Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать. Как составить план изложения


Как составлять план к изложению

Как составить план к изложению

Как составлять план к изложению

Составить план к изложению нелегко, однако именно этот шаг часто помогает написать действительно хорошую работу. Разберём, как правильно это сделать.

Отличие изложения от прочих работ

Главной особенностью изложения как письменной работы является то, что оно не требует от автора проявления фантазии. По сути, это просто пересказ текста, который зачитывается вслух преподавателем. 

При написании изложения необходимо придерживаться следующих правил:

  1.  Сосредоточьтесь на главном: не пытайтесь запомнить чересчур мелкие детали и лишние подробности, лучше уловитель основную авторскую мысль.
  2. Постарайтесь передать стилистику автора, помните, что у каждого писателя свой слог и образ изложения событий (чем больше ваша работа будет напоминать оригинальный текст по стилю, тем это будет лучше).
  3. Не забывайте, что это все же самостоятельная работа, поэтому не стоит стараться пересказать услышанный текст слово в слово, проявите немного самостоятельности.

Составление плана к изложению стоит начинать уже во время первого слушания текста. Необходимо делать краткие заметки по содержанию, которые затем позволят восстановить события в правильной последовательности и достоверно передать содержание текста.

Во время повторного слушания сделанные до этого записи можно немного расширить, добавить в них детали и подробности, которые также отразятся в плане. 

При этом помните, что изложение не требует дословного пересказа авторского текста. План должен лишь передавать его структуру и быть логичным, этого будет вполне достаточно. Деление на части и абзацы необходимо производить, исходя из их смыслового содержания.

Итак, основная задача плана изложения — передать специфику структуры исходного текста. Не стоит делать подобный план чересчур кратким или, наоборот, подробным. Лучше записать лишь самую нужную, опорную информацию, на базе которой получится воссоздать текст (например,если в какой-либо из частей говорится о приятном весеннем дожде, ее можно заплатить как «Весёлый весенний ливень»). 

Источник: http://VashUrok.ru/questions/kak-sostavit-plan-k-izlozheniyu

Огэ 2017. как написать хорошее изложение?

  • Итак, девятиклассники понемногу начинают волноваться. Русский язык – непростой экзамен, ведь кроме знания правил, нужно уметь писать изложения, понимать главную мысль текста, четко излагать свои мысли и подбирать правильную аргументацию в развернутых ответах на вопросы по тексту.В нашей первой статье, посвященной ОГЭ, мы попробуем дать несколько полезных советов по подготовке к первой части экзамена по русскому — изложению. В марте уже пора начинать активно тренироваться.

    1. Фокус на главном!

    Изложения в школе пишут в каждом классе, поэтому часто школьники считают, что здесь проблем возникнуть просто не может. С одной стороны, тренировка всегда помогает, с другой – есть несколько моментов, на которые имеет смысл обратить пристальное внимание.На экзамене в первом задании требуется написать сжатое изложение.При сжатом изложении не нужен подробный пересказ текста. От школьника требуется другой важный навык – понять основное содержание и ключевые моменты, поддерживающие главную мысль. Все остальное не только можно, но и нужно опустить.Чем меньше вы растекаетесь мыслью по древу, чем четче формулируете, тем лучше. Главное в формате сжатого изложения – ясно передать ядро текста с авторскими аргументами и примерами (их называют микротемами). Вот именно в этом направлении и нужна тренировка. Тексты для прослушивания есть в открытом доступе на сайте ФИПИ. Как же с ними работать?

    2. Первое прослушивание = план

    Включите аудиозапись, внимательно прослушайте текст. Записывать во время чтения ничего не надо! Попытка стенографирования – большая ошибка школьников. Часто при таком подходе ускользает смысл текста, пропущенные куски очень трудно восстановить, ведь они пролетели мимо ушей.Попробуйте просто сосредоточиться и понять, о чем вам рассказывают. Сразу схватите главную тему, обратите внимание на аргументы или примеры автора. И обязательно – на стиль!Замена стиля в изложении – одна из самых частых и печальных ошибок. Придерживайтесь авторского стиля, не меняйте художественный на деловой, ведь вы не переписываете произведение, а всего лишь пересказываете его.После того, как вы прослушали текст, запишите основную тему и важные моменты, которые вы отметили. То есть составьте краткий план работы. Так у вас перед глазами появится схема, на которую вы будете опираться.

3. От второго прослушивания к черновику

А вот во время второго прослушивания работайте уже с составленным планом, обозначьте абзацы к каждому авторскому утверждению.

Совет – пишите не подряд, оставляйте между намеченными абзацами достаточно места, чтобы вписать туда по памяти недостающее.

Итак, у вас есть план изложения и намеченные абзацы. Теперь пишем черновик. Не торопитесь, не бойтесь что-то упустить. Тексты для изложений по силам каждому школьнику. Пишите по абзацам, вспоминая услышанное. Старайтесь сохранять авторский стиль, не допускать отсебятины.

Написав черновик, обязательно сверьте свой первоначальный план с получившимся текстом. Подумайте, все ли вы учли, «прокрутите» текст в голове. Раскрыли ли вы тему? Соответствует ли написанное авторской логике? Достаточно ли внятно изложены микротемы и ведут ли они к главной мысли, высказанной в тексте? Если вы удовлетворены работой, переходите к проверке орфографии и пунктуации.

