Развитие М. В. Ломоносовым русской науки и культуры. Ломоносов его вклад в науку


Вклад Ломоносова в науку | История Российской империи

Корпускулярно-кинетическая теория Ломоносова

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин о Ломоносове)

М. В. Ломоносов был первым русским естествоиспытателем мирового значения, первым русским академиком, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств.

Он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых - одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Он был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики, он утвердил основания современного русского литературного языка, разработал проект Московского университета, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, являлся действительным членом Академии наук и художеств, профессором… И это все за каких-то три с половиной десятка лет! Ведь фактически до Ломоносова не существовало русской науки.

Основная область научной деятельности Ломоносова - химия

Об энциклопедизме М. В. Ломоносова с определённостью говорит и сам перечень его трудов. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка», - писал о Ломоносове Пушкин.

Но основной областью своей деятельности М. В. Ломоносов считал химию.

В естествознании

 Корпускулярно-кинетическая теория 

Защита теории

Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.

В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.

М. В. Ломоносов обращает внимание на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там. Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Он доказал, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Эта теория более критиковалась, нежели принималась учеными того времени. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул —молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии», оставшейся незаконченной, он дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивается, что эти частицы чувственно неощутимы. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи, он не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.

Физическая химия

Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений.

Наука о стекле

Цветное стекло

В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.

Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М. В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол.

О пользе стекла

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование.  Усть-Рудицкая фабрика представляла собой в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Сначала на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

В астрономии

Ломоносов обнаружил атмосферу на Венере

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу Э. Галлея), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран. Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М. В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие, он составил руководства для наблюдателей и т. д. Эффект увидели многие наблюдатели, но только Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у Ломоносова — «пупырь»), получил его имя — «явление Ломоносова».

В оптике и приборостроении

Проект морского телескопа

Ломоносовым было построено более десятка принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. Он сконструировал и построил несколько принципиально новых оптических приборов, создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названный им «ночезрительной трубой». Она предназначалась для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время.13 мая 1756 г. он демонстрировал её на заседании Академического собрания (этот проект вызвал ряд возражений со стороны академиков С. Я. Румовского, А. Н. Гиршова и Н. И. Попова, а академик Ф. У. Т. Эпинус пытался доказать «невыполнимость на практике» этого изобретения), но Ломоносов до конца своих дней продолжал заниматься созданием приборов для ночных наблюдений, но ему не суждено было увидеть реализацию этой своей идеи. Им разработан и построен оптический батоскоп, а также «горизонтоскоп» — большой перископ с механизмом для горизонтального обзора местности. М. В. Ломоносов стоит у истоков русской теоретической оптики. Он усовершенствовал телескопы Ньютона и Грегори: новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.

Фрагмент мозаичного панно Ломоносова

В теории электричества

В работах М. В. Ломоносова, посвящённых исследованию электричества, особенно ценным является направленность их от качественных наблюдений к установлению количественных закономерностей — формированию основ теории электричества. Занимаясь независимо этими исследованиями, он с Г. В. Рихманом и Б. Франклином добился наиболее убедительных результатов. Ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743) указывает на выявленную им природу северного сияния.

Получение твердой ртути

В декабре 1759 г. М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть в твёрдом состоянии. Важным моментом этого открытия среди прочего является то, что он первый показал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

Прототип вертолёта

М. В. Ломоносов, независимо от Леонардо да Винчи разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов, а только подъём метеоприборов.

В гуманитарных науках

Риторика

Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники по риторике издавались только на церковнославянском или латыни).  В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.

Грамматика. Теория «трех штилей»

Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»).

О теории «трех штилей» читайте на нашем сайте: Теория «трех штилей» Ломоносова.

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Составными элементами познания он считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Ломоносов был убежден, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования. Считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка и  рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Ломоносов выступал  за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Впервые в русской педагогике стал сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Литературное творчество

«Слово похвальное Петру Великому…». 1755

«Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина» ( 1739)

«Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския» (1746)

«Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны»( 1747)

«Утреннее размышление о божием величестве» (1743)

«Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» (1743)

«Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)

«Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)

«Лишь только дневной шум замолк…» (1747)

Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750

Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года

Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же

«Гимн бороде»(1757)

«Разговор с Анакреоном» (между 1758 и 1761)

Надпись к статуе Петра Великого

Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»

Памятник Ломоносову у здания МГУ

Похожие статьи:

  1. Вклад Ломоносова в русскую литературу
  2. Теория «трех штилей» Ломоносова
  3. Основание Московского университета им. Ломоносова

www.rosimperija.info

Реферат - Ломоносов и его вклад в науку

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)

Одним из самых значительных нововведений петровской эпохи было создание Российской Академии наук. Госу

дарство, взяв на себя заботу о материальном обеспечении академиков, надеялось, что они сумеют внести существенный вклад в процветание России.

Однако серьезной проблемой было отсутствие в стране людей, достойных звания академика. Поэтому на работу в Академию наук пригласили видных иностранных ученых.

Затем произошло явление Михаила Васильевича Ломоно

сова. Огромный талант и неуемная тяга к знаниям позволили крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем вре

менам высот социальной лестницы. Ученый-энциклопедист, основоположник нескольких направлений в естествозна

нии, Ломоносов проявил себя блестящим поэтом, а также оставил след в истории и филологии.

