3. Мифология и первая философия: сравнительные характеристики. Сравнение философии и мифологии


Философия и мифология: различие и сходство

Мифология — форма общественного сознания, характерная для раннего античного периода. Философия и мифология — смежные дисциплины. Мифология создала возможность для развития философии, став ее первобытной, упрощенной версией. Она была единственной формой сознания древних людей, и определяла взгляды человека на окружающий мир и самого себя.

Основные положения мифологии

Термин «мифология» образован путем слияния греческих слов «мифос» (предание) и «логос» (учение). Под ним понимают собрание рассказов, имеющих религиозное значение или раздел науки. Каждый из них повествует об отдельной мировоззренческой теме. Цель — объяснение мироустройства и происхождения человека.

Структура

Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:

  1. фото 811Архетип. Юнг считал, что архетипы окружают человека в течение жизни. Они представляют собой прообразы людей или событий, участвующих в регулярно повторяющихся сюжетах. Архетипы — продукт работы коллективного бессознательного. Каждый архетип — проекция абстрактного впечатления, имеющая понятную форму. Формирование архетипов имеет мифологическую, политическую, культурную природу. Для наполнения абстрактного впечатления смыслом нужны символы — общечеловеческие образы. К ним относятся: мать, правитель, враг, друг, герой.
  2. Знаковое изображение, в которое заложен глубинный смысл, называют символом. Он может иметь несколько трактовок. Символы формирует культурная среда, поэтому отдельные социальные группы могут иметь свою символическую систему. Кассирер отмечает, что она всегда стоит между человеком и реальностью. Символическая система передает значения отдельных элементов реальности, вызывая у человека ответные эмоциональные реакции.
  3. Соблюдение ритуалов необходимо для единения социальных групп. Ритуалы закрепляют изменения общественного строя. Они формируют мощное психологическое воздействие. Участники ритуала эмоционально становятся одним целым. Повторение ритуалов вызывает сильную привязанность и снижает способность к критическому мышлению. Регулярное проведение ритуалов позволяет манипулировать их участниками.

Функции

В литературоведении выделяют 2 функции мифов:

  • коммуникационная — передача информации от поколения к поколению;
  • познавательная — постижение человеком окружающего мира, явлений природы, осознание своего места, процессов рождения и смерти.

До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.

Виды

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Мифология – прародительница философии

У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

фото 812

Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

фото 813

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

  1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
  2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
  3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
  4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
  5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
  6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
  7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
  8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
  9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.

Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

mystroimmir.ru

Философия и мифология: сходства и различия

Философия не могла возникнуть сама по себе. Ее зарождению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее. Причем этап господства остальных видов и форм, которые объединены общим названием «мифология», занимает более длительный исторический промежуток времени ввиду того, что он корнями уходит в глубину человеческой истории.

Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй.

Дело в том, что мифологическое сознание – это наиболее древний вид сознания как такового. Именно данный вид исторической формы сочетает в себе собрание преданий. Они в положенное им время были основой всего человеческого сознания.

Миф – это главный структурный элемент данной формы восприятия бытия. Философия и мифология имеют один корень, которым и является это древнее сказание, сущность которого не менее реальна, чем многие теории в науке. Дело в том, что все мифы – это реализация поведенческой логики, а не априорных умозаключений. Однако поскольку они – основа бытия, которое существовало многие тысячелетия назад, между современными научными подходами и историческим прошлым есть существенные различия.

Так, первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. Причем заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать противоположные позиции (например, фантазия и реальность, вещь и слово, создание и его наименование).

Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений.

Помимо этого, здесь существует понятие полного генетического родства всех существ на земле, хотя в дальнейшем подобное восприятие будет рассматриваться как мнение, не имеющее логики и смысла.

Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. Этому сознанию чуждо ощущение движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эпоху «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профанную» эпоху (нравы полностью испорчены).

Миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, метафоричности и эмоциональности. Однако философия и мифология связаны как раз с этими понятиями, потому что такое восприятие человеческого и мирового бытия не может исчезнуть в результате исторического развития. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ. Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство.

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию.

