовых — чувства, вызванные условиями жизни вообще и семейной в частности.

Отличительные свойства большинства русских народных песен следующие: изобразительность языка; нежность и задушевность, объясняемые мягкостью народного характера; искренность и глубина чувства; народ излил в своих песнях только то, что пережил и перечувствовал на самом деле; грустное содержание и унылый напев.

Письменную лирику составляют те лирические произведения, которые создаются не безграмотным народом, а отдельными лицами — писателями.

Элегия — лирическое стихотворение, в котором поэт выражает чувство грусти, вызванное каким-либо печальным явлением. "Элегия" в переводе с греческого языка значит траурная, печальная, грустная песнь.

Жуковский впервые познакомил русскую читающую публику с этим видом лирических произведений своими переводами ("Сельское кладбище" Грея, "Опять ты здесь, мой благородный гений" Гете) и оригинальными элегиями ("Теон и Эсхин"). Кроме того, прекрасные образцы элегии встречаются в произведениях Пушкина ("Безумных лет угасшее веселье", "Брожу ли я вдоль улиц шумных"), Лермонтова ("И скучно и грустно", "Выхожу один я на дорогу", "Ангел", "Парус"), Некрасова ("Слезы матери"), Никитина ("Вырыта заступом яма глубокая").

Вообще русская литература особенно богата элегиями. Еще Пушкин заметил, что "печалию согрета гармония наших муз". Причина этого — тяжелые условия русской жизни.

Сатира — лирическое произведение, в котором выражается насмешка или негодование, вызванные каким-либо общественным явлением, достойным порицания, по мнению поэта. Сатира первоначально возникла в Греции, но высшего своего развития, как по форме, так и по содержанию, достигла в Риме, где получила и свое название.

В русской литературе первым сатириком был Кантемир; затем замечательный своими сатирами Дмитриев ("Чужой толк"), Пушкин ("Деревня"), Лермонтов ("Дума", "Первое января"), Некрасов ("Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда"), А.Толстой. Сатира имеет большое общественное значение и притом не только серьезная, но и легкая, шутливая: кто посмеялся над изображенным злом, тот постарается от него уклониться, чтобы не быть смешным ни в своих, ни в чужих глазах. От сатиры следует отличать эпиграмму, то есть сатирическое стихотворение, направленное против одного какого-нибудь лица.

Баллада — небольшой поэтический рассказ с примесью чудесного, сверхъестественного, фантастического. Слово "баллада" в переводе с языка кельтов значит народная песня. Впервые баллада появилась в Англии. Образовалась она из слияния рыцарских преданий с местными героическими сказаниями. Духи и привидения играют видную роль в этих народных песнях и придают им мрачный, таинственный характер.

Жуковский первый познакомил русских читателей с немецкими и английскими балладами в своих высокохудожественных переводах: "Ленора" Бюргера, "Кубок", "Граф Габсбургский", "Поликратов перстень", "Ивиковы журавли" Шиллера, "Суд Божий над епископом" Саути и многие другие. Им же написаны несколько оригинальных баллад: "Светлана", "Ахилл" и т.д.

Пушкин придал нашей балладе национальный характер, заимствуя содержание ее из русских народных преданий и поверий. Таковы, например, "Песнь о вещем Олеге", "Утопленник", "Бесы".

my-soch.ru

Что такое лирика?

Лирика – слово, довольно сложно поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в повседневном смысле – это такое настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над разумными. Свое особое значение термин "лирика" нашел также в литературе и музыке.

В этой статье расскажем подробнее, что такое лирика.

Лирика в повседневной жизни

Как мы уже сказали выше, согласно словарям, лирика – это преобладание эмоционального над разумным, некая чувствительность, однако данное определение очень скупо описывает всю глубину данного термина.

Слово "лирика" многогранно. Так, довольно распространенное выражение "лирическое настроение" описывает состояние человека романтичного, влюбленного, эмоционального, а вот во фразе "оставьте лирику", слово "лирика" говорит о возвышенных, пространных рассуждениях, причем, эти рассуждения совсем не обязательно ведутся о любви и романтике. Для таких рассуждений весьма характерны обороты вроде "если бы".

Лирика в литературе

Лирика – один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относят оду, элегию, эпиграмму и т.д. Также лирикой называют совокупность произведений этого рода, например, сборник лирики.

Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь посредством чувств, впечатлений, переживаний и мыслей отдельного персонажа – лирического героя. В центре художественного  внимания – образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания. 

