У чебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. В чем отличие маргиналов от люмпенов


Кто такие люмпены и маргиналы. В чем отличие маргиналов от люмпенов.

Существует два похожих понятия, люмпены и маргиналы. Хоть они и схожи между собой тем, что обозначают людей самого низшего слоя общества, однако это все равно не позволяет ставить знак равенства между ними.

Кто такие люмпены и маргиналы

В русский язык слово маргинал пришло из немецкого языка, в немецкий из французского, во французский – из латыни. На латыни слово маргинал обозначает «находящийся на краю». Маргиналом может считаться личность, которая была изгнана из одной группы, но по определенным обстоятельствам не была принята в другую. Самый яркий пример – человек, бежавший со своей страны в другую страну, не смог адаптироваться к новому обществу, принять традиции нового государства, особенности его социума и так далее.Такое состояние неопределенности довольно опасно, особенно если речь идет о группе людей. Чаще всего маргинализация общества происходит вследствие революций, вследствие резкого изменения социальной, политической и экономической ситуации в государстве.

Люмпен (из нем. «лохмотья») — человек, который не старается заработать, не занимается каким — либо общественно полезным трудом, ведет губительный образ жизни. Живут люмпены чаще всего за счет государства, родственников, знакомых, либо за счет незаконной деятельности (пиратство, ограбления, мошенничество) . Нельзя назвать так простого рабочего, который изо всех сил пытается заработать, но достигает весьма скромных результатов. Речь идет именно о бандитах, нищих, пиратах и т.д. Которые либо ничего не делают для улучшения своего финансового положения, либо делают это незаконным путем, именно эту категорию можно смело назвать люмпенами. Также люмпенами называют людей с алкогольной, наркотической зависимостью, которые могут работать, но не работают. Или представителей низшего слоя общества, которые работоспособны, но живут за счет пособий государства.

В чем отличие маргиналов от люмпенов

Главное различие в том, что маргиналы могут быть весьма состоятельными людьми, которые по различным причинам утратили свое предыдущее положение в обществе. Они могут заниматься полезной общественной деятельностью, но по каким — либо причинам не признаются обществом. Люмпены же наоборот, чаще всего не имеют собственного жилья, перебиваются случайными заработками и имеют для жизни только самый необходимый набор вещей. Нередко бродяжничают и становятся социально опасными, поскольку всегда ищут способ быстрого заработка.

Люмпены чаще всего подчиняются более сильной и влиятельной группе лиц, считают, что только сильные в определенный исторический момент времени смогут что — либо изменить. Не имеют собственных нравственных устоев и трусливо подчиняются лицам, которые обладают большей властью. 

Маргиналы, в отличие от люмпенов, которые служат бездумно действующей силой, выполняющей приказы более сильных, чаще всего становятся жертвой в таких случаях.

advices4lady.org

маргинал люмпену не товарищ — Российская газета

В телестудии идет бурное обсуждение одной из уличных акций.

- Кто там был? Вы знаете, кто там был? - кричит известный политик, - одни сплошные маргиналы!

Его оппонент тоже кипятится:

- Маргиналы? Это кого же вы называете маргиналами? Давайте сначала о терминах договоримся!

Действительно, слово "маргинал" используют очень часто, но не всегда представляют себе, что именно оно означает.

А ведь это прежде всего термин, причем термин достаточно строгий. Он используется в социологии и означает человека, который находится вне своей социальной группы. Синоним "маргинала" - изгой (такой вариант нам предлагает Толковый словарь иноязычных слов Крысина).

"Маргинал" пришел к нам из немецкого языка, а туда это слово забрело из французского (marginal). Источник - латынь, где было слово "marginalis" - находящийся на краю.

Итак, "маргинал" - ни туда ни сюда, от своей социальной группы отбился, ни в какую другую не вошел... Действительно, изгой. Или... аутсайдер. Да-да, это слово, английское по происхождению, очень близко по значению к романскому "маргиналу". Outsider в английском - "посторонний", это его буквальное значение. Впрочем, даже в русском языке значений у "аутсайдера" значительно больше, и одно из них такое: "аутсайдер" - член какой-то социальной группы, занимающий в ней периферийное положение.

"Маргинал" и "аутсайдер" похожи, но мы вряд ли будем использовать их в одних и тех же контекстах.

Если "маргинал" имеет отношение к социологии, то "аутсайдер" - к психологии. Говоря о митинге, мы скажем, что там было много маргиналов. А оценивая свои ощущения, заметим, что чувствовали себя аутсайдером среди явных лидеров...

Впрочем, есть еще одно слово, которое сейчас употребляется гораздо реже, чем прежде: "люмпен" (от немецкого "тряпка, лоскут, лохмотья").

Люмпен - тот, кто утратил связь со своей социальной средой и (внимание!) с общественно-полезным трудом. Получается, что "люмпен" и "маргинал" в чем-то схожи, но в чем-то решительно разные: дело в том, что люмпен не работает. Люмпены - это бродяги, нищие, уголовники. Возможно, сначала они были аутсайдерами или маргиналами, но люмпенами стали лишь после того, как бросили работу или потеряли ее.

