Микропреподавание по теме "Мужской,женский и средний род имени существительного". Мужской женский и средний род


Род имен существительных / Имя существительное / Морфология и морфологический разбор / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Род имен существительных

Род – это грамматический класс слов, который имеет определенные падежные окончания и свои особенности согласования.

У существительных род – это постоянный признак.

Имена существительные в единственном числе бывают 3х родов – мужского, женского и среднего.

 

Род имен существительных можно определить, поставив к существительному в единственном числе слова:

1. Он мой – это мужской род

Например: мой стакан, мой компьютер, мой портфель, мой телефон, мой компот, мой мя

2. Она моя – это женский род

Например: моя ложка, моя презентация, моя игра, моя бутылка, моя красота, моя коробка

3. Оно мое – это средний род

Например: мое выступление, мое окно, мое яблоко, мое желание, мое имя, мое объяснение

 

Кроме того, у некоторых существительных род можно определить по значению слова, т.е. одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие – женского:

Мужской род – отец, сын, тигр, петух

Женский род – мать, дочь, тигрица, курица

Выделяются также существительные так называемого общего рода (которые по значению могут относится и к женскому, и к мужскому роду): Женя, плакса, неряха, чистюля, сладкоежка

У имен существительных, стоящих во множественном числе, род не выражен. Чтобы его определить, надо поставить слово в единственное число:

Плакаты – плакат – мужской род

Картины – картина – женский род

Облака – облако – средний род

 

Если у существительного нет формы единственного числа, то и рода оно не имеет: ножницы, шорты, носилки, тиски и другие.

 

У несклоняемых существительных - географических названий - род определяется по определяющему их слову:

Калахари – пустыня – женский род

Тбилиси – город – мужской род

Онтарио – озеро – средний род

 

Род имен существительных иногда с течением времени изменяется, и в произведениях прошлых лет можно встретить его устаревшее употребление.

Например, слово лебедь раньше было женского рода, а стало мужского. В морфологическом разборе указывай современный вариант рода имен существительных. 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 174, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 108, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 239, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 240, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 241, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 50, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 87, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 88, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 92, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 95, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 39, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 48, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 40, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 43, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 53, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 218, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 232, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 239, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 254, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 108, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 109, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 126, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 31, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 8, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 9, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 10, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 121, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 502, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 277, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

© 2018 - budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Род имен существительных

Для обозначения предметов, живых существ, абстрактных понятий, явлений в русском языке употребляются существительные мужского, женского и среднего рода.
Окончание
Мужской род -согласная -й

-а -я

Женский род -а -я

Средний род -о -е -мя

-и -у

Определение рода существительных

Существительные, обозначающие людей и животных, бывают только мужского или женского рода. Род определяется полом человека или животного:

мальчик – девочка

брат – сестра

кот – кошка

Существительные, оканчивающиеся на суффиксы – ёнок всегда мужского рода

ребёнок*

котёнок*

медвежонок*

*Эти слова имеют уменьшительное значение.

Есть существительные мужского рода с окончанием на -а, -я. Эти существительные обозначают лица мужского пола:

мужчина

юноша

дедушка

дядя

папа

Это также сокращенные мужские имена:

Александр - Саша

Алексей – Алёша

Владимир - Вова

Дмитрий - Дима

Иван – Ваня

Николай – Коля

Константин – Костя

Пётр – Петя

Существительные на -ь могут быть как женского, так и мужского рода.

Нельзя определить род существительных множественного числа (см. статью "Число"):

ножницы

брюки

*Это интересно!

Большинство существительных, обозначающих профессии, - мужского рода.

