Основные концепции правопонимания (стр. 1 из 4). Основные теории правопонимания


Основные теории правопонимания | Теория государства и права вики

ле Правопонимание — это определённое представление о существе права.

На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному.

Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом;

Рудольф фон Иеринг — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти;

Иммануил Кант — юристы до сих пор ищут своё определение права.

    Теория естественного праваПравить

    Представители: Сократ, Аристотель

    Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

    Историческая школа праваПравить

    Представители: Савиньи, Пухта

    Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права в лучшем случае — излишне и даже вредно, так как законодатель может исказить волю народа.

    Психологическая теория праваПравить

    Представители: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд

    Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

    Социологическая школа праваПравить

    Представители: С. А. Муромцев, Р. Иеринг

    Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

    Позитивная теорияПравить

    Представители: Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

    Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. К тому, кто нарушает нормы позитивного права применяется санкция (кара, наказание).

    Нормативизм (неопозитивизм)Править

    Представители: П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

    Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего, его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

    Материалистическая теория праваПравить

    Представители: Маркс , Энгельс

    Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

    Интегративная теорияПравить

    Представители: Лазарев, В. Г. Графский, Р. А. Ромашёв

    Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Основной признак права — нормативность111

    Либертарная теория В. С. НерсесянцаПравить

    Цензура

    Коммуникативная теория права А. В. ПоляковаПравить

    Право — это коммуникация (правоотношения — правонарушение — судопроизводство). Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.

    Реалистический позитивизм Р. А. РомашоваПравить

    Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, которые оптимально эффективно реализуются. Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

    ru.the-theory-of-state-and-law.wikia.com

    16. Основные теории правопонимания

    Правопонимание – это процесс и результат мышления, который включает в себя познание, восприятие, отношение к праву как к целостному социальному явлению.

    Концепции (группы теорий), отражающих тип правопонимания

    1. С точки зрения социального назначения права:

    - теория насилия (Е.Дюринг): право – это сила для подавления зависимого класса;

    - историко-материалистическая теория (К.Маркс): право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса;

    - либертарная теория (В.С.Нерсесянц): право – это средство достижения общественного компромисса, «математика свободы».

    2. По источнику правообразования:

    - естественно-правовая теория (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций): право дано от бога или от природы, оно возникло задолго до государства;

    - позитивистская теория (Г.Кельзен): право – продукт деятельности государства, точнее, человека; право совпадает с законом.

    3. По базовому элементу, лежащему в основе права:

    - нравственная концепция права (Л.Петражицкий): право – это совокупность правовых чувств, эмоций, переживаний, т.е. правосознание, а точнее, правовая психология;

    - нормативистская концепция права (Г.Кельзен): право это совокупность правовых норм, правил поведения;

    - социологическая: основой права является правовая практика, и право надо искать не в нормах или психике, а в реальной жизни (П.Стучка).

    4. По подходам к изучению права:

    - материалистические теории (К.Маркс, Г.Кельзен): право - это объективная реальность, элемент общественной надстройки, инструмент в руках государства;

    - идеалистические (Л.Петражицкий): право – это плод воображения, человеческого разума, который несовершенен.

    Таким образом, существует множество теорий правопонимания. В целом все они субъективны, имеют свои положительные и отрицательные стороны. В России в настоящее время господствует нормативизм в рамках позитивистского правопонимания.

    17. Право: понятие, признаки, сущность и функции

    Право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения.

    Признаки права (в рамках нормативизма):

    1. Системность: право представляет собой иерархичную, согласованную, непротиворечивую совокупность взаимодействующих норм.

    2. Исходит от государства: нормы право создаются компетентными государственными органами – парламент издает законы, органы исполнительной власти – подзаконные акты.

    3. Охраняется силой государственного легализованного принуждения – за правонарушением следует юридическая ответственность.

    4. Общеобязательность – нормы права имеют общий характер, то есть они неперсонифицированы и действуют по отношению к неопределенному кругу лиц, независимо от того, желает лицо им подчиниться или нет, знаком он с ними или нет.

    5. Формальная определенность – право имеет четкую форму (нормативно-правовой акт, прецедент, обычай, доктрина, нормативный договор или религиозный текст).

    6. Право является государственным регулятором общественных отношений.

    Выделяется объективное право – право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право – возможность субъекта права действовать в своем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь).

    Сущность права может быть классовой и общесоциальной:

    1. Классовая сущность права проявляется в том, что экономически господствующий класс возводит свою волю в закон и регулирует общественные отношения в своих интересах.

    Классовая сущность присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств (имущественные цензы для выборных лиц, различные правовые статусы представителей различных классов: лишение политических прав и т.п.)

