Как написать книгу: Нет сюжета – нет книги! Часть 2. Как писать сюжет


Инструкция как писать сюжет

Инструкция

1

Придумайте героя для своего сюжета. Пропишите отдельно, чем он интересен. Опишите его внешность, привычки, хобби. Подумайте, кто входит в его ближайшее окружение - его друзья, семья. Чем он занимается, какой его социальный статус - студент, рабочий пенсионер и т.д. Чем больше вы будете «знать» о своем герое, тем ярче и объёмнее получится характер. Тем интереснее будет зрителю следит за его судьбой, сопереживать ему. И момент отождествления, который так важен для кино, произойдет намного быстрее. Запомните, что начинать писать сюжет до того, как вы определитесь с главным героем не имеет смысла, потому что сюжет и герой находятся в связке и всегда одно следует из другого.

2

Приступайте к составлению фабулы. Пропишите основные события вашей истории. От завязки и первого знакомства зрителей с героем, постепенно двигайтесь дальше, развивая и усложняя действие. Придумайте сердцевину истории, основное событие (кульминацию), в котором накал страстей будет самым сильным. Ваш герой совершит в этой части истории самый важный поступок и реализует, наконец, свой героический потенциал. Фабула является фундаментом любого сюжета. Не забудьте о развязке истории. Она не обязательно должна быть взрывной. Это может быть спокойное схождение действия к нулю или вовсе открытый финал. Все зависит от типа выбранной вами истории и характера вашего героя.

3

Займитесь мотивировками. Потому что ни одно действия героя не должно происходить без внутреннего обоснования этого действия с точки зрения характера, который вы изображаете. Как раз связка герой-мотив-фабула и называется сюжетом. Т.е. если вас попросят пересказать сюжет какого-либо фильма это будет рассказ, содержащий в себе описание характера героя, действий, которые он совершает и причин по которым он совершает эти действия. Например: «Отец Джо был фермером, как и его дед и прадед. После того, как отец заболел, Джо самому приходитсязаниматься хозяйством. В его семье ферма передается от отца к сыну уже несколько поколений. И у Джо просто нет права выбора, он начинает заниматься фермой, хотя до болезни отца у него были совершенно другие планы на жизнь. Он влюбился в недавно приехавшую на ферму медсестру Кэти и они вместе планировали сбежать в город. Болезнь отца расстраивает все планы Джо. Он очень зол на судьбу. Внезапно отец умирает. И у Джо развязаны руки. Он уезжает с Кэти в город. Ферму продает своему соседу. В городе все идет не так, как Джо планировал, потому что Кэти изменяет Джо и в бросает его. Джо с разбитым сердцем возвращается на ферму. Он понимает, что совершил ошибку. Продав семейную ферму, он предал семейное дело. Он много и тяжело работает и в итоге ему удается выкупить ферму снова. Во всем ему помогает дочка соседа Лиза (которая давно и тайно влюблена в Джо), на Лизе в финале Джо и женится.» Такая последовательность событий с примерным описанием героев, их действий и мотивировок и называется сюжетом.

К чему сводится основной сюжет? – На Хогвартсе любовное заклинание. Как это произошло? – Влюбленная девушка произнесла заклинание в Выручай-комнате и оно окутало замок. Что в конечном итоге произошло? – Каждый человек в Хогвартсе нашел себе пару, даже Филч. Но эти люди не любили друг друга – заклинание не учитывало поцелуи, а  только платоническую любовь и после поцелуя, чары рассеивались.

КАК ПРИДУМАТЬ СЮЖЕТ ДЛЯ КОМИКСА И НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ

© 2003, Vanyamba Зачем нужен сценарий В незапамятные времена человек взял в руки тетрадку, расчертил первую страницу на 12 клеток и стал рисовать комикс. Главным хорошим героем в этом комиксе был он сам, главным гадом – плохой парень из соседнего двора. Плохой был главой мафии, людоедом и наймитом инопланетян, хороший – мастером карате, умел летать, воскресать из мёртвых и вообще всех спасал. Сюжет комикса развивался спонтанно, местами развиваясь динамично, местами впадая в занудство на пять страниц. Можно с достаточной уверенностью сказать, что в начале всё шло как надо, во второй половине скучновато, финал был скомкан и в лучшем случае занимал две страницы, чаще же – в последнем кадре кто-то стрелял из большой пушки, и все гады, вместе с второстепенными персонажи погибали в большом взрыве. Глядя на собственное произведение, человек пришёл к выводу, что можно было бы сделать лучше. Большой взрыв как конец истории – это ещё терпимо, но принципиально не устраивает скука в середине. Как от неё избавиться? Лучший способ – это разбить процесс создания комикса на две части: написание сценария и воплощение сценария в рисунке. Чем сценарий отличается от книги Человек сел писать сценарий, но после первых двух страниц бросил это занятие. - Я рисую комикс или книгу пишу? - говорит он сам себе. - Ведь не потому ли я рисую комиксы, что рисунки избавляют меня от необходимости описывать подробности? Как быть? Найти золотую середину. Литература, кино, комикс – это формы по сути одного и того же вида искусства – драматургии, если я не ошибаюсь. Киносценарии редко видят свет, зато опубликовано немало сценариев для театральной постановки – это пьесы. Булгаков, Чехов, Шекспир написали немало пьес, их можно взять и изучить, что в них пишется, а что нет. В частности, для описания места действия вполне достаточно небольшой вводной фразы. Дальше идут диалоги, при необходимости дополненные комментариями: Иванов (усмехаясь): Ты, Петров, настоящий трудоголик! Петров (доставая пушку): Всегда готов поработать на пользу общества! Без этих комментариев, пожалуй, было бы сложно представить эту сцену. С другой стороны, если из произносимых фраз приблизительно ясно, что там происходит, их можно не писать: оставьте и художнику простор для творчества. Достоинства и недостатки сценария Наиболее очевидно, что сценарий позволяет в любой момент полностью переработать и сюжет, и диалоги, ничего при этом не перерисовывая. Менее – что человеческий мозг по своему устройству больше похож на тело человека в целом, чем на какой-то другой отдельный его орган. И когда вы мыслите образами, работает одна его часть, когда придумываете диалоги – другая. Достаточно тяжело физически напрягать сразу несколько частей тела: это как если бы кто-то взялся переносить тяжести и при этом стал делать махи руками и приседания. Мозг позволяет делать подобные трюки, но при этом быстро устаёт. Использование сценария, благодаря меньшей нагрузке на мозг, позволяет не только придумать более качественные сюжет и диалоги, но и более эффектно всё это потом изобразить. Готовый сценарий можно показать издателю, чтобы получить денег на создание комикса. Обычно издатель просит также показать несколько готовых страниц. И уж совершенно точно, что готовый сценарий хорошо поможет вам в этих переговорах. Наконец, готовый сценарий можно продать. Недостаток сценария в том, что он не позволяет достоверно оценить, сколько полос займёт комикс в итоге. Иногда это может быть важным. Это можно обойти, добавив в сценарий покадровое и постраничное разделение. То есть, немножко поприседав. Когда сценарий не нужен? Сценарий, скорее всего, не понадобится, если вы рисуете короткие стрипы, не связанные между собой сюжетом. Тем не менее, какие-то советы из тех, что приведены ниже, могут вам помочь в их придумывании.  

