Виды и жанры в журналистике с описанием и примерами. Информационные жанры журналистики


Виды и жанры журналистики: информационные, аналитические

Рассмотрим все основные виды и жанры журналистики. Для каждого дам определение и в качестве дополнения предоставлю несколько интересных примеров. Вся классификация будет идти по Тертычному.

Основные виды и жанры журналистики

Содержание:

Что такое жанр

Жанр — это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Скажем так, это конвенция о согласовании сигналов. Тех сигналов, которые подает автор.

Если к примеру, мы видим, что стоит жанр роман, то понимаем, что тут будет достаточно большой объем произведения. Там скорее всего будут какие-то приключения и насыщенный сюжет.

Если видим, что стоит семейная сага, то понимаем, что будет идти повествование о жизни какой-нибудь семьи. Будет много сюжетных линий. Если это комедия, то мы будем готовы к различным смешным поворотам.

То есть сам жанр дает нам какую-то наводку, что следует ожидать от данного произведения.

Жанр — это также и инструмент (форма произведения). Причем они могут смешиваться. И на самом деле в чистом виде существуют очень редко. Гораздо сложнее найти в чистом виде репортаж или заметку, нежели определенное смешение (гибрид).

Но чтобы смешивать жанр, мы должны владеть каждым из них в чистом виде. Только после этого можно экспериментировать.

Жанры в этом смысле еще дают возможность оценивать произведения не с точки зрения художественно-литературной ценности, а объективно. То есть наличия в нем определенных признаков.

К примеру, если будем дальше писать заметки, то мы выработаем ряд признаков, по которым этот жанр будет оцениваться.

Таким образом, мы вырабатываем критерий оценки произведения. Ведь оценивать литературный труд по типу нравится или нет является очень неблагодарным делом.

Система жанров или виды журналистики

Ниже можно увидеть классическую систему жанров или основные виды журналистики:

  • Информационная публицистика
  • Аналитическая публицистика
  • Художественная публицистика

Каждый из видов имеет свои определенные жанры. Ниже мы их рассмотрим.

Информационные жанры журналистики

В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.

Основные информационные жанры журналистики с примерами

Жанры:

  • Заметка
  • Репортаж
  • Интервью
  • Информационная корреспонденция
  • Информационный отчет
  • Блиц-опрос
  • Вопрос-ответ
  • Некролог
Заметка

Заметка — это небольшое информационное сообщение, которое содержит обычную новость. Жанр состоит из заголовка, лида и текста.

Пример информационного содержания заметкиПример заметки

Заголовок может содержать главную мысль заметки. Лид — это подзаголовок. Он содержит краткое описание основного текста заметки. Отвечаем на вопросы: что, где и когда. При создании основного текста отвечаем на те же вопросы, но уже подробно.

Информационная корреспонденция

Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета (что, где, когда). А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза.

Пример информационной корреспонденции в журналистикеИнформационная корреспонденция

Ее целью является сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

По сути корреспонденция близка к репортажу, но таковым никогда не является. Ведь автор никогда не присутствует на месте события. В тексте это чувствуется.

Репортаж

Жанр репортаж возникает в результате развернутого применения метода наблюдения и тщательной фиксации в ее результатах.

Пример репортажа как жанра журналистикиПример репортажа

Автор данного жанра всегда пытается создать эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки и так далее. Когда читаем репортаж, то создается впечатление, что мы находимся в гуще события.

Информационный отчет

Информационный отчет отличается сухостью подачи информации. Часто используется канцеляризм. У этого жанра всегда специфический предмет.

Пример информационного отчета как жанра в журналистикеИнформационный отчет

Обычно это событие, которое совершается в форме обмена информации. Например, конференции, заседания, собрания или семинары.

Если мы видим сухое описание какого-то заседания или конференции, то сразу понимаем, что это информационный отчет.

Информационное интервью

Жанр сформирован в стиле вопрос-ответ. В самом материале всегда заложен информационный повод. То есть из-за чего разговаривают именно с этим человеком.

