Изначальный смысл сказки о Репке. Скрытый смысл славянских сказок. Сказка репка о чем она


Когда впервые была опубликована сказка "Репка" и другие подробности

Народные сказки - это нечто уникальное и самобытное. Если вы хотите прикоснуться к культуре того или иного народа, то обязательно почитайте произведения народного творчества. Каждый человек в нашей стране в детстве слушал русские сказки, и на их примерах впитывал в себя русскую культуру и понятия о добре и зле, о том, как надо поступать в жизни. Сказки - это на самом деле кладезь мудрости, даже если они, на первый взгляд, просты и незатейливы, как "Репка".

Сказка "Репка"

Сказку "Репка" в России может наизусть рассказать любой. И не удивительно, ведь среди русских сказок она выделяется своей простотой и краткостью - она занимает всего несколько строчек.

Русская сказка "Репка" - сказка для детей с самого раннего возраста. Ее простой смысл будет понятен даже малышам. Это одна из причин того, что дети ее хорошо запоминают. Однако если рассмотреть подробнее, то становится понятно, что мудрость в ней содержится не только детская.

когда впервые была опубликована сказка репка

О чем сказка "Репка"

В сказке "Репка" речь идет о старике, который решил посадить репку. Когда же она созрела, то выяснилось, что она выросла очень большой. По сути, это радость, однако старик сам не смог ее вытащить в одиночку. Ему пришлось позвать на помощь всю семью, сначала бабку, потом внучку, собаку Жучку, кошку, и лишь только когда прибежала мышка, семье все же удалось ее вытянуть.

Отметим, что немало ее вариантов существует в народном творчестве. Например, в одной из версий мышку не звали вытягивать репку. Семья утомилась, пытаясь вытащить овощ, и отправилась спать. Наутро оказалось, что ночью прибегала мышка и съела всю репку.

Сказка имеет циклический характер, ведь в ней каждый раз проговаривается порядок участников сбора урожая с самого начала и до конца.

репка картинки

Когда впервые была опубликована сказка "Репка"

Сказка "Репка" на протяжении веков рассказывалась лишь устно. Когда впервые была опубликована сказка "Репка", то она сразу вошла в сборник русских народных сказок. Первая публикация увидела свет в 1863 году, причем в ней были записаны не только всем известные персонажи, но и ноги, которые также приходили на помощь. Что имели в виду рассказчики под ногами - до конца не ясно.

Самостоятельная книжка "Репка" впервые увидела свет в 1910 году, и с тех пор она часто публикуется как маленькая книжка для детей. После публикации сказки "Репка" стало понятно, что она занимает совсем немного места на бумаге, поэтому обычно к этой сказке прилагается много картинок.

Сказка "Репка" является исконно русской, однако было несколько изданий и за границей, в том числе во Франции и в Израиле.

репка сказка для детей

Разные варианты сказки

На сегодняшний день можно найти множество различных вариантов сказки "Репка": некоторые смешные, некоторые грустные, а иногда и серьезные. Раньше существовало всего 5 ее вариантов, среди которых один - оригинальный, созданный самим народом. Когда впервые была опубликована сказка "Репка", то она была записана А.Н. Афанасьевым в Архангельской губернии. Также широко известны варианты, написанные А.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и В.И. Далем. Несмотря на то что сказка была записана разными людьми, смысл ее не поменялся, изменился лишь стиль изложения.

Также в разное время создавали свои варианты на тему "Репка" А.П. Чехов, С. Маршак, К. Булычев и прочие известные русские писатели.

Необходимо отметить, что сказка вдохновила не только на создание разных вариантов изложения, но и целого балета, создателем которого стал Д. Хармс.

русская сказка репка

Смысл сказки

Народная сказка "Репка" несет в себе куда более глубокий смысл, чем просто сбор урожая. Главный ее смысл заключается в том, чтобы показать силу семьи. Человек один не может сделать все, ему необходимы помощники, и в этом случае семья всегда придет на выручку. Тем более что и пожинать плоды труда потом тоже будут все вместе. Если делать все сообща, то будет толк, причем даже самый маленький вклад в общее дело иногда может решить его исход. Эта простая, на первый взгляд, истина почему-то часто забывается в жизни.

