Какой он - человек, никогда не унывавший? Как не унывать


Будем жить! 27 советов как не унывать по жизни!

Приветствую друзья !

Недавно я выкладывал мотивационную картинку про лягушонка и цаплю.

Для тех, кто еще не видел эту картинку смотрите в статье Никогда не сдавайтесь!

Сегодня продолжение этой истории картинки.

Также я для вас выложил 27 советов на каждый день, как постоянно быть в хорошем настроении и не унывать по жизни. Эта привычка очень важна не только для предпринимателя.

Для пеccимиста история с лягушоноком заканчивается печально и в самых негативных тонах.

Я же предлагаю следующую картинку — продолжение этой истории…

Мотивационная картинка

Я называю это мотивация в картинках. Более того, рекомендую повесить эти картинки у себя над рабочим столом и не сдаваться в любых сложных жизненных ситуациях.

Продолжение истории лягушонка

Согласитесь, отличное продолжение истории.

Будем жить!

Подпишитесь на новости этого блога

И в дополнение к этому короткому посту…

как не унывать по жизни

27 советов жить на полную катушку и не унывать

1. Каждый день засыпать и просыпаться в одно и то же время.

2. Завтракайте, обедайте и ужинайте тоже в одно время — организм скажет вам за это спасибо.

3. Спите не менее 8 часов.

4. Перед сном выходите на прогулку и дышите свежим воздухом.

5. Выпивайте в день не менее 1500 мл. воды.

6. Старайтесь каждый день есть фрукты, овощи и ягоды.

7. Выпивайте стакан кефира на ночь.

8. Сидите в интернете не более 2 часов в день.

9. Ухаживайте за своей внешностью. Из косметических средств используйте только натуральные.

10. Бегайте по утрам.

11. Занимайтесь спортом. Для минимума, купите обруч/скакалку и занимайтесь по 15 минут в день.

12. Улыбайтесь.

13. Учите по 5 новых иностранных слов ежедневно.

14. Каждый день прибирайтесь в своей комнате, выкидывая ненужное и поливая растения.

15. Напрочь откажитесь от фаст-фуда.

16. Делайте утреннюю зарядку.

17. Медитируйте — просто расслабьтесь, включите приятную музыку, не думайте ни о чём.

18. Узнавайте что-нибудь новое каждый день.

19. Читайте. Хотя бы по 10-15 страниц ежедневно.

20. Говорите людям приятные слова и комплименты.

21. Откажитесь от нецензурных выражений и слов-паразитов. В общем, следите за своей речью.

22. Делайте по одному маленькому доброму делу каждый день.

23. Ходите прямо. Следите за осанкой.

24. Заряжайтесь добрым позитивом ежедневно.

25. Попробуйте стать вегетарианцем хотя бы на месяц. Вдруг понравится?

26. Учитесь экономить деньги. Это дело не одного дня.

27. Думайте только о хорошем.

Все.

Подписывайтесь на новости этого блога и оставляйте свои комментарии.

Подпишитесь на новые статьи ! Я вышлю интересную и ценную информацию на Ваш e-mail, который оставите ниже. После того, как подтвердите свои данные Вы получите ПОДАРОК. С уважением Н.Я.

nikolayyakimenko.com

Как не унывать в жизни | Солнечный КОТ

Как не унывать в жизни

 

Большинство из нас знают, что жизнь не всегда бывает гладкой и простой, она полна неожиданностей и самых разнообразных событий, как приятных, так и не очень. Бывают неприятности одиночные, а бывает, они приходят «оптом», словно сговорившись между собой. О таком случае говорят «навалилось в последнее время».

Как перестать унывать, если неприятности и переживания обложили со всех сторон?

Думаю, каждому человеку известен как минимум один случай, когда было очевидно, что вчерашняя неприятность обернулась добрыми переменами в будущем. О таких поворотах с судьбе говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло». С одним случаем все понятно, а что хорошего нам может принести череда неудач?

Дело в том, что из темноты огорчения сложно увидеть новый путь. Если не уметь отстраниться от негативных мыслей, ничего хорошего даже на ум не придет — каждое событие будет подталкивать к унынию.

Первое, что может помочь — это собственная память. Если у Вас в жизни уже были такие периоды, когда «все не ладится» или же навалилось сразу несколько бед, обратите внимание на то, что потом все это завершилось и все переживания улеглись. Если такого с Вами не бывало, подумайте, кто из ваших близких или знакомых уже бывал в подобной ситуации и как-то из нее вышел. Бывает, что не все проблемы решаются, но со временем мы просто перестаем так сильно о них переживать и думать, как вначале, и привыкаем не замечать их (или же акцент внимания просто снижается). Для того, чтобы время сложного периода казалось короче, можно разбить его на этапы и отмечать свое продвижение по ним на рисунке.

Второе, что помогает не унывать, когда в жизни темная полоса — это уверенность, что Вы со всем справитесь. Справиться — это означает просто пережить этот период, реагируя так, как Вам по силам. Многие совершают большую ошибку, требуя от себя «быть сильной», не позволяя себе слабость и просьбы о помощи и моральной поддержке. Когда мы настраиваемся на «что смогу, сделаю, а не смогу, то пусть идет, как идет», появляется возможность успокоиться, собраться с мыслями, отнестись ко всему философски и т.д. А когда мы ищем в себе причины всех своих бед и приписываем себе то, чего не совершали, как раз и начинается самоедство и уныние.

Третий момент, на который хорошо бы обратить внимание, это полезные уроки. Большую часть наук, которые преподает нам жизнь, мы осознаем и усваиваем лишь через время, поэтому на данном этапе нужно просто поверить, что любая перемена ведет к лучшему, и дождаться этого момента.

