Философское понятие структуры и понятие времени в философии. Время философское понятие


Тема времени в философии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»Кафедра «Философия, история и политология»СУРС

по философии

Тема: «Тема времени в философии».Выполнила:                                                                          

Студентка группы ГБ-11                                                     

Петрулева Е.В.                                                                           Гомель 2010

Содержание

Введение. 3

Этимологический корни. 8

Время у Аристотеля. 9

Представления о времени у Декарта. 11

Представления о времени у Канта и Гегеля. 11

Время в классической физике. 13

Время в теории относительности. 15

Равномерность времени. 16

Определение времени. 16

Литература. 19

Введение

О проблеме времени нельзя сказать, чтобы ее обделяли вниманием мыслители. Начиная с доисторических времен (эпос) мудрецы самых различных философских течений выдвигали всевозможные концепции времени. Их разнообразие не может не удивлять, потому что речь идет, в сущности, о понятии, которое на житейском уровне воспринимается каждым в общем-то одинаково. Казалось бы, что можно сказать о времени нового, если о нем говорят, и не только говорят, но и пишут, еще со времен Аристотеля? Однако говорят. Только за 10 лет в нашей стране было защищено 9 диссертаций: ([1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]): 8 кандидатских и одна докторская. Удивительно еще и то, что существует также астрономическая Служба Времени, да и институт, в котором я работаю, имеет одну из задач -- получение и изучение точного времени.

