И идейные предпосылки возникновения христианства. Предпосылки христианства


Вопрос 82. Исторические условия и предпосылки возникновения христианства.

Исторические условия становления христианства. История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.

Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования.

История религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических представлений, классические образы которых дает мифология древних греков и римлян.

Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других богов.

Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представлений называется монотеизмом. Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства. Однако данного явления в жизни человечества недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.

Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.

Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.

На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом.

Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

Социокультурные предпосылки возникновения христианства.

К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том, что их мир наилучший из возможных миров, осталась в прошлом, на смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения.

Христианство в Римской империи первоначально воспринималась большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление «Царства Небесного», благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные над богатыми.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христианства сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.

Значительная роль в объяснении процесса социокультурного и естественного механизма возникновения христианства принадлежит Ф. Энгельсу, посвятившему этой проблеме ряд произведений: «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», «Книга откровения», «К истории первоначального христианства». Общий вывод этих работ сводится к идее, что к моменту возникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознание народов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф. Энгельс зафиксировал как социальные, так и культурные предпосылки восприятия христианства. По его словам «Христианству предшествовал полный крах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха».

Среди причин, побудивших большинство населения Римской империи принять христианство, можно назвать следующие:

1) постепенное разложение и упадок греко-римской культуры;

2) принятие христианской веры Константином и его преемниками;

3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям;

4) бескомпромиссная приверженность церкви своим убеждениям и высокие моральные качества ее членов;

5) героизм христианских мучеников. Организация церкви. Христиане верили, что составляют единую вселенскую церковь. Она была организована по принципу «диоцезов» (термин, обозначавший территориальную единицу в составе империи), или «епархий» во главе с епископом.

Общественно-исторические условия возникновения христианства.

Христианство возникло в I веке нашей эры, выделившись среди мистико- мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковной организацией.

Христианство появилось в период острого социально-экономического кризиса рабовладельческой Римской империи. Этот кризис охватил как беднейшую часть общества, так и состоятельные слои населения. В страхе перед римскими императорами, которых она же и создала, рабовладельческая аристократия спешила забыться в беспробудном пьянстве, разврате и доносительстве.

Социально-экономический кризис рабовладельчества сопровождался разложением традиционных религиозных верований и широким распространением суеверий и мистики. Известный римский историк Тацит (ок. 55г. – ок. 120г.) впервые упомянувший о христианах, отмечал полный разброд в умах современного общества. "Среди величайших мыслителей древности их учеников и последователей можно обнаружить приверженцев противоположных взглядов, и многие твердо держаться того мнения, что богам нет ни малейшего дела, ни до нашего конца, ни вообще до смертных: вот почему так часто жизнь хороших людей так безрадостна, а счастье выпадает в удел дурным".

Ясно, что при таком умонастроении теряло всякий смысл обращаться к традиционным богам в решении жизненных задач. Нужны были более действенные ценности.

Падение авторитета античных богов сопровождалось распространением фантастических слухов, мистики, суеверий, шарлатанства, веры в колдовство и магию. Общественность изнемогала под бременем безверья и всеобщего одичания и страстно надеялась на спасение от беззакония и беспутства.

Римская религия, как и различные учения Востока, не могла дать утешения обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства и спасения.

Христианство же, прежде всего, провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом – через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разрозненных представление, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.

Причины широкого распространения христианства.

Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Она обращалась к ним, неся новые ценности, новые убеждения и надежды. Все это получало глубокий отклик в сердцах обездоленных и растерянных людей. Пробуждалась вера в заступника, способного обуздать земную власть, формировалось фанатичное желание пострадать за Избавителя от неволи, умножалось доверие к Богу, который во имя любви к людям пожертвовал своим Сыном, чтобы искупить грехи смертных.

Апостолы Христианства, обращаясь ко всем людям и народам, создавали вероисповедную связь людей, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности – связь единоверцев.

Христианство положило начало совершенно новой культуре – культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.

Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от жесткой регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем, христианская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала, правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру.

"Христиане меньше, чем кто бы то ни было не должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому.… Продолжить хорошие обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников, - значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, Богу", – писал Августин Блаженный.

Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по- своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, при этом освоение существовавшей ранее философии и религиозный мысли шло в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений.

В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государств, Рим уничтожил их политическую самостоятельность и государственность, самобытность их общественной жизни. Безудержная алчность и жестокость римских наместников, тиски тяжелых государственных налогов, римское судопроизводство, вытиснившее местные правопорядки, - весь гнет государственной машины империи порождал в среде завоеванных народов чувство ненависти к завоевателю и вместе с тем чувство бессилия перед ним. Эти настроения хорошо переданы в одном из раннехристианских произведений - «Апокалипсисе» (Откровение Иоанна), написанном в I веке нашей эры. Автор этого произведения называет рабовладельческий Рим «великой блудницей», развратившей целые народы и страны и разрушившей их жизненные устои. В неистовых пророчествах он предсказывает скорую и позорную гибель «вечного» Рима. «Время близко!» - восклицает он, но надежды свои возлагает на небесные силы.

Другим большим вопросом общественной жизни являлась проблема рабства. Дело было не только в том, что рабский труд обрекал общество на экономический застой, - Римское государство страшилось своих рабов. «Сколько рабов - столько врагов», - утверждала пословица того времени.