Пример жанра информационного интервью в журналистикеЖанр информационное интервью

Видно, что под заголовком сначала идет информационный повод, затем вопрос и ответ на него.

Блиц-опрос

По методу получения информации блиц-опрос немного похож на интервью. Отличие лишь в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку. А в блиц-опросе многим людям задают один и тот же вопрос.

Такой опрос обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают. Информация посвящена какой-то определенной теме. Обычная привязка тоже идет по информационному поводу.

Пример блиц-опроса в информационном жанре журналистикиБлиц-опрос

Тут опрашивают людей разного пола, профессий и возраста. Собственно, это в опросе и сообщается.

Некролог

В некрологе указывается про смерть человека, а также краткая информация о нем. Но еще уделяется внимание достижениям человека. Что он сделал, какое значение имел в обществе и так далее.

Некролог как информационный жанр в журналистикеПример некролога

Аналитические жанры журналистики

В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя. Он старается дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.

Разбираем основные аналитические жанры журналистики

Жанры:

  • Комментарий
  • Корреспонденция
  • Статья
  • Журналистское расследование
  • Аналитические отчеты
  • Аналитическое интервью
  • Аналитический опрос
  • Беседа
  • Социологическое резюме
  • Анкета
  • Мониторинг
  • Рейтинг
  • Рецензия
  • Обозрение
  • Обзор СМИ
  • Прогноз
  • Версия
  • Эксперимент
  • Письмо
  • Исповедь
  • Рекомендация (совет)
  • Аналитический пресс-релиз
Аналитическое интервью

Аналитическое интервью содержит в себе анализ факта и отвечает на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и так далее.

Роль автора заключается в том, чтобы своими вопросами задать направление анализа, которое осуществляет интервьюируемое лицо.

Аналитическое интервью как жанр в журналистикеАналитическое интервью

В примере сначала вводится социально-значимая проблема после чего задается тон анализу. Затем идет само интервью. Оно посвящено не столько информационному поводу, сколько мнению эксперта в заявленной проблеме.

Рецензия

Основу рецензии составляет критический отзыв о произведениях художественной литературы, науки, искусства и так далее.

Целью рецензии является не просто осветить данное информационное явление. Нужно проанализировать его значение или культуру в той среды, для которой оно вышло. Это может быть спектакль, фильм и так далее.

Пример рецензии как жанра журналистикиРецензия

В примере заявляется, что будет анализироваться и кто будет анализировать. А дальше идет анализ (рецензия).

Статья

Статья является главным аналитическим жанром. Здесь наблюдается глубинный анализ актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Статья как жанр журналистикиСтатья

Аналитика предмета создана так чтобы читатели смогли и дальше размышлять над интересующими ими вопросами.

Виды статьи:

  1. Общеисследовательская — автор может вести речь о направлениях политического и экономического развития страны. Или же он может рассуждать об уровнях нравственности. В основу анализа часто берутся крупные проблемы.
  2. Тактико-аналитическая — в основе лежат актуальные, практические проблемы. Например, промышленность, сельское хозяйство, предпринимательство и так далее. То есть тут идут уже мелкие проблемы.
  3. Полемическая — это ответ на уже опубликованную статью. Это могут быть какие-то политические оппоненты, художественные критики, которые придерживаются другой позиции.
Пример тактико-аналитической статьи как жанра в журналистикеТактико-аналитическая статья
Аналитический отчет

Предметами использования аналитического отчета являются различные доклады, конференции, собрания и так далее. Здесь показывается взаимосвязь выводов, оценок в речах выступающих и выносится оценка выступления участников мероприятия.

Пример аналитического отчета в журналистикеАналитический отчет

Это своего рода отчет-объяснение или оценка причин, проблемы или какого-то процесса.

Комментарий

С помощью комментария можно выражать свое отношение к различным событиям, создавать связанные с ним проблемы и задачи.

