Антипенные присадки для тосола


Присадки для антифриза. Восстанавливающая присадка CLB Wako's

Наименование (артикул): CLB

Присадка в антифриз (тосол) восстанавливает рабочие характеристики охлаждающей жидкости, антикоррозийные, противопенные и антикавитационные свойства антифризов, в том числе и после длительного срока их эксплуатации (2 - 3 года). Увеличивает срок службы антифриза, применяется независимо от его типа и марки, в том числе добавляется в зеленый, красный и другие виды. Произведена в Японии компанией Wakos. - Резко улучшает антикоррозийные свойства охлаждающей жидкости, содержит комплекс неаминовых средств и веществ, связывающих ионы металлов. Использование данной добавки не зависит от материала радиатора (алюминий, медь, латунь и т.д.), двигателя (алюминий, чугун, сталь и т.п.) и других узлов. - Повышает антипенные свойства долговечной охлаждающей жидкости, что повышает эффективность охлаждения или прогрева двигателя и предотвращает кавитационный износ насосов, гильз цилиндров и прочих деталей.

 

Применение и меры предосторожности:

    • - 1 ёмкость этой добавки в антифриз применяется на 5 – 10 л охлаждающей жидкости, заливка осуществляется через крышечку радиатора.
    • - Присадка CLB не снижает температуру замерзания долговечной охлаждающей жидкости.
    • - При сильной ржавчине или многочисленных жидких отложениях внутри радиатора перед применением данной добавки необходимо промыть радиатор.
    • - В случае всплытия после заливки маслянистых субстанций применение присадки CLB прекращать не надо, так как эти субстанции представляют собой сгустки антипенных средств, которые растворятся во время работы двигателя.
  • - После высыхания CLB остаются антипенные средства и другие органические вещества, которые являются очень скользкими, поэтому воздерживайтесь от применения данного продукта для двухколёсных транспортных средств, участвующих в гонках.
ПараметрыОсновные свойстваПлотность 15˚С г/см3 Внешний вид Точка кипения ˚С Плотность при 20˚С г/см3 при 100˚C сСт Коэффициент вязкости Температура замерзания ˚С Щелочной резерв мл Кислотность (исходный раствор/5-процентный водный раствор)
0,9333
Светло-жёлтая прозрачная жидкость
108
1,197
23.65
65
Не более -15
62,4
8,1/7,5

Присадка в охлаждающую жидкость CLB Wako's начинает смешиваться с рабочей жидкостью (антифризом) сразу, как ее зальют через крышку радиатора. Однако часто CLB заливают через расширительный бачок. В этом случае время смешивания присадки с антифризом удлиняется, поскольку оно происходит во время нагрева / остывания системы охлаждения (вследствие расширения / сжатия жидкости в бачке). Так как теоретически рассчитать это время невозможно, компания Wako's провела лаюлраторные исследования, в ходе которых оценила предельный период смешивания присадки с рабочей жидкостью.

1. Расположение и роль расширительного бачка

У таких компонентов охлаждающей системы, как радиатор, трубчатая система, «рубашка охлаждения» радиатора, есть определенный объем. Таким образом, необходимо урегулировать сужение и расширение, которое происходит в результате изменения температуры жидкости системы охлаждения. На практике расширительный бачок обычно контролирует излишки жидкости системы охлаждения транспортного средства

2. Период времени до равномерного распределения

Опытным путем мы установили, что полностью CLB равномерно распределяется в жидкости системы охлаждения внутри расширительного бачка после 20-30 циклов сужения и расширения охлаждающей жидкости. В виду чего, мы сделали вывод о том, что залитый во внутрь расширительного бачка CLB демонстрирует свою изначальную эффективность в течении 1 недели при частой работе двигателя, и в течении половины месяца при обычной его работе. Кроме того, в случае с грузоподъемником, у которого температура жидкости ниже, чем у автомобиля, СLB демонстрирует достаточное распространение в системе охлаждения в течении половины месяца.

К тому же, смесь жидкости системы охлаждения и CLB на компонеты не разделяется, поэтому мы делаем вывод, что даже при залитии присадки в резервный бачок CLB действует достаточно эффективно.

3.Экспериментальным путем оценим распространение CLB при изменении температуры двигателя.

В нижеперечисленных пунктах показана оценка того, с какой скоростью и частотой совершается циркуляция жидкости внутри расширительного бачка

  • I. Расширительный бачок достаточно пропускает через себя проток жидкости
  • II. В работающем двигателе температура жидкости то повышается, то понижается много раз (повторяющееся нагревание)
  • III. Была измерена концентрация охлаждающей жидкости в расширительном бачке и радиаторе, и сопоставлена с концентрацией в ходе предварительных проверок

※Посчитали количество циркуляций равномерного распространения через количество повторяющихся нагреваний и концентрацию внутри бочка ※Затем измерили концентрацию в радиаторе и в бочке, после нормальной работы двигателя в течении заданного периода времени.