 

Как не унывать, если неприятности не прекращаются годами?

Если сложная полоса затянулась и начинает казаться, что выхода из нее нет, хорошо бы вспомнить, что никто из нас не может знать на 100%, что принесет нам завтрашний день. В унынии могут приходить мысли, вроде этой: «Ничего не изменится, я буду мучиться всю жизнь» или другие «мысли обреченности». Помните: эти мысли не ваши, это просто симптомы уныния. Как насморк почти всегда бывает при простуде, как сырость бывает после долгих дождей, эти «мысли обреченности» приходят сами собой и пытаются удержать человека в этом унылом состоянии. Эти мысли — ложь.

Четвертое средство от уныния, которое я хочу Вам предложить, заключается вот в чем:

Найдите людей, у которых тоже была длинная тяжелая полоса в жизни, но потом она закончилась и их жизнь стала другой.

Чем больше таких историй, тем лучше. Чем больше подробностей Вы узнаете, тем убедительней для Вас будут быть их примеры. Если на этом пути попадутся истории без счастливого конца, смело пропускайте их без вашего внимания. Сейчас они Вам противопоказаны, как холодное питье простуженному.

У меня самой не раз и не два в жизни бывали сложные, печальные, тяжелые периоды. Какие-то были длинными, какие-то сравнительно короткими, но каждый из этих периодов заканчивался хорошо.

Если бы я всегда была счастлива в браке, имела бы здоровых и послушных детей, не имела бы проблем с родными, с государственной бюрократией, беспределом, многочисленными переездами, болезнями и проч., я бы никогда не открыла этот проект, не было бы Солнечного КОТА и тренера по счастью ЭлиШевы Солинки :-)

Не унывайте! Все будет хорошо!

как не унывать

 

 

Забрать эту статью к себе на стену: нажмите кнопочки соцсетей ниже

solinka-elisheva.ru

Какой он - человек, никогда не унывавший?

Наверное, в жизни каждого человека возникают ситуации, когда очень сложно не впасть в уныние. Несбывшиеся мечты, провал планов, проблемы на работе, неурядицы в личной жизни, ухудшение здоровья – эта затянувшаяся темная полоса вводит в глубокую тоску и депрессию. Возникает неуверенность в себе и страх перед будущим, которое кажется туманным и опасным.

Как же не впасть в уныние?

Человек, никогда не унывавший, вызывает либо удивление, либо зависть. Такие люди заражают своим энтузиазмом, позитивным настроем и уверенностью в себе. Они дружелюбны, общительны, веселы и несут в себе какой-то свет. Глядя на них, никому и в голову не придет, что они расстроены чем-то и что у них могут быть проблемы. На самом деле они просто оптимисты и твердо верят, что любая проблема разрешима, какой бы сложной она ни казалась. Научившись управлять собой, своими эмоциями, мыслями, действиями, практически любой человек сможет обрести покой и счастье, не испытывая при этом чувства вины и неуверенности, не впадая в депрессию и не расстраиваясь по пустякам.

Как не унывать в жизни, умея при этом разрешать свои проблемы? Как обрести уверенность после горького разочарования и обид? Как сохранить веру в успех и не склониться перед неудачами? Ответы на эти вопросы заключаются в сознании каждого человека.не унывавший

Уединение

Первое, что стоит сделать в борьбе с унынием, - остаться наедине с собой, со своими проблемами и мыслями. Постарайтесь сосредоточиться в полной тишине и сформулировать четкие вопросы: "Что меня беспокоит? Почему я впал в уныние? В чем причина моего плохого настроения? Чем опасно для меня уныние?" Мысленно ответив на эти вопросы, разработайте дальнейший план действий и помните о том, что никто, кроме вас, не сможет изгнать вашу тоску.

Настроение

Посмотрите на себя в зеркало. Какое у вас там выражение лица? Наверное, такое, будто вы обижены на весь мир. Вы очень похожи на ребенка, у которого отобрали его любимую игрушку? Ваше хмурое и недовольное лицо портит настроение окружающим людям, сеет семена негатива вокруг вас. Если будете продолжать в том же духе, вы можете отпугнуть свою удачу. Любому человеку хочется уйти от проблем, закрыть на все глаза и ничего не менять в своей жизни. Вас все устраивает, потому что вы свыклись с мыслью, что уныние и тоска – нормальное душевное состояние. Человек, никогда не унывавший, – это не о вас.

никогда не унывай Все дело в том, как вы сами относитесь к своему состоянию. Вы привыкли ходить на работу с вечно недовольным лицом, а ваши коллеги уже устали удивляться вашему хмурому настроению, и даже более того - они стараются избегать вас. Встряхните, наконец, свое сознание, гоните прочь депрессию, иначе вы надолго засядете в ней. Постарайтесь увидеть даже в самой плачевной ситуации положительные аспекты, и вскоре мир обернется к вам светлой стороной.

Помощь другим

Человек должен излучать добро, свет, тепло, согревая его лучами окружающих. Только в этом случае добро вернется к нему в многократном размере. Чаще улыбайтесь и повторяйте себе: «Никогда не унывай!» Дарите комплименты, приятные слова. Окружите себя позитивными и жизнерадостными людьми, заражающими своим весельем и юмором. Не думайте постоянно о своих проблемах и неудачах. Заострите свое внимание на чем-то другом. Например, найдите себе любимое занятие, заведите домашних животных, оказывайте бескорыстную помощь. Принося пользу людям, вы постепенно забудете о своих неприятностях. Решая чужие проблемы, человек, как правило, забывает о своих. Забота о других людях, помощь в разрешении сложных ситуаций постепенно вытеснят негативные мысли.как не унывать в жизни

Спасительные перемены

Смените место работы, если давно мечтаете об этом. По статистике, люди на нелюбимой работе более несчастливы и живут меньше, нежели личности, которых все устраивает. Возьмите себе в привычку чаще выезжать на природу, в отпуск. Измените имидж, стиль, сделайте что-то такое, что накроет вас волной адреналина. И тогда жизнь заиграет яркими красками, а черная, неприглядная обстановка вмиг приобретет радужную оболочку. "Человек, не унывавший ни при каких обстоятельствах", – скажут теперь о вас!

