Что такое Паскаль. Программирование на Паскале. Как на паскале работать


Часть IV. Работа в Паскале на компьютере

В этой части мы не будем изучать программирование. Мы будем учиться, как написанные заранее программы вводить в компьютер, отлаживать и выполнять.

Что нужно знать и уметь к моменту выполнения первой программы?

  • Вы должны иметь работающий компьютер с установленным на жестком диске Паскалем. Вы должны знать, где у компьютера кнопка включения. Очень желательно, чтобы кто-то опытный сказал вам, что Паскаль работает нормально, и показал, как его запускать. Если опытных рядом нет, я с грехом пополам попробую рассказать вам, как запустить Паскаль («с грехом пополам» потому, что для запуска Паскаля нужно иметь минимальные навыки работы или в Windowsили вNortonили в чем-нибудь подобном, а это тема отдельной книги).

  • Вы должны уметь работать с текстом в простейшем текстовом редакторе. Если не умеете, то вам вполне достаточно изучить приложение П1, где вам будут даны все необходимые навыки.

  • Считаю совершенно необходимым, чтобы вы сохраняли все ваши программы, даже самые маленькие, на диске. Поэтому вы должны заранее знать, что такое каталоги (папки) и файлы. Если не знаете, то вам вполне достаточно прочитать приложение П2, где вы узнаете все необходимое.

  • Вы должны знать имя каталога Паскаля и дорожку к нему (что это такое, читайте там же – П2).

Порядок работы в Паскале

  1. Запустите Паскаль

  2. Введите программу

  3. Сохраните программу на жестком диске

  4. Выполните программу

Если результаты вас удовлетворяют, перейдите к пункту 6

  1. Исправьте ошибки в программе

Вернитесь к пункту 3

  1. Отдыхайте

Рассмотрим подробно и по порядку пункты этого алгоритма.

(1) Запуск Паскаля

Итак, вы в отчаянном положении. Вы хотите запустить Паскаль, но не знаете, как это сделать, и некому вам объяснить. Я сейчас попробую вам помочь, но шансы на успех – 50 на 50.

Прежде всего прочитайте приложение П2 и параграфы (2) и (3) из этой главы, так как они помогут вам путешествовать по каталогам (обратите, кстати, внимание на двойную точку (..)). Напомню, что вы должны знать имя каталога Паскаля на вашем компьютере и дорожку к нему. Если не знаете, то могу вам подсказать, что скорее всего имя каталога – TPилиTP70илиPASCALили что-то очень близкое (если у васBorlandPascal, то, возможно,BP). А находится этот каталог скорее всего в корне одного из логических дисков. Если его нет в корне, то он – внутри какого-нибудь каталога, скажем,PROGRAMS. Только не ищите его в каталогеWINDOWS, это опасно, да и не бывает его там. Вы должны также знать имя запускающего файла в каталоге Паскаля. Этоturbo.exe(если у васBorlandPascal, тоbp.exe). Он может находиться не в самом каталоге Паскаля, а в его подкаталогеBIN.

А теперь вперед:

Включите компьютер, если он еще не включен. Некоторое время по черному экрану бегут белые слова – это компьютер рапортует вам о том, как он сам себя проверяет, загружает операционную систему (ОС) и, возможно, другие программы. Затем на экране устанавливается и замирает картинка. Ее вид зависит от ОС и других загруженных программ. В подавляющем большинстве случаев возможны три варианта:

А) Независимо от ОС, у вас автоматически загружается операционная оболочка NortonCommander. Это было бы легче всего.

Б) Ваша ОС – Windows95.

В) Ваша ОС – Windows3.1 или 3.11.

Рассмотрим все эти три варианта.

А) Загружен Norton Commander. Его вы узнаете по синему экрану, разделенному по вертикали пополам на две “панели”. На каждой панели – список файлов и подкаталогов какого-нибудь каталога какого-нибудь логического диска вашего компьютера. Имена каталогов приведены заглавными буквами, а имена файлов с расширениями – строчными. Обе панели совершенно равноправны. Это просто два независимых “окна”, глядящие внутрь ваших дисков. Наверху каждой панели написана дорожка к каталогу, внутренность которого вы лицезреете на панели.

Для начала щелкните по клавише F2. Возможно, в открывшемся меню вы сразу найдете Паскаль. Если нет, то при помощи клавишиEscуберите меню с экрана.