Массу лирических стихотворений подарил миру величайший русский поэт А. С. Пушкин, среди известнейших: "Я вас любил…", "Зимний вечер", "Пущину" и т.д. А. А. Ахматова также радовала публику изобилием лирических произведений – "Я научилась просто, мудро жить…", "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе". Знаменитым лириком был и С. А. Есенин – "Гой ты, Русь моя родная", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери". Любой поэт, таким образом, является лириком.

Лирика в музыке

Лирическая музыка – это композиции с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. Одним из самых распространённых жанров музыкальной лирики является романс. Мелодия романса, как правило, очень тесно связана с текстом, многие композиторы даже объединяют романсы в вокальные циклы, например, "Зимний путь" Шуберта или "К далекой возлюбленной" Бетховена.

Кроме того, существуют в музыке лирико-эпические симфонии, основоположником которых считается Шуберт. Для таких симфоний характерно повествование о событиях в сочетании с эмоциональными переживаниями.

Читайте также:

elhow.ru

Литература Что такое "Лирический герой" и кто лирический герой в стихотворении "К Чаадаеву"?

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром. Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальнымвнутренним миром. Помимо эмоционально-психологического единства, он может наделяться биографией и даже чертами внешнего облика. Образ лирического героя раскрывается во всём творчестве поэта, как в поэзии А. С. Пушкина, а иногда в пределах какого-либо периода или стихотворного цикла. Лирический герой в стихотворении "К Чаадаеву" -сам А. С. Пушкин. « К Чаадаеву» (1818). Пушкинское послание адресовано старшему другу, сыгравшему большую роль в судьбе поэта, и призвано вывести его из состояния душевной депрессии. Вот как пишет об этом стихотворении известный литературовед Н. Н. Скатов: «Так пишет юноша, впервые ощутивший свою взрослость, хотящий быть взрослым и приобщающий себя к ми­ру занятых настоящим и единственно достойным делом взрослых людей: стихи обращены к Чаадаеву. Ведь уроки взрослого взгляда на жизнь Пушкин, отрок и юноша, получал у одного из самых «взрослых» людей своего времени — Чаадаева» . В стихо­творении дан портрет всего поколения той поры. Лирический ге­рой ставит перед собой ясные цели, ощущает свою сопричаст­ность к истории, верит в собственные силы, с оптимизмом глядит в будущее. Послание пронизано духом гражданственно­сти, патриотизма. Интимное, личное неотделимо от социального. Прошло отрочество, пройдет юность, но лирический герой готов жертвовать собой во имя любимой Отчизны: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Родина для поэта — любимое, страдающее существо, меч­тающее о свободе. Послание вселяет оптимизм, надежду на бу­дущее возрождение страны: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

touch.otvet.mail.ru

Жанры лирики в литературе. Жанры лирики Пушкина и Лермонтова

Жанры лирики берут свое начало в синкретических видах искусства. На первом плане оказываются личные переживания и чувства человека. Лирика – самый субъективный род литературы. Диапазон его достаточно широк. Лирическим произведениям свойственен лаконизм высказывания, предельная концентрация мыслей, чувств и переживаний. Через различные жанры лирики поэт воплощает то, что его волнует, огорчает или радует.

Особенности лирики

жанры лирики

Сам термин происходит от греческого слова lyra (разновидность музыкального инструмента). Поэты периода античности исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры. В основе лирики – переживания и думы главного героя. Его часто отождествляют с автором, что не совсем верно. Характер героя зачастую раскрывается через поступки и действия. Большую роль играет прямая авторская характеристика. Немаловажное место отводится описанию внешности. Наиболее часто используется монолог. Диалоги встречаются редко.

Главным средством выражения считается размышление. В некоторых произведениях переплетаются жанры эпоса, лирики и драмы. В лирических сочинениях отсутствует развернутый сюжет. В некоторых присутствует внутренний конфликт героя. Существует и «ролевая» лирика. В таких произведениях автор играет роли разных лиц.

Жанры лирики в литературе тесно переплетаются с иными видами искусства. Особенно с живописью и музыкой.

Виды лирики

жанры лирики в литературе

Как литературный род лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.

Разновидности лирики как рода: по выразительности – медитативная или суггестивная; по тематике – пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности – минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.

Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.

Тематическая классификация

жанры эпоса лирики и драмы

Жанры лирики в литературе имеют несколько классификаций. Наиболее часто такие сочинения распределяют по тематике.

