Эксперимент - это... Эксперимент что значит


Эксперимент - это... Что такое Эксперимент?

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.На странице обсуждения должны быть пояснения.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

Модели эксперимента

Существует несколько моделей эксперимента[источник не указан 1050 дней]: Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона.

В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Случайный эксперимент (случайное испытание, случайный опыт) — математическая модель соответствующего реального эксперимента, результат которого невозможно точно предсказать. Математическая модель должна удовлетворять требованиям: она должна быть адекватна и адекватно описывать эксперимент; должна быть определена совокупность множества наблюдаемых результатов в рамках рассматриваемой математической модели при строго определенных фиксированных начальных данных, описываемых в рамках математической модели; должна существовать принципиальная возможность осуществления эксперимента со случайным исходом сколь угодное количество раз при неизменных входных данных; должно быть доказано требование или априори принята гипотеза о стохастической устойчивости относительной частоты для любого наблюдаемого результата, определённого в рамках математической модели.

Эксперимент не всегда реализуется так, как задумывалось, поэтому было придумано математическое уравнение относительной частоты реализаций эксперимента:

Пусть имеется некоторый реальный эксперимент и пусть через A обозначен наблюдаемый в рамках этого эксперимента результат. Пусть произведено n экспериментов, в которых результат A может реализоваться или нет. И пусть k — это число реализаций наблюдаемого результата A в n произведенных испытаниях, считая что произведенные испытания являются независимыми.

Виды экспериментов

Физический эксперимент

Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.

Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.

В идеале, Экспериментальная физика должна давать только описание результатов эксперимента, без какой-либо их интерпретации. Однако на практике это недостижимо. Интерпретация результатов более-менее сложного физического эксперимента неизбежно опирается на то, что у нас есть понимание, как ведут себя все элементы экспериментальной установки. Такое понимание, в свою очередь, не может не опираться на какие-либо теории.

Компьютерный эксперимент

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели. Действительно, при некорректности в мат. модели — ее численное решение может быть строго расходящимся с физическим экспериментом.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т. д.).

Критический эксперимент

Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.

Литература

  • Визгин В. П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С.88-141.

Ссылки

dic.academic.ru

эксперимент — Викисловарь

В Википедии есть страница «эксперимент».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. экспериме́нт экспериме́нты
Р. экспериме́нта экспериме́нтов
Д. экспериме́нту экспериме́нтам
В. экспериме́нт экспериме́нты
Тв. экспериме́нтом экспериме́нтами
Пр. экспериме́нте экспериме́нтах

экс-пе-ри-ме́нт

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -эксперимент- [

ru.wiktionary.org

Эксперимент (значения) - это... Что такое Эксперимент (значения)?

 Эксперимент (значения)

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт):

См. также Категория:
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Телефон (значения)
  • Waiting For The Sirens' Call

Смотреть что такое "Эксперимент (значения)" в других словарях:

  • Эксперимент (фильм — Эксперимент (фильм, 2001) У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения). Эксперимент Das Experiment …   Википедия

  • Эксперимент (фильм) — Эксперимент  фильм 1970 года, СССР, режиссёр Евгений Радомысленский Эксперимент (нем. Das Experiment)  фильм 2001 года, Германия, режиссёр Оливер Хиршбигель Эксперимент  фильм 2010 года, США, режиссёр Пол Шойринг «Эксперимент… …   Википедия

  • Эксперимент (психология) — Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) …   Википедия

  • Эксперимент — У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения). Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Эксперимент (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения). Эксперимент The Experiment …   Википедия

  • Эксперимент (фильм, 2001) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения). Эксперимент Das Experiment …   Википедия

  • Эксперимент (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эксперимент (значения). Эксперимент …   Википедия

  • ЭКСПЕРИМЕНТ —         (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при помощи крого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его… …   Философская энциклопедия

  • эксперимент — Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… …   Большая психологическая энциклопедия

  • эксперимент решающий —         ЭКСПЕРИМЕНТ РЕШАЮЩИЙ (лат. experimentum cruces «опыт креста» или «перекрестка») эксперимент, результат которого разрешает спор между двумя (или более) гипотезами, выдвинутыми для решения некоторой научной проблемы. Ф. Бэкон рассматривал Э …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

dic.academic.ru

ЭКСПЕРИМЕНТ это что такое ЭКСПЕРИМЕНТ: определение — Педагогика.НЭС

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. experimentum — проба, опыт) — научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий, напр., педагогический эксперимент. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию исследователя, регистрирующего изменения в поведении изучаемого объекта. Если изучаемая область относительно неизвестна, то говорят о пилотажном эксперименте (см. Пилотажное исследование), результаты которого помогут уточнить направление дальнейшего анализа. Особую категорию образуют формирующие (обучающие) эксперименты (см. Формирующий эксперимент). Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Эксперимент

