Вопрос 11. Сущность цивилизации и ее взаимоотношения с культурой. Типы цивилизаций. Современный тип цивилизации


Типы цивилизаций. Понятие цивилизации :: SYL.ru

Понятия «культура» и «цивилизация» изучаются в школе, однако школьная программа не позволяет выделить на их изучение достаточного количества времени, между тем с ними приходится сталкиваться постоянно. Особенно это касается тех, кто собирается стать социологом, психологом или историком.

Что такое цивилизация?

Под цивилизацией следует понимать относительно высокую степень культуры, которая появилась спустя какое-то время после варварства. Существует несколько подходов к данной терминологии и несколько концепций, с помощью которых выделяют типы цивилизаций. Само слово произошло от латинского civilis, что в переводе означает «гражданин».

Также под цивилизацией понимают какую-либо конкретную историческую популяцию, которая практиковала земледелие и ремесло, возводила города, использовала письменность, а также была объединена нормативностями порядка, установленного на существующей системе ценностей, разработанной обществом.

Что такое культура?

Понятия «культура» и «цивилизация» несколько различаются, поскольку первое включает в себя самую различную человеческую деятельность, все ее формы и способы самовыражения. Речь идет о накоплении обществом в целом и человеком в частности различных навыков и умений. Культуру также можно рассматривать как отображение человеческой объективности и субъективности.

Культура является общей совокупностью всевозможных форм деятельности, которые может осуществлять человек. Ученые именуют культурой целый набор кодов, которые навязывают человеку определенную модель поведения, при этом учитывая возможность появления собственных мыслей и переживаний. Источником появления культуры следует рассматривать познание и творчество, осуществляемые человеком.

Назад в прошлое

Древние цивилизации уже давно не дают покой историкам и культурологам всего мира, поскольку именно они создали технологии, которые сегодня уже окончательно утрачены. До сих пор нет точных данных о том, какая из цивилизаций возникла первой, каким образом это произошло, и что стало причиной ее зарождения.

Большинство историков склоняется к тому, что самый первый народ, который можно смело именовать цивилизацией, – шумеры, которые жили в период 3500-4000 лет до н. э. Спустя полторы тысячи лет существования она после междоусобных войн исчезла. Древние цивилизации оставили потомкам послание о том, что первая из них появилась на Крайнем Севере, но ее жители были уничтожены арктическими льдами. Упоминания об этой цивилизации можно найти в письменах индейцев, китайцев, египтян и даже эскимосов.

Типология цивилизаций

Чтобы хоть как-то типологизировать понятие цивилизации, были придуманы критерии, на основе которых рассматривались все жившие ранее народы. Речь шла об общих чертах духовной жизни, наличии общих интересов, способных повлиять на дальнейшее развитие, взаимослиянии культур, а также о взаимной зависимости экономического прогресса и исторической судьбы.

Благодаря всем этим критериям ученые сумели сформировать наиболее актуальные типы цивилизации: восточный, западный, современный, а также природные сообщества. Каждый из них обладает своими особенностями, полностью разобраться в которых сможет только весьма сведущий историк или культуролог.

Западные цивилизации

Западный тип цивилизации является особой разновидностью развития, которая включает в себя несколько этапов исторического и культурного роста Северной Америки и Европы. У такого типа существует целый ряд ценностей, среди них ориентация на новое, привитие уважения к личности человека, установка на индивидуальность каждой личности.

Выбор демократии, рациональность, уважение к чужой собственности и идеалы терпимости в данном типе стоят на втором плане, однако играют достаточно значимую роль. По мере своего развития западная цивилизация трансформируется в техногенную, предпочитая развивать каждого своего гражданина. Речь в данном случае о культурном и духовном развитии, нежели о физиологическом.

Восточные цивилизации

Восточный тип цивилизации исторически стал первым и сформировался к началу третьего тысячелетия до нашей эры. Его можно отличить по характерным признакам: ориентация на традиционализм, слабое разнообразие форм жизнедеятельности, жизнь человека в данном типе является чем-то предопределенным свыше (социумом, силами природы, высшим разумом и т. д.).

В этом типе психологическая установка человека обращена не на собственное развитие и познание окружающего мира, а на безмятежное созерцание всего сущего вокруг. Социум здесь построен на принципе коллективизма. Государство в данном случае преобладает над обществом, лишая последнего права выбора. Главный способ управления – принуждение.

Современные цивилизации

Их также именуют техногенными. По мнению ученых, к этому типу пока что можно отнести только одну цивилизацию, которая сформировалась на территории Европы во времена средневековья, а затем распространилась по всему миру до конца XX века. Основами данного типа являются рациональность и ценность разума, которая здесь крайне важна, поскольку именно от него зависит прогресс техники и науки.

Главным признаком такой цивилизации является постоянное усовершенствование технологии, которое возможно благодаря постоянному использованию научного знания. Также здесь следует отметить научно-техническую революцию и обновление предметной среды, сформированной человеком, − именно в ней он на данный момент осуществляет свою деятельность.

С точки зрения некоторых ученых, в данном случае вообще сложно говорить о цивилизации как таковой, поскольку речь идет об исторических сообществах, которые жили в гармонии с природой, подчиняясь ее стандартному годовому циклу. Те народы, которые относились к такой цивилизации, сумели адаптироваться к природе так, чтобы поддерживать и воспроизводить жизнь в дальнейшем.

Члены таких исторических сообществ видели смысл собственной жизни в том, чтобы сохранить баланс между природой и человечеством. Для них важно было сохранить традиции, приемы труда, обычаи, которые никак не нарушали их духовного единства с окружающим миром. Такие сообщества, по мнению специалистов, не попадают под типы цивилизаций, поскольку вели кочевой или близкий к нему образ жизни.