Итак, сочиняем сюжет. Шаг 1. Место действия Самая важная часть в комиксе - атмосфера. Она важна везде, даже в рекламе. Потому что позволяет затронуть не только эмоции читателя, но и его чувства. Без неё можно заставить читателя смеяться, но заставить плакать не получится совершенно точно, и уж стопроцентную гарантию можно дать, что комикс без атмосферы забудут на следующий день. Атмосфера складывается из места действия, характера повествования и видения мира автором. Последнее - это взгляд автора на мир через призму внутреннего переживания, следовательно с этим придумывать что-то бесполезно. Вы - автор, ваше творение - это ваше видение, ваш взгляд на мир. Характер повествования определяется, опять же, во многом вашим стилем изложения, развитием сюжета, настроением комикса. Если ли смысл на этом много заморачиваться, не уверен. Проще всего взять что-нибудь за образец подражания: мне нравится, например, характер изложения Властелина Колец, хочу нарисовать что-то подобное. Или Звездные Войны, или Матрица, или Русские Горки. Все эти произведения сильно отличаются характером повествования. Пусть вас не смущает подобный совет: характер повествования с одной стороны, достаточно сложная вещь, зависящая и от настроения, и от сюжета, а с другой стороны – вещь, достаточно сильно ограничиваемая рамками жанра: рассказывать страшилку как анекдот, конечно, можно, но это будет всё-таки анекдот, а не страшилка. Итак, первое у вас есть, второе выбрали, остается третье. Место действия работает на идею. Оно может быть смешным, может быть страшным, может быть философским. Например, комикс о царе, сидящем на троне в пустыне – весьма философски, и сравнимо с маленьким принцем, живущим в одиночестве на планете в космосе. Если какой-то глубокомысленной идеи нет, то исходите из атмосферы действия: замкнутое пространство вызывает клаустрофобию, а пентхауз на Манхеттене – чувство комфорта. Определение места действия – это простой приём, но о нём нередко забывают при создании серий стрипов. В результате – персонажи есть, а идей нет. Добавьте место действия, идеи обязательно появятся. Важно, чтобы в этой атмосфере вам было комфортно сочинять, тогда процесс будет более плодотворен. Проще всего взять что-то уже виденное, то, что вам по душе. Мне лично близок кибер-панк, соответственно гораздо интереснее сочинить что-нибудь космическое, в стиле Futurama или в стиле Blade Runner. Сложнее всего - придумать нечто новое, хотя развитие цивилизации само подсказывает новые места действия: например, какие-нибудь приключения клеток-мутантов в теле клона. Завлекает? Прекрасно. Нет? Возьмите что-то, что более по душе лично вам.  

