Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт). Вертолетное училище военное


Лётные училища России. Высшие военные авиационные училища лётчиков и штурманов

Стать летчиком непросто. Такая профессия требует полной самоотдачи и специального образования. Перед тем как принять решение поступить в определенное учебное заведение, стоит изучить список летных училищ России. В представленных ниже заведениях можно получить качественное и доступное образование.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации

Высшие летные училища России выбирают те абитуриенты, которые желают получить лучшее образование. Ульяновское ВАУ ГА является одним из крупнейших учебных заведений в этой категории.

высшие летные училища россии

Училище было основано в 1935 году. Изначально представляло собой курсы летной подготовки, которые базировались в разных городах России.

Свой современный облик Ульяновское ВАУ ГА приобрело в 1992 году после того, как распался СССР, и новым руководством страны был издан указ о создании в г. Ульяновске на базе существовавших ранее заведений авиационного училища высшей категории.

Ульяновское ВАУ ГА имеет три факультета и четырнадцать кафедр, обучающих специалистов по управлению и обслуживанию воздушного транспорта разных типов.

Филиалы Ульяновского ВАУ ГА

Летные училища гражданской авиации России являются филиалами других учебных заведений. Наиболее крупные филиалы указанного в подзаголовке учреждения находятся в г. Сасово, Красный Кут и в Омске.

В городе Сасово находится одно из училищ гражданской авиации, которое обучает специалистов по летной эксплуатации различных летательных аппаратов. Также подготавливает технический персонал для ремонта и обслуживания летной техники, пилотажно-навигационных комплексов, двигателей и электрифицированных систем.

летные училища россии

Краснокутское летное училище специализируется на подготовке пилотов летательных аппаратов гражданской авиации. За время своего функционирования выпустило много специалистов, среди которых есть пилоты, отмеченные почетными государственными наградами.

Летно-технический колледж в Омске входит в те немногие летные училища гражданской авиации России, которые обучают пилотированию вертолетов МИ-8 и готовят технический состав для их обслуживания. Преподаватели училища обучают, кроме пилотов гражданской авиации, еще авиационных механиков и специалистов авиационного, а также радиоэлектронного оборудования.

Остальные летные училища России представлены в качестве филиалов других вузов, но также готовят специалистов в разных направлениях.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Санкт-Петербургский ГУГА)

В послевоенные годы началось стремительное развитие воздушного транспорта и наращивание оборотов авиаперевозок. Существующие учебные центры не могли обеспечить необходимое количество кадров. В 1955 году руководство СССР приняло решение о создании нового учебного заведения, которое займется обучением пилотов. Статус университета был присвоен учебному заведению в 2004 году после успешного прохождения аккредитации.

Санкт-Петербургский ГУГА подготавливает специалистов по нескольким направлениям: пилотов, технический персонал, диспетчеров. В университете имеется несколько факультетов. Отдельно выделен деканат по работе с иностранными студентами, который специализируется на помощи иностранным гражданам в получении образования.

Некоторые летные училища России являются филиалами Санкт-Петербургского ГУГА. Они имеют более узкие специализации, но также позволяют получить образование технического направления.

Филиалы Санкт-Петербургского ГУГА

Летное училище в Бугуруслане готовит квалифицированных пилотов для гражданской авиации. Подготовка кадров осуществляется только на очной форме образования, что обеспечивает достаточный уровень квалификации.

список летных училищ россииГражданские летные училища России на базе Санкт-Петербургского ГУГА расположены еще в нескольких городах страны: в Выборге, Красноярске, Хабаровске, Якутске.

Якутский филиал Санкт-Петербургского ГУГА носит название авиационного технического училища и интересен тем, что с 2012 года занимается обучением кадров по специальности "Пилотирование вертолета МИ-8". Таких учреждений в России немного, поэтому заведение пользуется популярностью. Также училище осуществляет подготовку технического персонала для обслуживания летательных аппаратов разных типов.

В Красноярском филиале Санкт-Петербургского ГУГА производится обучение специалистов по управлению полетами и эксплуатации аэропортов. При этом училище работает авиационный учебный центр, который осуществляет переподготовку специалистов по другим направлениям и повышение квалификации.

Высшие летные училища России призваны обеспечить страну нужным количеством специалистов авиационной отрасли. Одним из таких учреждений является Московский ГТУ ГА.

Он был основан в 1971 году как ответ на требование отечественной авиации в высококвалифицированных специалистах. И по сей день прекрасно справляется с поставленными задачами.

Это учебное заведение подготавливает специалистов эксплуатационного направления. Все крупные летные училища гражданской авиации имеют филиалы в других городах России. Московский ГТУ ГА не исключение и имеет 2 филиала и несколько колледжей.

Филиалы Московского ГТУ ГА

Филиал Московского ГТУ ГА в Иркутске готовит специалистов в сфере обслуживания авиационных систем, комплексов и эксплуатации летательной техники. В его состав входит Центр по повышению квалификации персонала и переподготовки кадров.

летные училища гражданской авиации россииРостовский филиал ведет подготовку специалистов по технической эксплуатации двигателей и летательной техники, пилотажно-навигационных комплексов и авиационных электрических систем, транспортного радиооборудования.

Авиационный технический колледж в Егорьевске осуществляет подготовку технических кадров для гражданской авиации. На базе колледжа основано отделение для иностранных студентов подготовительного направления, где они могут освоить русский язык и некоторые общие дисциплины.

В состав Московского ГТУ ГА также входят авиационные колледжи в г. Рыльске , Иркутске, Кирсанове и Троицке.

Летные училища военной авиации России

Образовательных заведений, которые занимаются подготовкой военных летчиков, в России немного.

летные училища военной авиации россии

Абитуриентам, которые желают поступать в военные летные училища России, стоит сначала рассмотреть, чем отличается военная авиация от гражданской.

Гражданская авиация предназначена для осуществления транспортных перевозок населения и грузов и носит коммерческий характер. Военная авиация является государственной и используется в оборонительных целях либо для выполнения боевых задач и перебрасывания войск и технического вооружения. Летные училища военной авиации России подготавливают кадры для транспортной, истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации.

Высшее военное авиационное училище летчиков в Краснодаре (Краснодарское ВВАУЛ)

Краснодарское ВВАУЛ в настоящее время является филиалом Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Было основано в 1938 году в качестве школы пилотов военной авиации.

гражданские летные училища россииВ современном Краснодарском ВВАУЛ полностью функционируют три факультета, которые осуществляют подготовку специалистов в нескольких направлениях военной авиации. За время своего существования в виде летной школы училище выпустило множество кадров, которые впоследствии добились высоких званий в военной сфере.

Практически все летные училища России в годы Великой Отечественной войны осуществляли подготовку военных пилотов. Но по окончании ее большинство из них были уволены в запас либо переквалифицированы в пилотов гражданской авиации. Кроме Краснодарского ВВАУЛ, подготовкой пилотов военных летных аппаратов в настоящее время занимается еще одно учебное заведение.