В целом, философия является рационализированной формой мифологии.

fb.ru

Чем отличается философия от мифологии и религии

Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются особыми формами общественного сознания, отражающими духовные, культурные и  мировоззренческие аспекты в осмыслении человеческой сущности, природы вещей и законов бытия. Эти аспекты по-разному проявляются в религиозных и философских учениях, корни которых уходят в индоевропейскую и восточную мифологию.

Определение

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.

Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.

Философия – высшая форма общественного сознания, проявляющаяся в интеллектуальной и духовной деятельности, направленной на постановку и анализ мировоззренческих вопросов. Философские учения, школы и направления складываются на основе практического опыта и глубокого осмысления закономерностей развития материального и нематериального мира.

к содержанию ↑

Сравнение

В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.

Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения.

Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.

Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.

Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.
  2. В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.
  3. В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.
  4. Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.

thedifference.ru

Чем отличается философия от мифологии и религии - Полезные Советы

Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются особыми формами общественного сознания, отражающими духовные, культурные и  мировоззренческие аспекты в осмыслении человеческой сущности, природы вещей и законов бытия. Эти аспекты по-разному проявляются в религиозных и философских учениях, корни которых уходят в индоевропейскую и восточную мифологию.Каталог конкурсов!

Что такое философия, мифология и религия

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.Философия – высшая форма общественного сознания, проявляющаяся в интеллектуальной и духовной деятельности, направленной на постановку и анализ мировоззренческих вопросов. Философские учения, школы и направления складываются на основе практического опыта и глубокого осмысления закономерностей развития материального и нематериального мира.

Сравнение философии, мифологии и религии

В чем же разница между философией, мифологией и религией?В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения.Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от мифологии и религии заключается в следующем:

Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.

Возможно вам это будет интересно!

xn--c1ajbfpvv.xn--p1ai

1.2 Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки

Миф — самая древняя форма общественного познания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройства, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения. При всем разнообразии мифов(народов Индии, Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие воззрения на мир: миф представлялся в виде бесформенного хаоса, столкновения случайностей и действия демонических сил. Сознание первобытных людей было полностью равнодушно к противоречиям, обнаруживающимся в мифах. В мифе слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, нравы и поэзия, знания и верования.

Религия тесно связана с мифом. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, находящееся за пределами понимания человека. За долгие века своего существования каждая из мировых религий выработала свой образ мира и императив личного и социального поведения. Для христианства характерна эсхатологическая идея второго пришествия Спасителя, конца света. В буддизме центральной идеей является нирвана — «угасание», «затухание» жизни. Прекращение желаний — это единственный путь к прекращению страданий, ибо жизнь и страдания неразрывно связаны, неотделимы друг от друга. Ислам признает абсолютную власть над миром одного Бога, воля которого предопределила судьбу каждого.

Миф и религию объединяет духовно-практический характер: освоение человеком окружающего мира, его зависимость от природы и условий социального быта. И мифы и религия не ушли в историю. Они продолжают сопутствовать общественному развитию, но уже не в качестве единственных форм мировоззрения, а как доставшихся от прошлого наследия, сосуществующих наряду с философской формой.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, а обращения к природным, причинным связям. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъект — объектных отношений, а рост естественно — научных знаний о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединенным от мифологического и религиозного. Основные черты философии можно свести к следующим положениям:

1) ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

2) объектом изучения — наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;

3) основным средством познания является человеческий разум, а базой познания — вся совокупность частных наук и общественная историческая практика;

4)  в процессе изучения действительности используется теоретико-познавательный подход, включая ценностный компонент.

