Как читать лекции - интересно и эффективно. Как провести интересно лекцию


Как провести интересную лекцию 🚩 как провести открытую лекцию для студентов 🚩 Высшее образование

Автор КакПросто!

Почти у каждого в жизни была ситуация, когда приходилось слушать ужасно скучную торжественную речь, занудный рассказ или наводящий зевоту инструктаж. А студенты и слушатели различных курсов засыпают на лекциях, темы которых могут быть очень интересными, но вот подача оставляет желать лучшего. А ведь увлечь слушателей не так уж сложно, особенно если подготовиться к выступлению заранее.

Следите за реакцией слушателей

Статьи по теме:

Инструкция

Прежде всего выясните, перед какой аудиторией вам придется выступать. Будут ли это школьники, студенты, офисные работники, ученые или кто-то еще. В зависимости от этого выберите стиль повествования – кому-то информацию надо подавать в максимально простых выражениях, а кто-то спокойно воспринимает сложную терминологию. Тщательно продумайте структуру своей лекции и составьте план выступления. Если вы будете четко по пунктам и без лишней воды излагать свою мысль, то слушателям будет гораздо проще следить за ходом ваших рассуждений. Если вы выступаете перед школьниками или студентами, то постарайтесь придумать простые и занимательные примеры, которые бы им запомнились. Четко формулируйте выводы, а если необходимо, повторяйте их по несколько раз, чтобы слушатели обратили особое внимание на эту информацию. В любой, даже самой серьезной лекции, есть место шутке. Исследователи считают, что человек воспринимает информацию только в течение первых 30-40 минут. А что делать, если лекция длится час-два? Время от времени слушателям требуется пауза. В качестве разрядки к месту будет подходящий по теме анекдот или смешной случай из жизни. Если тематика лекции позволяет проиллюстрировать ваши слова с помощью каких-то изображений, музыки, кадров из фильмов, обязательно используйте их. Многие люди лучше воспринимают визуальную информацию. Также можно писать ключевые слова на доске, рисовать графики и рисунки, поясняющие вашу мысль, схемы, записывать фамилии, которые сложно воспринимать со слуха и т.д. Если формат вашей лекции позволяет вести диалог со слушателями, задавайте им неожиданные вопросы или обращайтесь в какие-то моменты речи к конкретным людям (например, при приведении простых примеров, объясняющих сложные положения вашего выступления).

Совет полезен?

Распечатать

Как провести интересную лекцию

Похожие советы

www.kakprosto.ru

Как читать лекции - интересно и эффективно

Девушка с книгами

Содержание:

Оказывается, читать лекции интересно и эффективно можно и нужно. Главное – делать это грамотно. Приемы и принципы изложения материала, описанные в этой статье, помогут участникам лекции не заснуть и сделают монолог лектора любимым моментом занятия для его слушателей.

Сущность и структура

Знаменитая Мышь из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в ситуации, когда героиня промокла и замерзла в море собственных слез, задается актуальным вопросом: «Что суше всего?». И уверенно сама себе отвечает: «Лекция». Лекция (лат. lectio– чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме. Думается, что большинство современных классных руководителей в поиске эффективных методов проведения классного часа обратят свой взор на лекцию в последнюю очередь. Лекция рассматривается как аналог знаменитой педагогической «беседы», когда дети молчат, а взрослый вещает. Только ленивый не критикует последние десятилетия эти самые «беседы», призывая педагогов к интерактивным, живым, проблемным формам общения с детьми и подростками. А между тем мини-лекция или монолог взрослого могут быть весьма поучительны, не занудны, могут определенным образом включать школьников в размышление на заданную тему и даже рождать у них ощущение сопричастности, собственной активности.

Принципы организации эффективной лекции

Каковы же принципы организации и структура эффективной лекции? Сформулируем несколько важнейших требований.

Во-первых, ее тема должна быть содержательно точно связана с темой, целью встречи с ребятами.

Во-вторых, материал лекции должен быть ожидаем, востребован участниками. Этот интерес к содержанию может быть сформирован непосредственно перед монологом с помощью проблематизирующих процедур либо может исходить из каких-то личных (например, возрастных) потребностей участников.

