Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Главная мысль тема текста


Тема и главная мысль текста

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

 

Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.  

 

1. Прочитать текст и определить его тему:

 

«Гусята очень быстро растут. Их не надо обучать кашу есть. Не надо учить плавать. Они самостоятельные».

 

Э. Шим

 

Проверим: о ком говорится в тексте? – о гусятах. Все предложения связаны одной темой.

 

2. Прочитать текст и определить, все ли предложения в нем соответствуют теме текста.

 

«У каждого ручья свой голос – один шепчет, другой громко кричит. Все они спешат к реке. Хочешь узнать тайну ручейка – сядь у речки и послушай».

 

По Н. Садкову

 

В данном тексте рассказывается о ручьях: в первом предложении говорится, какие бывают ручьи, во втором – куда они спешат, в третьем – как разгадать тайну ручейка.

 

Мы видим, что все предложения соответствуют теме «ручьи».

 

3. Прочитать текст и из предложенных предложений выбрать то, которое называет тему данного текста.

 

«Был жаркий день. В саду под скамейкой спала собака Жучка. Леня взял палку и стал дразнить собаку. Жучка зарычала и бросилась на мальчика. Леня побежал, но Жучка успела укусить его. Леня заплакал».

 

Предложенные темы:

 

1. Был жаркий день.

 

2. Леня.

 

3. Жучка.

 

4. Леня и собака Жучка.

 

Вариант «Леня и собака Жучка» более полно определяет тему, то есть называет то, о ком идет речь в тексте.

 

У каждого текста есть автор, который через текст обращается к читателям, чтобы донести нужную информацию. Основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

 

4. Определить тему и основную мысль текста:

 

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

 

Тема – букварь.

 

Основная мысль: «Букварь – важная и нужная книга».

 

Иногда в тексте есть предложение, в котором и заключена основная мысль.

 

5. Определить тему и предложение, в котором заключена основная мысль:

 

«Банановые пальмы – это трава. Язык не поворачивается сказать это, когда видишь огромные листья над головой. Целый лес с прохладной тенью. Но все-таки это трава. Гигантская трава, трава великанов, но трава».

 

В. Абдулова

 

Тема – банановые пальмы. Основная мысль заключена в первом предложении: именно о том, что «банановые пальмы – это трава», и хотел рассказать автор.

 

6. Прочитать текст, назвать его тему и основную мысль:

 

«Скворцы прилетели в марте. Они устроились в дупле березы. Птицы работали весь день. Скворцы носили в гнездо перья, траву, сухой мох. Вечером они садились на ветку и пели. Берегите скворцов, они наши друзья».

 

Тема – скворцы, основная мысль – берегите скворцов, они наши друзья.

 

7. Каждый текст имеет название, заголовок, который указывает на то, о чем пойдет речь в этом тексте. Текст можно озаглавить.

 

Задание

 

Прочитать текст, выяснить, о чем говорится в тексте, выбрать наиболее удачный заголовок.

 

«Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она вступает на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!»

 

Е. Чарушин

 

О чем говорится в тексте? О том, как лиса охотится на мышей.

 

Варианты:

 

1. Лиса.

 

2. Пушистая охотница.

 

3. Лиса и мыши.

 

Самый удачный вариант – пушистая охотница.

 

вернуться на страницу "Русский язык 2 класс" >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Тема, название, основная мысль и структура текста — РУССКОЕ СЛОВО

Тема текста – это то, о чем текст.

Как правило, тема текста отражена в его названии.

Основная мысль текста (или идея) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора).writing

Приветствую, тебя, мой дорогой читатель! Сегодня мы говорим о том, с чего начинать работу над СОЧИНЕНИЕМ.

А начинать надо с обдумывания темы и основной мысли сочинения.

Любая идея должна иметь начало и конец, поэтому нельзя забывать о логике сочинения, или структуре текста.

Четкая структура текста делает текст понятным для восприятия. Читатель не должен «потеряться», запутаться, испугаться, утомиться, погрузиться в хаос непонимания. Подчинить текст логике (структуре) поможет план . План может быть простым или сложным, но он всегда будет состоять из ТРЕХ ЧАСТЕЙ:

  1. Начало текста (вступление).

  2. Основная часть (главная).

  3. Заключение (концовка текста).

Разные типы и стили текста – разные начало и конец сочинения!

Все предложения в тексте подчиняются одной ТЕМЕ.

