главное слово словосочетания. Как в предложении найти главное слово


Словосочетание | интернет проект BeginnerSchool.ru

Как Вы думаете, что более конкретно называет предмет слово или словосочетание? Давайте подумаем, например, слово ручка. Что Вы представляете, когда слышите это слово?

Может ручку ребенка или ручку кастрюли, а может быть пишущую ручку. Видите, как конкретизирует предмет словосочетание.

Ранее мы уже говорили о том, что такое словосочетание, повторим ещё раз и более углубленно.

Итак, сочетание двух или более слов, связанных между собой по смыслу, называются словосочетанием.

Обычно в словосочетании одно слово главное, а другое – зависимое.

Например:

Глиняная миска, морс из клюквы, учиться в школе.

Давайте посмотрим на строение этих словосочетаний.

В первом случае (глиняная миска) это схема прилагательное + существительное, (что? – миска: сущ., миска какая? – глиняная: прил.).  Причем, главным словом в этом словосочетании является существительное миска, а зависимое слово – прилагательное глиняная.

Вот так это словосочетание будет выглядеть на схеме:

словосочетание

Давайте построим схемы других словосочетаний из примера:

Давайте рассмотрим картинку:

На картинке мы видим разные столы. Просто слово стол не объясняет, какой это стол. Добавив к слову стол прилагательное, мы объясним какой это стол.

Например:

компьютерный стол, кухонный стол, письменный стол.

Таким образом, мы определили, что в данных словосочетаниях главным словом является существительное стол, а слова прилагательные компьютерный, кухонный и письменный – зависимые. Составим схему для этих словосочетаний:

Рассмотрим пример других словосочетаний со словом стол:

писать на столе

подойти к столу

положить на стол

В данных словосочетаниях слово стол не является главным. Здесь главным является глагол, а существительное стол – зависимое, так как оно конкретизирует глагол:

Что делать? Писать – гл. Писать на чем? На столе – сущ. в предложном падеже.

Что делать? Подойти – гл. Подойти к чему? К столу – сущ. в дательном падеже.

Что делать? Положить – гл. Положить на что? На стол – сущ. в винительный падеже.

Давайте рассмотрим этот вопрос на примере двух словосочетаний:

  1. древний дуб
  2. древние дубы

Итак, схема этих словосочетаний прил. + сущ., причем сущ. является главным словом, а прил. – зависимым. Но чем же они отличаются?

В первом случае, существительное дуб в единственном числе, а во втором – во множественном. Число зависимого слова – прилагательного меняется в зависимости от числа главного слова – существительного.

Мы получили правило:

В словосочетании зависимые имена прилагательные употребляются в том же числе, что и существительные.

Давайте рассмотрим ещё один пример:

  1. вишневый сок
  2. сок из вишни

Чем схожи эти словосочетания? Они описывают одно и то же, но схемы у них разные:

Здесь есть сходство в значении: предмет и признак предмета.

Словосочетания, как и слова, могут быть близкими по значению, несмотря на различие в их строении

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

главное слово словосочетания - это... Что такое главное слово словосочетания?

 главное слово словосочетания (опорное, стержневое) слово словосочетания. Слово, занимающее синтаксически независимое положение и подчиняющее себе другое слово (другие слова) в данном словосочетании, образующее его синтаксический центр. см. словосочетание.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

  • главное предложение
  • главное ударение

Смотреть что такое "главное слово словосочетания" в других словарях:

  • опорное слово словосочетания — То же, что главное слово словосочетания …   Словарь лингвистических терминов

  • стержневое слово словосочетания — То же, что главное слово словосочетания …   Словарь лингвистических терминов

  • зависимое слово словосочетания — Слово, занимающее синтаксически зависимое положение и распространяющее главное слово в данном словосочетании. Составить план (зависимое слово план). Весьма полезный (зависимое слово весьма) …   Словарь лингвистических терминов

