Что такое вечность. Что такое вечность это


Значение слова ВЕЧНОСТЬ. Что такое ВЕЧНОСТЬ?

Вечность — философское понятие, имеющее несколько определений:

Оно означает свойство и состояние существа или вещества, безусловно не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова вечность существа абсолютного.

Под вечностью подразумевается также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах вечность мирa, которая иногда (напр., у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания.

Вечность есть интервал времени, который содержит в себе любой конечный интервал времени.

В порядке развития человеческой мысли ни одно из этих понятий вечности не может быть признано первоначальным. Все они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль, хотя бы и младенческая, должна была прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как Земля, небо, океан.

С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокрушающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие её действию.

Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о вечности, как о признаке трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, именно в некоторых из упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов.

kartaslov.ru

ВЕЧНОСТЬ - это... Что такое ВЕЧНОСТЬ?

    ВЕЧНОСТЬ—1) всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни; 2) нескончаемая длительность. В греческой философии и поэзии понятие вечности (Oticuv) первоначально имеет значение “длительность жизни”, “век” всякого, в т. ч. и смертного, существа, в частности, человека: вечность есть saeculum, vitae tempus, vitae aetas (изначально: αΙών означает, возможно, жизненную силу, vis vitalis. В таком употреблении мы находим “вечность” в поэзии—у Гомера (“Илиада” IV 478, IX 415 и др.), Гесиода (“Теогория” 609), Эсхила, вплоть до Еврипида и, кроме того, у Эмпедокла (В 11, В 17, 110, В 129 DK)). Однако уже досократики—тот же Эмпедокл (В 16 DK), а также Анаксимен (А 6 DK), Анаксимаадр (А 10 DK) и Филолай (В 21, В 23 DK) начинают понимать вечность как нескончаемый век, как бесконечное время, в т. ч. и циклически повторяющееся, приносящее возрождение и перерождение живого. Вместе с тем во многом под влиянием Парменида, который представляет бытие как всегда уже необходимо существующее, как наличное всегда “сейчас”,—ибо бытие не может не быть,—как единое, целое, непрерывное и собранное воедино (όμοϋ παν, Β 2, В 8 DK), является и другое понимание вечности, а именно как вневременного настоящего, как всецелой собранности единого момента “теперь”. Все дальнейшие представления о вечности можно понимать как разработку одного из этих двух представлений: 1) как нескончаемой длительности и 2) пребывания в состоянии всецелой бытийной собранности, вне становления, изменения, возникновения и рассеяния, в неизменности настоящего.     У Платона можно отыскать оба представления о вечности. В “Государстве” (608 c-d, ср. 498 d) вечность упоминается как нескончаемый век, в сравнении с которым длительность человеческой жизни ничтожна. Однако в “Лшее”, повестуя о создании мира творцом-демиургом, Платон понимает вечность уже по-иному. Во-первых, она характеризует умопостигаемую природу как совокупность идеальных первообразов вещей-эйдосов, называемую Платоном вечным живым существом, на которую взирает или которую мыслит ум-демиург при творении мира; вечность т. о., характеризует неизменное, сущее и благое внемирное начало мира и постигается только мышлением, т. е. присуща бытию, сама же есть парадигма (образец) для времени. Во-вторых, вечность пребывает в Едином и есть нечто единое и неделимое, неисчерпаемое и не измеримое никаким конечным числом. В-третьих, вечность цельна, в-четвертых, относится всецело к настоящему и, наконец, впягых, пребывает вне становления, движения и изменения, всегда и неизменно лишь “есть” (“Тимей” 37с — 38с; ср. “Филеб” бба; ср. также Прокл, Комментарий к “Тимею” 17, 20—21).     