Всегда, несмотря ни на что, верьте в счастливый исход событий. Если вы сейчас несчастны, неудачливы и нелюбимы, не беда. При огромном желании и приложенных усилиях любой человек сможет достичь своей цели и стать счастливым. Никогда не отчаивайтесь и не теряйте надежды на успех. Пусть никто и ничто не сможет поколебать вашу уверенность в победе. Помните: не унывавший оптимист сможет преодолеть все!

fb.ru

Как не унывать? Как не впасть в уныние? (+ ВИДЕО)

Мы вновь и вновь приходим на исповедь, но от грехов избавиться не можем? Как тут не впасть в уныние? На вопрос отвечает протоиерей Павел Великанов.

Место уныния среди остальных страстей исключительно. Потому что уныние – это единственно возможное состояние человека, когда его взор обращен исключительно внутрь себя, когда в человеке господствует «память о себе самом». Для того, чтобы человек перестал унывать, на самом деле достаточно сделать лишь небольшой разворот в градусах этого зрения и научиться смотреть не внутрь себя, а вовне: научиться заполнять жизнь не «памятью о себе», а «памятью о Боге и ближних». Но это сделать очень сложно, потому что внутри каждого из нас сидит мощнейший магнит под названием эгоизм, эгоцентризм, самолюбие, от которого мы никуда уйти не можем.

прот. Павел ВеликановМы чуть-чуть отворачиваемся в сторону – и нас сразу тянет обратно. Поэтому единственное, что может оказаться сильнее этого магнита – это Божественная благодать. Неудивительно, что мы входим в храм одними, а выходим из храма уже несколько другими, даже если наше участие в богослужении было более чем условным. Магнитное поле самолюбия, оказавшись в поле Божественной благодати, неизбежно ослабевает. Это действительно происходит почти на каком-то физическом уровне. Даже люди неверующие заходят в храм, постоят там несколько минут, выходят и говорят: «Ой, как хорошо, мне стало легче!»…

Поэтому главным способом борьбы с унынием во время периода Великого Поста, как мне представляется, является искусство находить радость в ужимании, утеснении самого себя, в том ограничении, которое сам человек на себя накладывает для того, чтобы узнать что-то большее. Я вспоминаю один из замечательных текстов Честертона, где он пишет, что если мы проанализируем сказки мира, мы увидим, что везде основной закон сказки – это закон «счастья под условием». Причем, как правило, эти условия совершенно безумные, совершенно иррациональные. С точки зрения человеческой логики их обосновать или хотя бы объяснить никак нельзя. Не заглядывай в этот сундук – и станешь счастливым. А как только заглянешь, все пойдет другим путем. Нельзя увидеть лица твоей невесты до тех пор, пока не произойдет какой-то ряд событий. Как только увидишь – все погибло. И так далее.

На самом деле, в народных сказках открывается очень глубокая богословская истина – то, что заповедь, данная Адаму в раю, не вкушать от древа познания добра и зла – это единственный инструмент, который может сделать человека во всей полноте счастливым. И как только мы убираем этот инструмент из человеческой жизни, предоставляем ему полную свободу делать все, что он хочет, ходить туда, куда он хочет, заниматься тем, чем он хочет, он тотчас же оказывается подвешенным в пустоте. А как только появляется какой-то жесткий конкретный запрет, смысл которого совершенно ему неясен, тотчас перед ним открывается интереснейшая перспектива. Отталкиваясь именно от этого запрета, он начинает формировать самого себя, и эта оглушаюшая пустота вседозволенности исчезает.

Именно с этим связана та жесткость предписаний Церкви по отношению к тем, кто соблюдает пост, чтобы не ограничиваться телесным воздержанием, изменением своего рациона питания или ограничением общения. Она предполагает, прежде всего, создание условий в определенном смысле невыносимых для данного человека. И чем человек активнее эти условия создает, тем больше шансов, что его предельное напряжение души, как результат этого стеснения, выстрелит наверх, как бы пробьется сквозь эту мощнейшую гравитацию самолюбия, гравитацию эгоизма и вылетит к Богу. Вот, собственно говоря, то, что должно произойти. Но неизбежно, пока будет происходить это сжатие, пока будет происходить нагнетание внутреннего давления, человеку будет очень несладко. Но он сознательно на это идет, он сознательно помещает себя в эти условия, понимая, что по-другому родить этот плод невозможно.

Здесь можно вспомнить про замечательный образ, который Спаситель приводит в Евангелии о женщине, которая терпит скорбь, когда рождает, но когда родит, уже не помнит этой скорби, потому что новый человек родился в мир. Примерно те же мысли должны сопровождать верующего человека во время Великого Поста. Он с самого начала должен согласиться с тем, что ему будет плохо. Ему будет ужасно плохо, ему будет невыносимо плохо, но сквозь это «плохо» он должен видеть конечную цель – ради чего все это предпринимается. И эта цель – не просто наконец-таки погрузиться в шум праздника и «разрешения на вся». Цель совершенно другая – прорваться сквозь самого себя наверх, к Богу.