Шаг 2. Персонажи Тут есть два пути: либо есть кто-то, кто вызывает в вас эмоциональный отклик, либо вы хотите поделиться с миром чем-то, что вас волнует. Отсюда два способа создания персонажей: это либо прообраз какого-то реального лица, либо утрированный (собирательный) образ некоего типажа, выполняющего некую функцию в сюжете. Самый главный критерий – это эмоциональный отклик. То есть вы должны испытывать достаточно сильные эмоции или даже чувства по отношению к своему персонажу. Иначе вам будет скучно о нём рассказывать, и в результате его образ получится надуманным и плоским. Как результат - он не будет вызывать эмоциональной реакции у читателя. Комикс, в силу своих выразительных средств накладывает ряд ограничений: персонаж, должен или коротко и ёмко говорить, или пусть молчит, зато принимает говорящие позы. Достаточно распространённая ошибка комиксмейкеров-любителей - это жизнеподобные персонажи, списанные из кино. В отличие от комикса, кино обладает гораздо большим спектром выразительных средств - один звук чего стоит. Мимика актёра, например, позволяет без слов передать внутренние переживания героя. В комиксе ничего этого нет, и любые попытки делать кино средствами комикса обречены на неудачу. Гораздо эффективнее - изучить как можно более полно спектр доступных средств выражения с тем, чтобы хорошо ими овладеть. Отсюда - ваш персонаж должен быть комичен, иначе он будет скучен. Хороший пример - Клэш. Казалось бы, серьёзный парень, много и правильно рассуждает, потом непременно делает что-то, что заставляет читателя смеяться. Не над героем, над ситуацией, но именно комичность его поступка порождает комичность ситуации. В жизни такого героя вы не встретите, а в кино он будет смотреться столь же несерьезно, как Эдди Мерфи. Обратный пример - американские супергерои. Сложно найти более серьёзных парней. Но именно этим-то они и комичны. В кино такие персонажи выглядят просто нелепо. В комиксе их общая нелепость прекрасно работает на совершение ими нелепых действий, хорошо оживляющих сюжет, в результате чего персонаж воспринимается вполне гармонично, а вам не мешает фантазировать. Поэтому в фильмах герои комиксов не ведут бесед во время поединков, в то время как только в европейских комиксах они так же не болтают во время боя. Вы уверены, что стоит взять пример? Если уверены – берите, это не догма, но правило, которое важно учитывать. Например, при адаптации книги в комикс. Литература близка кино тем, что позволяет автору описать какой-нибудь сложный нюанс длинным текстом на 10 страниц, Аналогично в кино можно две минуты показывать, как герой “ищет себя”, бродя по горам под красивую музыку. В комиксе такой возможности нет. Поэтому диалоги придётся переделывать. Придётся вводить "трёхкартинковых" персонажей, передающих важные мысли, которые по-другому не нарисуешь. В противном случае читатель окажется обманут: книгу читать уже не станет, комикс сочтёт неудачным, а произведение пустым. Полагаете, автор книги скажет вам спасибо? Например, очень хорош для комикса персонаж инспектор Лестрейд, приемлем доктор Уотсон, Холмса нужно адаптировать. Обратите внимание, что чем удачнее экранизация, тем сильнее отличаются персонажи в кино от своих книжных прототипов. При написании сценария по книге важно почувствовать персонажа, а затем заставить его говорить, пусть даже не в точности фразами из книги. Для этого требуется хорошее владение выразительными средствами, то есть опыт. Поэтому для начинающего комикс-драматурга идея переложить в комикс чью-то книгу - идея не лучшая. Хороший жанр для самого первого комикса - пародия. В нём как раз можно взять известных персонажей и сделать из них карикатуру на самих себя. Повторюсь, главное в персонаже – это ваш эмоциональный отклик на него. Если его нет, вам будет очень сложно с ним работать. Ещё один момент: качественных хороших парней создавать сложнее, чем плохих. Наиболее простой вариант - предоставить дело в руки плохих, оставив хорошему роль чистильщика: пришёл, увидел, помешал плохим, и уже тем хорош. Самый известный пример чистильщика – Бэтмен. В целом такой подход даёт очень жизненных хороших парней, потому что в жизни нам в большей степени удается не делать зла, чем творить что-то доброе. Если же вам захочется сделать качественного доброго персонажа, отличного от весёлого хомячка, то вот несколько подсказок: - Добрый герой соблюдает 10 заповедей, то есть не роняет своими поступками человеческое достоинство и ему присущи сострадание и верность. - Добрый герой обязательно кого-нибудь любит, и в своих поступках движим этой любовью и стремлением к благородной цели. - Живой добрый герой имеет человеческие недостатки, перевешиваемые, всё же, внутренним благородством. Он может быть в меру горд, в меру высокомерен, жадноват, хитроват, завистлив и т.п. Но когда приходится выбирать, своим благородным поступком он обнажает свою высокую суть. Хороший пример – Шрек. - Добрый герой не говорит лжи, то есть он либо говорит правду, либо молчит. Это самый неочевидный, но самый важный момент. Без него недостатки персонажа не будут “в меру”, но будут только подчёркиваться ложью, которую он произносит. Причём это самый сложный момент. Например, в жизни мы привыкли шутить, дружеская шутка не считается чем-то зазорным. А между тем, фраза, сказанная в шутку, точно также, как любая другая фраза, содержит либо правду, либо ложь. Поэтому настоящий добрый герой шутит не очень много и никогда не говорит со стопроцентной уверенностью о том, чего не может знать, например, о будущем. Это очень неочевидно, но посмотрев внимательно на по-настоящему добрых персонажей, вы это заметите. Хороший пример – Джубей из “Манускрипт ниндзя”. Все отступления от этих правил только делают персонажа менее добрым. Например, добрый волшебник всегда выглядит фальшиво: он вроде бы и добрый, но что-то в нём не то. Что такое “трёхкартинковый” персонаж? Это персонаж, который появляется на заднем плане на одной картинке, на другой присутствует на сцене, на третий удаляется в сторону горизонта. Другими словами - статист. Шаг 3. Ситуации Есть точка ноль. Полное равновесие. Коммунизм построен. Наши победили. Все ходят на работу, едят и спят. Никто не хочет ничего большего. Любая другая ситуация отлична от этой точки. Соответственно, у вас есть главные персонажи, взаимодействие которых порождает ситуации: кто-то из них чего-то хочет, другой хочет чего-то прямо противоположного, третий им мешает. При необходимости вводятся второстепенные персонажи, чья функция просто оживлять пейзаж. Если у вас талант к коротким стрипам, все проблемы решены: место действия есть, персонажи есть, снабдите их желаниями и столкните лбами. Связывать сценки между собой необязательно, приводить ситуацию к точке равновесия не нужно. Столкнулись, разошлись - достаточно: смешное место действия, смешные персонажи, смешные цели в результате дадут массу смешных ситуаций, хотя вам лично они могут быть и не очень смешны. Приведу пример: я нарисовал мультфильм для друзей про них самих, в котором ничего особенно смешного не было, тем не менее народ почему-то очень восторгался в этом мультике одним местом, в котором я сам вообще не находил ничего смешного: герой на кладбище смотрит в бинокль и говорит "Наблюдаю похороны". Только спустя 2 года до меня дошёл комизм ситуации и фразы, которая произносится. Так что никогда не знаешь, где авторское виденье, место действия и персонажи сработают вместе. Мораль - над вашим творением вы сами смеяться будете в других местах, нежели зритель, поэтому не заморачивайтесь, придумывайте сценки по принципу: чем больше, тем лучше. Сочиняя стрипы, имейте в виду, что когда вы понесёте их в журнал для публикации, там отберут 1-2 самых удачных из десяти. И в этом есть разумное зерно: благодаря лучшим, ваш сериал станет известен и популярен, а уже тогда можно будет альбом издать, добив его менее удачным материалом. Так что, ваша цель – количество, а контроль качества предоставьте издателю. Шаг 4. Длинный сюжет В длинном сюжете всё тоже самое, только необходимо придумать следующие вещи: завязку, развитие и развязку. С завязкой обычно всё более-менее просто: именно с неё чаще всего и рождается всё произведение. Если её ещё нет, то придумать её достаточно несложно: гады что-то затеяли, хороший об этом узнаёт, но он не знает ещё истинной картины, которая проясняется по ходу действия. Проясняется частями, в цельную картину складываясь только в самом конце. Высший пилотаж в этом - составить интригу так, чтобы по ходу сюжета представление читателя о происходящем несколько раз радикально менялось. Если вам это удастся - ваше произведение назовут гениальным. Развитие составляется из ситуаций, которые намеренно разрешаются в точку, отличную от равновесия: Карл поймал Клару, а в результате Клара не только снова сбежала, но и украла у Карла кларнет, зато теперь Карл узнал о существовании Ганса, и ему ничего не остается, как встретиться с ним. В отличие от набора коротких стрипов, где, например, волк постоянно хочет съесть зайца, в большой истории эта ситуация не должна повторяться - будет скучно. То есть, если волк собирается съесть зайца, то интригой ситуации это может быть только один раз, в противном случае их периодические встречи должны обуславливаться какими-то посторонними факторами. Посмотрев внимательно "Ну, погоди!" или "Том и Джерри", вы можете заметить, что волк зайца в одной серии никогда два раза не ловит, хотя и бывает очень близок к этому (например, поймает его временно в ящик, а пока ищет укромное место, заяц снова удирает). Если комикс, который вы создаёте, планируется издавать в виде сериала частями по 32/48/64 страницы, то действие лучше разделить на относительно законченные части, так чтобы взяв в руки, например, третий выпуск человек мог прочитать историю и не испытал бы ощущения, что случайно посмотрел кусочек Санта-Барбары между рекламными блоками. Как это сделать? С помощью рассказчика, от лица которого ведётся повествование. В комиксе и кино рассказчиком в большинстве случаев выступает “камера”, делающая главным героем в одном случае одного персонажа, в другом другого. Хороший пример - сериал “Люди X”: каждый выпуск в нём – это отдельная история, а вместе они составляют единый сюжет. Плюс, не самую интересную историю можно оживить, рассказав её от какого-нибудь третьего лица или в виде воспоминаний нескольких участников событий. Хороший пример – фильм ужасов типа “Пятницы, 13-е”. Представьте, в какое занудство превратилась бы эта история, если бы её рассказали от лица самого маньяка-убийцы: “украл, выпил, в тюрьму”, что называется. Интерес читателя Как держать читателя в напряжении? Как заставить его прочитать историю до конца? Самый простой приём, используемый везде и всегда - переключение в повествовании в нужный момент. Любую сюжетную ситуацию можно перефразировать так: встретились двое и столкнулись лбами. В ней есть три фазы: до столкновения, само столкновение и после столкновения. Итого имеем несколько точек переключения повествования: точка непосредственно перед столкновением после фазы "до" и, если само столновение - это диалог или противостояние, несколько точек внутри него. Главное - прервать рассказ "на самом интересном месте". В случае с несколькими линиями повествования с помощью этого приёма создаётся эффект “заплетания косы”: здесь ситуация разрешилась, а в двух других местах ещё торчат хвосты. Читатель об этом успел чуть-чуть забыть, но подсознание заставляет его ждать разрешения ситуации, то есть, удержав его внимание чем-то и переключившись, можно рассказать ему что-то не столь захватывающее, но нужное по сюжету или поучительное. И не нужно всё объяснять до конца, оставьте читателю пищу для размышлений. В американской продукции, в подавляющей её массе, авторы практически в лоб разжёвывают какие-то свои мысли, что с одной стороны очень напоминает зомбирование, с другой – отучает публику мыслить самостоятельно, с третьей – после просмотра фильма или прочтения комикса аудитория приводится в точку равновесия, и соответсвенно – теряет всякий интерес к этому произведению. Неудивительно - ведь авторы сказали всё, что хотели, следовательно можно спокойно об этом забыть. Когда у читателя остаётся вопрос, он обязательно вернётся к произведению ещё раз. Очень хороший пример - “Солярис”. Только прочитав его, в конце обнаруживаешь, что весь настоящий сюжет как бы скрыт за повествованием. Лем о нём сознательно умалчивает, и чтобы разобраться, в какой момент произошла подмена главного героя, нужно прочитать второй раз, обращая внимание на те фразы, на которые не обратил, читая в первый. Возраст аудитории Не забудьте, про возраст аудитории. Если вы создаете историю для людей 15 лет, то интересна этой аудитории она будет, если вы будете рассказывать её, ориентируясь на чуть более старшую возрастную группу, например, 18-летним. Это не значит, что среди читателей не будет 70-летних дедушек, но основную массу аудитории они не составят. Поэтому, если вам 20 лет, приготовьтесь к тому, что история ваша вызовет наибольший интерес у людей младше вас. Это важно учитывать в издательском бизнесе: у вашей аудитории может не оказаться столько денег, сколько уже есть у тех, кто немного постарше. А если вы ориентируетесь на самых маленьких, то решение, покупать ваш комикс ребенку или нет, будут принимать родители. В заключение Чтобы не оставаться голословным, проиллюстрирую вышеизложенное на собственном примере. Мне захотелось нарисовать комикс. Давно ничего не рисовал, и понял, что был не прав. Что же нарисовать-то? Была у меня одна старая идея, точнее три персонажа и пара ситуаций, было желание сделать что-нибудь кибер-панковое с детективным сюжетом. Пересмотрел Blade Runner и Metropolis, вдохновился и начал ваять. То есть, поскольку какой-то нравоучительной мысли в голове не было, решил просто развлечь публику. Галактических гадов и супер-героев мне было придумывать лень, поэтому я придумал интригующее начало и стал развивать сюжет, стараясь, чтобы было хоть немного забавно. Получилась сага в духе “Завтрака для чемпионов” или “Сирен Титана” Курта Воннегута, и за двое суток я написал примерно восемьдесят процентов этой истории. Мне тогда казалось, что это только половина, потому что сюжет развивался так, что скоро все персонажи окажутся на борту одного космического корабля. То есть потом они куда-то полетят, чтобы распутать главную тайну, которую я, конечно, всё это время старался только запутать: менял термины с говорящих на менее говорящие, разделял между героями сведения, которыми они владели, сводил нехороших парней вместе, объединяя их интересы против хороших, мешал хорошим на их продвижении к главной тайне и т.д. Всё это выливалось в лёгкую правку диалогов и перестановку сюжетных блоков, между которыми происходило переключение. На хронологическую последовательность я не обращал внимания, подчинив её логике повествования: например, у одних персонажей прошёл день, у других не было никакой паузы, а у третьих прошло пятнадцать минут. На самом деле это внесло в действие лёгкий сумбур, который, при том, что я старался выдерживать минимум три сюжетных линии, пошёл истории только на пользу. То есть, если сложить каждую сюжетную линию в единое целое, то скорее всего получилось бы скучновато, а так – сам уже не помнил каких-то эпизодов и смешных фраз, смеясь над ними, когда натыкался при поиске какого-нибудь эпизода. Сразу скажу, что выдерживать три сюжетные линии сложно. При том, что все они медленно, но верно сводятся в одну, приходилось немножко подумать, не ввести ли какого-нибудь ещё персонажа, и куда его потом девать. Четыре линии – это уже многовато, читатель может просто запутаться. Так, вводя новых персонажей, я обзавёлся героем, которого с некоторой натяжкой можно назвать положительным, парой героев, которых можно назвать подонками, а один из героев стал главным гадом. Ещё один момент, касающийся времени в повествовании, на который я обратил внимание: переключение нужно производить и в том случае, если нужна небольшая пауза между событиями. Можно просто сделать: “На следующий день...”, но более органично получается, когда делаешь паузу в этой сюжетной линий. Когда вдохновение иссякало, я отвлекался на что-нибудь почитать, посмотреть фильм или телевизор: например, прочитал про чёрные дыры в нескольких книжках по астрофизике и в учебнике астрономии, пол-книжки об истории вечных двигателей, посмотрел какую-то мелодраму и прочитал главу из Достоевского о великом инквизиторе. Всё это снабдило мозг пищей для размышлений и идеями, родившимися в несогласии с какими-то утверждениями авторов. Так, потихоньку, к концу недели я пришёл к выводу, что совместный полёт моих персонажей будет не дольше, чем перелёт “Тысячелетного Сокола” через гиперпространство к Альдераану, дальше последует пара финальных сцен, открывающих тайну, разборка с некоторыми из гадов и финал в духе гоголевского “Ревизора”. На эти финальные сцены у меня ушла ещё неделя: заключительная сцена писалась и вовсе дня три. Прикинул общий объём, получилось от 120 до 140 страниц комикса, что, собственно, и требовалось. Отрывки из предыстории цивилизации (действие происходит как бы в будущем) я разбросал по сюжету в виде небольших вставок по 2-3 страницы. Каких-то описаний места действия в виде длинных абзацев текста намеренно старался избегать, предоставляя воображению читателя самому дорисовывать подробности, при необходимости вкладывал нужные фразы в диалоги персонажей. В этом плане и Blade Runner, и Metropolis – достойные образцы для того, чтобы поучиться создавать общую картину из мелких деталей. Опять-таки, отсутствие главного злодея в самом начале сработало на руку: сюжет начинается как бы с середины событий и заканчивается не в конце, хоть и с эпичной картиной в финале. В общем, так, практически из ничего, чего-то родилось.