4. Проверяем себя

Уровень грамотности во время экзамена также оценивается, а баллы за ошибки снижают. Но вы пишете не диктант, а изложение, этот формат работает на вас.

При любых сомнениях в написании слова вспоминайте синонимы. Меняйте слова, словосочетания, даже предложения, если не уверены в правильности орфографии и пунктуации.

В изложении важно не использование точных авторских слов, а передача смысла.

Но помните, что писать телеграфным стилем позволено или Хэмингуэю, или ученику начальной школы. От девятиклассника все же ждут развернутых предложений, поэтому не нужно хитрить в надежде избежать ошибок, это может обернуться против вас.

5. Как понять, что все получилось

Итак, вы тренируете свои навыки, но как понять, что все получается? Во-первых, можно для начала потренироваться на печатных текстах. Так вы лучше будете видеть соответствие изложения и оригинала.

Попробуйте прочитать текст самостоятельно вслух, убрать текст, записать план. Прочитайте второй раз, уберите, запишите план по абзацам. Напишите черновик. Проверьте грамотность. А потом сверьте оба текста.

Во-вторых, можно привлекать родителей и друзей – пусть прочитают вам текст, а вы действуйте по вышеизложенной схеме. С друзьями тренироваться очень удобно – можно читать по очереди и проверять работы друг друга.

Ну, и в-третьих, если вы чувствуете неуверенность, еще есть время прокачать свои навыки на курсах или с помощью репетиторов.

Изложение – это, прежде всего, анализ текста, быстрое понимание главной мысли. Этому можно научиться даже если до экзамена осталось всего ничего.

Удачи в подготовке к экзаменам!

Ваш Ю.

Вернуться к списку статей

Источник: https://unium.ru/blog/how-to-write-a-good-presentation/

Как правильно писать изложение на экзамене

Как правильно писать изложение на экзамене

Когда говорят о необходимости написать изложение, то почему-то всем кажется, что это очень легко: читают текст и нужно его просто пересказать. Но это обманчивая легкость, и без специальной целенаправленной систематической подготовки с таким заданием ребенку успешно не справиться. Ведь недаром писать изложения учат на протяжении всего школьного курса русского языка, а не год-два.

Какие подводные камни нужно учитывать? Каков алгоритм действий?

Прежде всего внимательно прочитать (выслушать) задание: какое изложение требуется написать. Возможно, это будет подробное изложение. Тогда необходимо пересказать содержание как можно ближе к исходному тексту. В таком случае не требуется проводить какую-то дополнительную работу с содержанием – только понять главную мысль, логику ее изложения автором и постараться все это письменно передать.

Если задано написать сжатое изложение, тогда особенно необходимо вникнуть в смысл текста, выделить ключевые, самые важные для его понимания слова, опустить все, без чего можно обойтись, не исказив основную мысль содержания.

При выборочном же изложении нужно быть очень внимательным, суметь выделить в тексте темы и пересказать не все содержание прочитанного отрывка, а только о каком-то заданном явлении, персонаже, предмете.

При первом чтении текста, предназначенного для последующего изложения, необходимо настроиться на восприятие содержания, понимание основной мысли автора, какие имеются смысловые части.

Самое важное уяснить – а зачем автор это написал? Что он хотел сказать? Во время первого прочтения текста обычно не рекомендуют что-либо писать, а вот после – записать основные, ключевые для раскрытия основной мысли слова и словосочетания, причем оставлять между ними большое пустое пространство, чтобы потом можно было вписать еще.

Сразу определить стиль (художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный). Частой ошибкой является именно изменение стиля при написании изложения.

Также первоочередной задачей является и установление типа речи: описание, повествование, рассуждение. При описании нужно определить предмет и какие его признаки выбраны автором как характерные. Если повествование, то как начинаются события, каковы кульминация (самое напряженное сюжетное действие) и развязка. При рассуждении необходимо четко выявить тезис, доказательства и вывод.

После первого прослушивания можно набросать и план текста. Чем подробнее ребенок составит его, тем легче будет восстановить исходное содержание. План служит как бы путеводной нитью при дальнейшей работе над изложением: перед ребенком выстроится логическая схема письменной работы.

Во время второго чтения нужно более четко определить границы микротем текста, которые и будут абзацами. В оставленные пустоты вписать недостающие слова.

После завершения повторного чтения ребенок пишет черновой вариант заданного изложения (подробное, сжатое или выборочное).

При этом нужно помнить, что он пишет изложение, то есть излагает чужую точку зрения, и свои коррективы, умозаключения, представления, изменения в текст вносить не надо.

Обязательно необходимо сверить логику получившегося изложения с авторской, набросанной на листке при прослушивании в виде рабочего плана. Проверяется еще раз тип и стиль речи: нет ли расхождений с авторским?

В конце работы ребенок проверяет орфографическую и пунктуационную правильность. Если есть сомнения, то слово заменяется синонимом, а предложение другим, более прозрачным для постановки знаков препинания. Однако не стоит, дабы избежать пунктуационной ошибки, все предложения делать простыми. Чем старше ученик, тем более красочной, сложной должна быть его речь.