Существительные, обозначающие профессии, могут быть женского рода:

кассир – кассирша

продавец – продавщица

секретарь - секретарша

учитель - учительница

Но такие слова не пишутся в документах, их можно использовать в неофициальной речи.

www.ruspeach.com

11 слов, в которых слишком часто путают мужской и женский род (средний тоже)

Шутку про «кофе» и «виски», наверное, все знают (обычно встречается в версии с «министерством» и ругательным словом «говно»). Но у некоторых слов род действительно сложно определить. Теперь вы будете знать всё.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: МИД сделал заявление

МИД — это Министерство иностранных дел. А как мы знаем, род аббревиатур употребляется по главному слову — в нашем случае это «министерство». То есть МИД сделало заявление. Но нет. Если забить в гугле или яндексе во вкладке «новости» МИД — там будет всё исключительно мужского рода. Потому что МИД настолько устоявшаяся аббревиатура, что стала почти что существительным мужского рода. И отсюда мужской род сказуемого. Но при этом МЧС, Минобрнауки остаются словами среднего рода.

Правильно: видел, какое сильное цунами было?

Со стихийными бедствиями тоже не всё однозначно. Вот кажется, что торнадо — точно «оно», среднего рода. Потому что окончание на -о. Ну и означает «смерч». А цунами — это волна. Значит «она». Но нет. На самом деле «торнадо» — мужского рода. А «цунами», хоть и волна, — среднего. Не удивляйтесь. Так бывает.

Правильно: один капучино

Спор века у кофеманов. Тут в самом деле всё сложно. С кофе всё чётко и понятно: было «один кофе» — некоторые не могли запомнить и говорили «одно кофе» — тогда в словарях разрешили в устной речи использовать оба варианта. Но при этом литературный вариант остался один: кофе — это он. И лучше так говорить всегда. Истинные кофеманы с нами согласятся.

А теперь про разновидности. Дело в том, что ещё в редакции 2005 года в орфографическом словаре «капучино» и «глясе» (если вы округлили глаза, потому что мы не написали удвоенные буквы — срочно читайте кофейный выпуск грамотности) были исключительно среднего рода. Точка. Других вариантов даже не давалось. А вот «эспрессо» — внимание! –в это же самое время был мужского рода. Да, одно капучино и один эспрессо. Абсурд. Составители словаря опомнились и через какое-то время сделали все эти слова (и «кофе» тоже) двух родов: и мужским, и средним. Ну чтобы наверняка не ошиблись. Странно, что про женский пока ещё не подумали. Но настоящие любители кофе считают, что всё-таки всё это мужского рода (по чистой случайности «Грамотность на „Меле“» тоже оказалась кофеманом — и по-другому советовать писать и говорить ну никак не может).

Правильно: Она отличный бариста

Нет, мы не собираемся делать ещё один выпуск «кофейной грамотности» (с трудом сдерживаемся и скоро точно будет). Но про баристу не сказать нельзя. Во-первых, это кофевар, то есть специалист по приготовлению кофе. Не путать с барменом. А во-вторых, у него вполне однозначный род — мужской. Даже если бариста — девушка.

Правильно: хочешь попробовать мой тирамису

Признаёмся: тут всё не так однозначно, как с баристой. И даже сложнее, чем с капучино. Но мы рискнём. Тирамису определяют по-разному: это и торт, и пирожное, и кондитерское изделие. Но ещё это десерт — неважно, про торт или пирожное речь. И тут тот самый случай, когда определять род как раз помогает подумать, а что это такое. Ну кроме того, что очень вкусно.

Правильно: посмотри на мои граффити на стене

Ножницы, бигуди, граффити. Что общего у всех этих слов? Нет, количество букв считать бесполезно — у всех разное. Искать какие-то закономерности в написании — ну тоже занятие такое. Бесполезное. У этих слов особенный род, потому что не мужской, женский и даже не средний, как мы привыкли. Граффити, ножницы и бигуди употребляются в форме только множественного числа (встретите умный термин pluralia tantum — это то же самое). Так что захотите похвастаться граффити — придётся говорить во множественном числе, даже если изобразили что-то одно.

Правильно: кот погрыз мою тапку

Так вышло, что самые сильные сомнения в роде — в словах про обувь. Тапок или тапка, туфель или туфля, кроссовок или кроссовка. Совпадение или нет, но тапка, туфля и кроссовка без пары — женского рода. Хотя их мужское обличие тоже очень популярно. Иногда даже популярнее правильного. И не давайте котам грызть тапки или делать что-то похуже.