Пример комментария в аналитическом жанре журналистикиКомментарий как жанр журналистики

В таком жанре журналистики всегда присутствует анализ какого-то явления, уделяется большое внимание на главные факты, дается их оценка и прогноз события. Обязательно должен присутствовать вывод.

Аналитическая корреспонденция

Аналитическая корреспонденция выясняет причины события или явления. Определяет их ценность, дает прогноз развития и так далее.

Пример аналитической корреспонденции в жанре журналистикиАналитическая корреспонденция

Первоисточником сообщения является автор. Главным предметом данного жанра выступает один самый важный факт события. А остальные более мелкие детали являются лишь дополнительным материалом для освещения.

Журналистское расследование

Журналистское расследование включает в себя элементы статьи, корреспонденции и репортажа. Предметом выступает общественно значимая тема.

Небольшой пример журналистского расследования как аналитический жанрЖурналистское расследование

Определяются причины и виновники данного события. Идет поиск решения проблемы. Автор принимает непосредственное участие в расследовании. Благодаря этому его аудитория тоже находится в центре истории.

Выявляется сопоставление фактов, изучаются улики, идет поиск виновных и так далее.

Аналитический опрос

Аналитический опрос очень схож с информационным в виде ответа на вопрос. Единственное, в данном жанре присутствуют элементы аналитики. Ведь автор задает еще и такие вопросы, как: в чем причина, как это объяснить, почему и так далее.

Небольшой пример аналитического опроса как жанра журналистикиПример аналитического опроса

Очень часто такой жанр используется в общественно-политических и деловых изданиях.

Беседа

Беседа схожа с интервью. Отличием является то, что автор не только может задавать вопросы, но и сам выстраивать содержание будущего текста. Данный жанр хорошо использовать, когда тема не сразу может поддаваться истолкованию.

Беседа как жанр журналистикиПример беседы
Социологическое резюме

В социологическом резюме публикуются краткие итоги различных соц-исследований. Автор может комментировать эти данные исследований и публиковать их в разной последовательности.

Пример социологического резюме в аналитической журналистикеСоциологическое резюме
Анкета

Анкета очень хорошо помогает журналистам в сборе разнообразной информации. При анкетировании задается много вопросов для широкого круга людей. В результате возникает своеобразная публикация с определенными чертами.

Пример анкеты в аналитическом жанре журналистикиАнкета
Мониторинг

Мониторинг — это отслеживание какого-то явления и замер определенных его параметров. Предметом являются конкретные характеристики данного явления.

Пример мониторинга в аналитическом жанре журналистикиМониторинг
Рейтинг

В рейтинге предоставляется ранжирование схожих явлений по определенному признаку. Проводится аналогия и сравнение предметов.

Пример простого рейтинга в аналитическом жанре журналистикиПример простого рейтинга

Данный жанр очень часто используется в различных сферах деятельности. Это может быть рейтинг политиков, бизнес-компаний, спортсменов, музыкантов и так далее.

Обозрение

В обозрении наглядно освещаются мысли обозревателя и общественных событий. Обозреватель формирует интерес у своей аудитории, рассказывает ей о различных событиях.

В этом жанре происходит наблюдение за определенными событиями с последующим их анализом.

Обзор СМИ

В обзорах СМИ изучают информацию и подводят итоги по различным литературным публикациям, теле и радио программ. Могут рассматриваться темы, обсуждаемые прессой. Автор может информировать о том, что публикуют другие издания.

Прогноз

В прогнозе дается суждения автора о том, что будет в будущем в тех или иных явлениях. В качестве авторов тут в основном выступает не журналист, а различные эксперты, ученые и специалисты.

Прогноз как жанр аналитической журналистикиПрогноз
Версия

Версия состоит из неполных доказательств. Здесь нет конкретных выводов. Наблюдается лишь метод исследования в виде домыслов и вымыслов.

Пример версии в аналитической журналистикеВерсия
Эксперимент

Эксперимент в журналистике проводится по любому поводу. Здесь речь идет об специально организованной журналистом предметно-практической ситуации.