Высшее военное авиационное училище летчиков в Сызрани (Сызранское ВВАУЛ)

Уникальность Сызранского ВВАУЛ состоит в том, что это единственное военное училище, которое занимается подготовкой летного состава боевых вертолетов. В настоящее время на базе училища существует один вертолетный полк, базирующийся на аэродроме в Сызрани. Раньше их было три. Но остальные полки расформировали.

военные летные училища россииЛетные училища России пользуются популярностью у студентов ближайших стран. В стенах Сызранского ВВАУЛ также проходят подготовку иностранные специалисты, которые не имеют возможности тренироваться в своем государстве.

Военные летные училища России в своем немногочисленном количестве на данный момент отвечают потребностям военной авиации страны и ее ближайших соседей. За годы своей работы они выпустили много специалистов своего дела.

fb.ru

Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт)

Филиал Военного Учебно-Научного Центра Военно Воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в городе Сызрань Прежнее название Год основания Студенты Адрес
Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт)(Сызранское ВВАУЛ(ВИ))
1940
300 человек.
Сызрань.

Филиал Военого Учебно-Научного Центра Военно Воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрань — лётное училище в городе Сызрань Самарской области. С середины 20-го века является ведущим российским учебным заведением в сфере подготовки лётчиков на вертолёты военной авиации.

Училище существует с 1940, в 1998 реорганизовано в институт.

С 2010 года является филиалом ВУНЦ ВВС ВВА им Жуковского и Гагарина. В настоящее время в училище работают 10 кафедр, лаборатории, специализированные кабинеты и тренажёры. В стенах училища проходят подготовку иностранные военные специалисты из Таджикистана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Китая, республики Чад, Вьетнама, Гвинеи, Бурунди, Анголы, Лаоса, Джибути, Мали, Шри-Ланки, Ливии, Монголии, Судана и Никарагуа.

В советский период лётная подготовка курсантов училища велась в трёх учебных вертолётных полках, базировавшихся на аэродромах Сызрань (Троекуровка) (учебный вертолетный полк — вертолёты Ми-24) и Пугачёв (учебный вертолетный полк — вертолёты Ми-8, Ми-24), существующих и поныне, а также Безенчук (учебный вертолетный полк — вертолёты Ми-2, Ми-8, расформирован в 2003). В 1991 в состав училища вошёл также учебный вертолётный полк, базирующийся в Саратове на аэродроме Сокол.

История

  • Март 1940 — сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов
  • 1941 — школа пилотов преобразована в планерную школу
  • 1945 — школа перебазирована в г. Пугачёв Саратовской области и преобразована в авиационное планерное училище ВДВ
  • 1952 — на основе школы создано 160-е военное училище лётчиков
  • 1953 — училище перешло на освоение принципиально новой авиационной техники — вертолётов
  • 1960 — училище перебазировано в г.Сызрань Самарской области
  • 1963 — училище переименовано в Сызранское военное авиационное училище лётчиков
  • 1966 — училище получило статус высшего учебного заведения
  • 1991 — в состав Сызранского ВВАУЛ вошёл учебный вертолётный полк расформированного Саратовского ВВАУЛ
  • 1998 — училище преобразовано в Сызранский военный авиационный институт. В состав Сызранского ВАИ на правах филиала вошло Кировское военное авиационно-техническое училище.
  • 2004 — училище переименовано в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт)

Аварии и катастрофы

  • 1955 год. В 626 увп во время ночных полётов на вертолёте Ми-4, из-за отказа авиационной техники, погиб техник ВЭ по радиооборудованию старший лейтенант Терсенко Степан.
  • 1956 год. В 626 увп в полёте по маршруту, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан Пелевин И. П. и курсант Кобанов.
  • 1968 год. В 626 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан Носов А. И., курсант Низалиев, бортовые техники лейтенанты Романов и Зайцев.
  • 1970 год. В 851 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-1, погиб командир увэ подполковник Борисов Н. В.
  • 24 августа 1979 года. В 851 увп на вертолёте Ми-2 погибли лётчик-инструктор лейтенант Лукьянов А. Ф., курсант Сабитов Р. И., бортовой техник прапорщик Ревин С. И.
  • 30 августа 1980 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погибли курсант Саламатин И. В., сержант Попков С. Е., бортовой техник прапорщик Егоров В. М.
  • 20 июня 1984 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погиб лётчик-инструктор старший лейтенант Буйлов А. Н.
  • 20 января 1985 года. В 484 увп, из-за попадания в условия, в которых экипаж не был подготовлен, на вертолёте Ми-2, погибли майор Лоскутов В. А. и бортовой техник прапорщик Рябов В. Г.
  • 10 декабря 1987 года. В 626 увп, из-за столкновения с землёй, при попадании в зону тумана, в катастрофе Ми-24 погибли лётчик- инструктор старший лейтенант Козель В. Г., лётчик-оператор старший лейтенант Мицкевич А. С. и бортовой техник старший лейтенант Перминов С. В.
  • 6 мая 1988 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ка-27, погибли лётчик- инструктор капитан Чекунин С. И. и курсант Тагин В. В.
  • 7 июня 1988 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб младший сержант Шемет Р. В.
  • 29 июня 1988 года. В 484 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-8т, погибли командир увэ подполковник Селин В. В., правый лётчик капитан Прокофьев С. А. и бортовой техник лейтенант Кирихин И. В.
  • 9 июня 1989 года. В 484 увп, из-за разрушения в полёте главного редуктора на вертолёте Ка-27, погиб курсант Муллагильдин Р. М.
  • 20 сентября 1989 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб лётчик-оператор лейтенант Турукин А. В.
  • 1 августа 1997 года. В 484 увп, из-за отказа управления в полёте на вертолёте Ми-24, погибли заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Никишин В. Я., курсант Никифоров Е. А. и ботовой техник старший лейтенант Суханов А. Ю.
  • 24 июля 2003 года. В 109 увп р.п. Безенчук, в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-8т, погибли лётчик-инструктор лейтенант Неверов Ю. П., курсант Кирюшин С. В. и бортовой техник прапорщик Иванов И. В.
  • 3 февраля 2009 года в 11:45 мск в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-24, погибли старший лётчик-инструктор капитан Сафонов Сергей Викторович выпускник СВВАУЛ 2002 года, лётчик-инструктор лейтенант Карташов Илья Алексеевич выпускник СВВАУЛ 2008 года, и бортовой техник старший лейтенант Хубеев Ринат Рашитович выпускник Кировского ВАТУ 1997 года.[1]

Выпускники

См. также категорию: Выпускники Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков

См. также

Источники

Ссылки

dic.academic.ru

СВВАУЛ Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Сызрань)

Уважаемые выпускники 1973 годавстреча, посвящённая 40-летию Вашего выпуска состоится с 17 по 19 августа 2013 года.

Дополнительная информация по тел. 8-904-710-34-14 (Зубарчук Александр Сергеевич), и в группе Сызрань--73, а так же по тел. 8-917-366-32-47 (Карим Кашафутдинов г. Уфа)

Уважаемые выпускники 1978 годавстреча, посвящённая 35-летию Вашего выпуска состоится с 16 по 18 августа 2013 года.