лат. – проба, опыт) – метод исследования и получения эмпирического материала для последующего обсуждения. Это научно организованный опыт для получения результата, подтверждающего или опровергающего научную гипотезу. В эксперименте осуществляется управление ходом опыта, его контроль, регулировка. Эксперимент позволяет ускорить проверку предложений, гипотез, добыть доказательства эффективности идеи, новации и инноваций. Это один из способов активного вмешательства педагога в учебно-воспитательный процесс, в жизнь ребенка посредством изменения условий и самой среды. Технология педагогического эксперимента состоит в том, чтобы ввести в учебно-воспитательный процесс новые содержательные или методические элементы и замерить, какие изменения они вызвали в психике детей, как повлияли на те или иные стороны личности.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. experimentum — проба, опыт) — общенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функционирования. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осуществляемый в искусственных условиях, как правило с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживающий влияния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития, становления личности, определять возможность оптимизации этого процесса) и др.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ

комплексный эмпирический метод исследования, предназначенный для доказательной проверки достоверности гипотезы в управляемых условиях специально преобразованного процесса; — научно обоснованный опыт; — проверка гипотезы; — воспроизведение известной методики (технологии, системы мер и т. п.) в новых условиях; — строго контролируемая и направляемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий; — метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности; — метод познания, с помощью которого в естественно или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление; — исследовательская работа в учебном заведении по какой-либо проблеме; — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления педагогической действительности; — научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; — система приемов и методов изучения явлений; — предметно-орудийная деятельность человека, опирающаяся на теоретические знания и направленная на познавательную деятельность; — особый тип специально разработанных условий наблюдения [26, c. 168; 61, c. 169; 67, c. 457; 80, c. 776; 82, c. 888; 89, c. 73].

Оцените определение:

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. experimentum - опыт, проба) — в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). В отличие от наблюдателя исследователь создает необходимые для возникновения процессов условия. Существенная черта Э. - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора. Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т.д. Э. различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования. По форме проведения выделяют лабораторный и естественный Э. Лабораторный Э. проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деятельности. Существенный недостаток естественного Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т.е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего Э. Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.  — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.  (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. )

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Эксперимент

(от лат. experimentum –  проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Главной задачей большинства экспериментов служит проверка гипотез и предсказаний теории. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания. Эксперимент естественный  проводят по плану, в обстановке обычной деятельности. Его участники не знают, что они выступают в роли испытуемых. Результаты исследования в значительной степени выражаются в описательной форме. При проведении эксперимента на фоне служебной, учебной или другой деятельности используются средства диагностики, сигнальные и регистрирующие устройства. Исследователь по мере надобности может воздействовать на ситуацию или условия. Эксперимент лабораторный  осуществляется с участием специально выделенной группы испытуемых в специально оборудованном помещении. Эксперимент констатирующий  направлен на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей педагогического процесса, его явлений и участников на момент проведения исследования. Исследователь при этом устанавливает состояние изучаемой педагогической системы, наличие причинно-следственных связей, зависимостей между явлениями. Эксперимент формирующий  нацелен на изучение явлений, качеств, характеристик непосредственно в процессе их активного формирования, при реализации системы мер, выполнении специально разработанных заданий в специально созданной обстановке деятельности и общения. Формирующий эксперимент может быть направлен на развитие, например, таких качеств военнослужащих, как смелость, решительность, воля, познавательный интерес, самостоятельность, трудолюбие, инициативность, ответственность, дисциплинированность, коллективизм, общительность, командные навыки. Он ориентирован на изучение динамики развития изучаемых свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Основная особенность формирующего эксперимента заключается в том, что сам исследователь активно влияет на изучаемые явления.

Оцените определение:

Источник: Военная педагогика

ЭКСПЕРИМЕНТ

от лат. experimentum - опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи к-рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психол.-пед. исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, в Э. он создает необходимые для их возникновения условия. Существ, черта Э. - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций (независимая переменная) и регистрация тех изменений, к-рые связаны с действием этого фактора (зависимая переменная). Поскольку в педагогике и психологии абс. изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнит, изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т. д., в одной из к-рых данный фактор налицо, а в другой отсутствует, или в одной он действует в заведомо слабой степени, а в другой - в заведомо сильной.

Процедура Э. состоит в направленном создании или подборе таких условий, к-рые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием.

Чаще всего в психол.-пед. Э. имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в к-рую включается изучаемый фактор, и контрольной, в к-рой он отсутствует.

Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, дает возможность находить наиб. рациональные приемы в уч.-воспитат. работе с учащимися. Напр., меняя условия заучивания того или иного уч. материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиб. быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психич. процессов у каждого из них.

Э. различаются по форме проведения, кол-ву переменных, целям и характеру организации исследования.

По форме проведения выделяют 2 осн. вида Э. - лабораторный и естественный.

Лабораторный Э. проводится в специально организованных искусств, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный Э. позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психич. процессов, напр., быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели при строго определенных условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный Э. при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность эксперим. обстановки является существ, недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естеств. хода исследуемых процессов. Напр., запоминая важный и интересный уч. материал, ученик достигает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить эксперим. материал, непосредственно не представляющий для ребенка интереса. Поэтому лабораторный Э. должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естеств. методиками. Данные лабораторного Э. представляют в основном теоретич. ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями.

Указанные недостатки лабораторного Э. в нек-рой мере устраняются при организации естественного Э. Впервые этот метод был предложен в 1910 А. Ф. Лазур-ским на 1-м Всерос. съезде по эксперим. педагогике. Естеств. Э. проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, напр. уч. занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В др. случаях (напр., при изменении методики преподавания, шк. оборудования, режима дня и т. п.) эксперим. ситуация создается открыто, т. о., что сами испытуемые делаются участниками ее создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для осн. деятельности испытуемых. Существ, недостаток естеств. Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние к-рых не установлено и не может быть количественно измерено.

По числу изучаемых переменных различают одномерный и многомерный Э. Одномерный Э. предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном Э. В естественном Э. утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому здесь чаще всего реализуется многомерный Э. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость к-рых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамики под влиянием обучения и воспитания являются осн. целью многомерного Э.

По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. -измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Т. о., получается первичный материал для организации формирующего Э.

Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная эксперим. ситуация, к-рая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психич. функций и глубже раскрыть их структуру. Формирующий Э. широко используется при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психол. исследований с пед. поиском и проектированием наиб. эффективных форм уч.-воспитат. процесса. Теоретич. основой формирующего Э. является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психич. развитии.

Результаты эксперим. исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирич. фактов. Таковы, напр., полученные в результате Э. описания игровой деятельности детей (см. Игра), эксперим. данные о влиянии на к.-л. деятельность такого фактора, как присутствие др. людей, и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не дают еще психол. механизма явлений и представляют лишь более определенный материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты Э. в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследоват. работы.

Лит Естеств. эксперимент и его шк применение, под ред Л Ф Лазурского, II, 1918, P а м у л К А, Введение и методы эксперим психологии, Тарту, 1965, Ф p с с с II, Эксперим.метод. в кн Эксперим.психология, ред -сост II Фресс, Ж Пиаже, пер с франц, в 1—2, M, 1966, Готтсданкер Р, Основы психол. эксперимента, пер с франц, M, 1982, Теплое Б М,Об объективном методе в психологии, Избр тр, т 2, M, 1985, Громыко Ю В, Давыдов В В, Концепция экспериментальной работы в сфере образования, II, 1994, №6, M с С а 11 W А, How to expenment in education, № V, 1923, Lindquist E F Design and analysis of expenments m psychology and education, Boston, [1953] A M Матюшкин, А Т Ямпольский.

 

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

didacts.ru

это, определение слова, понятие. Что такое Эксперимент, значение, словарь, энциклопедия

Эксперимент (в психологии) [лат. experimentum — проба, опыт] — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Разделяют традиционные и факторные планы проведения Э. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько. Для статистической обработки результатов Э. в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном Э., результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и Э. позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем Э. (лат. — experimentum crucis). Контрольный Э. осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение Э., однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т. е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения Э. в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, Э. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Б.М. Величковский

Психологическая энциклопедия

Любой эксперимент, в котором от субъекта требуется сделать единственный выбор из нескольких вариантов. Такие эксперименты чаще всего проводятся при изучении восприятия и познания.

Психологическая энциклопедия

Термин, введенный в честь Д.М. Страттона, который в 1896 г. проводил оригинальные эксперименты со специальными призмами, которые инвертируют воспринимаемую зрительную область, поворачивая ее на 180° дуги. Подробнее см. смещенное зрение.

Поделиться:

insai.ru

ЭКСПЕРИМЕНТ - это... Что такое ЭКСПЕРИМЕНТ?

    ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum — проба, опыт) — род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Решающее значение в эксперименте имеет исследование испытуемого в “стесненных” (Ф. Бэкон) — предельных, пограничных, критических — состояниях.     Эксперимент в строгом — исторически и логически — смысле есть форма исследования, определенная логикой научного познания Нового времени (17—19 вв.). Эксперимент не просто “метод познания”, не просто “органон” и архитектоническое начало всей познавательной стратегии новоевропейской науки, но конститутивный момент мышления Нового времени, в соответствии с которым оно в целом может быть названо экспериментирующим мышлением. Не случайно И. Кант понимает замысел своей “Критики чистого разума” как философскую рефлексию экспериментирующего познания и даже как “распространение экспериментального метода на метафизику” (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 88—91). Новоевропейский разум мыслит экспериментально как в науках о природе, так и в науках о человеке (в психологии, социологии, языкознании и т. д.), даже там, где, кажется, не ставятся эксперименты. “Естественно-научному эксперименту, — замечает М. Хайдеггер, — соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников” (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 42). Мысль остается эксперимен

    тирующей и вне науки (ср. замечание А. Эйнштейна об экспериментальном исследовании человека в романах Ф. Достоевского).

    Экспериментальный характер новоевропейских наук заключается не в том, что умозрение было поставлено на почву опыта, а в фундаментальном изменении логики умозрения и соответственно смысла и устройства самого опыта.     Всякий опыт (лат. experientia; греч. εμπειρία) имеет смысл и силу открытия, свидетельства, удостоверения или опровержения только потому, что фрагментарно выявляет определенный образ (строй) мира в целом, предполагаемый (пред-усматриваемый, пред-восхишаемый) определенной формой (логикой) конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а “умный” (мыслимый) образ целого приобретает зримость. Греческая теоретическая “фисиология” не менее опытна (“эмпирична”) и не более умозрительна, чем “натуральная философия” И. Ньютона. Они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. “Эйдетической” логике понимания (понять — значит усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) и образу аристотелевского космоса полностью соответствует искусство “эйдетического” опыта, т. е. восприятия сущего в его собственном “эйдосе” (идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять — значит познать, открыть сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и без-образности бесконечной в себе природы (Бруно—Ньютона) соответствует как раз техника экспериментального исследования: расформирование существующего для проникновения в сущность вещей.     Особая логическая культура характеризует и средневековую опытность. Если в Англии 13 в. францисканцы Роберт Гроссетест и его ученик Роджер Бэкон требуют дополнить схоластическую аргументацию прямым свидетельством опыта, то речь идет никак не об исследовательском эксперименте, а о том, чтобы усмотреть в опыте “внешнего” мира аналог “внутреннего” мистического опыта.     Принципы и структуру эксперимента нельзя, т. о., понять вне метафизики, лежащей в основании научно-познающего мышления Нового времени. Основные характеристики экспериментальной стратегии, определяющей место и смысл разных (частных) видов эксперимента (исследовательский, проверочный, демонстрационный, качественный, решающий, модельный, мысленный), могут быть сведены к следующим: 1. Эксперимент исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий его существования, он ищет за природными “субстанциями” схему функциональной зависимости, рассматривая их как примеры действия единого закона, одной “природы”. Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Начало ревизии аристотелевского (и схоластического) понятая формы в духе экспериментального метода положено в “Новом Органоне” Ф. Бэкона.     2. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход. В эксперименте происходит выход за предметный (опытный) горизонт исходной теории в мир новых (мыслимых) сущностей и одновременно опытное открытие этих сущностей как предельных (парадоксальных) форм опыта. Так, Галилей открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Сформулированный Н. Бором принцип соответствия лишь выявляет эту особенность развития теоретической мысли, которая всегда есть эксперимент над собой.     3. Поскольку в опыте видимое дано вместе с определенным образом видения и понимания, экспериментирование с предметом опыта преобразует и конструктивное воображение субъекта. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно открывает на них глаза: создает, изобретает соответствующую им способность видеть. Подобно тому как аристотелик Симпличио в “Диалогах” Галилея научается видеть события с “точки зрения” бесконечной Вселенной, физик 20 в. научается видеть события в стереоскопии принципа дополнительности. Эту функцию эксперимента называют сократической (Л. Ольшки).     4. Эксперимент устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, жизнь популяции, реактивное поведение) выступает в “чистом виде”, изолированно. Преобразующее действие эксперимента направлено к разделению сложной системы взаимодействий с целью выделить, изолировать элементарную связь причинадействие и, далее, — свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состоянм и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации, как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым только и относятся утверждения теории). Эксперимент весьма далек от какого бы то ни было натурального наблюдения. Специальными техническими средствами эксперимент создает условия, максимально приближенные к идеальным (абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и др.). Вместе с тем он указывает путь “реализации” идеального — реальной интерпретации идеальных (теоретических) событий и причинного объяснения реальных явлений. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с идеальными объектами. Точно так же и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. Мысленный эксперимент в специальном смысле, т. е. принципиально нереализуемый, воображаемый эксперимент (который сыграл столь существенную роль в уяснении смысла квантовой реальности), лишь обнаруживает внутреннюю экспериментальность самого теоретического мышления.     5. Воспроизведение реального события в идеальном пределе предполагает исключительные, искусственно созданные условия эксперимента. Поскольку же идеализация в эксперименте устремлена к выявлению элементарных действий (как причин и как следствий), эксперимент находит опору в технике. В опытной основе экспериментальной физики лежит не наблюдение естественной природы, а исследования полета снарядов, действия инженерных и гидротехнических механизмов, законов теплообмена и т. д. Экспериментальная наука делается в лабораториях. Эксперимент рассматривает технику как форму открытия сущностных законов природы и заранее открывает природу как возможную технику. Экспериментальная техника (метод) однородна с воспроизводимым явлением (предмет), она представляет собой звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники позволяют продвинуться в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель), и наиболее технически эффективными (ядерная энергия, генная инженерия).     6. Однородность технического средства и исследуемого предмета в эксперименте сказывается в том, что теоретическое открытие сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объекгности, объективной картины мира, она как бы отслаивается от мира, приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. Она совершенствует орудийную оснащенность экспериментатора, т. е. субъекта познания. В форме эксперимента теоретическое знание вновь выталкивает мир из его “объективной” картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.     7. Неклассическая физика 20 в. (релятивистская и квантовая механика) обнаруживает внутренние границы эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности, дополнительности фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определении бытия познаваемого “объекта” (т. е. его не-объектность). Намечается существенно новое понятие бытия — бытие-событие, бытие-возможность (онтология виртуальности), новая идея разума, архитектонически отличного от разума объективно познающего, и соответственно новое, неэкспериментальное понимание опыта.     Лит.: Бэкон Ф. Новый Органон, пер. С. Красилыцикова. Л., 1935; Галилей Г. Избр. труды в 2 т. М., 1964; Max Э. Механика. СПб., 1909; Ольшки Л. История научной литературы на новых языках, т. 3. М., 1933; Гук Р. Общая схема, или идея, настоящего состояния естественной философии.— В кн.: Научное наследство, т. 1. М.—Л., 1948; Борн М. Эксперимент и теория в физике.— В кн.: Он же. Физика в жизни моего поколения. М., 1963; Дынин Б. С. Метод и теория. М., 1968; Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы).— В кн.: Научное творчество. М., 1969; Он же. Кант — Галилей — Кант. М., 1991; Макаревичтос К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971; Налимов В. В. Теория эксперимента. М., 1971,АхутинА. В. История принципов физического эксперимента: от Античности до XVII в. М., 1976; Он же. Понятие “природа” в Античности и в Новое время. М., 1988; Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание. К., 1984; Dingler H. Das Experiment, sein Wesen und seine Geschichte. Münch., 1928; Mittelstrass J. Die Möglichkeit von Wissenschaft. Fr./M., 1974.