Правильно: не могу найти кед

Даже внутри спортивной обуви нет единодушия. Например, кроссовка без пары почему-то девочка, а вот одинокий кед — уже мальчик. Так что если вдруг потеряли, то кед, а не кеду. Но кроссовку!

Правильно: а где твоя сандалия?

С обувью заканчиваем. Но тут такое интересное слово, что не разобрать просто нельзя. Произносим мы обычно его во множественном числе — и то неправильно: сандали. Теряем последнюю букву «и» в окончании. А потом и на письме. Всё-таки для нас не так привычно удваивать гласные. Но нас больше волнует судьба единственного числа: сандаль, сандалий или сандалия? По старой доброй традиции, конечно, женский род — сандалий (а сандалий — это родительный падеж во множественном числе).

Правильно: плацкарта / рельс

Для тех, кто едет в поезде, недавно приехал или вот-вот собирается. Вам точно нужно знать эти слова, чтобы не опозориться перед проводницей. Начнём с того, что слова «плацкарт» — не существует. Даже если вы называли так «плацкартный вагон». На самом деле «плацкарта» (от немецкого platzkarte — карта места) — обозначает посадочный билет. И да, оно женского рода. И ещё вспомним детский стишок: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый». Чтобы поезд ехал ровно, запомните: шпала — моя, а вот рельс — неожиданно мой.

mel.fm

Общий род существительных в русском языке: определение, примеры

Существительные общего рода в русском языке формируют особенную группу. Его определение основывается на грамматической уникальности слов, которая базируется на смене рода в зависимости от пола указанного лица.

существительное общего рода примеры

Род существительных

Всего насчитывается 4 рода у существительных в русском языке: общий род, средний, мужской и женский. Последние три легко определить по окончанию или смысловому контексту. Но что делать, если слово может подразумевать под собой сразу и мужской, и женский? Такая проблема встречается со словами "задира", "хитрюга", "прощелыга", "горемыка", "недотрога", "засоня", "бездарь", "нелюдь", "торопыга", "хрюша", "забияка", род у которых может изменяться.

Традиционно принято считать, что в русском языке только три рода, в них входят мужской, женский и средний. Для определения половой принадлежности некоторых общих слов было принято обращаться к контексту. Названия профессий, например, разделяются на параллельные названия: продавец-продавщица, учитель-учительница, школьник-школьница, летчик-летчица, повар-повариха, писатель-писательница, спортсмен-спортсменка, руководитель-руководительница. При этом в официальных документах к женщинам чаще применяют мужской род этих слов. А есть и обозначенные исключительно мужским родом примеры существительных общего рода: гинеколог, адвокат, языковед, филолог, корреспондент, посол, академик, судья, тамада, хирург, врач, терапевт, фельдшер, мастер, курьер, куратор, оценщик, страховщик, дипломат, политик, служащий, специалист, работник. Сейчас наметилась тенденция подобные слова относить к общему роду, так как они могут быть применимы и к мужчине, и к женщине.

Неоднозначность мнений

Споры о признании существования общего рода ведутся еще с XVII века. Тогда подобные слова были упомянуты в грамматиках Зизания и Смотрицкого. Ломоносов выделял такие существительные, указывая на их формальные характеристики. Позже исследователи начали сомневаться в их существовании, определяя такие существительные как слова с чередующимся родом, в зависимости от подразумевающегося.

слова общего рода

Так и по сегодняшний день мнения разделены, часть ученых считает существительные общего рода в русском языке отдельными словами-омонимами разных родов, а другая признает их в отдельной группе.

Фамилии

К словам общего рода могут быть причислены некоторые несклоняемые фамилии иностранного происхождения и русские фамилии на -о и -ых/их. Саган, Депардье, Рено, Рабле, Дюма, Верди, Моруа, Гюго, Дефье, Мишон, Тюссо, Пикассо и другие. Все это примеры существительных общего рода среди иностранных фамилий. Среди славянских фамилий общего рода часто встречаются: Ткаченко, Юрченко, Нестеренко, Прохоренко, Черных, Макаренко, Равенских, Кучеренко, Долгих, Савченко, Седых, Куцых и прочие.