Такая вот история о маргиналах, аутсайдерах и люмпенах.

rg.ru

Низший слой населения-люмпены, значение, разница между ними и маргиналами

Слово «люмпен» произошло из немецкого языка и переводится как «лохмотья». Сам термин в отношении человека впервые использован Карлом Марксом. В его определении, люмпен — это человек из низших слоёв пролетариата, то есть рабочего класса. Постепенно это определение стало немного менять своё первоначальное значение. Этим термином стали пользоваться в более широком смысле, употребляя его к разным категориям граждан. Сейчас значение слова люмпен — это индивидуум, не имеющий своей собственности и не имеющий постоянного источника дохода, а перебивающийся случайными заработками.

Кто это такие

Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.

Этот термин относится к:

  1. Преступникам.
  2. Нищим.
  3. Пиратам.
  4. Людям, оказавшимся вне остального социума.

Люмпенами могут назвать:

  1. Алкоголиков.
  2. Людей живущий за чужой счёт.
  3. Находящихся за чертой бедности.
  4. Живущих исключительно на пособия от государства.

Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.

Не так давно появился термин люмпенизация общества. Как понятно по корню слова, термин «люмпенизация» произошёл от слова «люмпен» и означает увеличение этого слоя общества по отношению к другим слоям.

Люмпен: значение слова

Бывает, что термин «люмпен» путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий «находящийся на краю», а пошло определение от слова «край».

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

Разные категории люмпенов

Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение — вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.

При этом маргинал — это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Люмпен как низкий социальный статус

В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:

  1. Стабилизирующая. Люди, сумевшие сохранить свой статус.
  2. Понижающая. Изменив условия жизни, подстроились под среду обитания и со временем, возможно, превратятся в люмпенов.
  3. Повышающая. Пытаются выбраться на более высокий социальный уровень, учатся, осваивают новые профессии.

Главное отличие люмпенов от других беднейших слоёв населения заключается в асоциальном образе жизни. Эти люди не стремятся найти работу, их устраивает то, как они живут. Они перебиваются случайными заработками на работе, которая не требует высокой квалификации. Иногда работа связана с нарушением закона. Мелкие преступления, наркомания, пьянство —  обычное дело в этой социальной среде. В этом заключается ещё одно отличие от маргиналов, у которых может быть образование и определенная профессиональная квалификация, которые не обязательно опустились на самое дно жизни.

Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.

liveposts.ru

Кто такие маргиналы и люмпены?

Наша речь постоянно обогащается новыми словами, привносимыми в нее из других языков, из научной лексики и прочих источников.Так, все чаще в разговорной речи стали встречаться слова «маргинал» и «люмпен», употребляемые в основном для обозначения личности, ведущей асоциальный образ жизни. Но кто такие на самом деле маргиналы и люмпены?

Маргиналы – люди, оторванные от среды

Слово «маргинал», как и многие другие научные определения, заимствовано из латинского языка, где «marginalis» означает «находящийся на краю». В социологии маргиналами принято называть людей, вырванных из привычного социального слоя и образа жизни, но еще не нашедших места в новых условиях.

Такие люди чувствуют себя очень неуверенно, так как не имеют опоры, лишены поддержки семьи и не знакомы с обычаями других слоев общества.

Наибольшее число маргиналов появляется в ходе социальных потрясений, войн и конфликтов. Сельские жители, прибывающие в город, становятся в нем маргиналами, так как не знакомы с городским образом жизни, не имеют специальности, обеспечивающей достаточно высокий доход, и часто даже лишены нормального жилья.

Беженцы, оказавшиеся в другой стране, становятся маргиналами из-за плохого владения языком, незнания местных обычаев и отсутствия материальной базы для существования. Люди, оставшиеся без работы, нередко пополняют маргинальные группы даже без смены места жительства.В условиях спокойного существования общества в нем всегда присутствует некоторое количество маргиналов – людей, у которых разорвана связь с привычной социальной средой.

Вверх или вниз?

С точки зрения социологии, маргиналов можно разделить на три основные группы:

— стабилизирующая группа, в которую входят люди консервативного склада, со сменой места жительства не меняющие образа жизни, сохраняющие свою специальность и социальный уровень;

— понижающая группа, представители которой, будучи вырванными из привычных условий существования, быстро скатываются в нижние слои общества, не желая приобретать новых навыков и новую профессиональную квалификацию;

— повышающая группа, к которой принадлежат люди, готовые бороться за улучшение условий существования, в том числе приобретать новую, более востребованную и доходную профессию, перенимать новые привычки и обычаи новой среды обитания.Легко заметить, что представители стабильной и повышающей группы так или иначе встраиваются в жизнь общества, тогда как понижающая группа является источником формирования нижнего слоя общества. Из понижающей группы обычно приходит пополнение социального слоя тех, кто выпал из общества, т.е. люмпенов.

Кто такие люмпены?

Слово «люмпен» происходит от немецкого «Lumpen» — лохмотья. Впервые понятие люмпен-пролетариата было введено К. Марксом и обозначало низший слой пролетариата, людей без достаточной квалификации, выполняющих самые тяжелые, грязные и несложные работы.

Сегодня в терминологии социальных наук люмпенами принято называть представителей социальных низов, не имеющих собственности и постоянной работы, перебивающихся случайными заработками и не стремящихся улучшить свое положение. В странах СНГ люмпен может обладать собственным жильем, которое, как правило, было получено его родителями во времена СССР.