В-третьих, лекция должна быть целостной, хорошо структурированной, имеющей четкое начало, середину и финал. В качестве финала может быть обобщение, вывод, запрос на личную позицию участников (переход к обсуждению или принятию группового решения), перевод разговора в практическую плоскость группового действия.

В-четвертых, лекция должна быть достаточно короткой, максимально – 15–20 минут.

В-пятых, как бы лекция ни была коротка, она должна опираться на те или иные визуальные образы в виде слайдов, схем и т.п., помогающие слушателям удерживать содержание лекции как целое.

Этапы лекции

В эффективной лекции, как технологически выстроенной процедуре, выделяют три основных этапа: вступление, основную часть и заключение.

Задачи первого этапа – мотивация, включение внутренней активности участников, а также определение предмета монолога, постановка целей и описание образа результата. Задача второго этапа – раскрытие содержания, предоставление необходимой и достаточной информации для достижения цели монолога.

читает лекцию

Задача третьего этапа – фиксация полученного результата, оценка состояния слушателей, «закрытие» ситуации, перевод ее в режим обсуждения или обучения.

Методическое обеспечение

В методическом оснащении эффективной лекции можно выделить методы и приемы, так сказать, сквозного характера, проходящие через все этапы ее проведения, и методы организации отдельных этапов работы.

Сквозные приемы

Все этапы эффективной лекции связывает между собой прием, имеющий в разных источниках разное название. В нашем случае мы обозначаем его как «Правило американского капрала. Часть 1, часть 2 и часть 3». В целом данное правило может быть сформулировано в виде следующей формулы:

Часть 1. Расскажите слушателям, о чем вы хотите им рассказать.

Часть 2. Расскажите слушателям все то, что вы хотели им рассказать.

Часть 3. Расскажите слушателям, о чем вы им только что рассказали.

Таким образом, на этапе вступления это правило разворачивается как анонс, изложение краткого содержания будущей лекции, на этапе основного содержания – как изложение материала во всем его объеме, на этапе заключения – как резюмирование.

Приемы «Проблемный вопрос» и «Загадка» применяются на этапе вступления для мотивации слушателей и актуализации имеющегося у них опыта или знаний по теме монолога ведущего. На этапе заключения к заданным вопросам необходимо вернуться с тем, чтобы слушатели смогли ответить на проблемный вопрос (вопросы) или дать свою версию отгадки. Как вариант могут использоваться незаконченные предложения, фразы с пропусками слов и др.

Приемы для этапа вступления

Задачи, стоящие перед лектором на этапе вступления, могут быть решены с помощью целой группы приемов, которые могут применяться как в комплексе (несколько, в определенной последовательности), так и по отдельности.

«Факт к месту» – прием, позволяющий предварить основное содержание свежим примером, случаем, актуальной общественной информацией (той, что у всех на слуху), которые тематически или ассоциативно связаны с темой лекции. Ведущий может начать словами: «Идя на встречу с вами, я случайно увидел…», «Вчера по телевизору услышал потрясающую новость о том, что…» и т.д.

«Парадоксальное цитирование» предполагает приведение ведущим двух тематических цитат (или двух групп цитат), которые отражают противоположные точки зрения на предмет монолога.

В более простом варианте можно начать с цитаты (афоризма, поговорки), которые ярко задают тему, показывают ее неоднозначность, раскрывают известное с новой стороны.

(Именно такой прием был применен в начале этой статьи!)

Прием «Незаданный вопрос» предполагает, что ведущий, сделав небольшое вступление-размышление к теме, формулирует в качестве вопроса основную проблему лекции, предваряя этот вопрос словами типа «И мы можем спросить себя…», «Что же делать человеку в этой ситуации?», «Невольно возникает вопрос…». Для того чтобы слушатели могли присоединиться к вопросу и заинтересоваться поиском ответа, очень важно сформулировать его на языке аудитории, попав в возраст, стилистику, лексику.

