Лев Николаевич Толстой как педагог. Деятельность, идеи, вклад в педагогику. Педагогическая деятельность толстого кратко


Л. Н. Толстой как педагог. Деятельность, идеи, вклад в педагогику

12 Октябрь 2016       admin      Главная страница » Педагогика » Опыт великих      Просмотров:   1382

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом.

2016-10-12_104823

Школа Толстого в Ясной поляне

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе. Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» — произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, — он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

2016-10-12_105656По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения. Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки— внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы,— от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем — «Книги для чтения».

2016-10-12_104842

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

Вклад Льва Толстого в педагогику

2016-10-12_105120Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей. Читать Толстого — истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.

«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» — так озаглавливает Л. Н. Толстой одну из замечательнейших своих статей. В этой статье он подробно описывает проведенные им уроки сочинения рассказов в Яснополянской школе. После многих неудачных методических приемов, подтверждавших неспособность детей к самостоятельной творческой работе, Лев Николаевич предложил детям написать рассказ на пословицу: «Ложкой кормит, стеблем глаза колет». Сперва ребята не приняли предложение учителя.

«— Да ее как напишешь?— сказал Федька, и все другие, насторожившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.— Ты сам пиши,— сказал мне кто-то.Все были заняты своим делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.— Ну,— сказал я,— кто лучше напишет,— и я с вами».

Так необычно начался урок. Дети заинтересовались. Первая страница сочинения Льва Николаевича была ими забракована. Началось коллективное творчество. Увлечение, энтузиазм были необычными. «Мы работали,— пишет Лев Николаевич,— с 7 до 11 часов; они не чувствовали ни голода, ни усталости и еще рассердились на меня, когда я перестал писать; взялись сами писать по переменкам…»

Дети проявили не только свой интерес к «сочинительству», но и большое художественное чутье, верность и меткость глаза, глубину переживаний, чистоту нравственных определений и чувств. Лев Николаевич был потрясен своим открытием. «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, который я тщетно искал два года,— искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что это искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, не соответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться нельзя было. Это была не случайность, а сознательнее творчество».

За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это — увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

    

uchitel76.ru

Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н.Толстого

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

В. И. Ленин о Толстом.

В нескольких статьях В. И. Ленин дал гениальную характеристику мировоззрения Л. Н. Толстого, раскрыл его значение как писателя.

Ленин писал, что «старая патриархальная Россия после 1861 года стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма. Крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. Усиленно строились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря «дешевому труду» разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый капитал, крупная торговля и промышленность. Вот эта быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» старой России и отразилась в произведениях Толстого-художника, в воззрениях Толстого-мыслителя» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с 39).

Л. Н. Толстой, как показал В. И. Ленин, был выразителем взглядов и настроений патриархального крестьянства пореформенной России, на которое надвинулся новый, невиданный, непонятный враг — капитал, несший крестьянам много всяких бедствий.

«Но горячий протестант, страстный обличитель, великий критик обнаружил вместе с тем в своих произведениях такое непонимание причин кризиса и средств выхода из кризиса, надвигавшегося на Россию, которое свойственно только патриархальному, наивному крестьянину, а не европейски-образованному писателю». Толстой, относясь отрицательно к революционному изменению общественного строя, проповедовал непротивление злу насилием и мечтал о постепенном мирном самоусовершенствовании людей.

Отмечая большие противоречия в мировоззрении Толстого, В. И. Ленин показал, что эти противоречия не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые была поставлена русская жизнь последней трети XIX века. Отметив, что критические выступления Толстого сыграли большую роль в разоблачении темных сторон российской действительности, что его прекрасные произведения составили новую эпоху в художественном развитии человечества, он писал, что социальные взгляды Толстого в целом утопичны и по своему содержанию реакционны. Вместе с тем В. И. Ленин отметил, что в литературном наследстве Толстого «есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему».

В свете этой характеристики В. И. Лениным творчества Толстого следует рассматривать и его педагогическое наследство.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Толстой вступил, как он сам писал об этом позже, в период «трехлетнего страстного увлечения этим делом». Л. Н. Толстой считал, что наступило время (вспомним, что тогда Россия переживала период первой революционной ситуации и подъема общественно-педагогического движения), когда образованные люди страны должны активно помогать народным массам, испытывавшим огромную потребность в образовании, удовлетворить это их законное стремление, не доверяя столь важного дела царской власти.