Основное отличие люмпенов от других беднейших слоев населения заключается в асоциальном образе жизни. Люмпен не имеет постоянной работы и не стремится ее найти. Он не обладает квалификацией, достаточной, чтобы обеспечивать достойный заработок, не хочет и не имеет возможности освоить новую профессию.Источник его заработка – случайные подработки, нередко граничащие с криминалом, и/или социальные выплаты, пособия от государства или благотворительных фондов. Как правило, люмпены – это бездомные бродяги, нищенствующие, проститутки, алкоголики и наркоманы.

В условиях социального неравенства попадание в слой люмпенов практически всегда означает приговор для человека, так как повысить свой социальный статус он уже не сможет никогда.

www.mnogo-otvetov.ru

Люмпинг что это такое

Кто такой Люмпен – Интересные факты

люмпинг что это такое

Многие из нас слышали, как люди, говорящие умные слова, периодически произносят фразы, подобные этой: «он типичный люмпен».  Но кто такой люмпен, и в каких случаях это слово можно употреблять?

Лю́мпен происходит от немецкого Lumpen — «лохмотья». Впервые данный термин был введен никем иным, как самим Карлом Марксом. Философ так называл низшие слои пролетариата.

Потом люмпенами стали величать так называемый деклассированный элемент. То есть, нищие, бродяги, бомжи и просто опустившиеся люди смело могут именоваться люмпенами.

Кроме всего выше сказанного, в умных речах уважаемого человека, негодующего на свое правительство, нередко можно услышать словосочетание «люмпенизация общества». Это есть не что иное, как распространение соответствующей психологии среди широких масс.

Например, когда вы по радио или телевидению услышите, как ведущий утверждает, что якобы жить в долгах или без нормальных человеческих условий – это нормально, можете негодующе воскликнуть:

— Товарищи, но ведь это же настоящая люмпенизация общества!

И вы будете правы.

Люмпен или Маргинал?

Обратите внимание на то, что слово «люмпен» иногда используют в качестве синонима слову «маргинал». Но это ошибка.

Маргинал (от лат. margo — край) – это человек, который находится на границе (на краю) двух социальных групп.

Например, парень из хорошей семьи попал под влияние дурной компании, которая промышляет преступными методами. Однако молодой человек до конца не стал «ихним», и в то же время не является в полном смысле порядочным человеком.

Вот такого индивида смело можно называть маргиналом до тех пор, пока он не займет свое место в обществе.

Внимание!

Теперь вы знаете все интересные факты про то, кто такой люмпен. А запомнить это умное слово можно с помощью простого приема: люмпен бродит в лохмотьях. Повторите пару раз это предложение, и теперь можете смело «умничать»!

Подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. У нас вы найдете много интересных фактов, умных слов и крылатых выражений.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/kto-takoy-lyumpen/

Кто такие люмпены и маргиналы. В чем отличие маргиналов от люмпенов

Существует два похожих понятия, люмпены и маргиналы. Хоть они и схожи между собой тем, что обозначают людей самого низшего слоя общества, однако это все равно не позволяет ставить знак равенства между ними.

Кто такие люмпены и маргиналы

В русский язык слово маргинал пришло из немецкого языка, в немецкий из французского, во французский – из латыни. На латыни слово маргинал обозначает «находящийся на краю». Маргиналом может считаться личность, которая была изгнана из одной группы, но по определенным обстоятельствам не была принята в другую.

Самый яркий пример – человек, бежавший со своей страны в другую страну, не смог адаптироваться к новому обществу, принять традиции нового государства, особенности его социума и так далее.Такое состояние неопределенности довольно опасно, особенно если речь идет о группе людей.

Чаще всего маргинализация общества происходит вследствие революций, вследствие резкого изменения социальной, политической и экономической ситуации в государстве.

Люмпен (из нем. «лохмотья») — человек, который не старается заработать, не занимается каким — либо общественно полезным трудом, ведет губительный образ жизни.

Живут люмпены чаще всего за счет государства, родственников, знакомых, либо за счет незаконной деятельности (пиратство, ограбления, мошенничество) . Нельзя назвать так простого рабочего, который изо всех сил пытается заработать, но достигает весьма скромных результатов.

Речь идет именно о бандитах, нищих, пиратах и т.д. Которые либо ничего не делают для улучшения своего финансового положения, либо делают это незаконным путем, именно эту категорию можно смело назвать люмпенами.

 Также люмпенами называют людей с алкогольной, наркотической зависимостью, которые могут работать, но не работают. Или представителей низшего слоя общества, которые работоспособны, но живут за счет пособий государства.

В чем отличие маргиналов от люмпенов

Главное различие в том, что маргиналы могут быть весьма состоятельными людьми, которые по различным причинам утратили свое предыдущее положение в обществе.

Они могут заниматься полезной общественной деятельностью, но по каким — либо причинам не признаются обществом. Люмпены же наоборот, чаще всего не имеют собственного жилья, перебиваются случайными заработками и имеют для жизни только самый необходимый набор вещей.

Нередко бродяжничают и становятся социально опасными, поскольку всегда ищут способ быстрого заработка.

Люмпены чаще всего подчиняются более сильной и влиятельной группе лиц, считают, что только сильные в определенный исторический момент времени смогут что — либо изменить. Не имеют собственных нравственных устоев и трусливо подчиняются лицам, которые обладают большей властью. 

