Блок схемы онлайн: как структурно представить информацию? Как сделать блок схему по информатике


Блок схемы онлайн: как структурно представить информацию?

Блок схемы онлайн представляют собой графическую модель алгоритма, в которой шаги отображаются с помощью блоков, а связи – соединяющими блоки линиями.

Это универсальный и наглядный способ представления логики работы программы или процесса, доступный для понимания даже неспециалистам.

блок схемы онлайн

Содержание:

Часто к составлению блок-схем прибегают именно программисты.

Для чего нужна блок-схема программисту?

Язык блок-схем (UML, flowchart) – это уникальный способ общения программиста с заинтересованными непрограммистами, а также элемент документации на продукт программного типа.

В простых случаях для объяснения функционирования фрагмента кода или простенькой программки блок-схему можно создать с помощью любого графического редактора.

Но когда в программе сотни-тысячи строк, несколько десятков модулей, то лучше воспользоваться специальными программами, которые выполняют построение блок схем по исходному коду.

вернуться к меню ↑

Программы и онлайн-сервисы для построения блок-схем

При возникновении проблемы, современный способ мышления сразу же предлагает воспользоваться возможностями сети Интернет и поискать онлайн-сервис, который решил бы проблему.

Поэтому часто ищут сервисы, которые строят по коду блок-схемы онлайн по коду, например, Delphi, Паскаль и даже блок-схемы по коду с++.

блок схемы онлайн

Ввиду специфики, встречающиеся в сети наскоро собранные сервисы очень часто не соответствуют минимальным требованиям:

  • не поддерживают ряд операторов языка программирования и в результате неправильно строят схему;
  • построенные схемы не выдерживают критики в отношении аккуратности прорисовки;
  • невозможность сохранить построенную схему в требуемом формате и т.д.

Намного эффективней искать программные приложения с требуемой функциональностью. Что касается онлайн-сервисов.

То внимания достойны универсальные оболочки для построения блок-схем и уникальная пока библиотека Google charts.

FCeditor

блок схемы онлайн

FCeditor – это простая и симпатичная программа, которая позволяет создавать программный код из файлов .pas (Паскаль, Delfi) и .cs (С#).

Для преобразования имеющегося файла с кодом достаточно импортировать его в программу («Файл – Импортировать»…).

По завершении анализа файла в левой части появится дерево классов, в панели вкладок – вкладка файла, во вкладке файла – вкладки схем каждого из методов и схемы всей программы, а также вкладка кода.

Обратите внимание! Аккуратную блок-схему можно экспортировать в один из популярных графических форматов (jpg, bmp, png, gif и tiff).

К преимуществам программы можно отнести русский интерфейс.

Autoflowchart

блок схемы онлайн

Программа Autoflowchart, при своем минималистичном оформлении, предоставляет удобный и информативный интерфейс.

Главное окно разделено на три части: древовидное представление кода, текст кода и в правой части — большое поле, в котором отображается блок-схема.

В программе реализована функция подсветки соответствующих элементов (на схеме, в коде и древовидной структуре) и сворачивания вложенных структур.

Доступен экспорт не только файлы графических форматов, но и в популярные офисные приложения – документ Word, Visio, а также в виде файла SVG или XML.

К тому же, код можно редактировать непосредственно в программе с моментальным отображением изменений в схеме.

Поддерживает множество языков программирования: Pascal, Delphi, C++.

Code Visual to Flowchart v6.0

блок схемы онлайн

Впечатляющей функциональностью отличается программа Code Visual to Flowchart v6.0.

Интерфейс представлен окном с тремя полями.

В левой части находятся вкладки со структурой проекта и структурой классов, в центральной части – код программы, в правой – блок схема выделенного фрагмента.

Пожалуй, необходимые начало и конец, преобразуемого в блок-схему кода, – особенность этой программы.

Схема может быть экспортирована в форматы продуктов пакета MS Office, в графический формат bmp или png.

Важно! Все упомянутые программы предоставляются на платной основе и чтобы задействовать полный функционал программ, нужно оплатить право их использования.

блок схемы онлайн

Блок-схема может также служить инструментом первичной разработки программы.

Программист сначала продумывает и фиксирует логику работы будущего программного кода с помощью блок-схемы.

После этого с опорой на схему пишется непосредственно программный код.

Для удобного построения блок-схем существуют онлайн-сервисы. Давайте подробнее остановимся на draw.io и google charts.

Draw.io

блок схемы онлайн

Draw.io можно назвать универсальным онлайн-редактором блок-схем. В нем пользователю предоставляется множество разнообразных наборов блоков и удобный инструментарий.

Любой блок может быть отформатирован и видоизменен, можно создавать собственные виды блоков и использовать внешние картинки из файлов.

Готовую схему можно импортировать в виде документа офисного приложения (pdf), графического растрового (png, gif и jpg) или векторного (svg) файла.

Сохранить схему можно на жесткий диск компьютера или в одно из онлайн-хранилищ (гугл диск, dropbox).

Этот сервис с обширными функциональными возможностями не требует оплаты за использование – он бесплатный.

Google chart

Своеобразный и богатый инструмент для создания диаграмм, схем и визуализаций – Google chart API.

По сути – это набор подключаемых библиотек, позволяющих с помощью нескольких строк кода строить красивые и информативные диаграммы.

Библиотека Google charts поддерживает большое количество типов диаграмм и схем, которые можно использовать при создании сайтов, документов и программных продуктов.