В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе.

Хорошо понимая, что ему вряд ли добиться официального разрешения на такое объединение общественных сил на дело создания крестьянских школ, Л. Н. Толстой заключал признанием, что он будет «составлять тайное общество». Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившийся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Положительный их опыт освещался в издаваемом писателем в это время журнале «Ясная Поляна», где печатались его статьи о народном образовании, сообщения учителей, предварительно обсужденные на их собраниях под руководством Л. П. Толстого.

Примечательно, что секретарем журнала был один из учителей сельской школы Н. Н. Петерсон, бывший воспитанник И. Н. Ульянова, которого отец В. И. Ленина высоко ценил за передовые взгляды и преданность народным интересам. Н. Н. Петерсон был, по-видимому, членом тайной революционной организации «Земля и Воля» и в 1866 году привлекался к дознанию в связи с покушением Каракозова на царя, но был освобожден.

Об идейном направлении деятельности учителей сельских школ Крапивенского уезда Тульской губернии, приглашенных на работу Л. Н. Толстым, говорят его статьи по народному образованию, опубликованные в журнале «Ясная Поляна».

Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию, которая используется помещиками, фабрикантами и банкирами в своекорыстных интересах. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы.

Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.

В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.

Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.

Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.

В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.

Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60—70-е годы.

В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей.

Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверждая, что они осуществляют насилие над детьми, прививают им идеологию господствующих классов.

Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкой вопросов и особенно предложением о способах их решения.

Л. Н. Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования, и потому его следует принуждать учиться в даруемых царской властью и образованным обществом школах. Как и Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования.

mirznanii.com

54. Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого

Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни.

  • В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования, изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования.

  • На протяжении 1872-1874 гг. Толстой, вновь обратившись к вопросам просвещения, пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, подготовке учителей для народной школы. В это время и в дальнейшем Толстой, исходя из идей "свободного воспитания", вносил в них коррективы в соответствии со своими социально-философскими воззрениями.

  • Открывая в 1859 г. в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг -нести крестьянам просвещение. Он видел себя барином, которому следует поделиться с крестьянами образованием, которое он имел сам:.

  • Спустя два года педагогические взгляды Толстого резко изменились. После поездки за границу, размышлений над педагогическим опытом Запада, Толстой обратился к руссоистским идеям "свободного воспитания". Он исходил из того, что отечественная школа нуждается в реформировании, при котором будут подчеркнуты ее национальные особенности и учтены социальные перемены: " Прекрасная школа для степной русской деревни... будет плоха для парижанина, и самая лучшая школа XVIII в. будет самой дурной школой в настоящее время".

Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея "свободного воспитания". Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале "Ясная Поляна". Вслед за Руссо Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит. Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Функция школы - свободное обучение. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или не учиться.

  • С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Толстого появился диссонанс с идеями "свободного воспитания". Он отказывается от ряда прежних оценок функций школьного образования. Если ранее Толстой полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения, то теперь приходит к выводу, что учителю следует не только учить, но и воспитывать. Он допускает исключение из правил "свободного воспитания", когда говорит о роли религии в нравственном становлении человека. Толстой признает религию как "единственно законное и разумное основание воспитания".

В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

  • Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

studfiles.net

21. Идеи и педагогическая деятельность л. Н. Толстого.

Лев Толстой в 22 года открывает в Ясной Поляне, родовом имении, школу для крестьянских детей. Толстой считал, что чиновники от просвещения не могут создать школьной системы, отвечающей интересам всего народа: «Чтобы народное образование пошло, нужно, чтобы оно было передано в руки общества». Свободу он называл «единственным критерием педагогики», защищая и развивая идеалы гуманистической педагогики. Толстой пользовался экспериментом, сравнивая эффективность различных способов обучения. Педагогические труды Толстого доказывали, что дитя больше мыслит образами, красками, звуками, что на первоначальных ступенях обучения мышление образами преобладает над логическим мышлением. Образное мышление имеет место и на последующих ступенях. Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению. Ни за поведение, не за плохую успеваемость детей не наказывали. Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне школы. Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Педагогическая деятельность Толстого не ограничивалась Ясной Поляной. По его инициативе в Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа. Толстой написал одиннадцать статей, в которых показал ошибочность системы народного образования в царской России. В 70-е годы Толстой создает «Азбуку» и «Новую азбуку».

23.Советская педагогика в 20-е годы.. Пед.Деятельность Шацкого,Сороки-Росинского,Макаренко и др.