Маргиналы, в отличие от люмпенов, которые служат бездумно действующей силой, выполняющей приказы более сильных, чаще всего становятся жертвой в таких случаях.

Источник: http://advices4lady.org/3425-kto-takie-lyumpeny-i-marginaly/

Маргиналы и люмпены

Эти слова всем известны из школьных уроков истории, так обычно более удачливые люди называют своих сородичей, которым в жизни повезло меньше, – представителей низшей прослойки общества. Но так уж ли они близки друг другу – люмпен и маргинал?

Толковые словари и того, и другого характеризуют практически одинаково, как людей, утративших связь со своей социальной средой, ставших в ней изгями. Однако с этой позиции люмпеном или маргиналом может оказаться кто угодно, в зависимости от того, какое общество взять за точку отсчёта. Поэтому требуется уточнение.

Слово «маргинал» происходит от латинского marginalis – «крайний, находящийся на краю». Маргинал – это тот, кто находится между двумя непримиримыми культурами, не относясь при этом целиком ни к одной из них, и принимающий при этом некоторые характерные черты от обеих.

Важно!

В экономике есть похожий (только фонетически) термин с французским прононсом: «маржинальный», связанный с понятием margin – «маржа, прибыль, разница между покупной и продажной ценой; минимум, нижняя грань».

Ну, а слово «люмпен» – и вовсе числится разговорным.

Это сокращение от немецкого выражения, использовавшегося в марксистской теории, – Lumpenproletariat, где Lumpen– «рвань, лохмотья», а proletariat – «пролетариат».

Люмпен-пролетариат – это нищие, бродяги, преступники и прочие отбросы общества. Итак, заключаем: слово люмпен не тождественно слову маргинал, хотя и имеет с ним много общего.

Ежи Лисовский

Источник: http://newslab.ru/article/236276

Люмпены

Люмпен

(от нем. Lumpen — лохмотья), термин введен К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). «изация общества» означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

Политический словарьЛюмпен

( нем. Lumpen лохмотья) — деклассированный человек, полностью выброшенный из общества утерявший обычные ценности, нормы стандарты отношений и поведения (нищий, бомж, преступник и т.п.).

Политический словарьЛюмпен

— деклассированный  человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности,  нормы,  стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж) .

Социологический словарьЛюмпен

– деклассированный  человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности,  нормы,  стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж  и т.п.).

Социологический словарьЛюмпенизация

— процесс превращения личности в люмпена, движение в рамках дуальной оппозиции: получение доходов, средств к жизни в своей исторически сложившейся группе, социальном слое — способность рассматривать любую группу, любые культурные ценности как возможное средство существования, как условие иждивенчества.

Л. включает отказ от санкционированного обществом образа жизни, способа существования. Развитию Л. способствовал террор, уничтожавший наиболее умелую, квалифицированную часть любой группы без исключения, носителей наиболее развитых форм труда. Л.

нельзя смешивать с переходом из одной социальной группы в другую, в особенности в группу, требующую более сложной квалификации, абстрактной формы деятельности, например превращение крестьянина в чиновника. Такое смещение оставляет без внимания самое главное в этом переходе: культурные истоки способности стать чиновником, т. е.

способность крестьянина к совершенно чуждой ему форме деятельности, общения и, что еще более важно, истоки способности бывшего крестьянина наложить на государственную жизнь свои старые ценности, подчинить всеобщность государственной жизни локальным ценностям, способность рассматривать государство как сферу «кормления от дел», свое учреждение — как особый локальный мир, нечто вроде своей деревни, противостоящей другим деревням, всему обществу и т. д.

Философский словарьЛюмпенизация

— социально-регрессивное явление, характерное, как правило,  для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного «социального дна», состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения. Д.В. Куницкий

Социологический словарьЛюмпенпролетариат

— англ. subproletariat; нем. Lumpenproletariat. Соц. слой деклассированных людей без определенного занятия и постоянной работы, находящихся на грани преступного мира. Л.

характеризуется состоянием  хронической нищеты, отсутствием собственной полит, позиции и организации. МАГ (от греч. magos — жрец) — англ. magus; нем. Magier.

Человек,  к-рому приписывается способность воздействовать на людей, явления природы для достижения желаемого эффекта.  См. МАГИЯ. 

Социологический словарьЛюмпен-пролетариат

(от нем. Lumpen — лохмотья) — термин введен К. Марксомдля обозначения низших слоев пролетариата.

Позднее «»люмпенами»» сталиназываться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовныеэлементы и др.).

«»Люмпенизация общества»» означает увеличение доли этихслоев в населении и распространение психологии люмпенов в условияхсоциального кризиса.

Большой Энциклопедический СловарьЛюмпен-пролетарий М.

1. То же, что: люмпен.

Толковый словарь Ефремовой

Источник: http://vslovare.info/slovo/ljumpenjy

Кто такие люмпены? Чем люмпены отличаются от маргиналов?

Сразу вспоминается пьеса Горького «На дне», именно так можно охарактеризовать эту категорию людей…

Понятие маргиналы и люмпены схожи между собой, и люди часто путают их. Но на самом деле единственное, что объединяет эти прослойки населения — это полный отказ от социализации, выпадение из каких-либо групп общества. Этим людям не нашлось места в современном социуме…

Люмпенами называют людей, которые по тем или иным причинам скатились на самое дно и опустились на самую низшую ступень. Это низкие социальные слои полностью игнорирующие общественный порядок, правила и труд в любых его проявлениях.