Время – это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже». Понятие времени выражает длительность и последовательность событий. Оно неразрывно связано с изменением, без которого, то есть без процессов, нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Время безразлично к тому, что именно изменяется, оно независимо от процессов. Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего и характеризуется прежде всего длением, течением и открытостью.Дление. Время длится – это означает, что настоящее существует. Смысл понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» содержит два компонента. Абстрактный компонент, остающийся жестким неизменным ядром понятия, является чисто временным, то есть касается существования. Конкретный компонент относится к событиям, наполняющим прошлое, настоящее, будущее, то есть к совершающимся процессам.Течение. Если происходят изменения конкретного наполнения настоящего, то говорят, что время течет. Открытость. Время течет в будущее, а события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания. Это свойство времени называют открытостью.В философских учениях о времени, в соответствии с их ценностной ориентацией, эти три проявления имеют различный вес: например, прошлое или будущее выходит на передний план, а настоящее остается в тени. Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека, составляя элемент непреложности в его судьбе, малоподвластный воле человека. Человек может не только познавать время, но и переживать его, отчасти управляя им. Время вплетено во все сферы бытия, потому определенное истолкование времени входит в разные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, науку, обыденное сознание. Время является измеряемым. Способы его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, исторические эпохи, процесс счета, часы (песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные и другие), биологические часы. Биологические часы как бы встроены в человеке. И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек – закономерный итог развития галактики, а потому может чувствовать ее ритмы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди. Обладает своими определенными ритмами и человеческий мозг. Процедура измерения времени осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того, чтобы можно было приложить эталон к измеряемому. Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час». Социальное время ─ форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С проявлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается, что негативно сказывается на здоровье людей.Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, «усмиряет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти. Ни одно философское учение не обходится без концепции времени. Специфична аристотелевская теория времени, которая не потеряла своего интереса и значения и в XX в. Наоборот, она стала актуальнее в связи с переносом в нашу эпоху проблемы времени из области физики в область философии и истории. Первое, что мы должны знать об аристотелевском времени, – это его связь с движением. Время есть число движения и мера движения. Но со временем связывается у Аристотеля далеко не всякое движение, а лишь круговое движение, и именно – движение небесных сфер (круговое представление о бесконечно протяженной линии). Исследование о времени стоит особняком в физическом трактате Аристотеля, но оно связано с обсуждением общих вопросов о первых принципах бытия. Аристотель начинает с выставления нескольких апорий относительно времени. Апории эти сводятся к тому, что времени, по-видимому, вообще не существует. «Что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию». Времени не удается обнаружить, если подойти к нему и с другой точки зрения. «Для всякой делимой вещи, если она только существует, необходимо, чтобы, пока она существует, существовали бы и ее части, или все, или некоторые, а у времени, которое делимо, одни части уже прошли, другие только будут, и ничто не существует. А «теперь» не есть часть, так как часть измеряет целое, и из частей оно должно слагаться; время же, по всей видимости, не слагается из этих «теперь». Третья апория заключается в очевидной противоречивости самого момента «теперь». «Если оно («теперь») всегда иное и во времени ни одна часть вместе с другой не существует, кроме объемлющей и объемлемой, как меньшее время объемлется большим, а не существующее сейчас «теперь», прежде бывшее, по необходимости когда-то исчезло, то и все «теперь» одновременно друг с другом не будут, а прежнее всегда должно уничтожаться». Аристотель установил, что время не есть движение, но и не может быть без движения, он кладет в основание времени отождествление в нашем сознании двух переживаний как сходных, в отличие от остальных. Мы распознаем время, «когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее, и тогда говорим, что протекло время, когда получим чувственное восприятие предыдущего и последующего в движении. Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними нечто, отличное от них; ибо тогда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два «теперь», тогда это именно мы называем временем, так как отграниченное моментами «теперь» и кажется нам временем. Это мы и положим в основание». Теперь Аристотель может дать свое определение времени. «Когда есть прежде и после, тогда мы говорим о времени, ибо время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему. Таким образом, время не есть движение, а является им постольку, поскольку движение имеет число».