По окончании гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству, которое осуществлялось в трудных условиях хоз. разрухи и голода. Надо было немедленно восстановить промышленность, поднять сельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта и т.п. Без подъема производительной мощи страны невозможно было дальнейшее развитее культуры. Но, с другой стороны, нельзя было обеспечить восстановление народного хозяйства без значительного подъема культуры и науки, развития народного образования. Советское правительство неоднократно подчеркивало громадное значение народного просвещения, и прежде всего общеобразовательной школы. Школьная система, принятая в 1918г., подверглась некоторым изменениям уже в годы гражданской войны. Были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двух летние школы для переростков и др. для всестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства было созвано первое Всероссийское совещание по народному образованию (1921г.). Совещание признало необходимым установить вместо 9-ти летней школы с двумя ступенями в качестве основного типа 7-ми летнею школу с двумя ступенями: 1-я 4 года, 2-я 3 года, и старшая ступень общеобразовательной школы всего 9-10-ть лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждая ступень обучения являлась частью общеобразовательной лестницы, ведущей к дальнейшему профессионально-техническому образованию. Основной формой профессионального образования юношества Совещание признало техникум с 4-х летним сроком обучения. Совещание указало на необходимость создания сети фабрично-заводских школ с целью срочной подготовки квалифицированных рабочих для восстановления промышленности. В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки, получившие широкое распространение к концу 1929 года и ставшие основными общеобразовательными школами. Значительно увеличилось в это время кол-во рабочих факультетов, игравших важнейшую роль в подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, к изменению социального состава вузов.

Пед. деятельность и взгляды Макаренко А.С.

По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10 лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью. В 1920г. ему было поручено организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних и руководить ею. Воспитанники, с которыми Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать граждан. Большая заслуга Макаренко в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.

Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его пед. системы. В течении 3-4-х лет он создал образцовое воспитательное учреждение – «Трудовую колонию имени Горького».

В конце 20-х годов Макаренко участвовал в организации детской трудовой комунны в поселке под Харьковом. В коммуне использовались новые методы трудового воспитания. В коммуне было организовано промышленное производство – здесь впервые начали производить фотоаппараты и электросверла. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в пед. смысле, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Макаренко настаивал на том, что пед. теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он был сторонником систематического преподавания учебных предметов, придавал огромное значение воспитанию в труде.

studfiles.net

26. Л.Н. Толстого

26.Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

Среди тех, кто во второй половине XIX в. занимался вопросами образования и воспитания подрастающего поколения, особая роль принадлежит Льву Николаевичу Толстому (1828-1910).

Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования, изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. На протяжении 1872-1874 гг. Толстой, вновь обратившись к вопросам просвещения, пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, подготовке учителей для народной школы. В это время и в дальнейшем Толстой, исходя из идей "свободного воспитания", вносил в них коррективы в соответствии со своими социально-философскими воззрениями.

Открывая в 1859 г. в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Толстой полагал, что его общественный долг -нести крестьянам просвещение. Он видел себя барином, которому следует поделиться с крестьянами образованием, которое он имел сам: "Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя бы немножечко тому, что мы сами знаем".

Спустя два года педагогические взгляды Толстого резко изменились. После поездки за границу, размышлений над педагогическим опытом Запада, Толстой обратился к руссоистским идеям "свободного воспитания". Он исходил из того, что отечественная школа нуждается в реформировании, при котором будут подчеркнуты ее национальные особенности и учтены социальные перемены: " Прекрасная школа для степной русской деревни... будет плоха для парижанина, и самая лучшая школа XVIII в. будет самой дурной школой в настоящее время".

Толстовское понимание своеобразия русской начальной школы для крестьян постепенно расходилось со взглядами реформаторов-шестидесятников. В начале 1860-х гг. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы, помимо счета, письма и религии, также историю, географию, рисование, черчение, пение. Позже однако он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы грамотой и счетом ("и ничего, кроме этого"). Эта мысль возникла из убеждения, к которому пришел Толстой: образование крестьян должно соответствовать их естественной патриархальной жизни, идеалы которой противоположны детищу цивилизации - развитой системе школьного образования.

Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея "свободного воспитания". Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале "Ясная Поляна". Вслед за Руссо Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит ("здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя... требованиям безусловной гармонии"; "воспитание портит, а не исправляет человека"). Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставить ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Скудные плоды регулярного образования представляют куда меньшую ценность, чем самообразование. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: "Критериум педагогики есть только один – свобода". Идеальную школу Толстой представлял себе как свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие свободно воспринимают их. Таким образом, функция школы - свободное обучение. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или не учиться.