Само понятие Люмпен дословно переводится как «лохмотья». Называть бедного человека пытающегося зарабатывать как может на жизнь люмпеном нельзя не в коем случае, люмпены в принципе не пытаются работать, они могут украсть, найти, собрать, но никак не заработать.

К этой категории населения можно отнести алкоголиков, бомжей, наркоманов, воров, а также тех, кто вполне может зарабатывать на жизнь, но у него просто нет желания.

У этих людей нет ничего своего, ни вещей, ни недвижимости, они живут одним днём, паразитируя за счёт других или воровства.

Люмпены либо иногда подрабатывают, либо воруют, второй вариант для люмпенов более приемлемый, потому что они предпочитают быстрый заработок с минимумом усилий…

 Syl.ru 

Совет!

На фото тематически изображён типичный представитель люмпенов, такой образ жизни просто засасывает и редко кто может выбраться из него, чаще всего просто нет желания..

Если маргиналы по своей сути не вредят человечеству, они просто выбирают свой путь, то от люмпенов вред для общества вполне ощутим, пользы от этих слоёв населения нет никакой, а вот уровень преступности повышается…

Неправильно называть люмпеном человека, который в силу жизненных обстоятельств остался без крова над головой и вынужден влачить нищенское существование, такие люди всё равно пытаются где-то подрабатывать, не совершают преступлений.

Люмпены — это люди сознательно отказывающиеся от трудовой, общественно полезной деятельности, им просто лень работать, проще существовать за счёт других людей и «перевоспитать» такие слои населения нереально, это образ их жизни…

Источник: https://golos.io/ru--zhiznx/%40iren007/kto-takie-lyumpeny-chem-lyumpeny-otlichayutsya-ot-marginalov

Люмпен — это проблема общества или сознательный выбор? Российские реалии :

Маргиналы и люмпены – это составная часть любого общества, даже самого развитого. Всегда есть те категории, которые не смогли вписаться в сложившуюся структуру. Именно они зачастую становятся катализатором изменений в социуме.

Люмпен – это термин, введенный в научный оборот Карлом Марксом для обозначения низшего слоя пролетариата. Именно при грамотном управлении этими людьми, как считал он, революция будет успешной.

Его ожидания оправдались, но он не учел только одного: в новом обществе появились свои люмпены и маргиналы.

Социальные и этнические группы

Глобализация постепенно уничтожает государства в привычном понимании этого слова, но пока национальность человека все еще играет значительную роль в его мировосприятии. Внутри каждого государства выделяются свои группы.

И на их развитие влияют две противоборствующие тенденции – интеграция и дифференциация. Их основа лежит в психологии человека. С одной стороны, всем нам хочется демонстрировать свою индивидуальность, с другой – быть частью социума.

Группы внутри государства выделяются на основе следующих признаков:

  • Пол и возраст. Такие группы называют демографическими.
  • Национальная принадлежность. Каждая этническая группа проживает на определенной территории, имеет свой диалект языка, экономический уклад, менталитет и культуру.
  • Профессия. Для защиты своих интересов трудящиеся объединяются в профсоюзы, образуя отдельные группы.
  • Религиозная принадлежность. Конфессии могут значительно влиять на основы поведения своих прихожан, поэтому каждая может также рассматриваться как отдельная социальная группа.

Люди вне общества

Даже в самом развитом социуме есть индивиды, которые оказываются на обочине жизни. Люмпен – это человек, который опустился на самое дно. Если таких людей много, то это означает, что в государстве отсутствует достаточное количество социальных лифтов. Единичные случаи – это свидетельство того, что некоторым просто нравится постепенно скатываться на самое дно.

Психология «униженных и оскорбленных»

Деклассированный люмпен может просто ничего не делать и получать подачки от общества. И его можно понять. Можно постоянно ругать существующую власть, а самому даже не пытаться что-то исправить. Маргиналы – это похожая на люмпенов группа людей. Но они больше интегрированы в общество и занимают промежуточное положение между сложившимися категориями.

Андеркласс как социальная группа

В научных кругах есть два подхода к рассмотрению маргинальных слоев населения: американский и европейский. Первый рассматривает андеркласс как группу асоциальных элементов, у которых нет легальных источников доходов. Его пополняют несовершеннолетние преступники, отчисленные из школы учащиеся, малолетние наркоманы и т. д.

Согласно европейскому подходу, люмпен – это представитель самого бедного слоя населения. Считается, что из-за того, что у них нет достаточно ресурсов для поддержания нормальных стандартов питания и времяпрепровождения, они оказываются исключенными из общества. Известный социолог П.

Таунсенд аргументирует это тем, что беднейшие слои со временем обязательно пополняют нелегальные группировки.

Характеризуя российское общество, Н. М. Римашевская не использует термин «андеркласс», но выделяет отдельный слой маргиналов. В ее характеристике они отличаются низкой способностью к адаптации и асоциальными установками.

В таких реалиях люмпен – это также и представитель криминалитета. Зачастую у данной группы населения есть своя собственная культура, которая передается из поколения в поколение. Поэтому сломать систему не так уж и просто.

Источник: https://www.syl.ru/article/195131/new_lyumpen---eto-problema-obschestva-ili-soznatelnyiy-vyibor-rossiyskie-realii

Люмпинг что это такое

Президент России Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», сообщает пресс-служба Кремля.