Многие ученые пришли к выводу, что аристотелевская теория времени в конечном счете неудовлетворительна, что она была бы намного более ясной, если бы Аристотель сказал, например, что время находится исключительно в сознании, или, наоборот, что оно находится исключительно вне сознания и не зависит от него. Между тем Аристотель не говорит ни того, ни другого. Получается, что время у него одновременно и продукт сознания и свойство движения, существующее независимо от сознания. Время не есть ни действительность, ни потенциальность, а и то и другое. Ни в какую определенную категорию включить его у Аристотеля не удается. Точно понять его и составить о нем ясное представление также не удается. Святой Августин также имеет свою теорию времени. Почему мир не был сотворен раньше? Да потому, что никакого «раньше» не было. Время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени; в боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Вечность бога изъята из отношения времени; в нем сразу наличествуют все времена. Он не предшествовал своему собственному творению времени, ибо это предполагало бы, что он существовал во времени, тогда как в действительности он вечно пребывает вне потока времени. «Что же такое время?» – вопрошает Августин. Прошедшее и будущее не имеют действительного существования, действительно существует только настоящее; настоящее есть только мгновение, а мы можем измерить лишь времена проходящие. Но ведь прошедшее и будущее времена действительно существуют, поэтому Августин заявляет, что прошедшее и будущее может быть осмыслено только как настоящее. У него мы находим первую и наиболее фундаментальную попытку рассмотреть человеческую память, дав с ее помощью новое – не характерное для античной философии – понимание времени. Если у греческих философов время рассматривалось сквозь призму жизни космоса и, прежде всего, связывалось с движением небесных светил, то Августин доказывает, что время – это достояние самой человеческой души. А поэтому даже если бы не было вообще космоса и его движений, но оставалась душа, то было бы и время. Условием возможности времени, по Августину, является строение нашей души, в которых можно заметить три разных установки: ожидание, чаяние, упование, надежда, устремленная к будущему, внимание, взгляд, воззрение, созерцание, прикованное к настоящему, и память, воспоминание, направленное на прошлое. Существует, заявляет Августин, три времени: «настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов, настоящее будущих предметов»По сравнению с теорией Августина теория времени Канта является более субъективной. Кант проблему времени рассматривает в связи с сознанием. Для понимания теории «субъективного времени», разработанной Кантом, он подчеркивает, что познание предметов есть деятельность. Эта деятельность протекает последовательно, т.к. «… при проведении прямой линии мы … последовательно определяем внутреннее чувство…». По мнению Канта, последовательность деятельности познания, мышления, восприятия предметов не исключает, а предполагает сохранение предыдущих частей, результатов или элементов деятельности - поэтому эта деятельность определяется как синтез. И в этой же связи Кант отмечает, что знание - это знание многообразного. Для Канта способы деятельности познающего сознания необходимо фиксировать через термин и понятие времени. При мысленном проведении, например, линии, очевидна последовательность проведения линии во времени. Способ деятельности сознания, состоящий в последовательном синтезировании предмета, может быть назван и назван у Канта временем. Время есть сама эта осуществляемая через деятельность сознания последовательность «схватывания», в терминологии Канта, или конструирование предмета. Поэтому «…время мы можем мыслить не иначе, как обращая внимание при проведении прямой линии… исключительно на действие синтеза многообразного, при помощи которого мы последовательно определяем внутреннее чувство и тем самым имея в виду последовательность этого определения». Кант необходимым образом связывает представление о времени с представлением о деятельности, активности сознания, сознание «знает» время постольку, поскольку оно мыслит линию, конструктирует предмет как явление. Для бездействующего сознания, очевидно, не может быть времени как своеобразной характеристики его самого. Последовательность определения предмета, по Канту, сохраняется и воспроизводится сознанием. Поэтому если бы «… я постоянно забывал бы… предшествующие части времени… у меня никогда не возникло бы целое представление… не образовались бы чистейшие и первые основные представления… о времени». Вне отношения к сознанию, к субъективной деятельности познания, с точки зрения Канта, нет и не может быть времени; т.е. не может быть никакого времени самого по себе. Время в собственном смысле – это в первую очередь нечто зависимое и производное от функции, или деятельности синтеза в познании. Время по сути дела - это определение, или даже название некоторых особых методов и способов субъективной синтезирующей деятельности познания предмета. Время как метод последовательного синтеза можно назвать необходимым и всеобщим способом, формой наглядного представления, созерцания предмета в сознании. Наглядность представления, созерцание отождествляется Кантом с чувственностью, именно поэтому время, с точки зрения Канта, есть форма чувственности. Время определяется Кантом и как созерцание. Это утверждение Канта нельзя трактовать в том смысле, что Кант считает возможным наглядное представление самого времени как такового. Время – не предмет созерцания и даже вообще не знание, это Кант специально оговаривает. В данном случае Кант определяет время как единое представление, как бы объемлющее, соединяющее собой многообразное конкретное содержание сознания. Время рассматривается в таком случае как своеобразная характеристика наглядного представления, созерцания предмета. Кантовский подход к исследованию времени был безусловно новым словом в философии и открывал для нее в изучении времени новый и весьма интересный угол зрения, новую область исследования. Дальнейшее развитие некоторых идей Канта прослеживается в наследии Хайдеггера. Концепция времени, предложенная М. Хайдеггером, очень сложна. Во многом именно за счет сложности его языка возникают трудности проникновения в ход его мыслей. М. Хайдеггер обнаруживает «фундаментальную роль понятия времени». Он пишет, что не только история, но и природа «имеют временной характер. Этой временной действительности в целом обычно противопоставляют вневременные предметы, которые