Последовательность предложений в сочинении определяется авторской идеей. Наиболее полное отражение авторской идеи обеспечивает развернутость и информативность текста. Другими словами, в тексте должна быть достаточно полная информация о фактах, событиях, процессах, которые зависят от того, о чем текст, и помогают раскрыть основную мысль автора. А развернутость, последовательность, структурные связи, смысловое единство также помогают обеспечить передачу основной мысли автора.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

wordru.ru

Урок "Основная тема и главная мысль текста"

Наименование предмета: русский язык

Утверждаю:

группа

дата

Зам.дир.по учебной части

_________Б.Жолшыбеков

План урока № 56

Тема урока: Основная тема и главная мысль текста

Цели урока:

1.Образов.: дать понятие о тексте; развивать умение выделять главное из текста и основную мысль;

2.Развив.: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление.

3.Воспитат.:воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к русскому языку, к культуре речи.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН

Метод урока: пробуждение интереса

Наглядности урока: сборники заданий, тесты, карточки

Ход урока:

1.Организационный момент(3мин.)

1)приветствие

2)беседа со старостой группы

3)проверка наличия учебных принадлежностей

2. Проверка домашнего задания (10мин.)

1)Фронтальный опрос учащихся

3. Работа по теме урока (15мин.)

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

4.Закрепление урока (15мин)

  1. Творческая индивидуальная работа. Составление текста. Установить связь прочитанного с жизненным опытом. Устно.

• «Мое отношение к природе». (записано на доске)

Уж … снег, … ручьи, (тает, бегут)

В окно … весною... (повеяло)

… скоро соловьи, (засвищут)

И лес … листвою! (оденется)

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце …, (стало)

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго … ... (миновала)

Алексей Плещеев

Слайд №13.

  • Докажите, что это стихотворение есть текстом.

  • Записать стихотворение в тетради по памяти.

5. Заключительный этап урока (2мин.)

1)подведение итогов: выставление оценок

2)задание на дом: составить план текста

Подготовила:________________/Д.Е.Рассульметова/

infourok.ru

ТК урока "Тема и главная мысль текста"

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

й ий

хороший урожай

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Проверкадомашнегозадания.

Главная мысль текста. Работав рабочей тетради (№ 8)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– О чем хотел сказать авторв стихотворении? Подчеркните слова, в которых выраженаглавная мысль

– Земля родная – одна

Высказывают своемнение. Определяют главную мысль текста

Беседа по вопросам

IV. Актуализация знаний.

Текст

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что такое текст?

– Назовите признаки текста

Отвечают на вопросы

Определяют тексти его признаки

Беседа по вопросам

V. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный.

Сообщениеучителя, беседа, чтение

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-мучки.

– Цель нашего урока состоитв том, чтобы найти ответна этот вопрос

– Что такое тема и главная мысль текста?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

VI. Усвоениеновых знанийи способовдействий.

1. Тема текста. Развитие речи (упр. 13;учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный,творческий,практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает прочитать текст, определить его тему, придумать заголовок, объяснитьвыражения, ответить письменно на вопрос, познакомитьсяс понятием «тема текста»

– Заорал во все горло – громко закричал.

Откуда ни возьмись – появился неожиданно.

Выполняют задания

Осмысленно читают текст, определяютглавную мысль.

Устанавливают причинно-следственные связи. Письменновыражают мысль

Беседа по вопросам, письменный ответ, правило

2. Предложения

и текст (упр. 14)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.

– Спишите те предложения,которые могут составить текст. Определите тему текстаи озаглавьте его

– Предложения не объ-

единены общей темойи не связаны по смыслу.

– Предложения 2, 3, 5. «Ласточка»

Различают предложения и текст. Определяют признаки текста. Составляют из предложений текст, объединяя их общей темой

Чтение,беседа по вопросам, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Пальчиковаягимнастика

Кольца

Поочередно соединяют подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко (сначала на правой, затем на левой

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются

Правильное выполнение дви-жений

руке). А в конце занятияосуществляют синхронныедвижения обеими руками.

– Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики считать

правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке

3. Главная мысль текста (упр. 15; учебник, с. 18)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы и выполните задания к нему.

– Ознакомьтесь с правиломи расскажите, что называется главной мыслью текста

Читают стихотворение. Находят главную мысль в тексте, списывают предложение.

Знакомятся с правилом

Определяют главную мысль текста. Находят в тексте предложения, выражающие главную мысль. Приводят примеры использования выражения. Доказывают свое мнение

Беседа по вопросам, письмо

4. Тема и главная мысль текста

(упр. 16)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,наглядный,практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте заголовок и текст. Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что заголовок отражает главную мысль текста. Спишите предложения, в которых говорится о том, как муравей укрылся от дождя

Читают текст.

