Специфика и структура философского знания. Структура философия


3. Структура философии. Философия: Учебник для вузов

3. Структура философии

О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

В чем специфика постановки такого рода вопросов, например в отличие от частных наук?

Философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия как такового. Это порождает разнообразие философских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы, по-разному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Мыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов и дуалистов и т. д. Философов объединяет их общее проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.

Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.

Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию.

Праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически реализуя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может производить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. В этой связи философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако, поскольку философия представляет собой целостное знание, не все ее дисциплины однозначно можно отнести к какому-то одному уровню, а кроме того, имеются как бы «вспомогательные», но необходимые для философии дисциплины. Кроме онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Назовем их.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.

В каком-то смысле это дисциплина вспомогательная, и ее предмет на современном этапе значительно отходит от собственно философских проблем. Однако одновременно это дисциплина философская. Как мы помним, у Аристотеля она даже предшествует решению метафизических проблем, формируя аналитическую культуру мышления, если не сводить ее только к формальной логике. Несмотря на то что логика изучает формы мышления, она не свободна от онтологических предпосылок.

Классическая формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логистика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения) и пр.

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики – выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения.

Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика строится либо чисто функционально-описательно, когда эстетические объекты просто подвергаются теоретическому осмыслению, либо нормативно-дискурсивно, когда выдвигаются некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная философия – дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако, поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.

Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Традиционно анализ языка подразделяется на два направления. Первое – языковой анализ. Он осуществляется посредством критики языка и использования науки логики, а его цель – создание языка высокой логической точности, соответствующего требованиям точной науки. И второе направление – «философия естественного языка», в которой анализируются обыденные языки с целью выявления их глубинных, метафизических оснований, структур, смыслов.

Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, анализируются религиозные представления, тексты, установления.

Философия права решает проблему обоснования права. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.

Вышесказанным во многом определяются структура и последовательность изложения материала в настоящем издании, состоящем из двух частей. В первой части дается систематическое изложение истории западной и отечественной философии от ее зарождения до наших дней. Во второй части представлено теоретическое содержание ядра философии, кое составляют онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, а также дополняющих собственно философию относительно самостоятельных отраслей философского знания – философии религии, философии права, философии науки, некоторых других отраслей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Особенности и структура философского знания (кратко)

В глобальном смысле философия – это концентрированное знание о мире. но в ее структуре выделяют отдельную область – философское знание, которое значительно отличается от обыденного. Структура философского знания, краткое описание которой включает перечень основных разделов философии, формируется постепенно, вместе с процессом специализации осмысления разных областей жизни.

структура философского знания кратко

Понятие философского знания

Исторически философия является источником всех знаний. В доантичные времена в ее структуру входили наука, математика, поэтика, представления о мире. Мыслители Индии, Китая, Египта осмысляли все вокруг, накапливали общие знания о мире и не выделяли в отдельные сферы, например, астрономию или анатомию. Все, что не относилось к религии и искусству, было философией.

В поздние античные времена начинает складываться специализация информации, и постепенно выделяется философское знание, принципиально отличное от научного. Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как теория познания человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об объективной реальности, которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача – обнаружение закономерностей в существовании мира в целом.

структура и специфика философского знания кратко

Особенности философского знания

Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание – это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.

структура философского знания и функции философии

Структура философского знания: краткое содержание и характеристика

Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и функции философии тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.

В стремлении представить всеохватное, универсальное знание о мире, философия выполняет такие функции, как: мировоззренческая, познавательная, ценностно-ориентирующая, критическая, коммуникативная, интегрирующая, прогностическая, воспитательная и некоторые другие. Каждая функция возглавляет особый раздел в философии и является элементом структуры философского знания.

В самом общем виде структура философского знания, основные разделы философии могут быть представлены как равноправные части целого, среди которых выделяются: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Таким образом, структура философского знания (разделы философии) охватывает все области размышлений ученых о сущности и предназначении бытия, а также о месте человека в этом мире.