Подробная информация на форуме вашего выпуска

Уважаемые выпускники 1983 годавстреча, посвящённая 30-летию Вашего выпуска состоится с 7 по 9 июня 2013 года.

Подробная информация по тел. 89277767961 Александр Гудима, 89276114312 Вячеслав Артюхин, 89272144656 Олег Симакин

Уважаемые выпускники 1993 годавстреча, посвящённая 20-летию Вашего выпуска состоится с 9 по 12 августа 2013 года.

Подробная информация на форуме вашего выпуска. По всем организационным вопросам звонить Сергиенко Вадиму +7-927-219-40-89

На сайте работает сервис - общая интерактивная база выпускников СВВАУЛ - это будущий список в котором вы сможете обмениваться конфиденциальной информацией, такой как номера телефонов, адресами, электронными адресами и чем ещё пожелаете (эту инфу будут видеть только ваши однокашники и никто другой) , а так же разместить до 4-х фотографий. Размер фотографий ограничен 800х600 пикселей, для удобства просмотра.При заполнении своих данных необходимо указать свой ник (логин) на сайте СВВАУЛ (тот логин с которым Вы зарегистрировались на сайте, а не желаемый логин, т.е. если Вы не зарегистрировани на сайте, то сначала зарегистрируйтесь) и номер своего диплома. Номер диплома нужен как раз для соблюдения конфиденциальности. После проверки информации администраторами, можно будет добавить фотографии. Если появиться желание разместить свою информацию тем, кто не закончил училище и диплом отсутствует, необходимо заручиться поручительством своих однокашников у кого есть диплом и может подтвердить свою личность (т.е. ссылаетесь на однокашника и присылаете его номер диплома).Ни в коем случае не выкладывайте номера дипломов на форуме.Найти список своего года выпуска можно в меню:ИСТОРИЯ УЧИЛИЩА - СПИСКИ ВЫПУСКНИКОВ - ГОД ВАШЕГО ВЫПУСКАЕсли Вы уже видите свою фамилию в списке и при подробном просмотре вы не видите ссылки РЕДАКТИРОВАТЬ МОИ ДАННЫЕ, то необходимо связаться с администрацией в модуле ПОМОЩЬ
Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков (военный институт) - единственный ВУЗ в Российской Федерации занимающийся подготовкой военных лётчиков на вертолётах Ми-2, Ми-8, Ми-24 для всех министерств и ведомств РФ. Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Сызрань)

Смотреть эмблему

title

21 февраля 2013 года на базе филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань) состоится V Межвузовская военно-научной конференция курсантов: «Проблемы и перспективы развития военной науки и техники».На конференции будут обсуждаться наиболее важные военно-технические проблемы научных исследований курсантов и основных направлений реализации их результатов в образовательном процессе.

Уважаемые выпускники и пользователи сайта. Проводится глубокая модернизация сайта. В самое ближайшее время планируем обновление системы сайта, в связи с этим могут быть временные перебои в работе ресурса. работы будут проводиться в течении 2 недель, сообщения и коментарии временно запрещены к размещению. Если необходимо срочно разместить информацию, обращайтесь к администраторам сайта.

Всеармейская олимпиада
НовостиВ целях подбора команд филиала для участия во Всеармейских олимпиадах по информатике, иностранному языку, математике, военной истории и определения уровня подготовки курсантов по программированию, математике, владения навыками профессионального общения на иностранном языке, знанию основных военно-исторических событий, дат, средств и способов вооруженной борьбы, традиций армии и героического прошлого Отечества в период с 15 по 21 декабря 2012 года в филиале был проведен первый этап Олимпиад по вышеназванным дисциплинам.Всего в олимпиадах принимало участие 43 курсанта 3-5 курсов, из них 12 курсантов по военной истории, 11 курсантов по информатике, 10 курсантов по иностранному языку, 10 курсантов по математике.По итогам проведения первого тура Олимпиад определены победители и сформированы команды для участия во Всеармейских олимпиадах.
Всего 435 на 87 страницах по 5 на каждой странице
1 2 3 4 5 6 7 8 ... 87 >>

www.svvaylvi.narod.ru

Начальники училища - СВВАУЛ

Полковник Куличев Иван Андреевич Командовал училищем с 1958 по 1960 год.

Родился 29 августа 1920 года на станции Верхний Баскунчак, ныне Ахтубинского района Астраханской области, в семье рабочего. Детство и школьные годы его прошли в Уральске  ( Казахстан ). Трудовую деятельность начал без отрыва от занятий в рабфаке. Сначала работал счетоводом, затем бухгалтером топливного склада Уральского отделения железной дороги. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван РВК города Ташкента  ( Узбекистан ). Был курсантом Московской школы пилотов первоначального обучения, затем Пермской военной авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.

С июля 1941 года в действующей армии, защищал Москву. С 26 июля 1943 года служил в составе 155-го Гвардейского ШАП. Сражался на Воронежском фронте, по 20 октября 1943 года - на Степном фронте, затем - на 2-м Украинском. Участвовал в освобождении Украины, Румынии, Чехословакии, разгроме врага на его территории. 31 января 1944 года был ранен в шею и голову.К концу июня 1944 года командир звена 155-го Гвардейского штурмового авиационного Киевского полка  ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная Красноградская дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант И. А. Куличев совершил 103 боевых вылета, уничтожил 8 танков, 38 автомашин, 5 железнодорожных вагонов, подавил огонь 3 зенитных батарей, сбил в воздушных боях 2 самолёта противника  ( 1 лично и 1 в паре ), ещё 3 уничтожил вместе с товарищами на аэродромах.26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 186 успешных боевых вылетов, нанеся большой урон живой силе и технике противника. Войну закончил в Праге.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. Занимал ряд командных должностей, в том числе ответственный пост командующего ВВС Сибирского военного округа. Удостоен почётного звания "Заслуженный военный лётчик СССР". Был начальником факультета Военно - Воздушной инженерной академии. Генерал - лейтенант авиации.

Умер 28 августа 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; 10 медалями, иностранными наградами. Имя Героя носит школа № 7 в городе Уральске.