И как только этот прорыв произойдёт, нам становится уже безразлично, продолжается пост, не продолжается, потому что Пасха в нашей душе уже началась. Это очень хорошо понимают православные христиане, когда заканчивается Великий Пост, когда, казалось бы, можно уже не налагать на себя никаких ограничений. Тут они вдруг начинают, как ни странно, с какой-то неясной тоской вспоминать про дни тяжелые Великого Поста, когда, казалось бы, все было так плохо, так тяжело, а на самом деле под этим слоем, под этой листвой наших немощей начинала колыхаться какая-то совершенно новая, невидимая и неведомая дотоле стихия.

Помните, как у Маленького принца, когда он говорит, что самого главного глазами не увидеть? Откуда этот замечательный образ пустыни? Почему в пустыне родники невидимы? Они скрываются под этой толщей знойного песка, но именно это тонкое колебание воздуха, которое почти незаметно, оно и дает ту самую радость обретения воды, которую простыми глазами не увидишь.Человек, казалось бы, находится в крайне тяжелых условиях жизни, ему нельзя ни есть так, как он хочет, ни заниматься тем, чем он хочет и к чему давно привык, но под всем этим рождается новое измерение его жизни. По логике поста, это измерение и является самым главным плодом правильно проводимого поста. А это измерение и есть то самое, с чего мы и начали. Это осознание своего непотребства, своей неготовности, своей неспособности быть тем, кем ты должен быть. И по мере этого осознания вдруг приходит к человеку четкое понимание того, что всё лучшее, что есть в его жизни, что он все-таки может делать, происходит только тогда, когда рядом Христос. И вот такое, с одной стороны, крайнее умаление самого себя, с другой стороны, такое же неизбежное возвеличивание самого себя, когда ты трудишься не ради себя, а ради Бога – всё могу о укрепляющем меня Иисусе! – вот такое некое раздвоение, некое состояние внутренней напряженности, становится самым продуктивным и полезным для человека.

Если этого не происходит, тогда неизбежно всё заканчивается грубым, примитивным фарисейством – мы отпостились, сейчас как разговеемся, и сразу радость к нам придет. Разговелись, напились, наелись, а радости как нет, так и не было…Записала Юлия Маковейчук

www.pravmir.ru

Как преодолеть и побороть уныние

Многие хотят знать, как преодолеть и побороть уныние, так как оно мешает нам жить, развиваться и быть счастливыми. Тот человек, который унывает, сам себя уничтожает. Поэтому так важно не унывать и жить счастливой жизнью. Но для этого нужно использовать наши советы на практике и начинать свой путь к успеху и счастью.

 

В статье вы узнаете, как преодолеть и побороть уныние, какие есть советы и рекомендации, чтобы добиться такого результата. Почему одни люди унывают, а другие радуются жизни, живут счастливо и стремятся к чему-то. Ведь человек сам выбирает свой путь и свое предназначение. Используйте все советы психологов на практике и вы, сами сможете решить свою проблему.

 

Найдите смысл жизни

Чтобы преодолеть и побороть уныние, вам нужно найти свой смысл жизни. Люди без смысла жизни постоянно ощущают уныние и психологическую боль. Человек, знающий для чего он живет и к чему должен стремиться, живет счастливее и успешнее. Поэтому научитесь общаться с собой и найдите в себе то желание, которое позволит найти истинный смысл жизни.

 

Займитесь любимым делом

Чтобы преодолеть и побороть уныние, вам нужно найти и начать заниматься любимым делом. Возьмите лист бумаги и составьте список всех дел, которые вам могут нравиться. После этого пробуйте каждое дело на практике и если оно вам не нравиться, просто зачеркивайте его из списка. Так вы придете к тому, что найдете свое любимое дело и это, решит все самые основные проблемы. Так как любимое дело приносит большие деньги, избавляет от всех психологических расстройств и нервов. Узнайте: как побороть депрессию.

 

Слушайте любимую музыку

Чтобы преодолеть и побороть уныние, вам нужно начать слушать любимую, желательно позитивную музыку, это позволяет расслабиться и наполниться позитивной энергией, которая и переборет ваше уныние. Не нужно слушать грустную музыку, так как она еще больше подкрепит ваше уныние. Но если вы нашли очень красивую классическую музыку, то это вам может помочь.

 

Ставьте цели и добивайтесь их

Чтобы преодолеть и побороть уныние, вам нужно научиться ставить большие цели и добиваться их. Так ваша уверенность и самооценка будет расти, а значит и уныние, вскоре покинет вас. Тот человек, которые ничего не достиг и не пытается достигнуть, так и будет всю жизнь унывать. Подумайте, чего бы вы хотели, напишите цель на листе бумаги и план ее реализации. Повести данный листок на видное место и каждый день старайтесь сделать все, что возможно для вашей цели, не отвлекаясь на ненужные занятия. Узнайте: как поднять настроение.

 

Влюбитесь в парня, девушку

Чтобы преодолеть и побороть уныние вам нужно влюбиться, так как тот человек, который не любит, не может быть счастливым. В первую очередь полюбите себя и тогда вы сможете полюбить кого-то еще. Любите искренне, без эгоистических мыслей и желаний. Тогда вы сможете найти того человека, с которым действительно построите чистую любовь.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyh-olog.ru

psyh-olog.ru

Пусть враг от нас унывает / Православие.Ru

И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое — это из 142-го Давидова Псалма; а сложен он был Царем и Псалмопевцем, как сообщает нам Псалтирь — в страшные для него дни, когда сын его Авессалом восстал на отца и преследовал его, желая убить. Мы слышим этот Псалом за каждым Всенощным Бдением и неплохо, наверное, понимаем, что такое — уныл дух. Ведь слово «уныние» понятно любому, даже и далекому от веры человеку. Уныние — это когда человек пал духом и не находит в себе сил бороться за себя и свою жизнь. Отказывается верить в лучшее и добиваться его для себя. Но если для более или менее здорового и оптимистичного безрелигиозного сознания уныние — это неверная и болезненная психологическая установка, то верующий видит в этом состоянии прежде всего грех, т.е. преступление перед Богом.