Таким образом, философия — это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Сходство философии и религии состоит в том, что обе они являются общественно-историческими формами мировоззрения и обе решают сходные задачи миропонимания и воздействия на сознание и поведение людей. Аразличие— в том, что, во-первых, философски мыслящие люди всегда составляли ничтожно малую часть религиозных людей; во-вторых, для философской мысли характерно свободомыслие, которое стало возможным благодаря росту образованности, культуры, научного прогресса; в третьих, в отличие от религиозного внимания к человеческим проблемам надежды и веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания и разума. Взаимоотношения философии и религии в истории культуры не было однозначным. В средние века философия была служанкой богословия. В Новое время, особенно в эпоху Просвещения, философия заявила о своей «эмансипации» от религии, а затем в лице наиболее радикальных атеистов предприняла настоящую атаку на религию и ее догматы. В XIXв. Гегель, будучи сам человеком умеренно — религиозных взглядов, в иерархии форм духа религию и философию отнес к самым его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил философию. Настоящий ренессанс религия пережила в России во второй половине XIXв. и в первые два десятилетия XXв., известных как «серебряный» век русской культуры. В последующие годы в результате революции наступила эра атеизма, где господствующей идеологией стала марксистско-ленинская философия. В конце XXв. вновь началось возрождение религии, которая в настоящее время находится в одном ряду с философией и наукой.

История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. Философия, как и наука, опирается на теоретические методы исследования, использует логический инструментарий для обоснования своих положений, вырабатывает достоверные, общезначимые принципы и положения. По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов научного исследования происходила дифференциация освоения действительности. От философии начинают отделяться самостоятельные отрасли знания: математика, физика, биология, химия, астрономия и др. Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности, но в то же время обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философское обобщение имеет гораздо больший потенциал, чем любое другое конкретное знание. Философии присуще рассмотрение мира за пределами жизненного опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени систему. Универсальность знаний присуща только философии, и это нашло отражение в таких выражениях, как «мать наук», «наука наук», «царица наук». Для философии как науки характерны следующие критерии:

  1. объективность, т. е. научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе»;

  2. рациональность и доказательность;

  3. эссенциалистная направленность, т. е. нацеленность на воспроиз-ведение сущности, закономерностей объекта;

  4. особая организация, системность знания;

  5. проверяемость.

И в настоящее время идет ни на миг непрекращающийся обмен идеями между философией и наукой. В этой связи особую значимость приобрели такие пограничные между философией и наукой области знания как философские вопросы физики, математики, биологии, политики, социологии и многих других.

Философии присущи также черты, указывающие на ее сходство с искусством. Искусство— это образное освоение действительности, направленное на постижение эстетического в самой действительности. Природа искусства отражательно-выражательная. Философские произведения носят, как и в искусстве, личностный характер, они выражают переживания философа, его отношение к действительности. Поскольку переживания у разных философов различны, то и пониманий этого мира в философии множество. Как и в искусстве, результаты философствования также тесно связаны с индивидуальностью. Однако в философии в целом эмоциональный заряд меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, что дает основание говорить о философии как об искусстве. Родственность философии и искусства демонстрируется и таким фактом, что многие философские труды нередко обретали форму художественных произведений (у Платона, Камю, Ницше), а многие выдающиеся поэты и писатели (Пушкин, Толстой, Достоевский) были философами-мыслителями. Однако, философия состоит не из художественных образов, а философем. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно — значимого. И философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который не отменяет их своеобразия и самостоятельности.

studfiles.net

философ

Санкт-Петербургская государственная академия

ветеринарной медицины

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Реферат по философии на тему:

Философия и мифология.

Выполнил:

Сыркина Ю.М.

Студентка 2 курса 2 группы ФВМ

Проверил:

Преподаватель

Савинов Родион Валентинович

Санкт-Петербург

2014

Вступление.

Философия- это любовь к мудрости. С древних времен люди стремились к познанию мира, таким образом начала зарождаться мифология – первая из форм общественного сознания. В ней начала зарождаться философия. В своем начальном содержании философия почти совпадала с религиозно - мифологическим мировоззрением.

Мифология – это не что иное, как попытка объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Поскольку человек тогда еще не был «вооружен» философией и другими науками, этот процесс шел с помощью олицетворения различных явлений образами богов.

Актуальность моей темы состоит в том, что мифология является, как бы прародительницей философии и эти области неразрывно связаны. Философия и мифология являются частями одного целого, так как 1-ая из их сформировалась на базе обретенного опыта 2-ой. В своем реферате я расскажу, что такое философия и что такое мифология, в чем заключаются их различия, как мифология перешла в философию.

Определение понятий мифологии и философии.

  1. Мифология.