Классификация с исторической точки зрения

Исторические типы цивилизаций подразделяются на три разновидности: постиндустриальный, индустриальный и доиндустриальный. Последний из них существовал примерно до начала XVIII века и развивался благодаря ремесленному производству, где использовались ручные орудия труда, а в качестве источника энергии выступала мускульная сила.

Индустриальная цивилизация появилась, когда человечество передает производство в руки машин. Общественные процессы синхронизируются, и управлять ими становится легче. Происходит максимализация духовных и материальных потребностей. Цивилизация динамически развивается, при этом она ориентирована на то, чтобы как можно скорее освоить внешнюю реальность.

Постиндустриальная цивилизация отличается огромным количеством информации, на основе которой можно создать новые орудия труда, которые освободят человечество и помогут ему обратить свое внимание на неизученные сферы жизнедеятельности. Социум в данном типе решает проблемы благополучия человека и его защищенности.

Внутреннее деление

Внутри каждой цивилизации могут существовать более мелкие образования. Типы обществ цивилизаций могут формироваться благодаря самым разным признакам. Чаще всего речь идет о религиозных, экономических и политических обществах, которые, сформировавшись в рамках одной цивилизации, могут действовать во благо или во вред ее представителям.

Также существует несколько уровней выделения цивилизаций. В первую очередь речь идет о глобальном (Запад, Восток), затем следуют региональный (юго-восточная) и локальный (в рамках одной нации). Эти уровни подразумевают, что представители цивилизации собираются вместе и пытаются разрешить текущие проблемы.

Нельзя сказать, что типы цивилизаций изучены до конца, поскольку сведений о том, как появилась самая древняя из них, нет до сих пор. Некоторые историки предполагают, что существовали и более древние цивилизации, однако никаких археологических находок, которые бы смогли это подтвердить, пока что найдено не было.

www.syl.ru

Цивилизация что такое? Особенности, черты, развитие цивилизации. История цивилизаций русской, западной, восточной, современной. Мировые цивилизации

Весь период существования человечества, после того как оно вышло из своей ранней стадии развития и покинуло изрядно надоевшие к тому времени пещеры, можно условно разделить на определённые этапы, каждый из которых будет представлять собой длительно существующее сообщество стран и народов, объединённых общими социальными, культурными и экономическими особенностями. Такой отдельно взятый исторический отрезок называется цивилизацией и несёт в себе лишь ему одному присущие черты.

Цивилизация как всеобщий исторический прогресс

Цивилизация что такое

В учениях наиболее прогрессивных представителей XIX века господствовали теории всеобщего исторического прогресса. При этом не учитывались индивидуальные черты развития отдельных обществ, связанных особенностями их расы, среды обитания, климата, религиозных и прочих факторов. Предполагалось, что всё человечество вовлечено в единое поступательное движение. История цивилизаций отдельных его групп практически отошла на второй план.

Однако к концу века такой исторический оптимизм пошёл на спад, и уступил место сомнениям в реальности всеобщего исторического прогресса. Появились, и приобрели большое количество последователей теории, связывающие развитие отдельных групп людей с географическими особенностями районов их проживания и степенью приспособленности к ним, а также с преобладающими религиозными воззрениями, традициями, обычаями и так далее. Понятие «цивилизации» приобрело более современный смысл.

Значение термина

Впервые он был введён в употребление такими мыслителями XVIII века, как Вольтер, А.Р. Тюрго и А. Фергюссон. Происходит термин от латинского слова «civilis», что означает «гражданский, государственный». Однако в ту эпоху ему предавался несколько иной, более узкий смысл, чем теперь. Вся история человечества, вышедшего из стадии дикости и варварства без разделения на отдельные этапы, обозначалась как Цивилизация.

Что такое цивилизация в понимании современных людей, хорошо выразил английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Он сравнил её с живым организмом, способным непрерывно воспроизводить себя и проходить путь от рождения к смерти, преодолевая при этом стадии рождения, роста, расцвета, упадка и гибели.

Новый подход к пониманию старого термина

История цивилизаций

В начале XX века современная цивилизация стала рассматриваться, как результат развития её отдельно взятых локальных субъектов. В поле зрения учёных попали особенности их социальных систем, характерные черты людей, населяющих те или иные регионы, а также их взаимодействие в контексте мировой истории.

Этап становления цивилизации является общим для всех без исключения народов, но протекает везде по-разному. Ускорение или замедление его темпов зависит от большого количества причин, среди которых важнейшими являются войны, стихийные бедствия, эпидемии и так далее. Общей чертой возникновения всех цивилизаций, их отправной точкой принято считать переход древних людей от охоты и рыболовства, то есть потребления готового продукта, к его производству, а именно земледелию и скотоводству.

Последующие этапы развития общества

Второй этап, который включает в себя история цивилизаций, характеризуется возникновением гончарного производства и письменности в её ранних и подчас примитивных формах. И то и другое свидетельствует об активном прогрессе, в который вовлечено конкретное общество. Следующим этапом, который проходят мировые цивилизации, является становление городской культуры и, как следствие этого, дальнейшее интенсивное развитие письменности. На основании того, насколько быстро шло развитие этих и ряда иных факторов, можно условно выделить прогрессивные и отсталые народы.

Итак, всё вышеизложенное даёт общее представление о том, что такое цивилизация, что такое исторический прогресс и каковы его главные признаки. Однако следует отметить, что в научном мире нет единой точки зрения на этот вопрос, так как каждый учёный вносит свои, сугубо личные черты в его понимание. Даже в вопросе деления цивилизаций на аграрные, индустриальные, а также руководствуясь их географическим положением и чертами экономики, существуют различные точки зрения.