Со временем он превратился в символ русской науки, и за хрестоматийным глянцем, за бронзой монумента скрылись подлинные черты этого незаурядного человека.

Каким же на самом деле был Ломоносов?

Александр Пушкин о Ломоносове выразился так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и всё проник». К этому трудно что добавить по существу — можно лишь рассказать подробнее

Ломоносов Михаил Васильевич родился в с. Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву.

«Вот и матушка Москва», – сказал помор с заиндевевшей бородой своему соседу, рослому молодому человеку, шагавшему рядом с ним около саней. Недавно короновавшаяся императрица Анна Ивановна, жившая пока в Москве, любила иллюминацию, и поморы, ежегодно в это время доставлявшие в первопрестольную рогожи с заледенелой рыбой, увидели город иным, чем в прошлые годы. У Сретенских ворот Земляного города обоз замедлил ход. Поморы засмотрелись на освещенную тусклыми огоньками иллюминации Сухареву башню, о которой в народе ходило множество рассказов и легенд. Михайло Ломоносов как очарованный смотрел на эту башню. Он знал, что в ней помещается Московская цифирная школа и что здесь состоит учителем замечательный человек – Леонтий Магницкий «Арифметику» которого юноша-помор знает почти наизусть.

Сняв для жилья угол у своего бывшего земляка, жившего в Москве, и послушав его совета, Ломоносов отправился в цифирную школу, и был там хорошо принят. Но после нескольких посещений классов юноше преподаваемой там науки показалось мало.

В январе 1731 года он направился в Спасские школы, или так называемую Славяно-греко-латинскую академию. Ректору академии архимандриту Герману (Копчевичу) он отрекомендовался сыном холмогорского дворянина. В разговоре с юношей ректор убедился в его отличных знаниях начальных наук, в светлости ума и

способностях. Ломоносов написал прошение о зачислении его в младший класс Славяно-греко-латинской академии. Здесь юноша должен был пройти полный курс обучения – восемь классов. В этих классах обучали латыни, славянскому языку, нотному пению, давали начальные знания по географии, истории и математике. Следующие два класса были средними и именовались пиитика и риторика. В них преподавали красноречие, ораторское искусство и литературу. Последние два класса — философия и богословие – считались высшими. Здесь кроме философии и логики давалось некоторое представление о естественных науках и физике. Учеников последних классов называли студентами.

В академии обучалось около двухсот юношей. Академия готовила учителей, священнослужителей, переводчиков и ученых. Преподавателем математики в младших классах был Тарасий Посников – друг Ивана Каргопольского, холмогорского учителя Ломоносова. Посников взял талантливого переростка из Холмогор под свое особое покровительство. «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыне учиться», – вспоминал о начале своей учебы в академии Ломоносов. Не прошло и года, как Михаил блестяще справился с латинским языком, на котором он мог теперь сочинять стихи, и был переведен в средние классы.

Годы учения были тяжелыми. Воспитанники первых шести классов получали по три копейки на день, а в седьмом – по четыре копейки. Жили они кто где, многие у знакомых монахов, прислуживая им за «угол». Не гнушались никакой физической работы, писали письма, прошения, читали молитвы над покойниками. Некоторые ученики, претерпевая «глад и хлад, от школ поотставали». Об этом тяжелом времени сам Ломоносов впоследствии вспоминал так: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели… С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил…».

Ломоносов учился блестяще. Быстро и грамотно конспектировал лекции, которые читали в академии на латинском языке. До нашего времени сохранился такой конспект лекций, сделанный в те годы будущим великим ученым. Преподаватели академии Федор Кветницкий и Порфирий Крайский были энтузиастами своего дела и стремились привить ученикам любовь к науке, к литературе, к чтению. Благодаря им Ломоносов читал в подлинниках Овидия, Горация, Платона, Плутарха. Освоив латинский язык, он начал самостоятельно изучать и греческий, который в тот период в академии не изучали. Тогда же Ломоносов пишет свои первые стихи на русском языке.

Академия готовила студентов для дальнейшего обучения на родине и за границей. Словом, она выполняла роль отсутствовавшего в Москве университета.

Ломоносов любил бывать на народных гуляньях, ярмарках и торжищах, изучал быт, говор, нравы москвичей. Московское «аканье» в разговорной речи он отметил на страницах своих филологических исследований и в строках одного стихотворения:

Великая Москва в языке толь нежна,

Что А произносить за О велит она.

В июле 1735 года Ломоносов перешел в последний, философский класс академии. В конце года неожиданно пришло предписание: «…выбрать из учеников Спасских школ двадцать человек, в науках достойных», и послать их в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. В числе отобранных учеников «не последнего разумения» был и Михайло Ломоносов. 23 декабря 1735 года вместе с другими одиннадцатью воспитанниками Славяно-греко-латинской академии он выехал из Москвы в Петербург.

Ломоносов был первым в России ученым, выступавшим с общедоступными лекциями по точным наукам перед широкой аудиторией на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени.

Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:

«а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;

б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;

в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку”.