В древости мифология являлась одной из форм общственного сознания. Мифология – это систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира перво­бытного общества. Это – исторически первая попытка дать связный ответ на мировоззренческие вопросы людей, удовлет­ворить их потребность в мироуяснении и самоопределении. Любой миф представляет собой повествование на ту или иную миро­воззренческую тему – о мироустройстве, о происхождении че­ловеческого рода, о стихиях, богах, титанах, героях (1).

Мифология как бы являлась примитивной философией и наукой.

Исследования ученых так же показывают, что мифология была распространена практически среди всех народов мира.

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.(2).

Мифологическому мировоззрению присуще такое явление, как антропоморфизм – т.е. наделение объектов природы и различных явлений, в том числе о общественных, человеческими качествами. Различают явный и неявный антропоморфизм. При первом – свойства и облик человека приписывается к явлениям природы (Зевс – гром), а при неявном – свойства, действия человека приписываются природным явлениям, но при этом облик дан нечеловеческий (зверь,чудовище). Так же мифологоческому мировоззрению присущ социоморфизм, т.е. уподобление отношений между несуществующими персонажами отношениям между существующими.

Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы.(33) Поэтому человек и очеловечивал окружающую его природную среду, пытался одушевлять космические объекты. Это были еще не развитые, примитивмые формы мышления, которые нуждались в конкретности, телесности и необходимость проекции человеческих качеств на предметы окружающего мира. По словам известного немецкого философаФридриха Шеллинга (1775–1854), мифологическое мировоззрение – эстетический феномен, занимающий промежуточное положение между природой и искусством и содержащий символизацию природы.(4)

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции: (5).

• обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;

• объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;

• моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;

• регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Здесь соединялись два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный. Уже на ранних стадиях развития мифология связывается с религиозно-мистическими обрядами и входит существенной частью в состав религиозных верований.

Для мифологии характерна своя пространственно-времен­ная структура. Любое событие, о котором идет речь в это­го рода повествованиях, относится к далекому прошлому — к мифологическому времени. Таким образом, священное ("сак­ральное") время строго отделено от "профанного", т. е. эмпи­рического, "настоящего" времени. В истории культуры период господства архаичного сознания характеризуется тем, что в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла. (6)

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. (7).

В мифологии в первые поднимаются такие философские вопросы, о том, как возник мир, как он возникается, какое место мы занимаем в нем и в чем смысл нашего существования, что такое жизнь и что такое смерть. Мифология являла собой попытку объяснить явления природы и жизни людей, но не с научной точки зрения, а субъективной, наивной.

  1. Философия

Философия – это наука о всеобщих, т.е. универсальных законах движения и развития природы, общества и сознания, а так же о соотношении материи и духа.

Сама философия есть мировоззрение,т.е. совокупность взглядов на мир в целом и место человека в нем.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем,что относится, преждевсего,к научной сфере общественного сознания, а внутри себя имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии на все науки, на весь опыт развития человечества.

Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек». (8).

  1. Отличия мифологии и философии.

Итак, как было указано выше, одно из главных различий мифологии и философии состоит в том, что философия это наука и она опирается на реально существующие факты, на реальность, в то время как миф не имеет рационального начала, т.е. грубо говоря является выдумкой и несет в себе несуществующие факты и события. Таким образом, можно сказать, что первое отличие заключается в том, что мифологическое сознание удовлетворяется описанием, в то время как философии требуются научно доказанные факты.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории. Вера человека в миф не нуждается в каком-либо подкреплении, сказанное априори берется на веру, он не нуждается в каким-либо логических доказательствах. Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф, его формы и предзаданные нормы.

Следующим отличием является то, что философия мыслит тотально, рассматривает не отдельные события, конкретные образы, единичные ситуации, а всеобщие суждения – о человечестве, о мире, об истории, человеческой натуре и так далее. Мифология же рассматривает какие – то частные ситуации, каждый миф рассказывает об определенном событии и извлекает из этого события свои собственные философские суждения.