Пример эксперимента в аналитическом жанре журналистикиЭксперимент
Письмо

Письмо в СМИ — это более простая форма публикации. Иногда издания публикуют читательские письма чтобы разнообразить материал.

Так появляются различные мнения об определенных ситуациях. К тому же это помогает читателям ощутить свой вклад в развитие самого издания.

Пример жанра письма в журналистикеПисьмо

Письма читателей могут быть адресованы конкретным личностям, группам или населению страны.

Исповедь

Предметом исповеди является внутренний мир автора. Здесь он объясняет какой-то поступок, делится своим опытом, дает примеры для преодоления беды.

Пример исповеди в аналитическом жанре журналистикеИсповедь
Рекомендация (совет)

Рекомендация (совет) — эта информация, в которой содержатся способы решения определенных задач. Как правило, такой жанр журналистики публикуется в виде инструкции. Здесь автор объясняет почему нужно сделать так и что это даст.

Небольшой пример рекомендации в жанре аналитической журналистикиПример рекомендации
Аналитический пресс-релиз

В аналитическом пресс-релизе рассказываются о достоинствах какой-нибудь компании или специалиста. Анализируются качества и достоинства для общественной аудитории.

Иногда приводятся различные доказательства того, что эта компания успешно может решить определенные проблемы общества. В качества аргументов приводятся примеры успешной деятельности.

Пример аналитического пресс-релиза в журналистикеАналитический пресс-релиз

Художественно-публицистические жанры журналистики

В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму:

  • Размышления
  • Наблюдения
  • Красивое описание и так далее

Рассматриваем основные художественно-публицистические жанры журналистики

Жанры:

  • Эссе
  • Очерк
  • Фельетон
  • Памфлет
  • Пародия
  • Сатирический комментарий
  • Житейская история
  • Легенда
  • Эпитафия
  • Колонка
Очерк

Очерк считается королем художественно-публицистических жанров. С точки зрения подготовки и написания, это самый сложный жанр.

Пример очерка в художественно-публицистическом жанре журналистикиЖанр журналистики очерк

В основе очерка лежит репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.

Причем развернутость этого репортажного начала воспринимается, как преобладание художественного метода. В то время упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.

Портретный очерк

Предметом портретного очерка выступает личность. Причем характер героя дается в каких-то нетривиальных ситуациях. Фишкой является показать обычного человека при необычных обстоятельствах.

Пример портретного очерка в журналистикеПортретный очерк

В примере сначала идет информационный повод. Затем идет описание. В нем описываются различные ситуации, где высвечиваются личностные качества героя. Доброта, помощь и так далее.

В этом и суть портретного очерка. Показать, как обычный человек меняет судьбы других.

Проблемный очерк

Предметом отображения проблемного очерка выступает проблемная ситуация. В аналитических жанрах это тоже встречается. Поэтому такой очерк часто путают со статьей.

Развитие проблемы в очерке никогда не предстает в голом виде. То есть не показывают через какие-то статистические данные, комментариев экспертов, диаграммы, отчеты и так далее.

Проблемная ситуация в таком очерке представлена через ряд образов, которые связаны между собой. Это может быть определенный человек в проблемной ситуации. Через него и показывается развитие этой ситуации. Пытаются найти пути решения этой ситуации.

Путевой очерк

Путевой очерк близок к тревел-журналистике (путешествия). В основе лежит какой-то авантюрный сюжет или необычное приключение. Здесь идет описание путешествия, поездки или командировки.

Эссе

Эссе является спорным жанром. Ведь в нем преобладают аналитические и публицистические признаки. Поэтому его могут определить либо к художественно-публицистическим жанрам, либо к аналитическим.

Пример эссе в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример эссе как жанр журналистики

В примере идет создание тщательно проработанного образа.

Колонка

Многие колонку к жанру не относят. Они считают, что это просто место на полосе. Да, это треть страницы вертикально расположенного материала под одним авторством. Считается, что внутри этой полосы может находиться любой жанр.

Но некоторые считают, что это все же отдельный жанр. В это место как-правило, публикует один и тот же человек. Вот он и является этим жанрообразующим признаком.

