Что такое гжель? Гжель - вид народного промысла. Когда появилась гжель


Гжель. История промысла | История вещей

Гурьевская каша: история и рецепт →

История гжели

Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

История гжели

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.

История гжели

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.

История гжели

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.

История гжели

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

История гжели

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.

xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

Гжель — русский народный промысел: сообщение

Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.

Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.

Гжель — русский народный промысел.

Голубое на белом.

История

В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё: кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.

Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.

Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.

Русская Майолика.

В 18 веке мастерские Гжели делали фарфор в технике Майолика — в то время она была популярной.

К концу 18 века в Гжели работало уже 50 фабрик. Изделия из удивительной глины подавались по всей России, и даже в странах Средней Азии.

Однако с наступлением промышленного кризиса в период развития капитализма, народный промысел начал угасать. А к концу 19 столетия практически полностью исчез.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Фарфоровые фигурки.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Гжель в настоящее время

Сегодня в России роспись гжелью весьма популярна. На месте небольшой старинной фабрики сегодня работает Гжельский фарфоровый завод.

Предприятие.

Гжельский фарфоровый завод.

На предприятии трудятся сотни мастеров, сохранивших опыт и традиции предков.

На заводе производятся, расписанные ручной кобальтовой росписью:

  • посуда;
  • вазы;
  • подсвечники;
  • статуэтки;
  • лампы;
  • часы;
  • шкатулки;
  • камины;
  • люстры;
  • чайники, и пр.

Ассортимент продукции завода достигает 600 наименований.

Русский народный промысел. Изделия из фарфора.

Не только посуда и звери, но и всё-всё-всё…

Профессионалы высокого класса — технологи и художники умело сочетают в производстве изделий технологические новшества и вековые традиции искусства.

Придорожная лавка.

Магазин фарфора в селе Гжель.

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель — это исключительно качественные изделия. Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Но иногда можно встретить подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, а рисунок на них нанесен обычной краской, вместо окиси кобальта.

Настоящую гжель можно отличить по следующим признакам:

  • поверхность керамики или фарфора — идеально гладкая, а фон — белоснежный;
  • на донышке изделия должен присутствовать фирменный штамп гжели — лебедь или же чёткими крупными буквами написано и обведено в овал слово «гжель»;
Знак на оригинальном изделии.

Фирменное клеймо.

  • на особо ценных изделиях может присутствовать пометка «расписано вручную», и даже стоять фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочная, так как изготавливается из уникальных сортов белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • рисунок, нанесенный мастером, отличается качеством прорисовки деталей;
  • форма изделий проста, без излишней вычурности.

www.doklad-plus.ru

История возникновения гжели

В 60 км от Москвы расположен Раменский район, в состав которого входят 27 деревень, которые представляют собой единый гжельский культурный район. Одна из этих деревень и носит название Гжель. Оказывается, существует и предприятие, которое также названо «Гжелью». Благодаря этому предприятию и было восстановлено производство этих удивительных керамических изделий.

История возникновения гжели

Изготавливаемые в этих краях превосходные изделия из фарфора, покрытые росписью на белом фоне, называют гжелью.

История возникновения гжели имеет глубокие корни. Первые письменные свидетельства о гжели были найдены в письменных изданиях за 1339 г. Данные источники являлись духовной грамотой, которая принадлежала Ивану Даниловичу Калите. По данным найденных источников Гжель считалась одной из прибыльных волостей и принадлежала великим московским князьям и царям.

как возникла гжельПримерно в XVI в. мастера-гжельцы привозили в Москву оставшиеся запасы домашней посуды, а в Яузскую слободу привозили гончарам глину. Иные мастера оставались работать в этих краях. А также любили они посещать и местные ярмарки. Именно на ярмарках они знакомились с живописными изделиями других мастеров России и других стран. Таким образом, и сформировался со временем так называемый гжельский крестьянский слой населения.

