Урок по русскому языку "Подготовка к сочинению – рассуждению «Роль запятой в предложении». Роль запятой в русском языке


Зачем нужны запятые? | samoeinteresnoe.com

 

Многие из нас «не дружат» с пунктуацией. Таким людям сложно запомнить правила расстановки запятых, поэтому эти знаки препинания они либо пропускают, либо переполняют ими текст. Конечно же, всем нам хотелось, чтобы запятых было меньше – ведь проще не задумываться над тем, где грамотно ее поставить.

Но это только одна точка зрения. А представьте, если бы запятых не было бы совсем. Получилась бы история, как в мультфильме «Страна Невыученных Уроков». Герой, попав в волшебную страну, должен был грамотно проставить в предложении знаки препинания, решив тем самым судьбу неизвестного бедняги.

 

Функции запятой

Конечно, через мультфильм дети проще понимают, зачем нужны запятые. Однако во взрослой жизни отсутствие запятых запутало бы всех: длинные предложения потеряли бы свой смысл, а короткие – стали односложными, обрубленными, потеряли бы интонацию и эмоциональный окрас.

Выражаясь умно, в тексте запятыми выделяют конструкции и простые предложения в составе сложных, разделяют перечисления, обособляют определения, обстоятельства, вводные слова и междометия, а также используют их для выделения прямой и косвенной речи.

Если говорить о запятой в контексте смыслового предназначения, то этот знак препинания придает предложению интонацию, при помощи которой значимые части текста можно «окрасить» различными эмоциональными оттенками.

При разделении смысловых блоков предложения запятая не только разделяет их, но связывает, наполняя определенным смыслом, как отдельные части, так и само предложение. Такая функция знака препинания отлично показана на примерах с пропущенной запятой, в которых значение фраз зависит от того, где стоит запятая. Правильно поставленный знак препинания придает тексту не только конкретный, но и понятный смысл.

Одна лишняя запятая в тексте, как говорил Иван Бунин, «…нарушает всю музыку», искажая понимание текста и усложняя его восприятие.

Если рассматривать все функции запятой, можно точно ответить на вопрос «Зачем нужны запятые?». Они, запятые, как ни один знак препинания, помогают донести значение любой письменной речи.

 

Как «работают» запятые?

Запятые в устной речи нужны для того, чтобы отражать особенности ее интонации. Если в конце любой устной фразы мы отчетливо делаем паузу, на письме ставим точку. При перечислении предметов или действий мы делаем небольшую паузу, в письменной речи однородные члены предложения разделяем запятыми. Итак, запятая в устной и письменной речи нужна для того, чтобы придать тексту необходимую интонацию и эмоциональный окрас.

В современной пунктуации функции запятой немного изменились – кроме интонации, запятая стала выражать синтаксическую структуру текста. Разделение текста запятыми, кроме обособления и перечисления, помогает структурировать его, разбив более сложные предложения на простые. Это позволяет не только легко зрительно воспринимать текст, но и правильно понимать его, как того хотел автор. Итак, вторая функция запятой – помощь в восприятии текста.

Как красота может изменить мир, так и запятая может в корне поменять смысл предложения (вспомните примеры с пропущенной запятой). Именно эта функция запятой является самой безусловной.

 

Запятые в пунктуации

Запятая является письменным знаком препинания, который используется во многих языках.

Зачем нужны запятые в русском языке? В пунктуации русского языка запятые используют для выделения частей речи: некоторых определений и обстоятельств, обращений, уточнений, вводных слов или предложений, междометий. Запятые разделяют сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные бессоюзные предложения, однородные члены предложения при перечислении; разделяют прямую и косвенную речь.

 

Запятые в математике

Кроме пунктуации при письме, запятые используются в математике, выполняя роль десятичного разделителя целой и дробной части вещественного числа в десятичной системе исчисления. В некоторых странах, в основном, англоязычных, роль запятой выполняет точка, а в арабских – символ моммайе, графический код которого соответствует набору символов - U+066B.

 

Запятые в информатике

Запятые широко используются в языках программирования при перечислении элементов массивов, аргументов функций и других подобных элементов.

Юникод – стандарт (система) универсального кодирования графических символов большинства письменных языков, который используется для компьютерной обработки текстовых данных. Юникод представляет собой набор графических элементов текста - цифр, букв, знаков препинания, среди которых присутствует и запятая, код которой соответствует сочетанию символов 0x002C.

Запятыми разделяют табличные данные в текстовом формате CSV.

 

Запятые в культуре

В детских считалочках часто можно встретить строчки про запятую – «Точка, точка, запятая…». Кроме этого, запятая часто становилась героиней детских мультфильмов – «Приключения запятой и точки» и «В Стране Невыученных Уроков».

 

Сложно оценить роль запятых. Они используются в устной и письменной речи, математике, информатике и даже культуре. Зачем нужна пунктуация? Чехов заметил, что запятые, как и другие знаки препинания, «…служат нотами при чтении», Бунин - что лишняя запятая может нарушить всю музыку, а древняя азбука утверждает, что запятая придает речи совершенство. С высказываниями, которые «победили» время, спорить бесполезно.

www.samoeinteresnoe.com

Зачем нужны запятые?