studfiles.net

Как разработать эффектный сюжет! | Как написать книгу? Литературная гостиная Елены Полярной

Азбука для писателя: как написать книгу

Создаем сюжет - этап первый.

Даже дети, создавая сюжеты игры, знают, что все должно идти по правилам,!

Даже дети, создавая сюжеты игры, знают, что все должно идти по правилам,!

 

Десятая встреча в литературной гостиной. 

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Что такое сюжет;
  • Для чего нужен сюжет писателю;
  • Что такое фабула и чем она отличается от сюжета;
  • Композиция сюжета и ее составляющие;
  • Почему важно знать основы построения сюжета?

Сегодня мы приступаем к очень занимательному занятию - начинаем создавать сюжет произведения. У меня – это роман, у Вас… может быть что угодно. Но, в независимости от жанра, Вы должны принять, как истину – у литературного произведения должен быть сюжет.  Нет сюжета – нет книги!

Большинство начинающих авторов путают сюжет с идеей. О том, что такое идея, мы беседовали в статье Как написать книгу? Нет своей идеи? УКРАДИ! Если забыли, то советую вернуться и перечитать.

Роковая ошибка молодых авторов - пришла в голову гениальная мысль, которую, непременно, хочется донести до читателя, воодушевлённый автор тут-же бросается писать книгу. Настрочил листов 20… И застрял! Начало есть, знает, что в финале, а как к этому завершению подвести читателя – большой вопрос.

И начинаются мучения: задуманное ранее исчезает, герои совершают нелогичные поступки, появляются странные второстепенные персонажи, затянутые скучные сцены, не состыковка действий, путаница в именах и событиях… Все это – издержки отсутствия сюжета.

Для того, чтобы избежать этих неприятностей и создать стройное, логически крепкое произведение - нужен сюжет! Кропотливо проработанный сюжет – 50 % успеха Вашей книги.

Так что же такое сюжет?

СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.

Обратите внимание на эти определения – последовательность и мотивировка. У Вас есть фабула – проще говоря – содержание. А вот в какой последовательности Вы это содержание преподнесете читателю, с какими мотивировками – это и будет Ваш сюжет.

Очень часто понятия сюжета и фабулы путают. Для того, чтобы понять разницу вспомните, что не все рассказы начинаются традиционно: с описания героя, его проблем… Иногда автор начинает историю со смерти героя, а потом описывает причины, приведшие героя к гибели…

Главное в развертывании сюжета – это последовательность. Вы постоянно должны помнить, что Ваш сюжет движется к определенной цели – доказательству идеи. И если, в предыдущих главах мы обозначили Идею – как путеводную звезду, то сюжет – это основная дорога, которая к ней приведет.

А теперь давайте изобразим наш сюжет в виде схемы: берем лист бумаги и ставим в разных концах две точки. В первой находится наш герой. Образ героя мы хорошо проработали, он нам близок. Вспоминаем статьи на эту тему - Как «убить» героя в первой главе?  Герой находится у нас на станции отправления. Это начало нашей сюжетной линии. Конечная станция пути – финал произведения – эпилог.

Естественно, что наш герой будет двигаться не равномерно, путь его не будет прямой линией, но об этом мы поговорим позже, а сегодня мы обозначим только узловые станции, на которых будут происходить главные события сюжета. Ведь сюжет – это сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев.

Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что за века существования литературы человечество выработало определенную схему воздействия рассказа на психику. Если рассказ не вписывается в нее — он кажется вялым и нелогичным.

Основные элементы сюжета: экспозиция, предзнаменование, завязка действия, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминация, нисходящее действие, развязка, эпилог.

Если мы расставим эти узловые точки в данной последовательности, то у нас получиться каркас сюжета. Кажется, все просто, но! Кто сказал, что именно такая схема сюжета самая выигрышная для раскрытия Вашей идеи? Представьте, что все авторы неизменно шли этим путем, что бы выходило из-под их пера? Примитивные клоны.

Поэтому, как сказал Бернард Шоу, «мы выбираем не тот путь, который предлагает нам наименьшее сопротивление, а тот, который дает наибольшие преимущества». Существуют различные варианты расположения основных элементов по сюжетной линии. Автор, решает в какой последовательности и в каком количестве, данные элементы будут присутствовать в его произведении.

А теперь краткое описание основных элементов:

Экспозиция — время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.

Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.

Завязка — событие, которое провоцирует развитие конфликта.

Конфликт — противостояние героев чему- или кому-либо. Конфликт может начинать произведение, конфликтов может быть неограниченное количество.

Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.

Кульминация является результатом кризиса. Герой в критической ситуации, решение которой выше его возможностей и сил… Но в этом и заключается сила кульминации.

Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.

Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.

Более подробно об основных составляющих сюжетной линии, и как их использовать, чтобы добиться максимального эффекта, мы поговорим в следующих статьях. А сейчас домашнее задание: пропишите Ваш сюжет, опираясь на узловые моменты, указанные в этой статье.

Не старайтесь писать много, достаточно несколько предложений по каждому узловому элементу.

Логично, что по ходу прописывания сюжета у Вас возникнет потребность в появлении новых героев. Ведь если есть конфликт – значит должен появиться главный враг (антагонист). У героя в противовес, должна появиться группа поддержки, возможно любовная линия. Ведь в сложных произведениях, таких, как роман – существует не одна сюжетная линия.

Помните, что в побочных сюжетных линиях, все вышеперечисленные элементы, могут появляться неоднократно. Но на этом этапе построения сюжета, я рекомендую не уходить от основной линии.  Боюсь - потеряетесь...

Обратите особое внимание на переходы: от завязки к конфликту, от кризиса к кульминации… Основная цель -  они должны быть правдоподобными, логичными и… неожиданными. Удивлены?

Обо всех тонкостях построения сюжета в следующих статьях. А чтобы не пропустить нужные Вам материалы, подписывайтесь на рассылку новостей блога и в группы в соц. сетях.