являются темой, например, математических исследований. Наряду с этими вневременными предметами математики известны надвременные – вечные – предметы метафизики или теологии. В этом уже – совершенно схематично и грубо – проявляется то обстоятельство, что время представляет собой единый «индекс», различающий и отграничивающий предметные области вообще. Понятие времени раскрывает для нас способ и возможность такого разграничения универсальной сферы сущего. Это понятие так или иначе… становится путеводной нитью для вопроса о бытии сущего и о его возможных регионах; однако эта его принципиальная роль не получает отчетливого осознания… Таким образом, понятие времени – это совершенно особое понятие, связанное с основным вопросом философии». По Хайдеггеру, это «вопрос о бытии сущего». Одно из принципиальных положений концепции М. Хайдеггера заключается в том, что он предлагает для понимания сути времени соотнести временность с понимающим бытие присутствием. Речь идёт о присутствии человека в мире, его погруженности в бытие. При этом М. Хайдеггер подчеркивает, что для этого необходимо «ограничить добытое так понятие времени от расхожего понимания времени». Под расхожим пониманием времени он имеет в виду такое толкование времени, которое сложилось в традиционной концепции времени от Аристотеля до Бергсона и далее. Существенно подчеркнуть, что бытийственность, присутствие человека в мире Хайдеггер соотносит с временностью и при этом вырисовывается довольно важная, принципиальная функция времени. М. Хайдеггер пишет, что присутствие является таким способом, чтобы существуя понимать нечто подобное бытию.Хайдеггер обращается к понятию «подобное». Присутствие (существование) всегда связано с временностью. Отсюда можно сделать вывод, что именно временность обеспечивает отражение «подобное бытию». Не полностью адекватное отражение, не «удвоение» бытия, а продуцирование того, что «подобно бытию» – в этом одна из функций феномена времени. М. Хайдеггер отмечает при этом, что категория времени способна выполнять функции своеобразного «зеркала». В этом «зеркале» отражается внешний мир, но мир «преломленный» через сознание субъекта, и в этом же зеркале отражается субъективная, активная деятельность познающего субъекта.Фактор времени – это своеобразный фильтр. Действительно зеркальное отражение, как и всякая модель, – это всегда отражение неполное. Эту неполноту, «ущербность» отраженного можно несколько прояснить, используя понятие «фильтр». Фильтр что-то пропускает, что-то задерживает. В самом механизме фильтрации содержится нечто созвучное представлениям об отражении. Механизм процесса фильтрации зависит как от устройства самого фильтра, так и от природы того, что именно фильтруется. (В этой связи интересно отметить, что почти все основные внутренние органы человека включают в себя функцию фильтра.) Проблему взаимосвязи модусов времени принято называть проблемой становления. Хайдеггер не противопоставляет серию непрерывных «теперь» серии «прошлое» или «будущее». Элементы, частички ближайшего прошлого можно характеризовать как «тогда», а «тогда» или «раньше» – все равно что «теперь – уже не». Слова «потом» или «позже» равнозначны выражению «теперь – еще не». В слове «теперь» удерживается как бы частичка более раннего бытия во времени и вместе с тем раскрывается горизонт для реализации тех или иных действий в ближайшем будущем. После анализа в совокупности «теперь», «уже-не-теперь» и «еще-не-теперь» М. Хайдеггер делает вывод о том, что «являющее себя в такой актуализации есть время».В работе «Кант и проблемы метафизики» (1929), М. Хайдеггер вновь возвращается к проблеме связи прошлого, настоящего и будущего с познавательными способностями человека. Давая весьма своеобразную интерпретацию философии Канта, М. Хайдеггер говорит не о трёх временах, а о «тройственном единстве времени».В начале 20 века в Европе приобрело популярность учение французского философа А.Бергсона. Позже Н.Винер в своей «Кибернетике» связал концепцию А Бергсона с некоторыми поворотными моментами в развитии науки XX века. «…Переход от ньютонова обратимого времени к гиббсову необратимому получил философские отклики. Бергсон подчеркнул различие между обратимым временем физики, в котором не случается ничего нового, и необратимым временем эволюции в биологии, в котором всегда имеется что-то новое».Одна из глав «Кибернетики» Винера называлась «Ньютоново и бергсоново время». Имелось в виду то, что А.Бергсон одним из первых в философии XX века сделал предметом исследования специфику времени, переживаемого человеком как живым организмом, сознательным существом. Такое «субъективное» время – необратимое, текущее целостным потоком, емкое – он назвал «длительностью». И высказал предположение, в немалой степени созвучное теории относительности: из создаваемого человеком образа времени, из понимания времени мира (объективного времени) нельзя вычесть влияние длительности. Интеллект, отмечал Бергсон, склонен рассматривать время по аналогии с пространством, разлагая его на отдельные моменты, а потом слагая время из «омертвленных» единиц, приписываемых самому миру. Преодолеть эту ограниченность, по Бергсону, под силу только интуиции: она позволяет освоить специфику времени как целостного потока, включенного в необратимую человеческую жизнь, понять его именно как длительность. Бергсона особо интересовали и были им достаточно глубоко рассмотрены такие механизмы сознания, как, например, память, благодаря которой возможно оживление уже утраченного времени и предвосхищения будущего. Понимание времени А.Бергсона оказало немалое влияние на всю философскую мысль нашего времени. В данной работе рассмотрены основные теории времени (Аристотеля, Августина, Канта, Хайдеггера, Бергсона). Как уже было сказано, ни один философ не обошел в своих размышлениях понятие времени. Поэтому, о теории времени можно говорить очень долго. Рассмотренные теории, конечно, не в полной мере показывают представление человечества о времени, но они, несомненно, во многом повлияли на его формирование и развитие.