Мифология не отделяет мышление от эмоций, человека от природы. Природные фрагменты ней очеловечиваются, а предметы космоса – одушевляются. Философия же начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

Философия – это самостоятельный акт мышления, в нем нет ритуальной или священной окраски, это теоретическая мысль, которую мы может назвать учением. В это время мифология базируется на различных священных ритуалах, в ней присутствуют различные ритуалы, имеется Божественная часть. Если мы говорим о знании заложенном в мифе, мы не называем имеем, т.о. можно сделать вывод, что это упакованная в образах и метафорах и мифических существах многотысячелетняя коллективная и безымянная традиция. Философия в отличии от мира индивидуальна и датируема.

Еще одно важное отличие мифологии от философии состоит в том, что мифы стремятся значительно упростить картину мира в связи с тем, что люди в то время не могли объяснить некоторые явления и ответить на важные философские вопросы. Миф старался организовать все происходящие в мире события, чтобы они имели смысл, пусть даже метафоричный. Этот смысл делает для человека предметы понятными и близкими. Человек вписывает их в свою культуру, пытается общаться с незнакомыми объектами (например, космические тела) с помощью различных ритуалов. Таким образом, человек объясняет для себя многие явления (землетрясение – гнев богов и т.д.), они становятся ему понятными, т.к. Бог – это существо, такое же как и человек, просто наделенное какой-либо сверхъестественной способностью, т.е. мифическое существо способно на то, на что не способен человек.

В свою очередь, философия не пытается «подогнать» или оправдать какие либо события вымышленными, недоказанными фактами. Философия базируется на науке, на знании, она не стремится упрощать, но стремиться объяснить, рассмотреть.

Так же философия и мифология отличаются друг от друга, тем, что в мифе есть противоречия. Любой предмет и любое явление может одновременно быть и чем – то другим, в то время как философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить.(9)

  1. Переход от мифа к философии.

Рождение философии – это рождение нового типа мышления, при котором авторитет разума вытесняет авторитет традиции. Как самостоятельная система знаний она появляется примерно в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Политическая ситуация в этих регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, а греческая мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. По мере нарастания драматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; именно в Греции возникла концепция о том, что боги – это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии.

Миф сам по себе не является верным отражением природной реальности, миф – это совокупность вполне фантастических представлений, на основе которых никак нельзя эффективно преобразовать окружающий мир. Но для мифологического общества задача преобразования природного мира отнюдь не является актуальной, такая задача возникает только при переходе к производящему типу хозяйства, а мифологическое общество – это стадия потребляющего хозяйства, все, необходимое для жизни, здесь находится в готовом виде. Главная задача, стоящая перед мифологическим обществом – это не производство, а обеспечение солидарности в масштабах племени. Но такую солидарность как раз и формируют мифы. Мифы для мифологического общества задают систему общественных ценностей, систему единых мировоззренческих координат, благодаря которым и обеспечивается сплоченность сообщества. При этом не очень значимо, насколько истинными являются разделяемые всеми представления, главное, чтобы они разделялись всеми.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии.

В начале своего становления философия еще неразрывно связана с мифологическим сознанием, философия наполнена мифологическими образами и представлениями о мире. Например, Эмпедокл учит, что миром движут две противоположные силы: Любовь и Вражда, которые он называет мифологическими именами Афродиты и Ареса. Или для пифагорейцев в центре мира помещается огненный шар, но они не считают его солнцем и не отстанавливаются на чистой физической абстракции, а отождествляют его с Гестией — богиней домашнего очага, помещаемого в центре жилища.

Многие философы обращаются к мифу прежде всего для того, чтобы популярно объяснить, переформулировать свои идеи. Платон использует миф для того, чтобы сделать из своего учения нечто органическое, цельное. Он, вдохновленный идеями Сократа, создает целую философскую систему, и опирается на миф там, где он не находит рациональных доказательств или же считает, что подобного рода вещи достаточно обоснованы, что сам миф в подобных вопросах является достаточным аргументом, имеет философское содержание. (например, рассказ об Атлантиде служит тому, чтобы обосновать, какой должна и не должна быть политика государства). Также миф может быть использован в качестве иллюстрации самой идеи.(10)

Таким образом, миф широко использовался в период становления философии как удобная и привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей стыд и правду», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

Античные философы ни в коем случае не отвергают миф целиком, хотя и вырабатывают тип рационального мышления, построенный на доказательстве, рациональной аргументации.