Творческих успехов, Елена Полярная.

 

 

 

 

 

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

litgostinaya.ru

Как написать свою книгу. Часть 5: Делаем сюжет | Ты

Сегодня, товарищи, хочу поговорить о сюжете. Что это такое, как его придумать и главное — о чем нужно думать, чтобы он появился на свет.

Сначала небольшая ремарка. На ФОРУМЕ блога, создается несколько произведений сообща. Т.е. некоторые товарищи, которые избрали этот блог в качестве пристанища, создают вместе (со мною включительно) коллективные произведения. Это начинающие авторы. Но к чему я это говорю. Отнюдь не для рекламы форума. Месседж в том, что эти дамы и господа на практике постигают писательскую «науку». Они на опыте уже поняли, что такое стиль написания, герои, как их создать, сюжет, сюжетные линии, закрутка, кульминация и прочее. Т.е. сколько бы человек не читал теоретической части, нету в мире способа научиться чему-нибудь, не пройдя этапы любой науки на практике. Поэтому, даже если форумчане еще месяц назад и не представляли себе в полной мере, что такое сюжет и с чем его едят, то сегодня уже могут сами рассказать об этом. И даже показать.

Продолжим тему заметки.

Одним из ключевых моментов в написании книги является наличие сюжета. Без него произведение — это набор букв и слов.

Не путайте с идеей книги. Бывает автору придет в голову мысль — о чем будет книга, он кидается набрасывать идею на бумаге и думает, что это сюжет. Это не так. Сюжет, это та «лиана», которая плотно закручивается вокруг идеи и помогает читателю пройти сквозь всю книгу.

Главными моментами в сюжете являются: логика, интересная закрутка, интрига, конец, недосказанность. Сюжет не должен быть статичным, иначе книга будет скучная. Нужен движ и адреналин. Эти компоненты будут держать читателя в напряжении и не позволят оторваться от книги. Если это так, то книга — успешна.

okonchanie-knigi

Прежде, чем приступать к описанию сюжета, автор должен набросать его план, который упорядочит возникающие по ходу идеи. Иначе широта мысли заведет писателя в неведомые дали, он запутается и вся работа накроется медным тазом. Нужно расставить на ключевые позиции героев, которые автором ранее были придуманы и отшлифованы. Обязательно все должны взаимодействовать между собой, иначе потеряется логика их присутствия. О героях я писал в предыдущих заметках.

Кроме этого, сюжет должен быть выдержан в одном жанре. В крайнем случае мейнстриме. Т.е. на грани, где стыкуются жанры. Прыгать из фантастики в детектив, а оттуда в любовный роман неприемлемо. Читателю быстро надоест такая каша.

Автор должен начать изложение сюжета с места действия. Где будут происходить все действия героя. Выдуманный ли это мир или настоящий. наше время, прошлое или будущее. Объясните себе, почему так, а не иначе. Что привлекательно в том или ином месте или времени относительно замысла.

Включайте в сюжет неординарные ситуации, неожиданные и интересные повороты. Это будет держать читателя прикованным к произведению.

kniga-spektakl

Ближе к концу романа (рассказа) должна присутствовать развязка. Причем совершенно неожиданная. Задатки такой развязки должны всплывать в момент кульминации, иначе читатель поймет, чем все закончится и дочитает остаток вашей книги по диагонали за пять минут (в лучшем случае).

Как я уже говорил, сюжет должен быть логичным и привести читателя к логическому завершению. Но имейте ввиду, что конец книги не должен быть однозначным. Оставьте некую недосказанность, чтобы читатель имел пищу для размышления и сам додумывал продолжение окончания. В том русле, в котором ему (читателю) нравится.

В следующих заметках будем продолжать рассматривать нюансы темы «как написать книгу». Если интересно, подпишитесь ))

Весны вам в душе!

Вадим Корчинский

 

www.you-author.com

Как придумать сюжет для книги, маленькие секреты

Загрузка...

Как придумать сюжет для книгиЕсли вы прочли немало книг (а иначе что вы здесь делаете?), вам наверняка знакомо это чувство: казалось бы, неплохо написана, в ней есть какие-то изюминки, но вот не захватывает она воображение, и всё тут. Или обрывается совершенно неожиданно. Или очень растянута. Всё это говорит о том, что автор не уделил достаточно внимания развитию сюжета. В этой статье мы рассмотрим несложные правила, которые помогут вам не допустить распространенных ошибок начинающих писателей в своем творчестве и придумать сюжет для книги. Конечно, если у вас прирожденный талант, может быть (всякое бывает), вам удастся обойтись и без них, но знание теории, ни в коем случае не повредит.

Итак, как придумать сюжет? Есть некоторые нехитрые правила, которые помогают удачно начать произведение и развить идеи автора на бумаге.

18 советов о том как придумать сюжет

1) Когда вам приходит в голову оригинальная идея для будущего произведения, не торопитесь сразу же приступать к делу. Откладывать в долгий ящик тоже обычно не рекомендуют, но эффективнее ваше творчество будет тогда, когда вы несколько дней предварительно прокрутите в голове сюжет, характеры героев и возможные события, а потом уже подготовлено приступите к делу.

2) Эффектное начало – почти залог успеха. Завязка должна быть безупречной стилистически и яркой, захватывающей, дабы заинтриговать читателя с первых же страниц.

3) Формула интересного сюжета: завязка –> развитие действия –> кульминация –> развязка. Только так. В процессе написания должна постепенно разворачиваться динамика действительности. События в тексте соединяются причинно-временной связью, как и поступки персонажей. Чтобы не запутаться, смело используйте софт для писателей, который для современных авторов является просто незаменимым помощником.

4) Сюжет нужно развивать постепенно: опишите происходящие события с разных сторон, различных точек зрения. Для этого можно использовать несколько героев. У вашего повествования может быть не один план, а каждый из них будет развиваться параллельно другим.

5) Нельзя забывать про чередование диалогов, событий и монологов.

6) Избегайте тяжеловесных описаний. Больше динамики!

7) Используйте описание быта, наполните свой маленький мир деталями.

8) Добавьте в вашу книгу загадку, над которой читателю придется поломать голову. Иногда выдавайте подсказки, но не раскрывайте всего полностью. Дайте читателю возможность ощутить, что он дошел до всего сам, логически.

9) В вашей книге должна быть изюминка, призванная зацепить читателя. Это может быть идея, явление, юмор, внутренний мир героев.

10) Окружающий мир подайте в красках. Лучше всего – через видение главного героя.

11) Не раскрывайте идею всего произведения преждевременно, или прямым текстом! Подталкивайте к ней читателя постепенно, через действия, делайте намеки в диалогах.

12) Произведение становится богаче и интереснее, когда в нем присутствуют сквозные образы. Постепенно развиваясь, они появляются в разных местах сюжета и гармонируют с основной линией. Что это такое? Рассмотрим на примере творчества Пушкина: в «Медном всаднике» таким сквозным образом является образ Петербурга.

13) Используйте метафоры, они делают сюжет живым.

14) Замечайте мелочи. Благодаря мелочам, картинка становится четкой. В то же время, не углубляйтесь в детали слишком подробно — нужно найти золотую середину, чтобы оставить читателю место для его собственного воображения.

15) Вместо того чтобы рассказывать о событии, опишите его. Можно написать, что герой расстроился, а можно дать почувствовать это. Разница существенна.

16) Введите в сюжет необычных, неординарных героев, и не теряйте их. Пусть они выделяются и оживляют ваш сюжет — за такими персонажами всегда интересно наблюдать.

17) У каждого персонажа должен быть свой взгляд на мир. Но не нужно подробно описывать его в самом начале книги. Вы должны показать его не только простым описанием, но через события, диалоги и монологи. Кроме того, в ходе вашей истории герой должен измениться внутри. Это может быть моральный или духовный рост, кардинальное изменение взглядов. Заставьте читателя понять главного героя и сопереживать ему, радоваться его успехам. Подробнее о том, как создать героя для книги читайте в моей статье.

18) И напоследок: очень хорошо подумайте над развязкой. Так как на нее возложена большая миссия. Развязка должна заставить читателя заволноваться, задуматься, осмыслить главную идею книги. Окончание книги должно оставить приятные ощущения в душе.