В чем же оно, это преступление? Почему святые отцы считали уныние одной из самых страшных душепагубных страстей? Отчего человек может впасть в уныние? Какова его связь с другими грехами? Уныние и депрессия — синонимы или все же нет? И, наконец, главное: как научиться бороться с унынием? Об этом — размышления главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

Прежде, чем отвечать на все эти вопросы, нужно различить — уныние как искушение, с которым борется человек, и уныние, в которое человек уже впал. Часто бывает так: приходит на исповедь совершенно погасший человек, в котором нет уже жизни духа… и говорит о каких-то других своих грехах, но не об унынии. Понимаешь, в каком состоянии этот человек находится, пытаешься его растолкать, растормошить, а он смотрит на тебя глазами тяжелобольного… и ничего не понимает. Но бывает и иначе. Человек говорит: «Я унываю», а ты на него смотришь и не веришь ему. «Унываете?!»— «Да. Борюсь, конечно, но все-таки унываю». На самом деле человек, который борется,— не унывает. Это враг унывает от него.

Уныние ведь может наступать от самых разных причин. Когда человек заболевает, страдает физически, душа его тоже страдает от этого, угнетается. Но человек может преодолеть это состояние — благодаря своему мужеству, терпению, надежде на Бога — а может в это состояние впасть и в нем пребывать. Что же с ним в этом случае происходит?

Уныние как греховное состояние характеризуется полным расслаблением и нежеланием, неготовностью что-то в себе изменить. Меж тем верующий знает: мы призваны вести непрестанную борьбу. Против своего ветхого человека, против искушений мира сего, против дьявола. Как только мы эту борьбу вести перестаем — мы в ней проигрываем. Либо бороться, либо проигрывать, третьего не дано. Человеку хочется от этой борьбы отдохнуть. Но злой дух — он не нуждается в отдыхе. Как говорил один старец, враг борется с нами неотдышно. А человек в состоянии уныния опускает руки. Он или совсем перестает молиться и ходить в храм, или — по инерции продолжает молиться, но с мыслью, что его молитва ничего не изменит. Продолжает ходить на службу, исповедуется, причащается, но — только потому, что так положено. Происходит угасание духа — духа христианской жизни и просто духа человеческого.

Уныние — грех и причина многих других грехов. Грех — потому что оно, по сути, дело неверия. Если человек верит, что есть Господь, если человек знает, что Господь печется о нем денно и нощно, и печется именно потому, что его любит,— как он может сознательно предаваться такому состоянию, которое возможно только в одиночестве и отверженности? Вот почему преподобный Иоанн Лествичник называет унывающего «клеветником на Бога, будто бы он немилосерд и нечеловеколюбив»[1]. На самом деле ведь нет никого, кого бы оставил Господь; Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) — это не только апостолам было сказано, это было сказано всем нам. Доверие к Богу не оставляет места унынию; когда мы унываем, мы как бы «выталкиваем» Бога из своей жизни, мы, по выражению Иоанна Златоуста, не пускаем Его дальше передней. Это и грех, и беда, это состояние страшное — безблагодатное. Изгоняя Творца, мы приглашаем в свою душу другого — того, кому нужно проникнуть в душу, чтобы разрушить дело ее спасения.

Почему уныние — причина прочих грехов? Потому что человек, который перестал бороться, это крепость, которая открыла свои ворота перед врагом. Человек, который перестал бороться, очень быстро впадает в тот или иной грех, а затем и во второй, и в третий, и в четвертый. Вот почему уныние нельзя изолировать от прочих грехов.

* * *

Уныние — страсть настолько многоликая и многогранная, что трудно выделить какое-то одно направление: чем оно порождается и что порождает. Иоанн Лествичник называет уныние исчадием «родительниц многих»[2], среди которых — бесчувствие души, забвение небесных благ (неблагодарность), «а иногда и чрезмерность трудов». Что значит — чрезмерность? Бывает так, что человек переживает какой-то крах в своей духовной жизни — именно потому, что надеялся на себя, на собственные силы, и ему вдруг открылась та истина, что спастись собственными силами невозможно. А как спастись с Божией помощью, как смириться и возложить надежду на Бога — он не знает. И от этого впадает в уныние. Но бывает и так, что Господь Сам отходит от человека — чтоб этот человек увидел, понял, что без Бога он ничто. В этих случаях уныние — лекарство от гордости. Человек, который увидит свою немощь, поймет, что без Бога он ничто,— быстро из этого состояния выйдет. А другой, тот, который не захочет это понять, будет барахтаться и кричать: «Да что же это такое, да как же?..» По сути — это ситуация толстовского отца Сергия; показательно, что отрекшийся от Церкви писатель воспринимал состояние своего героя как истинное, а не как ложное и пагубное.

Уныние неразрывно связано с ленью — недаром соответствующая глава «Лествицы» названа «Об унынии и лености». Ленивый человек унывает, а унылый ленится. Первый бес, который приходит к нам, проснувшимся от будильника,— это именно бес уныния и лености. Лень вставать, лень молиться, охватывает жалость к себе… а тут набегают и другие бесы. Не случайно в молитвах утреннего правила есть слова, направленные именно против уныния и лени: «Бдети к песне укрепи, уныния сон отгоняюще» — это из молитвы Василия Великого к Богоматери. «…ум наш от тяжкого сна лености восстави» — его же молитва к Творцу. Эти молитвы, по сути, радостные благодарственные гимны, они призваны пробудить наши души от уныния и лени.