Например, Платон так смотрит на противопоставление мифа и философии: он считает, что знание сложно обнаружить из-за животной природы человека и что язык является несовершенным инструментом изложения истины. Поэтому противопоставление логоса и мифа дает нам возможность осознавать нашу человеческую и лингвистическую слабость, и, отвергая миф, мы выдвигаем вопрос о критериях истинности. Миф служит одним из способов выражения несказанного, которое непременно должно содержаться в философском учении.

Таким образом, миф оказывается рациональным и как результат методологической рефлексии, он служит самому рациональному осознанию. Он делает философские понятия очевидными, явным образом обнаруживая их философское содержимое. (11)

Сегодня возможны два различных подхода к использованию мифа в философских текстах(12):

1) миф добавляет красок к сухому или забытому материалу, смягчает жесткие контуры философии, но сущностно отделен от содержания философского дискурса. Предполагается, что философ предпочитает говорить только в строго аналитических терминах, то есть добавление художественных черт является отклонением от принципов философии. При таком подходе игнорируется то, что миф может иметь философское значение.

2) Миф в философии – не просто украшение, а играет философскую роль, он выражает то, что не может выразить философский, рациональный язык, и покрывает те сферы, которые остаются за гранью чистой философии. Этот подход содержит элементы мистики, он привлекателен, когда применим к таким философам, как Платон, который верят в трансцендентный мир: так миф сообщает аудитории трансцендентный характер откровения и намекает на природу мира, населенного идеями и бестелесными душами Платона.

По-видимому, из двух таких подходов к истине ближе второй, поскольку он дает понять, что миф привносит в философию некие дополнительный смысл, а не просто помогает раскрыть её рациональное содержимое. Внутри любого мифа содержится своя мудрость, своя философия. Поэтому и автор книги считает: представление о том, что философский миф начинается там, где собственно философия заканчивается, не совсем верно, так как в таком случае миф будет чем-то только иррациональным.

Миф выводит к подлинной реальности: к истинному и чудесному плану бытия. Но только выход к мистике, обеспеченный мифом, для философа недостаточен. Необходимо также рациональное обоснование мифа. Так Платон помещает мифы в контекст, где их восприятие требует философского осмысления и где они ставят вопросы о возможности человеческого знания и его выражения.

Миф создает контраст между рациональным, земным и чем-то большим, что возвышается над ним как чудесное. Он может превратить чисто рациональное рассуждение в философскую рефлексию. Ведь для философского текста недостаточно чисто рационального обоснования, так как он предполагает рефлексию, затрагивающую сущность и целостность явления. Таким образом, можно сделать вывод, что миф необходим в античной философии. Он неслучаен, и не используется лишь как наглядный художественный образ, но выступает как некоторая понятийная сфера для более точного понимания и проникновения в собственно философскую идею автора. (13)

Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке.(14По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.

Так, философия и мифология, сходства и различия которых вправду есть, все же, работают неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так именуемом недоумении, которое дает толчок для предстоящего зания. Выходит, что мифология несет внутри себя самодостаточное удивление, которое нужно только принять. А вот в философии после чего шага начинается время зания и поиска доказательств того либо другого понятия.

В целом, философия является рационализированной форме мифологии. (15)

Заключение.

В качестве заключения, хотелось бы еще раз подчеркнуть неразрывную связь философии и мифологии. Несмотря на многие различия, мифологию можно назвать ранней философией, которая появилась тогда, когда у людей еще не было этой науки, но было желание объяснить множество природных явлений и событий.

Мифология, как уже говорилось, фактически поставила интереснейшие вопросы: из чего все рождается и во что все разрешается? Чем все существующее управляется? Где первооснова всего? Философия же, в определенном смысле заимствовав сами вопросы у мифологии, религии, сформулировала их в более "чистой" форме. Самое же существенное — она стала отвечать на более чистые" вопросы-с помощью учения о первоначале. А первоначало мыслилось как нечто в принципе единое с природой. Основной вывод: в отличие от мифологии и религии сама природа, а не что-то внеприродное, у первых древнегреческих философов становится причиной всего того, что происходит в природе и с природой.