    2. Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Право оформляет и охраняет компромисс между различными социальными группами, понимается как мера свободы: в пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а его права признаются, соблюдаются, охраняются и защищаются государством (государством закрепляется единый конституционный статус личности, равноправие и равенство перед законом и судом).

    Функции права – это направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно развиваются и изменяются.

    Виды функций права:

    1. По месту в системе правового регулирования: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права.

    2. Виды общеправовых функций права:

    а) собственно-юридические:

    - регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения:

    *регулятивно-статическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность;

    * регулятивно-динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права;

    - охранительная: правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству;

    б)социальные:

    - экономическая - осуществление правового воздействия на экономическую сферу общественной жизни;

    - политическая – правовое воздействие на политическую сферу;

    - воспитательная – правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры;

    - оценочная – оценка поведения субъектов права точки зрения соответствия правовым предписаниям.

    Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.

    studfiles.net

    16. Основные теории правопонимания

    Правопонимание – это процесс и результат мышления, который включает в себя познание, восприятие, отношение к праву как к целостному социальному явлению.

    Концепции (группы теорий), отражающих тип правопонимания

    1. С точки зрения социального назначения права:

    - теория насилия (Е.Дюринг): право – это сила для подавления зависимого класса;

    - историко-материалистическая теория (К.Маркс): право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса;

    - либертарная теория (В.С.Нерсесянц): право – это средство достижения общественного компромисса, «математика свободы».

    2. По источнику правообразования:

    - естественно-правовая теория (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций): право дано от бога или от природы, оно возникло задолго до государства;

    - позитивистская теория (Г.Кельзен): право – продукт деятельности государства, точнее, человека; право совпадает с законом.

    3. По базовому элементу, лежащему в основе права:

    - нравственная концепция права (Л.Петражицкий): право – это совокупность правовых чувств, эмоций, переживаний, т.е. правосознание, а точнее, правовая психология;

    - нормативистская концепция права (Г.Кельзен): право это совокупность правовых норм, правил поведения;

    - социологическая: основой права является правовая практика, и право надо искать не в нормах или психике, а в реальной жизни (П.Стучка).

    4. По подходам к изучению права:

    - материалистические теории (К.Маркс, Г.Кельзен): право - это объективная реальность, элемент общественной надстройки, инструмент в руках государства;

    - идеалистические (Л.Петражицкий): право – это плод воображения, человеческого разума, который несовершенен.

    Таким образом, существует множество теорий правопонимания. В целом все они субъективны, имеют свои положительные и отрицательные стороны. В России в настоящее время господствует нормативизм в рамках позитивистского правопонимания.

    17. Право: понятие, признаки, сущность и функции

    Право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, исходящих от государства, охраняемых им и регулирующих общественные отношения.

    Признаки права (в рамках нормативизма):

    1. Системность: право представляет собой иерархичную, согласованную, непротиворечивую совокупность взаимодействующих норм.

    2. Исходит от государства: нормы право создаются компетентными государственными органами – парламент издает законы, органы исполнительной власти – подзаконные акты.

    3. Охраняется силой государственного легализованного принуждения – за правонарушением следует юридическая ответственность.

    4. Общеобязательность – нормы права имеют общий характер, то есть они неперсонифицированы и действуют по отношению к неопределенному кругу лиц, независимо от того, желает лицо им подчиниться или нет, знаком он с ними или нет.

    5. Формальная определенность – право имеет четкую форму (нормативно-правовой акт, прецедент, обычай, доктрина, нормативный договор или религиозный текст).

    6. Право является государственным регулятором общественных отношений.

    Выделяется объективное право – право, созданное государством и имеющее определенную форму (российское право), и субъективное право – возможность субъекта права действовать в своем интересе в рамках, предусмотренных объективным правом (право на жизнь).

    Сущность права может быть классовой и общесоциальной:

    1. Классовая сущность права проявляется в том, что экономически господствующий класс возводит свою волю в закон и регулирует общественные отношения в своих интересах.

    Классовая сущность присутствует в праве рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств (имущественные цензы для выборных лиц, различные правовые статусы представителей различных классов: лишение политических прав и т.п.)

    2. Общесоциальная сущность права выражается в том, что право служит интересам всех людей, обеспечивает упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Право оформляет и охраняет компромисс между различными социальными группами, понимается как мера свободы: в пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а его права признаются, соблюдаются, охраняются и защищаются государством (государством закрепляется единый конституционный статус личности, равноправие и равенство перед законом и судом).

    Функции права – это направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права и его назначение в обществе. Функции права отличаются постоянством, долговременностью существования, хотя некоторые из них динамичны, постоянно развиваются и изменяются.