Меры устрашения рабов не могли решить проблемы, и в верхних слоях общества робко начинает пробивать себе дорогу идея некоторого смягчения форм рабовладения. Римский философ Сенека (I век нашей эры), богач и царедворец, советовал господам более мягко обращаться со своими подневольными. «Все люди, - говорил он, - одинаковы по существу, все одинаковы по рождению; знатнее тот, кто честен по природе. У всех нас общий родитель - мир. Природа велит нам приносить пользу всем людям - все равно, рабы они или свободные, свободнорожденные или отпущенники». В то же время рабам и тем, кто находится в зависимости, Сенека рекомендует проявлять терпение и спокойно сносить обиды, поскольку сопротивление только ухудшило бы их положение. Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло и христианство.

Римское общество переживало нравственный и религиозный кризис. Высшие круги общества с презрением относились к людям труда, не только рабам, но и свободным. Сукновалы, шерстобиты, сапожники, медники - постоянный объект пренебрежения и осмеяния. Греческий писатель Лукиан так изображает удел ремесленника: «Ты будешь недалек умом, будешь держаться простовато, друзья не будут искать твоего общества, враги не будут бояться тебя ... ты станешь жить как заяц, которого все травят, и станешь добычей сильного».

В то же время среди людей труда, не только рабов, но и свободных, складывались свои меры ценностей человека. Из надгробных надписей, басен, поговорок того времени мы узнаем, что такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство, бескорыстие. В одной надписи некая жрица с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные, которые были бедны, но свободны духом. В другой - об умершем - говорится, что его простодушие, «немудрствование» и доброта открыли его душе возможность местожительствовать с богами. Вольноотпущенник Федр в басне о судебной тяжбе между пчелами и трутнями из-за меда в улье дает понять, что он на стороне тех, кто добыл этот мед своим трудом.

Поговорки и поучения трудовых людей содержат нередко противоположные призывы: призирай господство и не води знакомства с властью, отвечай обидчику тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ на новые обиды. В одной поговорке резко осуждается идея сопротивления: «Кроткие живут в безопасности, но зато они рабы». И наряду с этим: «Лекарство против обид - прощение». Здесь сопротивление злу - способ социальной самозащиты.

Многие из этих представлений были восприняты формировавшимся христианством.

Характерной чертой времени было известное охлаждение греко-римского общества к своим старым богам. Многие сомневались в самом их существовании.

Известный римский политический деятель и оратор Цицерон (106 - 43 гг. до нашей эры) в тракте «О природе богов» изобразил трех философов, ведущих спор о том, что «следует думать о религии, благочестии, обрядах, жертвоприношениях» и о самих бессмертных богах». Один из спорящих хотя и признает существование блаженных богов, однако, помещая их где-то в неведомых «междумириях», отрицает их вмешательство в дела людей и, следовательно, реальное значение религии. Другой, наоборот, утверждает, что строение Вселенной исполнено божественного разума, и боги все устроили для блага человека. Третий философ - его точку зрения разделяет сам Цицерон - говорит, что в народе надо поддерживать веру в богов, но для образованных людей вопрос темен. «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Этот религиозный скептицизм уживался с самыми темными суевериями. Множество богов, демонов, духов опутывали мышление человека, держа его в страхе и подрывая, по выражению римского поэта Лукреция, «самые устои жизни».

Наряду со скептическим отношением к собственным богам в римском обществе распространяется интерес к восточным культам. В эту наполненную политическими и социальными потрясениями беспокойную эпоху они привлекали своей экзальтацией, исступленными обрядами, таинствами посвящения, создающими иллюзию общения с божеством. Некоторые из них содержали идеи потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.

Таким образом, социальная и политическая неустойчивость эпохи, чувство безысходности толкали массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. «Во всех классах, - пишет Энгельс, - должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась и новая религия - христианство.

studfiles.net

ДУХОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА — МегаЛекции

Из религиозных систем наибольшее влияние на христианство оказала иудейская религия. Это влияние выразилось в том, что христианство признало иудейского бога свбим богом, который вошел в христианство в качестве бога-отца. Из иудаизма христианство заимствовало и «священное писание», которое включено в христианскую Библию в качестве первой ее части — Ветхого завета. Христианство заимствовало у иудаизма библейскую космологию и космогонию, рассказ о сотворении мира и человека, «историю» человеческого общества. Оно заимствовало у иудаизма идею мессии и ряд других идей.

На христианство оказали влияние и восточные религии, из которых оно восприняло учение о сходящем на землю боге, который рождается от земной женщины, а затем страдает, умирает и воскресает. Идея «непорочного зачатия» заимствована из буддизма.

Определенное влияние па христианскую идеологию оказали и античные философские учения. Стоицизм в его вульгаризован-ной форме сильно повлиял на формирование моральных принципов христианства. Еще большее влияние на христианскую идеологию оказал неоплатонизм и особенно учение александрийского философа Филона (ок. 20—54 н. э.). Недаром Ф. Энгельс называл Филона «настоящим отцом христианства», а римского стоика Сенеку — «его дядей».

 

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ (СМ. ОЛСО ВОПРОС 13)

ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТ

Заповедей

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

В христианской религии существует система этических предписаний, отражающая ее безупречные моральные идеалы. Основные нравственные требования, предъявляемые к христианам, содержались еще в ветхозаветных заповедях Закона Божия (декалог), но затем были углублены и расширены в Нагорной проповеди Иисуса Христа в его девяти заповедях блаженства. Христос призывал знать ветхозаветные заповеди и следовать им, но при этом учил исполнять эти заповеди еще более совершенно, чем в ветхозаветные времена. Студентам необходимо особо обратить внимание на содержательную часть христианских нравственных требований в условиях современного кризиса морали.