Аристотель дает исключительный по своей тонкости анализ понятия времени (“Физика” IV 10—14, 217b 30 ел.), обходя, однако, молчанием вопрос о вечности. Он говорит о небесных неизменных вещах как обладающих счастливой и самодовлеющей жизнью и пребывающих в вечности, под каковой он разумеет нескончаемый век (“О небе” 279а 18—28), на что, по его мнению, указывает сама этимология термина (α1мышление, мыслящее самое себя (“Метафизика” 1072Ь 22 ел.), может существовать только в действительности и никогда в возможности; стало быть, оно не может возникнуть, а по тому и есть вечное. При этом вечное как всегда сущее необходимо существует. Без вечного невозможно и возникновение: первая причина возникающего сама должна быть невозникшей, иначе невозможно избежать бесконечного регресса (там же 999Ь 5—8, 1091а 12—13). Особое внимание при анализе времени Аристотель уделяет понятию “теперь” (νυν), которое является непрерывной связью и подвижной границей времени; в строгом смысле “теперь” не является временем, поскольку, в отличие от времени, “теперь” дискретно. Понятие неделимого момента “теперь” играет затем важную роль в рассуждениях о времени и вечности у позднейших авторов.     Анализу понятия вечности посвятил один из своих трактатов Плотин (“Эннеады” III, 7, 45). Плотин следует парменидовскому описанию бытия как неизменного и равного самому себе (В 8 DK), хотя и критикует тезис пифагорейцев о том, чтовечность есть не что иное, как сама мыслящая сущность, т. е. сам ум (“Эннеады” III, 7, 2; ср. Аристотель, “Физика” 218Ь 1—2). Время являет жизнь души (ψυχή) в последовательности дискурсивного мышления и переходе от одного состояния к другому. Вечность же, напротив, характеризует жизнь ума (нус) в его всецелой собранности и неизменности мыслящего себя мышления как всеединой совокупности идеальных объектов, из которых каждый существует сам по себе, но также и в каждом другом без разделения и без слияния (“Эннеады* III, 7, 6; ср. Аристотель, “О небе” 279а 22—28). Поскольку для Плотина, как и для Парменида и Платона, ум есть бытие, то в уме сущность (essentia) совпадает с существованием (existentia), т. с. ум есть вечно (“Эннеады” III, 7, 5).     Вечность — это жизнь ума в неизменности бытия, собранная воедино и самодовлеющая, вне прошлого и будущего, составляющая прообраз времени, но принадлежащая в своей полноте неделимому настоящему (которое Плотин не отождествляет, однако, с неизменным “теперь”, относя его ко времени—там же III, 7, 3; III, 7, 6). Вечность есть тихая и мирная (ήσυχος), неизменная и потому бесконечная жизнь ума, бесконечная, однако, вне протяжения и возможного возникновения, пребывающая как единое целое, как завершенная (там же III, 7, 5; III, 7, 11). Бытие для Плотина не есть, впрочем, первая и высшая действительность, — таковой является Единое, порождающее бытие, но само бытие не являющееся и потому немыслимое. Пребывая выше бытия. Единое пребывает также и выше вечности, которая, т. о., оказывается всецело принадлежащей бытию и умопостигаемому.     Начиная с Ямелиха, центральную роль в истолковании вечности играет понятие “теперь”. В отличие от Плотина, Ямвлих, интерпретируя Псевдо-Архита, связывает ум с особым “умным временем”, порождающим время физическое. В “умном времени” уже от века в неизменном следовании бесконечного количества “теперь” фиксирован порядок событий, которые развертываются и воплощаются в мире, в физическом времени. Вечность же есть единое и неизменное настоящее, “теперь” умопостигаемого мира (ср. Симпликий, Комментарий к “Физике” 794, 28—795, 3). Прокл также принимает разделение на умное и физическое время, относя при этом монаду вечности к уму. Отношение прообраза-вечности и ее образа—шумного времени” — можно уподобить отношению точки—центра круга—к линии—окружности. Прокл делает различие между всегдасущим и цельным, с одной стороны, и воедино собранным вечным— с другой (ср. Комментарий к “Тимею” III 18,21—19,6; “Первоосновы теологии” 49—55). Всегда-сущее — это, как полагает Датский, сущее в непрекращающейся длительности времени. Вечность же есть причина пребывания в бытии, подобно тому, как время — причина становления (Симпликий, Комментарий к “Физике” 775, 23 ел.).     Т. о., в позднейших греческих теориях вечность как единая, монадически собранная, как неделимое настоящее (αιών, aetemitas) отлична как от всегда-сущего, существующего во всякое время (άίδιον, άιδιότης, sempitemitas, perpetuitas, aevum, aevitemum), так и от момента “теперь”, относящегося к настоящему во времени, но временем не являющегося (νυν, nunc) и, наконец, от времени как ограничиваемой длительности (χρόνος, tempus).     