Но толстовское понимание "свободного воспитания" существенно отличается от руссоистского. Русский мыслитель видел свободу не в воспитании вне цивилизации, а напротив, -в условиях общественной свободной жизни. Именно так он попытался организовать деятельность школы в Ясной поляне.

С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Толстого появился диссонанс с идеями "свободного воспитания". Он отказывается от ряда прежних оценок функций школьного образования. Если ранее Толстой полагал, что школа должна осуществлять лишь задачи обучения, то теперь приходит к выводу, что учителю следует не только учить, но и воспитывать. Он допускает исключение из правил "свободного воспитания", когда говорит о роли религии в нравственном становлении человека. Толстой признает религию как "единственно законное и разумное основание воспитания".

В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов. Критикуя традиционное образование за пренебрежение этим принципом, Толстой писал: " Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики". В "Азбуке" он развивает свою мысль, подчеркивая, что с учащимися не следует говорить о предметах хорошо знакомых, поскольку это убивает у них интерес. Он советует меньше прибегать в преподавании к абстракциям, которые также снижают мотивацию обучения, и чаще обращаться к жизненному опыту ребенка.

Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н. Толстой предпринял в Яснополянской школе. Он организовал школу на основах любви к детям, веры в их творческие способности, отсутствия давления на личность ребенка. Занятия в школе были построены так, чтобы учение стало для детей радостным и желанным, пробуждало любознательность, самостоятельность мышления и глубину чувств. В радостях и веселье, в скорых успехах крестьянские дети тесно сблизились с Толстым. Он учил детей и одновременно учился у них выражать непроизвольное естественное движение мысли и чувств.

В Яснополянской школе домашние уроки не задавались. Ученик шел в школу, неся "только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера". Выговоров ученикам за опоздание не делали, да они, впрочем, почти никогда и не опаздывали. Традиционные уроки были заменены увлекательными образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и совместными творческими сочинениями учащихся, оживленными беседами.

Вот как описывает Толстой начало учебного дня в своей школе: "Учитель приходит в комнату, а на полу лежат и пищат ребята... "Петр Михайлович! - кричит снизу кучи голос входядцему учителю, - вели им бросить". "Здравствуй, Петр Михайлович!" - кричат другие, продолжая свою возню. Учитель берет книжку, раздает тем, которые с ним пошли к шкапу; из кучи на полу верхние, лежа, требуют книжку. Куча понемногу уменьшается".

В школе царил "свободный беспорядок". Расписание было, но не соблюдалось. Ученик был вправе не приходить на занятия и не слушать учителя. В свою очередь преподаватель был волен не пускать ученика в класс. Порядок и программу обучения согласовывали с детьми. Учителя составляли недельный план по школьным предметам (чтение, письмо, чистописание, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение). Планы также могли корректироваться по желанию учеников. Например, их любимым занятием было сочинение стихов. Занятия шли по утрам и вечерам, 7-8 часов. Они строились в форме свободных бесед учителя с учениками.

Небольшой коллектив учителей работал дружно и согласованно.

Сам Толстой преподавал в старшем классе математику и историю, проводил физические эксперименты.

Яснополянская школа добивалась прекрасных результатов. В три месяца дети приобретали умение бойко читать. Ученики не знали страха перед учителем. Если кто-либо делал особые успехи, учитель от избытка чувств мог подхватить отличившегося под мышки и посадить на шкаф. На переменах учитель катался с ребятами на коньках, вертелся на турнике. Ребят звали шутливыми кличками: "Васька-карапуз", "Мурзик", "Обожженное ушко" и пр. На уроках поддерживался дух равноправия. Учитель, например, мог попросить ребят написать рассказ по пословице, а те ему в ответ говорили: "А ты сам попробуй напиши",- и учитель принимался писать.

studfiles.net

Глава 1. Краткая история педагогической деятельности Л.Н. Толстого вплоть до выхода «Русских книг для чтения». Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого

Похожие главы из других работ:

Авторские школы в России во второй половине XIX века

1.5 «Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения

В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто...

Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов

Глава 1. История исследования одежды русских крестьян Южного Алтая

Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым"...