При помощи клавиш ,, ,,Tab, Enterпопробуйте добраться до каталога Паскаля на манер того, как я вам советую в параграфе (3) добраться до вашего каталога. Только вместо полос прокрутки пользуйтесь мышкой или клавишами,,,, а вместо двойного щелчка мышкой можете пользоваться клавишейEnter. Если вы хотите посмотреть содержимое другого логического диска, то, удерживая нажатой клавишуAlt, щелкните по клавишеF1 илиF2и из появившегося меню выберите нужный диск.

Вот вы нашли Паскаль. Зайдите внутрь каталога Паскаля. Здесь вам нужно найти запускающий файл. Запустите Паскаль, щелкнув по этому файлу клавишей Enter. Дело сделано.

Б) Загружена ОС Windows 95. Попробуйте найти на экране значок с надписьюTurbo Pascalили близкой, и если нашли, щелкните по ней мышкой дважды. Если двойной щелчок не получается, щелкните один раз, а затем нажмите клавишуEnter. Дело сделано.

Если значок не нашли, найдите в левом нижнем углу экрана «кнопку» Пускили «подковырните» ее оттуда мышкой. Щелкните по ней мышкой. Щелкните в выпавшем меню словоПрограммы, а там –Проводник. Откроется окно, в котором вы попробуйте добраться до каталога Паскаля на манер того, как я вам советую в параграфе (3) добраться до вашего каталога. Но рычаги управления здесь другие. В левой половине окна Проводника вы увидите дерево, похожее на то, что я описывал в П2. Пользуясь полосами прокрутки, найдите на нем значок нужного вам логического диска и если слева от него стоит значок “+”, щелкните по плюсу. Из логического диска “выскочат” ветки-каталоги. Щелкните по значку нужного каталога. В правой половине окна Проводника вы увидите список файлов и подкаталогов этого каталога. Каталоги изображены значками в виде желтых папочек, файлы – любыми другими. Найдите запускающий файл в виде белого прямоугольника с нужным именем и щелкните его дважды.

Может так случиться, что Паскаль заартачится, не захочет запускаться, начнет предупреждать и жаловаться на что-то. Мой совет – попробуйте запустить NortonCommander. Для этого повторите все описанные действия, но не для запуска Паскаля, а для запуска Нортона. Его запускающий файл –nc.exe, находится он в каталоге, имя которому, скорее всего,NCилиNC50илиNortonили близкий. Затем перейдите к пункту А).

В) Загружена ОС Windows 3.1 или 3.11. Перед вами – окно с надписью “Диспетчер программ”. Если окна нет, значит – значок с такой надписью. Щелкните по нему дважды, чтобы он превратился в окно. Если двойной щелчок не получается, щелкните один раз, а затем щелчок по слову «Развернуть». Окно раскрылось.

Щелкните по слову “Файл”. В выскочившем из него меню – по слову “Выполнить”. В узеньком окошке с названием “Командная строка” мигает курсор. Наберите на клавиатуре дорожку до Паскаля (например, c:\tp\turbo.exe) и щелкните по клавише ввода. Если дорожка верна, то дело сделано. Если нет, тоWindowsсообщит вам, что файл она не нашла. Щелкните по сообщению “ОК” на экране и попробуйте найти Паскаль, щелкнув на экране по кнопке “Пролистать”. Выберите мышкой “устройство” (нужный диск). Затем попробуйте найти “каталог”, щелкая дважды по значкам кажущихся вам подходящими каталогов. Начните с самого верхнего значка. Если двойной щелчок не получается, щелкайте один раз, а затем щелчок по слову «ОК». При этом в левом окне внимательно просматривайте имена файлов, входящих в выбранный вами каталог. В окне “Каталоги” значки каталогов-родителей расположены чуть левее, а каталогов-“детей и внуков” – правее. Пользуйтесь прокруткой. Заметив в левом окне запускающий файл Паскаля, щелкайте по нему – и ОК. И еще раз ОК. Дело сделано.

studfiles.net

(2) Начало работы. Ввод программы. Выход из Паскаля

Итак, вы запустили Паскаль и первое, что вы увидели, это пустой синий экран. В верхнем левом углу мигает черточка – курсор. Значит, Паскаль приглашает вас вводить текст программы. Это пустое синее пространство, со всех сторон взятое как бы в рамочки, называется окном редактора.

Иногда Паскаль настроен так, что при запуске вместо окна редактора показывает бессмысленное серое пространство - рабочий стол. Курсора нигде не видно, программу вводить некуда. Не огорчайтесь - дело легко поправить. Поправить или мышкой или с клавиатуры.