Средневековые мыслители рассматривают вечность в ее двух главных аспектах—космологическом и теологическом. В космологическом аспекте вопрос идет о вечности мира: согласно Аристотелю, мир вечен, т. е. безграничен в своей длительности, всегда был и всегда будет (“Физика” 25 а/я 251 lb 14 ел.; “Никомахова этика” 1112а 22). Платон же в “Тимее” и вслед за ним неоплатоники учат о начале мира, которое, впрочем, лежит не во времени, поскольку время является вместе с миром. Обе эти точки зрения, находящие своих сторонников, пытается синтезировать Фома Акгинский, согласно которому естественное познание мира ведет к заключению о его вечности, что однако противоречит Священному Писанию, говорящему о начале мира; обе точки зрения могут быть примирены принятием вечного, вневременного творения мира (“Сумма теологии” I q.46 а.2). В теологическом аспекте вопрос идет о вечности Бога (ср. Быт. 21:33; Рим. 1:20; 1 Тим. 1:17; Алок. 4:49 и др.). Понимание вечности как вечно-сущего неизменного настоящего восходит к Платону и отливается у Боэция в формулу, позднее неоднократно комментировавшуюся: вечность есть совершенное и всецелое (tota simul, ср. Парменид В 8 DK) обладание нескончаемой жизнью (“Об утешении философией” V 6; ср. Дунс Скот, Сумма теологии I q.lO a.l ел.). Истолкование вечности как единого вне- и довременного неподвижного “стоящего теперь”, nunc stans, настоящего, неизменно присутствующего в Боге, для которого все века неподвижны (omnes simul slant) восходит к Августину (ср. “Исповедь” XI 13). Фома Аквинский стремится показать, что вечность в собственном смысле присуща лишь Богу, чье познание едино, совершенно, неизменно и бесконечно, без начала и конца, где всегда уже наличен любой момент времени (“Сумма теологии” I q.lO a.l; “Сумма против язычников” 115; I 66). Два отличительных признака характеризуют здесь вечность: во-первых, она нескончаема (mtenninabile), т. е. не имеет ни конца, ни начала, ни каких бы то ни было частей и, во-вторых, содержит в себе все сразу, вне какой-либо последовательности (tota simul existens). Впрочем, изначальной двойственности представления о вечности как нескончаемой дчительности и как вневременного “теперь” всецело избежать не удается: то же Фома утверждает, чтовечность есть некая длительность, тогда как Альберт Великий, ссылаясь на средневековую компиляцию из Прокла (“Книга причин”), разводит вечность и длительность.     философы Нового времени, интересуясь прежде всего возможностью точного и строгого познания меняющегося мира, основное внимание уделяют феномену времени, практически исключая из рассмотрения понятие вечности. Вечность относится к божественной жизни и мышлению, которые понимаются, однако, гл. о. как “всегда”, как нескончаемая длительность (duratio infinita et mtenninablis, tempus intenninatum, по выражению Лейбница). Генри Мор полагает, что вечность есть длительность без начала и конца; у Гассенди вечность выступает как “целое время”, божественная длительность. Для Декарта вечность есть всегда-сущее, характеризующее божественную природу, которая всегда необходимо существовала и будет существовать (“Метафизические размышления”, кн. 5). При этом вечными являются прежде всего истины, которые существуют постольку, поскольку мыслятся в божественном уме (ср. Спиноза. “Этика” I, дефиниция 8). Также и Ньютон в “Общем поучении” “Математических начал натуральной философии” представляют вечность как беспредельную в обе стороны длительность божественной жизни, полагая, что Бог существует всегда, в беспредельном времени, однако не в неделимом мгновении, mine stans, отвергая возможность вечного неизменного настоящего как самопротиворечивого. Согласно Локку, идея вечности связана с вечной будущей продолжительностью нашей души и с бесконечным существом, которое будет существовать всегда (см. Соч., т. 1. M., 1985, с. 247). Кондильяк связывает вечность с неопределенной длительностью, не имеющей ни начала, ни конца. Согласно Лейбницу, вечность относится к Богу, создающему л“”надм (“Монадология” 6, 47).     Современные философия и физика утрачивают представление о вечности, истолковываемой либо как только метафора, либо как нескончаемая длительность, каковой вечность предстает у Канта в антиномии конечности — бесконечности мира во времени. У Гегеля сущее представляется как развивающийся во времени дух, последовательно постигающий себя в различных формах и т. о. приходящий к познанию самого себя, вневременного, во времени. Вечность предстает тогда как подлинное настоящее, однако в этом случае не время понимается как образ вечности, но вечность оказывается проекцией временности настоящего. У Ницше понятие вечности выступает лишь как один из аспектов представления об истинном и благом сущем, которое он отвергает как извращенное проявление нереализованной воли к власти. У Хайдеггера бытие неразрывно связано со структурой временности и понимается как время, что делает вопрос о вечности излишним и даже бессмысленным (“Бытие и время”, с. 326 ел.; ср. с. 227).