 

Заповеди блаженства, провозглашенные Иисусом Христом в Нагорной проповеди, ни в коей мере не нарушают заповедей Закона Божия. Более того, в определенном смысле те и другие заповеди взаимно восполняют друг друга. Если заповеди Закона Божия даны были в ветхозаветные времена, чтобы удержать людей от зла, то заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, как им еще больше приблизиться к Богу, обрести святость и блаженство, т.е. наивысшее счастье. Новозаветный закон Христа – это закон божественной любви. Иисус Христос зовет верующих в вечное Царство Божие и указывает пути к нему через выполнение его заповедей.

В заповедях блаженства Христос призывает к смирению и укрощению гордыни. Верующие обязаны также скорбеть о своих грехах и о несчастьях, постигших ближних, однако эта скорбь должна быть искренней и сопровождаться делами милосердия; печаль же, вызванная неудовлетворением честолюбивых стремлений, греховна. Христианину подобает кротость, ибо она означает спокойствие, полное христианской любви. Иисус Христос также наставляет людей всегда желать правды, стремясь угодить этим Богу: Следует быть и милостивыми, оказывая ближнему всякую помощь и не отвечая злом на зло. Христос объявляет блаженными также чистых сердцем, т.е. тех, кто не только явно не грешит, но даже не допускает греховных мыслей, желаний и чувств. Он учит людей жить со всеми в мире и согласии, стараться примирить враждующих. В заповедях блаженства говорится и о том, что люди, преследуемые за правду, но не изменяющие ей, достигнут Царства Небесного. Блаженными объявляются и гонимые за Христову веру; подвиг, когда человек за веру идет на страдания и даже на смерть, называется мученичеством и является самым высшим.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств – особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, считая их простыми обрядами.

Культовая практика у христиан разных направлений тоже весьма различна. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика отличается простотой.

 

Разные христианские конфессии (вероисповедание) существенно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь демонстрирует наибольшее единство в организационном плане, в то время как в православии имеется значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.

 

Символическим знаком христианства христиан является крест, напоминающий верующим о крестной жертве Спасителя, принявшего мученическую смерть, для того чтобы искупить грехи людей.

megalektsii.ru

Условия, предпосылки возникновения Христианства: VIKENT.RU

Условия, предпосылки возникновения Христианства

Христианство зародилось в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи и постепенно распространилось на другие местности. Этому способствовали сложившиеся условия в Римской империи: 

«В конце II века был убит Домициан, последний император из династии Флавиев, известный своими жестокими расправами со всеми неугодными ему людьми. Императором был провозглашён старый сенатор Нерва, который усыновил талантливого полководца уроженца Испании Траяна. Так началось правление династии Антонинов, которое стало временем стабилизации империи. В конце II века при последних императорах этой династии проявились первые признаки кризиса.

Провинциальная знать стала главной опорой императора. Усилилось этническое смешение населения, Рим заполнили переселенцы из провинций, на его улицах звучали самые разные языки. Толпа постоянно требовала хлебных раздач и организации зрелищ в цирках и амфитеатрах. Даже в греческих городах восточных провинций стали строиться амфитеатры, предназначенные для гладиаторских боев и травли зверей. В условиях отсутствия реальной политической жизни население империи жаждало сильных ощущений, стремилось получить эмоциональную разрядку. Местные власти, жрецы императорского культа (в это время обожествление императоров стало политической нормой) организовывали подобные зрелища на свои средства.

Невозможность участвовать народным массам в управлении приводило к дальнейшему распространению, главным образом в провинциях, различных частных союзов и объединений вокруг культа самых разных божеств, в том числе сохранившихся у местного населения. Подобные культы проникали даже в крупные города: так, в Эфесе были почитатели бога с варварским именем Какасб. Объединения создавались не только культовые, но и просто соседские (в городе Пергаме в Малой Азии существовало, например, объединение «живущих в Акрополе»). У союзов были общие празднества, они устраивали совместные трапезы. Частные объединения компенсировали отсутствие реальной гражданской жизни, создавали ощущение общности хотя бы с узким кругом людей.

Однако стабилизация времени Антонинов была в значительной степени иллюзорной. Уже во II веке в крупных городах империи при задержках доставки зерна вспыхивали волнения среди ремесленников. Известны волнения хлебопеков в главном городе провинции Азия Эфесе. Наместник провинции издал специальное постановление, в котором хлебопёки обвинялись в «дерзновенных речах» на рынке, им запрещалось собираться вместе. Выступления хлебопёков были также в Афинах. Волнения ремесленников-строителей произошли в другом крупном городе провинции Азия Пергаме. В Риме, когда зерно из Египта не прибыло вовремя, недовольная толпа забросала камнями повозку самого императора.

Местные руководители стремились поставить ремесленные объединения под свой контроль: в ряде городов появились надзиратели из представителей городской администрации за отдельными объединениями, но это не могло снять отчуждения народных масс от властных структур, может быть, даже усиливало его.

