Что такое монастырь и кто такие монахи? Монастырь из чего состоит


Монастырь - что это? Какие монастыри бывают, как происходит пострижение в монахи

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

Содержание статьи

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Монастырь. Фильм митрополита Илариона

Мир православия. Монашество – путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Печерская обитель

Монах. Фильм Аркадия Мамонтова

Иноческий постриг – начало пути монаха

www.pravmir.ru

Монастырь — WomanWiki - женская энциклопедия

Монастырь – это религиозная община монахинь либо монахов, для которой характерен единый устав, а также единый комплекс принадлежащих ей хозяйственных, жилых, богослужебных и иных построек.

Христианские монастыри

Начиная с третьего века, то есть с момента старта быстрого распространения христианства, строгость жизни христиан стала постепенно ослабевать, и подвижники стали удаляться от обычных людей в пустыни и горы, подальше от мира и всяческих его соблазнов. Этих подвижников называли либо пустынниками, либо отшельниками, и именно ими и были впоследствии заложены основополагающие принципы монашеской жизни. А родиной монашества принято считать Египет, славящийся своими отцами-пустынниками четвертого-пятого веков. Именно один из этих отцов-пустынников, Пахомий Великий, и основал первую киновию (общежительный монастырь). Соединив разрозненные жилища ярых последователей Антония Великого, он огородил общину внушительной стеной и составил для монахов основанный на равномерном чередовании молитвы и труда режим дня, а также представил их вниманию основные правила дисциплины. Первый монастырский устав был написан именно Пахомием Великим в 318 году. После его смерти отшельничество стало потихоньку исчезать, а монастыри с египетских территорий начали распространяться через Палестину вплоть до самого Константинополя.

Жители Запада были ознакомлены с традициями египетских монастырей после визита Афанасия Великого в Рим в 340 году. Примерно с этого же времени стали возникать и первые монастыри в Западной церкви. А на Руси старт иночества был приурочен ко времени принятия христианства, при этом основателями монашеской жизни там по праву считались преподобные Феодосий и Антоний Печерские, которые проживали в некогда основанном ими Киево-Печерском монастыре.

Виды христианских монастырей

Все христианские монастыри делятся на несколько видов:

  • Аббатство. За этим названием скрывается католический монастырь, во главе которого стоят аббат или аббатиса, которые в свою очередь находятся в прямом подчинении у епископа, а порой и у папы римского.
  • Идиоритм. Так называют необщежительные монастыри.
  • Киновия. Представляет собой монастырь общежитского устава.
  • Пустынь. Это монашеское поселение, широко распространенное в традиции русского православия. Как правило, пустынь находится в отдалении от основного монастыря.
  • Подворье. Данное название подразумевает место проживания в городе монахов из загородного монастыря (порой с находящейся при нем церковью).
  • Лавра. Крупнейший православный мужской монастырь.
  • Скит. Жилище отшельника, являющее собой структурно либо самостоятельно выделенное в монастыре уединенное помещение.

В настоящее время в Европе (без учета России) насчитывается порядка 850 православных монастырей, а в лоне Русской Православной Церкви по состоянию на 2008 год действовали 804 православных монастыря.