Запятая — это знак препинания. Это маленький, но очень важный знак. Чтобы понять, насколько важны запятые, достаточно вспомнить пример «казнить нельзя помиловать». От того, где поставлена запятая, во многом зависит смысл написанного. Можно написать целое сочинение, зачем нужны запятые, но мы поговорим о конкретных случаях и примерах.

Запятая служит для выделения и разделения частей, выделения одного или нескольких элементов и расстановки интонаций. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу. Она ориентирует человека и направляет.

Зачем нужны запятые в тексте

Продолжим рассуждение о том,  зачем нужны запятые, примерами и правилами расстановки запятых. Например, запятыми отделяют однородные члены предложения, если между ними нет союза: «Мама купила в магазине хлеб, масло, сыр и печенье». Без запятых такое перечисление визуально срослось бы в один поток слов.

Также запятые используют для выделения обстоятельств: «Задание было выполнено, несмотря на трудности». Для выделения причастных и деепричастных оборотов: «Дети вернулись домой, вдоволь нагулявшись на улице».

Зачем нужны запятые при письменном общении

Запятую необходимо ставить для выделения обращений: «Уважаемая Ольга Леонидовна, вчера я получил Ваше письмо». Теперь немного жизненных примеров, в которых отсутствие или наличие запятой после обращения меняет смысл: «Идиот выкинул важные документы!». Если запятой после слова "идиот" нет, значит, речь идет каком-то идиоте, который сильно напортачил, если же запятая после слова "идиот" есть, то тогда идиотом называют собеседника, и видимо, это он напортачил.

Запятую используют для выделения междометий: «Ой, это так неожиданно!», так на междометие усиливается смысловая нагрузка. Если же читать такое предложение без запятой, создается ощущение, что это шутка или сарказм. Вот зачем нужны запятые на письме, особенно, если вы общаетесь с собеседником посредством переписки. При неправильной расстановке запятых вас могут неправильно понять.

Запятые нужны для выделения уточнений: «Ждите звонка завтра вечером, после 18.00». Так мы обращаем внимание человека на само уточнение, и его будет сложнее пропустить и не заметить. Для выделения вводных слов: «Несомненно, в тот день случилось маленькое чудо». В таком предложении, если убрать запятую, смысл также может меняться, ударение может сместиться на слова «в тот день», на слово «случилось» или на слово «маленькое», и каждый раз будет меняться смысл написанного.

Теперь поговорим о том, зачем нужны запятые в предложениях сложных, сложноподчиненных и сложносочиненных. Запятые используются для разде

elhow.ru

Урок по русскому языку "Подготовка к сочинению – рассуждению «Роль запятой в предложении».

Урок по русскому языку в 9 классе.

Тема урока: подготовка к сочинению – рассуждению «Роль запятой в предложении».

Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая.

Цели: обобщить и систематизировать знания по теме « Запятая в предложении»;

закрепить навыки постановки запятой;

выявить функции запятой в предложении;

обобщить и систематизировать знания по теме «Запятая в предложении».

Задача: научить писать сочинение- рассуждение.

  1. Опережающее домашнее задание:

1) Выучить стихотворение А. Шибаева.

2) Подготовить сообщение о появлении запятой на письме.

  1. Вступление к уроку

Учитель.

Когда прошла ваша первая встреча с запятой?

Ученик.

Наша первая встреча с запятой происходит в раннем детстве. Помните: Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая.

Потом на уроках русского языка было много встреч с запятой

Учитель. Что такое запятая в вашем представлении?

Ученик. Запятая- это знак препинания. Запятая ставится для разделения однородных членов предложения, для выделения обращения, для выделения вводных слов и вводных предложении, для выделения междометий, для выделения обособленных второстепенных членов: определении, приложении.

Учитель. Какой дополнительный материал о запятой вы подготовили?

Ученик. Я выучил стихотворение А.Шибаева о знаках препинаниях.

Точка, точка, запятая…

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

Восклицательный знак

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Запятая

Выйдет на дорожку-

Всем подставит ножку!

Точка

Загораживает путь.

Предлагает отдохнуть.

Тире

Ляжет палочкой на строчку:

Проходите по мосточку.

Ученик. Я подготовил сообщение о появлении запятой на письме.

Заявили запятые:

-Мы - особо занятые:

Не обходятся без нас

Ни диктовка, ни рассказ…

И это действительно так. Именно запятая считается наиболее распространенным знаком препинания в русском языке. Она появилась в 15 веке. По мнению П.Я. Черных, слово «запятая»- это результат субстантивации (перехода в существительное) от глагола запяти(ся)- «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В.И.Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать»- «останавливать», «задерживать».

Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». С одной стороны, запятая противопоставлена точке (сообщение не закончено), с другой - многоточию (пишущий не намерен прерывать свое сообщение). Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения. Так что они не столько обособляют или выделяют, сколько объединяют.

Запятая - самый строгий и четкий по своему назначению знак, потому что, где запятая - там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы.

Запятая совершенно необходима (там, где она разъединяют предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого), желательна (при однородных определениях) или факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях).

Учитель. Прочитайте текст без знаков препинаний.