Одним из самых крупных восстаний II века было восстание в Иудее, вспыхнувшее в 132 году. Поводом послужило решение императора Адриана основать на месте разрушенного в 70 году Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина. Во главе восстания встал Симон Бен Косеба. Он объявил себя мессией - помазанником Божиим и стал называться Бар Кохба, т.е. Сын Звезды. Иудео-христиане, оставшиеся в Палестине, первоначально поддержали восстание, но мессианистские претензии Бар Кохбы оттолкнули их. В Кумранских пещерах, где некогда скрывались члены сектантской общины, обнаружены письма Бар Кохбы (там находились его повстанцы), в которых среди распоряжений и записок встречается упоминание каких-то галилеян (может быть, христиан?). Восстание было жестоко подавлено. В 135 году был взят Иерусалим, а предводитель восстания убит. На месте некогда разрушенного Храма был воздвигнут храм Юпитеру, иудеи были выселены из Иерусалима и его окрестностей, им запрещалось приближаться к городу чаще, чем раз в год. Мир в империи был восстановлен. Разгром этого восстания оказал большое влияние на христиан: он показал безнадёжность борьбы с императорским Римом, ускорил окончательный разрыв с иудаизмом сторонников ортодоксального направления, хотя отдельные группы иудео-христиан продолжали существовать на восточных окраинах империи.

Уже в конце II века на территорию западных провинций империи начались вторжения германских племен, против которых римляне вели долгую и бесперспективную борьбу. На Востоке против Рима выступили персы. В III веке затяжной кризис охватил всю империю. Начался новый период борьбы за власть: находившиеся в провинциях армии стремились поставить на императорский трон своего полководца. Императоры сменяли один другого. Ослабление центральной власти приводило к тому, что местные землевладельцы не подчинялись центральной власти, а чиновники грабили население.

Официальные культы, и, прежде всего, культ императора, становились всё более формализованными. Обращения к императорам уже не соответствовали их реальной власти. До нас дошли надписи III века, содержащие жалобы земледельцев на государственных землях на притеснения и вымогательство чиновников. Жалобы адресованы императорам, каждый из которых назван «наибожественнейшим из бывших когда-либо императоров» (при том, что этот правитель захватил власть силой и ему грозило свержение). При внешней почтительности земледельцы одного из районов Малой Азии грозили императору, что перейдут к частным владельцам, которые больше заботятся о своих крестьянах, чем чиновники императора. Надписи в честь малозначительных императоров на всякий случай ставили даже крупные города. Так, Эфес принял постановление в честь императора Гордиана незадолго до его смерти, в котором он назван Спасителем.

Эта ситуация оказывала влияние на социальную психологию всех слоев населения. Космос уже не казался упорядоченным. Продолжался распад традиционных гражданских и семейных связей между людьми. Дети уходили от родителей в поисках лучшей доли, распадались браки (разводы были в империи частым явлением, особенно в высших слоях общества).

В III веке сокращается число частных союзов, человек как бы остаётся один на один с грозящими ему бедами. Усиливаются мистические настроения, страх смерти, поиски богов-защитников. Особое распространение получают мистерии - действа, посвящённые отдельным божествам (Дионису, египетской богине Исиде, восточным божествам Кибеле и Аттису, особенно популярному божеству иранского происхождения Митре). Участие в этих мистериях было доступно только посвящённым. Посвящение было индивидуальным, оно сопровождалось особыми обрядами и испытаниями посвящаемого, которые держались в тайне.

Посвящённые в мистерии - мисты верили в помощь божества и надеялись соединиться с ним после физической смерти, обретя тем самым бессмертие.

Распространяется и вера в загробный мир - не тёмное и мрачное царство Аида, а прекрасные Острова блаженных, куда попадают выдающиеся люди. Там вся земля покрыта цветами, растут плодовые деревья, бестелесные тени ходят и ведут беседы друг с другом. Писатель-сатирик, живший в конце II века, Лукиан пародировал эти фантастические рассказы в сочинении «Правдивая история». Но сам факт появления пародии свидетельствует о существовании подобных верований. По дорогам империи ходили многочисленные пророки и маги, с помощью различных приемов внушения и просто трюков привлекавшие к себе суеверных людей. Лукиан высмеял одного такого предсказателя в своем произведении «Александр, или лже-пророк». Лукиан ненавидел Александра и издевался над ним, его сочинение достаточно тенденциозно, но успех лже-пророка у многих людей вряд ли преувеличен.

Для психологии жителей империи был характерен не только рост религиозности, но и просто стремление уйти от действительности, найти отдых в чтении разных занимательных историй, связанных не с общественной, а личной жизнью. Во II-м веках появляется много рассказов о фантастических подвигах древних героев. Особенно популярен был роман об Александре Македонском, а также романы, построенные обычно по одному образцу - двое влюбленных оказываются разлученными (войной, пиратами, стихийными бедствиями). Но в конце концов они благополучно соединяются. Такие романы носили компенсаторный характер: они отвлекали от повседневных неприятностей, вселяли надежду в читателей, что и их жизнь может наладиться.

Все эти социальные и психологические факторы приводили многих людей к христианству».

Свеницкая И.С., Cудьбы апостолов. Мифы и реальность, М., «Вече», с. 34-39.

vikent.ru

Предпосылки появления христианства на Руси

Официальной датой Крещения Руси принято считать 988 год, когда князь киевский Владимир Красно Солнышко решил обратить в православную веру все подконтрольные ему на тот момент земли. Однако считать этот же год точкой отсчета появление христианства на Руси было бы неверным.

Первые крещения

Середина IX века — начало объединения Руси, централизации земель восточных славян вокруг Киева. Этот процесс начался с приходом на княжеский престол Олега, вошедшего в летописи под именем Вещего. После долгих лет правления он передал власть Игорю, продолжившему укрепление Руси. Начало его правления совпало с женитьбой князя на Ольге. Покоряя соседние племена, Игорь присоединял земли к набиравшему силу Киевскому княжеству, объединяя славян и формируя новое единое и сильное государство.