Лучше всего научат ребенка писать качественные изложения все-таки опытные проверенные преподаватели на специальных курсах. Конечно, можно и самостоятельно подготовить любимое чадо к написанию изложения во время учебного года или на государственном экзамене.

Но даже в этом случае учеба на курсах в организациях дополнительного образования поможет и вам, и вашему ребенку быть уверенным, что он действительно отлично справится с этой работой: умеет слушать, слышать и стройно, логично излагать текст в соответствии с предложенным заданием.

Источник: https://prouchebu.com/kak_pisat_izlozhenie/

Как научить ребенка писать изложение: Советы. Методика

Как научить ребенка писать изложение: Советы. Методика

Изложение — это творческая работа. Письменный пересказ прочитанного и прослушанного текста. Дети учатся писать изложение в школе в 4-5 классе. Отрабатывать этот навык нужно раньше.

В школьные годы будет поздно узнавать, как ребенка научить писать изложение. Тренируйте эту способность у малыша в раннем возрасте. Умение писать изложение развивает память ребенка, формирует понятие правильной речи.

Он учится грамотно и лаконично излагать мысли, красиво говорить.

 Можно ли научиться писать изложение

Научиться можно всему, было бы желание. Здесь нужно желание не только малыша, но и его родителей. Им надо запастись терпением, свободным временем и хорошим настроением. И приступать к процессу как правильно научить писать изложение ребенка. Начинать надо с самого раннего детства. Читайте ему сказки, рассказы, басни, стихи.

Рассматривайте иллюстрации, картинки в книгах. После чтения, попросите ребенка пересказать сюжет услышанной истории. После просмотра картинок, опишите вместе с ним увиденное. В момент пересказа у ребенка тренируется слуховая и зрительная память. Он учится запоминать и излагать содержание текста, описывать изображение рисунков.

В возрасте постарше, когда ребенок умеет читать сам, усложните задание. Пусть он самостоятельно прочитает текст и перескажет его. Начинайте с коротких произведений, постепенно увеличивая объем прочитанного.

Когда ребенок научится писать, начинается следующий этап обучения. Теперь прослушанный текст ему нужно написать. Это немного сложнее, чем просто рассказать.

Как научить ребенка писать изложение, правильно

В школе есть определенная методика как правильно научить писать изложение. Учитель на уроке два раза зачитывает текст. Сначала медленно, с интонациями, остановками на знаках препинания. Второй раз читает более бегло.

В процессе чтения учителем текста, школьники отмечают важные моменты произведения и записывают их в черновик. Затем составляют план изложения. После этого начинают писать пересказ текста, излагают его своими словами, следуя пунктам плана и пользуясь записями из черновика.

Таким методом можно пользоваться и дома. Начинайте с небольших, коротких текстов. Читайте большее количество раз. Ключевые моменты сюжета отмечайте вместе с ребенком. Попробуйте составить план изложения. После этого ребенок начинает писать пересказ.

Если не получится с первого раза, не отчаивайтесь. Отдохните вместе с малышом, отвлекитесь на игры. И через некоторое время начните сначала. Написание изложение не должно быть для ребенка трудной задачей. Надо из этого процесса сделать увлекательное занятие.

Можно писать вместе с ним, потом сравнить у кого получилось интересней и подробней пересказать историю. Обсудить какие моменты он запомнил, почему именно они его заинтересовали.

Если совсем ничего не получается, не может ребенок написать изложение. Ему трудно вспомнить о чем произведение, не знает с чего начать. Надо тренировать память и внимание. Играйте с ним в игры, развивающие память. Много читайте вместе. После каждого прочтения пусть ребенок рассказывает все что запомнил. Учите с ним стихи, басни.

Тренируйте с помощью специальных упражнений на внимание зрительную память. И тогда проблемы как ребенка научить писать изложение не возникнет. Для него это будет несложно. Повторение — мать учения, не забывайте старую добрую пословицу.

Чем больше времени вы уделяете занятиям, тем быстрее и легче ребенок научится выражать свои мысли на бумаге.

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pisat-izlozhenie.html

Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать

Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать

Изложение – наиболее частая форма тестирования по русскому языку. О том, что такое изложение и как его писать, мы подробно расскажем в статье.

Перед переходом к практической части необходимо определиться с тем, что значит излагать. Излагать – это объяснять, толковать как устно, так и письменно информацию, которая была прочитана или услышана.

Что такое изложение

Изложение – это пересказ текста, прочитанного или прослушанного при помощи аудиозаписи. Наиболее распространенная форма – письменное изложение, так как она позволяет проверить не только степень натренированности памяти, но и правильность написания (без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Изложение – это не только воспроизведение текста, но и тренировка стиля речи, правильности изложения событий, понимание главной мысли автора, которую он хотел донести до читателя.

Какие существуют виды?

Краткое изложение – такая форма, которая предусматривает наиболее краткий пересказ, но в то же время с сохранением основных мыслей.

Подробное требует от ученика описания всего того, что он запомнил, до мельчайших подробностей. Это вид помогает развивать красоту речи и ее полноту. Повествование – главная роль заключается в описании событий в том порядке, который был в источнике.