Примерно в 1800 в с. Володино, братья Куликовы обнаружили смесь беловой фаянсовой массы. В связи, с чем примерно в 1800-1804 гг.. здесь был открыт первый завод по производству фарфоровых изделий.В 70 — 80 гг.. XVIII в. гжель становится российским центром изготовления высокохудожественной майолики.Но помимо завода, существовало много и народных мастеров, которые с раннего утра до позднего вечера трудились в собственных мастерских, создавая истинные фарфоровые шедевры. Работа каждого мастера отличалась своеобразным гжельским почерком, накопленным опытом и знаниями, собственным кругозором и мировоззрением.

В середине XVIII в. гжельские фарфоровые изделия стали приобретать популярность практически во всех уголках России. А конец XVIII в. ознаменовался расцветом гжельской майолики; большую известность получили такие изделия местных мастеров, как кувшины, квасники, кумганы. Привлекает внимание и изготавливаемая в те времена гжельская и майоликовая посуда с изображением не только пейзажей природы, но и с изображением людей, а также юмористических жизненных сюжетов.

В течение столетий мастера-гжельцы создавали непревзойденные по красоте росписи и изразцы для украшения печей и каминов. Более 500 образцов росписей насчитывает богатая коллекция Эрмитажа.В конце XVIII в. и в течение XIX в. получило бурное развитие и изготовление простого фаянса или так называемого полуфаянса.

А классическим цветом фаянса стал считаться синий цвет. Именно росписи синим цветом, пришли на смену контурным изображениям с полихромной краской. Оказывается, синяя краска прекрасно соединяется с глазурью в отличие от других видов краски, а при обжиге уменьшается степень выхода брака. Сияющий насыщенный цвет способен сохранить красоту и изыск росписи на долгие годы.

Первое Гжельское Товарищество было образовано в 1972 г. в процессе объединения 6 малых цехов.Ассортимент керамических фарфоровых изделий весьма разнообразен: фарфоровая майоликовая посуда, фарфоровые игрушки, израцы и плитки, фарфоровые сосуды, фарфоровые статуэтки и т. д.

И пo сeй день, гжельские умельцы продолжают создавать превосходные художественные шедевры из фарфора. Используя опыт наших предков, и вкладывая собственный труд, мастера создают неподражаемые изделия фарфорового искусства, стирая временную грань столетий.

keramoblog.com

Как появилась гжель? - Жизнь замечательных имен

Звонкое слово «гжель» обозначает русскую фаянсовую посуду и украшения. Гжель имеет белый цвет и раскрашена синей кобальтовой краской.

Гжель – это старинный район, где издавна занимались гончарным промыслом. В так называемый «Гжельский куст» входят 27 населенных пунктов. Этот район расположен приблизительно в 60 километрах к востоку от Москвы в сторону Мурома и Владимира. Час езды на электричке с Казанского вокзала.

Места здесь довольно скудные, болотистые и глинистые. Вырастить что-либо на такой земле – проблема. Но в том-то и дело, что такие замечательные глины, как находили в этом районе, сами по себе были сокровищем. Поэтому здешних жителей издавна кормило ремесло, и кормило лучше, чем земледелие. В районе реки Гжелки занимались гончарным промыслом и добились в нем выдающихся успехов.

Гжель известна по крайней мере, с 14-го века. Гончары из Гжели привозили произведенную ими посуду в Москву. Везли горшки, миски, кирпичи, изразцы и... детские свистульки. Ерундовая, казалось бы, вещь, дешевка. Но когда свистулек продается много тысяч в год, их производство приносит хороший доход.  Кроме того, гжельцы поставляли в Москву и местную глину, снабжали сырьем московских гончаров из Гончарной слободы, что находилась на Таганском холме.