Народности

Названия некоторых народностей определяют как слова общего рода. К ним относятся: ханты, манси, кечуа, коми, гуджарати, хэчжэ, мари, саами. Дело в том, что уже существуют "мариец" и "марийка", но общим для всей народности или национальности будет слово "мари".

забияка род

По этому же принципу к общему роду причисляют и названия пород (сивка, окапи, буланка), а также представителей групп (визави).

Неофициальные имена собственные

Помимо фамилий, есть интересная отдельная категория имен собственных, относящихся к теме статьи. Это сокращения от официальных имен, с которыми часто выходит путаница во время определения пола.

Имя "Саша" может принадлежать как Александре, так и Александру, а именем "Валя" называют и девочку Валентину, и мальчика Валентина. Еще к таким именам относятся "Женя" от Евгения и Евгении, "Слава" от Ярослава и Ярославы, Владислава и Владиславы, "Вася" от Василия и Василисы.

Оценочные, характеризующие слова

Однако впервые о существовании общих существительных поднялся вопрос из-за оценочных слов, затрагивающих характер или черты человека. В прямой речи при их использовании бывает сложнее отследить пол получателя реплики, например: "Ты задира!" Здесь слово "задира" может быть адресовано как женскому полу, так и мужскому. К ним же можно отнести и слова общего рода "забияка", "пройдоха", "умница", "молодец", "бродяга", "егоза", "калека", "вонючка", "дылда", "малявка", "растрепа".

сирота род

На самом деле подобных оценочных слов очень много. Они могут быть как позитивного, так и негативного значения. При этом не следует путать такие слова с оценкой в результате метафорического переноса, из-за которого они сохраняют первоначальный род: ворона, лиса, тряпка, язва, белуга, коза, корова, олень, дятел, тюлень.

К словам общего рода с отрицательным и положительным значением относятся: балда, ханжа, гадина, громила, крошка, дитя, детка, тихоня, невидимка, бедняга, лежебока, грязнуля, верзила, сладкоежка, чистюля, жадина, скряга, тараторка, зверюга, звезда, пустомеля, мямля, зазнайка, шельма, недотепа, проныра, задавала, трудяга, работяга, невежда, зевака, пьяница, лапушка, дубина, воображала, деревенщина, неряха, соня, ябеда, каприза, вруша, копуша, непоседа, тамада, рубака, повеса.

Пример употребления наглядно показан в художественной литературе: "Крошка сын к отцу пришел" (Маяковский), "Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. А самым известным среди них был малыш по имени Незнайка." (Носов). Пожалуй, именно произведения Николая Носова станут настоящим сборником слов с общим родом.

Меньше всего слов в этой группе занимают нейтрально выраженные, такие как: правша, левша, коллега, тезка, сирота. Род у таких слов тоже общий.

Как определить пол при общем роде?

Общий род существительных в русском языке определяется по невозможности уверенного указания на род при отсутствии местоимений и родовых окончаний прилагательных. Слова, которые можно отнести как к мужскому, так и к женскому роду, и будут входить в эту группу.

имена существительные общего рода сорвиголова

Для того чтобы определить пол существительного, чаще всего используются сопровождающие указательные местоимения "этот, эта, тот, та", окончания прилагательных -ая, -ый/ий. Но если определяется название профессии, должности или звания с окончанием на согласную "сержант, врач, доктор, директор" и другие, то прилагательное может быть только мужского рода, а вот сказуемое выражается женским."Врач назначила препарат" и "Привлекательный врач вышла из госпиталя", "Сержант отдала приказ" и "Строгий сержант разрешила отдохнуть", "Образцовый учитель эта Марина Николаевна!" и "Образцовый учитель проводила открытый урок", "Веселый кукольник провела представление" и "Старый мастер присел на крыльцо". Сказуемое не обязательно должно показывать род, тогда задача определить пол усложняется: "Преподаватель проводит занятие", "Специалист принимает решение".