В настоящее время Ломоносова знают в основном как ученого, но при его жизни рус

ское общество считало его прежде всего сти

хотворцем. В 1748 году он выпустил «Ритори

ку»: в этой книге о науке красноречия имелось немало его переводов греческих и римских по

этов, зачастую передавших личное отношение Ломоносова к обсуждаемым темам. В 1751 году вышло в свет «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова», подво

дившее итог его литературной деятельности.

Ломоно

сов ввел «мужскую» рифмовку (ямб), а так

же трехсложную стопу (дактиль, амфибра

хий и анапест, различающиеся ударением на разные слоги трехсложной стопы) и по

зволил себе свободно варьировать числом стоп. В эти годы Ломоносов, поглощенный административной деятельностью, не оставлял научных поисков — в частности, в пику «норманисту» Миллеру занялся древней

шей историей России. Составил новую «Российскую грамматику», в течение несколь

ких десятилетий переизданную более десят

ка раз. «Российская грамматика» — одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. Первая печатная (типографски изданная) русская научная грамматика на родном языке. «в «Российской грамматике» Ломоносова были сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка. Выход «Российской грамматики» был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом. «Российская грамматика» принесла Ломоносову вполне заслуженную славу «первейшего» российского грамматиста. Стихи Ломоносова произвели ошеломляю

щее впечатление на читателей.

Ломоносов получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый львиную долю времени отдавал разработке мозаичного стекла и, до

бившись успеха, попытался начать самостоя

тельную предпринимательскую деятельность.

В 1746 году граф Михаил Воронцов привез из Рима образцы итальянской мозаики, се

крет которой строго охранялся. Ломоносов решил разработать собственную технологию изготовления цветного непрозрачного стек

ла и уже к весне 1750 года получил качественные образцы. «По учиненным мною опытам в химической лаборатории, докладывал он в канцелярию, нашлось немалое число таких стекол, которые в мусию [мозаику] годятся, а для лучшего оных виду должно их оточить и с одной стороны вышлифовать».

25сентября 1752 года Ломоносов подал на имя Елизаветы Петровны «всенижайшее пред

ложение об учреждении мозаичного дела» и просил на эти нужды ежегодно по 3710 ру

блей. Этот проект был отвергнут, однако он не успокоился, пока не добился одобрения Сената на выделение ему земли неподале

ку от Петербурга с предоставлением пример

но 200 крепостных крестьян для создания там стекольной фабрики.

У Ломоносова появляется мысль о необходимости создания в Москве университета, в котором могли бы обучаться широкие демократические слои населения. Он обращается со своим предложением к царедворцу Шувалову и заинтересовывает его проектом. Вскоре Ломоносов представляет Шувалову план организации Московского университета и его гимназии, стремясь придать им демократический характер. Михаилу Васильевичу удалось добиться того, чтобы в Московском университете в отличие от заграничных университетов не было богословского факультета. 12 января 1755 г. указ об учреждении в Москве университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной. Университету было передано старинное здание на Красной площади, находившееся на месте теперешнего Исторического музея. Одной из первых книг, напечатанных в типографии Московского университета в 1757 г. было «Собрание сочинений М.В. Ломоносова» с гравированным портретом автора, сделанным под его наблюдением. Этой книгой награждали лучших студентов университета и учеников его гимназий. В 1876 г. перед аудиторным корпусом университета был поставлен бронзовый бюст основателю работы скульптора С.И. Иванова. На 4-метровом чугунном постаменте надпись»: Ломоносову. Московский университет. 1876». Открытие памятника состоялось 12 января 1877 г. в присутствии «тысячных толп» народа.

Оставив в 1755 году кафедру химии, ученый обзавелся домашней лабораторией и там про

должал исследования в области физики и хи

мии.

 Исследования Ломоносова в области естественных наук можно рассматривать как построение единой естественнонаучной картины мира на основе выработанных им методологических принципов. В области физики, а также химии задача сводилась к объяснению физических и химических явлений на основе представлений об атомистическом строении материи.

Работа со стеклом естественно привела его к занятиям оптикой и к разработке ори

гинальной, противостоящей общепринятой ньютоновской, теории цвета. Ломоносов соз

дал целый ряд принципиально новых опти

ческих приборов, к слову сказать, в должной мере не оцененных современниками. Среди них «ночезрительная

труба», дававшая воз

можность «различать в ночное время скалы и корабли»; батоскоп, «которым бы много глуб

же видеть можно дно в реках и в море, неже

ли как видим просто»…

26 мая 1761 года произошло крайне ред

кое астрономическое явление — прохож

дение Венеры по диску Солнца. К этому вы

численному заранее событию готовились ученые всех европейских стран. Кроме того, Ломоносов организовал «зре

лище» Венеры в самом Петербурге и лично принял в нем участие. В результате он и еще несколько ученых обнаружили вокруг пла

неты световой ободок. Согласно его описа

нию, «при выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венери

на диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходи

ла. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края». Ломоносов был единственным из наблюдателей, кто дал «пу

пырю» верную интерпретацию: эта планета обладает собственной атмосферой.

Как это обычно с ним случалось, наблю

дение за Венерой стало поводом для ново

го изобретения. Ученый занялся усовершен

ствованием телескопа и разработал совер

шенно новую его конструкцию: прибор имел лишь одно вогнутое зеркало, размещенное так, что отраженные им лучи попадали в расположенный сбоку окуляр. Это позволя

ло увеличить световой поток, делая прибор более мощным и не столь громоздким, как предшествующие. 13 мая 1762 года Ломо

носов продемонстрировал его действие на заседании Академии наук, однако отчет об этом так и не был опубликован по политиче

ским причинам.