Самые красивые монастыри мира

  • Вестминстерское аббатство (Великобритания, Лондон). Это один из самых известных на планете монастырей, который был открыт в 1066 году (28 февраля) в Лондоне. Данный монастырь является местом коронации и одновременно местом погребения монархов как Англии, так и Великобритании. Здесь же хоронят и величайших подданных британской короны, более того, на территории Вестминстерского аббатства существует даже «Уголок поэтов», где покоится прах Киплинга, Диккенса, Чосера и некоторых иных не менее известных личностей.
  • Таксанг (Бутан). Дословно название данного монастыря переводится как «гнездо тигрицы». Это невероятно колоритное сооружение располагается над живописной долиной Паро на высоте в три тысячи метров. А основан монастырь Таксанг был в 1962 году в пещере, в которую в свое время вознесся сидящий на тигре Гуру Ринпоче – легендарный буддийский учитель Падмасамбхава. В 1998 году роскошный монастырь практически полностью сгорел – быстро справиться с огнем мешало его труднодоступное расположение, однако впоследствии он был благополучно восстановлен.
  • Таунг Калат (Мьянма). Данный монастырь располагается на вершине горы с крайне неблагозвучным для русскоязычного населения названием Попа, на высоте в 1518 метров. Это один из наиболее значимых буддийских монастырей на территории всей Юго-Восточной Азии. Построен он был около семисот лет назад. Сейчас там обитают не только монахи, но и милые обезьянки, настойчиво выпрашивающие у туристов различные сладости и прочие лакомства.
  • Новый Афон (Абхазия). Основанный в 1875 году монахами из греческого Афона, этот монастырь уютно располагается на берегу Черного моря и по праву считается одним из самых красивых монастырей мира. Долгие годы он являлся центром духовной жизни всей православной части Кавказа, а в советские времена он пришел в запустение, после чего его превратили в историко-краеведческий музей и туристическую базу. Возвращение монахов в сию обитель произошло лишь в 1994 году.

Ссылки

womanwiki.ru

Что такое монастырь?

Практически в каждой области России есть монастыри. Их считают символами уединения, аскетического образа жизни, центрами духовности. Ежегодно обители посещает множество паломников, чтобы укрепиться в вере и поклониться христианским святыням. Так что такое монастырь?

История возникновения

Время появления монастырей относят к 1-му тысячелетию до н. э. Это были общины буддийских отшельников в Индии, откуда они распространились в Таиланд, Китай, Японию. Монастыри в Азии стали центрами духовной, политической жизни, а развитие боевых искусств сделало их и значительной военной силой.

История христианских монастырей начинается с появившихся в Египте в III в. поселений отшельников (monasthrion – «келья отшельника»), стремившихся к уходу от мирских соблазнов, становлению на путь молитвенной жизни, дабы заслужить спасение.

Основателем христианского монашества считают Антония Великого, уединившегося, чтобы сохранить чистоту веры. К ушедшему от мира старцу приходили ученики, некоторые селились поблизости, проводя время в молитве и посте. В IV в. появились общежительные монастыри, где отшельники жили вместе и подчинялись общим правилам. Первая такая община была основана Пахомием Великим.

Постепенно монастыри стали появляться в Палестине, Византии, Средиземноморье, а затем и в Европе.

Монастыри на Руси

На Руси возникновение монастырей связано с принятием христианства киевским князем Владимиром. Первая обитель, упоминаемая в летописи,– Киево-Печерская лавра (XI в.). Затем монастыри были основаны и в других княжествах.

Обители становились центрами просвещения и культуры, где велись летописи, собирались книги. Там организовывались ремесленные мастерские, творили знаменитые иконописцы Ф. Грек, Дионисий, А. Рублев. Монастыри превращались и в крупных землевладельцев, способствуя развитию феодальных отношений. А неприступные монастырские сте

elhow.ru

Что такое монастырь?

Что такое монастырь и зачем монастыри строятся? Из чего складывается жизнь монастырей и кто в них живет? Кто такой трудник и чем он отличается от послушника? Сколько сейчас монастырей в Москве и России? Рассказываем всё основное, что надо знать о монастырях и их устроении.

Что такое монастырь?

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Монастыри могут располагаться где угодно (в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах).

Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания, — оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых.

Монах молится

Для монахов монастырь — ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской.

Читайте также: Почему люди уходят в монастырь и кто такие монахи?

Для «мирян» монастырь — это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь, фото

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

Служба в монастыре

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
  • Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.

афонский монах

Кто живет в монастыре?

Те, кто живут в монастырях, называются насельникам монастыря. Это:

Собственно монахи

В отличие от дореволюционного времени, сейчас нет правил — сколько должно быть или не быть монахов в монастыре. Все определяет жизнь.

Монахи — «духовный костяк» любого монастыря. О том, какие степени монашества бывают и вообще про монашество мы писали вот здесь.