Фельетон

В фельетоне осмеивалось определенное зло. Жанр не совсем популярный и очень сложный. Многие фельетонисты допускают здесь ошибки. Нужно стараться писать ясным и понятным языком для читателя. Иначе такие публикации останутся просто незамеченными.

Пример фальетона в художественно-публицистическом жанре журналистикеФельетон

Часто авторы используют сатирические и юмористические методы изложения материала.

Памфлет

В памфлете идет осмеяние различных человеческих пороков и унижение злого героя. Как правило, это маленькая информация политического характера. То есть высмеивают различных политиков и чиновников.

Пример памфлета в журналистикеПамфлет
Пародия

Пародия — это подражание или имитация кого-то. Например, высмеивание и имитация действий определенного человека. Может высмеиваться творческая манера определенных артистов, поведение некоторых политиков и так далее.

Пародия в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример пародии в журналистике
Сатирический комментарий

В сатирическом комментарии идет высмеивание того феномена, который привлек автора. Очень часто высмеиваются различные нелепые действия чиновников, политиков или звезд. Как правило, их действия могут вызывать общественный резонанс.

Также может быть и информационный повод. Например, обсуждение высказываний людей. Сначала публикуется высказывание какого-то человека, а потом идет комментарий автора о данной информации.

Пример сатирического комментария в журналистикеСатирический комментарий
Житейская история

Отличие от мини-истории состоит в том, что здесь присутствует полнота и насыщенность информации. Здесь описываются различные истории из жизни людей. Например, их поступки или определенные ситуации.

В главной роли тут находится фантазия автора. Она рождает несуществующие ситуации и доводит их до реально возможных. Например, часто используются неожиданные повороты событий героя.

Пример житейской истории в художественно-публицистическом жанре журналистикиЖитейская история
Легенда

В легенде используется вымысел. Но она также может содержать и реальный исторический факт. Легенда может привязываться к определенному месту, личности или событию.

Легенда как художественно-публицистический жанр в журналистикеПример легенды
Эпитафия

В эпитафии рассказывается про умершего человека. Но основное внимание идет не на смерть человека, а на его достоинства. Тут идет своего рода, оценка умершего человека.

Пример эпитафии в художественно-публицистическом жанре журналистикиПример эпитафии

На этом все!

Теперь вы знаете, какие бывают виды и основные жанры в журналистике. Также мы рассмотрели их описание и примеры.

Сказать спасибо кнопками ниже:

Секреты эффективной рекламы Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.

alzari.ru

14. Информационные жанры журналистики. Понятие «информационные жанры». Специфика новостей. Приметы информационных жанров (новизна факта или события, про которое рассказывается; оперативность подачи).

Жанры иногда образно называют нервной системой журналистского творчества . Нервная система, как известно, истощается. Так и жанры, следуя духу времени, угасают или расцветают. В настоящее время популярны жанры «быстрого реагирования»,такие как интервью, репортаж.

Наиболее по объёму место на газетных полосах и в теле-, радио- программах занимают информационные жанры.

Информационные жанры - хроника, заметка, расширенная информация, отчет, репортаж, интервью - представляют собой содержательно-формальную общность, обладающую общими признаками, однако имеют и различия.

Наиболее оперативные жанры:

- хроника – небольшое сообщение;

-интервью – материал, сделанный на основе беседы журналиста с интересным для аудитории человеком;

-репортаж- запись, отражающая ход какого-либо события.

Им свойственна лаконичность, оперативность сообщения о событии. Информационные жанры отличаются особыми приемами передачи информации, «телеграфным стилем» в контексте реального времени. Оперативность, емкость, сжатость, новизна информации, социальная значимость - их характеристика.

В информационных жанрах важно умение видеть, отбирать, оценивать, комментировать и оперативно реагировать на новые общественно значимые факты.

Хроника – краткое, как деловая телеграмма, предъявление факта. Как правило, это новость одной строкой, не имеющая заголовка, но даваемая в подборке под рубрикой. Язык хроники – сухой, отстраненный, официальный.