Мышкой быстрее - щелкните по словуFile в главном меню наверху экрана, а затем в выпавшем из него другом меню - по словуNew.

Если с клавиатуры, то нажмите клавишу F10, затем клавишамиилиподсветите словоFileи нажмите клавишу ввода. Затем клавишамиилиподсветите словоNewи снова нажмите клавишу ввода.

Можно вводить программу. Напоминаю, что вводится она, как обычный текст в простейшем текстовом редакторе. Если вы этого не умеете, то вам вполне достаточно изучить приложение П1, где вы получите все необходимые навыки.

(В дальнейшем для краткости я не буду писать, как выбирать пункты меню. Я просто напишу File  New).

Выход из Паскаля-File  Exit.

(3) Сохранение программы на диске. Загрузка программы с диска

Итак, у вас на экране программа, готовая к выполнению. Во время выполнения может произойти неприятная вещь – компьютер может зависнуть. Это означает, что изображение на экране замрет, и никакими клавишами или мышкой вы не сможете вывести компьютер из ступора. Придется компьютер выключать и вновь включать. Поскольку ваша программа находится пока только на экране и в оперативной памяти, то при выключении компьютера она пропадет и вам придется вводить ее снова. Чтобы избежать лишней работы, вы должны перед выполнением программы записать (сохранить) ее на диск.

Для этого в меню Fileесть опцияSave. Как только вы ее выберете, перед вами появится диалоговое окно – Паскаль предлагает вам выбрать каталог, в который вы хотите записать программу, и имя, которое вы хотите дать файлу вашей программы (Если вы не очень хорошо знаете, что такое файл и каталог, то сейчас самое время прочесть приложение).

Если вас не устраивает каталог, который предлагает Паскаль, то пролистайте его, щелкнув по стрелкам полосы прокрутки, чтобы найти две точки (..), которые служат выходной дверью из каталога. Щелкните по ним дважды – и вы окажетесь в родительском каталоге. Интерфейс Паскаля менее удобен, чем интерфейс Windows, но вы сможете все-таки отличать имена подкаталогов от имен файлов по косой черте (BackSlash) в конце имени подкаталога.

Путешествуя подобным образом по каталогам, вы в конце концов дойдете до нужного. Дважды щелкните по нему и вы окажетесь внутри него. После этого щелкните внутри поля для имени файла. Там замигает курсор. Сотрите все, что там написано, и введите туда придуманное вами имя файла. После этого нажмите клавишу ввода или щелкните на экране по кнопке OK. Ваша программа записана на диск. В качестве подтверждения заголовок вашего листа изменился сNONAME00.PASна имя вашего файла с расширениемPAS.

Теперь программу можно запускать на выполнение.

После выполнения программу обычно исправляют и дополняют и перед следующим выполнением опять сохраняют: File  Save. Но в этот раз диалоговое окно не появляется. Паскаль, ни о чем вас не спрашивая, стирает с диска всю вашу старую программу и на ее место записывает с тем же именем ту, что вы видите на экране (и то, что вы видите, прокрутив окно, конечно). Так поступают все современные программные продукты.

Если старый вариант программы вам по каким-то соображениям дорог и вы не хотите его стирать, вам нужно выполнить File  Save as…На экране возникает то же самое диалоговое окно, предлагающее вам то же самое имя файла в том же самом каталоге. Измените имя или каталог и щелкните по кнопкеOK. Ваша программа с экрана будет записана в другое место диска, а старый файл будет нетронут.

Загрузка программы с диска.Предположим, вы вчера сохранили свою программу, а сегодня хотите продолжить с ней работу. Вы включаете компьютер, запускаете Паскаль, перед вами пустое окно редактора. Ваши действия:File  Open. На экране появляется диалоговое окно, очень похожее на то, что появляется при сохранении программы:

Идействия ваши очень похожи: вы должны отыскать в окне файл вашей сохраненной вчера программы, для чего вам придется попутешествовать по каталогам. Найдя файл, щелкните по нему дважды или один раз по нему, один раз поOpen. Ваша программа появляется на экране.

studfiles.net

Уроки Pascal ABC для начинающих

Профессиональная среда разработки для создания программ и приложений любого уровня сложности. Сочетает в себе классическую простоту Паскаля и все возможности современной среды разработки .NET, которую используют профессиональные разработчики по всему миру. Кроме того, язык программирования Паскаль изучают на школьном курсе информатики, давая учащимся базовые знания об операторах и переменных. Таким образом, обучение Паскаль абс даётся новичкам лучше, чем освоение других языков программирования.