Послушники

Кто такие послушники? Это люди, которые готовятся стать монахами, но по мнению настоятеля еще не готовы к этому. При этом, монастырь уже несет духовную ответственность за послушника.

Афонские монахи, преподобный Силуан Афонский

Монахи со Святой горы Афон, первая половина XX века. Второй слева: преподобный Силуан Афонский.

Трудники

Кто такие трудники? Грубо говоря, те же послушники, только в самом начале пути. Они так же живут со всеми, так же исполняют послушания, трудятся.

Трудник на момент прихода в монастырь точно так же уверен, что предназначен для монашества, но, как показывает, практика: раз уж не всякий послушник в конце концов становится монахом, то среди трудников этот процент еще меньше. Первое вдохновение проходит, и человек уже понимает, что имел о монашестве или своих силах совсем неверное представление — и возвращается в мир. Или идет пробовать себя в другую обитель.

Гости, паломники

Это еще более «временные» для монастыря «постояльцы». Хотя бывали случаи, что именно из случайного «гостя», который оказывался в монастыре по нужде, — или паломника, — в итоге рождался монах.

Какие постройки бывают в монастырях?

По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно — это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

Болгария, Поморие, Монастырь св. Георгия Победоносца

Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

  • Собственно территория (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
  • Центральный храм (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
  • Еще один храм (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко — в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
  • Братский корпус. Это дом, где располагаются келлии — комнаты монахов и послушников.
  • Трапезная (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
  • Гостевой дом. Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка — свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
  • Другие здания. В них может располагаться все, что угодно — от воскресной школы, до монастырского издательства.
Монастырь в Болгарии.

Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа — братский корпус.

Сколько монастырей в России?

Число православных монастырей в России постоянно растет. Сейчас их больше 800. В 1986 году их было меньше двадцати.

Главным монастырем России является Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Никитский монастырь, Переславль-Залесский, фото

Один из старейших монастырей России — Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Сколько монастырей сейчас в Москве?

На август 2017 года на территории Москвы находятся 15 действующих монастырей: восемь мужских и семь женских.

Список монастырей Москвы на Википедии

Еще на территории столицы находятся семь Подворий — как бы «духовных посольств» монастырей: в них так же есть своя небольшая братия, службы по монастырскому чину. Призвание Подворий — нести в суетливый город монастырский Дух.

Например, недалеко от метро «Цветной Бульвар» или «Сухаревская» располагается Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Москва, Иоанно-богословский женский монастырь

Москва. Иоанно-Богословский женский монастырь возле станции метро Китай Город.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

uznavay.pro

это место, где люди объединены одной целью :: SYL.ru

История возникновения христианских монастырей начинается с третьего века от Рождества Христова, когда подвижничество среди христиан начало ослабевать. Люди, называвшие себя верующими, по своему образу жизни стали уподобляться язычникам, поставив во главу угла власть и мамонну. Остро почувствовав спад веры и нравственности своего времени, подвижники Антоний и Макарий Великие первые ушли в отшельничество и образовали анахоретские монастыри. Монастырь – это слово, которое в переводе с греческого языка означает "один", "одинокий".

Первые общежития

Но как общежитие монастыри появились при Пахомии Великом (ученике Антония Великого). Он первый объединил в одно целое жилища отшельников и построил свои киновии (монастыри), где ввел строгий монашеский устав. В России подобное новаторство осуществили преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основавшие Киево-Печерский монастырь, превратившийся потом в лавру (огромный мужской монастырь).

Монастырь – это прежде всего сообщество людей, объединенных одной целью. Здесь люди находят спасение в тихой молитвенной жизни, в тяжелом труде, здесь каждый скрывает свои подвиги от других. Именно монахи молятся за весь мир и за свою грешную душу, и не секрет, что этот подвиг быстрее других приводит к стяжанию Святого Духа и к конечной цели любого верующего человека – к Царствию Небесному. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Стяжи Дух Святой и вокруг тебя спасутся тысячи".

Монастырь – это место, где монахи и иноки являются воинами Господа Иисуса Христа. Если каждому верующему предстоит борьба против собственных грехов и против духа злобы поднебесной (Послание св. ап. Павла к Ефесянам, 6; 12), то монаху в этой брани отводится самое тяжелое испытание.