Мы предполагали выехать рано но задержались вдоль дороги кроме кустарников поросли не было видно никакой другой растительности в полдень мы расположились на отдых у озера заросшего камышом загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту солнце пекло так что к песку нельзя было прикоснуться .в лучах солнца озеро блестело как зеркало догорала вечерняя зорька когда мы вернулись домой

Учитель. Почему не смогли прочитать текст?

Ученик. В данном тексте нет знаков препинания: запятых, точек и не нет заглавных букв.

Учитель. Прочитайте текст, расставив запятые, точки, а новое предложение начните с заглавной буквы.

Учитель. Да, в русском языке запятая, точно как и другие используют в комбинации с пробелами. Пробел ставится после знаков препинания.

Учитель. Наша задача - познакомиться с функциями запятой в предложении.

Учитель. Работа по карточкам. К доске приглашаются два ученика. Пишут на доске предложения, расставляют знаки препинания. Один ученик выписывает предложения с запятыми, которые выполняют выделительную функцию, другой ученик выписывает предложения с запятыми, которые выполняют разделительную функцию

1.Я подолгу бродил или по парку или вдоль берега реки.

2. Вот кажется солнце коснулось тихой воды.

3.Серое небо низко повисло над головой и оттого что облака почти касались верхушек берез на земле было тихо и темно.

4 Школа на первом этаже которой разместилась выставка конкурсных работ находилась на окраине города.

5.Ой ты рожь хорошо поешь! Ты о чем поешь золотая рожь?

6.Я никогда не видел леса таким прекрасным как в эту ночь.

2-ый ученик. Я подолгу бродил или по парку, или вдоль берега реки.

В этом предложении запятая выполняет разделительную функцию, она разделяет однородные члены предложения.

1-ый ученик. Вот, кажется, солнце коснулось тихой воды.

В этом предложении запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет обращение.

2-ой ученик. Серое небо низко повисло над головой, и, оттого что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и темно.

В этом предложении запятая выполняет разделительную функцию, она разделяет простые предложения в составе сложного.

2-ой ученик. Школа, на первом этаже которой разместилась выставка конкурсных работ, находилась на окраине города.

В этом предложении запятая выполняет разделительную функцию, она разделяет простые предложения в составе сложного.

1-ый ученик. Ой ты, рожь, хорошо поешь! Ты о чем поешь, золотая рожь?

В этом предложении запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет обращение.

1-ый ученик. Я никогда не видел леса таким прекрасным, как в эту ночь.

В этом предложении запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет сравнительный оборот.

Ключи:

1 разделительная функция---1, 3, 4

2.выделительная функция---2, 5, 6

Учитель. Прочитайте предложения и заполните таблицу, определяя функцию запятой.

  1. На пороге избы встретил меня старик лысый, низкого роста, плечистый и плотный.

  2. Она говорила мало, но толково.

  3. Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?

  4. )Ты, я вижу, славный малый.

  5. Ах, как скоро ночь минула!

  6. Да, были люди в наше время.

  7. Что, испугался?

  8. Ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

  9. Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.

  10. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

  11. Однажды в субботу, рано утром, я ушел в огород Петровны ловить снегирей.

  12. Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме вдали во тьме ночной перекликался часовой.

. Функции Примеры

Запятая выполняет разделительную функцию.
  1. Она говорила мало, но толково.

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет обращение.

  1. Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет вводное слово.

  1. Ты, я вижу, славный малый.

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет междометие.

  1. Ах, как скоро ночь минула!

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет слово да, обозначающее утверждение.

  1. Да, были люди в наше время.

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет слово что, употребляемого для вопроса.

  1. Что, испугался?

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет обособленное определение.

  1. Ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет обособленное приложение.

  1. Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет распространенное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

  1. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

  1. Запятая выполняет выделительную функцию, она выделяет уточняющее обстоятельство

  1. Однажды в субботу, рано утром, я ушел в огород Петровны ловить снегирей.

  1. Запятая выполняет разделительную функцию, она разделяет простые предложения в составе сложного.

  1. Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме вдали во тьме ночной перекликался часовой.

Учитель. Сколько функции может выполнить запятая?

Ученик. У запятой две основные функции: разделительная и выделительная. Запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонационно- смысловые отрезки, как простые предложения в составе сложного, однородные члены предложения, обращения, обособленные члены предложения, вводные слова ит.д..

Учитель. В состав еще какого знака препинания входит запятая?

Ученик: С помощью рядом стоящих двух запятых образуются кавычки. Кавычки используют в предложениях с прямой речью и кавычками выделяют цитаты.

Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».

М.Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».

Учитель. Перед вами карточки, соответствуют ли примеры, обозначающие функции запятой.

Ученик. Я считаю, что предложения распределены неправильно.

Первому предложению соответствует четвертое предложение; Второму - третье предложение; третьему - второе предложение; четвертому - пятое предложение; пятому - первое предложение.

Ключи: 1-4; 2-3; 3-2; 4-5; 5-1

Таблица с правильными функциями.

Учитель. Мы познакомились с разными функциями запятой. Наша задача – подготовиться к написанию сочинения – рассуждения.

Вспомним, из каких частей состоит сочинение- рассуждение?

Ученик. Сочинение состоит из трех частей: тезис, аргумент, вывод.