Наконец, Ломоносов высказал ряд ориги

нальных теоретических идей, подтвержден

ных впоследствии, но при жизни ученого боль

шей частью оставшихся не понятыми. Это, в частности, касается «Слова о рождении метал

лов от трясения Земли» (1757), в котором он утверждал, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня.

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, порожденных только воображением»

Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий.

Высоко оценивая значение эмпирического познания, понимал важность методов рационального познания

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме.

Несмотря на то, что со времени, когда  жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят

в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Необычное явление.

М.В. Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. В последние годы жизни Ломоносова его научные труды были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии Наук, а затем почетным членом Болонской АН.

Весной 1765 г. Ломоносов простудился и в апреле скончался, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

www.ronl.ru

Заслуги Ломоносова в науках - описание и интересные факты :: SYL.ru

19 ноября 1711 года в небольшой деревеньке Архангельской области на свет появился человек, которому суждено было стать одним из величайших ученых за всю историю человечества. Звали его Михаил Васильевич Ломоносов. Родился он в семье, глава которой на протяжении многих лет занимался ловлей рыбы. Людей, обученных грамоте, среди Ломоносовых было немного. Однако Михаил рыбаком не стал. В возрасте девятнадцати лет он отправился в Москву.

Заслуги Ломоносова в науке и литературе переоценить невозможно. Он провел обширные по тем временам физико-химические исследования, заложил основу науке о стекле, внес огромный вклад в развитие астрономии, географии, приборостроения, металлургии. Немало сделал и для литературы. Как так случилось, что сыну рыбака удалось прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русской словесности?

Детство гения

Отец, дед, прадед учёного были крестьянами-поморами. Кто такие поморы? Представители этой небольшой этнографической группы не находились в прямой зависимости от помещиков. Они трудились на землях, принадлежавших государству. Таким образом, можно сказать, что поморы представляли собой крестьян, обладавших большей свободой, нежели те, что проживали в центральной части России.

В селе, где провел детские годы Ломоносов, школ не было. Однако, как ни странно, люди, которые ценят книжную культуру, здесь встречались чаще. В условиях свободы и независимости человек трудится более плодотворно, что не раз доказано. Отец будущего ученого, например, сам построил судно, на котором плавал на промыслы. Сын нередко сопровождал его в этих поездках.

Любовь к прекрасному у Михаила проявилась довольно рано. Во время путешествий он наблюдал за полярными льдами, таинственным северным сиянием. Возможно, в один из таких дней и проснулся поэт в крестьянском сыне Михаиле Ломоносове. Заслуги в литературе этого человека значительны, хотя его произведения сегодня читают чаще филологи.

Обучение грамоте

Ещё в детстве будущий учёный раздобыл где-то грамматику церковнославянского языка, по ней и учился читать. Затем в руки ему попала "Арифметика", в которой содержались основы не только математики, но и географии, физики, астрономии, навигации. Эта книга вызвала у героя нашей статьи жажду знаний. Удовлетворить ее регулярное перечитывание книг, конечно, не могло.

В 1731 году Михаил Ломоносов совершил первый в своей жизни подвиг. Он отправился в Москву. Не на поезде, которого тогда и в помине не было, и не на лошадях, а пешком. Ломоносов не только добрался до столицы, но и поступил в единственную имеющуюся в то время высшую школу.

В Москве

Система образования XIX века современному человеку показалась бы нелепой. Например, учащиеся Славяно-греко-латинской академии, среди которых числился и Михаил Ломоносов, могли услышать от преподавателя рассуждения о весе ангела. Всё же, наряду с такими странными теориями, молодые люди получали немало ценных знаний.

Ломоносов изучал латинский, греческий. Без этого в те времена получить глубокое образование было невозможно. Все научные труды печатались именно на латыни. Жалование студента составляло один алтын. На пропитании приходилось сильно экономить. Порою в день Ломоносов съедал кусок хлеба да выпивал стакан кваса. Остальные деньги тратил на бумагу, обувь и прочие нужды. Так ему приходилось существовать на протяжении пяти лет.

Несмотря на невыносимо трудные условия науку, он не оставил. Более того, с каждым днём понимал, что знаний, полученных в академии, недостаточно. Его непреодолимо тянуло к настоящей науке - не схоластической, а той, что связана с земной жизнью.

В Германии

В 1736 году Михаил Ломоносов в числе лучших студентов академии был отправлен за границу. В Германии он провел пять лет. Христиан Вольф стал первым учителем Ломоносова. Заслуги немецкого ученого относились преимущественно к области философии. Вольф - один из самых заметных мыслителей того времени.

Ломоносов довольно быстро превзошел своего учителя. В 1739 году он отправился в Фрейберг. В немецком городе студент из России изучал металлургию и горное дело. Тогда его учителем было Генкель - ученый, который придерживался схоластических взглядов и на природу, и на науку. Однако выходец из русских крестьян шел к высокой цели своей дорогой. При изучении горного дела он, например, не ограничивался теоретическими знаниями. Не раз спускался в шахты, часто беседовал с рудокопами.