  • словосочетания, грамматически обусловленные — Словосочетания, в которых подчиненное слово ставится в той форме, которой требуют грамматические особенности главного слова. Напр., согласуемые слова: прилагательные, местоимения прилагательные, порядковые числительные, причастия – принимают ту… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • словосочетания, грамматически обусловленные —   Словосочетания, в которых подчиненное слово ставится в той форме, которой требуют грамматические особенности главного слова. Напр., согласуемые слова: прилагательные, местоимения прилагательные, порядковые числительные, причастия – принимают ту …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • словосочетания, лексически связанные — Словосочетания, в которых главное слово обладает недостаточно определенным и четким лексическим значением, раскрывающимся и конкретизирующимся с помощью подчиненного слова, имеющим строго определенную форму. Наиболее часто такая закономерность… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • словосочетания, определяемые задачей сообщения — Словосочетания, в которых форма подчиненного члена зависит от синтаксических отношений, а само главное слово ни грамматически, ни лексически не обусловливает подчиненной формы. Для выражения различных отношений с другими словами: временных,… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • словосочетания, лексически связанные —   Словосочетания, в которых главное слово обладает недостаточно определенным и четким лексическим значением, раскрывающимся и конкретизирующимся с помощью подчиненного слова, имеющим строго определенную форму. Наиболее часто такая закономерность… …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • словосочетания, определяемые задачей сообщения —   Словосочетания, в которых форма подчиненного члена зависит от синтаксических отношений, а само главное слово ни грамматически, ни лексически не обусловливает подчиненной формы. Для выражения различных отношений с другими словами: временных,… …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • Слово —     СЛОВО одно из труднейших общих понятий языковедения, к сожалению еще мало разработанное. Несмотря на то, что сам человеческий язык определяется обычно, как «язык слов» в отличие от языка нерасчлененных представлений у животных, языка жестов у …   Словарь литературных терминов

dic.academic.ru

Члены предложения. Связь слов в предложении

– Ой-ой-ой… Вот так история. И что же теперь делать?

Ой, здравствуйте, ребята. Извините, я так расстроилась, что не сразу вас заметила. Вы представляете, мне надо завтра ученикам лесной школы рассказать тему «Члены предложения. Связь слов в предложении», а я и сама не очень-то в ней разобралась. Видимо, придётся отправиться к профессору Грамматейкину. Если мне кто и поможет, то только он. Где моя волшебная палочка?

Раз, два, три, перенеси меня к профессору Грамматейкину…

– Добрый день, Профессор. Не могли бы Вы мне помочь?

– Я с радостью, Василиса! Какая помощь тебе нужна?

– Видите ли, я должна завтра рассказать ученикам лесной школы тему «Члены предложения. Связь слов в предложении». Но, кажется, сама немного запуталась. Не поможете ли Вы мне в ней разобраться?

– Конечно, Василиса. Это – совсем несложно. Ты все очень быстро поймёшь. Итак, приступим. Помнишь ли ты, что такое предложение?

– Да, конечно. Предложение – это несколько слов, которые стоят в определённом порядке и связаны друг с другом по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

– Прекрасно, Василиса. Правда, иногда предложение может состоять только из одного слова, но сегодня о таких предложениях мы говорить не будем. Итак, запиши, пожалуйста, то, что я тебе сейчас продиктую: девочка, молоко, маленькая, пьёт. Записала?

– Да.

– Получилось ли у тебя предложение?

– Нет, это не предложение. Это – просто слова. Но я знаю, что надо сделать, чтобы получилось предложение. Я переставлю слова местами. Первое слово – маленькая – запишу с большой буквы. Вот что у меня получилось: Маленькая девочка пьёт молоко. В конце предложения не забуду поставить точку.

– Замечательно. Ну а теперь давай попробуем по очереди убирать по одному слову. Убираем первое слово. Прочитай, что получилось.

– девочка пьёт молоко.

– Понятно ли, о чем говорится в предложении?

– Да, все понятно. Только не уточняется, какая девочка.