Появление древних цивилизаций

Русская цивилизация

Одним из спорных вопросов является попытка установить хронологию зарождения самых ранних известных науке цивилизаций. Принято считать, что ими были города-государства Месопотамии, появившиеся в долине рек Тигр и Евфрат примерно пять тысяч лет назад. К этому же историческому периоду относят зарождение Древнеегипетской цивилизации. Несколько позже черты цивилизации приняли народы, населявшие Индию, а примерно через тысячу лет она появилась в Китае. Исторический прогресс народов, живших в тот период на Балканах, дал толчок для появления древнегреческих государств.

Все древнейшие цивилизации мира возникали в долинах крупных рек, таких как Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы и так далее. Они получили название «речных», и во многом их появление было обусловлено необходимостью создания многочисленных оросительных систем на возделываемых территориях. Важным фактором являлись и климатические условия. Как правило, первые государства появлялись в тропических и субтропических зонах.

Аналогично происходило развитие цивилизации в приморских районах. Оно также требовало организации совместных действий большого числа людей, а успехи мореплавания способствовали установлению культурных и торговых связей с другими народами и племенами. Начинался культурный обмен, сыгравший столь значительную роль во всём мировом развитии и не теряющий поныне своей актуальности.

Борьба человека с природой

Основные мировые цивилизации древности развивались в условиях непрестанной борьбы с природными катаклизмами и сложностями, обусловленными ландшафтом местности. Как свидетельствует история, люди далеко не всегда выходили победителями. Известны примеры гибели целых народов, ставших жертвой разбушевавшейся стихии. Достаточно вспомнить Крито-Микенскую цивилизацию, погребённую под пеплом вулкана, и легендарную Атлантиду, реальность существования которой пытаются доказать многие видные учёные.

Виды цивилизаций

Типология цивилизаций, то есть их деление на виды, осуществляется в зависимости от того, какой смысл вкладывается в само это понятие. Тем не менее, в научном мире бытуют такие термины, как речные, морские и горные цивилизации. К ним относят соответственно Древний Египет, Финикию и ряд государств Доколумбовой Америки. Также в отдельную группу выносят континентальные цивилизации, которые, в свою очередь, делятся на кочевые и оседлые. Это лишь основные разделы типологии. В действительности каждый из перечисленных видов имеет ещё много делений.

Западная цивилизация

Исторические этапы развития обществ

История цивилизаций показывает, что зародившись и пройдя период развития, часто сопровождаемый захватническими войнами в результате которых, как ни странно, совершенствуется система управления и структура общества, они достигают своего расцвета и зрелости. Этот этап таит в себе определённую опасность ввиду того, что, как правило, процесс бурного качественного развития уступает место сохранению завоёванных позиций, что неизбежно ведёт к застою.

Далеко не всегда это осознаётся обществом. Чаще оно воспринимает подобное состояние как наивысшую точку своего развития. На практике же это оборачивается политическим и экономическим кризисом, следствием которых бывают внутренние смуты и межгосударственные столкновения. Как правило, застой проникает в такие области, как идеология, культура, экономика и религия.

И наконец, следствием застоя бывает разрушение цивилизации и её гибель. На этом этапе наблюдается обострение социальных и политических конфликтов, что на фоне ослабления властных структур имеет гибельные последствия. За редким исключением все бывшие цивилизации прошли этот тернистый путь.

Исключением могут быть лишь те народы и государства, которые исчезли с лица Земли в силу чисто внешних, не зависящих от них причин. Например, нашествие гиксосов уничтожило Древний Египет, а испанские конкистадоры положили конец государствам Мезоамерики. Однако даже в этих случаях, проводя глубокий анализ, можно обнаружить на последних этапах жизни исчезнувших цивилизаций признаки всё того же застоя и распада.

Сменяемость цивилизаций и их жизненный цикл

Внимательно оглядываясь на историю человечества, нельзя не заметить, что далеко не всегда гибель цивилизации влечёт за собой уничтожение народа и его культуры. Подчас происходит процесс, при котором распад одной цивилизации является зарождением другой. Наиболее ярким примером может служить Греческая цивилизация, уступившая место Римской, а на смену ей пришла современная цивилизация Европы. Это даёт основание говорить о способности жизненного цикла цивилизаций повторяться и самовоспроизводиться. Данная его особенность лежит в основе поступательного развития человечества и вселяет надежду в необратимость процесса.Мировые цивилизации

Подводя итог описанию этапов развития государств и народов, нужно отметить, что приведенные выше периоды проходит не каждая цивилизация. Что такое естественный ход истории, например, перед лицом природных катаклизмов, способных в мгновение ока изменить его течение? Достаточно вспомнить хотя бы Минойскую цивилизацию, находившуюся в стадии расцвета и уничтоженную вулканом Санторин.

Восточная форма цивилизации

Важно учитывать и тот факт, что особенности цивилизации часто зависят от её географического положения. Кроме того, большое значение имеют национальные черты людей, составляющих её население. Например, цивилизация Востока полна уникальными, присущими только ей чертами. Этот термин охватывает собой государства, расположенные не только в Азии, но и в Африке, и на просторах Океании.

Восточная цивилизация по своей структуре неоднородна. Её можно разделить на Ближневосточно-Мусульманскую, Индийско-Южноазиатскую и Китайско-Дальневосточную. Несмотря на индивидуальные особенности каждой из них, они заключают в себе много общих черт, дающих основание говорить о единой восточной модели развития общества.

В этом случае общими являются такие характерные особенности, как безграничная власть бюрократической верхушки не только над крестьянскими общинами, находящимися в её подчинении, но и над представителями частного сектора: среди них ремесленники ростовщики и всевозможные торговцы. Власть верховного правителя государства считается данной от Бога и освящается религией. Практически каждая восточная цивилизация имеет эти черты.