    Лит.: ГайденмП. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987; Никулин Д. В. Время и вневременное начало времени.— “Философская и социолргическая мысль”, 1991, № 10, с. 85—98; BubncffN. von. Zeitlichkeit und Zeitlosigkeit. B., 1911; Scheler M. Vom Ewigen im Menschen. Lpz., 1921; Feslug'ereA. J. Le sens philosophique du mot ΑΙΩΝ.—tLa-parola del passato”, 1949, ¹ 10, p. 172—189; Guitlon /Le temps et l'éternité chez Plotin et Saint Augustin. P., 1959; The concept of Time in Late Neoplatonism, translation, introd. and notes by S. Pines and S. Sambursky. Jérusalem, 1987.

    Д. S. Никулин

    ВЕЧНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражалась рядом терминов. Понятие “безначальность” ('азал) выражает отсутствие начала во времени, ничего не сообщая о конечности или бесконечности во времени. Ему соответствует понятие “нескончаемость” ('абад), выражающее отсутствие конца во времени для того, чтомогло иметь или не иметь начало во времени. От этих двух терминов образуются соответствующие абстрактные понятия 'азалиййа и 'абадиййа. Термин “кидам” понимается, как правило, в соотношении с “худус” (возникновение) и лучше всего переводится как “ветхость”. Он образует сравнительную степень прилагательного “акдам” (более ветхий). Соответствующее “кадим” (ветхий) выражает свойство предшествовать всякому возникшему (хадис) во времени. Эти три термина употребляются уже в каламе и характерны в большей или меньшей степени для всех течений средневековой арабо-мусульманской философии. В арабоязычном перипатетизме вводится термин “сармад” (вечность), который определяется как “соотношение того, что вне времени, с тем, что вне времени, как находящегося вне времени” (вневременное Первоначало в соотношении с актом творения). Соответствующее качество именуется “тасармуд” (вечностность). В отличие от этого, термин “дахр” (век) обозначает “соотношение со временем того, что со временем, но не во времени (эманация), как находящегося со временем” (Ибн Сияв). Т. о., сармад и дахр различаются соотносительно, хотя соответствующие объекты совечны. Близко связанный с этими понятиями термин “давам” (постоянность) выражает идею “непрестанности” (истимрар) и используется, в частности, для характеристики движения небесных сфер. В поздних эклектических учениях практически все термины употребляются как синонимичные. Основными проблемами, связанными с пониманием вечности, были вопрос о ее соотношении с “возникновением” и “возникающим” и вопрос о соотношении вечности и времени.     Мутакаллимы строго противопоставляют вечное (кадим) возникающему, поскольку вечное обладает “пребыванием” (бака'), которое противоположно возникновению. Для них вечным является только Бог, первоначало мироздания, тогда как каждая часть мира и весь мир в целом возникшие. Как возникшее, мироздание не обладает пребыванием и потому не может быть нескончаемым ('абадийй), а значит, имеет конец во времени. Другой аспект соотношения вечности и возникновения выражен в проблеме “безначальности” божественных атрибутов. Те атрибуты, которые предполагают соотнесенность с миром и, чтобы быть истинными, должны обладать соответствующим “смыслом” (см. Смысл), не могут считаться безначальными, поскольку их “смысл”, под которым понимаются вещи мира, имеет начало во времени. Поэтому многие мутакаллимы, строго проводившие эту точку зрения, считали подобные атрибуты (напр., “творящий”) не безначальными. Очевидно, что такая постановка проблемы предполагает понимание вечности не как принципиально вне- и надвременной и сворачивающей в себе время, а как “параллельной” реально текущему времени, как его абсолютную развернутость. Согласно арабоязычным перипатетикам, вечными являются не только первоначало мироздания и Разумы и соответствующие им небесные сферы, но также и материя мира. Бесконечная череда возникновений порождает в ограниченной материи бесконечное число существ, каждое из которых является конечным. Обретение “пребывания” возможно только благодаря освобождению от материи и уподоблению вечным началам мироздания. Схожую позицию занимает ас-Сухраварди. Что касается соотношения первоначала с непосредственно происходящим от него сущим, то Ибн Сйна описывает его как “творение” (ибда'), которое означает получение существования без посредства орудия или времени. Ас-Сухравардй, использующий в этой связи понятие эманации, считает ее столь же вечной, как ее источник. У ал-Кирмани вечность в полном смысле не приписывается ни Богу, поскольку он лишен всех атрибутов, ни Первому Разуму, который сотворен Богом. Несмотря на сходство в трактовке “творения” между Ибн Сйной и ал-Кирманй, последний приписывает Первому Разуму “вечность-без-конца”, но не “вечиость-без-начала”.     В суфизме вечность и время понимаются как взаимно обусловленные: вечность возможна только потому, чтоежемгновенно воплощается как атомарное время, а время может быть мыслимо только как череда мгновенных воплощений. Это понимание соотношения вечности и времени выражено в концепции “нового творения”. Оно отражено также в понимании совершенства, которое состоит не в освобождении от временного и приобщении исключительно к вечному, как то трактует арабоязычный перипатетизм, исмаилизм и ишракизм, а в соединении двух сторон, “возникшего” и “вечного”. В этом, согласно Ибн Араби, состоит совершенство, в частности, бытия и знания. Поэтому “Макрочеловек” (ал-'инсан ал-кабйр) описывается как соединение “возникновения” и “вечности”, в котором две стороны гармонизированы и отражают целокупность мироздания.