 

Оценка товара на примере грузоподъемника

Транспортное средство (машина): Komatsu FD20-1Kl двигатель D95

объем охлаждающей жидкости:9л

Условия нагрева: если за 20〜30минут работы температура жидкости повышается до 75°C , затем охлаждается и это повторяется 5 раз

Условия применения:несколько раз в день при умеренном использовании. В случае с грузоподъемником – время работы, груз.

Дни использования

Концентрация жидкости охлаждения

Процентная концентрация(%)

(T) /( R)

Внутри радиатора(R)

Внутри расширительного бочка(T)

Сразу после замены(17 сентября)

15

0

0

После повторных нагреваний (5 раз)

 

2.4

16.0

14 дней спустя (30 сентября)

14.2

14.2

100.0

■За время 5-разовой циркуляции жидкости 2.4/15=16.0%. Но для равномерного распространения жидкости требуется 31 раз циркуляции жидкости.

■Концентрация жидкости охлаждения внутри расширительного бочка увеличивается в течение 13 дней так же как и в радиаторе на 100%, если заливать жидкость через расширительный бочок, и за это время (13 дней) происходит полное распространение.

 

Оценка поддержанного автомобиля (легкового)

Автомобиль: Suzuki - La / пан (HE21S: двигатель K6A турбо)

Объем охлаждающей воды: 3.4L

Условия пробега: двигатель перестает нагреваться, когда его температура поднимается до максимальной отметки (98C), затем происходит понижение температуры жидкости снижение до 50 ° С

Циркуляция работы двигателя повторяется так 5 раз. Условия пробега: например расстояние до работы (туда и обратно 12 км) + Rejiya

 

Дни использования

Концентрация жидкости охлаждения

Процентная концентрация(%)

(T) /( R)

Внутри радиатора(R)

Внутри расширительного бочка(T)

Сразу после замены(17 сентября)

17

0

0

После повторных нагреваний (5 раз)

 

5.7

33.5

14 дней спустя (30 сентября)

15.0

12.2

81.3

 

■За время 5-разовой циркуляции жидкости 5.7/17=33.5%.Но для равномерного распространения жидкости требуется 1 раз циркуляции жидкости.

■Концентрация жидкости охлаждения внутри расширительного бочка увеличивается в течение 13дней так же как и в радиаторе на 81.3%, и распространение происходит более 13 дней.

 

Оценка поддержанного автомобиля (компактные автомобили)

Автомобиль: Toyota - Vitz (NCP91: двигатель 1NZ-FE)

Объем охлаждающей жидкости: 4,8 л

Условия нагрева: двигатель перестает нагреваться, когда его температура поднимается до максимальной отметки (98C), затем происходит охлаждение температуры жидкости до 50 ° С

Циркуляция работы двигателя повторяется так 5 раз. Условия пробега: например расстояние до работы (туда и обратно 8 км) + Rejiya

Дни использования

Концентрация жидкости охлаждения

Процентная концентрация (%)

(T) /( R)

Внутри радиатора (R)

Внутри расширительного бочка (T)

Сразу после замены (17 сентября)

28.0

0

0

После повторных нагреваний (5 раз)

 

7.0

25.0

13 дней спустя (29 сентября)

26.0

23.0

88.5

 

■За время 5-разовой циркуляции жидкости 7.0/28. 0=25. 0%.Но для равномерного распространения жидкости требуется 20 раз циркуляции жидкости.

■ Концентрация жидкости охлаждения внутри расширительного бочка увеличивается в течение 13дней так же как и в радиаторе на 88.5%, и распространение происходит более 13 дней.

wakos-oils.ru

Всё об антифризах - Антифриз

Основная задача антифриза – понизить температуру замерзания охлаждающей жидкости. Жидкости, используемые в современных антифризах – это этиленгликоль и пропиленгликоль. Чаще всего в автомобильных антифризах используются продукты этиленгликоля, потому что они дешевле, чем продукты пропиленгликоля. Тем не менее, в некоторые случаях, требуется меньше токсичных продуктов охлаждающей жидкости и это привело к использованию пропиленгликоля. Сравнительные свойства примерно одинаковы для этиленгликоля и пропиленгликоля и приведены ниже. Свойства чистой воды показаны для сравнения.

 

 

 

Таблица — Свойства этиленгликолевого, пропиленгликолевого антифриза против воды Свойства Этиленгликоль (в процентах по объему) Пропилен гликоль (в процентах по объему) Чистая h3O
Концентрация гликоля 40 50 60 40
Удельный вес, 16 °C 1.062 1.076 1.088 1.038 1.0
Температура замерзания °C -24 -37 -52 -21 0
Точка кипения °C при атмосферном давлении 106 108 111 104 100

Дополнительные эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости, на которые влияет использование антифриза – это точка кипения и паровое давление. Антифриз снижает паровое давление, что благотворно сказывается на уменьшении точечной коррозии в результате кавитации. Это особенно важно для двигателей с мокрыми гильзами.