Цель автора заметки – возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности этого жанра. Написание новостного произведения делится на несколько этапов:

-найти идею статьи; -собрать факты, излагающие историю; -проанализировать эти факты, чтобы они обрели для вас смысл; -написать статью, изложив факты в логической последовательности.

Оптимальный способ сделать это – принцип «пять вопросов и еще один»: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?

Ответы на эти вопросы служат фундаментом такой статьи независимо от того, пишете ли вы о банкротстве крупного предприятия или о пожаре на рынке за углом.

Принцип «перевернутой пирамиды» предполагает лид, преамбулу. Главный абзац называется «орешком», потому то доходит до середины ядра о том, о чем идет речь в статье. Нижние уровни пирамиды будут содержать меньше - достаточно интересные моменты, которые тем не менее можно опустить, если нужно сократить статью.

Задача репортера – услышать, увидеть, ощутить и донести происходящее до своей аудитории. Повествователь должен быть сам увлечен и заинтересован событием, чтобы рассказать о нем занимательно и нескучно и оставаться объективным. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Специфика репортажа проявляется в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д.

Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит нашей стране и за ее рубежами.

В репортаже может быть вспомогательный материал – ссылки, цитаты, сноски, цифры, детали.

Прием, который лежит в основе жанра интервью, - это литературный пересказ беседы с человеком, чьи мысли, рассуждения, прогнозы и оценки вызывают общественный интерес.

Интервью – гибкий разговорный жанр. Это предопределяет его стилистику – свободную, экспрессивную, насыщенную яркими сравнениями, характеристиками и другими образными элементами.

Расширенная информация – текст объемом 40-70 строк, содержащий подробности, предысторию, атрибуцию, цитирование, цифры и статистику. Приобретает значение, когда нужно заинтересовать читателя, развлечь, перенести акцент с результатов на обстоятельства.

В информационном отчете воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко приводят выступления участников события – встречи, конференции и т.п. – в сжатом пересказе, изложении важнейших мыслей и положений.

К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всей читательской аудитории или хотя бы ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуального факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе читателей, возбуждает их интерес – личный и общественный.

Новость начинается с зачина, затем излагается основная часть. Последовательность изложения такова:

-новость;

-объяснительный материал;

-вторичный материал (подтемы) ;

-если нужно - предыстория, затем возвращение к главной теме, ее детализация.

Лид – наиболее важный фрагмент новости. Он вовлекает читателя в чтение. Ключевое слово – событие, т.е. перемена. На событие, как на крючок, нанизывается сюжет. Передача информации в определенном аспекте называется ракурсом.

Классическими элементами новости считаются:

-близость (понятность конкретной аудитории)

-своевременность

-общезначимость (важность для всех)

-конфликтность (яркость события)

-связь с известным именем, человеком

-человеческий интерес (что не оставит читателя равнодушным)

Краткая новость может быть подана по-разному:

-внезапные, «прорвавшиеся» новости

-«точечная информация», «пятнышко»

-жесткая подача новости

-менее оперативные новости, в которых есть детали

-простые истории

-сообщения множественных элементов.

Характеристики качественной новости:

1. Человеческий интерес .(Позволяет читателю увидеть себя в статье).

2. Четкая позиция.

3. Ясность мысли. ( Читатель понимает материал с первого раза)

4. Будьте точны.

5. Пользуйтесь словарем.

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, - стремление всех журналистов. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории издания.

studfiles.net

Жанры журналистики

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои произведения нейтральным словом «материал».

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в «свободный полет», должен научиться писать в любом жанре.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде всего, должны «набить руку» на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.

Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это - основа основ, без фактов журналистика немыслима.

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

ХРОНИКА - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

ИНФОРМАЦИЯ - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

ОТЧЕТ - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

ЗАРИСОВКА - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

РЕПОРТАЖ - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

Очерк, фельетон и памфлет не рекомендуются для практики учащихся «Мастер-классов», т.к. это сложные жанры, требующие не только журналистского мастерства, но и жизненного опыта.

ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

  1. Информационные:

* Хроника

* Информация (короткая (заметка), расширенная)

* Зарисовка

* Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)

* Отчет (общий, тематический, с комментариями)

* Путевые заметки

* Обозрение

* Репортаж (событийный, тематический, постановочный)

2. Аналитические:

* Корреспонденция

* Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)

* Обзор

* Рецензия (литературная, кино, театральная)

  1. Художественно-публицистические:

* Очерк (сюжетный, описательный)

* Фельетон

* Памфлет

4

studfiles.net

10. Современная система жанров журналистики.

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда ка в литературе - самый небольшой.

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей.

Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

Фельетон - это объемный сатирический жанр, "синтез трех начал: публицистического ( факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного ( создание сатирического образа , что и отличает фельетон от сатирической заметки)

Памфлет - поисходит от греческого "ран" - все, "рфлего" - жгу, произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения ( крупное социальное явление, государственные или общественные деятели).

11. Информационные жанры.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.

2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.

3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."

По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

studfiles.net

10. Современная система жанров журналистики.

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда ка в литературе - самый небольшой.

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей.

Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

Фельетон - это объемный сатирический жанр, "синтез трех начал: публицистического ( факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного ( создание сатирического образа , что и отличает фельетон от сатирической заметки)

Памфлет - поисходит от греческого "ран" - все, "рфлего" - жгу, произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения ( крупное социальное явление, государственные или общественные деятели).

11. Информационные жанры.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.

2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.

3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."

По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

studfiles.net

Информационные жанры журналистики.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Группу информационных жанров журналистики характеризует оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность при ее подаче. Заметка, репортаж и отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события. Основные признаки жанра:1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку). жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое информационное сообщение о событии сферы слухоговорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.

 

Объективность как основа информационных жанров.

Назначение информационных жанров – оперативно сообщать о важных событиях. Основу события составляет факт. «Факт»1) действительно невымышленное происшедшее событие, явление, твердо устоявшееся знание, данное в опыте, служащее для какого-то заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения; 2) действительность, реальность, то, что объективно существует».Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями, взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование.Источники информации могут быть разнообразными: органы государственной власти, пресс-служба администрации, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), другие радиостанции.Самые важные характеристики оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность, конкретность! Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения. Событийность, новизна, оперативность требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни общества, большой мобильности.

Заметка

заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.Чтобы можно было верно судить о событии, журналист в заметке отвечает на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в первом веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой.Простейшим видом заметок является хроникальное сообщение - предельно краткий текст, в котором назывными предложениями характеризуется суть события. Затем следуют собственно заметка и расширенная заметка. Своеобразной разновидностью жанра стала текстовка, сопровождающая иллюстрацию (фотоснимок, рисунок, инфографику).

 

Репортаж. Виды репортажа

1) СобытийныйНаиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее.

2) Аналитический (проблемный)С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков». 3)Познавательно-тематический.По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории. 4)Репортаж-комментарий. Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий: «Комментированный репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация, 2) интерпретация, 3) мнение.

 

Интервью

Интервью — особый информационный жанр журналистики, представляет собой диалог корреспондента и героя публикации. Иначе интервьюера и интервьюируемого.Интервью — жанр оригинальный, в связи с этим оно и оформляется особым образом. Тогда как заметка, расширенная информация несколько схожи (вопросы, подробности). В интервью вы записываете свой вопрос и дословно ответ героя. Но структура интервью включает и другие компоненты.Виды интервью Информационное. В полной мере интервью получится информационным, если и интервьюер и герой будут делать акцент на вопросах: что? где? когда?Аналитическое. Если интервьюер и его собеседник начнут «разворачивать» ответ на вопросы: почему? с какой целью? что это значит? и пр., то в результате может получиться аналитический материал.

 

Пресс-релиз.