Но даже и это еще не весь смысл. Более понятным он становится в том случае, если рассмотреть исторические условия времени записи сказки. Так, это было сделано еще до прихода советской власти, во время правления императора. В те годы в деревнях существовала крепкая крестьянская община, которая выполняла работы вместе. В этой связи можно представить деда как одного из членов общины, который решился сделать все дело один. Похвально, конечно, но только без остальных членов, которые представлены бабкой, внучкой и животными, у него ничего не вышло, и выйти не могло. В общине даже от самого маленького и хилого члена есть польза, если он прикладывает усилия и старается сделать хоть что-то.

народная сказка репка

Картинки

Как ни странно, даже самая простая сказка может вдохновлять художников, как, например, "Репка". Когда впервые была опубликована сказка "Репка", она еще не содержала в себе картинок, что не удивительно, ведь тогда это был сборник рассказов для взрослых. Однако позже новое дыхание обрела сказка "Репка". Картинки к сказке впервые создала Елизавета Меркуловна Бем, они были опубликованы в 1881 году. Точнее, это были не картинки, а силуэты. В первых изданиях "Репка" представляла собой 8 листов силуэтов, и всего одну страницу с текстом сказки "Репка". Картинки позднее сократили и стали выпускать всю сказку на одном листе. От силуэтов Е.М. Бем отказались лишь в 1946 году. Таким образом, на протяжении более полувека сказка выпускалась только с одними и теми же картинками.

Сегодня рисунки к сказке практически в каждой книге создаются новые, так что у детей и родителей есть выбор. Когда в стране стали снимать мультфильмы, то были сняты и ленты по народной сказке.

fb.ru

В чем смысл сказки «Репка»?

Предыстория

Как и многие другие русские сказки, в частности, «Колобок», сказку «Репка» записал (в Шенкурском уезде Архангельской губернии) и опубликовал в 1863 году исследователь фольклора Александр Афанасьев в сборнике «Народные русские сказки» Том I.

Явный смысл сказки о репке

Первый и очевидный смысл сказки – это, конечно же, взаимопомощь. Это поймет и ребенок. Примечательно, что в русском варианте сказки акцент сделан именно на этом качестве. Если посмотреть на смыслы сказок, построенных также по цепочному принципу других народов, то поучительная направленность сфокусирована либо на трудолюбие, либо на смекалистость.

В русском варианте поучительный смысл именно в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать соборно или вместе. Нужно только этой помощь попросить, что, собственно, в сказке и неоднократно демонстрируется.

Попробуем ответить на частые вопросы к сказке «Репка».

Почему «бабка за дедку дедка за репку» и т.д?

В сказке показана иерархическая модель взаимодействия. Тем самым ребенку на абсолютно простом образце представлен тип взаимоотношений в коллективе, на примере семьи. Пускай здесь и представлена некоторая часть семьи, об этом ниже.

Дед – глава семьи и хозяйства. Поэтому дед-муж позвал бабку-жену, потому что жена первая помощница мужу.

Внучка, как младшая в семье, имеет обязанность помогать взрослым. Образ внучки введен в сказку чтобы ярко показать, то, что ребенок такой же член семьи, как и взрослые, с вытекающими отсюда обязанностями (а не только правами). Поэтому бабка позвала не Жучку, оставив внучку смотреть как взрослые вытягивают репку, а именно внучку.

Почему не сын или дочь?

Не просто перед нами изображены именно дед и бабка, а не скажем, отец и мать. Если в сказке вместо деда присутствовал отец, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытянуть репку. Деду же не вытянуть репку не зазорно – он стар и физически уже может не справиться с этой задачей. Если муж-отец и позвал жену, то встал бы вопрос с детьми: какого они возраста и созрели ли они для помощи взрослым. Таким образом, вариант с отцом и матерью не подходит для модели сказки, т. к. добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.