Валаамский монастырь

Эта обитель расположена на острове Валаам и имеет многовековую историю. Окруженный со всех сторон водой, остров живет своей жизнью, куда не проникают пытливые глаза и уши. Настоящая жизнь монаха скрыта от любопытных глаз.

Про Валаамский монастырь снято множество документальных фильмов и одна нашумевшая художественная лента "Остров" режиссера Павла Лунгина, вызвавшая интерес к монашеству и к этому острову в частности.

По преданию, апостол Андрей Первозванный, выполняя свою миссию (проповедуя о Христе среди язычников), дошел до озера Нево (Ладога) и, переходя ее бурные волны, оказался на острове. Там он из камня соорудил крест, а спустя тысячу лет два инока, Сергей и Герман, пришли и основали на этом месте монастырь. Это было только началом.

Испытания монахов

Спустя время насельники обители подверглись испытаниям, посыпавшимся на них со всех сторон – это и суровые климатические условия (солнечных дней на острове намного меньше, чем на материке), и Ладожское озеро, выходившее из берегов, и набеги шведов, положивших глаз на остров.

О монастыре можно говорить бесконечно, на сегодня он стоит в одном ряду с такими обителями, как Оптинская пустынь, Киево-Печерская лавра, Дивеевский монастырь и со многими другими.

Паломники и трудники монастыря

Перед посещением святых мест каждый должен узнать расписания монастырей и задаться вопросом о том, в качестве кого я хочу там побывать. Многие едут просто посмотреть на архитектуру обители, полюбоваться на природу, иногда зайти в храм и поставить свечку – это туристы.

Есть и паломники, которые приезжают в это место для того, чтобы прикоснуться к святыни, побывать на богослужениях, причаститься и исповедоваться.

Бывает так, что верующему человеку хочется бескорыстно потрудиться во славу Божию. С этой целью трудники (так их называют) остаются на несколько дней, а то и месяцев в святой обители. Они полностью подчиняются уставу монастыря и выполняют ту работу, которую им предлагает начальство.

Новодевичий монастырь

Этот женский монастырь основал великий князь Василий Третий в 1524 году 13/26 мая и посвятил его Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого языка означает "путеводительница" или "наставница".

Эта уединенная женская обитель по заслугам считается самой красивой в Москве. Своим белоснежным видом у подножия Воробьевых гор она напоминает раскрытую жемчужину, а легенды придают ей неповторимый загадочный вид. Согласно одному преданию, на поле, где сейчас стоит монастырь, приводили русских девиц и отбирали из них самых красивых. Девушек посылали в Золотую Орду, принося таким образом дань ненасытным чужеземцам. Отсюда и пошло название монастыря – Новодевичий.

Позже монастырь стал местом спасения для многих привилегированных особ женского пола. Жены, вдовы, сестры, дети царей и бояр, поступая в монастырь и постригаясь в монахини, жертвовали собственные сбережения, состоящие из золота, серебра, жемчужных украшений, драгоценностей и так далее.

В безбожные годы двадцатого столетия монахинь изгнали из обители и превратили ее в музей раскрепощения женщины, к счастью, недолго продержавшийся на святом месте. Большевики пытались осуществить кощунственный проект, отдав колокольню художнику-футуристу В. Татлину, фантазия которого была направлена на сооружение гигантской башни Третьего Интернационала. Чудовищную конструкцию, изображавшую устремленный ввысь хаос, так и не построили. И в этом виден Божий промысел.

И здесь же, в палатах Новодевичьего монастыря, жил реставратор Петр Дмитриевич Барановский, благодаря которому спаслись от гибели многие памятники духовной культуры. В настоящее время обитель является местом паломничества христиан со всех уголков земного шара.

www.syl.ru

Монастырь - это... Что такое Монастырь?

Монасты́рь (греч. μοναστήριον) — религиозная община (см. также монашество) монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Христианские монастыри

История

С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельники и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.

Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы (см. Монашество до его распространения на Западе). Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать, и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя.