    Виды функций права:

    1. По месту в системе правового регулирования: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов и норм права.

    2. Виды общеправовых функций права:

    а) собственно-юридические:

    - регулятивная: оказывает правовое воздействие на типичные общественные отношения:

    *регулятивно-статическая: установление долговременных статусов субъектов права, придает праву стабильность;

    * регулятивно-динамическая: позволяет прогнозировать изменяющееся поведение субъектов права;

    - охранительная: правовое воздействие, направленное на охрану общезначимых отношений и вытеснение отношений, чуждых обществу и государству;

    б)социальные:

    - экономическая - осуществление правового воздействия на экономическую сферу общественной жизни;

    - политическая – правовое воздействие на политическую сферу;

    - воспитательная – правовое воздействие на духовную сферу общественной жизни, формирование правосознания и правовой культуры;

    - оценочная – оценка поведения субъектов права точки зрения соответствия правовым предписаниям.

    Таким образом, право имеет особые признаки, сущность и функции, что отличает его от иных социальных норм.

    studfiles.net

    Глава 2. Основные теории правопонимания.

    Теологическая теория.

    Теологические взгляды на право – это самое первое объяснение сущности права. Исторически первое, поскольку возникло еще в древности. Теория является первичной. Это первая попытка понять право, так как исторически первым было религиозно-мифологическое мировоззрение. Она нашла свое применение во многих дошедших до нас памятниках права (например, законы Хаммурапи), в священных книгах мировых религий (например, Библия и Коран), в богословских трактовках и в актах религиозных толкований. Основная идея этой теории - это утверждение, что право исходит от Бога. Оно создано Богом для управления людей. Основным представителем теологической теории права был идеолог католицизма - монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.).[18] Именно он разработал и предложил обществу сформулированную теорию закона. Схема была следующая: закон - как общее правило для достижения цели. Это правило, которым кто-либо побуждается к действию или же воздерживается от него. Он представил четыре вида законов, которые увязал между собой.

    Первый закон - Вечный закон. Фома Аквинский представил как «божественный разум, управляющий миром». Это закон, который заключен в Боге, который существует сам по себе и от него производны другие виды законов. Этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

    Второй закон - Божественный закон. Фома Аквинский считал, что он заключен в Библии и необходим по следующим причинам:

    1. Человеческий закон неспособен истребить зло;

    2. Из-за несовершенства человеческого разума люди не могут прийти к правде, поэтому Библия должна помочь им в этом.

    Третий Закон - Естественный закон. Автор представил его как отражение вечного закона в человеческом разуме. Он включает в себя законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Предписывает стремиться к поиску истины (Бога) и уважать достоинство людей.

    Четвертый закон - Человеческий закон. Это право, созданное государством. Этот закон выражает требование естественного закона, подкрепленное государственным принуждением. Потребность в нем вызвана тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю. Их свобода сводится к возможности творить зло. Для исполнения незыблемости требований этого закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. Нормы человеческого закона в разных странах отличаются. Однако он, в любом случае, не должен противоречить естественному закону. Но поскольку естественный закон понимается только как правила общежития, сохранения жизни и продолжения рода, то необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак и деторождение. Практическая сущность данной концепции сводится к тому, что человеческий закон – это закон база которого строится на разуме и воле Бога. Все это означает, что нарушение человеческого закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом.

    Правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.

    В конце XIX века Папа Римский Лев XIII признал схоластическую систему Фомы Аквинского единственно возможной истинной философией католицизма. Это явилось началом неотомизму, как современной католической теории права. Теологическое направление в правопонимании господствовало непрерывно до XVII века, когда оно стало уступать место светским теориям правопонимания[19].

    Таким образом, можно сделать вывод, что теологические основания оказали значительное влияние на понимание права и отношение к нему. Это влияние представляется глубоко противоречивым по своей сути.

    С одной стороны, идея о том, что Бог создал всех людей равными и наделил одинаковыми правами и возможностями, послужила базовым аргументом в обосновании концепций свободы слова и демократического устройства. С другой стороны, христианская вера немыслима без идей справедливости и христианского милосердия, которые неизбежно подрывают дохристианский, античный принцип понимания справедливости как формального правового равенства.[20]

     

    Теория естественного права.