В частности, этим указом запрещается или ограничивается сроком на один год ввоз в Россию сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям против РФ.

Согласно тексту документа, органам госвласти, а также юридическим и физическим лицам, в своей деятельности предписывается исходить из того, что «в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению».

Источник

Я даже не знаю, что тут комментировать. Приятного аппетита, соседи..

Источник: http://max-fit.info/lyumping-chto-eto-takoe/

Штампинг — что это такое? | Lady ТБН

Не пугайтесь этого странного слова! Штампинг или печатание – процесс создания узоров, рисунков, текстов при помощи оттисков.

Отличительной особенностью процесса штампинга является то, что в отличие от рисования во время штампинга получаются одинаковые изображения снова и снова, используя ту же печатную форму, или клише.

Этот способ позволяет быстро создавать композиции с множеством одинаковых деталей, а также делать одинаковые оттиски на различых предметах. Самый элементарный вид оттисков – следы на свежем снегу, которые оставляют ноги.

Внимание!

С помощью печатания можно сделать упаковочную бумагу и подарочные карточки с уникальным дизайном. Для этого Вам понадобиться: однотонная упаковочная бумага, тонкий тонированный картон, резиновый валик, штемпельная подушечка с краской, шнур, ножницы, дырокол, газета, несколько листьев.

Перед началом работы Вам нужно выйти на улицу, в парк и выбрать свежий плоский листочек с дерева с рельефными прожилками. Для этого возьмите понравившийся лист, переверните его и ощупайте обратную сторону – прожилки должны быть чёткими и хорошо прощупываться руками. Лучше всего Вам подойдут листья с дуба, клёна, берёзы.

Эти листочки и будут штампом!

Дома разложите газету на столе, чтоб не запачкать его и нанесите краску на листок с помощью резинового валика и штемпельной подушечки. Для того, чтоб покрыть листок краской наилучшим образом – прокатите валик по листу несколько раз.

Крепко прижмите лист к упаковочной бумаге и разгладьте его наружную сторону пальцами. У Вас получился прекрасный оттиск природного листочка! Покройте такими отпечатками всю поверхность бумаги. Старайтесь двигаться сверху вниз, чтоб не размазать свежую краску.

Дайте краске просохнуть. Тем временем, из тонкого картона вырежьте прямоугольник и сложите его вдвое, чтобы получилась подарочная карточка. Можно сделать её квадратной, круглой, многоугольной или любой другой формы, как подскажет Вам Ваша фантазия.

После этого нужно дыроколом пробить в карточке отверстие для шнура.

С помощью того же листочка, которым Вы украшали бумагу, сделайте оттиск на внешней стороне подарочной карточки. Проденьте через отверстие шнур и завяжите. Без особого труда и за весьма короткое время Вы получили набор из упаковочной бумаги и подарочной карточки с уникальным рисунком в одном стиле.

Осталось только дождаться повода, чтоб обернуть этой бумагой подарок для кого-то дорогого, подписать карточку, вручить виновнику и наслаждаться восторгами и комплиментами окружающих по поводу Вашей находчивости и креативности.

Как клише для штампинга можно использовать не только листья, но и катушки для ниток, срез овощей и фруктов ( лимон, картофель, пекинская капуста), пузырчатую плёнку для упаковки, гофрированный картон, резиновый ластик, пробки и много чего ещё.

Важно!

Их оттисками можно украшать конверты, открытки, пригласительные билеты и множество других предметов. Не сдерживайте полёт своей фантазии! Печатайте с удовольствием!

в свободное времяинтереснолюбимое занятиемастер-классыприемы работырукоделиерукодельницамручная работасвоими рукамисоветы искуссницамхенд мейдхоббиштампинг

Источник: http://tbn-tv.ru/lady/shtamping-chto-eto-takoe/

postcard-money.com

Кто такие люмпены? Чем люмпены отличаются от маргиналов? - @iren007

Сразу вспоминается пьеса Горького "На дне", именно так можно охарактеризовать эту категорию людей...

Понятие маргиналы и люмпены схожи между собой, и люди часто путают их. Но на самом деле единственное, что объединяет эти прослойки населения - это полный отказ от социализации, выпадение из каких-либо групп общества. Этим людям не нашлось места в современном социуме...

Люмпенами называют людей, которые по тем или иным причинам скатились на самое дно и опустились на самую низшую ступень. Это низкие социальные слои полностью игнорирующие общественный порядок, правила и труд в любых его проявлениях.

Само понятие Люмпен дословно переводится как "лохмотья". Называть бедного человека пытающегося зарабатывать как может на жизнь люмпеном нельзя не в коем случае, люмпены в принципе не пытаются работать, они могут украсть, найти, собрать, но никак не заработать.

К этой категории населения можно отнести алкоголиков, бомжей, наркоманов, воров, а также тех, кто вполне может зарабатывать на жизнь, но у него просто нет желания. У этих людей нет ничего своего, ни вещей, ни недвижимости, они живут одним днём, паразитируя за счёт других или воровства. Люмпены либо иногда подрабатывают, либо воруют, второй вариант для люмпенов более приемлемый, потому что они предпочитают быстрый заработок с минимумом усилий...