– Значит, без этого слова в нашем предложении вполне можно обойтись. А теперь уберём второе слово.

– Маленькая пьёт молоко. Да, тут сразу видно, что не хватает слова. Про кого это сказано «маленькая»… непонятно. Может про собачку.

– Значит, слово «девочка» в этом предложении просто необходимо. Ну, продолжим.

– Маленькая девочка молоко. Вообще какая-то бессмыслица получается. Без слова «пьёт» здесь точно не обойтись

– И вот теперь уберём последнее слово.

– Маленькая девочка пьёт. Ну что же, понятно, про кого это предложение – про девочку. И понятно, что девочка делает – пьёт. Неясно только, что именно пьёт девочка.

– Но предложение сохраняет свой смысл, можно ли понять, о чем идёт речь или вновь получилась бессмыслица?

– Нет-нет, бессмыслицей это не назовёшь. Нормальное предложение.

– А теперь давай посмотрим, без каких слов это предложение теряло всякий смысл.

 – Первое слово «девочка».

– Давай подчеркнём его одной чертой.

– А второе слово «пьёт». Его мы подчеркнём двумя чертами?

– Абсолютно верно. Итак, скажи, о ком говорится в предложении?

– О девочке.

– Правильно. К этому слову можно поставить вопрос кто? Кто? девочка. Это – главное слово в предложении, потому что именно о девочке в нём говорится. В русском языке такое главное слово принято называть подлежащее. И его всегда подчёркивают одной чертой, как сделали это мы. Ну что же, было и ещё одно слово, без которого предложение теряло всякий смысл.

– Это слово «пьёт».

– Да, слово «пьёт» отвечает на вопрос что делает? Девочка что делает? пьёт. Это тоже второе главное слово в предложении. Такое слово называют сказуемым. И подчёркивают его двумя чертами. Из этих двух слов даже можно составить простенькое предложение. Девочка пьёт. И мы сразу можем себе представить то, о чем в предложении говорится.

– Понятно. В предложении два главных слова – подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает, о ком говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? и в предложении подчёркивается одной чертой. Сказуемое обозначает, что делает подлежащее. Перед сказуемым именно такой вопрос и ставится – что делает? А подчёркивается сказуемое двумя чертами.

– Ты точно уловила суть темы. Называются подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Их ещё называют грамматической основой предложения. Давай попробуем разобрать ещё одно предложение и найти в нём грамматическую основу, т.е. подлежащее и сказуемое.

– Да-да, конечно.

– Попробуй разобрать вот такое предложение. У крыльца росла высокая берёза.

– Итак, сначала я должна понять, о ком говорится в предложении, т.е. найти подлежащее… Ой, но в этом предложении нет слова, которое отвечает на вопрос кто?

– Не волнуйся, подлежащее может отвечать не только на вопрос кто?, но и на вопрос что? Найди, о чём говорится в предложении.

– В этом предложении говорится о берёзе. Это и будет подлежащее. Подчеркну одной чертой. А берёза что делает?... н-да здесь надо спросит, берёза что делала? – росла. Я правильно поняла?

– Молодец, абсолютно точно.

– Значит, росла – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Всё, я нашла главные члены этого предложения – берёза росла. Но ведь в предложении есть не только эта грамматическая основа. Есть ведь и другие слова.

– Да, Василиса. Слова, которые не являются главными членами предложения, называются второстепенными. Это потому, что без них предложение всё-таки может существовать. Правда, второстепенные члены предложения делают его более красивым и точным по смыслу.

Слова в предложении связаны друг с другом парами по смыслу. Вот посмотри.

Слово высокая связано с подлежащим «берёза». От слова «берёза» можно задать вопрос к слову «высокая». Берёза какая? высокая. А от сказуемого «росла» можно задать вопрос к слову «у крыльца». Росла где? у крыльца. Вот и ещё одна пара слов образовалась.

– Кажется, я уже поняла эту тему.

– Ну что же, давай удостоверимся, что это именно так. Рассмотрим ещё одно предложение. Маленькая мышка утащила кусочек сыра.