Чем отличается изложение от сочинения?

Часто путают этот вид работы и сочинение. Запомните: это два различных способа написания мыслей. Первый вид направлен на грамотный и полноценный пересказ прочитанного или прослушанного текста. Сочинение – это лично ваши мысли и мысли ребенка, его видение той или иной проблемы. Оно не имеет ограничений по количеству слов, да и форма письма разнообразна.

Важно! Памятка, разработанная специально для облегчения написания, поможет гораздо быстрее научиться грамотно излагать содержание.

Если ваш ребенок готовится впервые писать такую работу, прежде чем начать, убедите его в том, что он сможет справиться со всеми поставленными задачами. Как показывает практика, школьники получают отрицательные оценки по данному типу работ именно по причине рассеянности.

Затем начинайте прочтение или прослушивание текста и приступайте к составлению плана.

Как составить план

После того как текст будет прочитан или прослушан ребенком, ему понадобится систематизировать свои воспоминания, которые касаются текста. План поможет справиться с этим.Он выступает в качестве основного элемента.

Мысленно разбейте услышанное на три части:

  • вступительную;
  • основную;
  • заключительную.

Это поможет правильно выстроить события и быстрее вспомнить текст. В ходе повторного прочтения или прослушивания определите для себя наиболее запоминающие слова (например на границе взаимодействия составляющих частей), которые также могут указывать на героев, их поступки и главную идею.

Дальнейшие действия

После того, как план изложения составлен, будет дано время на повторное прочтение. Поясните ребенку, что необходимо выделить опорные словосочетания. Они освежат воспоминания.

Попросите ребенка придумать ассоциацию к каждой части плана, а также представить себя на месте главного героя, прочувствовать личное отношение к ситуации,о которой пишется в отрывке.

Только после этих манипуляций можно начинать письменное изложение. Для облегчения задачи предложите школьнику разбить будущую работу на части и написать сначала вступительную, а затем и все остальные.

Именно раздельное написание всех составляющих поможет сократить количество грамматических ошибок, а самое главное, освежит воспоминания и передаст главную идею автора.

После того как все абзацы будут написаны, школьник должен соединить их в единое целое. Повторно перечитать их, определить соответствие плану, а также обратить внимание на все ошибка, как пунктуационные, грамматические, так и орфографические, и исправить их. Это необходимо не только для красоты воссозданного отрывка, но и для высокой оценки.

Как правило, первая оценка (за пересказ текста) – всегда положительна, а за правильность написания нередко не превышает тройки по причине невнимательности детей школьного возраста, рассеянного внимания и незнания правил русского языка. От какого лица писать изложение? Писать необходимо с заменой первого лица на третье.

Стоит помнить и о том, что изложение – это воспроизведение своими словами мыслей автора, а не придумывание своих.

Как писать сжатое изложение

Простое письменное изложение, правила написания которого мы рассмотрели выше, отличается от сжатого тем, что краткое изложение не терпит полного описания всех происходящих событий в отрывке текста. Для того чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить способы сжатия текста.

Далее следуйте действиям в памятке:

  1. В ходе первого прослушивания отрывка предельно внимательно обращайте внимание на отличительные детали каждого из абзацев. Ассоциируйте менее запоминающие предложения и мысли картинками. Ассоциативное мышление гораздо быстрее поможет вспомнить написанное.
  2. Определите микротемы каждого абзаца, так будет проще вспомнить не только о чем был отрывок, но и главную идею, которую хотел передать автор. Как правило, выделяется после первого прочтения текста.
  3. Рядом с определенными микротемами напишите слова-опоры, которые сориентируют вас и помогут правильно изложить мысли. Определите стиль и тип произведения.
  4. Второе прочтение дает возможность зафиксировать впечатления и подкорректировать микротемы. На этом этапе определитесь с количеством абзацев.
  5. Приступайте к написанию работы.

Важно! Начинать стоит с написания абзацев по раздельности, а уже после соединять их вместе. Так ученику будет проще заметить ошибки и исправить до сдачи работы преподавателю.

В ходе сжатия не допустите искажения смысла. Несмотря на то, что применяются принципы исключения и замещения, логическая структура мыслей автора в вашей работе не должна быть нарушена.

Как начать пересказ, зависит от индивидуальности текста. Главное, не потеряйте основную мысль и не начните писать сочинение. В качестве слов-связок можно использовать: из этого следует, вот.

Допускается использование вводных слов и всех конструкций, которые есть в русском языке.

Ваша задача – излагать мысль, не отступая от смысла, передавая главную идею автора, при этом не допуская ошибок, как при написании слов, так и при расстановке знаков препинания.

Пример того, как писать изложение

 

Как научиться писать изложение

Вывод

Помогите подготовиться к школьнику к письменному пересказу, несколько раз попробовав написать его вместе с ним. Примеры достойных работ можно без труда найти в Сети. Достаточно усвоить алгоритм действий, вспомнить правила языка, и тогда «пятерка» будет гарантирована.