Но бывает и иначе: уныние как дьявольское искушение может постигать человека не потому, что он ленится, а напротив, потому что он ревностно подвизается — об этом также говорили святые отцы. Человек борется с врагом, и враг, не находя иных средств, выдвигает против него эту тяжелую артиллерию. Вот такому человеку можно адресовать совет аввы Исаака Сириянина «…облеки голову своею мантиею и спи, доколе не пройдет для тебя этот час омрачения»[3]. Такому человеку отдых поможет, а тому, кто живет прохладно,— только повредит.

* * *

Святые отцы видели спасение от уныния в чередовании рукоделия и молитвы. Но нас могут удивить слова Лествичника о том, что уныние «…подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных… скорбящих и малодушествующих; и, будучи само малодушно, внушает утешать малодушествующих»[4]. Когда человек впадает в уныние, он обращает добрые дела против самого себя, потому что предпочитает внешнюю деятельность внутренней. Он обманывает себя, полагая, что именно таким образом справится с унынием. Враг хитер; самое опасное для него — это наша молитва, и он отвлекает человека от молитвы «полезными делами». Подчас он даже начинает помогать человеку в этих делах и утешать его за них. Крайнее выражение такого «деятельного» уныния в нашей сегодняшней жизни — пресловутый трудоголизм; человек панически боится отдыха, свободного времени, потому что свободное время поставит его лицом к лицу с его собственной душой и заставит задуматься о ее состоянии.

Доброе, полезное дело должно присутствовать в нашей жизни, но враг хочет, чтобы мы при этом деле и остались, а мы должны вытащить себя из этого состояния. В наших силах обмануть свое уныние, обмануть врага; если долгая молитва пугает нас и нам хочется убежать от нее в нашу деятельность, мы можем чуть-чуть помолиться, прочитать краткую молитву, потом что-то поделать, потом помолиться еще чуть-чуть, и еще. Таким образом, мы не будем предаваться самообману, а реально спасем себя от уныния.

* * *

Как же увидеть в себе этот грех — грех уныния, как он «выглядит» в нас? В нашей жизни всегда присутствует то, что нас ранит, огорчает, подавляет, пугает. В нашей жизни присутствуют трагедии, страшные потери, катастрофы. Мы с неизбежностью страдаем от всего этого. Но, помните, апостол Павел говорил: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Для верующего характерно со своим чувством печали, скорби обращаться к Богу, именно на Него уповать, именно у Него искать помощи. Если же человек безутешен и на утешение Божие не надеется, это означает, что он впал в уныние. Образно выражаясь, его поплавок ушел под воду. Пока поплавок на поверхности — уныния нет. Уныние, как уже сказано, состояние безблагодатное: когда человек находится в благодати, он знает, что молитва будет его радовать и утешать.

Кто-то скажет: хорошо, если речь идет лишь о преходящих неудачах, неприятностях, обидах и т.д. Но как не пасть духом от страшной трагедии, от страдания невыносимого? Как не пасть духом матери, у которой погибает ребенок, или человеку, которого ложно обвинили в жестоком убийстве и посадили в тюрьму на двадцать лет?

Очень трудно говорить обо всех этих случаях разом — они различны, и различны люди, которые в этих ситуациях оказались. Но, с одной стороны — Бог не по силам креста не дает, а с другой — человек часто сам, того не осознавая, приуготовляет себе свои испытания. Страшна участь человека, которого безвинно осудили и посадили в тюрьму; но, если мы посмотрим на его жизнь, не исключено, что мы увидим такую цепочку случаев, приведших его к этой, крайней трагической ситуации. Не исключено, что Господь много раз стучался в его сердце, пытался войти, а человек не впускал Господа… пока не оказался в этой беде. Вы знаете, сколько в Церкви людей, которых не страх перед возможной бедой, а именно беда, потеря, тяжелая болезнь, увечье заставили внутренне измениться и задуматься? Беда показывает человеку его немощь, ограниченность его возможностей, и его мысль начинает работать в другом направлении. И эти люди — потерявшие близких, больные, инвалиды — не впадают в уныние. Это несломленные люди, они находят в себе силы благодарить Бога за то, что Он хотя бы вот таким крайним способом, но обратил их к Себе. Так, как Господь открывается человеку в скорби, Он не открывается ему никогда и нигде. Лучшее место встречи Бога и человека — это крест; нет другого места, где можно было бы так близко оказаться к Богу. Господь встречает нас и на других путях нашей жизни, но расстояние между Ним и нами при этом другое.

Нас может успокаивать то, что мы благодарны Богу за блага, которые Он нам дал: близких, семью, дом, достаток, словом, то, что мы привыкли определять как благополучие. Но любовь к Богу должна быть бескорыстна, Господь попустил сатане мучить Иова для того, чтобы его любовь, его верность, величие его души стали очевидны. Всегда ведь есть какой-то риск: то, за что мы благодарим Господа, может в той или иной степени вытеснить из нашего сердца Его Самого. Поэтому нам необходимо время от времени проходить такое очищение от того, что позволяет нам успокоиться и жить — на самом деле без Бога. Когда человек всего лишается, в его жизни остается только Господь. Если мы находим в себе силы не роптать на Него, Он Сам восполняет для нас все то, чего «лишил». Ведь на самом деле даже самый близкий человек не может нам заменить Бога. Мы часто ждем от людей того, что можно только от Творца ждать — например, подлинного понимания — это одна из наших ошибок. Почему святые отцы уходили в затвор, в пустыню? Потому что людей не любили? Если бы они не любили людей, они не были бы святыми. Они уходили потому, что понимали: любое человеческое утешение отнимает у них утешение Божественное.