структура философского знания краткое описание

Онтология в структуре философского знания

Главная и первая по происхождению часть философии – это онтология. Структура философского знания кратко может быть названа именно наукой о сущем. Философия отвечает на вопросы о том, как устроен мир, откуда он произошел, что такое время, пространство, в каких формах существует бытие. Онтология осмысляет все сущее, она стоит над всеми науками о мире, так как дает предельно универсальные ответы на глобальные вопросы. Онтология как часть философского знания возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира.

структура философского знания краткое содержание

Аксиология в структуре философского знания

Еще одна важная функция философии – это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Структура философского знания, кратко представленная, включает информацию об основных ценностях человечества. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. Теория ценностей осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Аксиологическая составляющая в структуре философии призвана помочь субъекту выстроить иерархию ценностей и осознать степень приближенности своего нынешнего состояния к идеалу.

структура и функции философского знания кратко

Гносеология в структуре философского знания

Познание – важнейшая часть человеческой жизни и в частности философии. Структура философского знания, кратко характеризуемая как совокупность сведений о мире, включает такую значимую составляющую, как гносеология. Теория познания в первую очередь отвечает на вопрос о возможности познания мира и его сущности человеком. Так возникают течения, которые, с одной стороны, утверждают, что мир умопостигаем, а вторые, напротив, утверждают, что разум человека слишком ограничен и не может постичь законов мироздания. Кроме того, гносеология осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том, что такое истина.

особенности и структура философского знания кратко

Логика в структуре философского знания

Структура и специфика философского знания, кратко определяемая как совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики.

Праксиология в структуре философского знания

Структура философского знания кратко описывает различные аспекты существования человека. Важной составляющей при этом являются философские размышления о деятельности человека, этот раздел называется праксиологией. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, – это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности.

Этика и философское знание

Место этики в структуре философского знания кратко можно описать, как регуляцию поведения человека. Этика – это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию.

Антропология в структуре философского знания

Структура и функции философского знания кратко могут быть определены также как размышления о происхождении и развитии человечества. Эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых философской антропологией, включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества.

fb.ru

1.10. Структура философии. Философия в схемах и комментариях

1.10. Структура философии

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисным элементами философии стали онтология, гносеология и этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права, методология науки, аксиология и история философии. Сегодня философия представляет собой комплекс дисциплин, в котором, кроме указанных, есть пограничные между философией и другими областями духовной жизни общества концепции. К ним относят, например, философию религии, философские вопросы естествознания, философию техники и т. д.

В функциях философии выражается ее назначение, ее роль в осмыслении и преобразовании действительности; ее функции показывают, какую роль играет философия в жизни людей, для чего человек может использовать философское знание.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Специфика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию природы;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные  разделы философии.

Схема "Структура философского знания"

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

— двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

— предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы по теме:

www.mudriyfilosof.ru

Структура философского знания

Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты. Поиск истины, тайна любви, суть добра, причины зла, секреты совершенства, смысл жизни, проблема свободы, надежность веры, сила знания, реальность Бога, пути к счастью – все подобные вопросы уходят в философию, ищут ответы в ее пространстве. Не случайно в русском переводе древнегреческое слово «философия» означает «любомудрие» («филос» – любовь, «софос» – мудрость).

Только философия позволяет объять необъятное за счет выделения главного. Многознание мудрости не дает. Во всем надо видеть основу и то, как она восходит к отдельным явлениям. Всеобщее пронизывает многообразие сущего. В этом сила и особенность философского знания. Как всякое знание, оно, во-первых, о чем-то свидетельствует; и, во-вторых, ждет применения к конкретным случаям.

И сфера применения философского знания универсальна. Тем самым философия способна помочь в любом деле. Это должен помнить всякий любознательный и пытливый человек. Необходимо только выработать привычку философски смотреть на вещи, видеть связь отдельного и всеобщего. На эту связь нанизано множество внутренне обусловленных правил (равнозначных принципам, законам), способных помочь людям во всей их познавательной и практической деятельности.