    A. B. AxymuH

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

dic.academic.ru

эксперимент - это... Что такое эксперимент?

Манипуляции с независимой переменной с целью изучения ее воздействия на зависимую переменную. В широком смысле, психологэкспериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аснект поведения. Сушествует три основные категории экспериментов.

Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние переменные, которые в противном случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод. отвлекающие факторы, либо характер самих участников эксперимента.

Аргументы за:

• Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинноследственные связи.

• В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке.

• Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их нв простые составные части (экспериментальный редукциоиизм).

Аргументы против:

• Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир.

• Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оцепки).

• Экспериментатору часто приходится вводитъ в заблуждеиие участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанныс с этикой подобных исследований.

2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естсствснной. Участники не знают о свосм участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследоватсль создает интересуюшую его ситуацню и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве прпмера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы» — т. е. замаскированного экспериментатора.

Аргументы за:

• Сосредоточиваясь на поведении в сстественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешиюю встидностъ своих открытий.

• Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки.

• Экспериментатор сохраняет контроль над независимюй перемецнай и, следовательно, попрежнему способен устанавливать причинноследственные отношения.

Аргументы против:

• Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом, тонкие реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора.

• По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинноследственных отношений.

• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независичая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При провсдении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агснтом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь полученный результат. Аргументы за:

• Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблсмы, представляющие высокий обществснный интерес, что может иметь важные практические послсдствия.

• из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем.

Аргументы против:

• Поскольку экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинноследственных связей носит весьма спекулятивный характер.

• Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественныс эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

psychology.academic.ru