блок схемы онлайн

Гугл подготовил полный пакет документации по использованию своих charts-библиотек.

Обладания минимальными навыками объектно-ориентированного программирования достаточно для эффективного применения широких возможностей Google charts API.

Что касается непосредственно модели UML – блок схемы, то в гугл чарт реализована и эта возможность.

Библиотека orgchat предоставляет интерфейс для создания – набор классов, свойств, методов и обработчиков событий, которые встраиваются в код страницы или программы.

блок схемы онлайн

Результат – мощный программный инструмент для программиста, чтобы отображать данные в виде разветвленной блок-схемы.

Прелесть подхода: «низкоуровневое» прописывание принципов построения диаграммы, что позволяет обойти ограничения существующих готовых программ и сервисов построения блок-схем.

Блок схемы онлайн: как структурно представить информацию?

Проголосовать

geek-nose.com

Как создать блок-схему. Блок-схема программы, массива

Блок-схема представляет собой графическое отображение какого-либо процесса, четко показывающего систематическую последовательность всех этапов выполнения поставленной задачи, а также все группы, которые вовлечены в данный процесс. Такая схема является системой графических символов (блоков) и линий переходов (стрелок) между ними. Каждый из таких блоков соответствует определенному шагу алгоритма. Внутри такого символа дается описание данного действия.

блок схема

Для чего применяют блок-схемы?

Упомянутые системы призваны выполнять следующие функции:

- разрабатывать новый процесс;

- описывать и документировать текущий алгоритм;

- разрабатывать модификации к данному процессу либо исследовать звенья с вероятным возникновением ошибок и сбоев;

- определять, когда, где и как можно менять текущий алгоритм, с целью проверки устойчивости всей системы.

Разработка последовательности операций

Любая блок-схема строится на основе алгоритма действий, описывающего работу устройства или программы. Поэтому сначала строится сама система. "Алгоритмом" называют описание последовательности операций для решения поставленной задачи. По сути, это правила выполнения необходимых процессов обработки информации. Прежде чем приступить к построению алгоритма, требуется четко определить задачу: что необходимо получить в результате, какая исходная информация нужна, а какая уже имеется, есть ли ограничения для ее получения. После этого составляется список действий, которые необходимо осуществить для получения требуемого результата.

Типы алгоритмов

На практике чаще всего применяют следующие виды блок-схем:

- графическая, то есть в основе находятся геометрические символы;

- словесная: составляется с помощью обычных слов того или иного языка;

- псевдокоды: представляют собой полуформализованное описание на условно-алгоритмическом языке, которое включает в себя элементы языка программирования и фразы литературного, а также общепринятые математические символы;

- программная: для записи используются исключительно языки программирования.

блок схема устройства

Блок-схема устройства: описание

Графическое представление последовательности действий включает в себя изображение алгоритма, описывающего связи функциональных блоков данной схемы, которые соответствуют выполнению одного либо нескольких действий. Блок-схема массива состоит из отдельных элементов, размеры и правила построения которых определены государственным стандартом. Для каждого типа действия (ввода данных, вычисления значений выражений, проверки условий, управления повторением действий, окончания обработки и др.) предусмотрена отдельная геометрическая фигура, представленная в виде блока. Эти символы соединяются линиями, определяющими очередность действий.

Основные элементы, употребляемые при составлении блок-схем

Полный список графических символов, используемых для описания алгоритма, состоит из 42 элементов. Его весь мы приводить не будем, а рассмотрим только основное.

Элементы блок-схемы:

1. Процесс означает вычислительное действие либо последовательность таких действий, изменяющих значения, размещения данных или форму представления. Для наглядности схемы такие элементы можно объединить в один блок. Данный символ имеет вид прямоугольника, внутри которого записываются комментарии, сопровождающие выполнение операции (либо группы операций).

2. Решение. Данный блок применяется для обозначения перехода управления по определенному условию. В каждом таком элементе указывается вопрос, сравнение или условие, которые его определяет. Другими словами, решение - это выбор направления для выполнения программы или алгоритма в зависимости от некоего переменного условия. Графический вид данного элемента – это ромб. Упомянутый символ может использоваться в качестве изображения следующих унифицированных структур: выбор, развилка полная и неполная, цикл «до» и «пока».

3. Модификация. Этот блок означает начало цикла. Он применяется для организации циклической конструкции. Внутри такого элемента записывают параметр круга действий, указывают его начальные значения, граничное условие, а также шаг изменения параметра для последующего повторения. Другими словами, модификация - это выполнение меняющихся команд или их групп, операций, изменяющих программу. Графическое изображение этого символа представляет собой шестиугольник.

4. Предопределенный процесс означает вычисление по заданной или стандартной программе. Его используют для указания обращения к вспомогательному алгоритму, который существует автономно в виде отдельных самостоятельных модулей, а также для обращения к библиотечным подпрограммам. Графически вид этого символа представлен прямоугольником с двумя вертикальными полями по краям. Этот элемент служит для указаний обращений к функциям, процедурам, программным модулям.

5. Ввод-вывод данных в общем виде.

6. Пуск и остановка. Этот элемент означает начало и конец алгоритма, а также вход в программу и выход из неё. Графически данный символ напоминает прямоугольник, у которого вместо боковых прямых – дуги.

7. Документ означает вывод результатов работы на печать. Графически такой элемент напоминает прямоугольник, только вместо нижней прямой начертана полуволна.