Интернет-технологии в средней школе

1.1 Понятие сети Интернет. Краткая история возникновения Интернета

Знание основ функционирования Интернета и его истории необходимо для правильного понимания возможной роли этого средства в учебном процессе...

Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков "Л", "М", "Н" в школьном возрасте

2.1 Краткая история создания этого продукта

Этот продукт задумывался очень давно. Однако, к сожалению, не всегда получается реализовать что-то сразу, в полном объеме. Отдельные идеи прошли испытание временем и сейчас, не потеряв своей актуальности, выглядят более определенными...

Использование рисуночных методик как средство диагностики развития личности ребенка подросткового возраста

1.1 Краткая история становления психодиагностики как науки

Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди...

Использование стихотворений на уроках иностранного языка

1.1 Краткая психофизиологическая характеристика чтения как одной из форм письменного общения

По мнению З.И. Клычниковой, чтение - это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, представляющий собой сложную аналитико-синтетическую деятельность...

История и перспективы развития гимназии

1. Краткая история гимназии №54 г. Челябинска

История гимназии восходит к 60-м годам 20-го века, когда 1 сентября 1957-го года была открыта средняя общеобразовательная школа №54 города Челябинска. В 1976 году для школы было построено новое здание...

Кредитно-модульная организация учебного процесса

1.1 Болонский процесс и его краткая история

Одной из предпосылок вхождения Украины в единое европейское и мировое образовательное пространство является введение в систему высшего образования Украины основных идей, сформулированных Болонской декларацией...

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексики у детей с двуязычием

1.1.1 Краткая история изучения билингвизма

Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях...

Методика обучения школьников художественной обработке древесины

1.1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь...

Начало Московского университета по документам о его основании и запискам современников

§1. Краткая история уставов 1863, 1884 гг

По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров...

Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала

1.1 История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов [25, с.8]...

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого

Глава 3. «Русские книги для чтения» как выражение педагогических взглядов Л.Н. Толстого

Как мы уже упоминали в первой главе, Толстым было выпущено три основополагающих труда для народных школ. Это «Азбука», которая позже была переработана в «Новую азбуку» и четыре «Русские книги для чтения»...

Разработка методики преподавания истории традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая

Глава 1. История исследования одежды русских крестьян Южного Алтая

Народная одежда, характеризуясь такими признаками как устойчивость и массовость, относится к тому культурному слою, который принято именовать "традиционно-бытовым"...

Технологии исследования и формирования лексики у детей с билингвизмом

1.1.1 Краткая история изучения билингвизма

Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях...

ped.bobrodobro.ru

Реферат на тему Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич обучал обычных крестьянских ребят, которые были самыми неграмотными, потому в своих педагогических и литературных направлениях он действовал так, чтобы тяжелый материал стал более понятным для них, а для учителей создал более эффективные методы и способы обучения. В его принципах, методах и способах выражаются демократические и гуманистические особенности образования, которые позднее принесли превосходные плоды в сфере образования.Он определил более 10 особо значимых для преподавания морали тем: любовь, смысл жизни, Бог, вера и др. Он пишет: «Много знаний нужных и важных. Но самое главное – как жить».Меняется подход и к личности учителя. Лев Николаевич твердо убежден, что учитель обязан помочь ответить ребенку на основные вопросы жизни, подобные как: «Что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?» и «Что я должен считать, при всех возможных условиях, хорошим, и что я должен считать, при всех возможных условиях, дурным?»Начало педагогической работы Л. Н. Толстого относится к 1849 году. В 1847 году он оставляет Казанский университет, возвращается в Ясную Поляну и решает заняться самообразованием и улучшением жизни крестьян. Он стал заниматься с крестьянскими детьми в Яснополянской школе, где постоянным учителем был дворовый Фока Демидыч. Лев Николаевич периодически учил детей грамоте, а также принимал активное участие в детских играх, доставлявших крестьянским детям огромное удовольствие.Для писателя воспитать творческую личность стало главнейшей задачей.

2.1 Методы и приемы обучения Льва Николаевича Толстого.

Особое внимание Л. Н. Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, исследования работы школ в России и за рубежом Толстой осознал, что традиционно применяемые методы и приемы в обучении нередко являются неадекватными возрастным и психическим особенностям детей, потому очень часто активность детей падает, появляется недопонимание и страх, скованность, и равнодушие по отношению к учителю и процессу обучения. И Толстой создал целую систему разнообразных методов и приемов, которые бы стимулировали активность учеников, их творческую деятельность, сформировали бы раскованную и благоприятную атмосферу на уроке:

1. Наглядность в обучении;2. «Рассказ — рассказывание»;3. Методика эмоциональных воздействий;4. «Ситуация затруднения»;5. Индивидуальный подход к учащимся;6. Работа с сочинениями учащихся.