Отвечают на вопросы. Находят в текстепредложения на заданную тему, грамотно списывают

Осмысленно читают текст, соблюдая интонацию и знаки препинания. Соотносят текст и заголовок. Приводят доказательства, что заголовок отражает главную мысль

Чтение,беседа по вопросам, письмо

5. Словарно-орфографическая работа. Сентябрь

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,практический. Чтение, письмо

– Прочитайте словарное слово, что оно означает? Спишите его, запомните написание

Читают словарное слово, отвечают на вопрос, записывают. Запоминают правописание

Усваивают написание непроверяемого слова, объясняют значение слова

Беседа по вопросам, письмословарного слова

VII. Закрепление знанийи способовдействий.

Развитие речи. Составлениетекста (упр. 17)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,практический, творческий.

Чтение, беседа, письмо, рассказ

– Прочитайте. Почему такговорят?

– Спишите. Проверьте себя.

Докажите, что это не текст,а предложение. Устно составьте текст, включив в него данное предложение

Читают. Отвечают

на вопросы. Записыва-

ют предложение.Составляют рассказ

Различают предложение и текст, приводят доказательства. Объясняют смысл прочитанного. Составляют устный рассказна заданную тему

Беседа по вопросам, письмо,рассказ

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Чемнеобычен и полезен был сегодняшний урок? Какой опыт вы приобрели?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-гуляция

IX. Домашнее

задание.

Работа в рабочей тетради (№ 11)

Фронтальная. Словесный. Объяснениеучителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебноезадание в соответствии с уровнем своего развития

infourok.ru

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

·                   Что такое тема текста?

·                   Чем тема отличается от основной мысли?

·                   Каким должно быть заглавие текста?

Но сначала мы опять наведаемся в гости к Сене. Он как раз хвастается перед Машей и Вениамином:

– Я узнал всё о тексте и собираюсь стать великим писателем! Уверен, со временем я стану вторым Львом Толстым!

– Здорово! – отозвалась Маша. – С чего же ты начнёшь?

– Напишу роман, а лучше два! – бодро ответил Сеня. – Но сначала, конечно, я потренируюсь писать короткие рассказы.

– А на какую тему ты будешь их писать? – заинтересовался Вениамин.

– А разве нужна тема?! – перепугался Сеня.

Давайте поразмышляем. Мы создаём текст, чтобы сообщить какую-то информацию.

То есть, мы хотим что-то рассказать. И наш текст должен быть о чём-то.

Тема – это и есть то, о чём рассказывается в тексте.

Текст без темы получается бессмысленным. Мы можем создать вот такой набор предложений:

Вот стоит лошадь. Зачем она стоит? Она стоит! А над ней пролетают птицы. Может быть, они летят на юг. Мечтают ли ёжики о яблоках? Река уже почти замёрзла.

Что мы скажем, когда посмотрим на этот текст? Что этот текст просто ни о чём!

В начале двадцатого века поэт Велимир Хлебников пытался избавиться от темы в своих стихах.

И вот что у него получилось.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй — пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Теперь в стихотворении только с большим трудом можно найти какой-то смысл.

Тема ещё и объединяет предложения в тексте в единое целое.

Посмотрим вот на такие отдельные предложения.

Улетели птицы.

 Опадают листья.

Всё чаще идут дожди.

Похолодало.

Облетели и пожухли цветы.

Пока что каждое предложение здесь само по себе.

Но что, если мы соединим предложения? Что их объединяет? Тема осени. Мы даже можем дописать предложение, в котором содержится тема: «Наступила осень».

А вот известная нам сказка «Репка». Давайте посмотрим, как тема объединяет отдельные части сказки.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку − тянут-потянут, вытянули репку!

Но получается, что если не было бы репки – не было бы текста! Репка объединяет всех персонажей и все части сказки. Мы можем сказать, что эта сказка – о попытках вытянуть репку. Это и есть тема нашего текста.

Тема – это то, о чем рассказывается в тексте.

– Значит, я буду писать рассказы на тему нашей школьной жизни, - решил Сеня.

– И о чем же ты расскажешь? – спросила Маша.

– Помнишь, как я хотел списать твоё сочинение, Вениамин? – усмехнулся Сеня. – Я решил, что это неплохая тема для рассказа.

– К сожалению, я об этом помню, – закатил глаза Вениамин.

И вот, у Сени получился такой текст.