* * *

За примером того, как человек в тяжелейших жизненных обстоятельствах не падает духом, не надо подчас далеко ходить. Не так давно один наш прихожанин навещал в больнице мальчика, которому пытается помогать. Этот мальчик, во-первых, слепой, во-вторых, сирота, в-третьих, еще чем-то серьезно болен: в больнице ему делали операцию. И вот, он лежит на койке и, улыбаясь, говорит: ничего, я уже выходил на улицу, меня довели до магазина, я купил бутылку шампанского врачу, который меня оперировал, и по шоколадке медсестрам. Ему четырнадцать лет, и он очень доволен тем, что может, как это принято, отблагодарить. На этом примере мы видим качества, позволяющие человеку не впасть в уныние: мальчик, во-первых, благодарен, он умеет ценить то, что для него сделали; а это означает еще и то, что он добр. Во-вторых, он самостоятелен и ответственен, он сам разрешает свою ситуацию, не ждет, когда кто-то за него купит эти шоколадки медсестрам. Но от чего еще это зависит — впадет страждущий человек в уныние или не впадет?

Это зависит от внутреннего выбора. Дорога жизни ведь складывается из маленьких шагов — туда или сюда, вперед или назад. Не надо думать, что действует какая-то предрасположенность. Любой человек от природы слаб, труслив и, главное, грешен. Но один человек идет по пути преодоления, другой — по пути культивирования собственной слабости. В уныние с большой вероятностью не впадет тот, кто не гордится, не тщеславится, не осуждает, не обижается. Который ходит в храм, молится, вникает в свое сердце, исповедуется в своих грехах, причащается Святых Христовых Таин. Такому человеку хорошо, и уныние не войдет в его сердце. А тот, кто постоянно грешит — тот оттого и унывает, что грешит, и грешит оттого, что унывает, это замкнутый круг. Такому человеку даже тяжелее, чем неверующему, потому что у неверующего — своя логика в жизни, для него Бога просто нет. А для человека верующего, но при этом грешащего, Бог есть, но живет он так, будто нет Бога, и от разлада меж собственным убеждением и реальной жизнью он впадает в уныние.

Совершенно верно, что мы все, так или иначе, грешим. И святые грешили, они сами нам говорят об этом. Но кто из нас сделал все, чтобы перебороть свой грех, а кто — далеко не все? Это знает только Господь и наше сердце. Если человек трудился, боролся, но все-таки пал — он пал не от лености и нерадения, а от того, что выбился из сил. Такой человек не впадет в уныние, потому что его сердце, его совесть его успокоит: ты сделал все что мог. Уныние же очень часто — следствие того, что мы сами себя обманываем, мы не делаем всего, что можем, всего, что должны.

* * *

Создается впечатление, что уныние сегодня владеет миром. В современном мире слишком много такого, что расслабляет человека, делает его рабом комфорта. Мы слишком многое получаем, просто нажав кнопку на пульте. Считается, что это должно свести к минимуму трудозатраты человека, высвободить его силы для чего-то другого. Но на деле это приводит к тому, что воля наша ослабевает, человек превращается в дряблое, безвольное существо и, как только ему встречается какое-то испытание — такое, что нажатием кнопки его не уберешь,— человек впадает в уныние.

Унылому человеку современный мир предлагает индустрию развлечений и удовольствий. Она, призванная избавить человека от тоски, хандры, скуки (производных уныния), на деле загоняет его в тупик. Предаваясь развлечениям, человек на какое-то время забывает обо всем. В том числе и о Боге. Но жизнь в развлечениях — это не реальная жизнь, она не может продолжаться вечно; в один прекрасный день человек приходит в себя, возвращается в настоящую жизнь… и ощущает страшную душевную пустоту. И понимает, что «оторваться» на самом деле не удалось. И тогда приходится дозу увеличивать. Вот так спиваются, так становятся наркоманами, в лучшем случае — футбольными фанатами. Или впадают в депрессию и дальше живут на лекарствах.

Многим кажется, что между депрессией и унынием можно поставить знак равенства. В известной степени это так и есть. Причины, которые ввергают человека в депрессию, аналогичны тем, которые ввергают его в уныние. И не только неверующий, но и верующий человек может впасть в это состояние, потому что вера — понятие широкое; если есть только внешнее поведение, но нет веры живой, человек живет, как неверующий. И вполне может впасть в такое состояние, что его врачам приходится как-то медикаментозно из этого состояния выводить, и только потом ему можно оказать какую-то духовную помощь. Но бывает и наоборот: что человека пытаются лечить медикаментами, а ему необходима помощь духовная. Наконец, бывает и так, что человек в чисто клиническом смысле страдает депрессией, но не унывает от нее, как не унывал бы и от иной телесной немощи. Потому что духовное состояние человека не всегда зависит от клинической картины.

* * *

Мы все действительно грешим и повторяем одни и те же грехи сотни раз. Каемся в них и вновь совершаем. И для многих это становится поводом к унынию: я миллион раз осуждал, неужели я в миллион первый раз не осужу? Что пользы в моем раскаянии, в моей исповеди?