Курс из семи практических видеоуроков идеально подходит для тех, кто хочет узнать, как сделать программу в Pascal ABC, вне зависимости от уровня подготовки. Каждый урок имеет свою тему, поэтому их можно смотреть как по порядку, так и выборочно, чтобы углубить и расширить свои познания в конкретной области.

Представленные в видеокурсе уроки Паскаль АБС основаны на разработке прикладных программ и дают практические знания. Все программы, которые вы напишите в процессе прохождения видеокурса, полностью рабочие и их можно использовать в повседневной жизни – «воды» и пустой теории в курсе нет.

Осваиваем интерфейс редактора и пишем свои первые строчки кода.

Изучаем логику работы с числами и конструируем таймер.

Изучаем, как язык программирования компилирует исходный код.

Используем Паскаль для нахождения решения задачи про школьницу Анну.

Программируем настоящий виртуальный музыкальный синтезатор.

Осваиваем сложные математические функции и создаём полноценный инженерный калькулятор.

Создаём «правильную» телефонную книгу на основе базы данных.

Урок 1 - Первая программаУрок 2 - Простые числаУрок 3 - Компиляторы (Часть 1)Урок 3 - Компиляторы (Часть 2)Урок 4 - Решение школьной задачиУрок 5 - Создание пианиноУрок 6 - Продвинутый калькулятор (Часть 1)Урок 6 - Продвинутый калькулятор (Часть 2)Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 1)Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 2)Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 3)Урок 7 - Удобная телефонная книга (Часть 4)Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 1)Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 2)Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 3)Урок 8 - Работа с графикой. Система частиц (Часть 4)

4creates.com

Что такое Паскаль. Программирование на Паскале

Что такое Паскаль? Довольно много людей задается данным вопросом. В основном это люди, которые используют компьютер на базовом уровне. Паскаль - это один из самых известных языков программирования. Изучают его, как правило, в старших классах или же на первых курсах вузов. Считается базой для многих других языков программирования.

что такое паскаль

История

Что такое Паскаль, мы выяснили. Перейдем теперь непосредственно к истории его появления и развития. Создатель языка - Никлаус Вирт. Разработан он был в период с 1968 по 1969 год. Идея создания Паскаля пришла ему после участия в специальном комитете по разработке языков. Что такое Паскаль, интересно многим начинающим программистам. Такое название язык получил в честь знаменитого французского ученого Блеза Паскаля, который особенно знаменит созданием механической машины, суммировавшей два числа.

программирование на паскале

Первейшие публикации о том, что такое Паскаль, появились в 1970 году. В них говорилось о главных целях создания этого языка, таких как эффективность, которая способствовала бы отличным навыкам программирования и структурирования данных.

Реализация языка

знакомство с языком паскаль

  • UCSD Pascal. Эта система была создана в 1978 году. В ней появился порт компилятора, который позволял делать код переносимым, также теперь можно было редактировать исходную систему и так далее. В дальнейшем UCSD стал основой для многих последующих реализаций языка Паскаль.
  • Object Pascal. Программирование на Паскале всегда привлекало многих начинающих специалистов. В 1986 году Apple создала объектное расширение для языка. Группа, занимавшаяся разработкой, консультировалась с "отцом" Паскаля.
  • Turbo Pascal. Первая версия интегрированной среды разработки появилась в 1983 году. Borland стала фирмой, которая занялась разработкой данной реализации. Однако стоит отметить, что Turbo Pascal многое позаимствовал из Odject Pascal, и в целом эти реализации были схожы. Программирование на Паскале заинтересовало и Microsoft. Практически в это же время они выпустили собственную версию объектного языка, основанного на Паскале. Она не смогла получить массового распространения, и вскоре была забыта. Впоследствии реализация от Borland получила название Object Pascal.
  • Object Pascal сегодня. Важнейшим шагом в истории языка Паскаль является выход свободных реализаций. Они включили в себя все лучшее от многих других диалектов. В них присутствует отличная совместимость с большинством операционных систем.

Особенности

Знакомство с языком Паскаль необходимо начать с его особенностей. Главная из них - строжайшая типизация и присутствие структурного программирования. Паскаль - первейших из подобного рода языков. Как считал разработчик, язык должен поспособствовать дисциплинированному программированию, так как в нем максимально исключены различные синтаксические ошибки, а также присутствует интуитивно понятный интерфейс. Что такое Pascal и каковы его основные особенности - главные вопросы, которые интересуют начинающих программистов. Язык довольно прост даже для новичка.