    А. В. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

Что такое: Вечность | Вечность это | Значение слова: Вечность | Понятие: Вечность

No votes yet.

Please wait...

ВечностьВечность

Если бы вечность была бесконечным временем, как это было бы скучно! Не зря же Вуди Аллен сказал: «Вечность — это очень долго, особенно к концу». Если бы у вечности не было конца, мы бы только и делали, что ждали, и никогда ничего не начинали бы.

Вечность, бесконечное время и настоящее

Вечность, во всяком случае в понимании большинства философов, имеет совсем другой смысл. Это не бесконечное время (ибо в этом случае оно состояло бы лишь из прошлого и будущего, которых нет) и не отсутствие времени (ибо тогда это было бы ничто). Вечность это настоящее, которое всегда остается настоящим; «вечное сегодня», как назвал его бл. Августин, т.е. настоящее как оно есть. Кто из нас хотя бы раз в жизни жил во вчерашнем дне? Или в завтрашнем? Кто из нас когда-нибудь наблюдал прекращение или исчезновение настоящего? У нас всегда сегодня; всегда сейчас, значит, всегда вечность, и в этом смысле она действительно вечна.

Вечность и неподвижность

Не следует путать вечность с неподвижностью. Утверждение, что все меняется, принадлежит к числу вечных истин. Но все меняется только в настоящем, и оно-то и есть подлинная вечность. Говорят, что нельзя войти дважды в одну реку. Пусть так. Но войти в бывшую или будущую реку тем более нельзя. Так что все, что у нас есть, это настоящее; вечно лишь то, что имеется здесь и сейчас. И Парменид с Гераклитом все так же ведут между собой сражение.

Осмыслить вечность возможно двумя способами, которые ради удобства представим в виде двух атрибутов, предложенных Спинозой, — протяженности и мышления. Если смотреть с позиции протяженности, то вечность составляет единое целое со становлением; это вечно настоящее реальной действительности (быть значит быть сейчас). С точки зрения мышления вечность составляет единое целое с истиной; это вечно настоящее подлинного (истина не бывает прошлой или будущей; то, что было истинно вчера, остается таковым и сегодня; то, что будет истинно завтра, и сегодня истинно). В этой точке начинается расхождение реальности и истины для мысли: то, что было реальным, больше таковым не является, но то, что было истинным, остается истинным.

Например, вчера я гулял. Эта прогулка больше не принадлежит реальной действительности, но она как была, так и остается истинной. Или, скажем, завтра я тоже пойду гулять (если пойду). Прогулка еще не реальна, но уже истинна. Следует, впрочем, избегать стремления к абсолютизации этого различия. Да, реальное и истинное совпадают лишь в настоящем. Но из этого следует, что для данной реальности они с необходимостью совпадают всегда. И обе эти вечности составляют одну (соединяются в настоящем, которое служит точкой соприкосновения реального и истинного). Вот почему я совершенно свободен в том, идти мне сегодня гулять или нет: я пойду гулять в настоящем не потому, что моя прогулка истинна во всякой вечности; она истинна во всякой вечности потому, что я совершаю ее в настоящем (если совершаю). Тон задает реальность, настоящее, ведь ничего другого не существует, и поэтому оба атрибута в настоящем соединяются в единое целое. Атрибуты множественны, как сказал бы Спиноза, но субстанция и природа едины. Вечность это вовсе не иной мир; это истина данного мира.

Похожие слова:

No votes yet.

Please wait...

www.phildic.ru

Вечность - это... Что такое Вечность?