1. Наглядность в обучении. Наглядность для Льва Николаевича считалась могучим средством достижения осознанных и прочных знаний. Он вкладывал очень широкий смысл в данное понятие. Наглядность в обучении должна быть так использована, чтобы обеспечить яркое эмоциональное запоминание ребенком живых образов, пробудить детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубочайшему постижению вещей, явлений. Толстой считал единственно правомерным средством наглядности реальные предметы, окружающих ребенка в быту, труде, детских играх, прогулках, или предметы и явления, которые можно видеть в школьных опытах, экспериментах, на экскурсиях.Использование средств наглядности должно осуществляться при соблюдении меры, места, постепенного усложнения и многообразия форм. Чувство меры и места, по Толстому, — это недопустимость перегрузки урока искусственными формами наглядности, то есть картинами, изображениями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки. Он также негативно относился к опыту иностранной школы, где практически любое слово и объяснение сопровождалось показом соответствующей картинки, при этом не бралось во внимание то, знаком ли ребенок с реальным предметом, явлением или нет.Еще одно непременное условие для развития наглядности — постепенное усложнение видов и способов применения. Это комплекс накапливаемых учеником представлений реальной действительности со словами учителя. В Яснополянской школе Толстой проводил опыты по физике, естествознанию, чтобы обучающиеся смогли не только изучать какие-либо процессы, но и наблюдать их.2. «Рассказ — рассказывание». Лев Николаевич каждый свой урок пытался сделать как можно увлекательнее: он строил рассказы по интересному сюжету, живо описывал переживания и поступки действующих героев, увлекал детей и заставлял их сопереживать героям произведений. Когда рассказ завершался, учителя и ученики часто собирались в группы и пересказывали содержание друг другу. Слушающие исправляли рассказчиков, когда они что-либо упускали. Толстой писал в «Азбуке», что преподаватели должны заставлять учащихся не только рассказывать содержание, но и делать выводы, вытекающие из басни, притчи, занимать конкретную нравственную позицию. Учитель должен прилагать усилия к тому, чтобы в результате повествования у детей появлялись вопросы, таким образом, они научатся высказывать и отстаивать собственную точку зрения.3. Методика эмоциональных воздействий. Данный метод широко применялся Толстым для активизации мыслительной деятельности подростков. Он мастерски возбуждал интерес к изучаемым предметам, находил подход к любой дисциплине, раскрывал ученикам увлекательные стороны каждого учебного предмета. Так, географический интерес вызывается или знаниями естественных наук, или путем путешествий. Лев Николаевич был уверен, что путешествия являются “первым шагом к изучению науки”. Эмоциональное возбуждение ребенка поддерживалось на всем протяжении урока.К примеру, так проходил урок рисования в Яснополянской школе: Лев Николаевич рисовал намеренно неправильно, для того чтобы удостовериться, насколько у учеников выработалось правильное суждение о соотношении и верности линий, он неоднократно обращался к ученикам с вопросами, какие добавления, изменения, по их взгляду, надлежит внести в рисунок. Зачастую он предлагал ученикам лично построить ту или иную фигуру, контролировать рисунки, выполняемые товарищами по классу. Такой прием в обучении поощрял учеников, стимулировал их активность.4. «Ситуация затруднения». Толстой в процессе обучения образовывал «ситуацию затруднения», чтобы применять её как средство активизации мыслительной деятельности учеников. Лев Николаевич требовал гибкости применения методов обучения. Всякий метод, считал он, можно извратить, если подойти к нему не постигнув его существа. В этом его выводы были схожими с высказываниями немецкого учителя А. Дистервега, который заявлял, что всякий метод плох, если приучает учащихся к пассивности, и хорош, если возбуждает в них самостоятельную деятельность.5. Индивидуальный подход к учащимся. Л. Н. Толстой непрерывно изучал особенности своих учащихся, отличал каждую черту индивидуальности ребенка. Толстой обладал необыкновенным талантом педагогической наблюдательности. Он внимательно прислушивался к ошибкам детей в родном языке, в арифметике, находил психолого-педагогические причины их ошибок, вникал в суть переживаний школьников. Он точно обнаруживал такие своеобразные черты в психологии детей, как непосредственность, образность, конкретность их мышления, естественность и искренность в выражении мыслей и чувств. Толстой всегда с любовью обращался к своим ученикам, уважал личность ребенка.6. Работа с сочинениями учащихся. Л. Н. Толстой считал, что творческие работы и сочинения учащихся — это одна из самых ярких форм связи обучения с жизнью. По каждому предмету он советовал уже с самого начала обучения применять небольшие сочинения. Систематическое написание творческих работ содействовало повышению мотивации к учебе, развитию фантазии, образного мышления учеников, общей активизации учебно-воспитательного процесса.