В годы пребывания в Германии наш герой проявил необыкновенную широту интересов и устремлений. Он изучал точные науки, занимался вопросами литературы, языка, философии. Весной 1740 года началось странствие Ломоносова по Голландии и Германии. Во время этого путешествия он познакомился с наукой о добывании торфа. В 1741 году Ломоносов, наконец, вернулся в Петербург.

Главные заслуги Ломоносова

Плодотворная работа ученого продолжалась около четверти века. Вплоть до преждевременной смерти. По возвращении в Петербург жизнь его была тесным образом связана с наукой. Что можно сказать кратко о заслугах Ломоносова? Этот человек много лет посвятил математике, металлургии, геологии, астрономии, географии, горному делу, истории. Ни в одной из перечисленных сфер он не был дилетантом. В каждой он проявил себя как талантливый исследователь.

Заслуги Ломоносова перед Отечеством прежде всего в том, что он создал первую в стране химическую лабораторию, где совершил открытия мирового масштаба. Этот человек является основателем физической химии. Он разработал основы атомно-молекулярного учения. Ломоносов-астроном наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску, он также совершил ряд открытий, имеющих отношение к атмосферному электричеству.

Теория и практика

Если б Ломоносов полагался лишь на теоретические исследования, ему бы не удалось достигнуть столь высоких результатов. Однажды он задумал создать на своей родине мозаичное искусство. Ломоносов организовал фабрику, на которой изготавливались цветные стекла и бисера. Затем обучил этому делу рабочих. Сам же работал художником. До наших дней сохранилась "Полтавская баталия" - замечательная работа Ломоносова. В этой области он проявил себя как ученый, художник, химик.

История

Немало Ломоносов сделал и для развития гуманитарных наук. В 1753 году он приступил к написанию исторического труда. Ему удалось создать только первый том. Но и то, что тогда написал Ломоносов, представляет большой интерес для исследователей. В своем сочинении ученый высказал прогрессивные идеи о судьбе славянских народов, вступил в полемику с иностранными историками относительно "норманнской теории".

Филология

Заслуги Ломоносова в русском языке современный человек едва ли может оценить. Произведения его, как уже было сказано, читают сегодня немногие. Эти сочинения отличаются прежде всего стилем от тех, что созданы Грибоедовым или великим Пушкиным. Однако и у Ломоносова есть сроки, поэтичность которых может прочувствовать сегодняшний читатель.

Патриотизм

Главным источником вдохновения для Ломоносова служили патриотические чувства. Он мечтал о русской науке, но в те времена исследовательской деятельностью ведали преимущественно иностранцы. Многие из них довольно подозрительно относились к соотечественникам Ломоносова.

Зарубежные исследователи, как правило, не верили в идею о создании русской науки. С ними-то Ломоносов большую часть своей жизни и вел жестокую борьбу. Однако в этой вражде не было слепой ненависти. С иностранцами, которые были готовы содействовать развитию русской науки, у ученого складывались иные отношения.

Не всё, что сделал этот великий человек для науки, получило мировое признание при его жизни. По заслугам Ломоносова оценили, быть может, только в наши дни.

www.syl.ru

Развитие М. В. Ломоносовым русской науки и культуры

Детство М. В. Ломоносова и трудный путь в науку

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – «Арифметики» Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко – латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии.

Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.[1]

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

Достижения Ломоносова в области химии, физики и других наук

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию.

Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник «Химические и оптические записи», который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», – писал он.[2] Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за «семью печатями» владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов по химии, физики, в геологии без исследований.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л. Эйлеру. Там он писал: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».[3] В работе «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760) открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики.

Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук.

На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

Мнение свое о неизменности вещества ученый доказывал химическими опытами. В 1756 году он делает такую запись: «Делал опыты в заплавленных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Иными опытами нашлось, что … без пропущения внешнего воздуха вес отожженного металла остается в одной мере».[4] Увеличение веса металла при обжигании он приписывал соединению его с воздухом.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках.

Вклад Ломоносова в русскую культуру

Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры. Ломоносов с детства познакомился с самобытной народной культурой Русского народа.

По разнообразию начинаний, дерзкому уму, необъятности знаний Ломоносов был сродни титанам Возрождения. Один из самых замечательных умов своего времени, великий естествоиспытатель, он неустанно заботился о развитии всех областей русской культуры и сам в своей повседневной кипучей деятельности стремился показать современникам образец постоянного, неутомимого труда на благо родины, соединенной работы разума и рук.

Выступая в качестве литературного реформатора, Ломоносов хорошо знал древнюю русскую письменность, летописи, народные песни, усвоил ораторские традиции русского проповеднического искусства. Еще до отъезда за границу он познакомился с панегирической поэзией и школьной драмой XVII–XVIII вв. Его поэзия стала органическим продолжением этих богатств, накопленных отечественной культурой. И в то же время Ломоносов-поэт поднял ее традиции на новый исторический уровень. Добиться этого ему помогли и та богатая школа знаний, которую он получил в годы своего пребывания в Западной Европе, и особенности его творческой личности.