Если в сказке изображены именно дед и бабка, то сын или дочь наверняка у них уже взрослые и живут отдельно. В сказке умалчивается об этом, но понятно, что сын или дочь есть (так как есть внучка), но привлечение их в качестве помощи – это привлечение внешней силы (взрослый замужний сын – это отдельная семья), а это также противоречит одной из задач сказки – показать соборность, сообщность и взаимовыручку внутри одного коллектива.

Почему внучка?

Первой помощницей у бабки, как мы уже сказали, является внучка. Если вы знакомы с деревенским укладом жизни, то наверняка знаете, что внуков и внучек, как правило, растят бабушки и дедушки. И даже сейчас это не совсем ушло из жизни. А как было раньше: отцу и матери некогда было водиться с детьми, которые отдавались на воспитание бабушке и дедушке. Так что для читателя того века было неудивительно, что на помощь бабке пришла внучка.

Почему Жучка и кошка?

Дальше идут помощники человека: собака (Жучка) и кошка.

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя».  Поэтому внучка крикнула первой собаку. 

А дальше в сказке возникает сложный момент: как это собака позвала кошку, с которой испокон веков враждует?

Давайте вспомним, что есть общая цель – вытянуть репку, но сил у человека и собаки не хватает. В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки. Без этого действия совместная работа кошки и собаки невозможна.

Если бы в сказке этот факт не имел значения, то вместо кошки или собаки могло быть другое животное. Но необходимо отметить следующее. В сказке намеренно не показаны другие животные, чтобы подчеркнуть важность вытягивания репки, т. к. может быть – об этом в сказке не говорится – кушать-то, особо и нечего, а раз так, то и о другой  живности, а именно домашнего скота или птицы, говорящей о неком достатке, говорить не приходиться.

Таким образом, перед нами раскрывается еще один смысл сказки: примирение во имя высшей цели. Поэтому важно донести ребенку, что нужно уметь и прощать и быть прощенным. Вспомним слова Иисуса Христа:

любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… ” (Матф.5:43-45)

Именно по этой заповеди и происходит примирение, но иносказательно высшая цель (по Евангелию высшей целью и задача заповедей – это достигнуть Царствия Божьего) в сказке метафорично изображена в виде репки. А раз уж мы сравнили репку с Царствием Божиим, то давайте вспомним еще одну фразу:

Царство Небесное силою берется (Матф.11:15)

Вот так, силою и примирением тянули свою репку дед и его семья. Отметим, главенство деда, так как именно ему отвечать перед Богом за домочадцев…

Кто такая мышка?

И, наконец, развивая тему примирения, кошка попросила другого заклятого врага о помощи – мышку. Если примирение для достижения цели и тут, возможно, то возникает вопрос: а почему именно мышка, т. к. она никогда другом человека не считалась, а скорее, наоборот, – воровкой и вредителем?

На данном этапе кошка не только выступила инициатором замирения с мышкой, но и выступила миротворцем для примирения мышки и человека.

Помните заповедь?

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9)

Вот поэтому призвание мышки олицетворяет собою полноту выполнения заповедей всей семьей. Была ли уж столь важной помощь такой маленькой и никчемной мышки? Наверняка здесь большую роль сыграл дух примирения и взаимопомощи, который и придал силы вытащить репку.

Примирение с мышкой вдохновило и придало уверенности в собственных силах, т.к. не только все домашние животные помогали, но даже мышка откликнулась на помощь и забыла старые обиды. Как тут не вытащить репку? Именно миром – в прямом и переносном смысле – семья вытащила репку.

Таким образом, сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи. А взрослые могут сделать для себя полезные выводы: о православном понимании мира, об аксиологических основах таких понятий, как любовь к врагу, взаимопомощь, усердность в деланиях веры.