Западный образец общества

Совершенно иная картина представляется на Европейском континенте и в Америке. Западная цивилизация это, прежде всего, продукт усвоения, переработки и преобразования достижений прежних, ушедших в историю культур. В её арсенале религиозные импульсы, заимствованные от иудеев, унаследованная от греков философская широта и высокая степень государственной организации, основанная на римском праве.Современная цивилизация

Вся современная западная цивилизация построена на философии христианства. На этой основе, начиная с эпохи средневековья, формировалась человеческая духовность, вылившаяся в свою высшую форму, именуемую гуманизмом. Также важнейшим вкладом Запада в развитие мирового прогресса является наука, изменившая весь ход глобальной истории, и реализация институтов политической свободы.

Западной цивилизации присуща рациональность, но, в отличие от восточной формы мышления, ей свойственна последовательность, на основе которой получила развитие математика и формальная логика. Она же стала базой для выработки правовых основ государства. Главным его принципом является доминирование прав личности над интересами коллектива и общества. На всём протяжении мировой истории наблюдалось противостояние цивилизаций восточного образца и западного.

Феномен русской цивилизации

Когда в XIX веке в странах, населённых славянскими народами, родилась идея их объединения на основе этнической и языковой общности, появился термин «русская цивилизация». Особой популярностью он пользовался среди славянофилов. Это понятие заостряет внимание на оригинальных чертах русской культуры и истории, подчёркивает их отличие от культур Запада и Востока, ставит во главу угла их национальное происхождение.

Одним из теоретиков русской цивилизации был известный историк и социолог XIX века Н.Я. Данилевский. В своих трудах он предрекал Западу, прошедшему, по его мнению, апогей своего развития, близкий закат и отмирание. Россия же, в его глазах, являлась носительницей прогресса, и именно ей принадлежало будущее. Под её началом все славянские народы должны были прийти к культурному и экономическому расцвету.

Среди выдающихся деятелей литературы русская цивилизация также имела своих горячих сторонников. Достаточно вспомнить Ф.М. Достоевского с его идеей «народа-богоносца» и противопоставлением православного понимания христианства западному, в котором он видел приход антихриста. Также нельзя не упомянуть и Л.Н. Толстого и его идею крестьянской общины, всецело опирающейся на русскую традицию.

На протяжении многих лет не затихают споры о том, к какой цивилизации относится Россия с её яркой самобытностью. Одни утверждают, что её неповторимость лишь внешняя, и в глубине своей она является проявлением общемировых процессов. Другие, настаивая на её своеобразии, подчёркивают восточное происхождение и видят в ней выражение восточнославянской общности. Русофобы же вообще отрицают уникальность российской истории.

Особое место в мировой истории

Оставляя в стороне эти дискуссии, отметим, что многие видные историки, философы богословы и религиозные деятели как нашего времени, так и прошедших лет, отводят русской цивилизации совершенно определённое место, выделяя её в особую категорию. Среди тех, кто первыми подчёркивал уникальность путей своего отечества в мировой истории, были такие выдающиеся личности, как И. Аксаков, Ф. Тютчев, А. Хомяков, И. Киреев и многие другие.

Заслуживает внимания по этому вопросу позиция, так называемых, евразийцев. Это философско-политическое направление появилось в двадцатых годах минувшего века. По их мнению, русская цивилизация является смешением европейских и азиатских черт. Но Россия их синтезировала, превратив в нечто самобытное. В ней они не свелись к простому набору заимствований. Только в такой системе координат, утверждают евразийцы, и можно рассматривать исторический путь нашей Родины.

Восточная цивилизация

Исторический прогресс и цивилизация

Что такое конкретно взятая цивилизация вне исторического контекста, обусловливающего её формы? Исходя из того, что она не может не быть локализована во времени и пространстве, необходимо для всестороннего изучения, прежде всего, составить максимально полную картину исторического периода её существования. Однако история не является чем-то статичным, неподвижным и меняющимся лишь в какие-то определённые моменты. Она постоянно в движении. Поэтому любая из рассматриваемых мировых цивилизаций подобна реке - при схожести своих внешних очертаний постоянно новая и каждое мгновение наполненная иным содержанием. Она может быть полноводной, нести свои воды долгие тысячелетия, а может обмелеть и бесследно исчезнуть.

fb.ru

Основные типы цивилизаций и их характерные черты.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

В современном обществе цивилизация определяеться как социальное и культурное общество людей опирающихся на единую систему основных духовных ценностей.Первые цивилизации зародились в 3 тысячилетии до нашей эры(Египет,Вавилон,а позже Китай,Индия)Возникли так же цивилизационные общества в малой и передней Азии и Палестине. В эпоху средневековья появляеться Хрестианская цивилизация.Существует множество цивилизационных способов появления разногласий по вопросу об их типологии само по себе слов разнесенных как метод групп названия объектов.

В обществознании тип цивилизации это метод понятия используемое для наиболие крупного деления культурно исторического развития человечества,позволяет спицифику особого характера для многообразия обществ и с этих похиций в основу типологизации положено 4 основных критерия:

1 Общественные фундаментальные черты общественной жизни.

2 Общество и взаимно зависящие исторические политические судьбы и экономическое развитие

3 Взаимное переплетение культур

4 наличае общественных интересов и общественных задач с точки зрения перспектив развития.

Вот на основе этих критериев выделяем 4 основных типа цивилизации

1 Природные сообщества.

2 Восточный тип цивилизации.

3 Западный тип цивилизации.

4 Современный тип цивилизации.