общий род существительных в русском языке

Разнообразие примеров

Благодаря примерам становится понятно, что самые разнообразные слова могут встретиться среди имен существительных общего рода, как "сорвиголова", "забияка", "разводила", "лесник", "старожил", "хвост", "шестерка", "невежда", "зануда", "белоручка", "размазня", "рохля", "замарашка", "замухрышка". И другие слова. Но их всех объединяет двусмысленность в определении рода. Сирота, стилист, маркетолог, товарищ, координатор, куратор, русист, лингвист, рубаха, старшина, детина, судья, колобродина, злюка, разиня, протеже, рева, запевала, мазила, бомбила, балбес, тупица, подлиза, выскочка, малолетка, страхолюдина, бедняжка, хромоножка, очаровашка, первоклашка, старшеклашка, одиннадцатилетка — все эти существительные могут быть использованы по отношению к обоим полам.

определение общего рода

Интересно и широкое культурное распространение существительных общего рода в русском языке. Например, они повсеместно использовались в пословицах и поговорках:

  1. В пище здоровяк, а в работе калека.
  2. На всякого простофилю есть свой обманщик.
  3. Гуляка в юности скромен в старости.
  4. Пьяница как курица, куда наступит, туда и клюнет.

И в литературе:

  1. "Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом" (Грин).
  2. "Хорошая девушка, сиротка одна" (Баженов).
  3. "У вас же чистота, как говорят медики, стерильная" (Дубов).
  4. "Деревенщина! — Что? — Она отшатнулась" (Шаргунов).

Таких примеров в литературе множество. Определение общего рода из перечисленных в упражнении слов - одно из заданий на уроке русского языка, с которым легко справиться.

fb.ru

Микропреподавание по теме "Мужской,женский и средний род имени существительного"

Лексическая тема: Здоровье – самое ценное у человека

Тема: Мужской, средний, женский род имен существительных.

Тема урока: Мужской, женский и средний род имени существительного.

Школа: КГУ «Чунджинская средняя школа №1»

Дата: 03.02.2018г.

ФИО учителя: Курбаниязова М.К.

КЛАСС: 2

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

2.5.15.1

Знать как определить род имени существительного.

Цели обучения (ожидаемый результат)

Все учащиеся смогут:

Узнают о мужском, женском и среднем родах имени существительного.

Большинство учащихся будут уметь

Смогут определять род имен существительных

Некоторые учащиеся смогут

Выделять имена существительные в предложении. Определять род имени существительного.

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Род имени существительного, мужской, женский и средний род,

окончание, упражнение, пословица, тема, идея, ключевые слова, текст, стихотворение, рассказ, статья, правило, вопрос, ответ, предложение,слово, кроссворд.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Какие народные традиции здорового образа жизни ты знаешь?

Вопросы для обсуждения:

Как определить род имен существительных?

Какие вопросыпомогают определить род имен существительных?

Можете ли вы сказать, почему?

Подсказки: предметные картинки, презентация.

Предыдущее обучение (что изучалось по данной теме)

Группы слов с предметным и абстрактным значением. Слова, близкие или противоположные по значению.

Большая прописная буква в именах собственных.

План

Планируемые сроки

Планируемые дейстия

Ресурсы

Начало урока

1мин.

Изучение новой темы

10мин.

Создание положительного эмоционального настроя.

Я настрой себе нашел,

Чтобы быть везучим.

Повторю сто раз его –

Разойдутся тучи.

У меня все хорошо –

А будет еще лучше!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Н. Борбат

Стартер.

Чтобы быть успешным на уроке отгадайте формулу успеха. Вставьте нужные слова в формулу и прочитайте.

СТАРАНИЕ +ВНИМАНИЕ+СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ=УСПЕХ

Воспользуйтесть этой формулой.

Какой частью речи мы с вами знакомы?

Что знаете об имени существительном?

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей.

Учитель предлагает ученикам составить вопрос из букв.

1 группа-ЧЬЯ?