50/50 смесь антифриза и воды обеспечивает оптимальные температуры кипения и замерзания для защиты двигателей. Антифриз в концентрации, превышающей 60 % не рекомендуется использоваться, кроме как в арктическом климате, так как это увеличивает возможность формирования геля в охлаждающей системе, что приводит к выпадению силикатов из раствора. Тем не менее, концентрация антифриза менее чем 40 % увеличивает вероятность замерзания охлаждающей жидкости, количество присадок в такой жидкости недостаточно для защиты от коррозии и кавитации. Таким образом, практически все ведущие производители двигателей, рекомендует диапазон содержания антифриза от 40 до 60 %.

Не рекомендуется использование безводных охлаждающих жидкостей (охлаждающие жидкости, не содержащие воды). Эти охлаждающие жидкости имеют худшие свойства теплообмена, которые могут привести к повышенной температуре двигателя. Высокая температура двигателя может вызвать разжижение смазки и стать причиной износа.

Требования к качеству воды

При необходимости разбавления антифризов, необходимо применять дистиллированную воду. Если дистиллированной воды нет, качество используемой воды должно соответствовать всем требованиям, перечисленным ниже. Повышенный уровень кальция и магния способствуют возникновению проблемы накипи, а избыточный уровень хлоридов и сульфатов может стать причиной коррозии системы охлаждения. В случае применения водопроводной или природной воды, уровни содержания в ней включений, не должны превышать указанных пределов для использования в системах охлаждения.

Таблица – Требования к качеству воды Вещество Максимально допустимый уровень
Кальций, магний (жесткость) 170 частей на миллион (как CaCO3)
Хлориды 40 частей на миллион (как Cl)
Сульфаты 100 частей на миллион (как SO4)

рН

Значения рН охлаждающей жидкости имеют нормальный диапазон от 8,5 до 10,5.

Охлаждающая жидкость с рН более 11 становиться щелочной, вызывает коррозию алюминия и сплавов меди, способствует образованию накипи. Охлаждающая жидкость с рН ниже 8 становиться кислотной, вызывает коррозию алюминия и черных металлов, увеличивает скорость истощения присадок.

Состав антифриза.

Концентрат антифриза / охлаждающей жидкости состоит примерно из следующих компонентов:

  • от 93% до 95% этиленгликоля или пропиленгликоля
  • от 2% до 5% пакета присадок
  • от 1% до 3% процентов воды

Гликоль присутствует для снижения температуры замерзания и повышения температуры кипения охлаждающей жидкости. Небольшое количество воды либо содержится в используемых добавках, или добавляется для лучшего смешивания продуктов. Она позволяет присадкам лучше растворяться в гликоле и предотвращает выпадению осадка во время хранения.

Присадки, используемые при производстве охлаждающих жидкостей, имеют основное влияние на конечное качество антифриза, его свойства и срок эксплуатации. Очень важно качество самих компонентов пакета присадок, правильность и полнота их подбора, выполнение технологических процессов смешения. В дешевых охлаждающих жидкостях эти условия часто не выполняются.

Градация присадок по выполняемым функциям.

Буферные присадки:

Присадки или химические вещества — фосфаты, бораты, или соли органических кислот.

Эффект — поддержание надлежащего рН, нейтрализация кислых материалов, которые попадают в охлаждающую жидкость.

Ингибиторы коррозии:

Присадки или химические вещества — нитраты, силикаты, меркаптобензотиазол (добавка для защиты желтого металла), толилтриазол (добавка для защиты желтого металла), и соли органических кислот.

Эффект — предотвращение коррозии различных металлов системы охлаждения.

Антикавитационные присадки:

Присадки или химические вещества — нитриты и молибдаты.

Преимущества и эффект — особенно эффективны при кавитации чугуна, защита от коррозии.

Пеногасители:

Присадки или химические вещества — Полигликоли и силиконы.

Эффект — предотвращение образования устойчивой пены, которая может привести к проблемам с отдачей тепла / коррозией.

Контроль отложений и окалины:

Присадки или химические вещества — фосфонаты и водорастворимые полимеры, такие как полиакрилаты.

Эффект — Предотвращает накопление окалины или отложений на поверхности теплоотдачи.

Антиобрастание:

Присадки или химические вещества — поверхностно-активные вещества / моющие средства с низким пенообразованием.

Эффект — предотвращение накопления нефтепродуктов и грязи, которые блокируют отдачу тепла и способствуют коррозии.