Периодные сообщества это тип непрогрессивной форм существования к которым относяться исторических событий живущих в рамках природы годового цикла в единстве и гармонии с пригодой.Народы относящиеся к данному типу цивилизации существуют вне истории времен и в общественном сознании этих народов отсутсвует понятие прошлого и будущего,сушествует лиш время текущее и время мифическое в котором живут боги и буши умерших.Смысл существования они видят в сохранении равновелия между человеком и природой.Сохраняя общность,традиций и труда не нарушая их единства с природой по этому вся жизнь подчинена природному циклу и оно ведет кочевой образ жизни или полукочевой.Духовная культра и верование этих сообществ связанна с обожествлением сил природы,а функционатьня связь с обожетвленными силами природы и сообщест выполняеться предводителями сообществ,а так же жрецами(шаманы,колдуны и т.д).Средсвом интелектуальной и эмоционатьной освоения мира в таких сообществах выступает мифология.Эти сообщества характерезуються крайней традиционностью.Изменения происходят по замкнотому кругу,а изменение однажды установленных порядков,являеться табу.Самое страшное табу это запрет на всякие изменения.В социальной организации таких сообществ господствует коллективизм,а властные отношения осуществяються на основе авторитета,а сама власть опираеться на традиции или генетическое родство.

Восточный тип-это исторический тип цивилизации,характерными чертами которого являеться:

1 Традиционализм- ориентируеться на воспроизведение сложных форм ораза жизни и социальных культур,т.е. велика роль тех или иных пород.

2 Низкая подвижность и слабые разнообразия всех форм человеческой жизнедеятельноси.

3 В мировозренческом плане полная несвобода человека и предопределение всех действий и поступков и независящих от него сил природы.

4 Нравственно волевая установка не на преобразование мира,а на соцерцание мистических объединений с природой и сосредоточенность на внутренней духовной жизнью.

5 Личностное начало не развито,следовательно общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6 Политическая организация жизни в восточной цивилизаци происходит в форме диспатии в которых осуществяеться абсолютное преобладание государства над обществом.

7 Экономической основой жизни в восточной цивилизации являеться корпаротивной и государственая форма собственности,а основным методом управления являеться пренуждение.

Западный тип-это систематическая характеристика особого типа цивилизационого равития включающие в себя определенные этапы развития культуры европы и северной америки.Основными типами западной цивилизации являються:

1 Динамизм и ориентация на новизну.

2 Удтверждение достоинства и уважения человечества.

3 Индивидуальность и установка на автономию личности

4 Рациональность.

5 Идеалы свободы,равенства,терпимости.

6 Уважение к частной собственности.

7 Преднпочтение демократии всем другим формам государственного управления.

На определенном этапе развития западная цивилизация обретет характер техногенной цивилизации.Техногенная цивилизация это исторический этап развития сформировавшийся в европе в 15-17 веках и распространившийся по всему миру вплоть до 20 века.Главную роль в культуре данного типа занимают научная рациональность,а так же выделяеться особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.Характерные черты:

1 Быстрое изменение техники и технологии благодоря системе применения в производстве научных знаний.

2 Научно технические революции существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы,а так же место человека в системе производства

3 Ускорения обновления той искуственно созданой человеком предметной среды в которой протекает его жизнедеятельность.

На базисе техногенной цивилизации сформировались 2 типа общества:

1 Индустриальный

2 Постиндустриальный

Современный тип,это этап цивилизационного развития характерезуещийся возрастающей целостностью мирового сообщества,план цивилизации.Эта глобализация связанна прежде всего с инторнационализациейвсеобщей деятельности и это означает,что в современную эпоху все человечество входит в единую ситему соуиально экономических,политических,культурных и иных связей и отнонений.Возрастает интенсивности глобализаций взаимосвязей способ распределения по всей планете тех форм социальноэкономической и культурной жизни,которые восприняли как оптилпльное и наиболие эффективное удовлетворения личних бощих потребностей и для глобальной цивилизации можно выделить несколько черт.Сохранение меж цивилизациооных особенностей каждого сообщества,культуры и менталитета народа при одновременном усвоении прогрессивного опыта.Элементы другой цивилизации,ваимствованые кем-то,приобрели новый облик и новое качество в глобальнойцивилизации усиляет однородную социальную экономику и политические формирования сочетаються с культурным многообразием.

⇐ Предыдущая12

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Вопрос 11. Сущность цивилизации и ее взаимоотношения с культурой. Типы цивилизаций.

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Слово «цивилизация» произошло от лат. civilis — гражданский, государственный. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести. Однако слово «цивилизация» появилось при жизни Руссо и в самое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX в. — другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности, санитарное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института. Вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. Цивилизация — определенная часть или степень развития культуры.

Существует несколько типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением 1. восточной и западной цивилизаций.

Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира. Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы.

Восточная цивилизация чаще всего определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона. В отличие от Запада здесь отмечается господство авторитарно-административной системы. Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя. В познании господствовал не логический, а интуитивный метод. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью.

Весьма широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются 2. доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества. В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений.

Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.

Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. Научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса. Формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.

Постиндустриальная цивилизация отличается рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной. В ней доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцевКомпьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности.

В развитии современной цивилизации можно наблюдать ряд особенностей: взаимодействие западной и восточной цивилизаций, инновационный стиль мышления постоянно проникает и постепенно занимает центральное место на Востоке, идет процесс взаимного обогащения культур.

С данным обстоятельством тесно связана и такая особенность современной цивилизации, как процесс глобализации. Нарастающие мировые хозяйственные и экономические связи реально объединяют все регионы Земного шара. Тенденция глобализации захватывает также общественные отношения, политические, национально-государственные связи.

studfiles.net

Какие существуют основные типы цивилизаций

Цивилизацией называется сообщество людей, имеющих общие духовные ценности, сходный менталитет, устойчивые особенности социальной политики, экономики и культуры. На сегодняшний день выделяются несколько основных типов цивилизаций, отличающихся религиозными, этносоциальными, психологическими и поведенческими способами жизнедеятельности. В зависимости от исторического и экономического развития, перспектив развития и основ ментальности выделяют четыре типа цивилизаций: - природные сообщества;- восточная цивилизация;- западная цивилизация;- современная цивилизация.