Пролагая в каждой из областей русской науки и культуры новые пути, Ломоносов в своей литературно-реформаторской деятельности также опирался на широкое знание исторических судеб и путей развития античной, новоевропейской и древней русской литературы. Это позволило ему верно почувствовать, что первым ключевым условием для дальнейшего успешного развития русской национальной литературы были в его время реформа литературного языка и коренное преобразование системы стихосложения. Ломоносов не только дал решение этих насущных для русской культуры его времени вопросов, надолго определившее последующие пути развития русского литературного языка и русской литературы.

Ломоносов горячо любил русский язык, он верил, что этот язык открывает для развития поэзии широчайшие исторические перспективы. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть», – писал он, а в «Российской грамматике» (1754–1755) добавлял – «в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка…»[5]

В Петровскую эпоху были поколеблены традиции как языка старой, церковнославянской книжности, так и языка древнерусских рукописных книг, но в то же время не существовало никакой устойчивой и прочной языковой нормы. Живая разговорная речь была засорена различными заимствованиями из пестрых и разнородных иностранных источников. Это побудило Ломоносова в «Предисловии о пользе книг церковных» заложить основы того нового русского литературного языка, который соответствовал бы потребностям времени. Он отвергал «дикие и странные слова, нелепости, входящие к нам из чужих языков» и признавал основой нового литературного языка исторически сложившийся русский язык. Русский и славянский языки исторически взаимосвязаны, а потому те лексические запасы церковнославянской книжности, которые полностью сохранили свою живую силу и без труда понятны современному человеку, не могут быть отторгнуты от русского литературного языка без его обеднения и упрощения. Очистившись от обветшалых, умерших слов и оборотов церковнославянского языка, русский язык должен ориентироваться в борьбе за свое обогащение не на хаотические, беспорядочные заимствования из других языков, а на собственные свои живые ресурсы, в том числе ресурсы славянской книжности. Лишь мобилизовав все свои – прошлые и настоящие – исторические богатства, способные служить целям новой культуры и литературы, он станет достаточно гибким, отвечающим потребностям развития этой культуры и литературы инструментом.

Ломоносов, опираясь на опыт поэтики и риторики античности и Нового времени, в русском литературном языке разграничил три рода «речений» и соответственно им три языковых «штиля»: высокий, посредственный (средний) и низкий.

Хотя Ломоносов рассматривал поэтическую деятельность как второстепенную для него по сравнению с другими сферами своего огромного, напряженного труда ученого и просветителя, он был одним из гениальнейших лирических поэтов XVIII в. не только в масштабах русской, но и всей мировой поэзии.

Поэтическое наследие Ломоносова разнообразно. Оно включает торжественные, похвальные оды, философские оды-размышления («Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве», 1743), стихотворные переложения псалмов, к которым примыкает «Ода, выбранная из «Иова «» (1751), дидактическое «Письмо о пользе стекла» (1752), две песни незаконченной героической поэмы «Петр Великий» (1756–1761), резкие сатирические стихотворения, обращенные против невежд и церковников («Гимн бороде», 1756–1757, «К Пахомию», 1759, и др.), две трагедии, многочисленные «надписи к иллюминациям» и другие стихи по случаю различных придворных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихотворения. Но подлинная вершина творчества Ломоносова – его оды.

Своими торжественными одами Ломоносов создал канон, надолго ставший художественным образцом для последующей русской оды – наиболее высоко почитаемого в системе русского классицизма высокого стихотворного жанра. Ломоносов-одописец пользовался этим каноном с исключительной смелостью, свободой и гибкостью, не повторяя себя. Неудивительно, что и под пером его преемников жанр торжественной оды сравнительно надолго сохранил в России своеобразную художественную пластичность, готовность к новообразованиям, которая способствовала его поэтическому долголетию.



biofile.ru

Ломоносов и его вклад в мировую науку

Москва

Площадки в ВУЗах, музеях, научных центрах, ауд. П-9

13 октября 2012

10:00 — 12:00

Создал: elena.chugunova / чт, 21/06/2012 - 14:22

лекция

Лекция посвящена вкладу в науку одного из самых выдающихся ученых энциклопедистов Михаила Васильевича Ломоносова. Михайло Васильевич Ломоносов — это великий русский ученый XVIII века. С ранних лет он ощутил тягу к наукам. Жил он на севере в Архангельске. Обучение тогда можно было получить лишь в Москве, Петербурге или в Киеве. Ломоносов пешком ушел в Москву из Архангельска. Весь путь занял три недели. В 1730 году Ломоносов пришел в Москву. Там он поступил в славяно-греко-латинскую академию. В ней он проучился пять лет. После этого будущий ученый отправился в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук. Там он изучал многие науки: математику, стихосложение и другие. В 1736 году Ломоносов отправился за границу. В Германии и Голландии он пробыл пять лет. За это время ему удалось разобраться во всех достижениях науки того времени. Когда Ломоносов вернулся в Россию, то продолжил свою научную деятельность в Петербургском университете. Этому известному русскому ученому принадлежит огромное количество трудов во многих областях науки. Ломоносов открыл атмосферу у планеты Венеры. Также он сочинил много стихов и од. Этот ученый руководил открытием московского университета в 1755 году. Заслуга Ломоносова перед российской и мировой наукой неоценима. Он заложил основы многих исследований, которые в дальнейшем были продолжены другими учеными.