Следуйте этим правилам, и у вас всё получится! Работайте над собой, творите, не бойтесь придумывать что-нибудь совершенно новое и неординарное. О том, как придумать героя, как начать публиковаться, как написать книгу и многом другом читайте в следующих статьях рубрики «Начинающим писателям».

Рекомендуем к прочтению:

lifeinbooks.net

Как придумать сюжет для книги?

Книголюбы часто задумываются над тем, чтобы написать свою книгу. На первый взгляд может показаться, что это сделать очень просто, но потом появляется много проблем и сложностей. И тогда эта хорошая идея для сюжета откладывается в дальний ящик.

Первое, с чего нужно начать, — это придумать идею для написания книги. Но на самом деле даже не это самое сложное. Скорее всего вы уже знаете о чем именно будет ваша книга. Здесь нужно доделать идею таким образом, чтобы ваша история была интересной читателю, чтобы он не просто читал, а откладывал бутерброд, забывал про игры, терял сон.

Если ваш сюжет книги будет упорядочен, продуман до мелочей, вы не будете в нем путаться. Вы сможете последовательно описывать происходящие события, не терять задуманные идеи и делать персонажей максимально реалистичными.

С чего начать?

А начинать нужно именно с темы для написания книги, сценария, рассказа. Этот пункт не столько сложный, чем создание сюжета, но при этом требует достаточно времени и размышлений. Есть множество способов придумать хорошую идею. Предлагаем вам некоторые дельные советы:

  1. Если вы вообще не знаете о чем писать, оглянитесь вокруг. Начните описывать события, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, понаблюдайте за людьми. Возможно, кто-то будет выглядеть подозрительно своим немного нервным поведением, за которым может скрываться нечто очень любопытное;
  2. Проанализируйте книги своего любимого писателя. Если, например, вы хотите создать произведение в жанре «фэнтези», придумайте какой-нибудь мир. Не стоит брать чужую идею, добавьте в этот мир чего-то особенного, то, что вы бы сами хотели в нем увидеть;
  3. Если вы не можете сосредоточиться и сразу выдать хорошую идею, тогда просто расслабьтесь. Займитесь привычными делами. Идея скорее всего сама родится в вашей голове;Идею можно почерпнуть и из того, что вам нравится. Например, вы любите дорогие машины. Пусть будущий сюжет будет связан, например, с угоном такой машины или с тем, что она постоянно появляется на местах преступлений;
  4. Если вы уже придумали идею, но хотите ее доработать, задайте себе несколько вопросов и постарайтесь на них ответить. Так, например, что будет, если? Почему это должно случиться? Логично ли это?

Самой лучшей идеей зачастую оказывается та, которая давно созревала в вашей голове. Вы можете также написать все темы, которые вам нравятся, а потом уже выбрать из них лучшую. Однако стремитесь к тому, чтобы ваша работа была уникальной. Плагиат еще никому не сослужил доброй службы.

Если у вас все-таки возникли сложности, вы можете воспользоваться генератором идей для книг. Это удобная программа, которая определит для вас ключевые моменты, вокруг которых и можно построить отличную идею.

Как написать сюжет книги?

Как придумать сюжет для книги?Не стоит путать идею для рассказа с сюжетом. Как уже говорилось выше, идея — это просто ваши мысли о том, что будет в книге. Если вы думаете, что сразу же сможете создать качественный сюжет, то вы глубоко ошибаетесь. Как только вы сядете писать, вы поймете, что сюжет так просто не придумаешь. Ведь он создает как бы паутину информации вокруг вашей идеи.

Хороший сюжет должен иметь условные составляющие:

  • логика. Все должно быть гармоничным и логичным, ведь читать непоследовательные мысли автора не просто сложно, но и неинтересно;
  • интересная закрутка. События не должны быть предсказуемы. Вы можете использовать и неожиданные повороты, которые лишь будут увеличивать интерес читателя;
  • интрига. Всегда должна быть данная составляющая. Ведь когда мы хотим что-то узнать, мы обязательно дочитаем до конца;
  • конец. Он может быть разным, смотря в каком жанре вы пишите и какие цели преследуете;
  • недосказанность. Необязательный пункт, но имеет место быть. Такой прием чаще всего используют автора, которые создают целые серии произведений. В конце книги будет какая-то недосказанность, которая будет описана в следующем томе. Для создания определенной атмосферы или для предоставления читателю почвы для размышлений вы можете кое-что недоговорить и это будет огромным плюсом.

Есть много хороших советов о том, как продумать и затем написать сюжет книги. Не стоит сразу же, при возникновении идеи, бросаться создавать целое произведение. Нужно некоторое время походить с этими мыслями, обдумать некоторые важные детали, придумать и продумать персонажей. Но и в дальний ящик откладывать работу не стоит, иначе все хорошее забудется, да и вообще желание может пропасть.

Сюжет книги

Несколько советов для написания сюжета:

  1. Начните с завязки. Именно с первых страниц читатель понимает, хочет он читать книгу или нет. Она должна быть безупречной, яркой и интригующей;
  2. Подумайте над типом сюжета. Многие писатели применяют нелинейный вид, когда сюжет развивается непоследовательно. Это интересно, но вы должны следить за тем, чтобы все выглядело гармонично, дополняло друг друга и не путало читателя. Можно сделать его и классическим, что тоже является беспроигрышным вариантом, если продумать все детали;
  3. Сюжет должен постепенно развиваться, без рывков и необдуманных «скачков» с одного места на другое. Читатель не должен потерять смысл, да и просто сам не должен потеряться в повествовании. Не забывайте об интриге, которая должна обязательно присутствовать, но при этом давайте аудитории возможность поразмышлять, натолкните на определенные мысли;
  4. Не стоит добавлять огромное количество сложных и длинных описаний. Книги должны быть динамичными — именно это привлекает и захватывает;
  5. Не забывайте про чередования диалогов, монологов и различных описаний;
  6. Метафоры сделают сюжет еще более интересным;
  7. Ваш придуманный мир должен иметь достаточное количество деталей, чтобы читатель смог в полной мере его представить и даже поверить в то, что это место точно существует;
  8. Изюминка — это еще один важный элемент любого произведения. Ею может выступать какой-то персонаж, его мысли или взгляды, какая-то деталь мира, атмосфера;
  9. Добавьте неординарных героев. Они не обязательно должны быть главными. Пусть они появляются время от времени, но при этом служат разбавлением сюжета;
  10. Развязка, как и завязка, играет ключевую роль. У читателя не должно появиться ощущение, что его обманули. Но и делать концовку слишком предсказуемой и простой тоже не стоит. Как уже говорилось выше, если вы планируете создавать серию, вы можете добавить некую недосказанность.

Как видно, создать сюжет для своей книги — дело одновременно и простое, и сложное. Если вы серьезно решили для себя написать произведение, подойдите к делу с умом и тогда вас точно все получится.

Загрузка...

knigogo.net

Как разработать эффектный сюжет! Часть 2.

Азбука для писателя: Как написать книгу

Одиннадцатая встреча в литературной гостиной

Из этой статьи Вы узнаете:

  • как выглядит канва сюжета в самом начале;
  • как привязать сюжет к узловым точкам;
  • как выявить слабые места сюжета и что с этим делать?
  • Какой главный результат мы получим в конце этой работы!

sb_w_06

И так, приступаем к практике: нам необходимо составить краткое описание сюжета. Первоначально сюжет похож на  легкую зарисовку, набросок карандашом, где все еще зыбко, еле уловимо, многое только угадывается. Постепенно мы будем прорисовывать сюжет, и он станет ярким - живым! Но это все впереди, а пока "набросаем" сюжет  в общих чертах.

Смотрите, что получилось у меня:

«Главная героиня – провинциалка, живет в Москве. Жизнь у нее – сплошные неудачи: нет друзей, нет родственников, нет парня.  На работе – сплошная засада: руководитель ее использует, но в должности не повышает, зарплату не поднимает.  Все проблемы она заедает, отсюда  конфликт с самой собой – недовольство своим внешним видом.

Конфликтная ситуация нарастает – на работе происходит что-то ужасное, в чем обвиняют мою героиню! Начальник валит все на нее, хотя, возможно, все подстроил сам. Героиню увольняют. Она остается без средств к существованию, оскорбленная и подавленная.

Героиня в таком состоянии, что у нее два выхода – вернуться в родной город – назовем его «Мухосранск» (в произведении, конечно, мы так его называть не будем) или начинать бороться и доказывать свою невиновность.

Героиня выбирает второе – борьба! Она должна отстоять свое доброе имя.

Во время борьбы с главными злодеями героиня меняется, из провинциальной мышки превращается в крутую леди.

В итоге она наказывает злодеев, восстанавливает свое доброе имя, встречает  любовь, открывает  бизнес, заводит массу друзей. Все хорошо, Happy End».  

Это обычная канва сюжета для женского романа. А теперь давайте посмотрим, какие сюжетные составляющие в ней присутствуют, и какие вопросы возникают на первый взгляд. Чтобы было наглядно, канву сюжета я прописываю синим курсивом, а красным обозначу основные составляющие сюжета:

И так, вариант второй:

Экспозиция - «Главная героиня – провинциалка, живет в Москве. Жизнь у нее – сплошные неудачи: нет друзей, нет родственников, нет парня.

Завязка -На работе – сплошная засада: руководитель ее использует, но в должности не повышает, зарплату не поднимает.  Все проблемы она заедает,

Предзнаменование - отсюда конфликт с самой собой – недовольство своим внешним видом. Ого – это уже локальный конфликт, хорошо! Помним, что конфликтов может быть сколько угодно. Чем их больше, тем острее сюжет.

Конфликт - Конфликтная ситуация нарастает – на работе происходит что-то ужасное, в чем обвиняют мою героиню! Начальник валит все на нее, хотя, возможно, все подстроил сам.

Кризис- Героиню увольняют. Она остается без средств к существованию, оскорбленная и подавленная. Героиня в таком состоянии, что у нее два выхода – вернуться в родной город – назовем его «Мухосранск» (в произведении, конечно, мы так его называть не будем) или начинать бороться и доказывать свою невиновность.

Кульминация   - Героиня выбирает второе – борьба! Она должна отстоять свое доброе имя.

Нисходящее действие -  Во время борьбы с главными злодеями, героиня меняется, из провинциальной мышки превращается в крутую леди.

Развязка - В итоге она наказывает злодеев, восстанавливает свое доброе имя, встречает свою любовь, открывает свой бизнес, заводит массу друзей. Все хорошо, Happy End».  

Упс, получилось. Так, теперь посмотрим более внимательно. Даже на первый взгляд видно, что начало сюжета – первая часть: экспозиция, предзнаменование, завязка действия, конфликт – более-менее ясны. А середина произведения: нарастающее действие, кризис и кульминация; и завершение - нисходящее действие, развязка явно «провисают». Все в тумане…  Более-менее твердый остров серди этого болота – эпилог. Мы точно видим, чем закончится роман.

Что ж, ничего неожиданного. Спешу успокоить и объяснить – это обычная ситуация. Начало сюжета более-менее просматривается, а середина – самое слабое место. Главное, чего мы добивались на этом этапе построения сюжета – это выдержать направление -  последовательность идеи - зло должно быть непременно наказано, а справедливость восторжествует – это мы получили.

Кроме того, мы увидели слабые места сюжета. Это очень важно. Мы знаем об их наличии и, значит, основное внимание уделим именно им. Помните поговорку – «Не так страшен зверь, как его рисуют». Теперь слабые места моего сюжета не будут для меня неожиданностью, с которой я столкнулась где-то на 80 странице и впала бы в панику от того, что не знала, как развивать сюжет дальше. Я решу эту проблему "на берегу", до начала написания романа, что и Вам советую сделать.

Буду рада, если Вы поделитесь, как процесс привязки сюжета к узловым точкам прошёл у Вас. Если возникли затруднения - пишите, подскажу, как исправить ситуацию. Высылайте свои варианты, обсудим!

Читайте о дальнейших тонкостях создания сюжета в следующих статьях. А чтобы не пропустить нужные Вам материалы, подписывайтесь на рассылку новостей.

Творческих успехов, Елена Полярная.

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

litgostinaya.ru

с чего начать, придумать название, сюжет

Роман – это не просто набор из 33 букв и горстки знаков препинания. У него есть назначение – заставить читателя окунуться в мир, созданный автором, почувствовать вещи, места и миры, о которых он не знал. Разжечь в читателе жажду узнать, что же произойдёт дальше, заставить его перевернуть страницу и обнаружить, что чтение романа не только принесло удовольствие, но заставило немножко измениться и открыло для него что-то новое.

Самые популярные жанры литературы

как написать роман

Как начать писать? Прежде чем сесть за написание романа, автор должен определить: для кого он хочет писать? Кто будут его читатели? Что их интересует и что сегодня читают больше всего? Многочисленные опросы показали, что на сегодня самые читаемые жанры – это любовный роман, фантастика, детективы и классика.

Любовные романы

Как правило, читают их в большинстве своём женщины, которые видят в жизни только стирку, уборку, работу, кухню и вечно занятого мужа. Им необходима романтика, красота. Им нужны красивые имена героев, сильные персонажи, запоминающиеся места. Они не будут читать о любви сантехника к кухарке.

Но если автор рискнёт рассказать об этом, то ему необходимо подумать над тем, как увлечь своих читательниц – продумать трогательный сюжет. Понять, как писать любовные сцены в романе так, чтобы самый непривлекательный с первого взгляда герой «заиграл», выделился. На протяжении всего произведения отмечать, как чувства героев изменили их, через какие трудности им пришлось пройти, чтобы доказать или показать свою любовь.

как писать любовные сцены в романе

Фантастика

Фантастический жанр предпочитают в основном подростки или компьютерные гении. В плане жанрового разнообразия здесь есть где развернуться. Это может быть приключенческая история с невероятными украшениями: перевоплощения и необычные трюки, необыкновенные места и технические «навороты».

Фантастический жанр и хорош тем, что здесь можно придумать название, которое заинтригует читателя, создать увлекательный сюжет, взяв за основу народную сказку с ее чудовищами, волшебниками и храбрыми рыцарями или киберфантастику с её электронными новшествами.

Фэнтези - довольно популярный жанр потому, что здесь неограниченное «поле деятельности» для автора. И как написать фантастический роман, в каком ключе, зависит только от его воображения. Основной набор фантаста – главный персонаж, предмет его любви, могучие покровители или соратники. И конечно, противоборствующая сторона: главный злодей – коварный и непобедимый.

короткие романы

Детективы

Романы этого жанра всегда читали, читают и будут читать. Почему они популярны? Прежде всего, читатель желает развлечься, убежать от реальности. Ему нравится разгадывать преступление, словно ребус. Начало романа - это головоломка, которая ставит в тупик. А автор играет: скрывает улики, наводит подозрение на совершенно невиновного персонажа, который и ведёт себя так, словно он и есть преступник.

И читатель зачастую идёт неверной дорогой, его догадки ошибочны. Как правило, герой детектива – сыщик - превосходит читателя в сообразительности и изящно раскрывает преступление. Чтобы написать детектив, одной головоломки, конечно, недостаточно. Как научиться писать романы в жанре детектива? Во-первых, читателю интересно следить за ходом мыслей героев, преследовать вместе с сыщиком преступника и обосновывать догадки и подозрения.

Наказание злодея – тоже немаловажная деталь, читатель испытывает удовольствие при виде преступника, получившего по заслугам. Зачастую читатель отождествляет себя с главным героем, вживается в его роль и повышает собственную значимость. Хорошо написанный детектив вызывает у него уверенность в реальности происходящего. И он продолжает снова и снова входить в роль сыщика, читая один роман за другим.

как начать писать

Классика

Великие творения невозможно не знать. Классическая литература актуальна во все времена. Конечно, новую «Войну и мир» создавать не надо. Как написать роман, который покорит не один десяток читателей? Наполнить его глубоким смыслом, поднять глобальные актуальные проблемы, основываясь на вечных ценностях. Такое произведение никого не оставит равнодушным, будет интересно во все времена и станет приносить пользу.

Формула захватывающего произведения

На самом деле того, чего ещё не было написано, довольно много. Важно придумать что-то оригинальное, необычное. Одним словом, своё. Общей схемы написания романа нет. Да и не было никогда. Поэтому не существует универсальной формулы того, как писать романы, пользующиеся спросом. Но изобретать велосипед тоже не нужно. Начинающему мастеру пера достаточно воспользоваться общей структурой: сюжетом и композицией.