    Теория естественного права ведет свои истоки от первобытных мифов Древней Греции. В мифах отражено божественное происхождение существующего миропорядка, а также значительно более поздним, рациональным в своей основе философским правопониманием, резюмирующим в себе результаты долгой истории постепенного научно-философского осмысления человечеством такого сложного феномена, как право.[21] Данные теории содержатся в трудах античных мыслителей Демокрита, Сократа, Платона. Они первые предприняли попытку выявить нравственные, справедливые начала в праве, которые заложены самой природой человека. Полный расцвет теории естественного права пришелся на эпоху буржуазных революций XVII-XVIII веков в Западной Европе и Северной Америке. Основателем теории естественного права считается Г. Гроций (1583-1645 гг.).[22] Позже, эту теорию стали развивать французские просветители: Дидро, Руссо, Вольтер, Монтескьё; англичане: Локк и Гоббс; русский ученый А. Н. Радищев.

    Эта теория разделится на два подхода по методологическому основанию[23]:

    · признание существования идеального правового начала («Божественная воля», природа человека), которое призвано предопределить, каким должно быть право, выраженное в нормативных актах государства;

    · наличие ряда требований к законодательству: отражение в нём идей справедливости, прав человека, иных социальных ценностей.

    В теории естественного права используется принцип противопоставления права «естественного» «искусственному», включающий в себя их противоположную оценку и признание безусловного приоритета «естественного» над «искусственным».[24]

    Под естественными правами следует понимать неотчуждаемые права человека, которыми он обладает от природы в силу факта своего рождения. Как пример: право на жизнь, право на свободу, право на свободу, право на частную собственность и т.д. Источник данных прав находится в самой природе человека. Он приобретает их от рождения. Причем, государство не может даровать их индивиду, либо посягать на них. Оно должно признавать, соблюдать и защищать естественные права человека.[25] Также следует отметить, что естественно-правовой подход, отрицает разного рода дискриминации и привилегии.[26]

    В данной теории право и закон не тождественны, так как естественное право возникает до и независимо от самого государства. Поэтому содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке на соответствие естественному праву и естественным правам человека.

    Право и мораль отождествляются. Происходит это из-за того, что многие абстрактные ценности (например, равенство и свобода) составляют ядро права и определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы.

    Анализируя всемирную историю можно показать, что изучение проблем естественного права становится наиболее интенсивным в эпохи кризиса, конфликтов между существующим правом и новаторскими тенденциями и стремлениями. Во времена великих реформ и особенно революций естественное право всегда играло существенную роль.[27] После утверждения в Европе и Северной Америке буржуазных отношений значение естественного права упало. Им на смену пришли позитивистские представления о праве.[28]

    Но в XX веке интерес к идеям школы естественного права возрастает вновь. Однако если ранее для классического учения о естественном праве было характерно понимание естественных прав как вечных и неизменных, установленных природой раз и навсегда, то в XX веке естественные права стали увязываться с природой человека как социального существа и как субъекта социальных связей. Они выражались в форме экономических, политических, социальных и культурных прав. Большое влияние на становление такого подхода к пониманию права оказали работы немецкого юриста Р. Штаммлера (1856–1938 гг.), который «первым поставил вопрос о возрождении естественного права, введя в оборот формулу «естественного права с меняющимся содержанием».[29]

    С данного момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям[30]:

    1. Неотомистская теория (новейшая интерпретация учений Ф. Аквинского). Представители: Ж. Маритен, В. Кайтрайн, И. Месснер. Согласно этой доктрине источником естественного закона является Бог.

    2. «Светская доктрина» исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. В ее основе лежит признание в качестве основы «правильного» права некой естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

    Таким образом, характерными чертами теории естественного права являются[31]:

    1) Утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, которые обусловлены самой его природой;

    2) Различие права и закона;

    3) Идея «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающая реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

    4) Существование различных направлений в развитии естественно-правовой теории.

    Достоинства теории[32]:

    1. Утверждает идею естественных и неотъемлемых прав человека.

    2. Впервые обратила внимание на то, что закон и право могут не совпадать.

    3. Концептуально соединяет право и нравственность.

    4. Провозглашает источником прав человека природу человека или Бога.

    Слабые стороны теории[33]:

    1. Понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется чёткий критерий законного и противозаконного, постольку непросто определить это с позиций справедливости, представления о которой являются индивидуальными у каждого человека

    2. Это понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может различаться у разных людей. Естественное право не есть некая правовая система, это идеологическое явление, отражающее представление о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях. Но эти представления формируются как правовые требования, обращенные к действительному праву и законодателю. Их невыполнение как бы должно повлечь юридическую ответственность. Однако практическая реализация подобных установок в правоприменительной практике представляется достаточно сложной.

     

    Историческая школа права.

    Теория в ее логически завершенном виде сложилась в первой половине XIX века в Германии. Ее основателями являются знаменитые немецкие юристы: Густав Гуго (1764-1844 гг.), Ф.К. Савиньи (1779-1861 гг.), Г.Ф. Пухта (1798-1846 гг.). Они раскритиковали теорию естественного права и свойственную эпохе Просвещения веру во всесилие закона.[34]

    Согласно теории исторического права, естественного права как такового не существует, а есть лишь позитивное право, имеющее свои законы развития, которые не зависят от разума.