 Syl.ru 

На фото тематически изображён типичный представитель люмпенов, такой образ жизни просто засасывает и редко кто может выбраться из него, чаще всего просто нет желания..

Если маргиналы по своей сути не вредят человечеству, они просто выбирают свой путь, то от люмпенов вред для общества вполне ощутим, пользы от этих слоёв населения нет никакой, а вот уровень преступности повышается...

Неправильно называть люмпеном человека, который в силу жизненных обстоятельств остался без крова над головой и вынужден влачить нищенское существование, такие люди всё равно пытаются где-то подрабатывать, не совершают преступлений. Люмпены - это люди сознательно отказывающиеся от трудовой, общественно полезной деятельности, им просто лень работать, проще существовать за счёт других людей и "перевоспитать" такие слои населения нереально, это образ их жизни...

Как относиться к такой категории людей каждый решает сам, конечно смеяться и издеваться над кем-то это не правильно, но в случае с люмпенами, лучше избегать подобного общения. Не зная предыстории жизни человека, причин толкнувших его в бездну, не стоит давать и оценок, на дне в какой-то момент может оказаться каждый, осуждать можно лишь тех, кто на это дно добрался самостоятельно и по своей воле...

Маргиналы не опасны для общества, люмпены - несут вполне реальную угрозу...

На схематической таблице видно все основные отличия маргиналов и люмпенов

http://womanadvice.ru/

Общество многолико, не нам судить кто прав, кто нет, у каждого своя жизнь. Главное не путать понятия, чтобы не оскорбить незаслуженно человека. Люмпены, как и другие категории людей ведущих деструктивный образ жизни сознательно выбирают свою дорогу. Пытаться помочь человеку можно лишь когда он хочет этой помощи, в противном случае ничего не выйдет.

Надеюсь вам было интересно, берегите себя и близких, избегайте общения с опасными слоями нашего общества....

goldvoice.club

Люмпены и маргиналы - стр.2

ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры об­щества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen — «лох­мотья». К люмпенам относят людей, опустившихся на дно

общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Как прави­ло, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация насе­ления) опасно для общества, так как она служит питатель­ной средой для разного рода экстремистских организаций.

Иное положение и другая социальная роль у марги­нальных слоев (от лат. marginalis — «находящийся на краю»). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основ­ных каналов маргинализации — массовая миграция из се­ла в город. Такой процесс происходил, например, в конце 1920-х — 1930-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся инду­стриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальны­ми связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общест­венным положением, стремились к твердому, установленно­му государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима, замет­но снижало революционное ожидание перемен.

Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко выходцы из этих групп населения бывают наиболее предприимчивыми и успешны­ми в профессиональной деятельности.

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»

среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях — и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения — престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

Проверьте себя

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?

Подумайте, обсудите, сделайте

  1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

  2. Один немецкий исследователь проводит следующееразличие между классами и стратами: «Стратификацияпредусматривает некую упорядоченность членов общества наоснове какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­паривают существующее распределение власти, преиму­ществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Всяистория человечества доказывает, что неравенство необходи­мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­ства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

  1. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом иМ. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­личия в позициях исследователей?

  2. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­альные «лифты» существуют в современном обществе?

  3. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) ивозрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­ции, медицины, образования, технические служащие и уп­равляющие).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­альное качество, связана с социально-психологическимстрессом. Во многих странах для его смягчения используют­ся различные средства: пособия по безработице, фондыпомощи мигрантам и беженцам, центры профессиональнойпереподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­ства на классы приписывается легендарному римскому ца­рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил обществона пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-

чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта — попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. — М., 2004. — С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.

§ 2. Социальные институты

Вспомните:

каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, — это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие — все более сложным.

Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Приглядимся к нашей повседневной жизни. Вот неболь­шая зарисовка «Обычный день старшеклассника». Трудное пробуждение (вчера опять не удалось лечь вовремя), домаш­няя утренняя суета (сборы детей в школу, родителей — на работу), школьные будни; опоздание на занятия на подгото­вительных курсах захотелось компенсировать срезанием пу­ти, переход проезжей части в неположенном месте обернул­ся строгим внушением милиционера; вечером — семейный ужин и извечная внутренняя борьба между должным (под­готовка к завтрашним занятиям) и желаемым (просмотр те­лепередачи, блуждание в Интернете и т. п.).

В этот обычный день поведение старшеклассника направ­ляли как минимум три основных института общества — се­мья, школа и государство (в лице представителя правоохра­нительных органов). В семье он выступал в ролях сына,

брата с вытекающими отсюда обязанностями и возможнос­тями; в школе — в роли ученика, в отношениях с милицио­нером — в роли гражданина. В каждом случае предусматри­валась своя модель поведения, регулируемая определенными правилами.

Таким образом, мы можем определить социальный ин­ститут как набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою оче­редь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обще­стве представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов.

К признакам социального института относят также ис­пользование символов. Например, символы государст­ва — флаг, герб. Своя символика у религиозных организа­ций — крест, иконы. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления, например школьное здание, храм, семейный дом, производственное помещение, правительственное зда­ние и т. п.