Философия не уничтожает миф своим появлением, но является его противоположностью. Философии требуются научные знания, база, в то время как миф довольствуется лишь описанием, ему не нужны научно доказанные факты.

Список литературы.

  1. http://www.humanism.ru/cks9.htm

  2. Лосев А.Ф. «Диалектика мифа» 1990г

  3. Рожанский И.Д. «Ранняя греческая философия»

  4. http://ru.eduarea.com/Рождение философии из мифологии

  5. http://filosof.historic.ru/books/ мифы и философия

  6. О.В. Кулешова «Древнегреческая философия» ,пособие для учащихся

  7. http://chronarda.ru/phoebus/sub/s-1.php

  8. http://www.mudriyfilosof.ru/2014/06/Mifologiya-kak-istoricheskiy-tip-mirovozzreniya.html

  9. http://rgrtu-640.narod.ru/philosophy/4.html, конспект по философии

  10. П.А.Алексеев, А.В.Панин «Филососфия»

Содержание.

  1. Введение

  2. Определение понятий «мифология» и «философия»

    1. мифология

    2. философия

  3. Отличия философии и мифологии

  4. Переход от мифа к философии

  5. Заключение

  6. Список литературы

1 http://www.mudriyfilosof.ru/2014/06/Mifologiya-kak-istoricheskiy-tip-mirovozzreniya

2http://abc.vvsu.ru/Books/filosof/page0005

3http://www.mudriyfilosof.ru/2014/06/Mifologiya-kak-istoricheskiy-tip-mirovozzreniya.html

4spirantura.ws/filosofija-i-mifologija

5http://energetix.kiev.ua/filosofija-i-mifologija-shodstva-i-razlichija

6http://www.mudriyfilosof.ru/2014/06/Mifologiya-kak-istoricheskiy-tip-mirovozzreniya.html

7http://rgrtu-640.narod.ru/philosophy/4.html

8П.В.Алексеев, А.В.Панин «Философия»

9http://filosof.historic.ru/bookshttp://centant.spbu.ru/centrum/publik ОльгаКулешова

http://abc.vvsu.ru/Books/filosof/page0005.asp

http://aspirantura.ws/filosofija-i-mifologija.htm

10Осипов Д.Б. «От мифа к Логосу»

11http://www.astrolingua.spb.ru/PHILOS/Yasya/mythlogos.htmОсипов Д.Б. «От мифа к логосу»

htp://www.humanism.ru/cks9.htm

12http://www.astrolingua.spb.ru/PHILOS/Yasya/mythlogos.htm

13Лосев «Диалектика мифа»Богомолов А.С. «Античная философия»

http://www.astrolingua.spb.ru/PHILOS/Yasya/mythlogos.htm

Рожанский И.Д. «Ранняя греческая философия»

14ww.mudriyfilosof.ru/2014/06/Mifologiya-kak-istoricheskiy-tip-mirovozzreniya.html

15http://energetix.kiev.ua/filosofija-i-mifologija-shodstva-i-razlichija/http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st006.shtml

studfiles.net

3. Мифология и первая философия: сравнительные характеристики.

1. Определение.

Мифология – продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, озер, тайны рождения, смерти.

Это сказания, старинные предания о героях и Богах.

Мифологию считают первой плодотворной попыткой постижения бытия.

Философия – попытка рационального объяснения мира, так как миф принимал в себя любое знание, оно присоединялось к уже имеющимся знаниям. В мифе если противоречия и обнаруживались, то они не становились причиной того, чтобы сомневаться или отвергать как появившиеся новые знания, так и устоявшийся миф. То есть появилось слишком много противоречий, игнорировать которые было уже невозможно.

2. Особенности.

Миф синкретичен, то есть все находится в единстве: правда и вымысел, объект и субъект, человек и субъект. Между ними нет различий и разделений. Единство рационального, эмоционального и действительного компонентов. В философском же знании это разделение происходит.