8. Ручной ввод означает пуск данных в процесс обработки оператором с помощью устройства, которое сопряжено с компьютером (клавиатура). Графический символ ручного ввода представляет собой четырехугольник, у которого боковые линии параллельны, нижняя перпендикулярна им, а верхняя косая.

9. Дисплей означает ввод или вывод информации в случае, когда устройство непосредственно подключено к процессору. В тот момент, когда начинают воспроизводиться данные, оператор может вносить изменения во время их обработки. Графически данный элемент представляет фигуру, у которой нижняя и верхняя линии параллельны, правая - это дуга, а левая состоит из двух прямых в виде стрелки.

10. Линии потока – это стрелки, которые указывают последовательность связей. Ни одна блок-схема структуры не может обходиться без данного элемента. Существуют определенные правила начертания этих символов. Перечислим их:

- данные элементы должны быть параллельными линиям внешнего периметра или границам страницы, на которой изображена эта блок-схема;

- направление линии сверху вниз или слева направо считается основным, стрелками оно не обозначается, остальные случаи указания направлений обозначены ими;

блок схема программы

- изменение направления данного элемента производится только под углом 90о.

11. Соединитель. Данный элемент предназначен для указания связи на прерванных линиях потока. Эти символы используются в том случае, если блок-схема программы строится из нескольких частей. Тогда линия потока от одной части должна закончиться «соединителем», а новой части - начаться с данного символа. Внутри такого элемента ставится один и тот же порядковый номер. Графическое изображение «соединителя» - это круг.

12. Межстраничный соединитель. Назначение этого элемента аналогично предыдущему, только используется он для соединения блок-схем, размещенных на разных страницах. Изображение такого элемента представлено пятиугольником в виде домика.

13. Комментарий – это связь между различными элементами блок-схемы с пояснениями. Упомянутый элемент позволяет включать в себя формулы и прочую информацию.

Построение блок-схем

Графическое построение алгоритма - это часть документации к устройству или программе, которая всегда имеется в избытке. Однако в большинстве случаев программное обеспечение вообще не нуждается в блок-схеме. Лишь единицам требуется построение алгоритма, занимающего несколько листов, остальным же достаточно символичной схемы. Простая блок-схема показывает структуру ветвления программ только в одном аспекте. Однако даже такая структура четко видна только при условии, что алгоритм помещается на одном листе. В обратном случае, когда блок-схема расположена на нескольких страницах, связанных межстраничными переходами, весьма сложно получить о ней верное представление. Если она размещается на одном листе, то для большой программы данное изображение алгоритма превращается в ее общий план с перечнем главных блоков и этапов. Конечно же, такой график не следует стандартам построения схем, но он и не нуждается в них, так как этот процесс полностью индивидуален. Правила, касающиеся типа символов, стрелок и порядка нумерации, необходимы только для разбора подробных блок-схем.

Массивы и построение алгоритмов

Массив представляет собой совокупность однотипной информации, которая хранится в последовательных кластерах памяти и имеет общее имя. Такие ячейки называются "элементами системы". Все кластеры нумеруются по порядку. Такой номер называется "индексом элемента массива". Как составить блок-схему для подобной системы? Рассмотрим пример создания алгоритма для элементарного массива одномерного типа. Простейшая система имеет условно вид строки. Зададим имя для данного массива – «А». Будем считать, что наша система состоит из восьми ячеек (от 1 до 8). Каждый из упомянутых кластеров содержит случайное число, которое называется "элементом массива". Для обращения в конкретной ячейке необходимо указывать имя в квадратных скобках ([3]). Рассмотрим пример, в котором блок-схема массива предназначена для заполнения системы случайными числами с последующим выводом информации на экран. Что представляет собой такой алгоритм? Это элементарная система. По сути, она не имеет практического применения, однако удобна для учебного процесса. Рассматриваемая блок-схема (пример построения описан ниже) содержит всего семь основных элементов, соединенных линиями переходов.

Описание последовательности выполнения задачи

1. Первым элементом схемы будет символ «Начало».

2. Вторым блоком – «Процесс», внутри которого вписываем «инициализация random».

3. Следующий элемент – «Модификация», в блоке вписываем значение ячеек массива.

4. Далее, согласно заданной функции, происходит переадресация на следующий блок «процесса», в котором задается обращение к конкретным кластерам системы с указанием ограничения случайных чисел в диапазоне от нуля до ста. После проведения данной операции происходит возврат к третьему блоку, а через него - далее на пятый.

5. В этом блоке «Модификации», согласно вписанной функции, происходит переадресация на следующий элемент.

6. «Вывод» производит отображение информации о новом содержимом массива на мониторе с последующим направлением на предыдущий блок. Далее - на последний элемент.

7. «Конец» работы алгоритма.

На базе такой блок-схемы составляется программа, которая обеспечит работу представленного алгоритма.