    Право – историческое явление, представляющее собой выражение духа народа. Оно подобно языку, формируется постепенно, незаметно, стихийно и независимо от государства. Поэтому законодатель не может творить право самостоятельно. Он лишь «открывает право», фиксирует то, что уже сложилось в обществе в виде обычаев. А развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в обществе нормы[35].

    Достоинства теории[36]:

    1. Впервые основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права и на необходимость их учета в ходе правотворческой деятельности.

    2. Подчеркивается естественность развития права, то есть факт, что законодатель не может творить нормы по своему усмотрению.

    3. Верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

    4. Теория способствовала становлению исторического метода в юридической науке, а историзм как метод основал новую науку – историю права.

    Слабые стороны теории[37]:

    1. Переоценена роль правовых обычаев в регулировании общественных отношений и недооценена роль законодателя в формировании права.

    2. Данная теория возникла как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отжившего строя.

     

    lektsia.com

    Основные концепции правопонимания

    Черемисин Роман

    Апрель, 2005г.

    Введение

    Термин «право» многозначен: под ним понимается ряд различных, подчас разноплоскостных явлений (право как система общеобязательных норм, субъективное юридическое право, моральное право, права человека и т.д.).

    Вместе с тем при всей своей многозначности слово «право» выражает и нечто единое. В наиболее абстрактном виде оно обозначает социально оправданную свободу поведения; оправданную, нормальную и в этом смысле нормативную – то, что людям «можно», то есть допустимо делать, совершать, и что, следовательно, обществом принимается, поддерживается.

    По большей части право как оправданная свобода поведения опирается на известные идеальные (идеологические), иные организационные, нормативные (уже в несколько ином значении) формы – мораль, корпоративные нормы, нормы, выраженные в законах, и другие (то, что закреплено в юридических нормах или в нормах морали, то и «можно»).

    Но есть и «права», которые непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), иных организационных, нормативных форм опосредования. Такие права могут быть названы непосредственно-социальными; «непосредственными» в том смысле, что они существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах, или нет. По отношению к ним право как юридическое явление выступает в качестве «позитивного права» - права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в документах, которые можно увидеть, потрогать.

    Принципиальное различие между двумя типами правопонимания заключается в различении права и закона. Для юридического правопонимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для которых правом является официально данное и реально существующее право.

    «Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную определенность, принудительность. «Принудительность и формальная корректность» – в этом позитивисты видят сущность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь «не прелюбодействуй» – это моральный запрет; но если он будет выражен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкреплен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитивистов, он превратится в правовой запрет» [1] .

    В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, солидаризм, социологическая, психологическая, естественная, юридическая, теологическая.

    Теория нормативистского понимания права.

    Ее ярким представителем явился Г.Кельзен (1881-1973).

    Основные моменты, характеризующие эту теорию:

    Теория права должна быть свободна от идеологических и оценочных характеристик, т. е. Представлять собой «чистую науку». Вторжение в теорию права идеологических воззрений, отражение в ней тех или иных интересов делают ее необъективной наукой, а стало быть не отражающей реальную действительность, а стало быть не отражающей реальную действительность.

    Право должно быть познано из самого права и только. При этом нормативистская теория исходит из того, что право соотносится с окружающим миром также как «должное» с «сущим». Еще И. Кант в свое время подметил, что «должное», являясь порождением разума, не зависит от «сущего». Этого его постулат и был взят на вооружение разработчиками данной теории. Отсюда и вывод: право, представляя собой систему правил должного поведения, не зависит от реального («сущего») поведения людей, и условий их существования. Оно определяется только самим собой.

    Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна другую в зависимости от своей значимости. Так, нормы конституционного права порождают обычные нормы или нормы текущего законодательства, а они, в свою очередь – нормы права, содержащиеся в подзаконных актах и т.п.

    Первоисточником или основанием всей пирамиды действующих норм служит так называемая «основная норма», а не реальный экономический базис общества. Тем самым устраняется возможность поисков основания права в не самого права. Что же из себя представляет эта «основная норма» и как и почему она определяет процесс создания всех других норм – эта теория не объясняет.

    Теория солидаризма.

    Теория солидаризма основывается на следующих постулатах:

    Общество складывается из связей, объединяющих людей на основе их взаимоподдержки (солидарности). Причем, принадлежащие к соответствующим классам и социальным группам, они реализуют свою миссию, свой долг по отношению друг к другу. Все это осуществляется путем сотрудничества классов, социальных групп на основе общественного разделения труда.