В 1770-е годы в России пытались начать производства фарфора. Секрет изготовления тонкой, изящной посуды вывезли из саксонского города Майсен, а белые глины начали искать по всей России. В деревне Перово (сейчас она является районом Москвы) в начале 19 века существовала фарфоровая фабрика Отто, где изготавливали фарфоровую посуду по майсенскому способу. На этой фабрике работал гончар из Гжели Павел Куликов. Он видел, как и из чего изготавливают фарфоровую посуду, а главное, научился ее обжигать. Надо сказать, что конструкция горна и режим обжига при производстве фарфора – главный секрет. Обучившись, Павел Куликов вместе с братом начал искать в окрестностях родной деревни белую глину, из которой можно было изготавливать фарфоровую посуду. Поиски завершились успехом. В районе деревни Минино они нашли залежи светлой серой глины. Братья соорудили на своем дворе печь для обжига фарфора и начали производство. Вместо фарфора у них получился грубоватый и непрочный фаянс. Несмотря на это, фаянсовая посуда, красивая, белая и гладкая пользовалась спросом. Она выглядела лучше глиняной посуды, и при этом дешевле фарфоровой.

Братья Куликовы, желая сохранить монополию на производство фаянса, делали всё сами. Но информацию утаить невозможно. Соседи прокрались в их мастерскую, разведали устройство печи для обжига и построили такие же у себя на подворьях. Так Гжель стала центром производства русского фаянса. Вскоре местные мастера нашли способ украшать свои изделия глазурью и разноцветной росписью.

Одним из основателей фарфорового производства в Гжели был Яков Васильевич Кузнецов.  В 1810 году он выкупился на волю у помещика и открыл в Гжели собственное дело. Дело пошло, и уже через два года завод работал на всю мощность. Когда Якову Кузнецову стали помогать его дети, Терентий и Анисим, производство стало расширяться. В 1832 году заработал второй завод Кузнецовых, в Дулево Владимирской губернии. В 1889 году наследники Якова Кузнецова основали товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий. Со временем товарищество объединило под своим управлением семь российских заводов по производству посуды из фаянса и фарфора. Правление «Товарищества» находилось в Москве на Мясницкой улице. В этом доме сейчас размещается магазин «Фарфор». Все фарфоровые заводы в Гжели объединились «под одной рукой» и это была рука Кузнецовых.

После революции кузнецовские заводы были национализированы и разъединены. Каждое производство было само по себе. В 1930-х и в 1940-х годах около половины производства советского фарфора и фаянса оказалось сосредоточенным в Гжели. К сожалению, многие традиции мастеров оказались утраченными. Их пришлось восстанавливать заново.

Гжель стала одним из центров прикладного и декоративного искусства сначала СССР, а потом Российской Федерации. Здешние художники создают посуду традиционных форм. Эта посуда по большей части используется в декоративных целях, хотя остаются вполне функциональными.

Кроме посуды в Гжели освоили производство изразцов, архитектурных украшений из фарфора, а также начали выпускать фаянсовые статуэтки. Для росписи гжельского фаянса мастера применяют четыре цвета: коричневый, желтый, зеленый и синий.

Голубая и синяя роспись кобальтовой краской стала фирменной для гжельского фаянса. И сейчас, когда говорят о гжельской росписи, предполагают именно роспись синего цвета. Мастерицы-маникюрщицы даже ввели в пользование узор «гжель», расписывают синим и голубым цветом ногти, вырисовывая на них традиционные гжельские узоры, цветки и листки.

topauthorПолезные ссылки:
  1. Гжель в Википедии
  2. Откуда на Руси появилась Гжель?
  3. История возникновения Гжели
  4. Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова

eponim2008.livejournal.com

Когда появилась гжель? В каком веке и в каком селе появилась гжель? |

когда появилась гжель? В каком веке и в каком селе появилась гжель?

  • Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель» , являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст» . «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам» . Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет» . В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды» . Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…» . До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Ракеты Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

goxi.ru

Что такое гжель? Гжель - вид народного промысла

Что такое "гжель"? Ремесло или высокое искусство? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Гжель, история которой уходит корнями в начало 14 века, за несколько столетий успела побывать в нескольких ипостасях. Это "непостоянство" никак не умаляет достоинств художественного ремесла. Впервые народный промысел "гжель" был упомянут в посмертном завещании Ивана Калиты, великого князя Московского, в 1340 году, который повелел наследовать керамические доходные мастерские сыну своему.