  • Гражданская. На первый план выступают общественно-национальные вопросы и чувства.
  • Интимная. Передает личные переживания, которые испытывает главный герой. Подразделяется на следующие типы: любовная, лирика дружбы, семейная, эротическая.
  • Философская. В ней воплощается осознание смысла жизни, бытия, проблемы добра и зла.
  • Религиозная. Чувства и переживания о высшем и духовном.
  • Пейзажная. Передает размышления героя о природных явлениях.
  • Сатирическая. Разоблачает человеческие и общественные пороки.

Разновидности по жанрам

Жанры лирики многообразны. Это:

1. Гимн – лирическая песнь, выражающая празднично-приподнятое чувство, образовавшееся от какого-то хорошего события или исключительного переживания. Например, «Гимн чуме» А. С. Пушкина.

жанры лирики пушкина

2. Инвектива. Означает внезапное обличение или сатирическое высмеивание реального лица. Для данного жанра характерна смысловая и структурная двуплановость.

3. Мадригал. Изначально это были стихотворения, изображающие сельскую жизнь. Спустя несколько столетий мадригал существенно трансформируется. В 18-19 веках это лирические произведения свободной формы, воспевающие красоту женщины и содержащие комплимент. Жанр интимной поэзии встречается у Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Сумарокова и других.

4. Ода – хвалебная песнь. Это поэтический жанр, окончательно сформировавшийся в эпоху классицизма. В России данный термин введен В. Тредиаковским (1734 год). Теперь она уже отдаленно связана с классическими традициями. В ней происходит борьба противоречивых стилевых тенденций. Известны торжественные оды Ломоносова (развивающие метафорический стиль), анакреонтические - Сумарокова, синтетические - Державина.

5. Песня (песнь) – одна из форм словесно-музыкального искусства. Бывают лирические, эпические, лиро-драматические, лиро-эпические. Лирическим песням не свойственно повествование, изложение. Для них характерно идейно-эмоциональное выражение.

6. Послание (письмо в стихах). В русской литературе 18 века данная жанровая разновидность была чрезвычайно популярна. Послания писали Державин, Кантемир, Костров, Ломоносов, Петров, Сумароков, Тредиаковский, Фонвизин и многие другие. В первой половине 19 столетия они также были в ходу. Их пишут Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

7. Романс. Так называется стихотворение, имеющее характер любовной песни.

8. Сонет – твердая стихотворная форма. Состоит из четырнадцати строк, которые, в свою очередь, распадаются на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета).

9. Стихотворение. Именно в 19-20 веках данная структура становится одной из лирических форм.

10. Элегия – еще один популярный жанр лирической поэзии меланхолического содержания.

11. Эпиграмма – короткое стихотворение лирического склада. Характеризуется большой свободой содержания.

12. Эпитафия (надгробная надпись).

Жанры лирики Пушкина и Лермонтова

А. С. Пушкин писал в разных лирических жанрах. Это:

  • Ода. Например, «Вольность» (1817).
  • Элегия – «Погасло дневное светило» (1820).
  • Послание – «К Чаадаеву» (1818).
  • Эпиграмма – «На Александра!», «На Воронцова» (1824).
  • Песня – «О вещем Олеге» (1822).
  • Романс – «Я здесь, Инезилья» (1830).
  • Сонет, сатира.
  • Лирические сочинения, выходящие за рамки традиционных жанров – «К морю», «Деревня», «Анчар» и многие другие.

Многогранна и тематика у Пушкина: гражданская позиция, проблема свободы творчества и многие другие темы затрагиваются в его произведениях.

жанры лирики лермонтова

Разнообразные жанры лирики Лермонтова составляют основную часть его литературного наследия. Он является продолжателем традиций гражданской поэзии декабристов и Александра Сергеевича Пушкина. Изначально самым любимым жанром был монолог-исповедь. Затем - романс, элегия и многие другие. А вот сатира и эпиграмма встречаются в его творчестве крайне редко.

Заключение

Таким образом, лирические произведения могут быть написаны в различных жанрах. Например, сонет, мадригал, эпиграмма, романс, элегия и т. д. Также лирика нередко классифицируется по тематике. Например, гражданская, интимная, философская, религиозная и проч. Стоит обратить внимание на тот факт, что лирика постоянно обновляется и пополняется новыми жанровыми образованиями. В поэтической практике встречаются жанры лирики, заимствованные из смежных видов искусства. Из музыки: вальс, прелюдия, марш, ноктюрн, кантата, реквием и т. д. Из живописи: портрет, натюрморт, этюд, барельеф и проч. В современной литературе происходит синтез жанров, поэтому лирические произведения делят на группы.