    Сотрудничество классов, социальных групп регулируется нормой социальной солидарности, которая предписывает воздерживаться от всего, что посягает на это сотрудничество, и способствовать ее укреплению. Эта социальная норма солидарности облекается в разнообразные нормы права, служащие ее выражением и воплощением.

    В связи с вышеизложенным теория солидаризма усматривает сущность права в общественной солидарности, с которой должно считаться государство. И если эта сущность права расходится с теми или иными его нормами, то конкретное дело надо решать не на основе этих норм, а в соответствии с «юридической совестью эпохи».

    Теория солидаризма отвергает самостоятельный статус объекта права, в особенности его субъективные права. Так, частную собственность она рассматривает не как блага для лица, обладающего ею, а как долг, обязанность владельца употребить ее для укрепления общественной солидарности.

    Социологическая теория права.

    Ее основными разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р.Паунд, Ф.Кони и др.

    Основные положения социологической теории права сводятся к следующему:

    Теория подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным понять его сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев, правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе.

    Отсюда социологическая юриспруденция сделала вывод о том, что право в действительности – это не столько система официальных норм, сколько прежде всего фактический уклад жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.

    В связи с указанным пониманием права сторонники социологической теории считают, что если официальные законы расходятся с практическими жизненными отношениями, то надо действовать по свободному усмотрению, т.е. применять «живое право». В результате этого обыкновенная правоприменительная практика обретает в сущности нормотворческий характер.

    Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании свободы судейского усмотрения при вынесении решений.

    Психологическая теория права.

    Одним из основоположников ее является Л.Петражицкий (1897-1931).

    Психологическая теория права характеризуется следующими чертами.

    Она подразделяет право на: позитивное и интуитивное. Позитивное право «определяется как совокупность норм права» [2] . Оно представлено в виде официально действующих в государстве нормативно правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психологическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживание и т.п. оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом.

    «Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер; его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и прочее» [3] .

    Отсюда делается вывод о том, что есть интуитивное право данного класса, данной семьи, данного кружка, детей, преступников и т.д.

    Психологическая теория права исходит из того, что «интуитивное право вырабатывается путем взаимного психического общения в разных кругах и кружках людей с общими интересами, противостоящими интересами, противостоящими интересами других» [4] . Причем это общение основывается на их эмоциях.

    Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а является плодом воображения в сознании людей. Точно также она придает действительный характер мнимому договору, заключенному сумасшедшим с дьяволом и т.п. Короче говоря, эта теория усматривает в психологии и даже в болезненном воображении душевнобольных изначальный источник правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности.

    Между параллельно существующим в народных сферах интуитивным и позитивным правом, имеется и должно неизбежно иметься согласие по содержанию в главных основах, в общем и основном направлении. «И на этом и соответственной взаимной поддержке и взаимоукреплении действия этих двух правовых психик зиждется фактический правопорядок и соответственный социальный, политический, экономический и т.д. строй» [5] .

    С другой стороны, между позитивным и интуитивным правом не только могут существовать (в указанных пределах) и существуют разные частные разногласия, но они даже по природе вещей неизбежны. Удовлетворяя интуитивно-правовым требованиям одних, позитивное право тем самым не удовлетворяет интуитивно-правовым требованиям других. И чем разнообразнее состав народонаселения по воспитанию, национальности, религии, классовым интересам и проч., и вообще, чем больше разнообразия и разногласия в пределах самой интуитивно-правовой народной психики, тем обильнее и больше разногласия и коллизии этой категории между позитивным правом и интуитивным правом разных общественных элементов. Разногласия этой категории можно назвать классовыми и индивидуальными конфликтами между позитивным и интуитивным правом.

    mirznanii.com

    Основные теории правопонимания

    История Основные теории правопонимания

    просмотров - 90

    НОРМАТИВИЗМ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

    СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА.

    КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА.

    К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право принято понимать как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.

    Достоинства:

    1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

    2. право принято понимать как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

    Недостатки: не учитывает влияние других факторов на право (к примеру, общественного сознания).

    Правовые нормы государства - ϶ᴛᴏ лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право». Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов.

    Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют «неофициальным правом». При этом правом признается и «официальное право» – установленное и поддерживаемое государством. Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права.

    «Узкий» взгляд на право как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм).

    Современное правопонимание. Право - ϶ᴛᴏ совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.

    Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.

    Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, крайне важно единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

    Следует отметить, что, несмотря на многочисленные тео­ретические изыскания, вопрос «что такое право?» остается от­крытым. И во всœех ответах на данный фундаментальный вопрос с крайне важностью присутствует такой определяющий для правопонимания момент, как отождествление или различение права и закона. Собственно данный момент различения или отожде­ствления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать соответственно юридическим.