Итак, сформулируем задачу исследования: выяснить что понимают различные философы под временем, какие ассоциации время у них вызывало, как это влияло на их концепцию времени.

www.coolreferat.com

Время (в философии)

Вре?мя — одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.

В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее существуют теории с симметричным временем, например, теория Уилера-Фейнмана.

Философские концепции

  • Согласно мифологическому мировоззрению время циклично, оно представляет собой неизменное повторение уже бывшего. Прошлое служит образцом для настоящего. Будущее является повторением настоящего. Единицы времени служат для измерения расстояния. Время неоднородно. Особой частью является время, когда первопредки создавали мир.
  • В монадологии Лейбница время (как и пространство) субъективны — это всего лишь способы восприятия монад.
  • В философской системе И. Канта время рассматривается как априорная (доопытная) форма чувственного созерцания. И. Кант: «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта…Время есть чистая форма чувственного созерцания…Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния…Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще…Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения».
  • В философии Г. В. Ф. Гегеля время и пространство являются категориями абсолютного духа. Г. В. Ф. Гегель: «Пространство представляет собой следующее противоречие: оно обладает отрицанием, но обладает им так, что это отрицание распадается на равнодушные друг к другу прочные существования. Так как, следовательно, пространство представляет собой лишь это внутреннее противоречие, то снятие им самим его моментов является его истиной. Время и есть наличное бытие этого постоянного снятия; во времени, следовательно, точка обладает действительностью».
  • В философии А. Бергсона первоосновой всего является длительность — чистая нематериальная сущность. Время является одной из форм проявления длительности в нашем представлении. Познание времени доступно лишь интуиции. А Бергсон: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность — это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед».
  • В диалектическом материализме время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отделённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие. В. И. Ленин: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней».

www.all-tests.ru

Философское понятие пространства и времени

Философское понятие пространства и времениВ рамках изучения философии есть смысл рассмотреть философское понятие пространства и времени. Философия ищет ответы на вопросы о соотнесении пространства и времени, о возможности их независимого друг от друга существования, о наличии оснований для предположения о существовании пространства и времени вне нашего сознания и т.д.

Время — это порядок связей и отношений между сменяющими друг друга материальными состояниями, длительность этих состояний и их последовательность. Пространство — это координированная посредством множества отношений совокупность объектов материальной действительности, их расположение по отношению друг к другу. Пространство выражает протяжённость конкретных материальных объектов и порядок их расположения.

Выделяют следующие основные характеристики пространства и времени:

1) Дискретность и непрерывность (непрерывность выражается через длительность пространства и времени, дискретность — через смену их состояний и структурность).

2) Абсолютность и относительность (это свойство подтверждается тезисом о бессмысленности бытия вне пространства и времени и относительным характером наших представлений о явлениях пространства и времени).

3) Бесконечность и безграничность (данное свойство определяется неразрывной связью пространства и времени с непрекращающимся движением материи).

4) Объективность (здесь подчёркивается независимость пространства и времени от сознания людей).

Существуют две основные концепции представления пространства и времени: субстанциональная и реляционная.

Первая существовала со времён Аристотеля. Аристотель определял пространство как множество мест, распределяемых между физическими телами. Время связывалось им с изменением и движением тел. Согласно субстанциональной концепции, пространство и время представляют собой самостоятельные сущности.

Утверждение в науке второй концепции связано с именем Альберта Эйнштейна. Он рассматривал понятие относительности наряду с понятиями пространства и времени. Разработанная физиком специальная теория относительности подчёркивала, что события, одновременно произошедшие в одной инерциальной системе отсчёта, не будут являться одновременными в рамках другой системы отсчёта, совершающей движение относительно первой. Благодаря возникновению этой идеи пространственно-временная система координат становится трёхмерной. В ней три координаты пространственные и одна — временная.

Далее А. Эйнштейном была развита общая теория относительности. Описываемые в ней гравитационные уравнения демонстрируют одновременно и соотношения пространства и времени, и гравитационное поле. Общая теория относительности устанавливает отношения зависимости гравитационного поля от распределения в нём материальных масс.

bruyaka.ru

Понятие времени

    1. Понятие времени в античной философии

В классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса, а потому порой отождествляется с движением небосвода. Платон анализирует понятие времени в контексте деления всего сущего на бытие и становление. Первое существует вечно, второе возникает и исчезает во времени. Время есть подвижный образ вечности, подобие вечности в эмпирическом мире становления. Платон мыслит время как категорию космическую: оно творится вместе с космосом, явлено в движении небесных тел и подчиняется закону числа.

Платон впервые в истории философской мысли попытался дать метафизическое обоснование понятия времени, сопоставив его с вневременной вечностью. Время, таким образом, предстало как подобие вечности в эмпирическом мире становления и, стало быть, как нечто не только отличное от вечности, но и причастное ей. У Платона же вечность и время строго различаются: вечность есть образец, или прообраз, а время – только ее образ, который не может быть понят безотносительно к прообразу.

Таким образом у Платона при осмыслении природы времени сопрягаются множественное и единое: время не может ни существовать, ни быть постигаемым без связи с вечностью.

Среди античных философов Аристотель в IV книге «Физики» дал наиболее обстоятельный и развернутый анализ времени. Согласно Аристотелю, космос существовал всегда, он не имел начала и не будет иметь конца. Время, как отмечает Аристотель, представляется прежде всего каким-то движением и изменением, и не случайно некоторые философы отождествляли его с движением небосвода. Но тем не менее его нельзя отождествить с движением, ибо движение может быть быстрее и медленнее, а время нет, так как медленное и определяется временем. Значит, время не есть движение, но, с другой стороны, оно не существует и без движения.