Тезис - это утверждение, которое необходимо доказать, обосновать.

Аргументация – доказательство, приводимое в поддержку тезиса (факты, пример, иллюстрация, объяснение).

Вывод – логический итог рассуждения.

Учитель. С чего начнем сочинение?

Учитель. Сочинение наше начнем с тезиса.

Учитель. Опираясь на таблицу, сформулируем тезис.

4.Тезис – выраженный цитатным

материалом.

Важную роль знаков препинания отметил

К.Паустовский, который писал: «Они твердо держат текст и не дают рассыпаться».

5.Тезис - небольшое отступление,

подводящее к проблеме.

Русская пунктуация – сложная система.

Опираясь на таблицу, ученики выбирают тезис.

Ученик. Зачем нужна запятая? На письме без запятой обойтись невозможно. Хочу привести доказательства.

Учитель. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? А как обойтись без запятой? Какую роль она играет в тексте? Это я и хочу доказать.

Ученик. В русском языке десять знаков препинания. Среди них особую роль играет запятая.

Ученик. Запятая – незаменимый на письме знак препинания. Она выполняет множество функции как в простом, так и в сложном предложении.

Ученик. На письме без знаков препинания не обойтись. Об этом писал С.Я.Маршак:

Заявили запятые:

Мы – особо занятые:

Не обходятся без нас

Ни диктовка, ни рассказ…

И это действительно так. Это я и хочу доказать.

Учитель. Что мы будем писать в аргументах? Какие аргументы будем приводить?

Ученик. Во-первых, запятая выполняет разделительную роль. Она ставится для разделения простых предложении в составе сложного («Внезапно потемнело, и сверху на лес стал быстро опускаться густой дым»). Во-вторых, она играет, выделительную роль, чтобы выделить обособленные члены предложения («На улице весь декабрь то снег, то снег»).

Во-первых, запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонационно-смысловые отрезки, как простые предложения в составе сложного («Иногда в экспериментах используются задачи, логическая структура которых не имеет аналогов в реальной жизни»).

Во- вторых, запятые помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении («Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается»).

Учитель. Какой можно сделать вывод? При составлении заключения вы можете использовать клише. Вступление и заключение должны перекликаться.

Ученик Действительно, недооценивать роль запятых в тексте невозможно.

Ученик. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читатель понять их. Без запятых такое общение было бы затруднительным.

Учитель. Перед вами сочинение- рассуждение. Ваша задача проанализировать и прокомментировать сочинение.

Сочинение – рассуждение

Зачем на письме запятые?

Во-первых, запятая выполняет разделительную функцию. Она разделяет однородные члены предложения, если связаны противительными союзами.

Во-вторых, запятая играет выделительную функцию. Запятая ставится для выделения слова нет, обозначающих отрицание, и слова что, употребляемого для вопроса.

Таким образом, запятая незаменимый знак препинания, без которого не обойтись.

Ученик. Во вступлении риторический вопрос требует продолжения. ( «Какую роль они играют?», «Запятая незаменимы знак препинания»). Нет перехода ко второй части («Я хочу доказать…). Нет аргументов-примеров.

Заключительную часть можно закончить словом («следовательно»).

Ученик. Читает исправленное сочинение-рассуждение.

Зачем на письме запятые? Какую роль они играют? Запятые незаменимый знак препинания. Я хочу это и доказать.

Во-первых, запятая выполняет разделительную функцию. Она разделяет однородные члены предложения, если связаны противительными союзами («Она говорила мало, но толково»).

Во- вторых, запятая играет выделительную функцию. Запятая ставится для выделения слова нет, обозначающих отрицание, и слова что, употребляемого для вопроса («То, что было, уж не бывать»).

Следовательно, запятая незаменимый знак препинания, без которого не обойтись.

Сочинение – рассуждение

В русском языке десять знаков препинания. Среди них особую роль играет запятая.

Запятая в письменной речи имеют две важные функции. Во-первых, разделительная. Она служит для того, чтобы разделить слова и части сложного предложения.

Во-вторых, выделительная функция. Она существует для того, чтобы выделить вводные слова.

Ученик. Во второй части сочинения нет примеров- аргументов и нет вывода.

Ученик. Читает исправленное сочинение.

В русском языке десять знаков препинания. Среди них особую роль играет запятая.

Она в письменной речи имеет две важные функции. Во-первых, разделительная Она служит для того, чтобы разделить слова и части сложного предложения («Там, где воздух сухой и нет ветра, морозы переносятся легче»).

Во-вторых, выделительная функция. Она существует для того, чтобы выделить вводные слова («Как гласит народная мудрость, правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет»).

Таким образом, запятая среди десяти знаков играет особую роль.

Учитель. Чему мы научились на уроке?

Ученик. Мы узнали функции запятой для написания сочинения-рассуждения.

Домашнее задание

Написать сочинение - рассуждение на тему «Роль запятой в предложении»

Сочинение-рассуждение

Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: «Казнить нельзя, помиловать» - и забыл поставить запятую. Так жизнь заключенного оказалась зависимой от запятой. И я хочу это доказать.

Запятые в письменной речи имеют важные функции. Например, запятая ставится для выделения обращения и обособленного определения («Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?). Запятая ставится для разделения однородных членов предложения («Вода может находиться как в жидком, так и в твердом состоянии).