На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви (см. Западное монашество).

На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

Типы

Буддийские монастыри

Индуистские монастыри

См. также

dic.academic.ru

Что такое монастырь и кто такие монахи?

Почти в любой области России существуют монастыри. Они считаются символом аскетизма, центром православной духовности и ежегодно принимают тысячи паломников, стремящихся поклониться церковным святыням и укрепиться в своей вере.Что же такое монастыри? И кто такие монахи, проживающие в этих обителях?

Что такое монастырь?

Термин «монастырь» попал в русскую речь из греческого. В переводе с языка Эллады слово μόνος означает «одинокий, один» и применяется к людям или сообществам, обрекающим себя на одиночество. В современном понимании монастырь – это религиозное собрание людей, которые дали обет безбрачия и живут отдельно от общества. У каждого монастыря имеется свой устав и целый комплекс строений (жилых, хозяйственных, церковных), используемых для нужд монастырской общины.

На сегодняшний день существует несколько разновидностей монастырей, различающихся по уставу, расположению и религиозному направлению. Аббатствами называют католические храмы, находящиеся в подчинении епископа, иногда – самого папы.Киновия – это христианская община с общежитским уставом, а лавра – крупная мужская обитель, принадлежащая православной церкви. В некоторых регионах есть так называемые пустыни – монашеские селения, находящиеся вдали от главного монастыря.

Как появились монастыри?

Монастыри присущи не только России, но и многим другим странам. История их возникновения началась с распространением христианства в III столетии нашей эры. Тогда отдельные люди, называемые отшельниками, начали уединяться вдали от городов и соблазнов и вели аскетичный образ жизни. Родиной монашества принято считать Египет, где в IV веке монах Пахомий Великий создал первую киновию.

С течением времени монастыри распространились из Египта в Палестину, а затем и по всей Европе. На Западе первым основателем монастырских общин стал греческий отец церкви Афанасий Великий, а на Руси созданию обителей способствовали Феодосий и Антоний Печерские, благодаря которым появилась Киево-Печерская лавра.

Чем монастырь отличается от храма?

Разница между монастырем и храмом довольно существенна. Как правило, церковь – это отдельно стоящее сооружение, тогда как монастырь – это целый архитектурный комплекс, в котором храм является лишь одной из построек. В церковь могут заходить люди обоих полов, а монастыри делятся на мужские и женские, то есть вход в мужской доступен только мужчинам, в женский, соответственно, только женщинам.В храме нельзя жить, а в монастыре для проживания предусмотрены комнаты, так называемые кельи. Еще одно отличие заключается в исполнении обязанностей при религиозных сооружениях. В храме служат простые люди, ведущие обычный образ жизни, в монастыре – монахи.

Кто такие монахи?

Монахи – это люди, которые приняли решение отречься от мира и поселиться в обители. Появились они гораздо раньше монастырей. Первыми монастырскими служителями были буддисты, приветствовавшие аскетизм еще в середине I тысячелетия до нашей эры.

Монахами могут быть не только мужчины, но и женщины, давшие обет целомудрия. Долгое время после распространения христианства мужчины и женщины проживали в общих монастырях, однако в 1504 году на Руси совместные обители были запрещены.

В чем себя ограничивают монахи?

Уставы монастырей предусматривают множество обрядовых действий и ограничений, которых должны придерживаться монахи. Так, все служителям, проживающим в обителях, в обязательном порядке предписывается послушание, то есть выполнение каких-то работ. Это может быть уборка помещений, ведение огородного или подсобного хозяйства, пение во время богослужений либо звонарство.

Монахи должны полностью отказаться от создания семьи, приветствовать ахимсу (ненанесение вреда другим людям) и принимать постриг. В христианских церквях под пострижением понимают символическое действо, в рамках которого у человека состригают с головы волосы в знак его принадлежности к религиозной общине.Также в случае бедствий (неурожая, болезней) монахи могут в добровольном порядке накладывать на себя обет, который, как считается, помогает избавиться от напасти.

www.mnogo-otvetov.ru