Как и Платон, он связывает время с физическим движением, а меру времени - с равномерным движением небосвода. Однако, в отличие от своего учителя, Аристотель нигде не сопоставляет время с вечностью. Так, говоря о том, что существует не во времени (как, например, математические и логические истины, сохраняющие свою значимость независимо от времени), Аристотель никогда не употребляет слово вечность, а предпочитает слово всегда. Размышляя о природе времени, Аристотель не обходит своим вниманием и вопрос о том, является ли время возникшим и, соответственно, имеющим свой конец, или же оно безначально и бесконечно. Философ считает этот вопрос достаточно серьезным и рассматривает аргументы в пользу как первого, так и второго утверждения. В конце концов он приходит к выводу, что время не может возникнуть и что оно существовало всегда, так же как и движение.

1.2.Средневековые концепции времени. Фома Аквинский

Первый и важнейший тезис Фомы касается различения времени и вечности. Разъясняя природу вечности и времени, Фома показывает, что вечность предполагает единство, в отличие от времени, условием возможности которого является множественность и разделение на части. Идея вечности, согласно Фоме, связана с началом неизменности, тогда как идея времени - с движением и изменением.

studfiles.net

Философское понятие структуры и понятие времени в философии — Философия

Просмотров: 761

Понятие структура философии довольное широко и до сегодняшнего дня является весьма спорным вопросом, существуют разные точки зрения на предмет изучения и его состав.Принято выделять несколько основных разделов теоретической философии:

  1. Гносеология, которая рассказывает о познании мира;
  2. Онтология, которая рассказывает о бытии;
  3. Диалектика, рассматривающая аспекты развития;
  4. Герменевтика, старающаяся толковать знания;
  5. Аксиология, которая рассказывает о ценностях.
  6. Гносеология изучает выявление условий достоверности знания, отношение знания к реальности.
  7. Онтология рассматривает вопрос существования основы для взаимодействия вещей в материальном мире.
  8. Диалектика отражает общие закономерности процесса развития предметов и явлений.
  9. Герменевтика исследует теорию и практику интерпретации тех или иных знаний.
  10. Аксиология – это учение о происхождении ценностей, их сущности, функциях и типах.

Философское понятие структура включает в себя:

  • Этическую науку;
  • Эстетическую науку;
  • Логику;
  • Теоретическую (систематическую) философскую науку;
  • Науку социальную;
  • Философскую историю.

Понятие структуры времени в философии

На протяжении многих тысяч лет люди стремятся познать природу времени, но по сей день не могут этого сделать. Существуют лишь точки зрения людей на время в разных культурах и науках. Но время — это важное понятие человеческого мышления, очень многие философы рассматривали его как что-то объективное. Есть и мыслители, определяющие время только как субъективное понятие, которое присуще человеческому сознанию.Самым простым понятием времени в философии является то, что время – необратимый процесс перемещения из прошлого в будущее. Это форма, в которой протекают все психические, органические и механические процессы.

На первых этапах развития человечества философское понятие времени имело циклический характер и определялось лишь восходом и заходом Солнца, а также сменой времен года. Также в более поздний период выработалось более совершенное представление о времени. Затем была открыта связь между пространством и временем.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ….

Философское понятие времени всегда неразрывно связано с вопросом о соотнесении пространства и времени, а также о возможности их независимого существования друг от друга.

Назовем основные структуры философии пространства и времени:

  • Бесконечность и безграничность;
  • Объективность;
  • Непрерывность и дискретность;
  • Абсолютность и относительность.

Существуют две концепции такого представления — это реляционная и субстанциональная.

Реляционная концепция понятия философии – это порядок, внутренние измерения объектов и явлений природы, которые складываются из-за их взаимодействия.

Субстанциональная концепция – это непосредственно формы бытия, полностью автономные от вещей и явлений, помещенных в них.Наука философия рассматривала, и будет рассматривать человека и его бытие применимо к духовным и материальным отношениям. Поэтому проблемы, изучаемые этой наукой, остаются прежними: разнообразие Вселенной; происхождение мира; рождение человека.

Смотреть на видео философское понятие структуры

filosofia.ru

Определение времени в физике, философии, психологии и литературе

В статье рассказывается про определение времени в различных областях науки, о том, что это такое и как оно может быть относительным.