Природные сообщества

Природные сообщества относятся к непрогрессивной форме существования, люди живут в рамках природного цикла, в гармонии с природой. Такие народы существуют вне исторического времени, у них нет понятий прошлого и будущего, для них реально только текущее время. Смысл своего существования эти общества видят в сохранении сложившихся традиций, обычаев, приемов труда, не нарушающих единства с природой. Неизменность установленных порядков поддерживается системой многочисленных табу.

Природные сообщества ведут кочевую или полукочевую жизнь. Духовная культура у них связана с обожествлением сил природы - воды, солнца, земли, огня. Посредниками между силами природы и народом являются предводители общин и жрецы. В социальной организации этих сообществ господствует коллективизм: люди живут общинами, родами, кланами, племенами.

Восточный тип цивилизации

Восточная цивилизация — это исторически первый тип цивилизации, который сформировался к 3 тысячелетию до н. э. в Древней Индии, Китае, Древнем Египте. Характерными чертами этих цивилизаций являются традиционализм, они ориентированы на воспроизводство сложившегося образа жизни. В мировоззренческом плане главенствует представление о несвободе человека, предопределение всех поступков, вызванное силами природы и богов. Сознание и воля направлена не на познание или преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, сосредоточенность на духовной жизни. Личностное начало не развито, жизнь людей построена на принципах коллективизма. Политическая организация в восточных цивилизациях основана на деспотии, экономической основой является государственная форма собственности, основным методом управления народом выступает принуждение.

Западный тип цивилизации

Западный тип цивилизации (Европа и Северная Америка) ориентирован на новизну, познание окружающего, динамизм, рациональность.Ценностями являются человеческая личность, индивидуализм, автономия, свобода, равенство, частная собственность. В управлении отдается предпочтение демократии. Западная цивилизация на определенном этапе перерастает в техногенную цивилизацию, сформировавшуюся в 15—17 веках в Европе и распространившуюся по всему миру. Главная черта данного типа цивилизации - это научная рациональность, ценность разума и прогресс науки и техники благодаря применению научных знаний. Развитие сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, быстрой трансформацией. Всего за одно-два поколения происходит изменение прежнего образа жизни, формируется новый тип личности.

Современный тип цивилизации

Современное состояние развития привело к зарождению глобальной цивилизации. Возрастает целостность мирового сообщества, появляется единая планетарная цивилизация. Глобализация характеризуется интернационализацией всей общественной деятельности, возникает единая система политических, социально-экономических, культурных и иных связей.

completerepair.ru

Современные цивилизации.. Современный этап мирового цивилизованного развития

Похожие главы из других работ:

Интернет как социальные медиа

Современные социальные медиа

Сегодня мы стали свидетелями четвертой волны "социального" использования компьютеров. Оно бросает новый вызов тому, что мы считаем "привычным бизнесом". Онлайновый социальный граф пронизывает все пространство Интернета...

Информационное общество

1. Глобализация и причины кризиса современной цивилизации

Попытаемся разобраться в причинах глобального кризиса. Философско-мировоззренческая критика основ современной цивилизации, поставившей в центр бытия обладание и покорение природы, началось давно...

Информационные коммуникации и общество

2. Глобализация как феномен современного развития цивилизации

Иллюзия гармонии нового миропорядка в результате разрушения коммунистических режимов в 90-х годах XX века не могла долго просуществовать. Очевидно, что в контексте глубинного противоречия современной цивилизации...

Молодёжная политика: международное молодёжное движение сегодня

2. Современные язычники

Среди современных язычников достаточно много молодежи в возрасте 15-35 лет, часто с высшим техническим образованием. И их не так уж мало, особенно в крупных городах. В их квартирах могут спокойно уживаться домотканые одежды...

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

1. Понятие мировой системы и цивилизации

Мировую систему надо понимать в узком и широком значении. И.Валлерштайн (1976) предложил различать: а)мировые империи, б)мировые экономически системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью...

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

2. Основные особенности современной цивилизации

Проблемы глобализации мирового общественного пространства являются основными в развитии современной цивилизации. Ученые мира активно обсуждают эту проблему и до сих пор не пришли к определенному консенсусу...

Особенности участия восточных славян в миграционных процессах

1. Межкультурная коммуникация цивилизации восточных славян

Восточнославянский мир - особая цивилизация, существование которой в мировой истории неоднократно ставилось под сомнение и которой в современном общественном процессе, осуществляющемся по сценарию глобализма, отводится место периферии...

Политизация Эроса: язык описания порно в философии и социальных науках

1.3 Взаимоотношения Эроса и цивилизации в синтетической теории Герберта Маркузе

В 1950-х появляются работы Герберта Маркузе, соединяющие фрейдизм и марксизм. Ключевым трудом, придающим сексу политическое измерение, становится «Эрос и цивилизация» (Маркузе 2003)...

Понятие и структура цивилизации

2. Мировые и локальные цивилизации

Мировая цивилизация как современный тип общественного устроения, характерный для высокоразвитых стран Запада и других регионов, которые достигли передового уровня технологического развития, в той или иной степени внедрили гражданские...

Понятие и структура цивилизации

5. Динамика российской локальной цивилизации

Констатируя тяжелейшее состояние отечественной экономики, невозможно не согласиться с критикой В.Л. Иноземцевым бытующего в литературе подхода к оценке направлений дальнейшего развития страны...