Градация антифризов по технологии производства.

Охлаждающие жидкости классифицируются как «обычные», «гибридные», или «с использование технологии органических кислот (ТОК)», в зависимости от того, насколько много органических кислот используется в пакете присадок охлаждающей жидкости.

  1. Обычные (неорганические) — Пакет присадок состоит преимущественно из соединений неорганического типа (силикаты, бораты, фосфаты, нитриты и др.)
  2. Гибридные — Пакет присадок содержит смесь компонентов органических и неорганических кислот (ТОК + силикаты, нитриты).
  3. Технология органических кислот (ТОК) – в пакет присадок входят от 75 до 90 процентов органических кислот. Что такое органические кислоты? Прежде всего, химическое вещество классифицируется как органическое, если оно содержит элемент углерод в своей структуре. На самом деле это соли органических кислот натрия или калия, используемые в качестве ингибиторов коррозии и буфера в охлаждающей жидкости двигателя.

При соблюдении в процессе производства антифризов всех технологических моментов (качество и количество компонентов пакета присадок, правильность и полнота их подбора), антифризы, произведённые по всем перечисленным технологиям, будут нормально выполнять свои функции. Антифризы произведённые с применением присадок (ТОК), имеют больший срок службы, но в последнее время, производители начали добавлять в них неорганические компоненты (силикаты для лучшей защиты эластомеров и нитриты для лучшей защиты от кавитации).

По результатам исследований ведущих мировых инженеров автомобилестроителей, было выявлено, что примерно 40% всех поломок двигателей, напрямую или косвенно связаны неправильным обслуживанием системы охлаждения двигателя.

Неисправности, связанные с применением некачественных антифризов.

За последние годы Российские автомобилисты осознали важность использования при обслуживании своей техники качественных расходных материалов и масел. К сожалению, это утверждение не относиться к используемым охлаждающим жидкостям. Многие автомобилисты, до сих пор находятся в полной уверенности, что применение некачественного антифриза или тосола не может как-то серьёзно отразиться на работе автомобиля. Часто можно услышать такое утверждение: «Раньше вообще воду заливали и ничего…». Между тем, по результатам исследований ведущих мировых инженеров автомобилестроителей, было выявлено, что примерно 40% всех поломок двигателей, напрямую или косвенно связаны неправильным обслуживанием системы охлаждения двигателя.

Основные виды неисправностей, связанных с применением некачественных антифризов и неправильным обслуживанием системы охлаждения.

  1. Кавитация крыльчатки помпыВозможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости в системе вызванное отложениями, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения, аэрация охлаждающей жидкости.Возникающие проблемы: Выход из строя помпы, перегрев двигателя, незапланированные финансовые потери.
  2. Кавитация мокрой гильзы.Возможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения.Возникающие проблемы: Заклинивание двигателя, попадание антифриза в масло, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  3. Коррозия деталей системы охлаждения двигателя.Возможные причины: Отсутствие антикоррозийных и буферных присадок или их несбалансированность, повышенный или пониженный рН охлаждающей жидкости, окисление гликоля из-за перегрева или попадания ГСМ, наличие блуждающих токов.Возникающие проблемы: Разрушение деталей двигателя, ухудшение теплоотвода/перегрев двигателя, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  4. Отложения в радиаторе и других деталях системы охлаждения.Возможные причины: Применение для разбавления охлаждающей жидкости жесткой воды, чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок.Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  5. Образование силикатных гелей.Возможные причины: Чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок, отсутствие стабилизаторов.Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.

      И вы всё ещё думаете, что экономите, используя дешевые, низкокачественные охлаждающие жидкости?

      peakantifreeze.ru

      Присадки для антифриза - Легкое дело

      Присадки для антифриза. Как выбрать?

      Некоторое время назад для изготовления блока двигателя применялся исключительно чугун, а для производства радиатора применялась латунь. Вследствие этого в транспортное средство можно было смело заливать этиленгликоль и не бояться возникновения каких-либо проблем. Однако в настоящее время при производстве и блока двигателя, и радиатора используются алюминиевые сплавы. Именно с этого момента и выяснилось, что отныне этиленгликоль сам по себе является не идеальной охлаждающей жидкостью, так как данное вещество, оказывает коррозионные действия на металл, разъедает алюминиевые трубки и другие элементы.

      Отказаться от использования этиленгликоля в настоящее время не представляется возможным. Дело в том, что это вещество не только выполняет отвод тепла, но и обеспечивает отличные смазывающие свойства. Дабы исключить коррозийное воздействие, этиленгликоль следует обогащать различными присадками, которые представляют собой органические кислоты, способствующие образованию на поверхности металла защитного слоя. А чтобы не происходило вспенивания вещества, нужно добавлять антипенные препараты.