Начало

Принято считать, что наши древние предки походили на нас лишь внешним видом, да и то весьма отдаленно. И что все привычные для нас человеческие качества, суждения и психологию они приобрели лишь с появлением вида Homo sapiens. Но с таким рассуждением можно поспорить. К примеру, ученые находили могилы наших человекоподобных предков возрастом в несколько миллионов лет, и было установлено, что к местам погребения приносили даже цветы!

При всей невероятности факта - это правда. У могил были обнаружены следы скоплений пыльцы растений, которые произрастали совсем в других местах. А значит, у наших предков уже тогда сложились какие-то представления о загробном мире. Возможно, именно абстрактное мышление и воображение являются той гранью между животным и человеком.

Виды

определение времени

Определение времени можно отнести к целому ряду вещей и дисциплин, таких как физика, психология, философия, литература и искусство. В классическом же понимании это величина, определяемая сроком какого-то процесса: будь то распад радиоактивного элемента в атомных часах или движение планеты вокруг своей оси - смена суток. В статье мы подробно разберем каждое из них. Начнем с самого простого.

Метрологическое

В метрологии определение времени производится по трем параметрам. По координатной оси, когда определение происходит по какой-то шкале или берет свой отсчет в зависимости от тех или иных данных. К примеру, всем известные календари, часы, хронометры, местное и всемирное время.

Второй тип - относительный. В этом случае измерение происходит между моментами каких-либо двух событий. К примеру, между утренним пробуждением и отходом ко сну.

Ну и третий и последний параметр - субъективный. Он измеряется по нескольким разночастотным процессам. Если говорить проще, это именно тот случай, когда в зависимости от ситуации время для человека длится с разной скоростью, субъективно для него.

Именно это самые распространенные примеры такого сложного понятия. Но можно ли дать определение времени? Ведь это одно из универсальных свойств материи наряду с пространством.

Толковые словари

определение слова время

Если прибегать к помощи словарей, то можно увидеть, что каждый автор и составитель применяет хоть и близкое другим, но свое объяснение того, что такое время. К примеру, Ожегов дал этому следующее определение: «Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет». Именно в этом заключается литературное определение слова "время".

Философия

В этой науке все несколько сложнее, и на вопрос о том, что такое время, каждый философ отвечает по-своему. Но к счастью, существует и общепринятое определение. Согласно энциклопедии, время в философии - это необратимое течение событий, которое движется из прошлого через настоящее и стремится в будущее.

Этой проблемой задавались еще античные деятели науки, и споры не утихают и по сей день, спустя несколько тысяч лет. И одним из первых, кто задумался над этим, был всем известный Платон.

Согласно его трудам и представлениям, время в философии — это (определение было дано им так) «движущееся подобие вечности». А несколько позже его идеи развил и дополнил не менее мудрый Аристотель, назвав время «мерой движения».

Психология

время в философии это определение

В психологии все несколько проще. И течение времени или иные его проявления измеряются исключительно наблюдателем. Проще говоря, как уже было сказано, для всех время идет по-разному. Когда мы раздражены, утомлены или занимаемся монотонной нелюбимой работой, оно тянется гораздо медленнее, чем обычно, будто специально. И наоборот – когда настроение отличное и ничто не тревожит, с удивлением замечаешь, как незаметно оно летит.

Так что поговорке «влюбленные часов не наблюдают», есть весьма научное обоснование – при таком состоянии концентрация эндорфина (гормона счастья) в крови значительно повышается, и время идет быстрее.

что такое время в физике определение

Если брать за основу законы классической физики, то это непрерывная величина, которая ничем не определяется. А для удобства в жизни в качестве основы для его измерения берется определенная последовательность событий, к примеру, периоды вращения Земли вокруг своей оси, Солнца или работа часового механизма.

Но самое интересное начинается, если подробнее рассмотреть релятивистскую физику. Согласно ей, время имеет свойство замедляться или ускоряться, и это не фантастика: с подобными явлениями мы сталкиваемся каждый день в повседневной жизни, но они столь мизерны, что мы не замечаем.

Проще говоря, время может замедляться и ускоряться под влиянием сил гравитации. К примеру, на первом этаже небоскреба и на последнем часы будут идти с разной скоростью, но в обычных условиях этого никак не заметить, настолько маленькой будет разница. Но если их поднести к черной дыре, то ход их по сравнению с оставленными на Земле будет все медленнее.