После смерти Игоря киевское княжество унаследовал его сын, Святослав, регентом при котором по причине малолетства стала княгиня Ольга. Главным делом княгини стало устройство внутреннего порядка в молодом государстве. Передав правление Святославу, княгиня Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, где и приняла христианство. С возвращением ее в Киев православие стало постепенно распространяться среди высшей знати, в том числе и в рядах княжеской дружины. Крещение Ольги и стало первым значимым примером появления христианства на Руси.

Социальные предпосылки

После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир.

Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.

Политические предпосылки

Конец X века стал временем усиления культурных и политических связей Руси с Византийской империей. Крепкие торговые связи объяснялись удачным географическим положением Киевского княжества – через земли его проходил путь «из варяг в греки», вся торговля с молодыми европейскими государствами осуществлялась через славянские земли. Укреплению взаимоотношений Киева и Константинополя способствовали и многочисленные договоры – от торговых до политических, заключаемые на высших уровнях.

Одним из таких документов стал договор о взаимопомощи, инициатором заключения которого выступила Византия. Император Василий II попросил у князя Владимира военной помощи для борьбы с мятежниками, пытавшимися захватить власть в Константинополе. Как свидетельствуют хроники, князь обязался предоставить в распоряжение императора большой отряд дружинников. Взамен же Василий II должен был отдать князю в жены свою сестру Анну, однако непременным условием брака было принятие Владимиром христианства.

Подобный союз послужил бы не только средством для расширения и укрепления экономических связей двух государств. Главным следствие этого брака стала бы надежная поддержка русского княжества со стороны древней империи на мировой политической арене, усиление роли славянского государства в международных политических играх. Потому и условие принятия новой веры не стало для князя серьезным препятствием в подписании договора.

Общественные предпосылки

Феодализация общественного строя требовала не только экономических перемен, но и общественно-культурных. Разрозненность и раздробленность славянских племен VII-VIII веков, доходившая до разделения не просто на семейные хозяйства, но даже на отдельные подворья, постепенно сменялась обратным процессом – централизацией. Соединяя вновь когда-то раздробленные хозяйства в единое целое – поселения, города, а затем и княжества, централизация привела к появлению сильных государств. Однако залогом стабильности подобных объединений является не только территориальная, но и духовная целостность.

Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации.

Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.

«Выбор среди вер»

Как свидетельствуют исторические хроники, предпочтение христианства, а точнее, его православной ветви, был в определенной части взвешенным, осознанным выбором князя Владимира. Однако существует легенда, рассказывающая, как именно правитель определял, какую веру принять. Разослав послов по окрестным землям – к хазарам, исповедавшим иудаизм, в земли халифата, где был распространен ислам, в Византию и в Европу, где верили в Христа, — Владимир потребовал от них подробного отчета об особенностях вер.

Иудаизм сразу же не вызвал особого воодушевления у князя, католицизм был отметен по причине сложности обрядов – служба в ряде европейских стран велась исключительно на латыни. Оставался ислам, привлекавший князя какой-то истовой яростью и прозрачностью традиций, и православие, отличавшееся душевностью и красотой богослужения. В результате было выбрано именно православие, оказавшее на Владимира наибольшее впечатление.

histerl.ru

Возникновение и эволюция христианства, Предпосылки возникновения христианства, его основные идеи и культ

1631 Предпосылки возникновения христианства, его основные идеи и культ

Христианство возникло в I веке новой эры на территории. Восточной части. Римской империи, в. Палестине. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения. Иисуса. Христа

Еще до возникновения христианской религии в. Римской империи в эллинистическую эпоху наиболее популярными были культы богов-спасителей, которые побеждали смерть и способны были дарить бессмертие тем, кто верил в у них, якобы появились на землю, уничтожая зло и несправедливость. В некоторых восточных странах издавна существовали также культы богов-страдальцев, которые умирали и снова воскресали. Уже со II в до не в с тародавни мифы о умирающих воскресающих богов люди начали вкладывать новое содержание - обещание вечной загробной жизни. Такие боги были самыми почитаемыми, верховными, а то и вообще единственнымдиними.

Широкое распространение в. Римской империи, особенно I в не, получил культ иудейского бога. Яхве. До начала современного летоисчисления в. Иудее сложилась крупная религиозная литература, которая называлась. Торой, или законом,. Священным писанием. Священные книги содержали вероучения, которое базировалось на ожидании п пришествие . Мессии-Спасителя. Для евреев это ожидание. Спасителя сделалось краеугольным камнем религии. Христианство зарождается как одно из течений, сект в иудаизме. Вместе с тем, христианство усвоило и переосмыслило древневосточные религ гии и некоторые мировоззренческо-философские взглядди.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения имели философские взгляды. Филона. Александрийского (25 г в не - 50 г н е) и этические взгляды римского философа-стоика. Сенеки (4 к не-65 не). Филон считал, что. Бога как творца всего сущего можно познать только через. Логос -. Слово; он учил о прирожденной греховности людей, о необходимости покаяния. В основе же этического учения. Сенеки - мысль о покорность судьбе, которая порождает невозмутимость духа, о благотворительности как единственную цель людс ских стремлений, о смерти как избавления от забот настоящего. Главным для любого человека. Сенека считал достижение свободы духа посредствомю осознание божьей необходимости. Если же свобода не будет вытекать из нее, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, моральные нормы, общечеловеческие ценности

Христианству также были созвучны идеи. Сенеки о быстротечности и обманчивость чувственных удовольствий, заботу о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, скромность и умеренность в повседневной жизни, недопущения ро озгулу страстей, разрушительных для общества и человека в своей моральной проповеди. Сенека призвал создавать особую содружество людей, свободных от всяких страстей и потребностей, настоящих хо даров самих себя, которые подчиняются провиденциальной устройства миру.