2.2 Организация работы Яснополянской школы.

Толстой полностью отдается педагогической деятельности и организовывает Яснополянскую школу, ярко озарившую светом своих педагогических исканий безрадостный фон официальной педагогики того времени. Учебно-воспитательные работа с детьми и внеклассные занятия в Яснополянской школы Толстой стремился развивать и совершенствовать. Яснополянскую школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек в возрасте 7-13 лет. Кроме того, тут каждый год обучалось 3—4 взрослых. Они приходили в школу доучиваться. В окружении маленьких детей взрослые ощущали себя стесненными, не могли включиться в единую систему работы и обучались лишь тому, что им хотелось узнать. В восемь часов утра в школе начинались занятия и длились до двух часов дня. После двух часов был обеденный перерыв до пяти часов. Каждый учитель проводил по 5-6 уроков в день. Основная форма занятий — свободная беседа с учениками, в ходе которой дети учились чтению, письму, арифметике, закону божьему, приобретали сведения по истории, географии, природоведению. На уроках естествознания ученики нередко проводили опыты, также огромное внимание уделялось самостоятельным сочинениям.Ученики распределялись по возрасту на три группы: младшую, среднюю, старшую. Стабильного расписания учебных занятий не было, заданий на дом не задавали. Лев Николаевич страстно сражался с рутиной и бюрократизмом в области воспитания и образования, подавал пример умелого и уважительного отношения к детям, стремился совершенствовать их творческие силы и способности.В 60-х годах он совершенно был против того, чтобы сузить программу сельской школы лишь сообщением ученикам элементарных сведений, чтобы не вывести крестьянских детей из той среды, к которой они относились, и не потерять работников физического труда. Лев Николаевич подмечал, что простые крестьянские дети должны приобретать такие же знания, как дети из привилегированного общества, они обязаны быть введены в мир искусства, благородных идей и переживаний.Толстой постарался создать в школе атмосферу непринужденных отношений между учителями и учениками, обстановку активной и творческой работы. Обучение детей должно поспособствовать расцвету творчества детей.Лев Николаевич стремился к тому, чтобы обучающиеся сами осознали надобность порядка и дисциплины, которые не могут быть навязаны им силой. Поэтому он не требовал, чтобы ученики до прихода учителя строго сидели на скамьях и дожидались начала занятий.Ученик также обладал правом не ходить в школу, или не слушать учителя на занятии. Учитель обладал правом не пускать к себе ученика. Толстой полагал, что чем дальше ступают ученики, тем больше разветвляется преподавание и необходимее становится порядок. Он был убежден, что ученики сами поймут надобность разумно относиться к своим обязанностям и не станут растрачивать впустую время в школе.Действительно, через некоторое время ученики Яснополянской школы стали требовать сами, чтобы уроки шли точно по расписанию. Л.Н. Толстой сообщает о том, что при данном вольном порядке в Яснополянской школе за время ее существования не было тяжелых случаев, которые бы опечалили жизнь школы. Если не считать только двух случаев ушибов, злостных побоев и драк среди учащихся не замечалось.Яснополянская школа просуществовала 18 месяцев и была закрыта властями в отсутствие Толстого. Но писатель не оставляет педагогической деятельности и издает журнал «Ясная поляна», снова занимается с детьми, ведет методическую работу с учителями, создаст новые школы, издает замечательные учебные книги.К концу 1859 года Толстой с энтузиазмом отдается школьным занятиям с крестьянскими детьми, подумывает и о том, чтобы совсем отказаться от литературной деятельности.Толстой со страстью отдается педагогической деятельности. Не считая Яснополянской школы, он основал ряд школ в своем посредническом участке и с 1862 года в течение года выпускал педагогический журнал «Ясная Поляна». Каждый номер содержал педагогический раздел и рассказы для детей. Обращаясь к учителям, он уверяет, что следует развивать творческое мышление у учащихся уже на начальном этапе обучения.Л.