что такое гжель

Гжель или жгель

Название "гжель", история появления которого до сих пор вызывает споры, тем не менее существует в нынешнем виде уже давно. Разброс мнений практического значения не имеет. Одни ученые-этимологи утверждают, что оно произошло от реки Гжелка, Гжолка или Гжелька, протекающей в верхнем Приднепровье, другие специалисты склонны считать, что первоначально народный промысел "гжель" назывался жгель, поскольку изделия из керамики жгли и обжигали. А буквы переставили уже сами русские простолюдины, которые отличаются извечной привычкой все переиначить, перефразировать и перевернуть. Например, русский человек слово "омнибус" произносит как "обнимусь". И с этим ничего нельзя поделать. Так и тут - жгель и гжель.

Белая глина для аптекарей

Что такое Гжель? Это местечко, издавна прославившееся высококачественной белой глиной, добыча которой была налажена еще в 17 веке. В 1663 году вышел указ царя Алексея Михайловича, гласивший: "в волости гжельской добыть глины, что годится для алхимических да аптекарских сосудов". И в Москву в адрес аптекарского приказа доставили 15 возов, груженных глиной. С тех пор глинодобывающий завод "Гжель" стал поставщиком белой глины для московских аптекарей. А русский ученый Михаил Ломоносов так сказал: "Едва ли есть более чистая земля, без примешания, более чем гжельская, кою химики девственницей зовут, за ее белизну и чистоту". Кроме белоснежных сортов глины, в "гжельском кусту" скрываются под землей еще несколько видов промышленной глины, пригодной для производства различных изделий, в том числе и художественных. Ученые пробовали определить объемы запасов методом простых расчетов, однако ничего из этого не вышло – стало очевидно, что разведанные пласты - это всего лишь малая часть реально существующих залежей. Вывод однозначен: сырья хватит еще не одному поколению.

гжель фото

Что такое гжель с точки зрения гончарных дел мастеров

Без малого четыреста лет в гжельских мастерских делали из глины посуду гончарным способом, печные изразцы и простые детские игрушки.

В 1812 году в губернии насчитывалось 25 заводов, которые производили огромное количество кухонной утвари. Особенно ценилась продукция заводов Лаптева и Ермила Иванова, расположенных в селе Кузяево. Покупатели обращали внимание не только на заводское клеймо, важно было удостовериться в том, что изделие сделано одним из трех наиболее уважаемых гончаров: Кокуном Иваном, Гусятниковым Никифором или Иваном Срослеем. В то время предвестниками всемирно-известных гжельских художественных изделий были глиняные игрушки и статуэтки, звери, птицы, лошадки и куклы. Каждый предмет непременно находил своего покупателя.

Художественное оформление изделий

Что такое гжель с точки зрения иностранцев? После того как близ деревни Минино нашли пласт особо пластичной светло-серой глины, на местных фарфоровых заводах было налажено производство фаянса, из которого получались изящные кувшины и вазы, квасники и кумганы. А в первой половине 19 века начался выпуск классической сине-белой гжельской посуды. Иностранцы, любители русской культуры, сразу же обратили внимание на необычные изделия, которые стоили дешево, а красотой превосходили известные фарфоровые шедевры немецких мастеров. Таким образом, словосочетание "гжель - посуда" приобрело определенный смысл. На артельщиков посыпались заказы, это было начало эры подлинного гжельского искусства.

В то время на Руси не было достаточного количества фаянсовой или фарфоровой керамики для кухни, в богатых домах пользовались столовым серебром, а люди среднего достатка довольствовались разрозненными тарелками, чашками и блюдцами из обожженной глины низкого качества. Поэтому неудивительно, что с появлением гжельской посуды начался настоящий бум. Купцам и промышленникам сразу стало ясно, что рынок посуды нуждается в огромном количестве красивых сервизов, кофейных и чайных, простых и праздничных. И гжельская посуда как нельзя лучше подходила для этих целей.