Сказка «РЕПКА» (текст)

Посадил дед репку и говорит:

— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут — и вытянули репку.

multigood.ru

Изначальный смысл сказки о Репке. Скрытый смысл славянских сказок.

Продолжаю тему славянских сказок. В этот раз я расскажу о первоначальном смысле сказки о Репке. В отличии от сказки про Колобка (о которой я рассказывал в прошлый раз) изменения "Репка" претерпела не такие глобальные и смысл который хотели донести до нас предки можно понять и без исходного варианта.

Данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, как вы уже догадались, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

В современном варианте этой сказки, который вы знаете, не хватает ещё двух персонажей, существовавших изначально - Отца и Матери. Христиане убрали Отца и Мать, по двум причинам (изначально было 9 персонажей,а стало 7):

1 - у христиан семеричная система восприятия, поэтому сказку сократили до 7 элементов, также как неделю сократили с 9 до 7 дней (у славян была круговая, либо девятеричная система).

2 - у христиан защита и опора – Церковь, а любовь и забота – Христос, а у славян защита и опора - Отец, любовь и забота - Мать.

В каждом из девяти персонажей, был свой скрытый образ:

- Репка - символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное.- Дед -символизирует Древнюю Мудрость.- Бабка - традиции дома, хозяйственность.- Отец - защита и опора.- Мать - Любовь и забота.- Внучка - символизирует потомство.- Жучка - достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).- Кошка - символизирует благостную обстановку в Роду (кошки - гармонизаторы энергии человека).- Мышка - символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).

У славян изначальный смысл этой сказки заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье. _____________________________________________________________________________________

В следующий раз я расскажу об образе Бабы Яги, и если получится то и расскажу о Кощее бессмертном и о его роли в славянской культуре.

drakoshi.net

Сказка Репка

сказка репка

Какую сказку родители читают ребенку первой? Ну конечно же Репку. Русская народная сказка про богатырский овощ и семейство деда, включая домашних животных, которые вытаскивали репку, известна, наверное, всем детям. Но вот вопрос: чем же незатейливая побасенка так привлекает детей? Почему именно она является одной из первых прочитанных сказок?

Думаю, все дело в том, что эта сказка вся пронизана одной идеей - добычей из земли чудо репки)) Ребенок быстро запоминает героев повествования и последовательность действий, а текст сказки состоящий из бесконечных повторений цепочки огородников, добывающих репку, очень прост. Повторяй кто тянул, пока всех не перечислишь, вот и вся сказочка. Удивителен и тот факт, что в сказке про репку нет присказки «жили-были». Дед сразу перешел к делу и посадил репку. Интересно и то, что в первоисточнике (фольклорном сборнике А.Н. Афанасьева) среди героев-добытчиков репки значатся: сучка и несколько ног. Что за ноги и почему их пять? - те еще вопросики.

Как бы там не было, но сказка про репку остается популярной у детей и незабываемой для родителей. Читайте своим малышам репку, просите их самих повторить кто тянул репку из земли, тренируйте память и речь малыша. Удачных вам чтений!

Репка

Посадил дед в огороде репку.

- Расти, говорит репка больша, да крепка. Выросла репка большущая. Пришел дед на огород, стал репку из земли тащить: тянет -потянет, а вытащить не может. Пошел дед на помощь бабку звать. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытащить репку никак не могут.

Позвала бабка на помощь внучку. Стали внучка за бабку, бабка за дедку, а дедка за репку: тянут-потянуть, не могут вытащить репку.

Покликала внучка собачку Жучку. Стали репку вместе тащить. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, а дедка за репку: тяну-потянут вытащить не могут.

Побежала собачка Жучка кошку Мурку на помощь звать. Стали вместе репку из земли тянуть. Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, а дедка за репку тянут, а вытащить не могут.

Побежала Мурка и позвала мышку. Стали все вместе репку из земли тащить. Мышка за Мурку, мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, а дедка за репку.