Пресс-рели́з — сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ.Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Официальные государственные органы иногда выпускают пресс-релизы в форме «ответов на вопросы».Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года «отцом» современного PR Айви Ли (Ivy Lee) и связан с достаточно трагичным происшествием на железной дороге Пенсильвании.Пресс-релиз является главным PR-документом в любой организации. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их широкой общественности и/или конкретной целевой аудитории. Пресс-релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс-конференциях, либо рассылаются через средства связи.ПРЕЖДЕ ВСЕГО - НОВОСТЬ

Пресс-релиз создается по канонам журналистики новостей. Поэтому его автор должен знать, какие новости ожидает газета, какие новости будут приняты ею, а какие отвергнуты

 

Новости на ТВ

На характер новостей влияют многие факторы: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренно комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади» [23, 6]. Преимуществом журналистики новой формации является высокая степень информационной насыщенности текста и быстрота реакции при многообразии каналов информации и их растущей конкуренции. Объект исследования – информационное телевидение в России. Оно появилось около ста лет назад и постоянно эволюционирует, меняет формы, приоритеты в освещении информации. Предмет исследования – взаимовлияние телевидения и общественного мнения, специфические характерные черты телевизионной редакции, журналистов, ведущих новостных программ, методы повышения рейтинга программы, языковые средства и другие аспекты телевидения как средства массовой информации. Телевизионная трансляция имеет ряд особенностей, и для выпуска в эфир программы новостей необходимо учитывать каждую деталь, которая не должна выходить из общей концепции передачи. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.

 

Читайте также:

lektsia.com

Информационные жанры журналистики — МегаЛекции

Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.

2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.

3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж.

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают , что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста, беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы."

По исследованиям профессора Барманкулова М. К., интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр, оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

А теперь о новостной журналистики:

Жанровое определение «заметки» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления. В таких материалах если и указывается откуда почерпнута информация, то очень кратко. Не излагается также ход изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось. Главное для заметки - именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события и т.д. должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям.

Основные виды новостей: Событие, происшествие, мероприятие, итоги деятельности, планирование.

Событие - Новости данного типа составляют основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основное содержание в них - фактологическое описание.

Предмет отображения - разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.

Планирование -превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах. Именно они привлекают широкую публику на всевозможные мероприятия. Основная цель - дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Принципы отбора новостей:

Цели обращения к аудитории с новостными материалами:оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции.

Основные жанровые модели новостной журналистики:заметка, информационная корреспонденция, блиц-опрос, репортаж.

Заметка - Краткость и новизна. Новость с подробностями.

Информационная корреспонденция - отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета (единичное событие, явление, действие). Может содержать в себе некоторые элементы (помимо фактологического описания) оценки, предписания, прогноза.

Вместе с тем автор не ставит перед собой задачи выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное дело для него - сообщить некоторые лежащие на поверхности параметр отображаемого явления. Информационная корреспонденция близка по своей сути к репортажу, однако таковым не является по ряду причин: дело в том что автор не присутствует на месте события в момент его совершения. Кроме того он не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально-насыщенное описание предмета отображения. Репортаж же более приспособлен к описанию именно событий, происшествий. Для корреспондента важно изложить суть дела, для репортера же - изложить суть дела экспрессивно, наглядно, эмоционально, чтобы при чтении репортажа у аудитории возник эффект присутствия на месте события.

Блиц-опрос - Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.

Репортаж - Применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача репортера - дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т.е. воссоздать эффект присутствия. Журналист рассказывает о предметных ситуациях, о развивающихся событиях. Журналист должен вызвать сопереживание у читателя. Два пути эффективного вовлечения -

1) Изложение динамики события

2) Изложение динамики журналистских переживаний, которые он испытывает на мест действия.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии. А скажем в очерке наглядное изображение преследует цель обобщения и типизации.

Технология работы в газетно-журнальных новостных жанрах. Методы сбора и фиксации информации. (можно сказать своими словами)

ВОПРОС №69.

megalektsii.ru


Смотрите также