 Вечность

 ♦ Eternité

   Если бы вечность была бесконечным временем, как это было бы скучно! Не зря же Вуди Аллен сказал: «Вечность – это очень долго, особенно к концу». Если бы у вечности не было конца, мы бы только и делали, что ждали, и никогда ничего не начинали бы. Это было бы как бесконечное воскресенье! Вот уж поистине сущий ад!

   Впрочем, вечность, во всяком случае в понимании большинства философов, имеет совсем другой смысл. Это не бесконечное время (ибо в этом случае оно состояло бы лишь из прошлого и будущего, которых нет) и не отсутствие времени (ибо тогда это было бы ничто). Это настоящее, которое всегда остается настоящим; «вечное сегодня», как назвал его бл. Августин, т. е. настоящее как оно есть. Кто из нас хотя бы раз в жизни жил во вчерашнем дне? Или в завтрашнем? Кто из нас когда-нибудь наблюдал прекращение или исчезновение настоящего? У нас всегда сегодня; всегда сейчас, значит, всегда вечность, и в этом смысле она действительно вечна.

   Не следует путать вечность с неподвижностью. Утверждение, что все меняется, принадлежит к числу вечных истин. Но все меняется только в настоящем, и оно-то и есть подлинная вечность. Говорят, что нельзя войти дважды в одну реку. Пусть так. Но войти в бывшую или будущую реку тем более нельзя. Так что все, что у нас есть, это настоящее; вечно лишь то, что имеется здесь и сейчас. И Парменид с Гераклитом (***) все так же ведут между собой сражение.

   Осмыслить вечность возможно двумя способами, которые ради удобства представим в виде двух атрибутов, предложенных Спинозой, – протяженности и мышления. Если смотреть с позиции протяженности, то вечность составляет единое целое со становлением; это вечно настоящее реальной действительности (быть значит быть сейчас). С точки зрения мышления вечность составляет единое целое с истиной; это вечно настоящее подлинного (истина не бывает прошлой или будущей; то, что было истинно вчера, остается таковым и сегодня; то, что будет истинно завтра, и сегодня истинно). В этой точке начинается расхождение реальности и истины для мысли: то, что было реальным, больше таковым не является, но то, что было истинным, остается истинным. Например, вчера я гулял. Эта прогулка больше не принадлежит реальной действительности, но она как была, так и остается истинной. Или, скажем, завтра я тоже пойду гулять (если пойду). Прогулка еще не реальна, но уже истинна. Следует, впрочем, избегать стремления к абсолютизации этого различия. Да, реальное и истинное совпадают лишь в настоящем. Но из этого следует, что для данной реальности они с необходимостью совпадают всегда. И обе эти вечности составляют одну (соединяются в настоящем, которое служит точкой соприкосновения реального и истинного). Вот почему я совершенно свободен в том, идти мне сегодня гулять или нет: я пойду гулять в настоящем не потому, что моя прогулка истинна во всякой вечности; она истинна во всякой вечности потому, что я совершаю ее в настоящем (если совершаю). Тон задает реальность, настоящее, ведь ничего другого не существует, и поэтому оба атрибута в настоящем соединяются в единое целое. Атрибуты множественны, как сказал бы Спиноза, но субстанция и природа едины. Вечность это вовсе не иной мир; это истина данного мира.

   ***

   Гераклит Эфесский (конец VI – нач. V в. до н. э.) – древнегреческий философ-диалектик, представитель ионийской школы. Первоначалом всего сущего считал мировой огонь, который являет собой также душу и разум (логос). Путем сгущения все вещи возникают из него и путем разрежения в него возвращаются. Высказал идеи непрерывного изменения и становления; вечной борьбы противоположностей, а также «скрытой гармонии» космоса.

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

philosophy_sponville.academic.ru

Вечность - это... Что такое Вечность?

Вечность — философское понятие, имеющее несколько определений:

  1. Оно означает свойство и состояние существа или вещества, безусловно не подлежащего времени, то есть не имеющего ни начала, ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте, всю полноту своего бытия; такова вечность существа абсолютного.
  2. Под вечностью подразумевается также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах вечность мирa, которая иногда (напр., у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания.
  3. Вечность есть интервал времени, который содержит в себе любой конечный интервал времени.

В порядке развития человеческой мысли ни одно из этих понятий вечности не может быть признано первоначальным.

Все они последовательно выводились из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать, когда другие исчезают, то мысль, хотя бы и младенческая, должна была прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как Земля, небо, океан.

С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокрушающую и разрушающую, как какое-то чудовище, пожирающее всякую жизнь, соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а следовательно, те предметы, долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие её действию.

Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о вечности, как о признаке трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые (помимо Откровения о Вечном Боге у евреев) в индийской теософии, именно в некоторых из упанишад; разработанное в греческой философии (особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов.

В религии

В христианстве

В исламе

В иудаизме

Вечность, согласно каббале, — это духовное свойство, основанное на любви к ближнему и бескорыстной отдаче. Душа, находясь в материальной оболочке нашего мира, ощущает своё существование временным, поскольку эгоизм, отдалённый от Творца, способен выдержать лишь ограниченное число ударов, а затем умирает. Обретая духовные, альтруистические свойства, человек становится способным к неограниченному во времени развитию и получению бесконечно растущего наслаждения, потому что наслаждение не ради себя не ограничено размерами собственных желаний. При этом суть человека облачается в желание доставить наслаждение Творцу и становится такой же вечной, как сам Творец. И таким образом удостаивается свободы от ангела смерти[1].

Бааль Сулам в своей статье «Сущность религии и её цель» так определяет переход из временного мира в вечный:

Человек, постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств находится в слиянии с Творцом, и вместе с Ним выходит из своего узкого мира, полного страданий и камней преткновения, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям

Персонификации вечности

Персонификациями вечности в греческой мифологии выступал Эон, в римской Этернитас, в египетской Хех.

Афоризмы о вечности

Литература

Примечания

dic.academic.ru

Что такое вечность

Что такое вечность

В сказке Г.Х.Андерсена герой получает задание – сложить из льдинок слово «Вечность», за что Снежная королева обещает ему «весь мир и пару новых коньков в придачу». В этом сюжете нетрудно увидеть аллегорический образ человечества, которое веками пытается разгадать тайну вечности. Вечность представляет собой одну из самых сложных и противоречивых философских категорий. Сложность и противоречие заключается в том, что вечность – это нечто противоположное времени. Человек же, как и весь окружающий его мир, существует во времени. Следовательно, попытка понять вечность равнозначна попытке выйти за пределы собственного бытия.

Абсолютная вечность

Вечность в своем высшем проявлении представляется как состояние чего-либо или кого-либо, которое не подлежит никаким изменениям. Не следует отождествлять подобное состояние со статичностью и противопоставлять развитию. Оно в развитии не нуждается, ведь развитие – это постепенное движение к совершенству, к полноте бытия. Предполагается, хотя бы теоретически, что когда-нибудь совершенство будет достигнуто, а движение завершено. Состояние абсолютной вечности изначально заключает в себе совершенство и полноту бытия, соответственно, оно не имеет ни начала, ни конца во времени. Понятие времени к такому состоянию практически неприменимо. Именно так представляется вечность Бога в монотеистических религиях: христианстве, исламе, иудаизме.

Вечность как цикличность

Другое представление о вечности связано с бесконечно повторяющимися циклами. Самый простой вариант – восприятие времени в языческих культах, основанных на почитании природных сил: за зимой всегда приходит весна, за весной – лето, осень, снова зима, цикл повторяется постоянно. Этот цикл наблюдали все живущие, их родители, деды, прадеды, поэтому нечто иное в принципе невозможно представить.Такая идея вечности получает развитие в ряде философских систем, в частности, в стоицизме.

Вечность как свойство Вселенной

Вопрос о вечности вообще тесно соприкасается с вопросом о вечности Вселенной.В средневековой философии Вселенная представлялась имеющей начало во времени (Сотворение мира) и конец в будущем.В науке Нового времени появляется представление о статичности Вселенной. И.Ньютон выдвинул идею безграничности Вселенной в пространстве, а И.Кант – о безначальности и бесконечности ее во времени. Теория статичной Вселенной, в рамках которой ее можно было считать вечной, господствовала в науке до первой половины XX века, когда на смену ей приходят модель расширяющейся Вселенной и Большого взрыва.Согласно теории Большого взрыва, Вселенная имеет начало во времени, физики даже смогли вычислить ее возраст – около 14 миллиардов лет. С этой точки зрения считать Вселенную вечной нельзя.Относительно будущего Вселенной среди ученых нет единого мнения. Некоторые полагают, что расширение будет продолжаться до тех пор, пока все тела не распадутся на элементарные частицы, и это можно будет считать концом Вселенной. Согласно другой гипотезе, расширение сменится сжатием, Вселенная прекратит существование в своем нынешнем виде.В рамках этих гипотез Вселенная не является вечной. Но существует гипотеза пульсирующей Вселенной: расширение сменяется сжатием, а сжатие – расширением, и так происходит многократно. Это соответствует представлению о вечности как бесконечном повторении циклов.На сегодняшний день невозможно ответить однозначно, какая из данных гипотез ближе к истине. Следовательно, вопрос о вечности Вселенной остается открытым.

completerepair.ru

ВЕЧНОСТЬ МИРА - это... Что такое ВЕЧНОСТЬ МИРА?