Следует вспомнить слова Иоанна Златоуста: «Праведник ты? Не падай. Грешник ты? Не отчаивайся. Если каждый день согрешаешь, каждый день кайся»[5]. Человеку, который падает, необходимо раз за разом вставать, и тогда Бог почтит его постоянство в раскаянии и даст ему силы победить. Мы зачастую видим, что не можем с каким-то грехом своим справиться. Это может быть по многим причинам. Если мы достаточно ревностны, мы постараемся в этих причинах разобраться. Возможно, мы увидим то, что напрямую не связано с этим грехом, но все-таки этот грех питает. И вот, мы это отсекли, убрали, но мы все-таки продолжаем падать. Мы и ревностны, и осторожны, но мы все-таки падаем, почему? Остается одна причина — гордость. Мы смиряемся, мы признаем свое бессилие… и видим, что победили. У нас на это уходят годы! Но эти годы венчаются успехом — у того, кто борется. У того, кто, по слову преподобного Исаака, потерпев кораблекрушение, ищет другой корабль.

Самая страшная вещь в жизни — это жалеть себя самого. Это связано с унынием совершенно непосредственно. «То, что происходит со мной, так несправедливо!» — это та самая клевета на Бога, о которой писал Иоанн, игумен Синайской горы; это адские муки пушкинского Сальери: «…нет правды на земле, но правды нет и выше; для меня так это ясно — как простая гамма». Вместо этого скажи, как благоразумный разбойник: достойное по делам моим принимаю (см.: .Лк. 23, 41). И живи в уверенности, что еще худшего заслуживаешь. Более того! То, что ты это, достойное по делам твоим принимаешь — залог того, что Господь к тебе милостив. Потому что только этим ты можешь спастись. Когда человек борим несчастьями, он может рассматривать их как ущерб, а может — как приобретение. У тебя что-то украли? Скажи: Господь взял от меня милостыню. Такая милостыня — когда человек не сокрушается о своей потере — считается самой действенной.

* * *

Унынию противостоят вера и упование. Неверующий человек подобен выброшенному в космос, в бесконечное пространство со всеми этими миллионами световых лет и скоплениями безжизненных галактик. Но на самом деле во Вселенной нет такого места, где не было бы Бога, Того, к Кому царь Давид из бездны своей скорби простирал руки. Унынию подвержен человек, который живет только в этом, земном времени и пространстве, только в этой плоскости. Но если человек находит в себе силы ко всему в своей жизни относиться духовно — он может выгнать уныние из своей жизни далеко-далеко.

www.pravoslavie.ru

Как прийти от осуждения и уныния к радости? | Психология

Причём, обсуждая какие-то недостатки, например, своей подруги, мы неосознанно получаем удовольствие. Плохо отзываясь о человеке, мы пытаемся почувствовать себя лучше него. Осуждая кого-то, мы точно уверены, что сами такого поступка никогда не совершили бы. Возникает ощущение «До чего же я хорош!». Самооценка повышается — и возникает потребность снова кого-нибудь осудить…

Такой способ самоутверждения за счёт унижения другого человека обязательно негативно отразится на нашем характере и судьбе. Но перестать осуждать очень непросто. О чём же мы тогда будем говорить?

Нам ведь всегда кажется, что мы пытаемся воспитать другого человека, то есть сделать его лучше. Однако мы ведь видим только поступок человека и не знаем, почему же он так поступил. Но при этом удивляемся, что «осуждённый» не слышит нас, да ещё и обижается.

Нужно переключить своё внимание с недостатков других людей на развитие в себе хороших качеств. И вместо мыслей о том, что необходимо изменить в другом человеке, стоит работать на закрепление у себя положительных качеств. Как только человек видит свои недостатки, он перестаёт осуждать. Преодоление осуждения возможно только при исцелении души и избавлении от гордыни.

Помочь человеку, который несовершенен, можно только через искреннюю заботу. Когда человек видит с нашей стороны расположение и любовь — это может помочь ему измениться.

Как вы думаете, почему уныние находится в одном ряду с самыми страшными грехами — с такими, как убийство, воровство, прелюбодеяние? Я раньше не могла этого понять. Если я печалюсь, то кому от этого плохо?

Только потом для меня стало ясно, что нарушение одной заповеди всегда влечёт за собой нарушение всех остальных. Если человек унывает, тоска усиливается и становится безнадёжной. Наступает безрадостное, опустошённое состояние, ничего не хочется делать, падает интерес к жизни. Обычно, чтобы как-то выйти из этого состояния, человек устремляется в сторону примитивных «развлечений» (алкоголь, наркотики, курение, блуд), пытается убежать от тоски. Я думаю, что большинство поступков, о которых мы впоследствии сожалеем, совершены нами в состоянии уныния.

Уныние — это отказ от целей (всё равно всё когда-нибудь закончится), это потеря смысла жизни. Потеря веры в себя. Возникает усталость от жизни, равнодушие…

Но если вы недовольны своей судьбой — то нужно менять свою судьбу, а значит, менять себя. Когда мы к чему-нибудь стремимся, то мы счастливы. Жизнь становится осмысленной, возникает жажда деятельности, горение.

Но менять себя сложно и болезненно.

Мы с детства привыкли, что когда нам плохо — на нас начинают обращать внимание. И мы, печалясь, ищем поддержки и помощи от других. И часто находим, но ненадолго. Потому что окружающие устают нас утешать и начинают избегать встречи с нами.

Счастье так же, как и несчастье, заразительно. Счастливыми мы делимся своим счастьем. Несчастьем тоже стремимся поделиться. Но кому нужен такой подарок?

К тому же уныние — это знак, что вы выбрали не тот путь. Задумайтесь — на своём ли вы месте, является ли вашим призванием то, что вы сейчас делаете в жизни. Чувствуете ли вы себя нужным?

Жизнь нужно любить больше, чем все события в жизни. Не унывать, а воспринимать ее как интересную игру. Задумайтесь, если бы в нашей жизни были бы только счастливые события, как она была бы скучна и неинтересна…

shkolazhizni.ru