      Традиционные антифризыВ составе традиционных охлаждающих жидкостей (кстати, всем известный Тосол относится именно к традиционным охлаждающим жидкостям) имеются бораты, силикаты, нитриты и т.д. Нередко в них еще на этапе производства добавляются ингибиторы, которые не могут похвастать наличием силикатных веществ, призванных осуществлять надежную защиту алюминиевых элементов. Кроме того, бывает, что в составе традиционных охлаждающих жидкостей присутствует меркаптобензтиазол натрия, который обеспечивает лучшую защиту медных и латунных элементов. В отдельных случаях в состав жидкости добавляют бораты и фосфаты, с помощью которых осуществляется выравнивание pH, а также амины, которые выступают в качестве отличной замены парофазного ингибитора коррозии.

      Многие производители используют метасиликат натрия, задача которого заключается в усилении эффективности ингибитора. Но следует знать, что для тех условий, в которых осуществляется эксплуатация современного двигателя, данное вещество, по словам специалистов, совершенно не годится. Даже добавка в присадки для антифриза стабилизаторов силиката принципиально не решает проблему образования геля, который, собственно, и является первопричиной возникновения пробок в радиаторах современных автомобильных транспортных средств.

      Отечественные производители охлаждающих жидкостей не используют присадки в тосол, изготовленные на основе стабилизатора силиката. Как правило, российские производители в этих случаях используют нитрит. Но следует знать, что нитрит вступает в реакцию с аминами, в результате чего происходит образование канцерогенных веществ и быстрый расход ингибитора. Таким образом, нитрит, осуществив свое защитное предназначение один раз, в дальнейшем становится неактивным.

      Большая концентрация нитрита становится причиной коррозии припоев и сплавов, выполненных из алюминия. Вследствие этого он, выпадая в осадок, оказывается наслоенным на внутренних поверхностях системы охлаждения автомобиля. В результате этого происходит значительное снижение пропускных свойств каналов системы охлаждения. Какой видится выход в этой ситуации? Частая замена охлаждающей жидкости является самым простым и самым затратным с финансовой точки зрения выходом.

      Как решить проблему? Добиться существенного улучшения качества охлаждающих жидкостей можно с помощью пакета ингибиторов. Состав пакета ингибиторов отличается присутствием не одной из солей дикарбоновых кислот, а целой композицией. Эффективность (т.е. эксплуатационные характеристики) таких охлаждающих жидкостей, безусловно, выше эффективности традиционных ОЖ. Такие виды антифризов, ко всему прочему, имеют в своем составе:
      • ингибитор, который противодействует коррозии меди;
      • краситель;
      • присадку, которая препятствует образованию пены.
      В их составе отсутствуют фосфаты, силикаты, бораты, нитриты, амины и нитраты. Новые ингибиторы отличаются тем, что они создают тонкую защитную пленку на поверхностях элементов и узлов системы охлаждения. Кроме того, такие вещества способствуют существенной экономии расходы ингибиторов. Иными словами, расход ингибиторов осуществляется только в случае возникновения очагов коррозии.

      Неудивительно, что новые охлаждающие жидкости без проблем выдерживают эксплуатацию легкового транспортного средства до 250 тыс. км пробега и грузового транспортного средства до 650 тыс. км. Учитывая этот факт, несложно прийти к выводу, что в составе обеих разновидностей охлаждающих жидкостей имеется этиленгликоль. Но если говорить о силикатном антифризе, то его защитное действие от возникновения коррозии заключается в покрытии поверхностей охлаждающей системы тонким слоем «вредной» накипи. В результате этого значительно ухудшается работа охлаждающей системы.

      А вот защитное действие карбоксилатного антифриза заключается в том, что он устраняет очаги коррозии исключительно в тех местах, где произошло их образование. Нужно сказать, что в составе охлаждающих жидкостей, изготовленных на основе карбоновых кислот, все-таки имеется определенное количество традиционных ингибиторов. В частности, в составе таких ОЖ присутствует толитриазол. Однако срок их эксплуатации значительно ниже срока службы карбосиликатов. И это неудивительно, поскольку при определенных обстоятельствах происходит самостоятельный распад ингибиторов карбосиликатной основы на вещества, которые впоследствии могут вступить во взаимодействие традиционными антифризами, конечно же, исключительно при их смешивании. Конечно, в итоге на выходе получаются вещества, которые абсолютно не обладают хоть какой-нибудь способностью выступать в качестве ингибиторов коррозии.

      Помимо прочего, карбоксилатные антифризы при определенных условиях способствуют разрушению прокладочных материалов, что не может не отразиться негативно на работе двигателя транспортного средства. Следовательно, использовать такие антифризы в случаях, если автомобиль оснащен дизельным двигателем, не рекомендуется.