«Блиц-опрос» применяется, когда имеет смысл выяснить уровень осведомленности слушателей по тому или иному вопросу, наличие у них определенного жизненного опыта, точки зрения по какому-либо поводу. Опятьтаки – в мотивационных целях. Для блиц-опроса чаще всего используются закрытые вопросы с вариантами ответа, и слушателям предлагается отвечать, поднимая руку, располагая большой палец вверх или вниз, поворачивая ладонь одной или другой стороной, хлопая в ладоши и т.п. Открытые вопросы используются реже, так как они предполагают свободные нерегламентированные ответы слушателей, что может затянуть лекцию, нарушить темповые характеристики ситуации, созданной ведущим.

Способы подачи основного содержания

Главная задача этого этапа – донести до слушателей идею, мысль, ради которой затевался монолог. Для этого необходимо подобрать такой метод подачи информации, который в наибольшей степени способствовал бы пониманию, не вызывал отторжения, протестных реакций, помогал бы расслышать за потоком слов главное – ценностную идею. Существует несколько различных методов, позволяющих эффективно организовать процесс понимания информации. Выбор конкретного способа зависит от возраста слушателей, уровня их мотивации и компетентности в конкретной теме, сформированности интеллектуальных способностей.

Первые три метода, описанные далее – индуктивный, дедуктивный и по аналогии, – применяются для проведения доказательства той или иной идеи.

Индуктивный метод (от частного – к общему) предполагает постепенное, поэтапное раскручивание идеи, продвижение от простых примеров и понятных слушателям фактов к более сложным обобщениям, в том числе абстрактным ценностным понятиям добра, зла, веры, справедливости, истины. Скажем, педагог приводит ученикам различные примеры проявления милосердия в современном мире, не называя самой ценности, затем обобщает разные примеры (помощь пожилым, поддержка больных детей, защита прав переселенцев) и, наконец, вводит понятие самой ценности, дает определение милосердия. Метод хорош в работе с группой, неготовой к сложной интеллектуальной работе (не настроенной на нее), но доверяющей ведущему. Интеллектуально продвинутые подростки и взрослые люди часто сопротивляются такому способу доказательства, так как у них возникает ощущение, что ими манипулируют, не давая возможности увидеть альтернативные решения.

При дедуктивном методе (от общего – к частному) слушателям сначала предлагается общий вывод, а затем его разнообразные подтверждения. Например, размышляя о свободе, взрослый сначала формулирует свой главный тезис: «Свободы не бывает без ответственности», а затем приводит примеры из разных сфер жизни человека, фильмов, художественных произведений, которые с разных сторон подтверждают его. При дедуктивном методе можно идти и от опровержения, если использовать способ доказательства от противного: «Предположим, что наше утверждение неверно. В этом случае…». Этот метод привлекателен для интеллектуально развитых, замотивированных участников. Метод приглашает их к соразмышлению, ставит в активную позицию.

Метод аналогии (параллели, сопоставления) применяется в тех случаях, когда в опыте слушателей существует представление о сходном по своей сути процессе, явлении и они, слушатели, способны осуществлять умозаключение по аналогии. Довольно часто, работая с подростками, мы обращаемся к аналогиям, связанным с природными явлениями, несложными техническими процессами. Неграмотное применение метода аналогии может привести к полному фиаско монолога ведущего: аналогия может оказаться недоступной, непонятной участникам, и в этом случае они не смогут понять саму идею ведущего.

Следующие три метода – концентрический, ступенчатый и хронологический – это различные варианты подачи информации слушателям для их самостоятельных размышлений или последующих действий. Или просто – для сведения, пополнения копилки знаний.

Концентрический метод устроен по типу кластера. Применяется для изложения материала, в структуре которого понятная глубокая классификация. Материал убедительным для слушателей образом делится на несколько смысловых частей, при этом каждая часть имеет одну и ту же содержательную глубину. Так, говоря с детьми о любви, педагог может перечислить виды любви, а затем каждому виду дать характеристику по одной и той же схеме. Это поможет слушателям увидеть разные виды любви (родительская, романтическая, супружеская, к родине) в сравнении. Если материал, который нужно донести, действительно устроен таким образом, метод кластера очень хорош. Он помогает поочередно излагать блоки материала, при этом можно делать остановки, так как у слушателей довольно быстро формируется представление о структуре материала, ее необходимых разделах. Это происходит особенно быстро и естественно для слушателей, если ведущий, помимо слов, использует графические изображения кластера.