Генерал-майор Базаров Алексей Фёдорович Командовал училищем с 1986 по 1999 год.Родился 12 октября 1945 года в Новгородской области в семье крестьянина. После окончания средней школы поступил в Сызранское ВАУЛ, которое успешно окончил в 1966 году. В 1980 году закончил Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина с золотой медалью, в 1994 году - академию народного хозяйства при Правительстве РФ и Самарский госуниверситет в 1996 году.Проходил службу в Приволжском и Средне-Азиатском военных округах, служил в Сызранском, Саратовском и Уфимском авиационных училищах на лётных должностях, непосредственно связанных с обучением курсантов. Освоил 10 типов летательных аппаратов, налетал около 5000 часов. Заслуженный военный лётчик России, лётчик-снайпер. Мастер вертолётного спорта.В 1986 году был назначен начальником Сызранского ВВАУЛ. В период его руководства училищем, одна эскадрилья 484 увп (г. Сызрань) была переведена на обучение курсантов на вертолёте Ка-27. В 1998 году Сызранское ВВАУЛ было преобразовано в Сызранский военный авиационный институт и перешло на пятилетний срок обучения курсантов. С 1990 по 1993 год избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Награждён орденами "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-ой и 3-ей степени, "За военные заслуги" и многими медалями. В 1999 году генерал-майор А.Ф.Базаров убыл для дальнейшего прохождения службы в Северо-Кавказский военный округ на должность начальника авиации. Принимал активное участие в организации деятельности армейской авиации по уничтожению незаконных бандформирований на территории Чеченской республики. После окончания службы в рядах Вооружённых Сил РФ продолжал трудовую деятельность начальником авиационного учебного центра ОАО "Роствертол". Последние годы Алексей Фёдорович жил в Москве. Похоронен Алексей Фёдорович в Сызрани 29 февраля 2012 года. Генерал-майор Уколов Виктор Григорьевич Командовал училищем с 2004 года по октябрь 2009 года.Уколов Виктор Григорьевич родился 3 октября 1956 года в с.Н.Маза Радищевского района Ульяновской области. После окончания средней школы поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил с отличием в 1977 году. После окончания училища был назначен на должность лётчика-штурмана вертолёта Ми-8 отдельного вертолётного полка Одесского военного округа, затем освоил Ми-24 и был назначен командиром вертолёта. С марта 1980 по август 1981 года принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан. Совершил 264 боевых вылета. За оказание интернациональной помощи афганскому народу награждён орденом Красной Звезды.После непродолжительной службы в ГСВГ поступил в Военно-воздушную академию им.Ю.А.Гагарина, которую с отличием закончил в 1987 году. После академии - выполнение обязанностей командира эскадрильи и заместителя командира отдельного транспортно-боевого вертолётного полка в При6ВО. С 1988 по 1989 год - направлялся в командировку в Народную Республику Мозамбик. В 1994 году был назначен на должность командира отдельного вертолётного полка Северо-Кавказского военного округа. За период с 1994 по 2001 год прошёл путь до должности начальника управления авиации СКВО. Совершил 240 боевых вылетов. За мужество и отвагу, проявленные при восстановлении конституционного строя и ликвидации незаконных бандформирований награждён двумя орденами Мужества, орденом «За военные заслуги» и именным огнестрельным оружием от Министра обороны РФ. Имеет квалификацию - «военный лётчик-снайпер».В 2001 году Указом Президента РФ ему было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации».Генерал-майор В.Г.Уколов освоил вертолёты Ми-2, Ми-6, Ми-8Т, Ми-8ТВ, Ми-8МТ, Ми-8МТВ, Ми-24Д, Ми-24В, Ми-24П и его общий налёт составляет около 4000 часов.В 2003 году был назначен на должность заместителя начальника Сызранского военного института, а в 2004 году стал начальником Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков (военного института).Указом президента № 945 от 18.09.2009 г. генерал-майор В.Г.Уколов назначен на должность начальника управления Армейской авиации ВВС.

Полковник Асанов Александр АлександровичКомандует училищем с июля 2013 года по настоящее время.

Александр Александрович родился 7 июля 1966 года в г. Прокопьевске Кемеровской области. В 1983 году поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1987 году.Офицерскую службу начал с должности лётчика-инструктора в 437 увп Саратовского ВВАУЛ в п.Озинки, затем - проходил службу в 198 учебном вертолётном полку Уфимского ВВАУЛ в г.Давлеканово и 851 учебном вертолётном полку Уфимского ВВАУЛ в п.Безенчук.В 1999 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина и был назначен на должность заместителя командира эскадрильи в 484 учебный вертолётный полк Сызранского военного авиационного института в г. Сызрани. Затем проходил службу на различных лётных должностях в 109 (п.Безенчук) и 131 (п.Сокол) учебных вертолётных полках Сызранского военного авиационного института.В 2006 году был назначен командиром 626 учебного вертолётного полка Сызранского ВВАУЛ (ВИ) в городе Пугачёве.В апреле 2012 года полковник А.А. Асанов был назначен заместителем начальника филиала ВУНЦ ВВС ВВА, а в июне 2013 году – начальником филиала ВУНЦ ВВС Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г.Сызрань).Лётчик-инструктор 1-го класса. Освоил вертолёты Ми-2, Ми-8Т и Ми-24. Имеет налёт около 3000 часов. Принял участие в лётной подготовке более 1000 курсантов Саратовского, Уфимского и Сызранского ВВАУЛ.

www.svvaul.ru

филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань)

История филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань) начинается с Саратовской военной авиационной школы пилотов, сформированной 20 марта 1940 года на основании Директивы ГУКА от 16.03.1940 года. Эта школа произвела лишь один выпуск на самолетах Р-5. 

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала особо подготовленных пилотов-планеристов для выполнения специальных заданий в тылу противника. На основании приказа НО СССР от 4.09.1941 года школа пилотов была переформирована в планерную школу ВДВ КА и всю войну занималась подготовкой пилотов-планеристов. Во времена войны было подготовлено более 600 боевых планеристов. Семь выпускников школы, участников Великой Отечественной войны, удостоены звания Героев Советского Союза, а один из них – Т. Я.Бегельдинов, удостоен этого звания дважды. 

В 1946 году училище перебазируется в г.Пугачёв (Саратовская обл.), преобразуется в планерное училище (Директива ГШ МВС от 8.06.1946г.) и занимается подготовкой командиров тяжёлых планеров. 

В мае 1952 года училище переименовано в 160-е военное авиационное училище лётчиков и с осени 1952 года приступило к освоению принципиально новой авиационной техники – вертолета. В 1960 году оно перебазируется в г. Сызрань, в 1963 году получило наименование Сызранское военное авиационное училище лётчиков и в 1966 году становится высшим.

В 1998году постановлением Правительства РФ №1009 от 29.08.1998 года Сызранское ВВАУЛ преобразовано в Сызранский военный авиационный институт. В июле2004 года распоряжением Правительства РФ № 937-р Сызранский ВАИ преобразован в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт). На основании распоряжения Правительства РФ от 24.12.2008 г. №1951-р. Сызранское ВВАУЛ (ВИ) было реорганизовано в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань).

Последовательно обучение курсантов производилось на вертолетах Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-24, Ка-27, Ансат-У. 

Школа пилотов, планерная школа, планерное училище, военное авиационное училище летчиков, высшее военное авиационное училище летчиков, военный авиационный институт и снова высшее военное авиационное училище летчиков – такие ступени прошел филиал за эти годы. 

В мае  2015 года училище торжественно отметило свое 75-летие.

За 75 лет в Сызранском ВВАУЛ (филиале ВУНЦ ВВС «ВВА») произведено 83 выпуска военных специалистов, в т.ч.: на самолётах – 4, на планерах  – 18,на вертолётах – 61 (по среднему профилю – 22, по высшему профилю –45). За эти годы подготовлено более 21 500 специалистов, среди которых более 18 500 вертолётчиков. 

На протяжении всей истории училища его выпускники всегда показывали себя профессионалами высочайшего класса. Так было при выполнении специальных заданий по спасению людей и по перевозке грузов во время весенних паводков, обеспечении поиска и эвакуации космических объектов, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в огненном небе Афганистана и Северного Кавказа. 