      Антифризы, которые изготовлены на основе органических кислот, обладают меньшей вязкостью по сравнению с традиционными охлаждающими жидкостями. Благодаря меньшей вязкости, такие антифризы образуют меньше накипи. Как бы то ни было, по словам большинства экспертов и специалистов, на сегодняшний день карбоксилатная технология считается наиболее совершенной.

      В настоящее время на отечественном рынке реализуются присадки для изготовления охлаждающих жидкостей таких фирм, как Hi-Gear, Arteco, BASF. Следует отметить, что примерно 90 процентов всей реализуемой продукции изготовлено концерном BASF, осуществляющим поставки различных видов пакетов присадок Glysantin.

      Большинство пакетов присадок, реализуемых на российском рынке, представлено в виде раствора этиленгликоля. Производители в большинстве случаев стараются не раскрывать химические составляющие присадок. Но их эксплуатационные характеристики, безусловно, не держатся в секрете. Таким образом, перед окончательным выбором присадки для антифриза следует самым тщательнейшим образом проанализировать все данные, которые имеются в наличии, и сравнить эксплуатационные характеристики разных присадок между собой.

      18-07-2013, 00:12 | Дмитрий

      http://www.autoshcool.ru

      legkoe-delo.ru

      Антифриз (Часть 1)Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники

      В западной технической литературе любая охлаждающая жидкость (ОЖ) именуется «антифриз», т. е. «низкозамерзающая жидкость». В России антифризом традиционно называют примитивную ОЖ, применяемую вначале как альтернатива чистой воде и состоящую из смеси этиленгликоля c водой практически без присадок. ОЖ более совершенного состава – этиленгликоль, вода и пакет присадок – в России носит название ТОСОЛ. Эта торговая марка ОЖ, специально разработанной в свое время в ГосНИИОХТе (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии), своевременно не была зарегистрирована, поэтому ТОСОЛ выпускают сейчас различные предприятия с разными пакетами присадок и название ТОСОЛ стало именем нарицательным для ОЖ на основе этиленгликоля с присадками.

      В статье приведены иностранные обозначения антифризов и их компонентов, поскольку их часто используют в современной русской технической литературе.

      Неисправности в тяжелых дизелях, связанные с системой охлаждения

      По некоторым данным, до 22% неисправностей двигателей непосредственно, а до 40% и косвенно связано с охлаждением.

      Кавитация (от лат. cavitas – пустота) – это образование в охлаждающей жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных паром. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, что может происходить, например, при увеличении ее скорости или в результате мощной высокочастотной вибрации гильз цилиндров (гидродинамическая кавитация). Физически кавитация близка к процессу закипания жидкости. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением, кавитационный пузырек схлопывается, излучая при этом ударную волну. Возникает разрежение между поверхностью металлической детали и охлаждающей жидкостью, выбивающее оттуда молекулы и мельчайшие кусочки металла. Это происходит миллионы раз, в результате чего стенки гильз и лопасти жидкостного насоса разрушаются и в них образуются каверны и сквозные отверстия, будто проколотые иглой. Кавитация может разрушить практически любое вещество.

      Одной из причин разрушения гильз цилиндров «мокрого» типа являются блуждающие паразитные токи, проходящие через ОЖ на «массу». При коротком замыкании в электропроводке ток течет на «массу» по пути наименьшего сопротивления. Часто этим путем оказывается система охлаждения. Электроток, проходя через ОЖ, быстро разлагает нитриты, содержащиеся в некоторых присадках, а ведь именно эти присадки защищают гильзы цилиндров от кавитации.

      Известен факт: в США тяжелый магистральный грузовик, находившийся вроде бы в прекрасном состоянии, вышел в рейс, и через 9,5 тыс. км пути у него полностью вышел из строя двигатель – разрушились гильзы цилиндров. Причиной стало короткое замыкание в стартере.

      Достаточно распространены и другие причины – отложения накипи и шлама, действие хлоридов, содержащихся в воде: в особо серьезных случаях эти соединения обезуглероживают чугун до такой степени, что гильзы цилиндров становятся хрупкими, будто они из песка.

      Накипь образуется на горячих стенках гильз за счет выпадения в осадок солей кальция и магния, содержащихся в ОЖ, которые вместе с частичками примесей и продуктов коррозии «прикипают» к поверхностям нагретого металла. Слой накипи имеет очень малую теплопроводность, т. е. ухудшает теплоотвод, и детали цилиндропоршневой группы перегреваются. Традиционные ОЖ, содержащие силикаты, имеют такое неприятное свойство, как образование гелей. Жидкости, содержащие фосфаты, могут образовывать нерастворимые осадки – шлам, т. е. илистые отложения минерального (или органического) происхождения, скапливающиеся в застойных полостях рубашки охлаждения двигателя и в нижнем бачке радиатора. Эти гели и осадки блокируют термостат, засоряют радиатор и протоки рубашки охлаждения, что приводит к нарушению охлаждения двигателя.