Отсюда следует ни с чем не сравнимая значимость философии для человеческой культуры. Культуры личной и культуры общества. Она – путеводная нить жизни всем и каждому. Философия «достраивает» все наши дела и заботы до высшего смысла. Всегда наступает час, когда мы за личным и текущим должны увидеть вечное и всеобщее. Наша жизнь и жизнь наших близких конечна. Осмысленная жизнь от самых начал неотделима от философии.

Философия не только достраивает видение мира до всеобщности, но и придает ему неслучайный характер. Это – научное мировоззрение. Наука имеет дело с законами. Им подчинены отдельные области явлений и мир в целом. Единый мир подчинен устойчивым связям, законам, иначе бы он рухнул. Поэтому предмет философии как науки, – мир в целом. Другое дело, насколько этот предмет познан философией. Но сомневаться в научном назначении философии невозможно.

Существуют понятия, родственные мировоззрению:

- миропонимание – это чисто логическая, теоретическая сторона мировоззрения;

- отношение к миру, подчиненное чувству, по мере наполнения его смыслом проходит стадии мироощущения, мировосприятия, миросозерцания и находит свое наиболее полное воплощение в мировоззрении как таковом.

О полезности философии выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил так: только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»[1] .

В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Созерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

Что это практически означает для жизни людей, можно видеть на примере древних греков. Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них – источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в ее осмыслении с помощью понятий. Такими первыми мировоззренческими понятиями и явились «мир» (космос), «человек» (душа) и «бог» (мировой разум). В отличие от наглядных образов миросозерцания понятия мировоззрения предполагают осмысленные, логические отношения. Практика философствования становилась источником мировоззренческих проблем: как сформировался космос, какое место занимает в нем человек и каким должно быть отношение индивида к миру и полису?

В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным способом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И, наконец, в образе бога люди выражали глубинную логосность и мудрость природы, и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно явилось обретенным средством удовлетворения общественной потребности в систематизированном и логически осмысленном понимании мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.

Цель данной работы – рассмотреть специфику философского знания и практическую ориентацию философии.

Задачи: рассмотреть структуру философского знания; выявить специфику и главные направления философии;

Философия определяет пути развития всеобщего знания и познания всеобщего. Всякое познание предполагает познающего – субъекта и то, что познается – объект познания. Познание – один из видов жизнедеятельности, где субъект и объект всегда связаны. Как мы видели, особенность объекта философского познания – мир в целом, все сущее или бытие.

Но в любом объекте философия выделяет основу саму по себе, или сущность и то, что нужно человеку, удовлетворяет его потребности или ценность. С познанием субъектно-объектных отношений складывается изначальное философское знание – теория познания. Это своеобразное движение от субъекта к объекту. Обратное движение, отражение объекта в субъекте, неотделимо от свойственного объекту разделения на противоположные стороны, где сущность и ценность представляют исходные начала.

Неразделимое с теорией познания учение о раздвоенности бытия именуется диалектикой. Раздел философии, изучающий сущность – метафизика, а изучающий ценность – аксиология (от латинского «аксиос» – ценность).

Мы входим в мир, познаем его при помощи чувств и мышления. Если ценность через потребности обращена к нашим чувствам, то постижение сущности – задача мышления. Мышление и сущность, чувства и ценность – их парная слитность запечатлевается в структуре философского познания: сущность мышления – предмет логики, ценность чувств – эстетики.

Носителем познания является человек. Через человека продолжается разделение сущностного и ценностного ряда философских наук. Сущность человека изучает психология, ценность человека – этика. К числу ценностных характеристик человека относятся понятия достоинства, уважения, чести, гордости и т.д.

Человек – составная часть общества. Сложились соответствующие науки об обществе: социология – о сущности общества и политология – о ценностях общества. Спор политологов сосредоточен на ценностных аспектах и ценностных концепциях общества. В этом политологию надо отличать от политической социологии, которая, подобно социологической науке в целом, сосредоточена не на ценностных предпочтениях групповых субъектов общества, а на чисто объективных процессах, показателях, признаках социальной жизни[2] .