В хорошем произведении всё логически связано: одно действие (событие) вытекает из другого, и всё то, что к этому не имеет отношения, убирается. Основной принцип – последовательные, логически построенные действия героев. Это и есть сюжет произведения. Затем необходимо определиться с элементами сюжета. Что нужно тщательно продумать перед тем, как написать роман?

  • Экспозиция – персонажи, их взаимоотношения, время и место действия.
  • Предзнаменование – намёки, какие-либо знаки или подсказки, приоткрывающие дальнейшее развитие сюжета.
  • Завязка – важный элемент любого произведения. Это событие, которое развивает, провоцирует конфликт.
  • Конфликт – это основа любого произведения. Что может лечь в основу конфликта? Человек (персонаж) против человека или против самого себя. Герой против общества или природы. Человек против сверхъестественного или техники.
  • Нарастающее действие – важное условие того, как написать роман, который держит читателя в постоянном напряжении. Необходимо создать цепь событий, которые берут начало от конфликта. Постепенно действие нарастает и достигает пика.
  • Кризис – точка кульминации. Кризис начинается непосредственно перед кульминацией или одновременно с ней. Это именно тот момент, когда противоборствующие стороны сталкиваются, то есть встречаются лицом к лицу.
  • Кульминация – это самый значительный момент в романе. Самый интересный, так как герой сжимает зубы и идёт до конца либо ломается и проигрывает.
  • Нисходящие действия – это события или действия героев, которые ведут к развязке.
  • Развязка – разрешение конфликта. Герой побеждает или достигает поставленной цели, остаётся ни с чем или вовсе гибнет.

придумать название

Как написать роман

Правила создания сюжета выделяют один элемент – кризис. Как сказано выше, это кульминационная точка в романе. Именно этот момент выделяет произведение, делает его захватывающим. Что характерно для него? Во-первых, кризис отражает жанр произведения.

Во-вторых, он должен буквально перевернуть жизнь героя, нарушить естественное течение его жизни, изменить её в худшую сторону. Этот момент требует особого внимания автора, так на преодоление последствий кризиса должна уйти вся книга, весь запланированный объем произведения. В противном случае получаются короткие романы, не раскрывающие полностью идею произведения.

В-третьих, кризис должен захватить самого автора. Только в этом случае книга будет увлекать и читатель не заснёт на середине романа. После того как автор определился с кризисом, нужно решить, что готов сделать герой для его преодоления, на что он пойдёт для достижения своей цели. Он должен быть уверен, что это единственно возможный путь выхода из создавшейся ситуации. Это и будет главная цель героя.

Четыре составляющие кризиса

Придумывая завязку, подводя персонаж к кризису, ни в коем случае не надо торопиться. Это своего рода фундамент произведения. И автору предстоит на нём строить. Плохо продуманный замысел рухнет, а мастерски созданная, умная завязка только придаст энергии и силы, которые и помогают создать полноценные шедевры, а не наполовину недописанные, короткие романы.

Обладание и избавление

Предметом обладания (избавления) может быть человек, идея, чувство, информация. Пытаясь разрешить кризис, персонаж должен этого добиваться. Например, девушка желает выйти замуж, но родные всячески препятствуют этому. И она пытается избавиться от их гнёта. Или отец ищет похищенного ребёнка. Желание найти своё чадо настолько сильно, что его не остановят никакие препятствия.

начало романа

Трагические последствия

Герой не смог достичь своей цели, последствия ужасны – они полностью разрушают его жизнь. Не столь важно, как начать писать, а главное - дать понять читателю, что здесь многое поставлено на карту. Дать прочувствовать, пережить с героями всю трагичность сложившейся ситуации, страх. Одним словом, затянуть читателя, наделить персонажей чувствами, присущими каждому человеку. Создать ситуацию, которую просто необходимо разрешить. Девушка, не сумев преодолеть гнёт семьи, останется несчастной. Отец, не сумев спасти ребёнка, потеряет его.

Высокие побуждения

Это то, что всегда притягивает читателя. Если автор произведения наделит своего героя хотя бы одним достойным побуждением для достижения цели, читатели будут сопереживать ему, восхищаться и побуждения героя найдут отклик в их сердце. Какие высокие побуждения достойны внимания читателей? Это может быть чувство долга, любовь, достоинство, честь. Товарищество, справедливость, патриотизм зачастую находят у читателей отклик. Раскаяние и самоуважение – достойные, благородные побуждения.

Важно выделить сильные стороны. Например, следователь, раскрывая преступление, руководствуется чувством долга. Отец, спасающий ребёнка, руководствуется любовью. Более мягкие - великодушие или доброта - не произведут на читателя должного впечатления. Следует отметить негативные стороны – зависть, злобу, ненависть, гордыню, жадность, похоть.

Такими чертами наделяют обычно антигероев. Молодые писатели зачастую упускают этот момент: создать сильный персонаж с негативными побуждениями довольно трудно. Пожалуй, единственное негативное побуждение, которое может привлечь внимание читателя, – это месть. Когда герою не оставили выбора и единственный способ добиться справедливости – это месть.

Преодоление препятствий

И последнее, что должен сделать герой, чтобы добиться своей цели, – преодолеть препятствия. Автору необходимо создать непреодолимые препятствия. Кажется, что цель недостижима. Пересмотреть созданный кризис, насколько он глубок и непреодолим. При необходимости кризис можно усугубить: ухудшить ситуацию, сделать её масштабней, поменять какие-то элементы местами или место действия.

как научиться писать романы

Конфликт разрешается

Почему важно построение сюжета? Потому что за время существования литературы выработана определённая схема воздействия на читателя. Если роман не вписывается в неё, он будет вялым и нелогичным. В объёмных произведениях с несколькими сюжетными линиями все вышеизложенные элементы повторяются неоднократно и подчиняются этим правилам построения сюжета.

Кроме того, построение цепи событий, переход от завязки к конфликту должен быть правдоподобным. Как написать роман, отвечающий этим требованиям? У персонажа должны быть серьёзные причины поступить так или иначе. Развязка, завершение конфликта - это результат действий героя произведения. В каждой сцене необходимы логика и здравый смысл. Читатель будет чувствовать себя обманутым, если персонажу просто везёт. Уважать персонажей он будет только в том случае, если они того заслужили – сделали что-то достойное.

Отступление от правил

Автор хочет отступить от общепринятых правил, но не знает как? Писать романы в стиле трэш – сейчас это довольно модное направление. В таком произведении автор отступает от правил. Он не скован литературными формами. Это просто поток сознания, расслабление, куски мыслей. Но тем не менее здесь должна быть интересная сюжетная линия. Должны присутствовать элементы, цепляющие читателя: юмор, настроение, бесовщинка, безудержное сумасшествие и т. п. То, что встряхнёт читателя.

Написать произведение с захватывающим сюжетом, необычными местами и нехарактерными для современного мира поступками можно, если окунуться в историю. Именно так. История любой страны, города, знаменитого сражения или биография известной личности интересны во все времена. Как писать исторический роман? Создать шедевр, достойный внимания, несущий в себе историческую ценность можно, только досконально изучив факты, свидетельства. Читатели внимательны к мелочам.

Желая воссоздать историю, необходимо изучить тот период времени, в которое автор хочет поместить своих героев. Обратить внимание на одежду, дома, обстановку, утварь, привычки, моральные ценности того периода. Буквально окунуться в то время. Выстроить сюжетную линию, вплести интригующих героев, наделить их высокими целями.

Название

Как придумать название книги – гениальное, запоминающееся? Прочтите книгу и подумайте о ее идее. Продумайте названия, подходящие к основному посылу или к главным эмоциям, которые вызывает ваш роман. Выпишите из книги излюбленные фразы. Может, они станут названием произведения. Подумайте о том, чтобы назвать роман в честь главного героя. Это довольно распространенная практика. Загадочные названия интригуют читателя, который ищет что-то необычное. В то же время название должно давать достаточно информации о предмете книги, но не слишком много, чтобы читатель оставался заинтересован. Будьте оригинальны. Придумайте название, которое будет выделяться из массы подобных.

Самое главное - не пугаться, если окажется, что роман с таким названием уже есть. Читателей всё равно больше. Знаменитыми становятся прежде всего книги, чьи авторы смогли придумать удачное название, собрать в единое целое идеи, мысли, факты и создать захватывающий, логически выстроенный сюжет.

fb.ru