гжель посуда

Старообрядец Яков Кузнецов

В 1812 году житель села Новохаритоновского, некто Кузнецов Яков Васильевич, старообрядец по вере, открыл небольшое фарфоровое производство, которое вскоре разрослось до размеров огромного предприятия с филиалами в Рыбинске, Твери и Риге. Изделия в стиле "гжель", фото которых представлены на странице, требовали высокого профессионализма при их изготовлении. Кроме того, каждый новый завод тоже нуждался в специалистах, и Яков Васильевич стал приглашать мастеров и художников со стороны. Люди приезжали целыми семьями, им предоставляли жилье и создавали комфортные условия в расчете на то, что они останутся надолго. Так оно и было, дети приглашенных специалистов наследовали профессию родителей и с честью продолжали начатое ими дело. Таким образом, фарфоровая промышленность успешно развивалась, промысел "гжель" процветал. При этом доля заказов, которые делали иностранцы, составляла более 80 процентов от общего объема выпускаемой продукции. Словосочетание "гжель - посуда" доминировало в торговле. Продукции требовалось все больше, фарфоровые заводы начали задыхаться от нехватки рабочей силы, а взять квалифицированных специалистов было негде. Заводчики в два раза увеличили заработную плату рабочим и на треть жалованье служащим. Желающих поработать на гжельских предприятиях сразу прибавилось и кадровый вопрос был на какое-то время решен. Заводы заработали в полную силу и теперь продукции хватало для российского рынка с избытком и еще оставалось для заграницы.

Материал и технологии

Месторождение белой глины в гжельских районах содержит 17 сортов, из которых можно выделить два основных - первый для производства фаянса и фарфора, это "беложгущий" сорт, и второй - красная керамика "гжели" и майолика.

народный промысел гжель

Огромный потенциал фарфорового производства увидел и царь Московский и всея Руси Романов Алексей Михайлович. После недолгих раздумий монарх принял решение. По всей Гжельской земле отменили крепостное право, ремесленники получили вольную царским указом и были приписаны к Дворцовым ведомствам. Ученый Михайло Ломоносов вместе со своим сподвижником Дмитрием Виноградовым открыл новый рецепт фарфора, который в полной мере соответствовал уникальной структуре гжельской глины. Открытие было сделано в 1748 году и с тех пор началась история русского фарфора в глобальном значении. В короткое время построили Императорский завод, который стал главным промышленным предприятием по выпуску фаянсовых изделий на территории России. А керамика "Гжели" вскоре приобрела промышленный статус.

Популярность гжельского промысла

В 19 веке гжельская керамика распространилась по всей российской территории. Что характерно, чем больше на фарфоровых заводах выпускалось продукции, тем качественнее она становилась. В архивных анналах императорской канцелярии того времени хранится заказ на посуду для царского стола, выписанный гжельскому производителю тонкого фарфора Степану Афанасьеву: "...на заморский фасон самолутчей доброты...", что означает "в соответствии с самым лучшим заграничным качеством". И надо полагать, что мастера-художники, работавшие у мануфактурщика Афанасьева, блестяще справились с задачей. Уже тогда фаянсовые заводы конкурировали между собой, стараясь опередить друг друга в качестве продукции. Это была здоровая конкуренция, в которой не было соперничества. Наоборот, мастера старались делиться опытом и благожелательно раскрывали один другому секреты производства.

керамика гжели

Классика сине-белого цвета

Постепенно вся продукция российских фарфоровых заводов, выпускаемая под маркой "Гжель", фото свидетельствуют об этом, перешла на раскраску синим кобальтом. Этот цвет стал "фирменным" в первую очередь для посуды, а затем и для всей остальной продукции, игрушек и сувениров. Монохромный кобальт, красивый ярко-синий цвет, был получен в 1735 году шведским минералогом Георгом Брандом из горного колчедана.

Кроме "фирменного" цвета, гжельские фарфоровые изделия отличались прекрасно выполненными сюжетными рисунками. Художники рисовали спонтанно, без эскизов и набросков, сразу "набело", и это у них получалось. Гжельский рисунок - это всегда выверенный художественный образ, который очень редко повторяется. "Под копирку" сине-белые изделия выпускаются только в качестве сувениров, да и то малыми сериями. В основном "Гжель" - это эксклюзивные экземпляры, изготовленные на хорошем художественном уровне.