Как-то раз Сеня забыл написать сочинение о том, как он провёл лето. Поэтому он списал домашнюю работу у своего друга Вениамина. Учительница похвалила ребят и попросила зачитать свои сочинения. Вениамин зачитал своё текст первым. Потом своё сочинение начал читать Сеня. Вот удивились ребята!

– Ну вот, – улыбнулся Сеня. – Тема этого рассказа – списанное сочинение.

– Все верно, – согласился Вениамин. – Но как насчёт основной мысли рассказа?

Ведь мы создаём текст, чтобы выразить какую-то мысль, своё отношение к чему-то.

Поэтому в тексте всегда есть основная мысль.

Основная мысль – это то, что хотел сказать автор текста.

Это его отношение к теме текста.

Тема и основная мысль между собой не равны.

Тема – это та информация, которую мы хотим сообщить. Но за этой информацией обязательно скрывается идея, мысль, которую мы хотим выразить.

Основная мысль может быть выражена в одном или нескольких предложениях текста.

Посмотрим на начало басни «Ворона и лисица» Ивана Андреевича Крылова. Вот оно:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.              

* * *

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала…

Мы знаем эту басню и знаем, что в ней рассказывается о том, как лисица отняла сыр у вороны. Эта тема. А основная мысль выражена в первых трёх строках. В басне эта основная мысль ещё называется моралью.

Обычно чтобы выразить основную мысль, нам нужно прочитать весь текст.

Вот сказка «Репка». Тема – попытки вытянуть репку. А основная мысль? Её можно выразить так: вместе можно сделать любое дело. Или так: нужно всегда приходить на помощь друг другу.

– Вот ты, например, какую мысль хочешь вложить в свой текст? – спросил Вениамин у Сени.

– Я хочу сказать, что списывать нехорошо, - тут же ответил Сеня.

Значит, мы можем добавить в текст вот такие предложения.

Сочинения были абсолютно одинаковыми. Ученики не могли сдержать смех, а Сене стало очень стыдно.

Вот теперь сразу стало видно – как автор относится к теме текста и какую мысль хочет выразить.

– Теперь у меня есть рассказ с темой и идеей! – восхитился Сеня.

– Отлично! – обрадовалась Маша. – Как ты его назовёшь?

– «Мой первый рассказ», – заявил Сеня. – Неплохо, да?

– Но так нельзя, – мягко заметил Вениамин.

Мы должны дать понять читателю – о чём будет текст. И ещё нам нужно как-то отделить один текст от другого.

Поэтому в текстах есть заглавие. То есть, название текста.

Название также иногда называют заголовком.

Чаще всего заглавие отображает тему текста или что-то, что связано с темой.

Вот сказка «Репка». Именно репка в ней является главной для сюжета. Она присутствует в теме. Поэтому сказку так и назвали.

В заглавии часто называются герои текста. Например, у Пушкина есть поэмы с названиями «Руслан и Людмила» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Сразу же понятно – о ком эти произведения.

Но иногда в заглавии может называться событие, происшествие, место действия. Например, у Гоголя есть повести «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка».

А иногда нам вообще нужно прочитать текст, чтобы понять смысл заглавия. Вот, например, «Война и мир». Почему этот роман получил такое заглавие? Мы не сможем ответить точно, пока не прочтём роман. Или не услышим его краткий пересказ от кого-нибудь.

Некоторые заглавия книг бывают удивительны и непонятны.

И тут Сеня задумался: как же озаглавить рассказ? Наверное, так: «Рассказ о том, как Сеня пытался списать сочинение, а потом ему было стыдно».

– Но ведь заглавия обычно короткие, – возразил Вениамин. – К тому же, у тебя и рассказ небольшой…

– Тогда я назову свой рассказ «О Сене и сочинении», - отозвался Сеня.

– Уже лучше, - похвалил Вениамин. – Но не совсем понятно – в чем суть рассказа. И чем заглавие привлечёт читателя? Заглавие должно быть ещё и ёмким и вмещать в себя самое-самое главное!

«Списывать нехорошо», – предложил Сеня новый вариант.

– Но ведь об этом все знают, – покачал головой Вениамин. – А заглавие должно быть ещё и точным!

Давай попробуем ещё раз.

«Списанное сочинение». Хорошо отражает тему рассказа.

«Конфуз с сочинением». Намекает на то, что история будет забавной.

«Сочинения-двойники» – а от этого даже веет какой-то тайной! Можно придумать и ещё несколько заглавий.

– Отлично! – обрадовался Сеня. – Теперь я готов сочинять прекрасные тексты. В них будет тема, основная мысль…

– И интересные заглавия, – подсказала Маша.