Христианству импонировали сформулированные. Сенекой принципы индивидуальной этики: личное спасение требует строгой оценки собственной жизни самосовершенствования, получения божьего милосердия. Таким образом, стоицизм оказал христианству определенную систему моральных ценностей

Распространение христианства среди народов. Римской империи было обусловлено также и социальными предпосылками. Сознание ее населения была подготовлена ??к восприятию этого вероучения: христианству предшествовал полный крах мировых порядков и оно было выражением этого краха раз к середине I в в социальных низах возрастает недовольство правителями. Рима. Христианство в. Римской империи первоначально воспринималось большинством людей как форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать несправедливость со стороны власти, утвердить идею равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности

Разоблачение испорченности мира, его греховности, обещание его спасения и установление царства мира и справедливости - вот социальные идеи, привлекали на сторону христиан сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на успокоение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из вверх-ной проповеди. Иисуса, прежде было обещано. Царствие. Божие: те, кто здесь последние, там будут первыми, те же, кто здесь первые, там станут последними. Страшный суд свершится, и всем воздастся по их деламами.

Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый процесс, направляется. Богом от начала - создания до завершения - прихода. Мессии и. Страшного суда. Содержание этого процесса составляет драма человека, впавшего в грех, отжиг а от. Бога, спасти которую может только милость божья, которую она может получить только в вере в. Спасителя и церковь, которая является носителем этой веры. Поэтому святое писание христиан -. Библия - это рассказ о том, как. Б ог искал. Человека, это речь. Бога, обращенная к людям. В ней до. Ветхого завета (священной книги последователей иудаизма) добавлен. Новый завет, в который входят четыре. Евангелия,. Деяния апостолов,. Услуги. Ланна апостолов к христианских общин,. Апокалипсис, или. Откровение. Святого. Иоанна. Богослова. Все эти произведения считаются"богодухновенными", то есть, хотя и написаны людьми, но при внушения. Святого. Духам. Святого. Духу.

Сначала не существовало единого общепризнанного учения о. Христе, однако постепенно оно формируется, и по мере создания организационных форм состоит церковь как организация, которая объединяет на основе общ щего вероучения и культа приверженцев новой религии и священнослужителей. Идеологической основой образования христианских объединений выступил универсализм религиозной проповеди - обращение ко всем люд ей, независимо от этнической, религиозной, классовой принадлежности: перед. Богом все равны. Таким образом, формируются первоначальные ячейки христианской церкви -. Екклесии (греч - собрание)и). . Профессиональные священнослужители появляются во II веке, они сначала избирались на определенный срок, а затем - пожизненно

. Раннехристианский культ был достаточно простым, обрядов почти не было. Постепенно сформировались таинства, первыми из которых считались таинства крещения и причащения. Необходимым элементом христианского обряда стало поклонение кресту который стал священным символом вечной жизни и избавления страдания

Полное оформление христианских общин в единую централизованную организацию - церковь осуществляется в результате двух взаимосвязанных друг с другом процессов: канонизации вероучения и культа и преобразование христианства сначала в 313 году в разрешенную, а у 324 году - государственную религию. Римской империи. Основные положения христианского вероучения - двенадцать догматов и семь таинств - были приняты на первом (Никейском) соборе 325 года и на втором (Константинопольском) соборе 381 года

Став государственной религией. Римской империи, христианство в сутки ее распада распространяется по греко-римской культурой на германцев и славян. К. Х веку почти вся. Европа стала христианской. И только ислам, возникший в веке, стал на пути дальнейшего распространения христианства в страны. Востока

. Центральная концепция всего христианства - идея греховности человека и идея спасения. Все люди грешны перед. Богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных очиститься от этого греха люди могут только тогда, когда осознают, что игре ишни и направят свои мысли во очищение грехов, если поверят в великого божественного. Спасителя, который был послан. Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус. Христос своей смертью искупление вал эти грехи и указал путь к спасению. Этот путь - вера во всемогущего единого в трех лицах. Бога, благочестивую жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смертрті.

uchebnikirus.com

Причины и предпосылки принятия христианства

 /   /  Причины и предпосылки принятия христианства

Основные предпосылки принятия христианства

В девятом – десятом веках в привычной жизни восточных славян происходят кардинальные изменения. В 988 году при княжестве Владимира в качестве основной религии государства Киевская Русь было принято христианство. Но так ли это? Как писали летописцы, христианство было распространено на древнерусской земле и раньше. Исследователи данной темы считают, что рассказы о крещениях отдельных групп этноса Руси (например, во время правления Ольги, а также во времена Дира и Аскольда, Кирилла и Мефодия и др.) показывают, постепенное вхождение христианства в жизнь общества. Для того чтобы лучше понять почему в качестве основной религии было выбрано христианство необходимо понять социально-политические и духовные процессы, происходящие на Руси в то время, а также, что подвигло самого князя на столь радикальные реформы.

Владимир был новатором своего времени. Осознавая, несоответствие духовным и политическим потребностям языческого политеизма, он предпринимает в 980 году первую религиозную реформу. Суть её заключалась в объединении божеств всех славянских племён в один пантеон, во главе с богом Перуном. Но этот шаг к сплочению оказался неудачным, так как княжескому богу Перуну противостояли другие языческие божества, которым поклонялись неславянские и славянские племена Руси. И раз уж язычество не смогло обеспечить единство племён и следственно, земель, то было решено принять ислам или христианство.