Сегодня филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г.Сызрань) является уникальным военным учебным заведением. Специалистов для ВВС, авиаций силовых структур и ВМФ РФ такого профиля как здесь, не готовят больше нигде. Сейчас обучение и летная практика курсантов проходят в городах Сызрани, Саратове (п.Соколовый). 

В стенах филиала проходили и проходят подготовку военнослужащие армий ближнего зарубежья – Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана, а также дальнего зарубежья – Анголы, Бурунди, Вьетнама, Гвинеи, Джибути, Китая, Лаоса, Монголии, Никарагуа, Мали, Мозамбик.

Сведения о почётных наименованиях, отличиях и наградах.

В декабре 1982 года Сызранскомувысшему  военному авиационному училищу лётчиков приказом Министра обороны СССР было присвоено почетное наименование: «Имени 60-летия образования СССР».

Данные об известных выпускниках. 

Семь выпускников планерной школы Воздушно-десантных войск Красной Армии, участников Великой Отечественной войны, удостоены звания Героев Советского Союза, а один из них – Т. Я. Бегельдинов, удостоен этого звания дважды. 

51 выпускникучилища (филиала)удостоен звания Герой Советского Союза, Социалистического труда и России.

Настоящей проверкой летного мастерства, мужества, героизма и отваги авиаторов училища стало их участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. 28  участников этих боевых действий удостоены высокого звания Героя Российской Федерации, 9 из них –  посмертно.

59 выпускников стали генералами, 177 – удостоены почётных званий «Заслуженный летчик-испытатель» и «Заслуженный военный летчик». 124 выпускника окончили СВВАУЛ с золотой медалью. 

Начальником армейской авиации Вооруженных сил Российской Федерации с 1989 по 2002 год был Герой Советского Союза генерал-полковник ПАВЛОВ Виталий Егорович –выпускник училища 1965 г., в настоящее время - председатель совета ветеранов Ветеранской организации Армейской авиации. С 1995 года авиацию МЧС возглавлял генерал-лейтенант ЗАКИРОВ Рафаэль Шакурович–выпускник 1972 г. Авиацией ФСБ руководил генерал-лейтенант ГАВРИЛОВ Николай Фёдорович–выпускник 1979г. Начальником службы авиации РВСН являлся полковник ДОЛМАТОВ Сергей Александрович – выпускник 1979 г.

Хронология подготовки военных кадров

Год образо-вания вуза

Наименование учебного заведения

Специальностиподготовки кадров

1940

Саратовская военная авиационная школа пилотов (СВАШП)

Пилотирование самолётов (Р-5)

1941

Саратовская военная авиационная планерная школа (СВАПШ)

Пилотирование планеров

1946

Пугачёвское авиационное планерное училище ВДВ

Пилотирование тяжёлых планеров

1952

160 военное авиационное училище лётчиков (г.Пугачёв)

Пилотирование самолётов (Ли-2) Командная тактическая вертолётов (Ми-4)

1963

Сызранское  военное авиационное училище лётчиков

Командная тактическая вертолётов (Ми-4)

1966

Сызранское  высшее военное авиационное училище лётчиков

Пилотирование и эксплуатация летательных аппаратовКомандная тактическая вертолётной авиации (Ми-4, Ми-8, Ми-24)

1998

Сызранский  военный  авиационный  институт

Боевая повседневная деятельность авиационных подразделений. Эксплуатация воздушных судов и управление воздушным движением.Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

2004

Сызранское  высшее военное авиационное училище лётчиков (военный  институт)

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движенияТехническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

2009

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия» МО РФ  (филиал г.Сызрань)

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движенияТехническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

2010

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия (г.Воронеж) МО РФ  (филиал г.Сызрань)

Лётная эксплуатация воздушных судов.   Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов (2011 г.)Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

 

2012

 

«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия (г.Воронеж) МО РФ  (филиал г.Сызрань)

Лётная эксплуатация воздушных судов.   Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов (2011 г.)Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексовТехническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования

Дата вручения боевого Знамени и грамоты, годовые праздники и юбилеи.

Саратовской военной авиационной планерной школе (СВАПШ) Приказом Наркома обороны СССР №048 от 5 февраля 1941 года установлен «Годовой праздник школы» – 1 мая. 

Боевое Знамя училищу было вручено 25 мая 1942 года. 12 декабря 1944 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР  училищу вручено Красное Знамя.

17 декабря 2014 года Филиалу ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» (г.Сызрань, Самарская область) вручены Боевое (Георгиевское) Знамя и Грамота Президента Российской Федерации, подписанная 10 декабря 2014 года.

xn----7sbajajhyox3duj.xn--p1ai

Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт)

Филиал Военного Учебно-Научного Центра Военно Воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в городе Сызрань Прежнее название Год основания Студенты Адрес
Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт)(Сызранское ВВАУЛ(ВИ))
1940
300 человек.
Сызрань.

Филиал Военого Учебно-Научного Центра Военно Воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрань — лётное училище в городе Сызрань Самарской области. С середины 20-го века является ведущим российским учебным заведением в сфере подготовки лётчиков на вертолёты военной авиации.

Училище существует с 1940, в 1998 реорганизовано в институт.

С 2010 года является филиалом ВУНЦ ВВС ВВА им Жуковского и Гагарина. В настоящее время в училище работают 10 кафедр, лаборатории, специализированные кабинеты и тренажёры. В стенах училища проходят подготовку иностранные военные специалисты из Таджикистана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Китая, республики Чад, Вьетнама, Гвинеи, Бурунди, Анголы, Лаоса, Джибути, Мали, Шри-Ланки, Ливии, Монголии, Судана и Никарагуа.

В советский период лётная подготовка курсантов училища велась в трёх учебных вертолётных полках, базировавшихся на аэродромах Сызрань (Троекуровка) (учебный вертолетный полк — вертолёты Ми-24) и Пугачёв (учебный вертолетный полк — вертолёты Ми-8, Ми-24), существующих и поныне, а также Безенчук (учебный вертолетный полк — вертолёты Ми-2, Ми-8, расформирован в 2003). В 1991 в состав училища вошёл также учебный вертолётный полк, базирующийся в Саратове на аэродроме Сокол.