 ВЕЧНОСТЬ МИРА - понятие, означающее никогда не прекращающееся, не имеющее ни начала ни конца во времени существование мира, несотворимость и не-уничтожимость движущейся материи, ее атрибутов. Представление о В. м. складывается в древности в борьбе материализма против религ. утверждений о божеств. сотворении мира. Уже др.-греч. мыслитель Гераклит утверждал, что мир не создан ни богами, ни людьми, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим. Античные атомисты (Демокрит, Эпикур и др.), признавая преходящим существование заполняющих Вселенную миров, подобных нашему, считали Вселенную как целое вечной, непреходящей: она всегда была, есть и будет. Несотворенным и неуничтожимым представлялся мир материалистам Нового времени — Д. Бруно, Спинозе, Дидро, Гольбаху. Однако у домарксистских мыслителей понимание В. м. содержало искажающие реальность моменты: признание неизменности мира как целого, существования неизменной первоматерии и неизменных унинереальных законов, каковыми представлялись законы механики. Диалектико-материалистич. понимание В. м. признает постоянное изменение, обновление мира. В безначальном, постоянно изменяющемся мире всегда сохраняющимися, непреходящими остаются атрибуты материи, многокачест-венность форм ее движения, способность материи воспроизвести закономерно любой из своих потенциально возможных видов, любую форму движения.

Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.

  • ВЕЧНАЯ ИСТИНА
  • ВИКАРИЙ

Смотреть что такое "ВЕЧНОСТЬ МИРА" в других словарях:

  • ВЕЧНОСТЬ — (греч. aion, лат. eternitas) 1) неограниченность во времени; 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на «до» и «после»; 3) лишенное всякой длительности неподвижное «теперь». У индоевропейцев понятие В. этимологически восходит к… …   Философская энциклопедия

  • Вечность, вечный — Вечность, вечный. В греч. тексте Библии (Септуагинта и НЗ) понятие вечность передано словом эон ( временной отрезок , эпоха , а также безначальное время ), а определение вечный прил. айониос. Как сущ., так и прил. могут иметь разнообразные… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Вечность —  Вечность  ♦ Eternité    Если бы вечность была бесконечным временем, как это было бы скучно! Не зря же Вуди Аллен сказал: «Вечность – это очень долго, особенно к концу». Если бы у вечности не было конца, мы бы только и делали, что ждали, и… …   Философский словарь Спонвиля

  • ВЕЧНОСТЬ — одно из свойств Божиих; применительно к миру и истории философское и богословское понятие, обозначающее нескончаемое продолжение к. л. определенного бытия во времени. Понятие В. в главных чертах было сформировано в античной философии. Слово «В.»… …   Православная энциклопедия

  • Вечность — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Вечность  философское поняти …   Википедия

  • вечность — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? вечности, чему? вечности, (вижу) что? вечность, чем? вечностью, о чём? о вечности 1. Вечность это религиозная и философская категория, в которую разные традиции вкладывают разные смыслы. По… …   Толковый словарь Дмитриева

  • вечность — и; ж. 1. Бесконечное по времени существование материального мира. В. материи. 2. Книжн. Течение времени, не имеющее ни начала ни конца. Отойти (кануть) в вечность (уйти в прошлое, минуть, забыться). 3. Разг. О времени, тянущемся очень долго. Не… …   Энциклопедический словарь

  • ВЕЧНОСТЬ — свойство того, что находится вне времени,бесконечная длительность, не имеющая ни начала, ни конца, образ неостановимого времени. В философии вечность рассматривается, главным образом, в связи с бессмертием человека или с представлениями о… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ВЕЧНОСТЬ — бесконечная длительность существования, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью. Вечность как бы вмещает в себя все возможные события мира. К ней не применима характеристика быть во времени. Если материализм трактует ее как атрибут… …   Тематический философский словарь

  • вечность — I см. вечный II и; ж. 1) Бесконечное по времени существование материального мира. Ве/чность материи. 2) книжн. Течение времени, не имеющее ни начала ни конца. Отойти (кануть) в вечность (уйти в прошлое, минуть, забыться) 3) разг. О времени,… …   Словарь многих выражений

ateism.academic.ru