Ох! Вытащили репку.

gamejulia.ru

Сказка «Репка» (славянский смысл) — Держава Русь

Рис. Сказка Репка - Образы.«Сказка про репку» указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.

Отец и мать

В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?Во-первых, в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили славянскую неделю: было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.Во-вторых, у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – Христос, т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!

Образы

1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).2. Бабка – традиции, хозяйственность.3. Отец – защита и опора.4. Мать – любовь и забота.5. Внучка – потомство.6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).7. Кошка – благостная обстановка.8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.

Рубрика: Сказы, Юджизм

derzhavarus.ru

Русская народная сказка «Репка» — культурологический анализ — Сказки. Рассказы. Стихи.

Русская народная сказка «Репка» — культурологический анализ

 «Репка» — тоже из самых ранних сказок, соперничающая в этом отношении с «Курочкой рябой». В «Репке» также есть элементы рифмы: дедка-репка, внучка-Жучка, Машка-мышка. «Репку» легко превратить в игру: ребёнок с удовольствием разводит ручки на словах «большая-пребольшая», а говоря «вытянули репку», его можно выдернуть из-за стола, подкинуть в воздух или прижать к себе. Веселье гарантировано, оттого и сказка – в числе любимых. Наконец, «Репка» — одна из первых считалочек. Ребёнок учится прибавлять элементы, навыкает к счету, даже ещё не зная названия чисел. Попробуем же приглядеться к сказке подробней, чтобы найти в ней нечто полезное и для христианского воспитания. Посадил дед репку Примечательно, что героями сказок часто (если не чаще всего) выступают те, кто обычно оказывается на периферии социальной жизни. Сильный и самоуверенный терпит поражение, а слабый и неудачник берёт верх. В противовес грубой реальности сказка встаёт на защиту слабых. Вот и здесь репку сажает дед. Старость на дворе, какой из него огородник! Так и видишь согбенного старичка, устало тыкающего заступом в твердую землю. А почему именно репа? Совсем не случайно. Репа в Древней Руси была основной огородной культурой. Ещё не было американского гостя – картошки, не было даже капусты, но репа была. Из неё готовили похлёбку, с ней пекли пироги, её квасили, как теперь капусту, даже был такой освежающий напиток – из репы, рецепт которого ныне утерян. Наконец, вошедшая в поговорку знаменитая пареная репа, которая приготовляется действительно просто, а такая сладкая на вкус. Это сейчас сахар легко купить в магазине, а в древности сладкое было изысканным лакомством. Популярность репы в Древней Руси объясняется прежде всего её неприхотливостью. Только снег сошёл, ещё грядут заморозки, ещё только апрель, а уже можно засевать репу. И скороспелка она – через два месяца собирай урожай. И урожай приятный – сажаешь в землю семечко, а вытягиваешь овощ иной раз до двух килограммов весом. И потому в сказке она – репка, кормилица. Ласково так, — русский народ умел быть благодарным. А может быть, не только поэтому. Ведь по сказке выходит, что дед только одну репу с таким трудом тащил из земли; стало быть, и сажал он только одно семечко. Картинка получается такая. Осталось у деда к весне только одно семечко репы. Наверное, не мог он на него надышаться. С какой любовью, с какой тайной надеждой сажал он его в ещё холодную землю. С каким замиранием сердца следил за набуханием желтого плода. И Бог его не обидел, не посрамил надежды. Бог послал ему чудо. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Какая большая уродилась репка, мы понимаем только после фиаско деда. О подлинных размерах репки дед и не подозревал. Иначе бы инстинкт огородника не позволил бы репке «перезреть», она была бы выдернута в самом начале роста, и сказки бы не сложилось. Но, спрятавшись в земле, репка обманула деда, и всех его сил (а тянул он свою добычу наверняка азартно и рьяно) не хватило, чтобы получить урожай. Явное чудо (небывалая репка) пришло обыденно и незаметно. Да и само оно оказалось связано с самой что ни на есть прозой жизни — с заботой человека о пропитании, о хлебе насущном. Однако это простое чудо способно научить многому. Во-первых, оно потребовало труда: чтобы заполучить репку, её надо всё-таки добыть из-под земли. Во-вторых, оказывается, человеку не следует слишком уж полагаться на себя. Казалось, как бы не дряхл наш дед, а с репой любой справиться должен. Не тут-то было! Не в нашей власти решать, к чему у нас достанет сил, а к чему – нет; решает Бог. В-третьих, никогда не следует унывать. Дед, конечно, расстроился, но тут же нашёл выход из положения. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут! Уроки чуда продолжаются: человек не должен быть гордым, при необходимости он должен уметь звать на помощь. Дед зовёт бабку. В мире традиции, откуда к нам пришли сказки, бытие структурно организовано и имеет иерархический характер. Дед, безусловно, — глава семьи, а значит, бабка, его жена, у него в подчинении. Выходит, за помощью дед обращается к тому, кто иерархически ниже его и тем выказывает свою слабость. Что ж, больше ему рассчитывать не на кого. Но много ли толка от бабки? Сил у неё не более, чем у деда, а скорее всего, и поменьше. И репка остаётся в земле. Мы слишком хорошо знаем эту сказку и поэтому теряем драматизм ситуации. Структурно сказка разбита на эпизоды с участием тех или иных лиц, и после каждого эпизода возникает пауза. Слушателю (представим, что он слушает «Репку» впервые) заранее неизвестно, будет ли следующий эпизод. Останутся дед (или уже дед и бабка) у «разбитого корыта», или выход всё-таки будет найден. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут! Оказывается, дед с бабкой не так уж и одиноки. У них есть внучка. Примечательно, что внучку зовёт бабка, а не дед. В соответствии с иерархией традиционного мира девочка находится в непосредственном подчинении у взрослой женщины, старшей на женской половине дома. Но внучка-девочка — ещё ребёнок, не много она прибавляет к совместным усилиям деда и бабки. Репка по-прежнему в земле, а кажется, использован уже последний резерв. Драматизм возрастает. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут! Нет, не полностью опустел ещё дом. Кончились люди, но остались четвероногие их друзья. Интересно, что дед, бабка и внучка безымянны, а собака и кошка названы по имени. Этим подчеркивается, что они не случайны, не просто какие-то собака и кошка с улицы, а почти члены семьи, жители этого дома. То, что внучка зовёт Жучку- товарища своих игр, довольно закономерно. Но когда очередь доходит до Жучки, кого ей позвать? В доме осталась лишь кошка, а ведь известно, как ладят кошка с собакой. И вот чудо-репка перестраивает мироустройство, на смену вражде приходит мир. Жучка зовёт, и Машка приходит. Проверка на верность хозяевам, а по большому счёту – проверка, можем ли мы забыть наши нелицеприятия перед лицом общего дела, может ли быть у нас это самое общее, а с другой стороны: можем ли мы и такое – прощать врагов. И вот самый пик трагедии: все в сборе, а репка не выходит. Кого звать? Позвала Машка мышку… Кто такая мышка? Если все остальные участники похода за репкой проживали в доме на законном основании, то мышка – жилец незаконный. Подпольщица и воровка. Ведь и кошку заводят в доме, чтоб приструнить мышей. Машка зовёт мышку, это – как если бы полицейский стал звать на помощь преступника. Налицо нарушение установленного порядка вещей, своего рода попрание справедливости. По справедливости, должна была думать Машка, тебя следовало бы поймать и съесть, а не давать тебе вцепляться в мой хвост. Но и мышкин поступок – чуть ли не предательство. Ради каких-то будущих благ, довольно сомнительных (угостят ли мышку репкой – ещё вопрос, а вот Машка угоститься ей может), мышка устремляется на помощь своему злейшему врагу. Даже не врагу в нашем людском понимании этого слова, мы ведь навыкли считать врагами довольно приличных людей, а убийце, лиходею и мышкоеду. По мышиной справедливости, кошке следует желать всяческого зла. Пусть мучается с репкой, мышка может законно потешаться над этим забавным зрелищем. Итак, справедливость пришлось оставить. Ради чего? Не ради личной выгоды Машки (не едят кошки репу), да и выгода мышки, как уже было сказано, просматривается с трудом. Бабка, внучка, верная Жучка, Машка и мышка пришли на выручку к деду в первую очередь ради любви. Чудо-репка выявила, что в этом доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего. А в случае с мышкой – и за врага. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться. А милость, она – выше справедливости. Тут-то и раздалась земля, выпустила репку. Сказка по своей сути получается глубоко христианская. Мирная и светлая, и после неё так хорошо на душе. 