что такое pascal

Однако изначально язык имел целый ряд недостатков. Главные из них: невозможность работы с динамической памятью, короткая библиотека ввода-вывода, неимение средств для запуска функций, созданных на других языках, и так далее. Что такое Паскаль, язык которого довольно прост, в начале 80-х узнали многие специалисты. Тем не менее, не всем он пришелся по вкусу. Некоторые специалисты даже писали статьи, в которых подробно расписывали о каждом недостатке языка.

Недостатки и их исправление

Как и многие другие языки программирования, Паскаль может похвастаться не только плюсами, но и серьезными недостатками. Следует сказать, что постепенно разработчики борются с минусами, но это у них получается не всегда.

что такое паскаль язык

Как бы это не звучало, но не редко недостатки языка помогали программистам в обучении. Помимо этого, Паскаль в 80-е годы стал огромным шагом вперед в сравнении с Фортраном, который в ту пору изучали новички. Тем более, Фортран имел еще больше проблем. За очень короткий промежуток времени Паскаль сумел стать основным языком для обучения во многих школах и вузах. На его основе стали разрабатываться многочисленные программы.

Структура

О языке Паскаль писать можно много, но следует перейти непосредственно к процессу программирования. Каждое приложение в Паскале начинается с ключевого слова (Program). Сразу после него указывается наименование программы, а затем ставится ";". Иногда этого не требуется. После названия можно указывать список внешних файлов, которые будут выступать параметрами. После этого идет самое важное в программе - ее тело. Состоит оно из секций описаний констант, типов, переменных, процедур и функций. После них идет блок операторов - точка входа. Блок операторов располагается между ключевыми словами begin и end. Каждый оператор разделяется точкой с запятой. Для окончания программы используется точка, которая ставится после тела.

Применение модулей

Для применения модуля в программном коде должно присутствовать объявление о нем. Сделать подобное объявление можно при помощи инструкции подключения, которое представляет собой ключевое слово USES. После него указываются названия модулей, которые необходимо подключить. Инструкция вписывается сразу после заголовка или в секции интерфейса.

 о языке паскаль

Некоторые реализации языка не поддерживают модули, особенно более старые версии. Разделить их можно на два вида: программный и вспомогательный. Первый присутствует в программе, начинается с ключевого слова program. Второй содержит переменные, константы, типы и так далее, может использоваться в других модулях.

Пунктуация

Синтаксис Паскаля требует строгого выполнения.

  • Точка с запятой. Ставится в конце заголовка, после описания переменных. С помощью нее разделяются операторы. Можно не использовать перед ключевым словом end.
  • Запятая. Используется в качестве разделителя в разнообразных списках.
  • Точка. Ставится в конце тела программы (после слова end).

Такой жесткий синтаксис является необходимым, так как компьютер считается исполнителем приложения. В случае применения неправильного знака выводится ошибка. Если точка с запятой выступает разделителем операторов, то оператором считается весь текст, расположенный между одной точкой запятой и последующей. В случае непостановки данного знака между операторами, программа будет воспринимать их за один, а также выдавать ошибку.

Язык Паскаль позволяет вставлять комментарии. Они служат пояснением к коду программы. Можно использовать русский язык. На работу программы комментарии не производят никакого действия.

В Паскале можно писать как строчными, так и прописными буквами. Выбор остается за программистом.

Критика

Как уже было сказано, особая популярность Паскаля пришлась на 1980-1990 годы, но находились критики, которые считали язык несерьезным. По их мнению, он подходит лишь для обучения. Особенно заметная критика была изложена в статье "Почему Паскаль не мой любимый язык программирования". Написал ее Брайан Керниган - один из разработчиков языка C. Именно после статьи Паскаль начал серьезно изменяться в лучшую сторону.

Несмотря на все недостатки, больше всего на Паскаль давит несерьезное отношение многих программистов.

fb.ru

Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal › Знакомство со средой Турбо Паскаля › Как начать работу с Турбо Паскалем [страница - 3] | Самоучители по программированию

Как начать работу с Турбо Паскалем

Система программирования Турбо Паскаль представляет собой единство двух в известной степени самостоятельных начал: компилятора с языка программирования Паскаль (язык назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662)) и некоторой инструментальной программной оболочки, способствующей повышению эффективности создания программ. Для краткости условимся в дальнейшем называть реализуемый компилятором язык программирования Паскаль – языком Турбо Паскаля, а разнообразные сервисные услуги, представляемые программной оболочкой, – средой Турбо Паскаля.