– Вперёд, к славе писателя! – кивнул Вениамин.

Что же нам требуется сегодня запомнить?

Тема – это то, о чём рассказывается в тексте.

Основная мысль – это то, о чём хочет сказать автор.

Заглавие – это название текста. Обычно в заглавии отражается тема текста.

Заглавие должно быть кратким, точным, ёмким.

videouroki.net

основная мысль текста это что

это, - основная мысль текста!

этоооооо дааааа.... воооот))))))))

в поисковике лень полазить? на! Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке. Основная мысль, идея– это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

заголовок прочитал вот тебе и основная мысль текста!!!

touch.otvet.mail.ru

Тема: ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

Тема: ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

Цели: формировать понятия «тема текста», «основная мысль текста», умение определять тему и основную мысль текста; развивать умение решать орфографические задачи, устную и письменную речь учащихся; коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к предмету; дисциплинированность, привычку делового сотрудничества; аккуратность письма в тетради.

ХОД УРОКА:

  1. Организация класса.

- Здравствуйте. Садитесь. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Им интересно увидеть, как мы умеем работать на уроке, как умеем себя вести и что мы знаем по русскому языку.

I

урок

И П Н

ученик

В Д А

I. Психологический настрой.

На доске табличка:

- Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей: интересным, познавательным, необычным).

- Кто обычно ведёт урок? (Учитель).

- А кто ему помогает? (Ученики).

На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.

- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).

- Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III. Минутка чистописания.

- Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания).

- Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей).

- Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.

Показ учителем с объяснением написания:

- Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о. Напишите до конца строки.

IV. Словарная работа.

- А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.

На доске появляется таблица с кодом.

А – 1

О – 2

- Я буду читать слова, а вы на новой строчке запишите числа. Если в слове в безударном положении пишется А – ставьте 1, если О – ставьте 2.

Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.

- Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число – надо повторить словарные слова.

1 2 2 1 2 2 1

- А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей).

- Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:

Москва

ворона

Россия

воробей

мальчик

девочка

заяц

собака

мороз

-Какое слово новое? (мороз).

- Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.

Учитель делает запись на доске:

Словарь: мороз.

V. Постановка темы урока.

- Послушайте внимательно.

Учитель читает текст.

Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.

- Что я прочитала? (Текст).

- Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу).

- А кто может определить тему урока? (Текст).

-

Тема и основная мысль текста.

Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.

- Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).

VI. Работа над новой темой.

-

Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?

- Как она устроена?

(Колечки насаживаются на стержень).

- Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.

-

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.

На экране запись:

- Прочитайте. Это текст? Почему?

- Запишите предложение.

- Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей).

- Откройте учебник. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения).

- Почему вы выбрали это предложение? ПРЕДСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ В ВИДЕ ПИРАМИДКИ.

- То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме).

- Что хотел сообщить автор, это основная мысль. Определите основную мысль. (Как готовятся к зиме).

- Запиши выбранное предложение в тетрадь.

- Прочитайте важную информацию на стр. 111.

- Влад, прочитай вслух эту информацию.

То, о чём говорится в тексте, - это его тема. То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль – это стержень текста.

- Что же такое тема текста?

- Что такое основная мысль?

VII. Физминутка.

- А теперь немного отдохнём. Знакомая нам тётушка Сова приготовила музыкальную паузу. Повторяйте за героями.

Фрагмент из серии «Уроки тётушки Совы».

- Садитесь.

VIII. Работа в группах.

- Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.

- Попробуйте из этих предложений составить текст.

- Приклейте на лист предложения в нужном порядке.

Я сыплю в кормушку разные семена.

Птицы ищут пищу.

Зимой птицам нужна забота.

Наступила морозная зима.

Проверка по образцу.

-

Наступила морозная зима.

Птицы ищут пищу.

Я сыплю в кормушку разные семена.

Зимой птицам нужна забота.

Прочитай текст, который получился.

- Какая группа справилась с заданием без ошибок?

Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.

- Определите тему текста. (Зима).

- А какая главная мысль? (Помощь птицам).

- Молодцы!

IX. Физминутка для глаз.

Музыкальная физминутка «Снежинки».

IX. Творческая работа.

- Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.

Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.

- Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.

X

Тема и основная мысль текста.

. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Зачем уметь определять тему текста?

XI. Рефлексия.

- Оцените свою работу. Начертите в тетради шкалу самооценки.

-

Оцените наш урок. Если урок прошёл с пользой, поднимите белую снежинку, если нет, то синюю.

- Спасибо вам за работу. Урок окончен. До свидания.

kopilkaurokov.ru