Читать сказку «Репка»Читать другие русские сказки

skazkibasni.com

Сценарий сказки Репка — Сказки. Рассказы. Стихи.

Сценарий сказки Репка

 План-конспект итогового занятия по драматизации сказки «Репка» Форма проведения: коррекционный час. Деятельность: театрализованное представление. Программное содержание: 1. Учить детей имитировать характерные действия персонажей в сказке «Репка», а так же сопровождать движения героев простыми песенками под музыкальное сопровождение. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов. Вызывать желание у детей играть роли в костюмах, выступать перед своими сверстниками в определенной последовательности. 2. Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку “Репка”. Развивать речь, мышление, воображение. 3. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. 4. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного. Задачи: 1) побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; 2) развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; 3) развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству. Материал к занятию: 1. Домик-теремок, репка, заборчик, плетень, веник, лейка, подсолнухи, колобки.2. Костюмы: деду, бабке, внучке, Жучке, кошке, мышке. Ход занятия: (Звучит музыка «Сказки гуляют по свету») Оргмомент (Вход детей)

Ведущий: — Дети! Сегодня мы пришли в гости, чтобы показать сказку «Репка», посмотрите сколько зрителей.-Вы все сегодня будете героями сказки. Вступительная беседа: -Вы помните , кто кого играет в сказке? (ответ детей:да)-Валя кто ты у нас сегодня? (ответ детей: мышка)-А ты Динара кто? (ответ детей: кошка)Кто выходит первым в сказке? (ответ детей: дед)— Женя, ты хорошо помнишь, что говорит дед в сказке? (ответ детей: да)-Молодцы! Занимаем свои места, начинается сказка(Дети сидят на стульчиках. В домике спрятались только дед и бабка. ) Ведущий:  Призадумалась я раз:Может кто-нибудь из васСказки «Репка» не слыхалИ картинок не видал.В этой книжке интересной,Ребятишкам все известно?Есть такие? Точно нету!Всем известна сказка эта.Нет такого малыша,Кого «Репка» обошла.Предлагаю поиграть,Вместе сказку рассказать.Не спеша, не впопыхах,Эту сказочку в стихахВместе с вами мы расскажем,Не большой спектакль покажем.Жили-были дед да баба. ( Из домика выходят дед и бабка. В руках у деда лейка, у бабки – веник.)Под музыку они проходят на середину зала и кланяются. Бабка с веником возвращается в дом. Ведущий. Посадил дед репку. (Дед поливает огород около плетня. Заходит в избу.) Ведущий. Выросла репка большая пребольшая.( Выносит репку и сажает ее около плетня.)Выходит дед. Поет песню. Дед: Ох, репка моя.Репка саженая,Огороженная.Да и кто тебя сажал?Да и кто поливал?Огораживал.А ведь я тебя сажал.Да и я же поливал.Огораживал. (Дед начинает тянуть репку.)Зрители: (поют не мелодию «Барыни».) Тянет – потянет, вытянуть не может,Барыня ты моя, сударыня ты моя! Ведущий. Старый дед что было силРепку из земли тащил,Но в земле засела крепкоСказочная чудо-репка.