Ступенчатый метод представляет собой последовательное изложение информации. При этом в последовательности может быть определенная закономерность, а может и не быть ее. Например, рассказывая о том, как устроен современный город, педагог может выделить отдельные характеристики города, а затем в свободном порядке раскрывать каждую из них, при этом не придерживаясь единой схемы. Это один из наиболее трудных для понимания способов подачи материала, но иногда он является единственно возможным. Тогда нужно обязательно подумать о том, как помочь слушателям удержать целое в разнообразии излагаемых частей. И вообще помочь им понять, зачем им все эти факты и «фактики».

Исторический метод предполагает хронологический порядок. Факты и события рассказываются в исторической последовательности: с чего все началось, как развивалось, что когда появилось… В хронологическом порядке не обязательно должна присутствовать некоторая логика, непосредственно выводящая ведущего или слушателей к гипотезе или готовому выводу, почему все было именно так и что будет дальше. Она может быть, а может и отсутствовать. Например, в истории олимпийского движения нет особенных закономерностей. Важно просто рассказать, как это было. Вопрос, почему именно так, в данном случае не имеет ответа. А вот в истории развития взглядов людей на искусство, например живопись, определенные закономерности есть. Важно понимать, что хронологический метод изложения является интеллектуальным вызовом для мотивированных слушателей (найти, раскопать закономерность) и, напротив, может вызывать раздражение и еще больше снижать мотивацию у тех, у кого она и так не была высока.

Приемы для этапа заключения

На этапе заключения, помимо возврата к мотивирующим и проблематизирующим процедурам этапа вступления в монолог, помимо третьей части «Правила американского капрала», могут применяться специальные приемы, направленные на подведение итогов, включение нового материала в эмоциональный опыт участников.

«Рамка» – процедура, которая обязательно используется в тех случаях, когда не применялось «Правило американского капрала». Итак, говорит ведущий, мы начали с вами с того, что…, мы рассмотрели…, мы увидели и пришли к выводу… В целом можно говорить о том, что… Ведущий своими словами как бы обрамляет основное содержание своего монолога, подчеркивая главное, помогая сделать вывод.

ЖЭТ (прием «жирной эмоциональной точки») позволяет связать всё то, о чем до этого говорилось, с яркой эмоциональной реакцией, естественно, положительной. Это может быть анекдот, вызвавший общий смех, но не уводящий группу в посторонние разговоры, яркие заключительные кадры фильма или другие зрительные образы, что-то вкусное, маленький подарок от ведущего. Важно, что такое эмоциональное действие должно подчеркивать значимость прослушанной информации, а не затмевать ее.

«Пафосная концовка» – это прием, позволяющий включить обсуждаемую информацию в контекст каких-то важных, возвышенных отношений, смыслов, чувств. Это может быть красивая цитата, несколько строчек из стихотворения, обращение к значимым культурным образам. Конечно, им не стоит злоупотреблять и использовать его по каждому поводу. Но в ряде случаев он оказывается очень эффективным.

В целом, если взрослый говорит не очень долго, по теме, интересно, держит уважительный тон, помогает удерживать цель и смысл собственного монолога, его вполне можно и послушать с пользой и удовольствием для себя.

Марина Битянова, к.психол.н.

< Предыдущая Следующая >
 

5psy.ru

10 способов сделать любой урок интересным — Inspiring teachers! Skyteach

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы не подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры.

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов - ролевая игра. Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.Картинки на столе

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы.

4) Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket” (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.История в метро

5) Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.Общение на английском

6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.Составление меню

8) Гибкий план урока

План - необходимая часть урока, а структурированность - залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.Путешествия_Сидней

10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.