«Редактор блок-схем»

Если вы задаетесь вопросом о том, как составить блок-схему, то знайте, что существуют специальные программы, которые предназначены для создания, а также редактирования таких систем. Удобством графического отображения алгоритма является то, что пользователь не привязан к синтаксису конкретного языка программирования. Построенная блок-схема одинаково подходит для всех языков (например, С, Паскаль, Бейсик и другие). Кроме того, редактор может использоваться для построения диаграмм и проверки работоспособности схем. Такая программа является специализированным софтом. Она предоставляет разнообразный набор инструментов, необходимых для построения блок-схем, что делает ее более удобной, по сравнению с обычными графическими редакторами. Дополнительные опции позволяют оптимизировать процесс составления системы с дальнейшим ее преобразованием в функции и процедуры языка программирования. Кроме того, редактор блок-схем предлагает набор шаблонов, способных существенно ускорить работу начинающего пользователя. Ведь известно, что при построении алгоритма часто применяются повторяющиеся структуры, например разнообразные варианты циклов, альтернативы (полные и неполные), множественные ветвления и прочее. Редактор позволяет выделять часто используемые в блок-схемах элементы и добавлять их в создаваемую схему. Это избавляет от прорисовки их каждый раз заново. Кроме того, с помощью редактора можно импортировать функции и процедуры, реализованные на любом известном языке программирования. Данная опция полезна для разбора структуры алгоритма, который написан на малознакомом языке. Системные требования рассматриваемой программы довольно скромные, что позволяет использовать ее на любом персональном компьютере.

Заключение

Подводя итог, следу отметить, что подробные схемы построения алгоритмов уже устарели. В качестве описания процесса они никому не интересны. В лучшем случае блок-схемы пригодны для проведения обучения новичков, которые не умеют алгоритмически мыслить. Предложенные в свое время элементы со своим содержанием являлись языком высокого уровня, они объединяли операторов языка машины в отдельные группы. На данный момент каждый графический элемент соответствует конкретному оператору. Значит, сам символ превратился в случайное, а главное - бесполезное занятие по рисованию, от которого легко можно отказаться. Сегодня стали лишними даже линии переходов, так как каждый оператор уже определен. В действительности графическое построение алгоритмов больше превозносится, чем применяется на практике. Программист с большим опытом работы, прежде чем написать программу, редко чертит блок-схему. Когда стандарт организации требует графический алгоритм, то рисуют его уже после окончания работ.

fb.ru

Построение блок-схемы во Word

ПОСТРОЕНИЕ БЛОК-СХЕМЫ В ТЕКСТОВОМ ПРОЦЕССОРЕ WORD

Создание блок-схемы в текстовом процессоре Microsoft Word выполняется с помощью панели инструментов Рисование (рисунок 1). Если панель не включена, то выберите команду Вид  Панели инструментов и поставьте флажок «Рисование» или щелкните на пиктограмме (Рисование) на панели инструментовСтандартная. Текстовый редактор Word позволяет создавать только векторные объекты (линии, прямые и кривые, геометрические фигуры, стандартные и нестандартные), растровые объекты вставляются как внешние объекты из файла, подготовленного другими средствами (с помощью графического редактора, сканера, цифровой камеры, графического планшета и др.).

Рисунок 1 – Панель инструментов Рисование

Основным средством панели Рисование, предназначенным для создания простейших объектов, является раскрывающийся список Автофигуры. В его категориях представлены заготовки для создания линий, прямых и кривых, простейших геометрических фигур, фигурных стрелок и выносных линий, чертежных элементов для блок-схем, функциональных схем и др.

При создании и редактировании графических объектов используют следующие приемы и средства.

  1. Векторные объекты создают путем их выбора из категорий списка Автофигуры. После выбора автофигуры необходимо курсор мыши установить в нужное место и протащить с нажатой левой кнопкой мыши, по достижению необходимых размеров отпустить кнопку мыши. Наиболее часто используемые объекты (Линия, Стрелка, Прямоугольник, Овал) вынесены на панель инструментов Рисование.

  2. Размер выделенного объекта изменяют путем перетаскивания мышью соответствующих маркеров его границ.

  3. Перемещение выделенного объекта осуществляют путем перетаскивания мышью или с помощью клавиш управления перемещением курсора.

  4. Удобным средством, упрощающим создание геометрических фигур, является вспомогательная координатная сетка. Команда Действия  Сетка вызывает диалоговое окно Привязка к сетке. В нем устанавливаются шаг сетки и способ отображения горизонтальных и вертикальных линий. Включение флажка «Привязать к сетке» обеспечивает точное позиционирование узловых точек фигур в узлах координатной сетки. Флажок «Отображать линии сетки на экране» позволяет создавать и редактировать графические объекты на видимом координатном поле. Привязка к сетке удобна, если создаются простые (преимущественно прямолинейные) геометрические фигуры. При редактировании готовых фигур привязка к узлам сетки может создавать неудобства – в этом случае ее нужно отключить или выполнять перемещение объектов при нажатой клавише Alt.

  5. Толщина контурной линии и цвет заливки объекта относятся к свойствам объекта. Все свойства объектов можно редактировать в диалоговом окне Формат автофигуры, которое открывается командой Формат  Автофигура, или через контекстное меню объекта, отображаемое при щелчке правой кнопкой мыши на объекте, или двойным щелчком левой кнопкой мыши на объекте. В частности, для управления толщиной и формой контурных линий, а также параметрами заливки служат элементы управления вкладки Цвета и линии данного диалогового окна и пиктограммы (Цвет заливки, Цвет линий, Тип линии, Тип штриха, Вид стрелки), расположенные на панели инструментов Рисование.

  6. Поворотом объекта можно управлять дискретно и непрерывно. Для произвольного поворота фигуры используют кнопку Свободное вращение на панели инструментов Рисование. Для поворота на фиксированный угол значение угла вводят в поле счетчика Поворот на вкладке Размер диалогового окна Формат автофигуры. Чтобы повернуть на 90  или симметрично отразить объект, необходимо в раскрывающемся списке Действия из категории Повернуть/отразить выбрать соответствующий пункт.