Сам процесс становления института — институциализа-ция — проходит ряд этапов. Социологи различают следую­щие фазы:

  • возникновение насущной потребности, осознание ее об­ществом, формирование на этой основе общих целей;

  • постепенная выработка социальных норм, призванныхрегулировать соответствующую область;

  • создание особой системы знаков, символов, говорящихо принадлежности к данному институту;

  • возникновение соответствующей системы статусов и ро­лей;

  • создание материальной базы социального института;

  • включение сложившегося института в существующуюсоциальную систему, формирование набора санкций дляобеспечения ожидаемого поведения.

Проиллюстрируем сказанное на примере такого институ­та, как наука. Элементы науки как особого вида познава­тельной деятельности появились очень давно. Уже древние народы, как вы знаете из курса истории, располагали опре­деленными математическими, астрономическими и другими знаниями. Однако как особый институт наука стала оформ­ляться только в Новое время. Были переосмыслены ее це­ли, существенно расширились функции. Возникли первые научные сообщества (в XVII в. — Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, в начале XVIII в. —

Петербургская академия наук), начинают издаваться науч­ные журналы. Формируется особая этика науки, призванная регулировать как отношения между учеными, так и взаимо­отношения научного сообщества с обществом в целом (ее ос­новными проблемами становятся самоценность истины, со­циальная ответственность ученых за результаты своей деятельности). Постепенно складывается материально-тех­ническая база, обслуживающая научный поиск (эксперимен­тальные установки, исходные материалы, здания академий, научных институтов и т. п.). Развивается комплекс научных отличий и регалий (ученые звания, научные дипломы и т. п.). Усиливаются связи науки с другими институтами общества: государством (государственное финансирование фундаментальной науки, влияние научных подходов на практику управления), производством (превращение науки в непосредственную производительную силу), школой (усиле­ние научной направленности образования, специализирован­ная подготовка кадров для научных учреждений).

Итак, социальные институты вносят упорядоченность в нашу жизнь.

При этом очевидно, что такое упорядочивание поведения людей отвечает насущным потребностям и личности, и об­щества.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Социальные институты подразделяются на главные и не­главные (неосновные), которые входят в главные. Социоло­ги выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Эко­номические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потреб­ности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, вклю­чая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта под­растающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институ­ты — наука, образование, культура. Духовным потребнос­тям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствова­нии отвечает институт религии.

Неосновные институты, в отличие от главных, выполня­ют более частные задачи. Например, в состав экономичес­ких институтов входит институт собственности, призванный

регулировать отношения владения, пользования, распреде­ления. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди го­сударственных институтов назовем, например, институт пре­зидентства, институт монархии.

Одной из черт социального института является его исто­ричность. Институты возникают на определенном этапе раз­вития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере та­кой хорошо вам известной организации, как школа. Из кур­са истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. По­требность общества в социализации подрастающих поколе­ний удовлетворяла преимущественно семья. Организацион­но школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.

Со вступлением общества в индустриальную стадию раз­вития обнаружилась недостаточность прежних форм социа­лизации. Ее и призвана была компенсировать превращаю­щаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполне­нию им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а за­тем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.

Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько ви­дов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать меж­ду собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогичес­кие организации. В решении задачи социализации подрас­тающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.

Бывает, что взаимодействие институтов приобретает кон­фликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влия­ние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институци­ональном уровне являются разные темпы изменений, эволю­ции отдельных институтов. Особенно это становится очевид­ным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение опре­деленной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в зако­нах, программах, уставах; закрепляются в системах соци­альных статусов. Так, цели образования в нашей стране на­шли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функ­ции называют явными. Изучая обществоведческий курс, вы уже познакомились с функциями многих социальных ин­ститутов. Вспомните, к примеру, основные функции семьи.

Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, произ­водство предметов потребления. Его явная функция очевид­на — удовлетворять потребности людей через комплекс раз­нообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социоло­га Т. Веб лена, заключается в том, что производство этих ве­щей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих. Другой пример. С началом индустриального развития стали возникать крупные промы­шленные предприятия. Их основное экономическое назначе­ние состояло в том, чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более деше­выми. При этом работа на таких предприятиях учила рабо­чих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на пер­вых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее зна­чимой, чем основная. Скрытые функции многие исследова­тели отмечают и у такого института, как современные средства массовой информации, которые не только сообща­ют сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемо­го поведения.

Если скрытые функции приобретают негативный харак­тер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, од­ним из проявлений дисфункции какого-либо государствен­ного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства. Пред­ставим себе министерство, которое не столько решает кон­кретные насущные задачи в своей области, сколько плодит

различные резолюции, постановления, создает всевозмож­ные комиссии. В этом случае, как сказал один социолог, «на социальную реальность накладывается бумажная решет­ка и бюрократ оказывается неспособен воспринять первую из-под второй». Внешне учреждение работает, служащие си­дят на своих рабочих местах, однако к ожидаемым общест­вом результатам такая организация не приводит.

Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, раз­мытости целей, а также в потере такого качества, как де­персонализация. Рассмотрим последнее более обстоятельно. Представим себе такую ситуацию: в некоей стране впервые был введен пост президентства. Первый избранный прези­дент оказался не только выдающимся политиком, но и на редкость яркой личностью. Преждевременная смерть лиде­ра стала трагедией для всего народа. Понимая, что следую­щий избранник вряд ли будет столь же хорош, политичес­кая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. Можно ли говорить о том, что введение поста президента привело в этой стране к формированию института президентства? Вряд ли. Обеспечение функций института не должно зависеть ис­ключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.

textarchive.ru