– Так-так. Здесь говорится про мышку или про кусочек сыра?... Надо подумать… А-а-а, ведь именно мышка совершает действие. Значит, говорится про мышку. Кто? мышка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Мышка что сделала? утащила. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Главные члены предложения – мышка утащила. Остальные слов – второстепенные члены предложения. Они образуют пары: мышка какая? маленькая

 утащила что? кусочек

 кусочек чего? сыра.

– Ты обратила внимание, Василиса, что второстепенные члены могут быть связаны не только с главными, но и с другими второстепенными членами? Как, например, в нашем предложении слово «сыра» связано со словом «кусочек».

– Да, я это заметила. А как вы думаете, профессор, можно ли вовсе обойтись без второстепенных членов предложения?

– В некоторых предложения, конечно можно, но наша речь станет бедной, а иногда даже не совсем понятной. Вот послушай. Мы можем просто сказать: Растут цветы. А можем сказать так – На клумбе растут восхитительные жёлтые, красные, синие душистые цветы. От такого предложения даже настроение поднимется. Или вот, например, пошлёт тебя мама в магазин и скажет: «Дочка, купи масло». А какое масло – сливочное, подсолнечное, оливковое… А, может быть, шоколадное? Нет- нет, второстепенные члены предложения делают нашу речь, красивой и точной.

– Ах, спасибо Вам большое, профессор! Теперь я могу всё рассказать моим лесным ученикам. А чтобы не забыть, повторю ещё раз.

* В предложении есть главные и второстепенные члены.

* Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

* Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? или что? Его подчёркивают одной чертой.

* Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы что делает?, что делают?, что делал?, что сделал?

– И ещё есть много вопросов, например, что сделает?, что будет делать?, что делаем?... Просто не забудь, что сказуемое всегда обозначает, что делает подлежащее.

– Конечно, теперь не забуду. И ещё…

* Сказуемое подчёркивают двумя чертами.

* Подлежащее и сказуемое являются основой предложения.

* Второстепенные члены служат для пояснения, уточнения главных. Они связаны с главными или друг с другом по смыслу и образуют пары при помощи вопросов.

– Ну что же, Василиса, я могу тебе поставить отличную отметку. А теперь, пора прощаться – я буду заниматься своей наукой, а ты поспеши в свою лесную школу.

– Спасибо, профессор. До свидания.

Вот, ребята, я снова дома. И теперь я очень хорошо поняла тему: «Члены предложения. Связь слов в предложении». Надеюсь, что и вы тоже. Удачи вам.

videouroki.net

Ответы@Mail.Ru: как найти словосочетания

нужно найти главное слово и задать от него вопрос к слову, которое по твоему мнению зависит от него. Например в предложении "Солнце грело брошеное поле" словосочетанием будит являться "брошенное поле",но не в коем случаее не "солнце грело",так как главные члены предложения нельзя считать словосочитанием! стоит помнить что существуют разные види словосочетания: глагольное, именное, наречное. Это можно определить по главному слову. Наше словосочетание "брошенное поле" являеться именным. Поле (какое? ) брошенное, главным словом являеться поле. (Что? ) поле-имя существительное, значит это именное словосочетание. Помогла?

Помогите найди словосочитания : Рита гуляла в лесу со старенький бабушкой .

в тени цветёт душистый ландыш

нужно найти главное слово и задать от него вопрос к слову, которое по твоему мнению зависит от него. Например в предложении "Солнце грело брошеное поле" словосочетанием будит являться "брошенное поле",но не в коем случаее не "солнце грело",так как главные члены предложения нельзя считать словосочитанием! стоит помнить что существуют разные види словосочетания: глагольное, именное, наречное. Это можно определить по главному слову. Наше словосочетание "брошенное поле" являеться именным. Поле (какое? ) брошенное, главным словом являеться поле. (Что? ) поле-имя существительное, значит это именное словосочетание. Помогла?

touch.otvet.mail.ru