История

  • Март 1940 — сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов
  • 1941 — школа пилотов преобразована в планерную школу
  • 1945 — школа перебазирована в г. Пугачёв Саратовской области и преобразована в авиационное планерное училище ВДВ
  • 1952 — на основе школы создано 160-е военное училище лётчиков
  • 1953 — училище перешло на освоение принципиально новой авиационной техники — вертолётов
  • 1960 — училище перебазировано в г.Сызрань Самарской области
  • 1963 — училище переименовано в Сызранское военное авиационное училище лётчиков
  • 1966 — училище получило статус высшего учебного заведения
  • 1991 — в состав Сызранского ВВАУЛ вошёл учебный вертолётный полк расформированного Саратовского ВВАУЛ
  • 1998 — училище преобразовано в Сызранский военный авиационный институт. В состав Сызранского ВАИ на правах филиала вошло Кировское военное авиационно-техническое училище.
  • 2004 — училище переименовано в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт)

Аварии и катастрофы

  • 1955 год. В 626 увп во время ночных полётов на вертолёте Ми-4, из-за отказа авиационной техники, погиб техник ВЭ по радиооборудованию старший лейтенант Терсенко Степан.
  • 1956 год. В 626 увп в полёте по маршруту, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан Пелевин И. П. и курсант Кобанов.
  • 1968 год. В 626 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-4, погибли лётчик-инструктор капитан Носов А. И., курсант Низалиев, бортовые техники лейтенанты Романов и Зайцев.
  • 1970 год. В 851 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-1, погиб командир увэ подполковник Борисов Н. В.
  • 24 августа 1979 года. В 851 увп на вертолёте Ми-2 погибли лётчик-инструктор лейтенант Лукьянов А. Ф., курсант Сабитов Р. И., бортовой техник прапорщик Ревин С. И.
  • 30 августа 1980 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погибли курсант Саламатин И. В., сержант Попков С. Е., бортовой техник прапорщик Егоров В. М.
  • 20 июня 1984 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ми-2, погиб лётчик-инструктор старший лейтенант Буйлов А. Н.
  • 20 января 1985 года. В 484 увп, из-за попадания в условия, в которых экипаж не был подготовлен, на вертолёте Ми-2, погибли майор Лоскутов В. А. и бортовой техник прапорщик Рябов В. Г.
  • 10 декабря 1987 года. В 626 увп, из-за столкновения с землёй, при попадании в зону тумана, в катастрофе Ми-24 погибли лётчик- инструктор старший лейтенант Козель В. Г., лётчик-оператор старший лейтенант Мицкевич А. С. и бортовой техник старший лейтенант Перминов С. В.
  • 6 мая 1988 года. В 484 увп, из-за отказа авиационной техники на вертолёте Ка-27, погибли лётчик- инструктор капитан Чекунин С. И. и курсант Тагин В. В.
  • 7 июня 1988 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб младший сержант Шемет Р. В.
  • 29 июня 1988 года. В 484 увп, из-за отказа управления на вертолёте Ми-8т, погибли командир увэ подполковник Селин В. В., правый лётчик капитан Прокофьев С. А. и бортовой техник лейтенант Кирихин И. В.
  • 9 июня 1989 года. В 484 увп, из-за разрушения в полёте главного редуктора на вертолёте Ка-27, погиб курсант Муллагильдин Р. М.
  • 20 сентября 1989 года. В 626 увп на вертолёте Ми-24 погиб лётчик-оператор лейтенант Турукин А. В.
  • 1 августа 1997 года. В 484 увп, из-за отказа управления в полёте на вертолёте Ми-24, погибли заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Никишин В. Я., курсант Никифоров Е. А. и ботовой техник старший лейтенант Суханов А. Ю.
  • 24 июля 2003 года. В 109 увп р.п. Безенчук, в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-8т, погибли лётчик-инструктор лейтенант Неверов Ю. П., курсант Кирюшин С. В. и бортовой техник прапорщик Иванов И. В.
  • 3 февраля 2009 года в 11:45 мск в 18 километрах от аэродрома Пугачев Саратовской области в ходе выполнения плановых полетов в связи с отказом авиатехники в полёте на вертолёте Ми-24, погибли старший лётчик-инструктор капитан Сафонов Сергей Викторович выпускник СВВАУЛ 2002 года, лётчик-инструктор лейтенант Карташов Илья Алексеевич выпускник СВВАУЛ 2008 года, и бортовой техник старший лейтенант Хубеев Ринат Рашитович выпускник Кировского ВАТУ 1997 года.[1]

Выпускники

См. также категорию: Выпускники Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков

См. также

Источники

Ссылки

dikc.academic.ru

История училища

history 001 Рождение нашего училища состоялось как Саратовской военной авиационной школы пилотов, которая была сформирована на основании приказа МО СССР № 0029 от 31 декабря 1969 года в живописных окрестностях города Саратова – в поселке СОКОЛОВЫЙ.

Anofriev

С назначением на должность начальника школы полковника АНОФРИЕВА Ивана Ивановича в декабре 1969 года для комплектования штатов учебного заведения начал прибывать офицерский состав. Пионерами нового дела были офицеры КВИТНИЦКИЙ Б.И., КОНДЫРЕВ С.М., МАРЬИН Г.К., ЛЕВЧЕНКО Ю.К, ЖЕЖЕЛЬ Ф.Е., БАБУШКИН В.С., ШАПТАЛА М.А., НЕСТЕРЧУК К.М., ЛИСЕНКОВ Л.А., РОЩУПКИН А.М., ЗАДОРОЖНЫЙ А.М., ЦВЕТКОВ Н.П., КУЛЕШОВ И.М., БОЧАРОВ М.Н., КУЗНЕЦОВ В.П., ЧАПТАРОВ В.М. и многие другие.

RidkiyПервым, еще в октябре, на территорию будущей школы прибыл капитан РЫДКИЙ Юрий Иванович. Он начал комплектовать комендатуру, которая готовила базу для формирования школы пилотов.

15 февраля 1970 года в состав школы вошли 131 учебный вертолетный полк и 297 батальон аэродромно-технического обслуживания. К исполнению обязанностей командира полка приступил подполковник САХАРОВ В.В. В последующем первым командиром был назначен подполковник ЖЕЛТОВ И.П. Jeltov Его заместителями в это время стали подполковник РАССУКОВСКИЙ А.М., капитан КУЛИКОВ Н.Г., ставший заместителем начальника училища по ИАС,подполковник БРЮЗГИН С.Т. first pailots

28 мая 1971 года в состав СВАШП вошли 437 учебный вертолетный полк и 744 батальон АТО, переданные из Сызранского ВВАУЛ. 437 отдельный вертолётный полк был сформирован на аэродроме Озннки Саратовской области 30 ноября 1962 года. Формированием руководил командир полка Герой Советского Союза полковник КАПРИН Д.В. Kaprin В соответствии с Директивой ГШ 437овп был переформирован в 437 учебный вертолётный полк и передан в состав Саратовского ВАУЛ.

3 сентября 1971 года в состав Саратовского ВАУЛ вошли 95 учебный вертолетный полк и 751 батальон АТО, переданные из Краснодарского ОВЛТУ, которые перебазировались из аэродрома Зерноград на аэродром Сердобск (Тащиловка) с 11 августа по 1 сентября 1971 года под руководством командира полковника Игнатова Е.П. Ignatov

С первых дней формирования школы велась большая работа по оборудованию военной базы, готовились преподавательские кадры, создавалась необходимая и прочная основа для подготовки специалистов вертолетной авиации. Самоотверженно трудился руководящий состав школы - полковник АНОФРИЕВ И.И., начальника штаба подполковник АХРЕМОЧКИН Ф.И., начальник политотдела подполковник ЕМЕЛЬЯНОВ Н.А., заместитель начальника по тылу КВИТНИЦКИЙ Б.И. и другие.