2группа- ЧЕЙ?

3группа-ЧЬЁ?

Подобрать из картинки слова - ответы к вопросам

чья?чьё?чей?

Показ слайда

Подберите к своему вопросу подходящее словосочетание.

Прочитайте: ЧЬЯ? ОНА МОЯ, ЧЬЁ?ОНО МОЁ, ЧЕЙ? ОН МОЙ

Что можете сказать о данных словосочетениях.

Какой вывод можно сделать?

(Г) Видео-сказки о том как у существительных появился род .

(К, И) Работа с правилом «Секрет королевы».

Женский род запомню я и скажу: ОНА МОЯ.

И запомню род мужской и опять скажу ОН МОЙ

Средний род : ОНО МОЁ! Это правило твоё!

Постановка задач:

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

Изменяются ли существительные по родам?

Подбертие свои существительные мужского женского и среднего рода.

Конверт с буквами.

Картинки

Слайд

Сказка

Середина урока (осмысление)

3мин.

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

Индивидуальная работа по карточкам.

А. Выпиши существительные в три столбика.

Спорт, спортсменка, соревнование, колесо, зарядка,

чемпион.

мужской род

женский род

средний род

Б.Рассмотри картинки. Запиши имена существительные. Определи род имен существительных.

С .Вставь пропущенные буквы. Определи род имён существительных.

Руслан и Оля опаздывают на тренировку. Мальчик предложил б…жать напрямик через оз…ро. Девочка остановила Руслана, потому что можно провалиться в воду.

Взаимооценивание по образцу данное учителем.

Критерии оценивания

Нет ошибок -10

1-2ошибки-8б

3-4ошибки-6б

5и более ошибок 4б

Индивидуальные карточки

Итог этапа осмысление. (рефлексия)

Рефлексия «Светофор»

(В течении урока учащиеся получают стикеры трех цветов со словами-предметами)

Поднимите стикеры со словами мужского рода

Поднимите стикеры со словами женского рода

Поднимите стикеры со словами среднего рода

Молодцы!

Дополнительная информация

Мотивированные

дети могут

рассказать о

правилах сохранения

жизни и здоровья

человека. Учитель

помогает

немотивированным

детям составить и

записать окончание

рассказа.

Формативное оценивание.

– Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею».

– Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.

– Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.

– Определение уровня усвоения навыка

по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»).

Межпредметные связи

– литература

– физкультура

– самопознание

– изобразительное

искусство

– правила дорожного

движения

Рефлексия для учителя:

Важные вопросы

по уроку:

Комментарии по проведенному уроку:

Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)

Какие два момента

были наиболее

успешны?

Какие два момента

улучшили урок?

Что я узнал из урока

о классе и

отдельных людях,

что я расскажу на

следующем уроке?

kopilkaurokov.ru

Род имен существительных в русском языке

Род – грамматическая категория, свойственная разным частям речи в единственном числе и состоящая в распределении слов по трем классам, традиционно соотносимым с признаками пола или их отсутствием.

В русском языке выделяют три рода имен существительных:

  • Мужской (он) Существительные мужского рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания -а, -я, и нулевое (папа, дядя, нож, стол, ястреб).

  • Женский (она) Существительные женского рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания —а, -я, и нулевое (жена, няня, ночь, слава, пустыня).

  • Средний (оно) Существительные среднего рода в единственном числе именительном падеже имеют окончания -о, -е (болото, золото, солнце, озеро, варенье).

Также существует класс слов общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде (зануда, неженка, плакса, умница, жадина).

Категория рода не определяется у слов, которые употребляются только во множественном числе (брюки, ножницы, сливки, будни).

Определение рода существительных

Для определения женского рода имен существительных неодушевленных смотрится окончание. Для одушевленных существительных определяющим признаком является принадлежность их к существам женского пола (девочка, кошка). Чтобы не спутать по окончанию существительные женского и мужского рода, нужно подставить для проверки местоимения «она, моя». Например, песня (она, моя).