Проблема удовлетворения потребностей человека

4. Первые цивилизации и «осевое время»

Экономической основой первых цивилизаций стали, так называемые раннеземледельческие культуры: В бассейнах крупных рек в теплом поясе Земли (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы...

Современный этап мирового цивилизованного развития

Экономическое развитие современной цивилизации.

Слово «экономика» греческого происхождения. Первоначально оно означало искусство управления домашним хозяйством. В наше время понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей...

Социология в современном обществе

3. Современные социологические теории

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше...

Феномен идентичности России: угрозы и перспективы как цивилизации

5. Жизнеспособность России как цивилизации

В трудах Данилевского, Шпенглера, Тойнби и Сорокина были предложены признаки и критерии для выделения и различения "локальных" цивилизаций. Сложился цивилизационный подход к взгляду на историю. Из него исходили философы и политики...

Феномен идентичности России: угрозы и перспективы как цивилизации

6. Угрозы на пути формирования России как цивилизации

Угрозы цивилизации выглядят как факторы снижения ее "жизнеспособности". В обыденное сознание вошел образ гибели цивилизации. Приводятся примеры таких исторических событий - гибель Древнего Египта или Рима...

soc.bobrodobro.ru

Типология цивилизаций

Количество просмотров публикации Типология цивилизаций - 2981

Несмотря по полисемантичность и мозаичность понятия цивилизации, в социально-гуманитарном знании всœе же выработались наиболее признанные подходы к ее определœению. Под цивилизацией понимают социокультурную общность, основными критериями которой являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщенным показателœем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.

Каждая цивилизация обладает собственной иерархией идеалов и ценностей. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всœех социальных процессов.

Для упрощения исследования в культурологии вводится укрупненную единицу анализа – тип цивилизации. Выделœению типов развития способствуют следующие основополагающие признаки:

· общие фундаментальные черты в ментальности,

· общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития,

· взаимопереплетение культур,

· наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На базе этих критериев вычленяются разные типы цивилизации (к примеру, природные сообщества; восточный тип цивилизации; западный тип цивилизации) и др.

В современной науке существует широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р.Арон, У.Ростоу, О.Тоффлер). В качестве критерия выделœения данных этапов рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений.

Доиндустриальное общество иногда еще принято называть аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В нем господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил.

Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе ʼʼразмываетсяʼʼ аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, благодаря чему активизируются процессы урбанизации. Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса. Данные процессы ведут к изменению места и роли человека в обществе, формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.

В постиндустриальной (информационной) цивилизации доминирует так называемый ʼʼтретий секторʼʼ – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в базовых сферах его жизнедеятельности.

Многие авторы отдельно выделяют современную цивилизацию как особый цивилизационный тип. Особенность современной цивилизации усматривают в происходящем процессе глобализации. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всœей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Происходит всœе возрастающая унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Ее основой является создание общепланетарной системы общественного разделœения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.

Корни и предпосылки глобализационных процессов уходят в глубину истории, однако реальное их влияние на темпы и характер социокультурного развития мирового сообщества начинает обнаруживаться лишь к концу ХХ столетия.

Большинство ученых согласны в том, что важнейшими предпосылками глобализации в ее современном варианте явились:

· информационная революция, обеспечившая техническую базу для создания глобальных коммуникационных сетей;

· интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках;

· дефицит природных ресурсов и обострение экологической ситуации во всœем мире;

· демографические проблемы и хаотическая урбанизация;

· интенсивное развитие высоких технологий и антропологические рынки постиндустриальной цивилизации.

Результаты и последствия глобализационных изменений в современном мире весьма противоречивы и неоднозначны. Сегодня уже совершенно очевидно, что они могут не только способствовать позитивной интеграции мирового сообщества с целью преодоления вызовов и угроз техногенной цивилизации, но и создавать предпосылки для их дальнейшего обострения.

3. Культура и цивилизация: соотношение понятий

Сущностное содержание понятий ʼʼцивилизацияʼʼ и ʼʼкультураʼʼ иногда накладывается одно на другое. Так, в обыденной речи, когда говорят о культурном человеке, подразумевают его воспитанность, образованность, духовность. Когда же речь заходит о цивилизованном человеке (чаще о цивилизованном обществе), то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное устройство, социальные институты, идеологии, порождаемые определœенным способом производства, обеспечивают культурную жизнь.

Многообразие точек зрения на соотношение культуры можно свести к следующему:

· отождествление – понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. Это характерно для философии эпохи Просвещения, концепции эволюционистов, в частности, Э. Тайлора и др.

· противопоставление – культура и цивилизация рассматриваются как противоположные друг другу понятия (концепции И. Канта͵ О. Шпенглера, Н. Бердяева). Культура отождествляется с духовной жизнью человека, цивилизация – с материально-техническим развитием социума.

· взаимодополнение – понятия цивилизация и культура дополняют друг друга. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она фиксирует общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий, это система отношений, закрепленная в праве, способы делового и бытового поведения. Культура выражает индивидуальность каждого социума. Несмотря на различия, сложившиеся в результате индивидуальной исторической судьбы, специфических географический условий и т.д., разные культуры могут стоять на одной ступени цивилизации.

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

(по М.С.Кагану) [23, c.21]

Первобытное состояние Традиционная культура Индустриальная цивилизация Постиндустриальное общество
Доцивилизаци- онный тип культуры Цивилизация в культуре Культура в Цивилизации Отождествление Культуры и Цивилизации

Рассмотрим более подробно основные подходы к противопоставлению понятий ʼʼкультураʼʼ и ʼʼцивилизацияʼʼ.