Издавна известно направление философского знания, сосредоточенного на исследовании природного мира. Это натурфилософия, то есть философия «натуры», или природы. Но лишь в последние десятилетия неслучайную актуальность обрело знание о ценностях природы – экология. В научных спорах, в основном ученых-естественников, формируются представления о предмете экологии. Но ее философский статус в рамках излагаемой нами системы несомненен.

И, наконец, следующий, высший уровень философского знания связан с науками о сущности и ценности бытия в целом. Это соответственно онтология и культурология. Они возникли также в разные времена, древнее и новейшее. Понятие культуры сформировалось во второй половине XVIII века, а понятие ценности в философии – к концу XIX века. Термин «аксиология», обозначавший «науку о ценности» введен в научный оборот в самом начале XX столетия. Уже это объясняет, почему ценностный ряд наук возник намного позже сущностного. Это касается, прежде всего, политологии, экологии, культурологии. В этике и эстетике, родившихся до новой эры, понятие ценности, ценностные свойства рассматривались в рамках сложившихся в науке подходах, согласно которым оно неотделимо от сущностных свойств.

Таким образом, мы можем выделить общее философское знание и философское знание на указанных выше уровнях бытия. Мы видим, что «общая философия», философия как таковая, – наука о познании, сущности и ценности бытия (соответствующие разделы – теория познания, или гносеология, метафизика и аксиология).

Но существует еще одна форма сознания, естественно выходящая на вопросы миропознания и мировоззрения – религия. Но религия при этом покоится на вере, на возможностях высшего откровения, доступного посвященным, и открывающих суть и ценность не только бытия, но и инобытия, – мира невидимого. Религия как предмет познания предстает в специальной философской науке, – религиоведении. В свою очередь религия выходит на философию богословской наукой, теологией, которая с позиций религиозного мировоззрения определяет сущность и назначение философии.

mirznanii.com

Структура философского знания

Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются:

- философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность.

Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен,             изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу? Философия вправе сделать предположение: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из  проявлений силы ещё более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной  любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного, и взаимную симпатию, и половую любовь, и другие подобные явления. Метафизический подход весьма характерен для философии.

-                                Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

-                                Философская антропология, или философское учение о человеке.

-                                Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни.

-                                Философия истории  изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Куда идет история и почему она  вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории.

-                                Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и о пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе.

-                                Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное.

-                                История философии рассматривает историческое развитие философии. Она является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.

Значение философии раскрывают её функции.

Познавательная – во-первых, окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира; во-вторых, философия раскрывает источники, формы и методы научного познания.

Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно , изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление.

Методологическая – философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества.

Мировоззренческая – изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.

 

filosofedu.ru

Структура философии

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. История философской мысли дает примеры преимущественного интереса того или иного философа к проблемам познавательной деятельности (Д. Юм, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн), к проблемам бытия (Парменид), аксиологии (С. Кьеркегор, Ф. Ницше), антропологии (А.Камю).

Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам в непосредственном восприятии, т.е. что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, текуч, изменчив. Он непрерывно дробится и рассыпается на бесконечное множество отдельных частей, предметов, элементов. Что же в нем является устойчивым, надежным, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика — учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Первоначально метафизика выступала в фантастической форме. Философы мыслили метафизические сущности по аналогии с реальными предметами чувственного мира. Платон, в частности, выдвинул гипотезу о существовании особого мира — мира идей, «параллельного» видимому миру. «Идеи» Платона — аналоги чувственно воспринимаемых вещей. По мере преодоления наивных и фантастических пред­ставлений метафизика становилась все более сложной и утонченной. Со временем стало ясно, что открытие метафизики явилось выдающимся достижением философской мысли. Это открытие направило человеческую мысль на постижение скрытой сущности вещей, на отыскание их единства и внутренней связи, недоступных непосредственному наблюдению. Метафизический подход лег в основу философской онтологии.

Онтология создает философскую картину мира. При ее создании используются данные науки и иных форм освоения действительности. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стремится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука.

mirznanii.com