Время. Литературное определение

Если брать за основу произведение, то это предпосылка сюжетного развертывания. Как и в реальности, в художественной литературе оно развивается из прошлого в будущее. Но иногда используются специальные приемы типа вставок из прошлого героя или героев.

fb.ru

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ

Попробуем представить себе философское понятие времени! Г.П. Аксенов, в работе «ПРИЧИНА ВРЕМЕНИ» (Москва. Эдиториал. УРСС. 2000), пишет: «Что такое время? Никакого более отчетливого ответа на такой вопрос кроме как: “Время – это то, что измеряется часами”, – сейчас в нашем знании нет, не существует. По общему мнению ученых, время, как и пространство, есть неопределимые понятия. (В Москве, сначала при Московском обществе испытателей природы, затем при Московском университете уже в течение шестнадцати лет идет семинар “Изучение феномена времени”. Сам по себе случай во всей научной жизни, по-видимому, уникальный. Конечно, есть периодические симпозиумы по различным проблемам времени, собирающиеся по случаю или более-менее регулярно. На московском семинаре заслушиваются доклады еженедельно или каждые две недели в течение всего учебного года, не считая некоторых других специальных сессий. Создал семинар и бессменно руководит им старший научный сотрудник биологического факультета МГУ Александр Петрович Левич. В последние годы началось издание трудов семинара, которые переводятся на английский. Вот вывод А.П. Левича из предисловия к последней книге, выпущенной авторским коллективом семинара: “Время – одна из немногих неуловимых и неподвластных человеческой воле сущностей мира, которая волнует чувства и умы современников не меньше, чем их далеких предшественников... В нынешнем естествознании время – исходное и неопределимое понятие”. (Гнеденко, 1996, с. 6).) Но если время есть просто миф, как, например, “ангелы” или “ад”, тогда почему оно применяется в науке? Если оно есть просто слово, философское понятие, чисто умственная идеальная конструкция, прикладываемая к действительности, аналогичная таким категориям как “возможность” или “качество”, которые ничем не измеряются, то почему оно измеряется? Может быть, оно есть обыденное человеческое ощущение, такое, например, как “кислое”, “сладкое”, “соленое”? С таких “проб”, правда, началась химия, остатки чего мы видим в языке: “кислород”, “мягкая вода”. Не есть ли оно предмет обыденного знания, аналогичное понятиям “небо” или “горизонт”, давно устаревшим и исчезнувшим из научного обихода? Но все-таки символы в любой научной формуле, означающие время и пространство – “t” и “l”, не есть отпечаток ни религиозных чувств, ни философское понятие, ни субъективный опыт наших чувств, но что-то относящееся к объективной природе. Время течет как-то одинаково для всех, абсолютно строго и все уточняется приборами для потребностей научной, государственной и общественной жизни. Чуть не поминутно мы думаем, вспоминаем о такой неопределенной материи как время, а говоря с другими, то и дело обсуждаем сроки, периоды, рубежи времени; мы спешим, чтобы успеть, мы медлим и делаем еще тысячи вещей, связанных с течением времени. В частотном словаре русского языка среди значимых знаменательных слов слово “время” стоит на третьем месте, а если сложить его еще с одним почти столь же употребимым – “год”, то они выйдут на первую позицию, оттеснив то слово, которое мы употребляем, как оказалось, всего чаще – “я”. Несмотря на такую частоту употребления слова “время”, большая доля книг и статей о нем написана очень тяжелым языком, неудобно выговариваемыми словами. Ни в одной другой области философии и науки нет такого нагромождения собственной, авторской, не общепринятой терминологии, как здесь. Собственно говоря, путаница и взаимное непонимание возникает потому, что самой науки о природе времени и пространства нет. Есть наука об измерении времени и пространства и тут все проще, техническая сторона заменяет понятийную. Но никакой отдельной “темпологии”, “хрономии” или еще чего-нибудь в таком духе нет, не сложилось. Область эта еще должна отделиться из философии. Собственно говоря, сугубая сложность и путаница есть показатель невыделенности, нерожденности науки. Она все еще тащит за собой плаценту философских понятий, силится стать на ноги, то есть заменить философские категории на твердые научные термины. Во всех общедоступных словарях ставится вопрос о “сути”, “сущности” времени. Все хотят прямо сказать, что оно такое. Однако этот вопрос не подъемен, потому что ответ крайне неясен и сводится к тому, что время – это что-то вроде абстракции, указывающей на всеобщее течение всего.»

www.rudomill.narod.ru