fb.ru

Что такое лирическая поэзия? | Сочинения по литературе

Лирическая поэзия получила свое название от греческого слова “лира”. Это музыкальный инструмент, игрой на котором древние греки аккомпанировали себе, когда пели. Самое название лирической поэзии указывает на ее близкую связь с музыкой: та и другая выражают различные сердечные чувствования.В то время как эпос изображает мир внешний (объективный), предмет лирики – внутренний (субъективный) мир поэта, его личные чувствования, вызванные каким-либо предметом или явлением.К лирической поэзии относятся не только те стихотворения, в которых поэт выражает свои чувствования непосредственно, от своего лица (например, “Молитва” Лермонтова”, “Опять на родине” Пушкина), но также и те, в которых он выражает их посредственно, то есть воображением внешних предметов и явлений, которое от начала и до конца проникнуто его чувством, его душевным настроением (например, “Тучки” Лермонтова, “Лес” Кольцова).Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в большинстве случаев состоят из нескольких строк. Выразил поэт свое чувство – и кладет перо. Если же он, несмотря на то что чувство его охладело, будет продолжать

писать, то его лирическое произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: передается только искреннее чувство. По своему происхождению лирика делится на два вида: на народную, устную, и литературную, письменную. Устную лирику составляют те лирические песни, которые слагаются неграмотным народом устно и устно передаются от поколения к поколению. Это песни обрядовые и песни бытовые. В обрядовых песнях, которыми сопровождались религиозные обряды, выражаются религиозные чувства народа; в бытовых – чувства, вызванные условиями жизни вообще и семейной в частности. Отличительные свойства большинства русских народных песен следующие: изобразительность языка; нежность и задушевность, объясняемые мягкостью народного характера; искренность и глубина чувства; народ излил в своих песнях только то, что пережил и перечувствовал на самом деле; грустное содержание и унылый напев. Письменную лирику составляют те лирические произведения, которые создаются не безграмотным народом, а отдельными лицами – писателями. Элегия – лирическое стихотворение, в котором поэт выражает чувство грусти, вызванное каким-либо печальным явлением. “Элегия” в переводе с греческого языка значит траурная, печальная, грустная песнь. Жуковский впервые познакомил русскую читающую публику с этим видом лирических произведений своими переводами (“Сельское кладбище” Грея, “Опять ты здесь, мой благородный гений” Гете) и оригинальными элегиями (“Теон и Эсхин”). Кроме того, прекрасные образцы элегии встречаются в произведениях Пушкина (“Безумных лет угасшее веселье”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных”), Лермонтова (“И скучно и грустно”, “Выхожу один я на дорогу”, “Ангел”, “Парус”), Некрасова (“Слезы матери”), Никитина (“Вырыта заступом яма глубокая”). Вообще русская литература особенно богата элегиями. Еще Пушкин заметил, что “печалию согрета гармония наших муз”. Причина этого – тяжелые условия русской жизни. Сатира – лирическое произведение, в котором выражается насмешка или негодование, вызванные каким-либо общественным явлением, достойным порицания, по мнению поэта. Сатира первоначально возникла в Греции, но высшего своего развития, как по форме, так и по содержанию, достигла в Риме, где получила и свое название. В русской литературе первым сатириком был Кантемир; затем замечательный своими сатирами Дмитриев (“Чужой толк”), Пушкин (“Деревня”), Лермонтов (“Дума”, “Первое января”), Некрасов (“Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда”), А. Толстой. Сатира имеет большое общественное значение и притом не только серьезная, но и легкая, шутливая: кто посмеялся над изображенным злом, тот постарается от него уклониться, чтобы не быть смешным ни в своих, ни в чужих глазах. От сатиры следует отличать эпиграмму, то есть сатирическое стихотворение, направленное против одного какого-нибудь лица. Баллада – небольшой поэтический рассказ с примесью чудесного, сверхъестественного, фантастического. Слово “баллада” в переводе с языка кельтов значит народная песня. Впервые баллада появилась в Англии. Образовалась она из слияния рыцарских преданий с местными героическими сказаниями. Духи и привидения играют видную роль в этих народных песнях и придают им мрачный, таинственный характер. Жуковский первый познакомил русских читателей с немецкими и английскими балладами в своих высокохудожественных переводах: “Лено-ра” Бюргера, “Кубок”, “Граф Габсбургский”, “Поликратов перстень”, “Иви-ковы журавли” Шиллера, “Суд Божий над епископом” Саути и многие другие. Им же написаны несколько оригинальных баллад: “Светлана”, “Ахилл” и т. д. Пушкин придал нашей балладе национальный характер, заимствуя содержание ее из русских народных преданий и поверий. Таковы, например, “Песнь о вещем Олеге”, “Утопленник”, “Бесы”.

home-task.com