Среда Турбо Паскаля – это первое, с чем сталкивается любой программист, приступающий к практической работе с системой. Если Вы по каким-либо причинам не собираетесь писать собственные программы, можно пропустить эту главу, в которой приводятся минимальные сведения об основных приемах работы в среде Турбо Паскаля. Более полные сведения о ней содержатся в прил. 1.

Система Турбо Паскаль довольна значительна по объему. Она поставляется на нескольких дистрибутивных дискетах и устанавливается на жесткий диск. При развертывании системы на жестком диске обычно создается каталог с именем ТР (или PAS, TURBOPAS, PASCAL и т.п.), в который помещаются все файлы с дистрибутивных дискет. Для вызова Турбо Паскаля необходимо отыскать в древовидной структуре каталогов ПК этот каталог и в нем файл TURBO.EXE. Этот файл содержит готовую к работе диалоговую систему программирования Турбо Паскаль. В него входят минимально необходимые части Турбо Паскаля (текстовый редактор, компилятор, компоновщик, загрузчик). Для нормальной работы в диалоговой среде понадобятся также основная библиотека, располагающаяся в файле TURBO. TPL, и справочная служба (файл TURBO.HLP). В принципе, этих файлов достаточно для написания, компиляции и исполнения большинства примеров, содержащихся в этой книге.

Пусть перечисленные файлы располагаются в каталоге ТР на диске D. Тогда для вызова Турбо Паскаля следует дать команду:

D:\TP\TURBO

По этой команде операционная система MS-DOS поставит на исполнение программу из файла TURBO.EXE: загрузит программу в оперативную память и передаст ей управление.

Не рекомендуется работать с системой, назначив в качестве каталога по умолчанию (текущего каталога) тот, в котором хранятся перечисленные выше файлы (этот каталог будем называть системным). Во-первых, в таком случае можно ошибочно стереть какой-либо из файлов системы программирования и тем самым нарушить ее работоспособность, а во-вторых, этот каталог очень скоро заполнится другими файлами, прямо не относящимися к Турбо Паскалю.

Существует и еще одна причина, по которой нежелательно работать в системном каталоге. Дело в том, что Турбо Паскаль имеет свойство запоминать свою настройку в двух файлах с именами TURBO. TP и TURBO.PCK. При вызове система начинает поиск этих файлов в текущем каталоге. Если этот каталог – Ваш индивидуальный, система всякий раз будет настраиваться так, как Вы этого хотите. Если эти файлы не обнаружены в Вашем каталог (а при первом обращении к Турбо Паскалю так оно и будет), система продолжит поиск в системном каталоге, а не найдя их там, настроится стандартным образом. Впоследствии можно сохранить настроечные файлы в своем каталоге и тем самым избавить себя от необходимости перенастройки системы всякий раз при обращении к ней.

После успешного вызова системы экран ПК приобретает вид, показанный на рис. 1.1.

Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal › Знакомство со средой Турбо Паскаля › Как начать работу с Турбо ПаскалемРис. 1.1. Вид экрана после вызова Турбо Паскаля

Сразу же скажем, что для выхода из Турбо Паскаля следует нажать клавишу ALT и, не отпуская ее, – клавишу с латинской буквой X, после чего можно отпустить обе клавиши.

Верхняя строка содержит "меню" возможных режимов работы Турбо Паскаля, нижняя – краткую справку о назначении основных функциональных клавиш. Вся остальная часть экрана принадлежит окну редактора, очерченному двойной рамкой и предназначенному для ввода и коррекции текстов программ. В его верхней строке приводятся имя того дискового файла, откуда был прочитан текст программы (новому файлу присваивается имя NONAME00.PAS), два специальных поля, используемых при работе с устройством ввода "мышь" (эти поля выделены квадратными скобками), и цифра 1 – номер окна. В Турбо Паскале можно работать одновременно с несколькими программами (или частями одной крупной программы), каждая из которых может располагаться в отдельном окне редактора. Среда позволяет использовать до 9-ти окон редактора одновременно.