Область знаний:

Целевая аудитория:

будет интересно всем

Адрес:

119991, Москва, ул. Ленинские горы, д.1, корп.2, стр.52

Дополнительная информация:

2-ой этаж

Телефон для справок в дни Фестиваля:

+7(495)939-40-54+7(915)268-69-28+7(910)459-92-80

Ведущий:

Доцент Попов Лев Владимирович, кандидат химических наук

Организация: 

www.science.festivalnauki.ru

М. В. Ломоносов и его вклад в историческую науку

С. А. Макарова

Россия, Ульяновск

Значимость вклада М. В. Ломоносова в развитие исторической науки, да и всей науки в целом, очевидна. Широта его увлечений поражает. Все его начинания и свершения в химии, физике, металлургии и горном деле, астрономии, географии, этнографии, народном просвещении, истории, языкознании, ораторском искусстве и поэзии, помимо своих собственных достоинств, имели еще и выдающееся значение для всего русского народа. Даже теория происхождения государственности на Руси, названная современниками антинорманской, была направлена на единение всей страны, на признание ее индивидуальности.

Неутолимый жаждою к достижению все новых и новых горизонтов

М. В.Ломоносов в начале 50-х гг. XVIII в. начал интенсивно заниматься историей. Личные амбиции, побуждения императрицы Елизаветы, а так же нужда общества в этом подталкивают его углубиться в эту науку.

В чем же особенность деятельности Ломоносова-историка? Ученый видел основную задачу своей деятельности в просвещении российского народа. Его исторические труды убеждают, что и в этой области он был на уровне современной ему науки. Эти работы имели не только познавательное значение, но и способствовали формированию самосознания складывающейся русской нации. В творчестве Ломоносова впервые проявляются демократические тенденции, у него пробуждается интерес к роли народа в исторических событиях. Ученый

знал много древнерусских памятников, с особенным вниманием относился к русским летописям, считая их незаменимым источником изучения истории страны, опирался на солидную литературную, источниковедческую основу. Помимо летописей он использовал степенные книги, хронографы, разрядные и родословные книги, многочисленные сказания и исторические повести.

Историческое мышление Ломоносова характеризуется русскими историками двумя главными чертами: широтой философского обхвата и строгим реализмом. Одной из важнейших особенностей творчества ученого энциклопедиста является существование логической обусловленности. Вместе с тем его труды демонстрируют сильно развитое историческое мышление. Оно сказалось в его естественнонаучных работах, в которых отразились элементы исторического подхо да к природным явлениям.

Однако же, если труды Ломоносова в физике, химии, математике и других науках бесспорны, то когда речь заходит о Ломоносове как историке, то в устах большинства историков звучит негативная тональность. В качестве главных обвинительных пунктов ему предъявляют как его антинорманизм, так и его роль в обсуждении диссертации Г. Ф. Миллера в 1749 – 1750 гг. Действительно, исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории. Ученый разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль православия, самодержавия и духовнонравственных ценностей русского народа в формирования Российского государства патриотический запал Ломоносова зачастую оказывал значительное

влияние на его труды.

Во всех трудах замечательно то, что М. В.Ломоносов не изолировал отечественную историю от европейской. Он выделял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов, его произведения по истории не менее красноречивы, чем многочисленные стихотворения. А все дело в том, что этико-педагогическая ценность исторических повествований, по его мнению, выше, чем литературных произведений, поскольку исторический пример по силе воздействия на умы и сердца людей превосходит вымысел. Вне истории, если следовать идеям Ломоносова, нет культуры, причем история помогает становлению культуры определенного типа.

Вышедшая в 1766 г., уже после смерти Ломоносова, его «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года» явилась крупным событием не только в русской исторической науке, но и в русской литературе. Книга, основанная на

многочисленных русских и зарубежных источниках, заключает в себе светскую концепцию развития Киевской Руси. Это серьезный для своего времени историографический труд, где не только излагаются события, но и дается осмысление исторического процесса. В ней Ломоносов выступает не только как противник норманнской теории, но и является первым светским русским историографом. Книга не завершена, т. к. смерть помешала Ломоносову довести изложение до конца.

«Древняя российская история» состоит из двух частей: «О России прежде Рурика» и «От начала княжения Рурикова до кончины Ярослава первого». Греков считал, что Ломоносов предвосходил карамзинскую периодизацию, но «от карамзинской схемы ломоносовская выгодно отличается тем, что он никогда не забывает народов, которые историческими судьбами тесно с ним были связаны еще с глубокой древности». В типографию были сданы ещё третья и четвертая части

«Российской истории», но до сих пор не известно, были ли набраны эти рукописи.

Учебник по русской истории – так по праву можно назвать «Краткий российский летописец с родословием» М. В. Ломоносова. Эта вторая его историческая работа пользовалась за рубежом большей известностью, чем «Древняя

российская история» и чаще упоминалась в источниках. Она мало походила на учебное пособие для шестилетнего Павла, а скорее являлась справочным руководством для наставника. Сочинение облегчало пользование грамотами, летописями, и другими историческими памятниками. Недаром, вспоминая историков XVIII в. В. Н.Татищева и М. В.Ломоносова, выдающийся историк С. М.Соловьев говорил, что «им принадлежит самое почетное место в истории русской науки в эпоху ее начальных трудов».