Легенда о религиозном выборе князя Владимира

Как утверждает православная версия христианства, перед крещением Руси проводилась процедура «выбора среди вер». Владимир отправил послов к хазарам, проповедующим иудаизм, в Византию (христианство), а также в Западную Европу (католицизм) и мусульманам (ислам) для определения наиболее лучшей веры. Выполнив его задание, было решено принять христианство из-за душевного подъёма его ощутивших послов и красоты храмов, которые они наблюдали в Византии.

Но не только этим было продиктовано решение киевского князя. Решающими факторами обращения к христианству были политические, культурные и экономические связи Руси с Византией. Кроме того, общая религия открывала новые возможности в расширении земель и укрепления государственной власти, так как именно она открывала дорогу для брака Анны (сестра византийского императора) и Владимира.

Таким образом, принятие христианства явилось одним из главных факторов дальнейшего развития славянского народа.

Интересные материалы:

student-hist.ru

И идейные предпосылки возникновения христианства — МегаЛекции

 

 

Во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первые века христианской эры во всем ареале Восточного Средиземноморья происходили изменения в традиционном мировоззрении основных масс населения, которые подготови- ли появление и распространение новой мировой религии – христианства. В период господства мифологического мышления люди по традиции, пере- шедшей от длинного ряда предков, полагались на заданность миропорядка и своего места в коллективе как его органической части. Неизбежность собы- тий, связанных с таким миропорядком, не вызывала сомнений. Теперь же традиционные устои повсеместно рушились, греко-македонские, римские, парфянские завоевания приводили к падению и возвышению государств на территориях, огромных по масштабу, и втянутым в эти процессы человече- ским массам. Происходило насильственное и добровольное переселение, те- рялись родственные и общинные связи, успех или поражение казались часто случайными и непредвиденными. В этих условиях все ощутимее становится потребность в вере в могущественного Бога-покровителя, который мог бы

 

 
История религии. Конспект лекций -213-

ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

спасти не племя, не общину, не город, а данного конкретного человека, ли-

шенного прежних гарантий привычного существования.

Одним из проявлений поисков новых божеств было создание синкретиче-

ских образов Богов, объединивших функции и атрибуты божеств разных на-

родов. Эти явления в религиозном мышлении проявились еще в рамках Пер- сидской державы. Частично они были связаны с массовыми переселениями, особенно характерными для эпохи эллинизма: на новом месте люди стреми- лись заручиться поддержкой местных Богов, не отказываясь и от почитания своих прежних, «отеческих». Но в слиянии образов различных Богов можно видеть и выражение тенденции к универсализации и абстрагизации божества, к формированию представления о едином божестве. Большую популярность на древнем Ближнем Востоке (вплоть до Ирана) получил культ Сераписа (Осирис, Апис, Зевс, Аид, Асклепий), выступавшего как владыка неба и цар- ства мертвых. Не меньшее распространение получили культы древнего жен- ского божества – Великой Матери (как начала всего сущего), которая ото- ждествлялась с Астартой, Кибелой, Исидой, Гекатой, Артемидой, Афродитой Уранией и другими женскими божествами, ставшими, по существу, ее ипо- стасями. В произведении, приписываемом Лукиану, – «О сирийской Богине»

– описано изображение такого синкретического божества в храме сирийского

Гиерополя; автор называет Богиню Герой, хотя ее несут львы (атрибут Кибе-

лы), а на голове – башня и повязка, которая, по словам автора, «украшает только Афродиту Уранию». Культ Богини-Матери, присутствовавший в большинстве религиозных верований того времени, объединял людей самого разного этнического и социального происхождения, а сама Богиня в пред- ставлении ее почитателей была управительницей мироздания. Герой «Мета- морфоз» Апулея Луций, обращаясь к Исиде, говорит: «...Ты кружишь мир, зажигаешь солнце, управляешь Вселенной, пожираешь тартар... мановением твоим огонь разжигается, тучи сгущаются, поля осеменяются, посевы поды- маются».

Универсализация образа божества заметна даже в локальных божествах- покровителях отдельных городов, культ которых привлекает самых разных людей: так, в надписи из небольшого карийского города Панамары (I в. н.э.) принимать участие в празднествах в честь Зевса Панамария приглашаются все граждане, живущие в городе чужестранцы, рабы, женщины и «все люди населенного мира». В данном случае местный Зевс, вероятно, воспринимался уже как ипостась единого могущественного божества, которое выступает как покровитель всех жителей ойкумены. Таким образом, формирование пред- ставления об универсальном божестве было связано и с представлением о человеческой общности, естественном равенстве людей, представлением, ко- торое уже не ограничивается философскими учениями, но начинает прони- кать в массовое сознание.

Универсальное божество мыслилось не только как всемогущее, но и как справедливое и милостивое к людям. В этом сказался возросший антропо-

центризм религиозного мышления: не только человек служит Богу – божест-

во заботится прежде всего о человеке. В той же молитве Исиде Луций назы-

 

 
История религии. Конспект лекций -214-

ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

вает ее «охранительницей смертных», «заступницей рода человеческого». А в надписи из Нубии содержится призыв чтить Исиду и Сераписа, «величай- ших из Богов, спасителей», «благих, благосклонных», «благодетелей». Бла- гое божество в представлении людей первых веков христианской эры помо- гает людям и само является высшим носителем нравственного начала. Мно- гочисленные посвящения из Малой Азии, Сирии, Финикии сделаны «Богам внемлющим» (или в единственном числе). К божеству применяются также эпитеты «чистый и справедливый» («чистые и справедливые»). Характерно, что «чистый и справедливый» Бог безымянен – он един, и справедливость стала его основным атрибутом.

Вероятно, под влиянием представлений о едином божестве в позднеэлли- нистический период за пределами Палестины проявляется интерес к иудаиз- му. Наряду с фантастическими, явно тенденциозными описаниями иудейских обрядов различными античными авторами можно обнаружить и позитивное отношение к иудейским верованиям. Так, Страбон с симпатией пишет о Моисее и его учении о едином божестве, которое управляет Космосом и при- родой сущего; он выделяет и нравственные требования к верующим: только живущие благоразумно, согласно справедливости могут получить вознагра- ждение от Бога. Появляются частные религиозные союзы, в которых видно влияние иудаизма: так, из Киликии дошла надпись в честь руководителя си- нагоги, поставленная от имени коллегии почитателей «Бога-саббатиста», т.е. Бога субботы (помимо полноправных членов коллегии упомянуты и люди, названные «саббатистами»). «Бог высочайший», вокруг культа которого так- же объединялись разные люди в Малой Азии, во Фракии, на Боспоре, связан был, по всей вероятности, с образом иудейского Яхве, хотя в состав его по- читателей входили и неиудеи.

Обращение человека к божеству справедливому, «внемлющему» предпо- лагало представление о личной связи с этим божеством вне официальных це- ремоний общины или города. Таким образом, в эллинистических государст- вах, а затем в восточных провинциях Римской империи появляется большое количество частных религиозных объединений вокруг культов того или ино- го божества, большей частью – восточного происхождения. Совершались особые таинства, мистерии, чтобы приобщить каждого члена сообщества к божеству-спасителю. В этих таинствах сочетались древние магические обря- ды с нравственным искусом, через который должен был пройти посвящае- мый. Тертуллиан писал, что в таинства Исиды и Митры посвящались посред- ством омовения, т.е. очищения (не только физического, но и нравственного). Мистериальные действа как бы давали возможность каждому участнику со- единиться с божеством. Правда, по-прежнему в этих действах магия остава- лась главным способом личного общения с ним. В магических заклинаниях, связанных с культом Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), особенно распространенным в Египте, содержатся формулы, обеспечивающие слияние с божеством, в том числе, утверждение: «Я знаю имя твое, воссиявшее в не- бе, я знаю и все образы твои, я знаю, какое твое растение...». Знание тайных

 

 

 
История религии. Конспект лекций -215-

ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

образов и имен давало, по представлению верующих, магическую власть над божеством.

Вера в возможность непосредственного контакта с божеством – без по-

средства традиционного жречества – привела к появлению в первые века христианской эры в восточных провинциях множества пророков и проповед-

ников. Характерным примером может служить Александр, действовавший в

Вифинии и Понте во II в. н.э. Он был высмеян Лукианом – и пользовался ог-

ромной популярностью среди самых разных слоев населения. Александр объявил о рождении нового божества в образе змеи (воплощение Асклепия) и от имени ее давал прорицания. Жажда чуда, надежда на общение с живым Богом обеспечивала успех людям, подобным Александру.

Однако на рубеже эр появлялись и такие сообщества, которые не призна-

вали магии и ставили перед своими членами только требования нравствен-

ные. В этом отношении интересен религиозный союз, основанный каким-то философом в малоазийском городе Филадельфии в I в. до н.э. Члены союза почитали Зевса и Великую Матерь (Атаргатис). Вступать в него могли жен- щины и мужчины, как свободные, так и рабы. Они должны были принести клятву не злоумышлять ни против кого, не пользоваться наговорами, не ис- пользовать средства, препятствующие деторождению, не помогать в этом другим; мужчины не должны были сожительствовать с замужними женщи- нами, будь то свободная или рабыня, совращать девушек и мальчиков; жены не должны были изменять своим мужьям. Характерно, что все осуждаемые проступки направлены только против личности, никаких норм общественно- го, официального поведения не устанавливалось; интересно также, что члены этого союза выступают против магии, хотя и верят в нее (запрет наговоров и приворотных зелий). Этот союз отражает высокую степень самоопределения личности и потребность в моральных нормах, которые бы эту личность за- щищали.

Все описанные особенности культов Восточного Средиземноморья про-

являлись в виде тенденций – они присутствовали в разной форме и с разной степенью интенсивности в различных верованиях. Эти тенденции подготови- ли почву для распространения христианства, как иудейское сектантство – для его возникновения. Именно в христианстве они нашли свое наиболее полное воплощение. В нем – как и в буддизме – были преодолены партикуляризм, этническая или сословная ограниченность древних культов, были сформули- рованы нормативные нравственные требования к верующим. Раннее христи- анство призывало к единению в любви, которая не должна делить людей на чужих и своих. При этом христианство обожествляло страдание – именно страдающим должна была открыться Божья благодать. Христиане восприни- мали себя не членами какого-либо определенного традиционного коллектива, а всего лишь временными странниками на земле. И в то же время человек как личность находился в центре всего христианского вероучения: он нес ответ- ственность не только за свои личные поступки, но и за всю мировую неспра- ведливость, однако при этом он обладал возможностью выбрать путь, кото- рый привел бы его к спасению в Царстве Божием на земле или в ином мире.

 

 
История религии. Конспект лекций -216-

ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

Универсализм христианской проповеди обусловил превращение христианст-

ва в мировую религию, но путь этот был достаточно длительным.

 

 

megalektsii.ru