      Кавитация, образование накипи и многие другие явления в системе охлаждения связаны со свойствами охлаждающей жидкости. Поговорим о них подробнее.

      Типы антифризов

      ОЖ разных типов. В настоящее время применяют охлаждающие жидкости, изготовленные на основе этиленгликоля или родственного ему спирта – пропиленгликоля. Обычно содержание гликоля в воде составляет от 30 до 60%. Именно при таком составе ОЖ обладает самой низкой температурой охлаждения и высокой температурой кипения (лучше, чем у чистого этиленгликоля и тем более воды). По физическим свойствам этиленгликоль и пропиленгликоль (и их смеси с водой) весьма похожи. По некоторым данным, при использовании ОЖ на основе пропиленгликоля увеличивается срок службы уплотнений жидкостных насосов двигателей. Никаких значительных различий в ресурсе шлангов и уплотнений гильз цилиндров, а также в темпах расхода присадок обнаружено не было. Известны результаты испытаний, по которым пропиленгликоль показал некоторые преимущества при защите от кавитационной коррозии. Разница между этиленгликолем и пропиленгликолем в том, что этиленгликоль очень ядовит для человека, может абсорбироваться даже через кожу, а пропиленгликоль менее опасен, зато дороже этиленгликоля приблизительно в 10 раз. Поэтому ОЖ на основе пропиленгликоля составляют в общем объеме продаж на рынке около 1%.

      Отечественная химическая промышленность выпускает ТОСОЛы на базе этиленгликоля марок А-40, А-60 и А-65, имеющие температуру замерзания –40, –60 и –65 °С соответственно. Заметим, что температура замерзания, указанная на упаковках ОЖ, это температура, при которой в ней образуются первые кристаллы льда, т. е. до полного затвердевания еще далеко.

      Антифризы разных типов различаются присадками, введенными в этиленгликоль (доля присадок, используемых для изготовления охлаждающих жидкостей двигателей, как правило, меньше 3% по массе). Назначение всех пакетов присадок одинаковое, но по химическому составу они могут кардинально различаться. ОЖ традиционного состава содержат пакеты присадок на основе солей неорганических кислот: силикатов, нитритов и т. д. ОЖ, произведенные по карбоксилатной технологии (англ. аббревиатура OAT, organic acid technology), содержат ингибиторы коррозии – соли органических кислот (карбоксилаты).

      «Обычные» ОЖ. Для предотвращения вспенивания в состав «обычных» антифризов добавляют антипенные присадки, а поскольку этиленгликоль оказывает на металлы коррозионное действие, добавляют и антикоррозионные присадки. В антифризы для дизельных двигателей включают также присадки для защиты гильз цилиндров «мокрого» типа от воздействия кавитации.

      Силикаты – это ингибитор коррозии алюминия.

      Декстрин – углевод типа крахмала, он защищает от коррозии припои, алюминий и медь.

      Толилтриазол – ингибитор коррозии цветных металлов: меди и ее сплавов, никеля, цинка, свинца и серебра.

      Нитраты защищают от коррозии черные металлы.

      Нитриты защищают от кавитации.

      Нитриды также защищают от кавитации (но в меньшей степени, чем нитриты).

      Бораты защищают от кавитации и поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты).

      Молибденаты защищают от кавитации, молибденовокислый натрий защищает от коррозии цинковые и хромовые покрытия. Такие ТОСОЛы имеют индексы «М»: А-40М, А-60М и А-65М.

      Фосфаты защищают от кавитации, от коррозии алюминий и черные металлы, частично – медные детали, поддерживают уровень щелочного числа (нейтрализуют кислоты). Фосфаты добавляют в состав многих антифризов производства компаний США и Японии. Европейские производители автомобилей не рекомендуют использовать ОЖ, содержащие фосфаты, в Европе пользуются антифризами, содержащими другие ингибиторы. Причина в том, что вода в Европе более жесткая, чем в США и Японии, и фосфаты, взаимодействуя с жесткой водой, способствуют образованию накипи из солей кальция или магния на теплопередающих поверхностях. До 90% отечественных «обычных» ОЖ производится с использованием силикатов и нитритов.

      Конечно, лучше использовать современный готовый антифриз, специально предназначенный для тяжело нагруженных дизелей, но даже в таких ОЖ силикаты и нитриты быстро истощаются, и через 30…40 тыс. км пробега автомобилей ОЖ практически полностью теряет защитные свойства. Использование нитридных присадок сопряжено с множеством трудностей. Во-первых, нитриды довольно быстро истощаются. Во-вторых, сами по себе нитриды нестабильны и могут выпадать в осадок, образуя в системе охлаждения осадки и гель. В-третьих, увеличение концентрации этих присадок приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. Практически неорганические нитридные присадки не могут обеспечить защиту от кавитации гильз «мокрого» типа на уровне, какого требуют условия эксплуатации современных дизельных двигателей. Заметим также, что силикаты, фосфаты и бораты ядовиты и чрезвычайно опасны для окружающей среды и человека.