Была проведена работа по приему на различные должности рабочих и служащих Советской Армии. На протяжении многих лет добросовестно трудились в училище АРХИПОВА Н.И., БАРАБАШ Р.Е., БУСАРОВА В.П., ЖЕЛТОВА Л.И., ЗАДОРОЖНАЯ Е.П., КУРОЧКИНА Т.И., ЛЕВЧЕНКО Л.К., ЛИНКИНА Л.Н., МАЛЯВСКАЯ В.А., МАЛАХОВА В.А., СОШИНА З.А., СУЗДАЛЕВА Т.П., ТОПОРКОВА Л.А., УСОВСКИЙ Д.К., ШИВКОВА З.В. и многие другие.

history 002 В это же время из Сызранского ВВАУЛ были получены первые вертолеты Ми-1. Один из вертолетов перегнал будущий начальник Сызранского ВВАУЛстарший лейтенант БАЗАРОВ А.Ф. Saharov

12 июня 1970 года 131 полк приступил к плановым полетам. Первыми в воздух поднялись 12 июля полковник АНОФРИЕВ И.И., подполковник САХАРОВ В.В., подполковник БРЮЗГИН С.С. Этими полетами началась интенсивная летная работа.

В июле 1970 года начались вступительные конкурсные экзамены в Саратовскую школу пилотов. Начался первый год обучения курсантов для выпуска прапорщиков-пилотов по программе 2-х годичного обучения. Летом 1971 года начались курсантские полеты с двух аэродромов Сокол и Синицино на вертолетах Ми-1.

12 июня 1971 года Саратовская ВАШП была преобразована в Саратовское военное авиационное училище лётчиков с трехгодичным сроком обучения.

history 003 Большим событием в октябре 1972 года стал первый выпуск 160 пилотов – прапорщиков, 109 из них закончили училище в Сердобске на вертолетах Ми-4.

В 1972 году летчики училища оказывали помощь населению в ликвидации лесных и торфяных пожаров. Задача эта выполнялась в сложных погодных условиях, при ограниченной видимости.

10 ноября 1972 года 131 учебному вертолетному полку было вручено Боевое Знамя.

В это время началось формирование новых структур – филиалов учебно-летного отдела и батальонов курсантов. За это дело взялись первые руководители филиалов: в Озинках ст помощник начальника УЛО-нач.филиала подполковник Трофименко Анатолий Федорович, в Сердобске - подполковник Грязнов Евгений Иванович, затем подполковник Горобец Юрий Иванович, первые комбаты – подполковник Могулев И.А., подполковник Войнов Александр Васильевич и подполковник Ерманов И.А.

history 004 В 1973 году училище выпустило 231 офицера по трехлетней программе обучения с присвоением квалификации «пилот-техник», в 1974 году училище окончили по специальности «командная авиация вертолётов» с присвоением квалификации пилот-техник» 245 курсантов и 284 офицера и прапорщика экстерната.

Лучшие из выпускников тех лет были оставлены в училище летчиками-инструкторами. Бывшие выпускники, а потом командиры звеньев, эскадрилий СТРОГАНОВ А.С., ЧИСТИЧЕНКО А.В.(в последующем – командир полка и заместитель начальника УВВАУЛ), БАРКИН Т.П., ПОЛОНСКИЙ В.Н., КОЛИКОВ Н.А. (в последующем - начальник штаба УАО ПриВО) и многие другие главное внимание в своей работе с курсантами сосредотачивали на воспитании у них высоких морально-боевых качеств.

Знаменательным событием стало вручение училищу Боевого Знамени 14 ноября 1974 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1972 года. history 007

В соответствии с приказом МО СССР № 082 от 21.04.75г. с апреля 1975 года училище переходит на подготовку пилотов и старших бортовых техников-прапорщиков, продолжая одновременно подготовку и выпуск курсантов по программе ВАУЛ.

1976 год ознаменован в училище важным событием – переучиванием на новую авиационную технику – Ми-8т.

history 005 Летом 1975 года личный состав 3 увэ 131увп подполковника ХМЕЛЕВА В.В. командируется для переучивания на вертолеты Ми-8 в 626 увп Сызранского ВВАУЛ. Первыми на новом типе вертолета поднялись в воздух полковник ШАРАФУТДИНОВ З.Ш., подполковник РАССУКОВСКИЙ А.М. За большой вклад в дело организации и проведения переучивания личного состава полковник ШАРАФУТДИНОВ З.Ш. был награжден орденом «Красной Звезды». Основной личный состав проходил переучивание на базе училища. Была проведена и перегонка авиационной техники из Улан-Удэ в Сокол, старшими групп перегонки были те же офицеры ЛМО.

В 1977 году начальником училища был назначен полковник (генерал-майор авиации) ДЕМЕНДЕЕВ Геннадий Степанович. Demendeev

history 006 25 августа 1977 года училище было преобразовано в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ)

Офицеры учебного отдела вложили много сил, творческой энергии и организаторского таланта, чтобы учебная база отвечала современным требованиям. Большая заслуга в этом офицеров ЛИТВАКА В.Н., ГОРОБЦА Ю.И., ТРОФИМЕНКО А.Ф., БОРИСЮКА Л.В., БРАТИКА В.А., ХОРСУНА В.А., КУРОЧКИНА В.М., ВЕТРЕНКО Б.К., КОЛЮКА О.В., ГУСЕВА И.Г. и многих других, чьими руками создавались учебные аудитории, лаборатории.

history 008 Учебно-воспитательную работу с курсантами и слушателями вели высококвалифицированные преподаватели, среди которых были десятки кандидатов наук, офицеры, обладающие большим опытом практической работы в войсках. Лучшими среди них были офицеры ПРОШКИН В.П., ТЕРЕХИН А.П., СМИРНОВ Л.В., СОКОЛОВ А.Ф., ФЕДОСОВ М.В., СТЕПАНОВ Р.А., ЛАХОТЯ В.Н., ВЛАСОВ А.А., ТОПЧИЙ В.И., КОВАЛЬЧУК В.В., ВОВК С.Н., служащие СА ЛЕВИНА В.И., ЗЕЛИКСОН Р.Б., МУЛЛЕР Л.В., ИВАШЕНЦЕВ Г.А.,КОНДЫРЕВА Н.С. и многие другие.

history 010 В обеспечение безаварийной летной работы в процессе подготовки преданных Родине высококвалифицированных летных кадров большие усилия вкладывали партийные и политические работники частей и управления училища. Наиболее делово воспитательная работа с будущими летчиками в системе «курсант – инструктор – преподаватель», среди постоянного состава училища строилась в бытность начальников политотделов Шахунова А.А., Кондрашова В.И., Безбородова Н.М., заместителей командиров полков по политической части Михайлова В.В., Муругова В.П., Ермолаева М.Д. Воспитательная работа с курсантами в учебном отделе строилась особенно успешно при начальнике цикла - участнике Великой Отечественной войны полковнике Гусеве И.Г.

history 009 В 1979 году училищем произведён выпуск 175 лётчиков-инженеров и 189 пилотов-техников по программе экстерната.