 

Мужской род имен существительных определяется также по окончанию начальной формы. Чтобы не спутать род существительных, оканчивающихся на мягкий знак, также подставьте для проверки местоимения «он, мой» (пень, день).

 

Существительные среднего рода определяется по окончаниям начальной формы и с помощью подстановки местоимений «оно, мое» (поле, окно). Обратите внимание, что группа разносклоняемых существительных, заканчивающихся на сочетание -мя, также относится к среднему роду (племя, семя и т.д.). Среди существительных среднего рода почти нет одушевленных, их количество совсем незначительно (дитя, существо, животное).

 

Среди существительных выделяют несколько особых групп, определение рода в которых затруднено. К ним относятся существительные общего рода, а также несклоняемые и сложносокращенные слова.

Значения существительных общего рода соотносите с их принадлежностью к одушевленным предметам женского или мужского пола. Например, девочка-неряха (женский род), мальчик-зазнайка (мужской род). К существительным общего рода относятся такие, которые обозначают качества людей (обжора, невежа, плакса) или наименование лиц по должности, профессии, роду занятий (архитектор Петров – архитектор Петрова).

 

Необходимо учитывать, что род несклоняемых существительных связан с их одушевленностью / неодушевленностью, видовым / родовым понятием. У одушевленных несклоняемых существительных род определяйте по принадлежности к полу (месье, мисс). Существительные, дающие наименования животным, птицам, относятся к мужскому роду (пони, кенгуру, какаду). Неодушевленные обычно относятся к среднему роду (пальто, кашне). Исключения составляют слова, род которых определяется по ассоциации с родовыми наименованиями: кольраби – капуста (женский род), хинди – язык (мужской род) и т.д.

 

Для того, чтобы определить род несклоняемых собственных имен существительных, обозначающих географические наименования, необходимо подобрать родовое понятие (озеро, город, река, пустыня и т.д.). Например, город Рио-де-Жанейро (мужской род), пустыня Гоби (женский род).

 

Род аббревиатур определяется по роду ведущего слова «расшифрованного» словосочетания: ООН – Организация Объединенных Наций, ведущее слово «организация» (женский род).

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

продолжить с "Грамматическими категориями" >>>

 

вернуться к выбору в разделе "Грамматика" >>>

Смотрите так же:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Род существительных и прилагательных. Именительный падеж. Rodzaj rzeczowników i przymiotników. Mianownik

В польском языке, как и в русском, существительные бывают мужского, женского и среднего рода и имеют следующие окончания:

Если у нас существительное оканчивается на согласную, то род этого слова лучше учить сразу (в большинстве случаев это может быть мужской или женский род).

Если слово у нас оканчивается на -а или на согласную и речь идет о мужчине, то слово мужского рода:

poeta поэт
artysta художник
student студент

Женский род оканчивается на -а / -i или на согласную и речь идет о женщине:

mama мама
studentka студентка
noga нога
pani девушка (обращение на Вы)
noc ночь

Средний род имеет окончание -о, -e, -ę, -um:

oko глаз
pole поле
Imię имя
akwarium аквариум

Прилагательные

Что касается прилагательных в польском языке, то они согласуются с существительным в роде и в числе.

Давайте посмотрим примеры:

(Ja) Jestem zmęczony. – Я устал.(Ty) Jesteś przystojny. – Ты красивый.(On) Jest mądry. – Он умный.(Ona) Jest zajęta. – Она занята.(Ono) Jest błękitne. – Оно голубое.

Если вы заметили, то:

  • мужчина говорит с окончанием -y
  • женщина – с окончанием -а
  • средний род – с окончанием -е

В польском языке у прилагательных мужского рода можно увидеть еще окончание -i, например, wysoki / długi. Это окончание появляется после букв k / g.

С окончанием -y в мужском роде единственного числа С окончанием -i после k / g в основе С окончанием -i после любых других согласных
м. р. nowy / cenny mądry wysoki / długi głupi
ж. р. nowa / cenna mądra wysoka / długa głupia
ср. р. nowe / cenne mądre wysokie / długie głupie

speakasap.com