    «Что такое право?» является подлинным вопросом, действительной про­блемой.

    Стоит сказать, что для нормативисткого подхода такого вопроса в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это официально данное, действующее позитив­ное право.

    Основной тезис юснатурализма (теории естественного пра­ва — Г. Гроций, Д. Локк) состоит по сути в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее принято понимать как совокупность прав, которыми всœе люди обладают от при­роды в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность. Государство не может посягать на эти естествен­ные и неотъемлемые права человека.

    Согласно теории возрожденного естественного права (совре­менный юснатурализм), право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ создается государством, шляется производным по отношению к высшему, естественно­му праву. Позитивное право, т. е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т. е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всœех людей.

    Сторонники легистского, нормативистского подхода противопоставили право как «мир должного», т. е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители нормативизма рас­сматривают их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т. д. Исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возник­новением и развитием не реальным отношениям, а либо фор­мальным установлениям государства, либо возвышающей себя над обществом «суверенной, главной норме», определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма чер­пает свою юридическую силу в норме, занимающей более вы­сокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

    Возражая против теории естественного права, Кельзен ут­верждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государ­ство, права не существует, обязательность норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. При этом, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фак­тически он приходит к отождествлению государства и права.

    Главное достоинство нормативистского подхода состоит в том, что определœение права через систему норм оказывается самым удобным на практике. Нормативное определœение оце­нивается в качестве «рабочей» дефиниции, которая ориенти­рует практических работников на законодательные нормы. Достоинством так называемого узкого, собственно-норматив­ного подхода является разработка юридической догматики, которая выступает основой совершенствования законодатель­ства и правоприменительной практики.

    Помимо разобранных двух главных подходов существуют и другие известные теории, такие как историческая, психоло­гическая, марксистская и социологическая.

    Теория исторической школы права (Гюго, Савиньи, Пухта) утверждала, что право определяется исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление это­го народного духа. Результат исторического процесса. Пра­во само развивается и постепенно складывается, подобно язы­ку и нравам.

    Психологическая теория была наиболее основательно раз­работана в дореволюционной России Л.И. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, офи­циально действующее в государстве, и интуитивное право, ис­токи которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединœения переживают как пра­во. Позитивное право, выраженное в законах и других актах, мало доступно гражданам.

    Иное дело — интуитивное право, с которым человек в сво­их отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на пер­вый план выдвигаются эмоции. Из них и складывается интуи­тивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отноше­ний, постоянно возникающих в жизни людей.

    Во второй половинœе XIX в. широкое распространение по­лучили теории утопического социализма. Одной из них был марксизм. В системе марксистского учения право стало пони­маться как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса. Сама история, реальные события обнаружили ошибки, слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности.

    В первой трети XX века сложилась социологическая школа права (Дьюи, Паунд, Фрэнк). Представители этого направле­ния стали понимать под правом само правоотношение или пра­во в действии. Законы, по их мнению, представляют собой толь­ко часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властные отношения и семейные отношения исторически предше­ствуют правовым нормам.

    ЛЕкЦИЯ 5. природа права.

    Читайте также

  1. - Основные теории правопонимания.

    Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом... [читать подробенее]

  2. - Основные теории правопонимания

    Право — это система норм, выраженных в признаваемых го­сударством источниками являющихся общеобязательным «норма­тивно-государственным ^критерием правомерно-дозволенного,а также запрещенного и предписанного поведения. В заключение необходимо отметить, что... [читать подробенее]

  3. - Основные теории правопонимания

    НОРМАТИВИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право... [читать подробенее]

  4. - Основные теории правопонимания

    Правовое государство и гражданское общество: понятие и принципы Правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой: 1) признаются и гарантируются естественные права человека; существуют эффективные... [читать подробенее]

  5. - Основные теории правопонимания

    Правопонимание - это процесс и результат мышления, который включает в себя познание, восприятие, отношение к праву как к целостному социальному явлению. Концепции (группы теорий), отражающих тип правопонимания: 1. С точки зрения социального назначения права: - теория... [читать подробенее]

  6. oplib.ru

    Основные теории правопонимания

    Количество просмотров публикации Основные теории правопонимания - 71

    НОРМАТИВИЗМ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.

    СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА.

    КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА.

    К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право принято понимать как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.

    Достоинства:

    1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

    2. право принято понимать как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

    Недостатки: не учитывает влияние других факторов на право (к примеру, общественного сознания).