гжель история

Техника рисунка

Технологии, применяемые в гжельском производстве, разнообразны и достаточно эффективны. Мастера при этом не ищут простых путей, работают по сложным схемам, на ходу осваивая новые методики. В последнее время гжельские художники стали применять так называемую смешанную технику живописи, надглазурную и подглазурную, когда основной кобальтовый рисунок наносится на влажную глину, под глазурь, а более точный орнамент рисуется уже по глазури. Надо сказать, что этот способ стал последним в цепочке нововведений, поскольку именно тогда гжельские изделия перестали быть роскошью и вошли в повседневный обиход. Таким образом, сине-белые сервизы, столовые наборы, шкатулки, детские игрушки и другие изделия были поставлены на поток.

Времена застоя

После революции 1917 года большинство фарфоровых заводов закрылось, так как некому было вести дела на производстве - талантливые инженеры, все как один, эмигрировали, а оставшиеся кадры не справлялись с задачами. Тем не менее после двадцатилетнего простоя искусство тонкого фарфора начало понемногу восстанавливаться. Процесс возрождения был запущен благодаря подвижничеству художников-керамистов, энтузиастов гжельского художественного промысла.

Свой вклад в дело возрождения гжельского искусства внесла художница Н. И. Бессарабова, ее поддержал скульптор-керамист, известный искусствовед А. Б. Салтыков. Под их руководством народный промысел был полностью восстановлен и вновь сине-белые изделия засияли позолотой во всем мире.

завод гжель

"Гжель" сегодня

В настоящее время искусство "гжели" продолжает развиваться, появилось новое поколение талантливых художников, работающих в традиционной манере, но с применением суперсовременных технологий. "Гжельский куст" находится в шестидесяти километрах от Москвы, протянувшись в Муромском направлении, он объединяет 27 деревень, в каждой из которых живут и работают потомственные гончары и художники.

Сегодняшняя "Гжель" - это гордость страны, российская визитная карточка в сфере изобразительного искусства, наряду с хохломой, жостовским промыслом, Федоскинскими миниатюрами – все это народные промыслы России. "Гжель" по праву возглавляет этот престижный список.

fb.ru

ГЖЕЛЬ - это... Что такое ГЖЕЛЬ?

  • ГЖЕЛЬ — и; ж. собир. Изделия народной художественной керамики с сочной синей росписью по белому фону // Отдельное такое изделие. ● По названию села Гжель, где возник этот промысел. * * * ГЖЕЛЬ ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов… …   Энциклопедический словарь

  • Гжель — село в Московской обл., к ЮВ. от Москвы. Широко известно пр во гжельской керамики: квасников, тарелок, игрушек с многоцветной росписью и иногда с лепными фигурками. Промысел в окрестностях достиг высокого худож. уровня во 2 й половине XVIII в., в …   Географическая энциклопедия

  • ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, и, жен., собир. Изделия народной художественной керамики [по названию села Гжель, где возник соответствующий промысел]; отдельное такое изделие. | прил. гжельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Гжель — Гжель, и (населенный пункт) и гжель, и (изделие; также собир.) …   Русский орфографический словарь

  • Гжель — ж. Название населенного пункта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ГЖЕЛЬ — ГЖЕЛЬ, село в Московской обл. Ж. д. станция. Керамические предприятия (гжельская керамика). Высокого художественного уровня гончарный промысел достиг во 2 й половине 18 в. майолики (квасники, тарелки, игрушки и т.д.), с многоцветной росписью,… …   Русская история

  • гжель — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • керамика (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гжель — Гжель, село в Московской области, в Раменском районе, железнодорожная станция. Керамические предприятия (производство гжельской керамики). Гончарный промысел имеет давние традиции. Высокого художественного уровня он достиг во 2 й половине XVIII в …   Словарь "География России"

  • Гжель — …   Википедия

  • гжель — и, ж. Вид фарфора. В Москве цветет сейчас мода на гжель. Это тоже фарфор, толстостенный, как бы «деревенский», изготовленный на небольшой фабрике на подмосковной станции Гжель. [Литературная газета, 1980, 42] …   Малый академический словарь

  • lingvostranovedcheskiy.academic.ru