  7. Взаимодействие рисованного объекта с окружающим текстом может быть достаточно сложным. Выбрать метод взаимодействия рисунка с текстом позволяют вкладки Положение и Обтекание в диалоговом окне Формат автофигуры.

  8. Рисованные объекты могут содержать текстовые элементы, например, заголовки, буквенные или цифровые обозначения на схемах и чертежах. Для создания текстовых элементов, присоединенных к автофигурам или рисункам, используется специальная пиктограмма (Надпись) или команда Вставка  Надпись. Элемент Надпись создается аналогично другим автофигурам. В поле надписи вводится необходимый текст, после чего надпись можно редактировать. Ее размер подгоняется под размер содержащегося в ней текста перетаскиванием маркеров. Прочие свойства надписи задаются в диалоговом окне Формат надписи, которое для выделенной надписи открывается аналогично окну Формат автофигуры.

  9. Для автофигур есть особое средство создания текстового оформления – текст можно размещать в поле автофигуры, что очень удобно при создании блок-схем. Это выполняется командой Добавить текст в контекстном меню автофигуры. Если текст слишком велик, можно изменить размер автофигуры путем перетаскивания ее маркеров или изменить формат текста, уменьшив размер шрифта средствами панели Форматирование. Изменение цвета шрифта осуществляется из раскрывающегося списка при нажатии пиктограммы (Цвет шрифта).

Пиктограмма (Добавить объект WordArt) позволяет создавать объекты WordArt.

Более сложные рисунки (композиции) создаются путем комбинирования простейших рисунков. При создании сложного рисунка следует учитывать не только взаимодействие объектов с текстом, но и их взаимодействие между собой.

Несколько простых объектов необходимо группировать в один объект командой Группировка  Группировать контекстного меню или командой Группировать из раскрывающегося списка Действия. После группировки объекты уже нельзя сдвинуть друг относительно друга, и положением всей группы на странице можно управлять как единым объектом. Для группировки все объекты должны быть предварительно выделены щелчками левой кнопки мыши при нажатой клавише Shift или перемещением мыши с нажатой левой кнопкой, при выбранном инструменте (Выбор объектов). Обратная операция Разгруппировать позволяет «разобрать» сложный объект на составляющие его простые объекты, которые при необходимости можно отредактировать, а затем заново сгруппировать.

Управление взаимным расположением по оси Z (по нормали к плоскости рисунка) объектов, перекрывающих друг друга, осуществляется с помощью пункта Порядок контекстного меню объекта или раскрывающегося списка Действия. В рисунке каждый объект имеет собственный «слой». Объекты, созданные раньше, лежат ниже, а объекты, созданные позже, располагаются на более высоких слоях. Соответственно, при наложении более поздние объекты перекрывают более ранние. Этот порядок можно изменить, изменяя положение выделенного объекта относительно других объектов и основного текста.

Если объекты не перекрывают друг друга, при необходимости их выравнивают между собой. Операция выравнивания выполняется до группировки. В этом случае операция группировки выполняется как закрепляющая операция. Для выравнивания нескольких объектов между собой их следует выделить и в раскрывающемся списке Действия из категории Выровнять/распределить выбрать один из пунктов. Операции выравнивания и распределения выполняются, только если группа состоит более чем из двух объектов. При распределении между объектами автоматически устанавливаются равные интервалы.

Пиктограммы Тень и Объем позволяют придать автофигуре различные формы тени и объема путем выбора необходимого типа оформления из раскрывающегося списка.

Основные этапы построения блок-схемы:

  1. включить панель инструментов Рисование;

  2. отобразить координатную сетку;

  3. используя автофигуры и другие элементы, изобразить блок-схему;

  4. отменить отображение координатной сетки;

  5. сгруппировать все отдельные фигуры в единый объект.

Рисунок 2 – Пример графической схемы алгоритма

разветвляющегося вычислительного процесса

5

studfiles.net

Составление блок-схем

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (817,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательная - систематизация знаний, умений и навыков работы по теме “Алгоритмы и исполнители”; отработка навыков составления алгоритмов и представление их в виде блок-схем.

Воспитательная – повышение мотивации учащихся, формирование навыков самоорганизации, самостоятельности и инициативы.

Развивающая – развитие образного, логического мышления учащихся; умения анализировать и синтезировать знания; формирование у учащихся информационной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайды 1, 2).

II. Актуализация опорных знаний (слайды 3, 4, 5).

Что такое алгоритм?

  • Перечислите свойства алгоритма.
  • Назовите виды алгоритмов.
  • Что такое линейный алгоритм.
  • Что такое разветвляющийся алгоритм?
  • Что такое циклический алгоритм?
  • Какие виды циклического алгоритма вы знаете?
  • Назовите способы представления алгоритма.
  • Какие из приведенных фигур используются в блок-схемах?
  • 10. По данным блок-схемам назовите вид алгоритма.

    линейный

    цикл с предусловием

    разветвляющийся (полная форма)

     

    цикл с постусловием

    разветвляющийся (неполная форма)

    цикл с параметром

    III. Решение задач

    Учитель: Теперь мы переходим к решению задач. Будем сегодня с вами строить блок-схемы.

    Задача 1. Определить расстояние, пройденное человеком, если известно время, скорость движения, и движение было равномерным. (Cлайд 6)

  • Ребята, что нам известно из условия задачи? (Cкорость, время, движение было равномерным, значит расстояние вычисляем по формуле S=v*t)
  • Что мы с вами должны сделать прежде, чем строить блок-схему? (Cоставить алгоритм)
  • Давайте устно составим словесный алгоритм.
  • Алгоритм

    1. Ввод v, t.