    Правовые нормы государства - ϶ᴛᴏ лишь часть права. Наряду с ними существует ʼʼживое правоʼʼ. Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов.

    Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют ʼʼнеофициальным правомʼʼ. При этом правом признается и ʼʼофициальное правоʼʼ – установленное и поддерживаемое государством. Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права.

    ʼʼУзкийʼʼ взгляд на право как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм).

    Современное правопонимание. Право - ϶ᴛᴏ совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.

    Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.

    Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, крайне важно единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.

    Следует отметить, что, несмотря на многочисленные тео­ретические изыскания, вопрос ʼʼчто такое право?ʼʼ остается от­крытым. И во всœех ответах на данный фундаментальный вопрос с крайне важно стью присутствует такой определяющий для правопонимания момент, как отождествление или различение права и закона. Собственно данный момент различения или отожде­ствления права и закона и обозначает принципиальное отличие между двумя противоположными типами правопонимания, которые можно назвать соответственно юридическим.

    ʼʼЧто такое право?ʼʼ является подлинным вопросом, действительной про­блемой.

    Стоит сказать, что для нормативисткого подхода такого вопроса в подлинном смысле не существует, поскольку для него право — это официально данное, действующее позитив­ное право.

    Основной тезис юснатурализма (теории естественного пра­ва — Г. Гроций, Д. Локк) состоит по сути в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее принято понимать как совокупность прав, которыми всœе люди обладают от при­роды в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность. Государство не может посягать на эти естествен­ные и неотъемлемые права человека.

    Согласно теории возрожденного естественного права (совре­менный юснатурализм), право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ создается государством, шляется производным по отношению к высшему, естественно­му праву. Позитивное право, т. е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, в случае если оно не противоречит естественному праву, т. е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всœех людей.

    Сторонники легистского, нормативистского подхода противопоставили право как ʼʼмир должногоʼʼ, т. е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические нормы, представители нормативизма рас­сматривают их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т. д. Исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возник­новением и развитием не реальным отношениям, а либо фор­мальным установлениям государства, либо возвышающей себя над обществом ʼʼсуверенной, главной нормеʼʼ, определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма чер­пает свою юридическую силу в норме, занимающей более вы­сокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

    Возражая против теории естественного права, Кельзен ут­верждал, что никакого иного, кроме опирающегося на государ­ство, права не существует, обязательность норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета. При этом, казалось бы, вопреки этому само государство он выводит из права, понимая под государством не учреждение властвования, организацию и воплощение правопорядка. Поскольку право, по его мнению, также есть порядок должного поведения, фак­тически он приходит к отождествлению государства и права.

    Главное достоинство нормативистского подхода состоит в том, что определœение права через систему норм оказывается самым удобным на практике. Нормативное определœение оце­нивается в качестве ʼʼрабочейʼʼ дефиниции, которая ориенти­рует практических работников на законодательные нормы. Достоинством так называемого узкого, собственно-норматив­ного подхода является выработка юридической догматики, которая выступает основой совершенствования законодатель­ства и правоприменительной практики.

    Помимо разобранных двух главных подходов существуют и другие известные теории, такие как историческая, психоло­гическая, марксистская и социологическая.

    Теория исторической школы права (Гюго, Савиньи, Пухта) утверждала, что право определяется исторически присущим ему народным духом. Право каждого народа и есть проявление это­го народного духа. Результат исторического процесса. Пра­во само развивается и постепенно складывается, подобно язы­ку и нравам.

    Психологическая теория была наиболее основательно раз­работана в дореволюционной России Л.И. Суть его концепции в том, что он различает позитивное право, офи­циально действующее в государстве, и интуитивное право, ис­токи которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединœения переживают как пра­во. Позитивное право, выраженное в законах и других актах, мало доступно гражданам.

    Иное дело — интуитивное право, с которым человек в сво­их отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на пер­вый план выдвигаются эмоции. Из них и складывается интуи­тивное, психическое право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отноше­ний, постоянно возникающих в жизни людей.

    Во второй половинœе XIX в. широкое распространение по­лучили теории утопического социализма. Одной из них был марксизм. В системе марксистского учения право стало пони­маться как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса. Сама история, реальные события обнаружили ошибки, слабые места этого учения, несоответствие отдельных его положений действительности.

    В первой трети XX века сложилась социологическая школа права (Дьюи, Паунд, Фрэнк). Представители этого направле­ния стали понимать под правом само правоотношение или пра­во в действии. Законы, по их мнению, представляют из себятоль­ко часть права. Действующее право существует не в виде законов, а как система общественных отношений. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властные отношения и семейные отношения исторически предше­ствуют правовым нормам.

    ЛЕкЦИЯ 5. природа права.

    referatwork.ru