Дед сказал, вздохнув, устало: Дед: Силы стало очень мало! Ведущий: На забор повесил шапкуИ позвал на помощь бабку. Дед: Бабка, в огород беги,Тащить репку помоги. Ведущий: Бабка, бросив все дела,К деду сразу же пришла. (Вытирая руки о фартук, выходит бабка.) Бабка: Не могу я догадаться,А за что же мне хвататься? Дед: За бока мои держись,Да старайся, не ленись! (Бабка с дедом тянут репку, зрители поют.) Зрители: Тянут – потянут, вытянуть не могут,Барыня ты моя, сударыня ты моя! (Дед с бабкой в изнеможении опускают руки, вытирают пот со лба.) Ведущий: Пот с обоих градом льется,Репка им не поддается.Стали старые кричать,Внученьку на помощь звать. Дед с бабкой:  Внученька – красавица,Без тебя не справиться. Ведущий: Вышиванье отложила,К ним на помощь поспешилаРукодельница Танюшка,Озорная хохотушка. (Выходит внучка.) Внучка:  Я, конечно же, не прочьДеду с бабушкой помочь. (Все тянут репку, зрители поют.После пения персонажи устало опускают руки, вытирают пот со лба.) Ведущий: Уж втроем теперь трудились,Результата не добились.И тогда решила внучка: Внучка:  Нам поможет наша Жучка. Все вместе:  Жучка, где ты? Выручай!Тащить репку помогай. Жучка выбегает из домика, роется в земле. Жучка:  Под крылечко кость зарою,Сверху лопушком прикрою. ( Бежит в огород.)Тяф-тяф, гав – гав – гав,К вам лечу на всех порах! (Вместе тянут репку, зрители поют.) Ведущий: Не жалея сил тянули,Даже с места не свернули.Вспомнили про кошку Мурку,Мурку – серенькую шкурку. Внучка:  А вот где же наша Мурка,Мурка – серенькая шкурка? Бабка: Спит, наверно, на крылечке. Дед: Или же на теплой печке. Жучка:  Мурка, к нам быстрей беги! Все вместе: В трудном деле помоги! (Мурка выходит из домика, потягиваясь.) Мурка: Жаль мне с печкой расставаться,Но нельзя же отказаться. (Вместе тянут репку, зрители поют.) Ведущий: Впятером теперь старались,Репку вытащить пытались.Крепок репкин корешок,Не поддался на вершок.Стали думать и гадать: Все вместе: Ну, кого еще позвать? Ведущий: Мурку быстро осенило: Мурка: Знаю, в ком еще есть сила.Надо звать нам поскребушку,Мышку серую, норушку. Внучка:  Мышка, выходи из норки,Дам тебе я хлебной корки. Бабка: А я прямо с утречкаНалью в блюдце молочка. Дед: Ты, наверно, всех сильнее? Все вместе: В огород беги скорее! Ведущий: Мышка кошки не боялась,Резво в огород примчалась.Рядом с кошкой вместе встала,Репке вежливо сказала: Мышка: Репка, репочка, давай,Из земельки вылезай! Вместе тянут репку, зрители поют. Зрители: Тянут – потянут, вытянули репку!Барыня ты моя, сударыня ты моя! Ведущий: Да, друзья, вот чудо – репка,Как в земле сидела крепко.Мышка умной оказалась,Она сразу догадалась,Прежде чем её тащить,Надо было попросить,Чтобы крепкий корешокПоддался хоть на вершок.Славный сказочке конец,Ай да мышка – молодец! Итог: — Мне сегодня все понравились. Молодцы!_ А вам понравилось, как вы выступали? (ответ детей: да)-Как вы себя чувствовали сегодня, возьмите такого колобка — какое у вас сейчас настроение?(ответ детей: хорошо) ОГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — Барановская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечта»План-конспект итогового занятия по драматизации сказки «Репка»Воспитатель: Кирьянова Юлия Владимировна 

Читать сказку «Репка»Читать другие русские сказки

skazkibasni.com