Успехов вам и интересных уроков!

10 способов сделать любой урок интересным

 

Кристина Шабо

skyteach.ru

Как научиться читать лекции

Поделиться статьёй:

Многие вчерашние студенты, по воле судьбы, решают продолжить свое обучение, и то и гляди, не проходит и нескольких лет, как сами становятся преподавателями. Если Вам тоже выпала такая доля, то в какой бы области Вы ни освоили искусство преподавания, ораторские навыки для того, чтобы читать лекции, для Вас будут очень полезны.

Как научиться читать лекции, чтобы привлечь внимание аудитории? – вопрос, согласитесь, непростой. Ведь будучи сами вчерашним студентом, Вы знаете, как непросто дается привлечение аудитории, если эта аудитория – студенты. На помощь Вам могут прийти курсы риторики, где преподаватели раскроют Вам секреты удержания внимания аудитории. А пока давайте немного поговорим о моментах, которые стоит учесть при организации пространства перед лекцией, и Вашем поведении во время проведения занятия.

Шаг 1: 

Постарайтесь занять такую позицию на пьедестале лектора, чтобы Вы могли видеть всю аудиторию. Попытайтесь максимально освободить пространство для своего свободного передвижения по залу во время чтения лекционного материала. Таким образом, Вы сможете избавиться от психологического зажима.

Шаг 2:

Регламент – прежде всего. Не утомляйте аудиторию лишним материалом, даже если он является очень полезным и интересным. Ведь даже в школе риторики преподаватели говорят о том, что любое выступление должно быть нормированным и лаконичным.

Шаг 3:

Интересное начало – анекдот или веселая история из жизни, наверняка, привлечет внимание аудитории, даже если Ваша лекция на очень серьезную тему.

Если Вы чувствуете, что аудитория уже «завоевана», то можете смело приступать к основной части своего доклада.

Шаг 4: 

Используйте наглядность. Демонстрационные материалы с проектора или запуск видеоматериалов, а, возможно, даже классических плакатов – сделают доклад гораздо более живым и привлекательным для Ваших слушателей.

Шаг 5: 

Говорите образно и не сухо, так аудитория не успеет «задремать» во время лекции и воспримет гораздо больший объем информации. И еще – жестикулируйте. Не верьте никому, что жестикуляция – это признак дурного тона. Напротив, она сделает Ваше выступление живее и поможет Вам более экспрессивно представить материал.

Шаг 6: 

Не читайте «с листа». Если у Вас есть достаточно времени, чтобы заранее подготовить выступление, постарайтесь обращаться к письменным заготовкам в исключительных моментах. Ведь контакт глаз с аудиторией – это очень важный момент при установке взаимного общения.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Как провести урок интересно и увлекательно?

Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?

Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом".

Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.

Конечно, лучший способ – проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.

Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.

1. Эффектное начало – залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.

2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!

3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.

4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.

5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция – опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.

6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.

7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.

Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться – самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.

И напоследок – пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов – штука увлекательная.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Как провести интересную лекцию Оброзование для всех

Почти у каждого в жизни была ситуация, когда приходилось слушать ужасно скучную торжественную речь, занудный рассказ или наводящий зевоту инструктаж. А студенты и слушатели различных курсов засыпают на лекциях, темы которых могут быть очень интересными, но вот подача оставляет желать лучшего. А ведь увлечь слушателей не так уж сложно, особенно если подготовиться к выступлению заранее.

Прежде всего выясните, перед какой аудиторией вам придется выступать. Будут ли это школьники, студенты, офисные работники, ученые или кто-то еще. В зависимости от этого выберите стиль повествования – кому-то информацию надо подавать в максимально простых выражениях, а кто-то спокойно воспринимает сложную терминологию.

Тщательно продумайте структуру своей лекции и составьте план выступления. Если вы будете четко по пунктам и без лишней воды излагать свою мысль, то слушателям будет гораздо проще следить за ходом ваших рассуждений. Если вы выступаете перед школьниками или студентами, то постарайтесь придумать простые и занимательные примеры, которые бы им запомнились. Четко формулируйте выводы, а если необходимо, повторяйте их по несколько раз, чтобы слушатели обратили особое внимание на эту информацию.