В поэтических произведениях Ломоносова также множество исторических реалий, переданных с большой точностью. Поэтому, изучая его труды по истории, нельзя обойти поэзию стороной. Ученый касается всех узловых событий допетровского времени, связанных с борьбой за независимость русского

народа и с деятельностью исторических личностей от Гостомысла до Алексея

Михайловича.

Последние годы жизни Ломоносов работал над героической поэмой

«Петр Великий», где он стремился опоэтизировать, возвеличить деяния Петра и

«любезную его сердцу» мужающую Россию. Героическая поэма «Петр Великий» была не окончена.

Еще одним историческим произведением М. В. Ломоносова, для которой характерен патриотический дух, можно считать трагедию «Тамира и Селим».

Она была написана не без влияния модных в России восточных повестей, но у Ломоносова восточный сюжет является одновременно и историческим. Условная любовная фабула трагедии разыгрывается на фоне грандиозного события давней русской истории – нашествия Мамая на Русь и Куликовской битвы.

Главным действующим лицом стал хан Мамай. В основу исторических сцен трагедии положены «Повесть о Мамаевом побоище», известная в так называемой киприановой редакции, вошедшая в состав Никоновской летописи, и рассказ о Куликовской битве из «Истории российской» В. Н.Татищева. Ломоносов высоко оценивал роль истории и говорил о благородных задачах историка:

«Великое есть дело смертными и переходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных должную славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила…».

С точки зрения сегодняшней исторической науки наивность ряда положений в исторических работах Ломоносова бросается в глаза. Очевидны односторонность и ошибочность некоторых гипотез и оценок. Но в этом нет ничего удивительного: в эпоху Ломоносова отечественная историческая наука делала лишь свои первые шаги, Ломоносов не располагал и десятой долей источников, которыми располагаем мы сейчас. Нельзя забывать о том, что великий ученый и материалист в объяснении природы и ее явлений, как и все материалисты XVIII века, остается идеалистом в понимании истории человеческого общества. С другой стороны, в исторических трудах Ломоносова много проницательных догадок в том, что касается древних славянских племен и их размещения в Европе, в отношении уровня развития и роли славян в событиях первого тысячелетия новой эры и рождения славянской государственности, а так же много многое другое. Поэтому так значим вклад М. В. Ломоносова в историческую науку.

(Материал взят из книги История науки и техники глазами молодых исследователей — А. Можайского)

studik.net

Вклад Ломоносова в науку. | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Работу делала: Скворцова Анастасия Максимовна Ученица 9 класса «А» ГБОУ СОШ №809 ЗАО Учитель: Беликова Анастасия Александровна.

Слайд 2

Михаил Васильевич родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовке близ Холмогор в семье крестьянина-помора. [1]

Слайд 3

Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. [2] Холмогоры Москва

Слайд 4

В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Осенью 1736 г. Ломоносов, отправлен Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии . [2]

Слайд 5

Михаилу Васильевичу принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии . Диплом профессора химии.

Слайд 6

Михаил Васильевич считал своей «главной профессией» химию. Михаил Ломоносов первый Российский академик - химик. По Ломоносову, «химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле…» [5]

Слайд 7

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году. [3]

Слайд 8

В основе всех теорий Михаила Васильевича лежал закон постоянства материи и движения. Свое мнение он доказывал и подтверждал опытами.

Слайд 9

В 1741 году М.В. Ломоносов дал определение элемента (атома), корпускулы (молекулы), простых и смешанных веществ и начал разработку своей корпускулярной теории. [2] Молекула воды.

Слайд 10

В 1744 году сформулировал основные положения молекулярно-кинетической теории теплоты. [1] В 1763 году М.В. Ломоносов изложил основы горного дела и пробирного искусства, описал способы получения металлов из руд. [3]

Слайд 11

Ломоносов оставил замечательный дневник «Химические и оптические записи» Где он раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую разнообразные научные задачи . [2]

Слайд 12

В своем дневнике Ломоносов писал «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения - есть лучший всех способ к изысканию правды» «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком», - говорил Ломоносов. Точные опыты с чистыми веществами, с применением «меры и весов», должны сопровождаться теоретическим анализом результатов.

Слайд 13

К сожалению потомки не смогли сохранить лабораторию располагавшуюся в доме на Мойке . А так же многочисленные приборы изготовленные Ломоносовым в ручную . [3]

Слайд 14

Можно долго рассказывать о достижения Ломоносова в химии и других науках, но это займет большое количество времени. Михаил Васильевич сделал множество открытий, что перечислить их все к сожалению невозможно.

Слайд 15

Ломоносов принадлежит к числу тех редких, исключительно одаренных натур, научные идеи которых на многие десятилетия опережают свою эпоху. «Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, геологии, приборостроения, географии, языкознания, истории достойно было бы целой Академии» [5]

Слайд 16

Ломоносов глубоко верил в могущество человеческого знания и все годы своего пребывания на посту академика неутомимо боролся за распространение просвещения в России, за процветание русской науки. По проекту Ломоносова и его настояниям в 1755г. Был открыт первый в России Московский университет, ставший затем одним из центров русского просвещения и науки.

nsportal.ru