Н. Толстой исполнял обязанности мирового посредника и во всех делах неизменно защищал нужды крестьян, выносил решения в их пользу и добивался открытия школ по целому уезду. Школы существовали на деньги, вносимые родителями, которые выплачивали от 50 до 80 копеек серебром в месяц за обучение каждого ребенка. В этот период открылось больше 10 школ, в них учителями работали студенты. Лев Николаевич часто приглашал этих студентов, помогал им при составлении учебных планов, поддерживал и идейно направлял их педагогическую деятельность, стремился повысить их материальные условия.Первый период увлечения школьным делом толстого подходит к концу, когда он начинает работу над романом «Война и мир». С 1870 года Л.Н. Толстой снова основательно занимается школьным делом, проводит грандиозную работу по организации школ, заботится об учителях, задумывает открыть в Ясной Поляне учительскую семинарию.Просвещение народа он рассматривал в широком социальном плане. Л.Н. Толстой находил, что образование должно быть освобождено от “стеснений”, что препятствовали народу освободиться от невежества, служившего правительству «главным доводом для применения к народу этих самых “стеснений”».Существующая школа, в которой царит казарменная дисциплина, школа с формализмом и бюрократией, с «полицейским устройством» задерживает естественное развитие детей. Эту школу Лев Николаевич отвергает вместе с капиталистическим прогрессом, обращенным лишь на удовлетворение потребностей высших классов.Исследовав существующие школы, Толстой пришел к выводу, что педагогика, организованная самим народом, обязана стать базой всей педагогики. Он стал сторонником мало обеспеченных и плохо снабжаемых, но независимых народных школ, которые основал сам народ. Толстой полагал, что правительственная школа оказывает отупляющее воздействие на детей из-за ее отрыва от окружающей жизни. В результате исследования отечественных школ он пришел к выводу, что ее принципы не должны быть положены в основание педагогической жизни.В середине 1860 года Толстой едет за границу. Сильнее всего за границей его занимали вопросы педагогики. Он усиленно посещал школы, в особенности в Германии. Лев Николаевич наблюдал в немецких школах картину издевательств над детьми, от которых требовалось механическое выучивание того, что сказал учитель. Обобщив собственные наблюдения и беседы с немецкими педагогами, Толстой не признал философские основы немецкой педагогики, что исходили в трактовке принципиальных вопросов воспитания и образования из философских систем Гегеля, Канта, Фихте. И его первостепенная заслуга состоит в том, что он продемонстрировал ограниченность этих систем. Он показал, что они не могут дать научного объяснения педагогики как науки, продемонстрировал, что немецкая педагогика не воспитывала в духе передовых идей, а напротив, всем своим порядком приучала детей к обману и лицемерию, прикрывая это религиозным обучением и молитвами за короля.Немцы были убеждены, что их педагогика достигла вершины своего развития. Но Лев Николаевич дал уничтожающую критику их теории, написав об оболванивании детей в немецких школах, где высочайшие способности человека, его мышление, воображение и творчество не развиваются. Он был резко против того, чтобы заимствовать из немецкой педагогики идеи и опыт.Толстой признает существующую школу несостоятельной и начинает самостоятельные поиски наиболее верных путей школьной работы. И Лев Николаевич приходит к выводу, что свобода – это единственный верный критерий для науки педагогики.Свобода образования – это важное условие для формирования природных возможностей детей. Свободу он оценивал как единственный критерий для педагогики. И такой путь требует от учителя разносторонней подготовки, глубочайшего знания детской психики, постижения интересов детей и их запросов, их возрастных и индивидуальных особенностей.Более того, Л. Н. Толстой сумел привести доказательства, что творческие силы детей и их нравственные возможности обнаруживаются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке непринужденности и совместной работы. Он писал, что всякий ребенок обладает особым дарованием и способен выполнить определенную задачу. Нужно попытаться раскрыть в ребенке это особое дарование и согласно этому направлять его образование и воспитание.Толстой на протяжении всей своей жизни вел продуктивную новаторскую деятельность. Он глубоко исследовал психику ребенка, узнал способности детского организма, позаботился о том, чтобы воспитание и обучение не подавили то очень важное и существенное, что дано было ребенку природой.

testdoc.ru