Источник: https://uchim.guru/literatura/chto-takoe-izlozhenie-i-kak-ego-pisat.html

Образовательный портал

Коротаева Надежда Аркадьевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №118

Выборгского района Санкт-Петербурга

Предмет: русский язык 4 классТема урока: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Технология: информационная.Элементы технологий:

  1. здоровьесберегающие технологии
  2. технология проблемного диалога

Цель: подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.Задачи:

  • учить использовать разные виды чтения при работе с текстом;
  • развивать умение определять тему и главную мысль текста;
  • учить оценивать правильность написанного текста;
  • учить сотрудничать с другими в решении учебных задач;
  • воспитывать уважительное отношение к природе, внимание и заботу к животным;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Предметные

Метопредметные

Личностные

  • определять тип текста;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • подбирать заголовок к тексту;
  • составлять план текста;
  • подробно излагать текст по плану;
  • проверять написанное.
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • строить речевое монологическое высказывание;
  • осуществлять деятельность в соответствие с планом;
  • оценивать правильность написанного текста.
  • проявлять уважительное отношение к природе;
  • проявлять внимание и заботу к животным.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • смысловое чтение;
  • рефлексия способов и условий действия.
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
  • составление плана и последовательности действий;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Средства:

  1. Т.Г. Рамзаева «Русский язык» учебник 4 класс. Москва. Дрофа. 2010.
  2. Компьютер, проектор.

Ресурсы:

  1. Программа Microsoft Power Point 2010;
  2. Презентация, созданная учителем.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу.
  • Называют тему урока, записанную на доске: «Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану», определяют учебную задачу — учиться составлять план текста, подробно пересказывать содержание с опорой на составленный план.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает коллективно спланировать деятельность по подготовке к написанию изложения.
  • Определяют последовательность действий, обсуждают пункты плана работы (план работы на Слайде №2).

Организация познавательной деятельности

  • Речевая разминка. Предлагает в предложениях исправить речевую ошибку.
  • Предлагает прочитать текст из упражнения №162 в учебнике;
  • В форме диалога организует подготовку к изложению;
  • Идет коллективная работа по исправлению предложений (Слайд №3)

Вопросы классу:

  1. Определите тип текста
  2. Назовите его тему (о чем повествуется в рассказе?)
  3. Какова основная мысль текста (что хотел выразить автор с помощью текста?)
  • Отвечают, что тип текста повествовательный. Об этом узнали из темы урока, записанной на доске.
  • После обсуждения определяют тему текста: как учитель помог перезимовать уточке.
  • Учащиеся высказывают свое мнение, что проявлять заботу и доброту нужно к братьям нашим меньшим.
  • При помощи слайда №4 обобщаем сказанное учениками;
  • Предлагает подобрать заголовок;
  • Предлагают заголовки, записывают в тетради, а учитель на доске. (Уточка Утя; Живи на воле!; Учитель и Утя; Учитель и уточка.)
  • Продолжает работу по составлению плана и подбору рабочих материалов.

Вопросы классу:

  1. Сколько частей в тексте
  2. Сколько пунктов плана получится в тексте
  • Четыре
  • Четыре, потому что абзац соответствует частям текста

Работа в группах.Ставит задачу: каждой группе необходимо озаглавить свою часть текста и выделить ключевые слова, выражения, которые использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста.

Каждая группа читает свой абзац, предлагает свой вариант пункта плана, ключевые слова. Члены других групп принимают участие в обсуждении. Итогом работы будет такая запись в тетради:

План

  1. Раненная уточка в доме учителя.
  2. Волнение Ути
  3. Пришла разлука
  4. Счастливая уточка

Опорные слова

  1. Николай Дмитриевич; приволок с речки; речка Покша; крылышко зажило; привыкли друг к другу.
  2. Появились полыньи; взлетать; хлопать крыльями; проситься на волю.
  3. Посадил на ладонь; погладил; чувствовал; вынес на волю; снизу вверх.
  4. Широкая полынья; то нырнет, то вынырнет; на воле.
  • Организует лексическую, орфографическую, пунктуационную работу с текстом

Лексическая работа

  • какими словами можно заменить словосочетания (Слайд №5)
  • чтобы не допустить повторения слов, предлагает подобрать синонимы к словам: учитель, уточка
  • предлагает прочитать по слогам трудные слова и обратить на них внимание при написании текста изложения (Слайд №6)

Предлагают варианты

  • Предлагает выписать из текста имена собственные, объяснить.
  • Комментированное письмо. Просит объяснить орфограммы.
  • Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь ( Николай Дмитриевич, Покша, Утя).
  • Пишут слова на доске и в тетради, объясняя орфограммы (уточка, речка, чаще, широкая, проситься, на волю, снизу вверх, полынья, на ладонь).

Пунктуационная подготовка.

  • просит найти в тексте и прочитать два последних предложения. Объяснить знак в конце предложений.
  • просит объяснить запятую в одном из них.
  • обращает внимание на предложение с однородными членами. Опорой для ребят будет схема предложения на Слайде №7.
  • обращает внимание на предложение, где есть двоеточие и запятые. С помощью схемы объясняет постановку знаков препинания на Слайде №8.
  • Читают предложения, объясняют, почему стоят восклицательные знаки (они выражают сильные чувства).
  • Говорят, что это обращение.
  • Читают предложение: «Однажды учитель позвал Утю, посадил на ладонь, погладил по голове, шейке и спинке.»
  • Читают предложение: «Скоро уточка уже плавала в широкой полынье: то нырнет, то вынырнет, то нырнет, то вынырнет.»