Следовательно, от запятой в жизни много зависит.

Структура рассуждения соответствует композиции сочинения (тезис, аргумент вывод). Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявлены две функции. Приведены два примера-аргумента.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

Заключение придает рассуждению законченный вид.

Сочинение – рассуждение

Я считаю, что запятые, как и другие знаки препинания, выполняют важную роль в письменной речи. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые выполняют в предложении разные функции. Во-первых, отделяют части сложного предложения или однородные члены друг от друга («В конце декабря потеплело, и в новогоднюю ночь шел дождь», «Крупные, дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой, худой шеи…»).

Во-вторых, запятые выделяют вводные слова, обращения («Жители деревни, видно, не очень любили это глухое место», «Ты о чем поешь, золотая рожь?»).

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками, которые твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Без сомнения, запятые _ очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.

Структура рассуждения соответствует композиции сочинения (тезис, аргумент вывод). Дан обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявлены две функции. Приведены два примера-аргумента.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

Заключение придает рассуждению законченный вид

infourok.ru

Зачем ставить запятые? (примеры) — Записки лингвиста

Эпиграф:

‒ Привет убийца боброфф.‒ Привет… Даже не знаю как тебя назвать.‒ Меня? Великей Череп Император Планеты. Никак не меньше.‒ После череп должна стоять запятая.‒ О! Ты будешь моим советником по особо важным делам. Будешь запятые ставить.

Из всех мерзких фраз на русском языке одна из самых мерзких — «казнить нельзя помиловать». Когда надо показать роль запятой в русском языке, вспоминают именно ее, вместо того, чтобы поискать что-то более интересное и живое. Хватит! Вот подборка нормальных примеров с комментариями. Учителям, ученикам и всем сочувствующим. Дополнения приветствуются.

Отсутствие знаков препинания там, где они нужны, и наличие там, где не нужны, мешает пониманию, может изменить смысл высказывания:

‒ Отращивание ногтей, рук и ног (объявление)= Отрастить можно не только ногти, но и руки, ноги.

+ Отращивание ногтей рук и ног= Можно отрастить ногти на руках и на ногах.

‒ Установлена связь между загрязнением рек половыми гормонами и мужским бесплодием (новость)= Река загрязнена половыми гормонами.

+ Установлена связь между загрязнением рек, половыми гормонами и мужским бесплодием= Есть связь между загрязнением рек, половыми гормонами и мужским бесплодием.

Запятые также позволяют передать на письме нужную интонацию, разделить высказывание на фразы:

‒ Ты чё приехал? (смс)= Зачем ты приехал? (паузы перед словом приехал нет).

+ Ты чё, приехал?= Неужели ты приехал? (пауза перед словом приехал).

+ *впринцыпе не *пробывала только перед любимым человеком (обсуждение наготы на форуме)= Обнажалась перед всеми, кроме любимого человека.

+ В принципе, не пробовала. Только перед любимым человеком.= Обнажалась только перед любимым человеком.

‒ Черные коты и кошки люблю их есть в них что то мистическое и тайное = Люблю есть черных котов и кошек (Альф?).

+ Черные коты и кошки, люблю их. Есть в них что-то мистическое и тайное.= Люблю черных котов и кошек.

‒ На Энтузиастов 51 труп (мониторинг эфира по рации)= Трупов много.

+ На Энтузиастов, 51 ‒ труп= Труп один.

Выделить вводные слова, обозначить нецензурную лексику именно как средство эмоционального выделения:

‒ Сам ты *безчувственный!!! а я блядь романтичная!= Я ‒ романтичная блядь.

+ Сам ты бесчувственный. А я, блядь, романтичная!= Я ‒ романтичная девушка.

‒ Я блядь в бешенстве.(Не хватает либо одного тире, либо двух запятых.)

‒ Пока не вылечу хуй в асю зайду.= Пока болит, зайду в ICQ.

+ Пока не вылечу, хуй в асю зайду.= Пока болит, в ICQ не зайду.

В силу своей природы обсценная лексика (мат) может употребляться не только для эмоционального усиления, но и для называния чего-то или кого-то. Знаки препинания помогают снять эту смысловую неопределенность.

Диалог:‒ Как твою девушку зовут, я её знаю?‒ Наверно *машей звать.‒ Ты не знаешь, как её точно зовут?!

Запятая отделяет от остальной фразы обращение:

‒ Сегодня солнышко, можно и прогуляться.= Объяснение желания прогуляться хорошей погодой.

+ Сегодня, солнышко, можно и прогуляться.= Приглашение прогуляться.

‒ Я девушка болван.(Не хватает либо дефиса, либо запятой.)

Отсутствие знаков препинания между двумя фразами не дает читателю понять, где именно проходит граница между компонентами фразы:

‒ Привет пидары убили (игровой чат).(приветствие — либо однословное, либо состоящее из двух слов.)

‒ Девочка 9 лет работающая с крокодилами (заголовок).(Либо девочке 9 лет, либо она 9 лет работает с крокодилами).

‒ Пашк, Поздравляю тебя с Днем Рождения! Желаю радости в жизни и чтобы не знал горя, любви и богатства, ну и хорошей учебы. (поздравление в социальной сети)

khvorostin.com

Зачем нужны запятые?Материал для сочинения.