В одном из африканских племён этнографу доказывали, что обезьяны — тоже люди. Учёный возразил, что ведь они лишены дара речи. На это ему было сказано, что обезьяны только притворяются не говорящими, чтобы мы не заставили их работать. Как видно, для мифологически мыслящего лица нет границ между человеком и природой, реальным и сверхъестественным, возможным и невозможным.

Также миф характеризуется антропоморфизмом, то есть «очеловечиванием» природы и мира. Происхождение и существование мира происходит по аналогии с самим собой. Происходит перенос свойств и характеристик человека на окружающий мир. Антропоморфизм выражается в наделении неодушевлённых предметов способностью действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т.д. (земля спит, небо хмурится и т.п.). В философском знании происходит деантропоморфизация, демифологизация окружающего мира, природы, космоса.

Миф содержал в себе все необходимые сведения для человека: правила поведения, историю рода, законы общества. Философия же ставит своей задачей не просто описать, но и объяснить. Авторитет традиций заменяется авторитетом разума.

Миф дорефлективен, то есть его содержание не может быть поставлено под сомнение. В философском знании на смену вере и ассоциативным процессам приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.

3. Предмет.

Мифологию интересуют вопросы происхождения мира и человека, события, культурный мир; вопросы жизни и смерти, добра и зла; то есть все извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира.

Философия изучает практически те же самые вопросы. 4. Метод познания.

Форма выражения мифов преимущественно чувственно-поэтическая. Рациональные же понятия еще не сформировались. Используются сравнения, аллегории, отождествления, символы.

Миф организован шаблонами. Все то, что не укладывалось в шаблон, просто не имело смысл. Сам шаблон чаще всего удален от действия большим временным или пространственным промежутком.

Для философского же знания значим лишь рациональный, разумный аргумент, логическая мотивация, Логос. Недостаточно просто констатировать факт, так как философия должна идти дальше, он должна находить причины с помощью разума. Именно в этом и заключается научный характер философии. Она ищет объяснение всего на уровне Логоса. Хотя безусловно в философии также присутствуют чувственные и иррациональные составляющие.

5. Функция

Формирование и регулирование общественных отношений – миф.

Чистое созерцание истины; объяснение тотальности вещей, реальности во всех ее проявлениях – философия.

Таким образом, мифология и философия тесно взаимосвязаны, поскольку мифология являлась истоком философии. Но в отличие от мифологического знания, философское в объяснении мира и человека опирается лишь на мощь разума, на научные исследования, в результате чего философия становится основой научного мировоззрения.

4. До Фалеса никто не пытался ответить на вопрос – ЧТО ЕСТЬ ВСЕ ВЕЩИ? То есть что есть причина всех вещей, их основа. Новизна типа мышления заключается в том, что Фалес впервые попытался найти объективные, а не ассоциативные связи между существующими вещами. Допущение, на которую опирался Фалес, состояло в предположении, что бытие мира может иметь единое объективное объяснение. С этого допущения и началась философия как теоретическая дисциплина.

Основой всего сущего Фалес считал воду.(как аморфное, текущее сосредоточение материи) Вода-первопричина всего сущего(нет воды - нет жизни) Вода – субстанция, из которой всё проистекает, и всё в неё возвращается. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С понимание воды как первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде как кусок дерева. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде.

За первооснову сущего Анаксимандр принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли – её конкретные массивы. Он изначально лишил субстанцию качества. Поэтому она м.б. разнокачественной. Первоисточник – это некое первовещества (апейрон) из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен.

Анаксимен почти избавился от мифологического способа объяснения мира, попытавшись объяснить происходящие в природе изменения механическим путем. Единой для мира основой он полагал аэр, под которым понимался особый воздух, или темный туман. Аэр связан с идеей жизни, движения, души, дыхания, причем «мирового дыхания». Все вещи появлялись и существовали путем механического раздражения. Первооснова мира- определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный имеющий неопределенную форму воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры-тучи- воду -земли- камни. Сгущение и разряжение – взаимно противоположные процессы участвующие в образовании различных состояний материи.

Как видно Милетская школа стремилась материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип и основу.

studfiles.net