Закрепление и включение в систему знаний

  • Организует написание изложения.
  • Читают текст самостоятельно, по желанию пересказывают перед одноклассниками. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. Записывают текст.

Рефлексия учебной деятельности

Организует обсуждение:

  • Понравился ли текст, с которым работали?
  • Какие выводы вы сделали для себя?
  • Какие трудности вы испытывали при написании изложения?

Включаются в беседу, высказывают свое мнение

Домашнее задание

  • Повторить спряжения глаголов
  • Выписать глаголы-исключения (Слайд №9)

You have no rights to post comments

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас — специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. 

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Сайты

Авторизация

  • Забыли данные входа?
  • Регистрация

Сервисы

Источник: http://ext.spb.ru/faq/7582-2015-04-11-15-12-12.html

__________________________________________

novpedkolledg2.ru

Как составить план к изложению

Составить план к изложению нелегко, однако именно этот шаг часто помогает написать действительно хорошую работу. Разберём, как правильно это сделать.

Отличие изложения от прочих работ

Главной особенностью изложения как письменной работы является то, что оно не требует от автора проявления фантазии. По сути, это просто пересказ текста, который зачитывается вслух преподавателем. 

При написании изложения необходимо придерживаться следующих правил:

  1.  Сосредоточьтесь на главном: не пытайтесь запомнить чересчур мелкие детали и лишние подробности, лучше уловитель основную авторскую мысль.
  2. Постарайтесь передать стилистику автора, помните, что у каждого писателя свой слог и образ изложения событий (чем больше ваша работа будет напоминать оригинальный текст по стилю, тем это будет лучше).
  3. Не забывайте, что это все же самостоятельная работа, поэтому не стоит стараться пересказать услышанный текст слово в слово, проявите немного самостоятельности.

Как составить план к изложению

Составление плана к изложению стоит начинать уже во время первого слушания текста. Необходимо делать краткие заметки по содержанию, которые затем позволят восстановить события в правильной последовательности и достоверно передать содержание текста.

Во время повторного слушания сделанные до этого записи можно немного расширить, добавить в них детали и подробности, которые также отразятся в плане. 

При этом помните, что изложение не требует дословного пересказа авторского текста. План должен лишь передавать его структуру и быть логичным, этого будет вполне достаточно. Деление на части и абзацы необходимо производить, исходя из их смыслового содержания.

Итак, основная задача плана изложения - передать специфику структуры исходного текста. Не стоит делать подобный план чересчур кратким или, наоборот, подробным. Лучше записать лишь самую нужную, опорную информацию, на базе которой получится воссоздать текст (например,если в какой-либо из частей говорится о приятном весеннем дожде, ее можно заплатить как "Весёлый весенний ливень"). 

vashurok.ru

Как составлять план к изложению Оброзование для всех

Изложение, в отличие от сочинения, не требует от ученика полета фантазии и знаний литературных произведений, но это не означает, что писать изложение проще. Изложение – это пересказ текста своими словами, с сохранением общей стилистики, структуры и основных мыслей автора. Чтобы структурировать информацию в голове и все запомнить правильно, необходимо составлять план предстоящего изложения.

Запоминайте на слух. Первый раз прослушайте изложение, не записывая ничего, и просто старайтесь запомнить как можно больше. Если текст совершенно незнакомый (а именно такие тексты, как правило, предлагаются для изложений), лучше всего внимательно с ним ознакомиться, не отвлекаясь ни на что. Во время паузы, которую делает учитель после прочтения, напишите на бумаге основные моменты, которые вам запомнились.

Когда слушаете текст изложения во второй раз, делайте записи более подробно. Как правило, именно во время второго прослушивания происходит узнавание текста и запоминается все то, что ускользнуло из памяти в первый раз. Опять же, не стоит строчить за учителем под диктовку, стараясь уловить каждое слово и знак препинания. Ваша задача – поймать структуру текста и передать ее, сохраняя индивидуальный авторский стиль изложения. Точное копирование исходного текста не вызовет у преподавателей ничего кроме сомнения в вашей честности. Разбейте текст на абзацы, стараясь разделить их по смыслу и дать каждому название. Составляя собственный опорный план, можете записывать отрывки предложений, которые запомнились, или даже отдельные фразы, чтобы ярче отобразить в памяти каждый абзац.

Итоговый план изложения не должен быть слишком подробным, но и из двух слов, одно из которых – название текста, тоже составлять его не нужно. Добейтесь того, чтобы каждая часть вашего плана отражала содержание нового по смыслу отрывка. Если какой-либо абзац большой по объему и делится на подтемы, отразите это в своем плане. Учителю важно понимать, что структура текста осталась для вас совершенно ясной и видеть, что вы умеете работать с полученной информацией.

obrazovanie.imysite.ru

чем отличается от сочинения, как составлять план

Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать

Изложение – наиболее частая форма тестирования по русскому языку. О том, что такое изложение и как его писать, мы подробно расскажем в статье.