1. Концепция И. Канта. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - ϶ᴛᴏ человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он обязательно принимает его в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителœен, тактичен, любезен, внимателœен, уважает в другом человека. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всœего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью. Кант противопоставляет цивилизацию культуре, ограничив последнюю внутренним совершенствованием человека.

2. Концепция американского этнографа Льюиса Моргана. Термин ʼʼцивилизацияʼʼ используется для членения культурно-исторического процесса. Дикость, варварство, цивилизация – таков путь развития человеческой культуры. Цивилизация завершает ряд этапов формирования первобытного общества. Эта версия ʼʼкультуры и цивилизацииʼʼ используется не только при исследованиях ранних цивилизаций. Она стала обыденной. Когда мы говорим о цивилизованном человеке, то чаще всœего имеем в виду человека определœенного уровня культуры. То же можно сказать и об употреблении термина ʼʼцивилизованное обществоʼʼ. Это – общество, отвечающее определœенному набору признаков. Цивилизация в таком словоупотреблении – высший этап в развитии культуры. В нее включаются как материальные, так и духовные достижения, рассматриваемые как результат возникновения широкого культурного единства людей. Такой подход характерен не только для эволюционистских версий культуры, но и свойствен авторам, которые дорожат западными ценностями.

3. Концепция немецкого философа О. Шпенглера. Культура и цивилизация выступают как непримиримые оппозиции. (См тему ʼʼДинамика культурыʼʼ). В книге ʼʼЗакат Европыʼʼ О.Шпенглер противопоставляет линœейно-прогрессистским и европоцентристским воззрениям ʼʼфеномен множества мощных культурʼʼ, равноценных по своим возможностям. Каждая культура - ϶ᴛᴏ живой организм, ʼʼживое тело душиʼʼ, проходящее в своем развитии ряд стадий, свойственных организму: рождение, детство, возмужание, зрелость, старость и смерть. Цивилизация – это, заключительная стадия развития культуры, смерть культуры.

Шпенглер сводит сущность культуры к духовному, внутреннему содержанию. На этой базе и происходит столкновение понятий культуры и цивилизации. Сущность культуры, проявляющаяся наиболее полно в период расцвета͵ противопоставляется цивилизации – стадии упадка, когда умирает душа культуры. Отличительные признаки цивилизации – развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в городах, превращение народа в безликие массы. Это – голый техницизм, пронизывающий всœе сферы человеческого бытия.

Соотношение понятий культуры и цивилизации можно представить следующим образом:

Культура Цивилизация
· носит ценностный характер · органична, функционирует как живое целое · аристократична (шедевры культуры – творения гения, для ее понимания необходим интеллектуальный и духовный уровень развития личности) · культурный человек обращает энергию вовнутрь · творит многообразие, предполагает неравенство, индивидуальность, неповторимость личностей · нацелœена на ʼʼчистыеʼʼ идеалы, · привязана к земле, ландшафту · основана на мифе, религии   · прагматична (ориентируется на критерий полезности) · механична, ʼʼголый техницизмʼʼ · демократична (культуру нужно понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств) · цивилизованный человек обращает энергию вовне, на покорение природы · стремится к единообразию, равенству, к унификации, к стандарту · утилитарна, направлена практические результаты · этой мировой город · атеистична, безбожна.  

Концепция культуры и цивилизации Шпенглера, созданная в первой четверти XX в., оказала большое влияние на последующие исследования в области культуры. Использование термина ʼʼцивилизацияʼʼ для характеристики пессимистического видения развития культуры стало общим местом многих критических теорий. Так, русский философ Н. Бердяев, разделяя мысли О. Шпенглера, писал о западной цивилизации как фаустовской душе, изъеденной мефистофельским началом. Он подчеркивал греховное зачатие цивилизации, отождествлял ее с механизмом, где человек становится придатком машины.

Смыслы, которые были заложены Шпенглером в термины ʼʼкультураʼʼ и ʼʼцивилизацияʼʼ высветили особую тему исследований, актуальную до сих пор. Размещено на реф.рфОценка перспектив развития западной цивилизации, ее будущего, попытки соотнесения материальных, технических достижений с духовными, анализ возможностей современного человека, оказавшегося в новой, невиданной ранее ситуации, обусловленной развитием науки и техники, оказались в центре внимания культурологии [33, c.34-43].

4. Концепция современного американского политолога Самюэля Хантингтона. В книге ʼʼСтолкновение цивилизацийʼʼ, вокруг которой и сегодня ведутся дискуссии, С. Хантингтон утверждает, что в мире после ʼʼхолодной войныʼʼ, основным источником кровопролитных боев будут не экономические различия или интересы полезных ископаемых, а разногласия между культурами. При этом Хантингтон предлагает свое понимание цивилизации и культуры: ʼʼЦивилизация … – наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людейʼʼ. [94, с.50-51]. Именно эти идентичности являются важными факторами мировой политики и определяют так называемые ʼʼцивилизационные разломыʼʼ.

В современном мире, по Хантингтону, сосуществуют восœемь самодостаточных цивилизаций (западная, мусульманская, китайская, японская, индуистская православная, латиноамериканская, африканская), на границах которых отчетливо выявляются и контрасты, являющиеся главной причиной конфликтов и столкновений.

Столкновения цивилизаций, по мнению С. Хантингтона, несут величайшую угрозу миру во всœем мире, и будущее человечества зависит от понимания и сотрудничества между ними, иначе всœе они погибнут поодиночке.

Выявление характера взаимоотношений между культурой и цивилизацией принципиально важно, поскольку исходя из понимания соотношений культуры и цивилизации формируется парадигма ценностей общества. В случае если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями. Такое общество является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека, решению которых подчинœено развитие производства и экономики. В случае если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизация с ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит ее к кризису, о котором много говорят философы и культурологи начала ХХI века.

referatwork.ru