Кроме окна (окон) редактора в Турбо Паскале используются также окна отладочного режима, вывода результатов работы программы, справочной службы, стека, регистров. По желанию они могут вызываться на экран поочередно или присутствовать на нем одновременно.

samoychiteli.ru

Программирование на языке Паскаль

Пример программ на Паскале. Программирование на языке ПаскальДля любого программиста программа на языке Паскаль легкое и вполне обычное дело. Нельзя сказать, что этот язык программирования для современного мира слишком слаб. Паскаль считается базовым языком программирования. Его даже изучают в школе.

Довольно часто для написания программ на Паскале используют среды программирования типа Turbo Pascal. Новичкам лучше начинать знакомство с программированием именно с этого языка. Почему? Давайте попробуем разобраться…

Чтобы полностью овладеть каким-то языком программирования, вам понадобится специализированная литература. По этой причине большинство языков программирования сразу отпадает, в то числе и Лого. В русскоговорящих странах данный язык программирования не получил широкого распространения, поэтому и учебной литературы по данным языкам нет.

На данный момент наиболее популярными считаются языки программирования Basic, Java, Pascal и C. Давайте более подробно рассмотрим каждый из этих языков программирования. Язык Java в основном используется для программирования в сети. C – один из самых популярных языков программирования, но в то же время и наиболее сложный. Чтобы в итоге научиться писать программы на этом языке, для начала лучше освоить Basic и Pascal. Эти языки программирования сегодня изучаются в общеобразовательных школах.

Причина, по которой данные языки программирования получили столь широкое распространение, кроется в том, что на этих языках можно написать такие же программы, как на С, но при этом освоить данные языки программирования намного легче. Стоит учитывать, что сегодня существует множество версий Pascal и Basic. В образовательных учреждениях чаще всего используются QBasic и Turbo Pascal 7.0. Если сравнивать именно эти среды программирования, то первая больше подходит для написания небольших программ, длиной до 50 строк. Turbo Pascal быстрее и мощнее.Программирование на Паскале

В интернете сегодня легко можно найти примеры программы на языке программирования Паскаль. Понять, как они устроены, намного сложнее. Чтобы понять принцип работы данного языка программирования, необходимо поставить некоторую задачу. Так, например, пользователю необходимо создать программу, которая будет выдавать результат суммы чисел Q+W=E. Что необходимо сделать для создания подобной программы? В данном случае в качестве переменной будет выступать E. Переменной обязательно нужно присвоить имя.

Оно не должно состоять более чем из 250 символов, в имени могут использоваться цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита. Также следует запомнить, что имя файла не должно начинаться с символа «_» или цифры. В названии переменной не могут встречаться знаки препинания, русские буквы, специальные символы, например, процент или решетка, а также тильда и знак доллара.

В качестве примера правильного имени переменной, можно привести следующие комбинации «shi_nee», «yellow_atlas14». Также следует учитывать, что язык программирования Паскаль не чувствителен к регистру букв. Названия типа «bob» и «BOB» будут рассматриваться как одно и то же имя переменной. Ниже мы попробуем разобраться, как создаются и называются ячейки. После выполнения данных операций необходимо определиться с типом используемой переменной. Это делается для того, чтобы программа могла конкретно показать результат на экране и распечатать его на бумаге.

Так, например, если вам необходимо сложить два числа, то необходимо установить числовой тип. Если требуется вывести текстовое приветствие на экран, понадобиться строковой тип. Чтобы просто сложить два числа, можно использовать тип Integer. Теперь с типом переменной все ясно. Нужно присвоить всем числовым переменным тип, для того чтобы свободно осуществлять с ними различные операции. Опираясь на вышесказанное, можно легко создать небольшую программку. Она будет выглядеть следующим образом:

Program yellow_atlas14;Var Q, W, E: Integer;BEGIN E:=Q+W;END.

В первой строке задан заголовок самой программы. Это необязательный компонент. Он никак не влияет на работу описанных вычислений. Однако, если данный элемент используется, он обязательно должен идти первым, в противном случае среда программирования выдаст ошибку. Для описания переменных используется оператор var во второй строке. Далее через двоеточие необходимо перечислить все фигурирующие в программе переменные и добавить тип integer. Операторы BEGIN и END соответственно обозначают начало и завершение программы. Данные операторы наиболее важны: между ними находятся все действия, которые описываются в программе.

Синтаксис

Каждая строчка в программе должна завершаться точкой с запятой. Исключение составляют только служебные команды, такие как begin, var, const и т.д. После конечного оператора end необходимо ставить точку. В определенных случаях, когда в программе присутствует несколько вложений, необходимо использовать операторные скобки «Begin» — «End». После данной команды может стоять точка с запятой. Чтобы присвоить ячейке значение, например, Q=15, нужно поставить знак двоеточия перед равно. Q:=15; W:=20. В данном языке программирования двоеточие называется присвоением.Написать программу на Паскале довольно легко если освоить все описанные выше правила синтаксиса.