Перед переходом к практической части необходимо определиться с тем, что значит излагать. Излагать – это объяснять, толковать как устно, так и письменно информацию, которая была прочитана или услышана.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Что такое изложение

Изложение – это пересказ текста, прочитанного или прослушанного при помощи аудиозаписи. Наиболее распространенная форма – письменное изложение, так как она позволяет проверить не только степень натренированности памяти, но и правильность написания (без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

Изложение – это не только воспроизведение текста, но и тренировка стиля речи, правильности изложения событий, понимание главной мысли автора, которую он хотел донести до читателя.

Какие существуют виды?

Излагаем мысли: что такое изложение и как его писатьКраткое изложение – такая форма, которая предусматривает наиболее краткий пересказ, но в то же время с сохранением основных мыслей.

Подробное требует от ученика описания всего того, что он запомнил, до мельчайших подробностей. Это вид помогает развивать красоту речи и ее полноту. Повествование – главная роль заключается в описании событий в том порядке, который был в источнике.

Чем отличается изложение от сочинения?

Часто путают этот вид работы и сочинение. Запомните: это два различных способа написания мыслей. Первый вид направлен на грамотный и полноценный пересказ прочитанного или прослушанного текста. Сочинение – это лично ваши мысли и мысли ребенка, его видение той или иной проблемы. Оно не имеет ограничений по количеству слов, да и форма письма разнообразна.

Важно! Памятка, разработанная специально для облегчения написания, поможет гораздо быстрее научиться грамотно излагать содержание.

Если ваш ребенок готовится впервые писать такую работу, прежде чем начать, убедите его в том, что он сможет справиться со всеми поставленными задачами. Как показывает практика, школьники получают отрицательные оценки по данному типу работ именно по причине рассеянности.

Затем начинайте прочтение или прослушивание текста и приступайте к составлению плана.

Как составить план

После того как текст будет прочитан или прослушан ребенком, ему понадобится систематизировать свои воспоминания, которые касаются текста. План поможет справиться с этим.Он выступает в качестве основного элемента.

Мысленно разбейте услышанное на три части:

  • вступительную;
  • основную;
  • заключительную.

Это поможет правильно выстроить события и быстрее вспомнить текст. В ходе повторного прочтения или прослушивания определите для себя наиболее запоминающие слова (например на границе взаимодействия составляющих частей), которые также могут указывать на героев, их поступки и главную идею.

Дальнейшие действия

Излагаем мысли: что такое изложение и как его писатьПосле того, как план изложения составлен, будет дано время на повторное прочтение. Поясните ребенку, что необходимо выделить опорные словосочетания. Они освежат воспоминания.

Попросите ребенка придумать ассоциацию к каждой части плана, а также представить себя на месте главного героя, прочувствовать личное отношение к ситуации,о которой пишется в отрывке.

Только после этих манипуляций можно начинать письменное изложение. Для облегчения задачи предложите школьнику разбить будущую работу на части и написать сначала вступительную, а затем и все остальные.

Именно раздельное написание всех составляющих поможет сократить количество грамматических ошибок, а самое главное, освежит воспоминания и передаст главную идею автора.

После того как все абзацы будут написаны, школьник должен соединить их в единое целое. Повторно перечитать их, определить соответствие плану, а также обратить внимание на все ошибка, как пунктуационные, грамматические, так и орфографические, и исправить их. Это необходимо не только для красоты воссозданного отрывка, но и для высокой оценки.

Как правило, первая оценка (за пересказ текста) – всегда положительна, а за правильность написания нередко не превышает тройки по причине невнимательности детей школьного возраста, рассеянного внимания и незнания правил русского языка. От какого лица писать изложение? Писать необходимо с заменой первого лица на третье.

Стоит помнить и о том, что изложение – это воспроизведение своими словами мыслей автора, а не придумывание своих.

Как писать сжатое изложение

Простое письменное изложение, правила написания которого мы рассмотрели выше, отличается от сжатого тем, что краткое изложение не терпит полного описания всех происходящих событий в отрывке текста. Для того чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить способы сжатия текста.

Далее следуйте действиям в памятке:

  1. В ходе первого прослушивания отрывка предельно внимательно обращайте внимание на отличительные детали каждого из абзацев. Ассоциируйте менее запоминающие предложения и мысли картинками. Ассоциативное мышление гораздо быстрее поможет вспомнить написанное.
  2. Определите микротемы каждого абзаца, так будет проще вспомнить не только о чем был отрывок, но и главную идею, которую хотел передать автор. Как правило, выделяется после первого прочтения текста.
  3. Рядом с определенными микротемами напишите слова-опоры, которые сориентируют вас и помогут правильно изложить мысли. Определите стиль и тип произведения.
  4. Второе прочтение дает возможность зафиксировать впечатления и подкорректировать микротемы. На этом этапе определитесь с количеством абзацев.
  5. Приступайте к написанию работы.

Важно! Начинать стоит с написания абзацев по раздельности, а уже после соединять их вместе. Так ученику будет проще заметить ошибки и исправить до сдачи работы преподавателю.