С началом 1980 года на базе 131 полка велось переучивание офицеров-летчиков для командировки в ДРА с целью оказания интернациональной помощи. Личный состав всех категорий военнослужащих готовился и был готов убыть по первой команде для выполнения боевых задач.

1982 год проходил с высокой активностью по обучению слушателей из ДОСААФ. Полеты проходили очень интенсивно, днем и ночью. В мае училище выпустило 307 лётчиков-инженеров. В октябре 1982 года выпущено 162 пилота-техника по программе подготовки экстерном лётчиков армейской авиации.

В мае 1983 года училище выпустило 392 лётчика-инженера, а в октябре 1983 года выпущено 428 пилота-техника по программе подготовки экстерном лётчиков армейской авиации.

21 апреля 1984 года начальником училища назначен полковник (генерал-майор авиации) РЕСНЯНСКИЙ Вячеслав Иванович. Resnijnskiy

С 1984 года началось обучение курсантов полетам на предельно-малой высоте, строем, на практический потолок, на боевое применение. Учили выпускников тому, что необходимо на войне. 1 авиационная эскадрилья 131 УВП готовилась к групповым полетам ночью и к боевым действиям в составе эскадрильи днем в СМУ. Впервые 5 апреля 1985 года было выполнено ЛТУ эскадрильей днем в СМУ.

С момента образования училища, с организации первых полетов до заключительного летного дня самоотверженно работала инженерно-авиационная служба, обеспечив ежегодно от 50-и до 90 тысяч часов налета. Было успешно обеспечено переучивание летного и технического состава всех полков на новые типы вертолетов, перегонка большого количества авиатехники с заводов и других частей, освоено обслуживание всех видов боевого вооружения и оборудования вертолетов. Большое уважение летного состава заслужили начальники ИАС Саратовского ВВАУЛ Кондырев С.М, Борисюк Л.В, Куликов Н.Г, начальники ИАС полков Кириллов В.Б, Чуприн М.Н, Яналов Г.И, Макаров Е.И, Моргун В.И, Каниболоцкий Н.Н, Федорович В.Б, Солуянов В.П.

Тыловое обеспечение на протяжении всего функционирования училища имело огромные сложности. Слабая обустроенность трех гарнизонов, устаревшие их коммуникации, сложности поставок топлива для полетов, для котельных и многое другое требовали от таких офицеров, как начальники тыла училища Квитницкий Б.И, Ракитин А.М, Глазков Ю.С. обеспечения полной мобилизации сил тыла, личного примера самоотверженной работы. С такими сложными задачами офицеры тыла справились.

Много сил и энергии отдали для обеспечения связи и РТО училища офицеры Фурсов Г.К, Мирко А.Г, Шишкин В.А.

history 012 За проявленное мужество и отвагу при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан высокие звания Героев Советского Союза были присвоены выпускникам училища Майданову Николаю Саиновичу, Райляну Александру Максимовичу, Филипченкову Сергею Викторовичу. Сорок один военнослужащий только 131увп откомандировывались в ДРА.

Почетным солдатом 131 полка (приказ Министра Обороны СССР от 20 апреля 1985 года) стал дважды Герой Советского Союза маршал авиации Скоморохов Николай Михайлович. Он навечно зачислен в списки личного состава части.

history 011 В 1985 году по результатам боевой и политической подготовки училище признано лучшим в ВВС ПриВО, вторым среди ВУЗ ВВС, награждено переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ.

В конце 80-х при активном содействии Безбородова Н.М. была выпущена книга саратовского писателя–вертолетчика В.Казакова «Без права на смерть» о наших выпускниках, воевавших в Афганистане.

history 013

 

С конца апреля 1986 года военнослужащие училища принимали непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Уже 2 мая в Чернобыль убыли два экипажа 131 увп. Майор Кудрявцев А.И., старший лейтенант Парыгин М.В., лейтенант Газизулин А.Р. первыми летали непосредственно на реактор, саркофага еще не было. Офицеры выполняли поставленную задачу и думали о жизнях сотни тысяч попавших в беду людей.

Каждые два месяца отправлялись по три экипажа для выполнения работ до октября 1987 года. 38 военнослужащих только 131 увп прошло через Чернобыль. За свой героический труд в опасных условиях все они были удостоены правительственных наград.

Растущей требовательностью руководства страны к обеспечению безаварийной летной работы при невиданной интенсивности полетов всех родов авиации было вызвано создание в училище, как и в других, службы безопасности полетов. Возглавляли её последовательно подполковники Строганов А.С., Корнилов Ю.М. и Белитченко П.Т., которых отличала скрупулезность и преданность своей работе.

В 1987 году в училище налет составил 90217 (на обучение курсантов 58687) часов. Летчики 131увп впервые выполнили бомбометание бомбами ОФАБ-100.

В 1987 году училище выпустило 406 лётчиков-инженеров, в 1988 году - 409, в 1989 году – 415. В 1990 году училище окончили 261 летчик-инженер, успешно завершено летное обучение курсантов 2 и 3 курса.

history 014 Училище подвергалось проверке комиссией ГК ВВС по боевой и мобилизационной готовности в июле 1988 года и повторной проверке – в ноябре. Итоговая оценка - «хорошо». По результатам боевой и политической подготовки за 1988 учебный год училище заняло второе место среди ВУЗ ВВС.

По результатам боевой и политической подготовки за 1989 год училище заняло 1 место среди ВУЗ ВВС ПУрВО.

Весь личный состав училища гордится Героями, выпускниками Саратовского ВВАУЛ, которые и ныне в строю, продолжают верой и правдой служить в рядах Вооруженных Сил России, трудиться на благо Родины. Это Герои Советского Союза Райлян А.М. и Филипченков С.В., Герои России Алимов В.Р., Ихсанов Р.Р., Левашов С.А., Макаренков Л.В., Падалко В.А., Палагин С.В., Ставицкий Ю.И., Степанов В.Ф., Тарасов В.В, Федотов Е.М., Чухванцев В.Н.

При выполнении боевых задач на территории СКВО погиб славный сын нашего училища Герой Советского Союза Н.С.Майданов, ему посмертно присвоено звание Героя России. Проявив героизм при выполнении воинского долга, погибли выпускники училища Герои России Игорь Будай, Владимир Власов, Андрей Завитухин, Сергей Наточий, Андрей Орлов, Евгений Сизоненко, Илья Скрипников.

В соответствии с директивой ГШ, ГК ВВС от 16.10.90 г. №123/3/065 Саратовское ВВАУЛ было расформировано. В период расформирования временно исполняющими должности начальника Саратовского ВВАУЛ были полковник Шлыков А.И. и начальник тыла училища полковник Глазков Ю.С. Расформированием учебного отдела и, по силе возможности, трудоустройством преподавательского состава занимался начальник отдела полковник КИБАРДИН И.Г. и начальник ОЗО подполковник АРХИПОВ А.А. Большое количество офицеров и прапорщиков управления и учебного отдела были уволены в запас, служащие СА; уволены, часть офицеров убыли для прохождения службы в вновь формируемое управление авиации округа и в Уфимское ВВАУЛ.

sarvvaul.ru