Тестирование

После запуска среды программирования Turbo Pascal, пользователю необходимо напечатать программу, расположив правильно все необходимые знаки препинания, а также установив нужный порядок строк. Для запуска программы можно использовать комбинацию клавиш Ctrl+F9 или контекстное меню программы. Если вы все набрали правильно, экран как будто мигнет. Если в программе присутствует ошибка, то ее работа будет приостановлена. Курсор в данном случае появится в той строчке, в которой присутствует ошибка.

В строке «Вывод» при этом появится описание самой ошибки, например, Error 85 «;» expexted. Данная строка означает, что вы забыли поставить точку с запятой. Но не стоит пока обращать внимания на подобные ошибки. Прежде всего необходимо разобраться со структурой языка, используя примеры различных программ. Что необходимо изучить прежде всего?

Для начала пользователю придется разобраться с каждой строкой данной программы. Поле этого необходимо обратить внимание на синтаксис. Не мешает запомнить специальные операторы, после которых не нужно ставить знаки препинания. Также можно усвоить логическую цепочку begin и end. Не мешало бы запомнить, как правильно заводить переменные, какой тип им необходим и для чего он вообще нужен. Не лишним также будет разобраться и в функционировании самой среды программирования.

Для этого можно попробовать воспользоваться руководством пользователя. Хотя вы можете попробовать и самостоятельно разобраться с основными функциями Turbo Pascal. Необходимо постоянно практиковаться, разбирать готовые программы из интернета и заниматься самостоятельным набором программ.

Одномерные массивы

В программировании массивы необходимы для того, чтобы обеспечить удобную работу с однотипными данными. Они располагаются не отдельно, а в последовательных ячейках памяти. Вряд ли программистам удобно будет одновременно работать с сотней переменных. Конечно, удобней будет записывать их в массив. Каждый элемент массива, находящийся в группе, имеет свой номер.

В различных языках программирования счет начинается с цифры, однако это вовсе не обязательно будет 1. В Паскале нумерация начинается именно с единицы. Порядковый номер элемента в массиве называется индексом. Это может быть целое число или символ. Для ячейки данных в принципе все равно, какую индексацию вы будете использовать буквенную или числовую. Массивы в Паскале могут содержать элементы только одного типа. Не может быть такого, чтобы одна ячейка имела тип Integer, а другая real. Данные простого одномерного массива вводятся линейно:

Var a: array [5..40] of char;b: real;i: integer;

Если рассматривать пример программы на Паскале, то можно заметить, что в данном случае выделяется память под одномерный массив из 35 знаков. Индексация от 5 до 40. После команды BEGIN пользователь должен будет ввести 35 любых символов. Программа запишет их в ячейки.

Двумерные массивы

Одномерный массив – это массив, в котором все операции выстраиваются в «линию». Двумерные массивы позволяют реализовывать более сложные структуры. На языке Паскаль такие данные могут описываться двумя способами: array [10..b, 10..f] of тип или array [10..b] of array [10..f] of тип. b и f в данном случае константы. Вместо них можно вставлять цифры, как в одномерных массивах, однако в подобных задачах этого лучше не делать. Это можно объяснить тем, что язык программирования определяет первую константу как количество строк, а вторую – количество столбцов массива.

Открытые массивы

Открытым массивом называется массив без границ. У него есть только тип – real, integer и т.д. Другими словами это безразмерный массив. Его ограниченность определяется лишь самой программой в процессе выполнения. Записывается это следующим образом:

Sealgi1: array of char;Yeri: array of real.

Отличительная особенность данных массивов заключается в том, что индексация начинается не с единицы, а с нуля.Графика в Паскале

Пользователям, которые имеют хотя бы какое-то представление о работе операционной системы, известно, что все изображения строятся благодаря использованию прямоугольных растров. Растровые картинки создаются из пикселей. Чем больше разрешение, тем меньше будут пиксели. Существует также векторный способ представления графики.

В данном случае рисунок будет составлен из отрезков, кругов, эллипсов и других геометрических фигур. На любом языке программирования можно выполнять задачи, связанные с построением графического изображения. Для этого достаточно просто активировать нужную библиотеку. В Паскале для этого используется строка «uses graph».

bezwindowsa.ru