      По мере работы «обычной» ОЖ содержание присадок уменьшается, и в нее следует вводить дополнительные присадки. Однако делать это следует осторожно, поскольку слишком высокое содержание нитритов может вызвать коррозию металла припоев, а чрезмерное содержание других присадок вызывает повышение общей концентрации растворенных твердых веществ, что создает опасность выпадения твердых отложений и ухудшения охлаждения. Заметим, что пакеты присадок сбалансированы, и в случае нарушения композиции за счет быстрого расхода одного из компонентов ОЖ утрачивает свои свойства. Поэтому, чтобы обезопасить систему охлаждения от выпадения отложений, рекомендуется полностью заменять «обычную» ОЖ через каждые два года.

      Главным недостатком ОЖ, произведенных по традиционной технологии, является неспособность присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий (и другие металлы) при температурах свыше 105 °С и при мощных тепловых потоках.

      Антифризы, предназначенные для бензиновых легковых автомобилей, нельзя использовать для дизельных двигателей, особенно высоконагруженных. Правда, существуют «универсальные» антифризы, которые, как утверждают их производители, можно применять и для легковых автомобилей, и для тяжелой техники. Универсальный состав содержит достаточно силиката, чтобы обеспечить надлежащую защиту алюминия, но не настолько высокий, чтобы его нельзя было использовать в тяжелых транспортных средствах.

      Присадки SCA. Для защиты гильз цилиндров «мокрого» типа от кавитации в высоконагруженных дизелях в состав «обычной» ОЖ обязательно должны быть введены дополнительные присадки, содержащие нитрит (англ. аббревиатура SCA – supplemental coolant additive). Следует учесть, что существует два основных типа присадок SCA: одни содержат нитриты/ бораты, другие – нитриты/ молибденаты/ фосфаты. Смешивать ОЖ, содержащие присадки SCA разных типов, не рекомендуется, как и приобретать подозрительно дешевые присадки SCA, которые могут оказаться подделкой и нанести системе охлаждения лишь вред. Проверьте, указано ли на упаковке, какому стандарту соответствует присадка – например, ASTM D-5752: это будет хоть какой-то гарантией качества продукта.

      ОЖ увеличенного срока службы. Чтобы решить проблему быстрого старения ОЖ, в последние годы разработаны охлаждающие жидкости увеличенного срока службы (англ. аббревиатура ELC – extended life coolant) для современных высокофорсированных дизелей, в которых ингибиторами кавитации и коррозии в большинстве случаев служат карбо­ксилаты, устойчивые к окислению и тепловому воздействию органические кислоты (англ. аббревиатура ОАТ – Organic Acid Technology). Они защищают металлические детали, в том числе алюминиевые, образуя тонкую окисную пленку, причем только на очагах коррозии. Благодаря «адресной» защите расход присадок происходит гораздо медленнее. Карбоксилатные антифризы не образуют в процессе эксплуатации гелей и осадка. Производители этих ОЖ обещают, что они могут использоваться без замены до 1 млн. км, 5 лет или 12 000 моточасов. На упаковке таких антифризов западные производители ставят маркировку «G12».

      «Обычные» ОЖ образуют на поверхности металла защитный слой, достигающий порой 0,5 мм. Защищая металл от коррозии, этот слой одновременно значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) за счет своей низкой теплопроводности. При этом увеличивается вероятность перегрева двигателя. Карбоксилатные охлаждающие жидкости образуют защитный слой только в местах образования коррозии толщиной 0,0006 мм. При этом на остальных теплопередающих поверхностях защитный слой, ухудшающий теплоотвод, не формируется.

      Карбоксилатные антифризы не агрессивны по отношению к пластиковым, эластомерным, резино-силиконовым и другим материалам, используемым в системе охлаждения.

      «Гибридные» антифризы. Существуют ОЖ на основе органических кислот с добавлением неорганических ингибиторов (например, нитритов, силикатов и/ или фосфатов), такие антифризы часто называют гибридными (англ. аббревиатура Hybrid OAT, HOAT). Также иногда гибридными называют антифризы, созданные на основе некарбоксилатных органических кислот, таких как бензоаты (соли бензойной кислоты), и др. Карбоксилатные ОЖ, содержащие нитриты, иногда называют «созданные по технологии нитритных органических кислот» (англ. аббревиатура Nitrit OAT, NOAT).

      os1.ru


      Смотрите также