В любой, даже самой серьезной лекции, есть место шутке. Исследователи считают, что человек воспринимает информацию только в течение первых 30-40 минут. А что делать, если лекция длится час-два? Время от времени слушателям требуется пауза. В качестве разрядки к месту будет подходящий по теме анекдот или смешной случай из жизни.

Если тематика лекции позволяет проиллюстрировать ваши слова с помощью каких-то изображений, музыки, кадров из фильмов, обязательно используйте их. Многие люди лучше воспринимают визуальную информацию. Также можно писать ключевые слова на доске, рисовать графики и рисунки, поясняющие вашу мысль, схемы, записывать фамилии, которые сложно воспринимать со слуха и т.д.

Если формат вашей лекции позволяет вести диалог со слушателями, задавайте им неожиданные вопросы или обращайтесь в какие-то моменты речи к конкретным людям (например, при приведении простых примеров, объясняющих сложные положения вашего выступления).

obrazovanie.imysite.ru

: Уроки от Движеров :: Галереи :: Универ-сити :: Dviger.com

 

Каждому приходиться когда-нибудь учить кого-нибудь. Особенно это касается тех, кто выбрал профессию учителя или преподавателя.

 

И так несколько советов в этом нелегком деле.

До прихода в аудиторию стоит потренировать несколько навыков:

 

1. Поза. Да-да место преподавателя, когда он излагает материал не сидя за столом (исключаем объективные причины).

 

Ноги расставлены на 12-15 сантиметров, носки слегка раздвинуты, одна нога чуть впереди, колени гибки; в руках и плечах нет напряжения, руки не прижаты плотно к грудной клетке; голова и шея выдвинуты чуть вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут (но так что бы это не мешало дышать).

 

Да эту позы надо потренировать. Дома перед зеркалом. Она очень удобна. Когда одна нога устает, то основной вес переносится на другую.

 

2. Выражение лица. Надо перед зеркалом потренироваться рассказывать материал. Посмотреть какое у вас выражение лица. Лицо должно быть серьезным.

 

3. Взгляд. Он нужен для контакта с аудиторией. Стоит Вам отвести взгляд в пол/потолок/окно и можно потерять некоторую часть аудитории. Так что надо поддерживать зрительный контакт в целом с аудиторией и с каждым отдельно.

 

4. Жесты. Их не должно быть много, они не должны быть беспорядочными. Каждое движение должно быть выверено и продолжать или усиливать сказанные слова. Так что посмотрите, много ли Вы жестикулируете, и постарайтесь продумать жесты. Со временем это войдет в привычку.

Ну и непосредственно при чтении материала перед публикой:

 

1.  Не стоит строжиться или стараться казаться добрым. Будьте собой.

 

2.  Когда рассказываете или даете под запись материал не торопитесь, но и не медлите. В первом случае Вас не поймут, а во втором аудитория благополучно уснет.

 

3.  Не пускайте опоздавших, но только если сами не опаздываете. (касается студентов)

 

4.  Помните, как Вы относитесь к предмету, так и слушатели будут к нему относиться. Надо быть заинтересованным, что бы заинтересовать остальных.

 

5.  Лучше если Вы будете не просто читать, а беседовать. Задавайте наводящие вопросы, да и просто спрашивайте аудиторию по теме предмета, возможно, кто-то уже может поделиться информацией.

 

6.   Нельзя угрожать, экзаменом, последующей оценкой!

 

7.  Старайтесь приводить примеры, иллюстрируйте материал реальными случаями. Это поможет лучшему пониманию, однако все хорошо в меру!

 

8.    И главное, не переставай учиться! Не возможно учить самому не учась!

 

Вторая картинка взята с сайта www.engelska.uu.se

Каждому приходиться когда-нибудь учить кого-нибудь. Особенно это касается тех, кто выбрал профессию учителя или преподавателя.

vos.dviger.com