    2. Вычисление s.

    3. Вывод s.

    • Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Линейный алгоритм)
    • Теперь переходим к построению блок-схемы. Какие элементы блок-схемы нам понадобятся? (Начало, конец, ввод данных, вычисление расстояния, вывод результата) на экране все элементы.
    • Ребята, расставьте все элементы в нужном порядке. (На экране результат)

    Задача 2.

    Вычислить (слайд 7).

    Учитель:

    • С чего мы начинаем? (Составляем словесный алгоритм)
    • На что в данной задаче надо обратить внимание? (Вычисляем значение дроби, в знаменателе стоит разность 7-у, которая в зависимости от значения у может быть равна нулю, в этом случае не будет решения)

    Алгоритм

    1. Ввод a, y.

    2. Если 7-у=0, то нет решения.

    3.

    4. Вывод s.

    • Скажите, какой мы получили с вами алгоритм? (Разветвляющийся алгоритм, полная форма)
    • Ребята, посмотрите на каждый пункт алгоритма и скажите какие элементы блок-схемы им соответствуют. (На экране фигуры в отдельности)
    • Каких элементов блок-схемы нам не хватает? (Начало, конец)
    • Ребята, вы мне помогите построить блок-схему, называя элементы по порядку. (На экране элементы появляются по очереди).

    Задача 3. Постройте блок-схему алгоритма подписи 10 новогодних открыток. (Слайд 8)

    Учитель:

    • Эту задачу вы выполняете самостоятельно. Но прежде, определим вид алгоритма. (Циклический алгоритм)
    • Но у нас существует цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Какой нам можно использовать? (Можно использовать любой из трёх, но так как известно количество открыток, то правильно использовать цикл с параметром)
    • Какой здесь будет использоваться элемент, который не встречался в первых двух задачах? ( ).

    Учащиеся в тетради записывают словесный алгоритм, осуществляется проверка (на экране ответ), затем строят блок-схему, осуществляется проверка (на экране ответ).

    IV. Подведение итогов урока

    V. Домашнее задание

    Для задачи 3 составить блок-схемы с использованием цикла с предусловием и постусловием.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Как составлять блок-схемы

    Запись алгоритмов в виде блок-схем

    Вылиток А.А.

    Блок-схема (нем.Block, голл.blok и греч.σχηµα — наружный вид, форма) — графическое представление алгоритма (или управляющей структуры программы). Состоит из замкнутых фигур стандартной формы — блоков — и соединяющих их стрелок. В блоках записываются команды или названия действий, а стрелки указывают на порядок их выполнения.

    Виды блоков:

     

     

    да

    нет

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    команда, действие

     

     

    проверка условия

     

    ввод / вывод

    начало / конец

     

     

     

     

    В качестве примера рассмотрим алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух заданных натуральных чисел m иn. (Пустьm mod n означает остаток от деленияm наn.)

    Алгоритм Евклида

    Шаг 1. Присвоить r остаток от деленияm наn.

    Шаг 2. Если r = 0, то выполнение алгоритма прекращается;n — искомое значение.

    Шаг 3. Присвоить m значениеn, присвоитьn значениеr и вернуться к шагу 1.

    Изобразим этот алгоритм в виде блок-схемы:

    начало

    ввод m, n

    r := mmod n

    r = 0

    нет

    m :=n;n :=r

     

     

     

     

    да

     

     

     

     

     

    вывод n

     

    конец

    Покажем, что получаемое в результате число действительно является наибольшим общим делителем. После шага 1 имеем m = qn + r, гдеq — некоторое целое число. Еслиr = 0, тоm кратноn и, очевидно, в этом случаеn — наибольший общий делитель чиселm иn. Еслиr ≠ 0, то любой делитель обоих чиселm иn должен быть также делителем числаr = m − qn, и любой делитель чиселn иr должен быть делителем числаm = qn + r. Таким образом, множество общих делителей чиселm иn совпадает с множеством общих делителей чиселn иr. Следовательно, пары чисел <m, n> и <n,r> имеют один и тот же наибольший общий делитель. Таким образом, шаг 3 не изменяет ответа исходной задачи. (Очевидно, что если первоначальноm < n, то частное на шаге 1 оказывается равным нулю и на шаге 3 произойдет взаимный обмен значений переменныхm иn.)

    Алгоритм завершится после выполнения конечного числа шагов. Действительно, после шага 1 значение r меньше, чемn. Поэтому еслиr ≠ 0, то на следующей итерации цикла значениеn на шаге 1 уменьшается. Убывающая последовательность положительных целых чисел имеет конечное число членов,

    -1-

    поэтому шаг 1 может выполняться только конечное число раз для любого первоначально заданного числа n.

    Хороший стиль программирования и конструирования алгоритмов предполагает использование структурированных схем.

    Структурированная схема строится из фрагментов, каждый из которых имеет одну входную и одну выходную стрелку. Простейший фрагмент — пустой — состоит из одной стрелки, входной и выходной одновременно:

    Далее идет фрагмент, состоящий из одного оператора

    S

    Фрагменты остальных видов (структурированные) получаются композицией двух или трех операторов. Внутренние операторы композиции могут быть простыми (простой оператор означает элементарное действие из системы команд исполнителя) или быть в свою очередь структурированными фрагментами.

    При последовательном сочленении выходная стрелка одного из двух сочленяемых операторов совпадает со входной стрелкой другого оператора.

    S1 S2

    Оставшиеся виды композиции предусматривают наличие в составе фрагмента псевдооператора B, проверяющего выполнение некоторого условия и не осуществляющего иных действий, а поэтому не меняющего состояние программы (значений переменных). Такой оператор имеет две выходные стрелки. Переход по одной их них происходит, если условие удовлетворяется, по другой — если нет.

    При альтернативной композиции одна из стрелок ведет к внутреннему оператору S1, другая — к операторуS2. Выходные стрелки этих операторов обязательно сливаются в одну и не имеют права вести к разным фрагментам схемы (точка слияния стрелок обозначается маленьким кружком):

     

    да

    B

    нет

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    S1

     

     

     

    S2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Возможны варианты альтернативной композиции, в которых один из внутренних фрагментов пуст.

    Последняя композиция — циклическая. Переход по одной из стрелок после проверки условия означает выход из данного фрагмента. Другая стрелка ведет к внутреннему операторуS, выходная стрелка которого ведет вновь к проверке условия. Два подвида этой композиции различаются тем, что входная стрелка фрагмента ведет в первом случае к проверке условия (цикл спредпроверкой), во втором — к операторуS (цикл спослепроверкой). В обоих случаях фрагмент с операторомS не может быть пустым.

    B

    нет

     

    S

     

     

    да

     

     

     

    S

     

    нет

    B

     

     

     

    да

    Можно модифицировать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) чисел m иn, заметив, что еслиm > n, тоНОД(m ,n) =НОД(m − n, n), еслиm < n, тоНОД(m, n) =НОД(m, n − m), а еслиm = n, тоn — наибольший общий делитель.

    Построим структурированную блок-схемуданной модификации алгоритма Евклида, используяметод последовательных уточнений.

    Если бы в системе команд исполнителя была операция НОД(m, n) нахождения наибольшего общего делителя чиселm иn,блок-схемаалгоритма выглядела бы так:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    начало

     

     

     

     

     

    ввод m, n

     

     

     

     

     

    n := НОД(m, n)

     

     

     

     

     

    вывод n

     

     

     

     

     

     

     

     

    конец

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Детализируем оператор n :=НОД(m, n): покаm ≠n изменять значенияm иn в соответствии с написанным выше (еслиm = n, тоn — результат):

    начало

    ввод m, n

    m ≠ n

    нет

    вывод n

    конец

     

    да

    изменить m, n

    Осталось уточнить, как именно следует изменять значения m иn, и мы получим окончательную схему алгоритма:

    -3-

    studfiles.net

    Блок-схема в Word. Как создать

    12:24       Людмила      Главная страница » Word      Просмотров:   10429

    Блок-схема в Word. Студенту или инженеру часто приходится создавать, различны схемы из блоков со стрелками и надписями. У кого–то есть специальная программа для этого, а некоторые умеют создавать такие схемы в Word. Если блоки на диаграмме должны быть соединены стрелками или предполагается «наращивание» диаграммы новыми блоками, то вместо таблиц лучше использовать вариант создания схемы как графического объекта. Встроенные средства рисования программы Word позволяют создать сколь угодно сложную схему. При этом текстовое содержание располагается не в основном документе, а в специальных графических вставках – надписях.

    Давайте и мы попробуем сделать такую схему.

    Блок-схема в Word 2003

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Нажмите на панели Рисование фигуру Прямоугольник. Должна появиться вот такая рамка (без надписей). В ней мы и будем создавать свою блок-схему.

    Совет

    Панель инструментов Рисование обычно располагается в нижней части окна программы.  Если у вас нет внизу панели рисования, то зайдите в меню Вид – Панели инструментов, и установите галочку на Рисование. 

    Блок-схема в Word. Как создать?Нажмите кнопку Автофигуры на панели Рисование, выберите команду Блок-схема, а затем щелкните нужную фигуру.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Потом щелкните в поле рамки в том месте, где хотите расположить эту фигуру.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Если она встала не там, где вам хотелось, то перетащите её мышкой.

    Выберите и расположите таким же образом остальные фигуры вашей будущей схемы.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Вы можете эти фигуры перетаскивать и изменять их размеры.

    Теперь добавим надписи к нашим фигурам. Для этого на панели инструментов Рисование и щелкаем по значку Надпись.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Потом щелкаем на той фигуре, в которую хотим вставить эту надпись. Появится маленькая рамочка с мигающим курсором внутри.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Пишем название нашего блока. Надпись внутри этого поля можно форматировать,  как простой текст в документе. Поле для надписи также можно перетаскивать и изменять его размер. Блоки с надписями можно копировать и вставлять в другие блоки.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    По умолчанию надпись заключается в прямоугольную рамку. Если же нужно наложить надпись на фигуру другого вида, эту рамку следует удалить. Для этого надо щелкнуть на рамке с надписью правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню пункт Формат надписи.

    Блок-схема в Word. Как создать?

     

    В раскрывшемся диалоговом окне открыть вкладку Цвета и линии. В группе линии Цвет. Выбрать вариант Нет линий.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Совет

    Ещё проще вставлять текст другим способом. Щелкните правой кнопкой мыши по блоку, в который необходимо вставить текст, и в выпадающем меню выберите пункт Добавить текст.

    Для красоты фигуры можно раскрасить разными цветами. Для этого выделите щелчком мыши необходимую фигуру и щелкните на панели Рисование иконку Цвет заливки и в раскрывшейся палитре выберите понравившийся вам цвет.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Таким же образом можно залить и блоки с надписями, чтобы они были не белыми, а цветными или одного цвета с блоком схемы.

    Теперь добавим к нашей схеме стрелки.

    Стрелки на диаграмме рисуют с помощью инструмента Стрелка. Их свойства могут быть изменены так же, как и свойства надписи. При этом можно управлять толщиной стрелки, видом линии, формой конца стрелки и т.д.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Щелкаем по кнопке Автофигуры – Фигурные стрелки, и выбираем стрелку. Потом переходим на поле нашей блок-схемы и щелкаем мышкой там, где необходимо вставить стрелку. Можете её залить каким-нибудь цветом.

    Блок-схема в Word. Как создать?

     

    Если необходимо стрелку повернуть, то выделите её щелчком мыши и подведите курсор к маленькому зелёному кружочку. Когда курсор примет вид черной круговой стрелки, можете двигая мышкой, повернуть стрелку.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Общее поле схемы можете также залить каким-нибудь цветом.

    Теперь, чтобы фигуры не смещались, их необходимо сгруппировать.

    Вот что у нас получилось в конечном итоге.

    Блок-схема в Word. Как создать?

    Блок-схема в Word 2007

    Блок-схема в Word 2007 создается аналогично рассказанному выше. Единственное отличие, это то, что надо перейти на вкладку Вставить, выбрать в иллюстрации Фигуры, и в открывшемся списке перейти на Блок-схема.

    Блок-схема в Word. Как создать?

     

    Самое сложное – это группировка. Потренируетесь и у вас всё получиться.

     

    Удачи! С Вами была – Людмила

    Понравилась статья — нажмите на кнопки:

        

    moydrygpk.ru

    Как сделать схему в Word

    Текстовый редактор Microsoft Word — программа, позволяющая пользователю решать множество задач. Помимо широких возможностей по работе с текстом, Word может предложить вам инструменты для создания некоторых графических элементов, чтобы сделать ваш документ ещё лучше. Различные блок-схемы являются очень популярным средством для того, чтобы продемонстрировать что-либо более наглядно. В этой статье подробно рассмотрим, как сделать схему в Word и поговорим обо всех аспектах и нюансах этого процесса. Давайте разбираться. Поехали!

    Создание схем в Microsoft Word

    Текстовый редактор имеет множество специальных инструментов

    Чтобы создать блок-схему, откройте вкладку «Вставка». В последних версиях Microsoft Word доступен специальный инструмент под названием «SmartArt». Вызвать его можно в разделе «Иллюстрации» на панели инструментов. Перед вами откроется окно выбора графических элементов. В нём вы можете подобрать подходящий макет из предложенных вариантов. Если вам потребуется добавить дополнительную ячейку, нажмите кнопку «Добавить фигуру». Заполнять ячейки и изменять их иерархию можно в окне «Область текста». Добавление текста осуществляется простым вводом символов в соответствующие поля окна.

    Специальная панель SmartArt

    Заполнив все ячейки, переходите к следующему этапу. Откройте вкладку «Формат». Чтобы изменить размеры вашей блок-схемы, кликните по кнопке «Размер» в правой части панели инструментов. Появится небольшое окно с двумя полями «Высота» и «Ширина». Введите значения в соответствующие поля, чтобы привести схему к нужному размеру и пропорциям. Вы можете изменять размер как отдельных ячеек, так и нескольких одновременно. Для этого отметьте каждую из них, держа нажатой клавишу Shift. Текст из каждого блока можно редактировать по своему усмотрению, применяя разнообразные шрифты, цвета, стили WordArt и прочее.

    Настройка размера элементов

    Также есть возможность изменять стиль и всей схемы в целом. Для этого зайдите во вкладку «Конструктор». В разделе «Стили SmartArt» на панели инструментов выберите понравившийся из предложенных вариантов. Среди них есть с добавлением теней, объёма и 3D стили. В той же вкладке кнопкой «Изменить цвет» устанавливается желаемый цвет блок-схемы. Выбор достаточно большой. Имеются варианты с окрашиванием ячеек в разные цвета на основе их иерархии.

    Выбор цветовой гаммы

    Вы можете снова вернуться к выбору макета, но обратите внимание, что все параметры и стили для шрифтов будут сброшены и их придётся устанавливать заново. Также обратите внимание, что, если вам не нужно задавать точные и чёткие размеры блоков или всего рисунка, вы можете делать это обычным способом при помощи растягивания мышкой.

    В более старых версиях Microsoft Word, где отсутствует SmartArt, процесс создания схем будет чуть более кропотливым либо вы можете использовать такой способ, если макеты SmartArt пришлись вам не по душе. Перейдя на вкладку «Вставка», нажмите кнопку «Фигуры». В открывшемся списке выбирайте необходимые фигуры. В том же перечне вы обнаружите различные варианты соединительных линий, стрелок и прочее, что пригодится для построения красивой блок-схемы. Кликнув по ячейке правой кнопкой мыши, вы вызовите меню, в котором можно добавить текст, изменить цвет или поменять стиль. Добавляя различные эффекты, вы сделаете рисунок более интересным и привлекательным для читателя, поэтому не стоит ими пренебрегать.

    Выбор фигур для вставки

    Как видите, процесс предельно простой и требует от вас только немного фантазии и креатива. Теперь вы без труда сможете нарисовать красивую, наглядную схему в Ворде. Пишите в комментариях помогла ли вам эта статья и задавайте любые интересующие вопросы по рассмотренной теме.

    nastroyvse.ru