В русском языке запятая используется на письме: -при перечислении;-для выделения:причастных оборотов и деепричастных оборотов,обращений,уточнений,междометий,вводных слов;-между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;-между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.

В числовой записи по российскому стандарту запятой отделяется целая и дробная части числа.

В других языках правила использования запятой могут быть иными.

В языках программирования и некоторых других программах запятая тоже очень часто используется, в основном при перечислении, например, параметров функций.

Как сказано в древней азбуке, «запятая совершенную речь делает», и «иногда одна запятая нарушает всю музыку» (это слова Ивана Бунина).

Где запятая — там нужно запнуться вниманием и ритмом фразы. В поэме Твардовского «Василий Тёркин» есть слова: «Но, однако, жив вояка!» — вводное слово выделяется запятыми и, соответственно, произносится с паузой, потому что введение лишнего слова эмоционально необходимо тут, требует напряжённой остановки в произнесении. Стоит убрать союз но в начале предложения — и слово однако сразу же заменяет его в значении противительного союза но: «Однако жив вояка!» В таком случае запятая не нужна. Кстати сказать, употребление запятой после однако в начале предложения — массовая ошибка многих людей, пишущих в наше время. Бывает, читаешь книгу, а там на каждой странице: «однако, он не пришел...» и подобное.

Запятая совершенно необходима (там, где она разъединяет предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого), она желательна (при однородных определениях) или она факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях). Вот как со словом однако, которое может быть союзом (и тогда не выделяется запятой), может быть вводным словом (и тогда обязательно выделяется запятыми), но может быть и междометием (и тогда на ваше усмотрение ставить запятую или нет).

Вопрос «зачем нужны запятые в предложениях?» скорее риторический, так как ответ на него очевиден. Ни один текст, если он, конечно, не рублен топором, не обходится без запятой: самого используемого и самого интересного знака препинания. Запятая наиболее приближена к разговорной интонации: она, как графическое изображение эмоционально окрашенной беседы. И если вы меня все же спросите: «зачем нужны запятые в предложениях?», я без раздумья отвечу: донести истинное значение слов.

Казнить нельзя помиловать

Фраза  приписывалась различным русским царям, начиная с Петра I, хотя появилась она довольно поздно и, возможно, восходит к западным источникам. Так, резолюция «Помиловать нельзя. Сослать в Сибирь» (англ. «Pardon impossible. To be sent to Siberia") — приводилась в газетной колонке американского журналиста Р. Рипли (Robert Ripley) «Хотите верьте, хотите нет». Так будто бы ответил Александр III на прошение о помиловании, но императрица Мария Фёдоровна переставила точку.Также известна ранняя легенда подобного рода — история о письме английской королевы Изабеллы к тюремщику её мужа Эдуарда II, убитого в 1327 году: «Edvardum occidere nolite timere bonum est» (возможный перевод с латыни: «Эдуарда убить не смейте выказывать страх»). Для советского зрителя наиболее широкую известность выражение получило после мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков» (режиссер Юрий Прытков, 1969), в котором жизнь главного героя зависела от того, как он расставит знаки препинания в этом предложении.

Шаблон сочиненияЗачем нужны запятые?Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении : (":") запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении : (":") запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые - очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен.

Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: "Казнить нельзя, помиловать". Пример сочинения.На письме без запятых обойтись невозможно. Они помогают понять смысл написанного, выбрать правильную интонацию, выделить слово или фразу.

Много веков рассказывают присказку о том, как от запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель наложил резолюцию: "Казнить нельзя помиловать",- и забыл поставить запятую. Так жизнь заключённого оказалась зависимой от запятой.

В тексте запятая выполняет различные функции. Например, рассмотрим предложения из текста Е.Велтистова: "Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке..." - знак выделяет простые предложения в составе сложного; " -Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?" - выделяется обращение; "Я ведь, кажется, могу думать или не думать..." - обособляется вводное слово; "Вот захочу - и не буду ни математиком, ни инженером" - разделяются однородные члены.

Правила пунктуации просты, для запятой их не более дюжины. Однако сложен язык, когда эти требования невыполнимы.

(128 слов)

ЗАПЯТАЯ

Ещё А.С. Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют для того, чтобы «…выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». Поэтому в русском языке и без запятой не обойтись, так как она выполняет смысловую и интонационную функции.

Например, в предложении … этот знак препинания разделяет простые предложения в составе сложного.

Например, в предложении … этот знак препинания разделяет однородные члены предложения.

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения обособленного определения, выраженного причастным оборотом.

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения обособленного (-ых) определения (-ий).

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения сравнительного оборота.

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения (распространённого) приложения.

А в предложении…запятая стоит после прямой речи, стоящей перед словами автора, вместо точки.

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения обращения.

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения вводного слова.

А в предложении … запятые (-ая) служат (-ит) для выделения вводного предложения.

А в предложении … запятая служит для выделе ния междометия.

При произнесении этих синтаксических конструкций на месте запятых чтецом будут сделаны паузы, что позволит замедлить речь, сделать её плавной.