В ходе сжатия не допустите искажения смысла. Несмотря на то, что применяются принципы исключения и замещения, логическая структура мыслей автора в вашей работе не должна быть нарушена.

Как начать пересказ, зависит от индивидуальности текста. Главное, не потеряйте основную мысль и не начните писать сочинение. В качестве слов-связок можно использовать: из этого следует, вот. Допускается использование вводных слов и всех конструкций, которые есть в русском языке. Ваша задача – излагать мысль, не отступая от смысла, передавая главную идею автора, при этом не допуская ошибок, как при написании слов, так и при расстановке знаков препинания.

Пример того, как писать изложение

 

Как научиться писать изложение

Вывод

Помогите подготовиться к школьнику к письменному пересказу, несколько раз попробовав написать его вместе с ним. Примеры достойных работ можно без труда найти в Сети. Достаточно усвоить алгоритм действий, вспомнить правила языка, и тогда «пятерка» будет гарантирована.

uchim.guru

Как составить план изложение

А вот памятка для учащихся "Как писать изложение"

Изложение - это вид творческой работы учащихся, в которой они должны пересказать прочитанный им текст подробно или сжато, с изменением или без изменения лица рассказчика. По программе средней школы учащиеся пишут обучающие изложения с 1 класса, поэтому данный вид работы не должен казаться девятикласснику, сдающему экзамен за курс основной школы, чем-то новым и необыкновенным. К сожалению, практика показывает, что обучающим изложениям в школе уделяется все меньше и меньше внимания, поэтому экзамен в форме изложения пугает учащихся. Изложение с творческим заданием всё чаще становится вступительным экзаменом в высшие учебные заведения. Как проводится изложение? Преподаватель дважды медленно зачитывает текст.

Вам предстоит выполнить следующее: 1) передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности; 2) продолжить текст, развивая любую мысль, намеченную в нем, либо (это зависит от задания) написать небольшое или развернутое рассуждение о проблеме, затронутой автором исходного текста, либо коротко ответить на конкретный поставленный вопрос; 3) иногда требуется озаглавить получившуюся работу

Несколько советов пишущим изложение.

• Во время чтения текста преподавателем вы можете сделать небольшое количество рабочих записей, например, зафиксировать собственные имена, даты, цифры. • Полезно конспективно записать последовательность изложения, но только если это не отвлекает вас от восприятия читаемого текста. • Определите стилевую и жанровую принадлежность текста. • Выявите тему и основную мысль. • Составьте содержательный план. • Напишите текст на черновике. • Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. • Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы. • Проверка орфографии и пунктуации - важная часть работы. Выполняйте проверку в черновике. • В чистовик переписывайте уже проверенную работу. • Помните, что на письменном экзамене школьники имеют право пользоваться лингвистическими словарями различных видов.

Стоит ли говорить о том, что никакие полезные, толковые, подробные рекомендации не гарантируют отсутствия в вашем изложении орфографических, пунктуационных и речевых ошибок и нарушений логики изложения. Только высокое развитие устной и письменной речи, основанное на высоком общем развитии интеллекта, а также навыки правописания, приобретенные в результате специального обучения на курсах русского языка "Родная Речь", и умение логично и связно излагать текст являются залогом того, что изложение будет написано успешно.

globuss24.ru

Как написать изложение кратко и правильно?

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение. Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение. Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Как составлять план текста: супер-шпаргалка по русскому

На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.

Определение

План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют "скелетом" произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.

Как составлять план текста

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

ТипОсобенностиПример
ТезисныйСжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
НазывнойОснован на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
ВопросныйКаждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схемаМини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
КомбинированныйОбъединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Простые и сложные планы

Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.

А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:

Простой планСложный план

1) Жизнь Золушки в новой семье.

2) Подготовка мачехи и сестёр к балу.

3) Появление феи-крёстной.

4) Золушка во дворце. Встреча с принцем.

5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

6) Принц в поисках Золушки.

7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца.

1) Жизнь Золушки в новой семье.

  • Почему отец героини решил жениться снова?
  • Отношение мачехи и сводных сестёр к девушке.
  • Как появилось прозвище “Золушка”?
2) Подготовка к балу.
  • Почему сёстры хотели попасть на бал.
  • Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?
  • Мысли героини, когда она осталась одна.

3) Появление феи-крёстной… и т. д.

Учимся составлять план текста на примере сказки

На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. Как правильно составить план текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки "Гадкий утёнок" Г. Х. Андерсена.

1. Внимательно прочитайте материал.

2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.

Пример:

"Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади".

3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.

4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.

Пример:

"Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец".

5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.

Примеры:

  • "Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком".
  • "Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками".
  • "Встреча с охотниками" и т. д.

6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.

Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.

Как правильно составить план текста

Анализ плана

Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?

  1. Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто "Гадкий утёнок" вам ни о чём не скажет).
  2. Длина. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
  3. Пропорциональность. Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
  4. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
  5. Последовательность. Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
  6. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
  7. Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками ("Из-за… случилось…, что привело к…").

Лучшая проверка — дать плану "отдохнуть" пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.

Как составить план текста примеры

Полезные советы

Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.

  • Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
  • Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
  • Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
  • Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
  • Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.

Как составлять план текста по русскому языку

Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.

fb.ru