Таким образом, умение правильно расставлять знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно также важно, как умение выражать свои мысли в письменной форме.

ansabansab.blogspot.com

Пунктуационные знаки и их роль в тексте

Знаки препинания в русском языке выполняют несколько функций. Они заменяют интонационные паузы и выделение ключевых слов, понижение/повышение голоса, характерные для устной речи. В зависимости от назначения их можно разделить на несколько групп.

Знаки на конце предложения

пунктуационные знакиВсе пунктуационные знаки имеют свое определенное значение. Так, в конце предложения ставятся либо точка, либо многоточие, знаки вопросительный и восклицательный.

  • Точка нужна, если высказывание содержит какое-либо сообщение и носит повествовательный характер: "Сегодня целый день, с утра и до позднего вечера, шёл крупный снег".
  • Многоточие указывает на то, что мысль, высказанная в предложении, не закончена и требует продолжения: "Скажите, пожалуйста, вы не могли бы…".
  • Вопросительные пунктуационные знаки ставятся, если предложения содержат вопрос: "Где вы до сих пор бегаете?".
  • Восклицательный – когда в высказывании содержится побуждение к чему-либо или эмоциональная насыщенность: "Саня, как я рад тебя видеть! Иди сюда!".

Знаки внутри предложения

пунктуационные знаки имеют свое определенноеВнутри предложения используются свои пунктуационные знаки. Это запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, скобки. Кроме того, есть ещё и кавычки, которые могут открывать и закрывать самостоятельного высказывание, а также находится внутри уже созданного. Запятую ставим в следующих случаях:

  • При однородных членах предложения, отделяя их друг от друга: "Снежинки над землёй кружатся мягко, плавно, размеренно".
  • Когда она служит границей простых предложений в составе сложного: "Гром грянул, и дождь хлынул сплошной стеной".
  • Пунктуационные знаки при обособлении причастных и деепричастных оборотов: "Улыбаясь, мальчик всё говорил и говорил без остановки. Собеседники его, смеявшиеся от души, были пареньком весьма довольны".
  • Если в предложении есть вводные слова или вставные конструкции: "По-моему, погода вскоре должна восстановиться".
  • При союзах "но, а, да и" и других этот пунктуационный знак препинания обязателен: "Сначала я решил отправиться на прогулку, но затем передумал".

пунктуационный знакПеречень  пунктограмм, конечно, далеко не полный. Для его уточнения следует обращаться к учебникам синтаксиса.

Двоеточие проставляется по определённым правилам:

  • Оно употребляется при обобщающих словах: "Везде: по комнатам, в коридоре, даже в отдалённых уголках кладовки и кухни - сияли разноцветные огоньки гирлянд".
  • В сложных предложениях двоеточие ставится при пояснительных отношениях внутри его частей: "Мой друг не ошибся с прогнозами: на западе медленно, но верно собирались тяжёлые, низкие тучи".
  • При прямой речи также нельзя забывать об этом знаке препинания: он отделяет слова автора: "Подойдя вплотную, парень угрожающе сдвинул брови и процедил: "Может, выйдем?"".

Точка с запятой пишутся, если предложение сложное, бессоюзное, и между его частями нет тесной связи или внутри каждой части есть свои знаки препинания: "Между тем стемнело; в домах тут и там замелькали огоньки, из труб потянулись струйки дыма, запахло готовящейся снедью".

Тире также ставится в бессоюзных предложениях или же если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным при наличии частицы "это" и т.д.: "Весна – это блеск солнца, синева неба, радостное пробуждение природы".

У каждой пунктограммы есть целый ряд нюансов и уточнений, поэтому для грамотного письма обязательно нужно регулярно работать со справочной литературой.

fb.ru

Подготовка к ГИА по русскому языку "Принципы русской пунктуации. Синтаксическая роль запятой" (9-й класс)

Разделы: Русский язык

Цели: совершенствовать умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Задачи

  • обучающие: познакомить с принципами русской пунктуации; выявить роль запятой в пунктуации; научить находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять и в соответствии с пунктуационными правилами; находить пунктуационные ошибки
  • развивающие:
  • совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствовать коммуникативные особенности учащихся; развивать память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.)
  • воспитательные:
  • воспитывать эстетические чувства, прививать любовь к богатствам русского языка.

Формы организации учебной деятельности:

  • коллективная (элемент обсуждения)
  • индивидуальная (самостоятельная работа учащихся с текстом), фантазия (работа учителя с классом)

Методы: чтение текста (выразительное чтение учащихся), эвристический (определение синтаксической роли запятой).

Дидактический материал: карточки с текстовыми фрагментами.

Этапы урока:

  1. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации.
  2. Осмысление.
  3. Рефлексия (рождение новых знаний)

Оформление доски. Запись числа, темы урока.

ХОД УРОКА

I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, актуализация жизненного опыта.

- Выражая мысли в письменном виде, мы стремимся, чтобы нас поняли, Знаки препинания нам в этом помогают. Известно, что до 15 века в письменности не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет система знаков препинания?

Задание 1

Расставьте знаки препинания в следующей фразе, чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.

  1. Хватит ненавидеть давайте любить
  2. Хватит. Ненавидеть? Давайте! Любить?
  3. Хватит ненавидеть - давайте любить.

- Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?

- Какую функцию выполняет в этом предложении тире? (Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-ой части)

Задание 2

В данном стихотворении знаки препинания расставлены, но иначе, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию.

(Работа с карточками)

Семейство Слонов перепугано: Насмерть Слоненок простужен. И кашель, и насморк Лекарства достали. Компрессы готовы, но где? Продается платок хоботовый Семейство слонов Перепугано насмерть- Слоненок простужен:: И кашель, и насморк. Лекарства достали, Компрессы готовы, Но где продается Платок хоботовыйРената Муха. Слоненок.

- Заметили ли вы, что знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении.

- Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания в данном случае?

- Какую функцию выполняет в авторском варианте текста тире? (В первой чвсти следствие, а во второй - причина.)

Главные вопросы сегодняшнего урока:

Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?

Какова функция одного из 10 знаков препинания - запятой?

II. Осмысление (получение новой информации)

- Прообразы знаков препинания появляются уже в берестяных грамотах. В рукописных текстах знаков препинания было немного.

Система пунктуационных знаков сложилась только после распространения книгопечатания. В "Российской грамматике" М.В.Ломоносова уже есть специальный раздел, посвященный "строчным знакам" - знакам препинания. Ломоносов выделял точку, вопросительный и "удивительный" знаки, запятую, точку с запятой, "две точки", "вместительный" знак (скобки). Ученый определил и принцип постановки знаков препинания: "Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам".

С конца XVIII века появляются новые знаки препинания: тире, кавычки и многоточие.

Итак, вы услышали, какие принципы лежали в основе расстановки знаков препинания в XVIII веке. А теперь узнаете, какие принципы русской пунктуации существуют в современном русском языке.

Чтение текста на карточках учащимися (учебник А.И.Власенкова,Л.М.Рыбченковой "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи")

Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают. Что надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на её составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. (:)

Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматически (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий, деепричастий и т.д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. Частично на грамматической основе строятся также правила употребления запятой. Двоеточия, особенно в СПП, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Возможные вопросы после прочтения учащимися текста:

- Каковы принципы русской пунктуации? (смысловой, структурный, интонационный)

- Какой принцип ведущий?

- Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.

III. Рефлексия. (Осмысление, рождение нового знания)

Работа с текстом.

Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладостным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, весь потонувши в неге. Обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облачка. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи, лениво и бездумно, будто гуляющие без цели. Стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото.

- Определите стиль текста (художественный, т.к. автор рисует, создает художественные образы жаркого полдня)

- Попытайтесь определить. Кто автор этого отрывка. По каким особенностям текста вы догадались об этом? (Н.В. Гоголь "Сорочинская ярмарка". В тексте ярко представлены особенности стиля раннего Гоголя-романтика: яркие эпитеты, метафоры, сравнения)

- Назовите в тексте слова и выражения, передающие образ Зноя, жары. Какие краски использованы автором? ("голубой неизмеримый океан", "ослепительные удары солнечных лучей", "прыщет золото" и т.д.)

- А каковы синтаксические особенности текста? (Сложноподчиненные предложения, предложения с разными видами связи, односоставные)

- В тексте много знаков препинания, а именно запятых, Какую роль они выполняют? (разделительную и выделительную)

- Приведите примеры из текста, доказывающие выделительную функцию запятой. (обособленное деепричастие, вводные слова, уточняющие члены предложения)

- Какие примеры из текста подтверждают разделительную функцию запятой? (при однородных членах предложения, в СПП и ССП)

Начало составления таблицы "Функции знаков препинания"

Знак препинания Функция знака Примеры
Запятая разделяет текст на значимые части;

выделяет в предложении особо значимые части

 
     

_ Итак, запятая в данном тексте служит для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов. Помимо запятой все другие 9 знаков препинания обозначают то же самое.

- Современная пунктуация исторически сложилась в стройную систему знаков, достаточно совершенную и гибкую для служения своему назначению. Системность пунктуации заключается прежде всего во взаимодействии ее принципов, условно расчленяемых, - структурного, смыслового и интонационного.

- Какой принцип является ведущим?

- Настоящее осмысление пунктуации, её роли в понимании написанного начинается при работе над связным текстом.

Задание 1.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Лес (1) хмурый и неприветливый (2) поднимался сплошной (3) зеленой стеной.

Предложение сложное. бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2)

Предложение простое. Запятая (3) разделяет однородные члены предложения

Предложение простое. Запятые (1) и (2) выделяют приложение.

Задание 2.

Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

Кругом стало темно, и луна зашла за облака.

Когда на безоблачном небе разгорались звезды я взглянул в окно.

Стояла жара, изнуряющая всех людей.

Я люблю вас, родные степи!

Обобщение.

- Что принес сегодняшний урок?

- Придумайте вопрос, который мог бы стать темой для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

- О чем следует говорить на последующих уроках? (о других знаках препинания и их функциях)

Домашнее задание.

Начать заполнение таблицы "Функции знаков препинания", определяя функции тире в тексте упр. :

Список литературы

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Учебник "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи". - М.: Просвещение, 2007.
  2. Добротина И.Н. Русский язык "Первое сентября", №17, 2008.
  3. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai