Система Охлаждения Ваз 2101. Циркуляция тосола ваз 2101


Система охлаждения двигателя ВАЗ 2101 Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

  1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости

  2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы

  3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя

  4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя

  5. Перепускной шланг термостата,

  6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения

  7. Подводящий шланг радиатора

  8. Расширительный бачок

  9. Пробка бачка

  10. Шланг от радиатора к расширительному бачку

  11. Пробка радиатора

  12. Выпускной (паровой) клапан пробки

  13. Впускной клапан

  14. Верхний бачок радиатора

  15. Заливная горловина радиатора

  16. Трубка радиатора

  17. Охлаждающие пластины радиатора

  18. Кожух вентилятора

  19. Вентилятор

  20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости

  21. Резиновая опора

  22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости

  23. Обойма сальника

  24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости

  25. Крышка насоса

  26. Ступица шкива вентилятора

  27. Валик насоса

  28. Стопорный винт

  29. Манжета сальника

  30. Корпус насоса

  31. Крыльчатка насоса

  32. Приемный патрубок насоса

  33. Нижний бачок радиатора

  34. Отводящий шланг радиатора

  35. Ремень вентилятора

  36. Насос охлаждающей жидкости

  37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос

  38. Термостат

  39. Резиновая вставка

  40. Входной патрубок

  41. Основной клапан

  42. Перепускной клапан

  43. Корпус термостата

  44. Патрубок перепускного шланга

  45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос

  46. Крышка термостата

  47. Поршень рабочего элемента

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9, 85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8. трубопроводов и шлангов. вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров. При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения. В системе охлаждения используется специальная жидкость Тосол А-40 - водный раствор антифриза Тосол-А (концентрированного этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1, 12- 1, 14 г/см*), Тосол А-40 голубого цвета плотностью 1, 078- 1, 085 г/см«, имеет температуру замерзания минус 40 «С. Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15- 20 С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки «MIN». Плотность жидкости проверяется ареометром при техническом обслуживании автомобиля. При повышении плотности жидкости и пониженном уровне доливается дистиллированная вода. При нормальной плотности доливается жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения. При пониженной плотности охлаждающей жидкости и необходимости эксплуатации автомобиля в холодное время года жидкость заменяется новой. Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель в комбинации приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80- 100 С. Переход стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости, неисправности термостата), а также тяжелыми дорожными условиями. Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна - в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая - в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля. К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и тру6ке 1 отсасывается насосом 36. Насос охлаждающей жидкости - центробежного типа. приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку болтами с моментом затяжки 22-27 H'm (2.2-2, 7 кГсм). Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24. который стопорится винтом 28. установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31. а с другой - ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 25 насоса. Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении клинового ремня прогиб его между шкивами привода насоса. и генератора под усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в переделах 10-15 мм. Вентилятор четырехлопастный, изготовлен из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на ступицу 26, напрессованную на валик 27 насоса. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Радиатор И расширительный бачок. Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя рядами латунных вертикальных трубок и лужеными охлаждающими пластинками крепится четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой И и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0, 5-1, 1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя. При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему охлаждения и расширительный бачок При увеличении давления при нагревании жидкости до 50 кПа открывается выпускной клапан 12. и часть охлаждающей жидкости отводится в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой, которая имеет резиновый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. Термостат и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет -прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85 - 95 С. Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан установлен в стакан термоэлемента. в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его. На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80 С основной клапан закрыт, перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной клапан 42 в насос 36, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Если температура жидкости повышается выше 94 С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 39 и выдавливает поршень 47, перемещая основной клапан 41 до полного открытия. Перепускной клапан 42 полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения. В пределах температур 80-94 С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в пределах 80, 6-81, 5 С, ход клапана - не менее б мм. Проверку начала открытия основного клапана выполняют в баке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75 С. Температуру воды постепенно увеличивают на 1 С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0, 1 мм. Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле. При исправном термостате после пуска холодного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-95 С.

vaz2101spb.ru

ВАЗ 2101 | Перегрев двигателя

При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим. Нарушения в работе системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, могут возникнуть неприятные последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие, сложный ремонт двигателя. На приборной панели любого автомобиля находится указатель температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель перегревается, стрелка указателя приближается к красной зоне. К сожалению, мы не всегда вовремя обращаем внимание на этот прибор и догадываемся о перегреве двигателя, только когда замечаем появившийся из-под капота пар или даже слышим его свист.

Проверка системы охлаждения

При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, полностью откройте кран отопителя и воздушную заслонку управления притоком воздуха, включите электродвигатель отопителя на максимальную скорость.

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно — за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут на нормальной частоте вращения холостого хода с включенным на полную мощность отопителем.

Предупреждение

Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг или образовалось другое место утечки кроме выбивания жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно!

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах контакта ее с наиболее теплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется “тепловым ударом”.

Остановите двигатель. Учтите, что перегретый двигатель не может сразу остановиться после выключения зажигания и продолжает работать за счет так называемого псевдокалильного зажигания. Такая работа вредна для двигателя, поэтому следует остановить его принудительно, либо плавно нажав до пола педаль “газа”, либо включив любую передачу при выжатом сцеплении, а затем нажав на тормоз и отпустив сцепление.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар.

Предупреждение

Никогда не открывайте пробку расширительного бачка сразу. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку радиатора на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.

2. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.

 

3. Загляните под передние коврики в салоне автомобиля — нет ли под ними течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей из радиатора или крана отопителя.

Обнаружили течь?

Нет: см. п. 5

4. Лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты. Течь радиатора, термостата или отопителя довольно сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе охлаждения.

Предупреждения

Длительное использование воды вместо тосола приводит к образованию накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения и, как следствие, сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель должен остыть с открытым капотом в течение минимум 30 минут.

5. Пока двигатель не остыл, включите зажигание и убедитесь, что электровентилятор системы охлаждения вращается.

Вращаются лопасти вентилятора?

Да: см. п. 13

 

6. Проверьте, исправен ли датчик, включающий электродвигатель вентилятора. Для проверки снимите с клемм датчика, установленного в радиаторе, два провода и соедините их между собой. Включите зажигание.

Вращаются лопасти вентилятора?

Нет: см. п. 8

 

7. Доведите уровень жидкости в системе охлаждения до нормы, изолируйте наконечники проводов, чтобы они не замкнули на “массу”. Электродвигатель вентилятора при этом будет работать постоянно. Некоторое время это допустимо, но при первой возможности замените датчик в радиаторе на исправный, а разбавленный водой тосол — на новый, так как температура замерзания такого “коктейля” гораздо выше.

8. Если вентилятор не включается при замыкании проводов, идущих к датчику, то причинами могут быть перегоревший предохранитель, неисправное реле включения или сгоревший электродвигатель. Замените предохранитель №5 (монтажный блок типа 2114–3722010–60) или №4 и 8 (монтажный блок типа 17.3722).

Совет

Номера предохранителей можно проверить по обозначениям на крышке монтажного блока.

Для проверки результата проведенной замены замкните между собой два провода, подсоединенных к датчику включения вентилятора, и включите зажигание.

Электродвигатель заработал?

Нет: см. п. 10

9. Счастливого пути!

 

10. Для проверки электродвигателя возьмите два дополнительных провода и подайте питание на него непосредственно от аккумуляторной батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.

Предупреждения

Не допускайте замыкания проводов между собой!

Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на двигатель, а направления образуемого потока воздуха и набегающего (путевого) потока совпадали.

Электродвигатель заработал?

Нет: см. п. 12

11. Обратитесь на автосервис для проверки электропроводки или замены реле включения вентилятора системы охлаждения.

12. Обратитесь на автосервис для проверки электропроводки или замены электродвигателя вентилятора системы охлаждения.

 

13. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева холодного двигателя).

14. Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе проверить на ощупь температуру верхнего и нижнего шлангов, соединяющих двигатель с радиатором. Если нижний шланг радиатора холодный — термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет.

 

Советы

Большую роль в обеспечении оптимального температурного режима играет клапан пробки расширительного бачка. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,1 МПа (1,1 кгс/см2). При этом температура кипения воды повышается до 120°С, а тосола до 130°С. К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления [более 0,2 МПа (2 кгс/см2)], что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов. Поэтому раз в год пробку расширительного бачка необходимо промывать проточной водой, а клапан проверять на отсутствие залипания нажатием пальца. При наличии сомнений замените пробку.

Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку расширительного бачка и по времени это действие совпадет с “тепловым ударом”, вскипание жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет гарантировано.

Раз в год промывайте ячейки радиатора водяной струей высокого давления (на специальной мойке), направляя струю сначала навстречу набегающему воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. При этом частично восстанавливается эффективность радиатора.

automn.ru

Система Охлаждения Ваз 2101

Системы охлаждения

Компания APC имеет полную линейку систем кондиционирования, рассчитанных как на монтаж в помещении, так и межрядного исполнения.

Доступны системы как прямого действия (классические фреоновые кондиционеры), так и с промежуточным теплоносителем (чилерные и водяные).

При правильном выборе решения можно добиться существенной экономии электроэнергии и достичь времени работы системы кондиционирования от ИБП до нескольких часов.

Также APC разработало уникальные средства контейнеризации стоек с высоким тепловыделением, что позволяет отводить до 70 киловатт тепла от одной стойки.

Room Air Distribution

Воздушная вентиляция для коммутационных узлов. Самый эффективный способ снижения температуры в помещении коммутационного узла на величину до 40°F (22°C).

Внедрение VoIP, Power over Ethernet и других современных технологий ведет к росту тепловыделения в коммутационных узлах. Однако помещения таких узлов часто оказываются не оснащены соответствующими средствами отвода тепла. Устройство вентиляции коммутационного узла Wiring Closet Ventilation Unit представляет собой быстро устанавливаемую, монтируемую на стену или на потолок систему отвода тепла, предназначенную специально для помещений коммутационных узлов. Отвод нагретого воздуха в окружающее пространство создает условия для притока к оборудованию кондиционированного воздуха (через приточную вентиляционную решетку). Это недорогое устройство способно служить отличной альтернативой более дорогостоящим системам кондиционирования, обеспечивая надежный отвод нагретого воздуха и снижение температуры в помещении коммутационного узла на величину до 40°F (22°C). При подключении к ИБП оно может использоваться также в качестве резервной системы отвода тепла для дополнительного повышения уровня готовности при отключении энергоснабжения и прекращении работы систем кондиционирования воздуха. Применение двух вентиляторов служит мерой повышения уровня готовности, а светодиодные индикаторы состояния и сигнальные реле придают устройству дополнительную управляемость. Возможность выбора скорости вращения вентиляторов позволяет управлять производительностью.

Список моделей:

Wiring Closet Ventilation Unit 100-240V 50/60HZ  ACF301

Wiring Closet Ventilation Unit with Environmental Management  ACF301EM

Air Intake Grille for Wiring Closet Ventilation Unit  ACF310

InRow Chilled Water

Предельно приближенная к источникам тепла система водяного охлаждения для средних и крупных центров обработки данных. Предсказуемое решение для непредсказуемых условий.

Конструкция блока InRow с водяным охлаждением (CW) предусматривает тесное сближение системы охлаждения и тепловыделяющей ИТ-нагрузки. Такая конструкция предотвращает рециркуляцию горячего воздуха, одновременно улучшая прогнозируемость охлаждения и реализуя принцип оплаты по мере роста. Предлагаемые в модификациях с контролем влажности и без него, эти продукты предназначены для удовлетворения различных потребностей средних и крупных центров обработки данных. Операторы центров обработки данных, стремящиеся к повышению эффективности или развертыванию серверов с высокой энергетической плотностью, оценят преимущества модульной конструкции систем InRow с водяным охлаждением. Автоматизированные элементы управления продуктов InRow CW активно регулируют скорость вращения вентиляторов и поток охлажденной воды в зависимости от фактической тепловой нагрузки ИТ-систем для достижения максимальной эффективности и удовлетворения динамичных потребностей современных ИТ-сред.

Список моделей :

200V Входной

In Row RC Chilled Water, 200-240V 50/60 Hz, IEC 309-16   ACRC103

400V 3PH Входной

InRow RC, 600mm, Chilled Water, 380-415V, 50Hz ACRC502

InRow RP Chilled Water 380-415V 50 Hz  ACRP502

Распределение чиллерной воды

Cooling Distribution Unit 12 Circuit, Bottom/Top Mains, Bottom Distribution Piping  ACFD12-B

Cooling Distribution Unit 12 Circuit, Bottom/Top Mains, Top Distribution Piping  ACFD12-T

InRow Direct Expansion

Тесно приближенные к нагрузке системы воздушного, водяного и гликолевого охлаждения для коммутационных узлов, серверных комнат и центров обработки данных.

Конструкция блока InRow с непосредственным охлаждением (DX) предусматривает тесное сближение системы охлаждения и тепловыделяющей ИТ-нагрузки. Такая конструкция предотвращает рециркуляцию горячего воздуха, одновременно улучшая прогнозируемость охлаждения и реализуя принцип оплаты по мере роста. Предлагаемые в независимых конфигурациях с жидкостным или воздушным охлаждением с контролем влажности или без него, эти продукты соответствуют различным требованиям для коммутационных узлов, серверных комнат и центров обработки данных. Операторы центров обработки данных, стремящиеся к повышению эффективности или развертыванию серверов с высокой энергетической плотностью, оценят преимущества модульной конструкции систем InRow DX. Автоматизированные элементы управления продуктов InRow DX активно регулируют скорость вращения вентиляторов и поток охлажденной воды в зависимости от фактической тепловой нагрузки ИТ-систем для достижения максимальной эффективности и удовлетворения динамичных потребностей современных ИТ-сред.

Список моделей:

200V, 208V, 230V Входной

InRow SC, 300mm, Air Cooled, Self-contained 200-240v 50Hz ACSC101

InRow SC System 1 InRow SC 50Hz 1PH, 1 NetShelter SX Rack 600mm, and Rear Containment RACSC101E

InRow SC System 1 InRow SC 50Hz 1PH, 1 NetShelter SX Rack 600mm, with Front and Rear Containment  RACSC112E

InRow SC System 2 InRow SC 50Hz 1PH units, 1 NetShelter SX Rack 600mm, and Rear Containment  RACSC201E

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2101

Охлаждение двигателя

1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей жидкости: 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя; 5. Перепускной шланг термостата, 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения: 7. Подводящий шланг радиатора. 8. Расширительный бачок; 9. Пробка бачка; 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку; 11. Пробка радиатора; 12. Выпускной (паровой) клапан пробки; 13. Впускной клапан; 14. Верхний бачок радиатора; 15. Заливная горловина радиатора: 16. Трубка радиатора: 17. Охлаждающие пластины радиатора; 18. Кожух вентилятора; 19. Вентилятор; 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости; 21. Резиновая опора; 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости: 23. Обойма сальника; 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости; 25. Крышка насоса; 26. Ступица шкива вентилятора; 27. Валик насоса; 28. Стопорный винт; 29. Манжета сальника; 30. Корпус насоса; 31. Крыльчатка насоса; 32. Приемный патрубок насоса: 33. Нижний бачок радиатора: 34. Отводящий шланг радиатора; 35. Ремень вентилятора: 36. Насос охлаждающей жидкости: 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 38. Термостат: 39. Резиновая вставка; 40. Входной патрубок; 41. Основной клапан; 42. Перепускной клапан; 43. Корпус термостата; 44. Патрубок перепускного шланга: 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в насос: 46. Крышка термостата; 47. Поршень рабочего элемента

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л. включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8. трубопроводов и шлангов. вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров. При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения. В системе охлаждения используется специальная жидкость Тосол А-40 - водный раствор антифриза Тосол-А (концентрированного этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1,12 - 1,14 г/см^2), Тосол А-40 голубого цвета плотностью 1, 078- 1,085 г/см", имеет температуру замерзания минус 40 С.

Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15- 20 С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3- 4 мм выше метки "MIN". Плотность жидкости проверяется ареометром при техническом обслуживании автомобиля. При повышении плотности жидкости и пониженном уровне доливается дистиллированная вода. При нормальной плотности доливается жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения. При пониженной плотности охлаждающей жидкости и необходимости эксплуатации автомобиля в холодное время года жидкость заменяется новой.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель в комбинации приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80- 100 С. Переход стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаящения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости, неисправности термостата), а также тяжелыми дорожными условиями.

Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна - в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая - в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля.

К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и тру6ке 1 отсасывается насосом 36. Насос охлаждающей жидкости - центробежного типа. приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку болтами с моментом затяжки 22-27 Hm (2.2-2,7 кгс-м). Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24. который стопорится винтом 28. установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31. а с другой - ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 25 насоса. Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении клинового ремня прогиб его между шки- вами привода насоса. и генератора под усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в переделах 10- 15 мм .

Вентилятор четырехлопастный, изготовлен из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на ступицу 26, напрессованную на валик 27 насоса. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора.

Радиатор и расширительный бачок. Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя рядами латунных вертикальных трубок и лужеными охлаждающими пластинками крепится четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой И и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5- 1,1 мм ) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя. При закипании жидкости или резком увеличении температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему охлаждения и расширительный бачок При увеличении давления при нагревании жидкости до 50 кПа открывается выпускной клапан 12. и часть охлаждающей жидкости отводится в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой, которая имеет резиновый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному.

Термостат и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет -прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85 - 95 С. Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан установлен в стакан термоэлемента. в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной. Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его. На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80 С основной клапан закрыт, перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной клапан 42 в насос 36, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Если температура жидкости повышается выше 94 С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 39 и выдавливает поршень 47, перемещая основной клапан 41 до полного открытия. Перепускной клапан 42 полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь направляется в рубашку охлаждения. В пределах температур 80-94 С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в пределах 80,6-81,5 С, ход клапана - не менее б мм. Проверку начала открытия основного клапана выполняют в баке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75 С. Температуру воды постепенно увеличивают на 1 С в минуту. За температуру начала открытия клапана принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм. Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на автомобиле. При исправном термостате после пуска холодного двигателя нижний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3- 4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-95 С.

3.13. Система охлаждения

1 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя и карбюратора в насос охлаждающей жидкости;

2 – труба отвода горячей жидкости из головки цилиндров в радиатор отопителя;

3 – перепускной шланг термостата;

4 – выпускной патрубок рубашки охлаждения;

5 – подводящий шланг радиатора;

14 – ремень привода насоса;

15 – насос;

16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос;

17 – термостат;

Cтрелками указано направление движения жидкости.

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Предупреждение

Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается, и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем 14.

Вентилятор 11 имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на ступице шкива насоса охлаждающей жидкости.

Термостат 17 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (см. рис. Термостат ) и дополнительный 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждаюшей жидкости 77–86° С, ход основного клапана не менее 6 мм.

Радиатор – вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя рядами трубок и стальными лужеными пластинами. В пробке 8 заливной горловины имеются впускной и выпускной клапаны.

« предыдущая страница

Система охлаждения двигателя ВАЗ

Система охлаждени я - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией, с полупрозрачным расширительным бачком. Имеет неразборный термостат, радиатор, электровентилятор, насос охлаждающей жидкости с приводом клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, трубопроводы, шланги и сливные пробки. В систему охлаждения подключен радиатор отопителя салона.

Система охлаждения заполняется жидкостью Тосол А-40, не замерзающей до минус 40°С и исключающей образование накипи. Плотность охлаждающей жидкости Тосол А-40 - 1,078-1,085 г/см 3.

Вместимость системы охлаждения 9,6 л, включая отопитель салона. Уровень жидкости на холодном двигателе должен быть на 3-4 см выше риски "MIN" на расширительном бачке.

Температура жидкости в системе прогретого двигателя при температуре окружающего воздуха 20-30°С с полной нагрузкой и при движении автомобиля со скоростью 90 км/ч должна быть не более 95°С. Для контроля температуры имеется датчик, ввернутый в рубашку охлаждения головки цилиндров. Указатель температуры жидкости устаноатен на шитке приборов в салоне.

Устройство системы охлаждения показано на рис. 8. Работа системы заключается в поддержании температурного режима двигателя - 80-94°С.

Насос охлаждающей жидкости (помпа).

Насос центробежного типа. Корпус 1 и крышка 6 изготовлены из сплава алюминия. В двухрядном шариковом подшипнике 2, стопоренном винтом 5, установлен валик 7 насоса, выполняющий роль внутренней обоймы подшипника. Смазочным материалом подшипник заполняется только при сборке и в дальнейшем не смазывается. На передний конец валика 7 напрессована ступица 4 шкива 3 привода насоса, на задний конец - крыльчатка 9 насоса. К торцу крыльчатки, закаленной токами высокой частоты на глубину 2-3 мм, прижимается уплотнительное кольцо сальника 8, изготовленное из графитовой композиции. Неразборный сальник 8 запрессован в крышку насоса.

Электровентилятор.

Устанавливается в сборе на трех резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха 5. Четырехлопастная крыльчатка 3 изготавливается из пластмассы и закреплена на валу электродвигателя 4 гайкой. Для лучшей эффективности работы крыльчатка помещена в кожухе 5, который крепится на кронштейнах радиатора в четырех точках. Лопасти крыльчатки имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице.

Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком 6 типа ТМ-108, ввернутым в нижний бачок радиатора 1 с левой стороны.

На двигателях в вариантных исполнениях могут устанавливаться механические вентиляторы, крыльчатка которых крепится к ступице 4 шкива 3 привода насоса.

Радиатор и расширительный бачок. Радиатор 1 устанавливается на две резиновые опоры (подушки) и крепится к передку кузова четырьмя болтами. Он состоит из верхнего и нижнего штампованных латунных бачков, двух рядов латунных трубок и охлаждающих пластин. Бачки имеют подводящий и отводящий патрубки, нижний бачок - сливную пробку 7. Заливная горловина закрывается пробкой 2 радиатора. Патрубок заливной горловины через впускной и выпускной клапаны пробки радиатора соединяется шлангом с расширительным пластмассовым бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости.

На работающем двигателе при резком повышении температуры или закипании жидкости пропускная способность через впускной клапан становится недостаточной и под воздействием возросшего перепада давлений впускной клапан закрывается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. Давление в системе повышается, обеспечивая более лучшую теплоотдачу через радиатор. При нарастании давления до 0,05 МПа выпускной клапан открывается и охлаждающая жидкость выпускается в расширительный бачок. Температура жидкости при этом будет 118- 120°С. Избыток пара выходит в атмосферу через резиновый клапан пробки расширительного бачка, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. Давление, при котором открывается выпускной клапан с 1983 г. было повышено до 0,08 МПа (0,8 кгс/см 2 ).

Термостат.

Ускоряет прогрев двигателя и поддерживает оптимальный тепловой режим работы. Состоит из корпуса 7 и крышки 10, которые завальцованы вместе с седлом 14 основного клапана 5, поджимаемого пружиной 13. Термостат имеет три патрубка: входной патрубок 4 входа охлажденной жидкости из радиатора, входной патрубок 8 входа горячей жидкости из рубашки охлаждения двигателя и выходной патрубок 9 подачи жидкости в насос системы. Основной клапан 5, прижатый к седлу 14, запрессован в стакан 2, в котором завальцована резиновая вставка 3. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 11, закрепленный на неподвижном держателе 15. Между стенками стакана и резиновой вставкой имеется твердый термочувствительный наполнитель 1. На основном клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 6, поджимаемый пружиной 12.

При работе двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°С, основной клапан термостата, поджимаемый пружиной 13, закрыт, а перепускной 6 открыт (величины температур указаны на донышке термостата). Охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор: из рубашки охлаждения двигателя в патрубок 8 термостата, через перепускной клапан 6 и патрубок 9 всасывается насосом и вновь подается в рубашку охлаждения, обеспечивая быстрый прогрев двигателя.

Если температура жидкости становится выше 94°С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется и за счет сжатия резиновой вставки 3 поршень 11 выдвигается. При этом основной клапан 5 будет полностью открыт, а перепускной 6 закрыт. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу: из рубашки охлаждения двигателя в радиатор, из него по шлангу в патрубок 4 термостата, через основной клапан в патрубок 9 и далее насосом вновь возвращается в рубашку охлаждения. В радиаторе жидкость охлаждается потоком воздуха, создаваемым электровентилятором, который при понижении температуры жидкости отключается автоматически.

В пределах температур 80-94°С охлаждающая жидкость циркулирует по обоим кругам, так как клапаны термостата находятся в промежуточном положении. Увеличение степени открытия основного клапана обеспечивает постепенное увеличение количества охлажденной в радиаторе жидкости по отношению к более горячей, чем поддерживается наилучший тепловой режим работы двигателя.

top

Электромагнитные клапаны. Трубопроводная арматура.

Описание:

http://www.promarm.ru/valves/electrom...

Электромагнитный клапан -- вид трубопроводной арматуры, используемый для дистанционного управления потоком рабочей среды на трубопроводах.

Устройство электромагнитного клапана аналогично устройству обычных клапанов, но открывать или закрывать электромагнитные можно без механических усилий посредством электромагнитной катушки соленоида путем подачи на нее электрического напряжения. Сленоидный клапан успешно применяют как в сложных технологических процессах, так и в быту. С его помощью можно дистанционно подать требуемый объем жидкости, пара или газа. Не представляя, как они выглядят, такими клапанами пользуются все владельцы посудомоечных и стиральных машин. Напряжение для питания клапанов варьируется от 15 до 380 В. Ток может быть постоянным или переменным.

В комапнии «ПромАрм» электромагнитные клапаны представлены в широком ассортименте. Клапаны выпускаются в двух исполнениях: нормально закрытые или нормально открытые. Нормально закрытый клапан при запитывании катушки электрическим током открывается, пропуская поток рабочей среды, а нормально открытый -- закрывается, перекрывая его. Условно их можно разделить на клапаны прямого и непрямого действия. Во втором случае подача напряжения на катушку сначала открывает пилотный клапан, а открытие основного клапана происходит под давлением рабочей среды. Также электромагнитные клапаны делятся на отсечные и регулирующие. Отсечные предназначены для отключения трубопровода при аварийной ситуации. Регулирующие изменяют расход рабочей среды, а также смешивают или разделяют потоки.

К преимуществам электромагнитных клапанов перед другими видами арматуры можно отнести малое время их срабатывания, малый вес, высокую продолжительность включения, возможность изготовления во взрывозащитном исполнении.

Электромагнитный клапан состоит из двух основных элементов:

- электромагнита (соленоида) с сердечником,

- клапана, в отверстии которого установлен поршень или диск для перекрывания потока рабочей среды.

Управление осуществляется путем подачи напряжения на индукционную катушку, сердечник втягивается в соленоид или выталкивается из него, открывая или закрывая проход.

Специалисты компании «ПромАрм» всегда помогут вам подобрать требуемый электромагнитный соленоидный клапан по многоканальному телефону (8412) 35-07-97. А технические характеристики предлагаемой продукции можно найти на сайте: http://www.promarm.ru/valves/electrom...

[Ваз 2101] Первые вздохи после ремонта системы охлаждения

Описание:

http://www.drive2.ru/cars/lada/2101/2...

vaz-time24.ru

Механизмы и детали системы охлаждения Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

Механизмы и детали системы охлаждения

Температура рабочего цикла в среднем составляет 800 — 900°С. Поэтому отсутствие искусственного охлаждения приводит к сильному перегреву деталей двигателя, выгоранию смазки, расширению и заклиниванию поршней, выплавлению подшипников и другим неисправностям. Нормальная работа двигателя возможна только при условии отвода тепла от нагревающихся деталей с помощью системы охлаждения.

В современных автомобильных двигателях применяют воздушное (МеМЗ-968) или жидкостное («Москвич-412», ВАЗ-2101) охлаждение. Двигатель не должен переохлаждаться, поскольку при этом расходуется полезное тепло, густеет смазка, увеличиваются потери на трение, часть горючей смеси конденсируется, смывая смазку со стенок цилиндров, вследствие чего уменьшается мощность двигателя, увеличивается износ его деталей.

При воздушном охлаждении для увеличения площади теплоотдачи на цилиндрах и головке выполнены ребра. Поскольку охлаждение двигателя должно осуществляться не только во время движения, но и при работе двигателя, когда автомобиль стоит, применяют принудительную подачу воздуха на двигатель с помощью осевого вентилятора, отсасывающего воздух от двигателя в кожух терморегулятора. Направление потока воздуха обеспечивают кожух и направляющие щитки. Интенсивность потока регулируется автоматическим регулятором, установленным в кожухе (рис.).

Осевой вентилятор состоит из направляющего кожуха с лопатками и гнезда для установки генератора, на валу которого закреплена рабочая крыльчатка. Направляющий кожух крепится на головке двигателя стальной лентой. Крыльчатка приводится в движение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня осуществляется за счет внешней эксцентричности кожуха при его повороте.

Для поддержания необходимого теплового режима двигателя служит автоматический регулятор, который состоит из заслонки, тяги, термостата, кожуха и пружины. Регулировка осуществляется изменением положения заслонки, приводимой в движение термостатом. Воздух в моторный отсек поступает через воздухозаборники, расположенные по бокам задней части кузова.

В двигателях «Москвич-412» и ВАЗ-2101 применяют закрытую систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости (рис.). Температура охлаждающей жидкости работающего двигателя должна быть в пределах 80—90 С. Обычно охлаждающей жидкостью служит вода, а зимой — антифризы, имеющие низкую температуру замерзания.

К системе жидкостного охлаждения двигателя у ЗАЗ-2101 относятся (рис.): рубашка охлаждения блокацилиндров и головки цилиндров, рубашка обогрева впускных трубопроводов и смесительной камеры карбюратора, радиатор, водяной насос, вентилятор, термостат, соединительные шланги, жалюзи и указатель температуры охлаждающей жидкости. Кроме этого, в системе есть еще расширительный бачок.

 а - заслонка закрыта, б - заслонка открыта

Нагретые детали работающего двигателя охлаждаются, отдавая тепло жидкости, которая с помощью насоса поступает в рубашки охлаждения. Эта жидкость нагнетается в.радиатор, охлаждается в нем и вновь поступает в рубашку охлаждения цилиндров и далее в головку цилиндров. Таким образом в системе охлаждения осуществляется беспрерывная циркуляция жидкости. Охлаждению жидкости в радиаторе способствует вентилятор, создающий интенсивный поток воздуха через его сердцевину.

Интенсивность охлаждения регулируется термостатом, а в двигателе «Москвич-412» еще и жалюзи. Рубашка охлаждения соединяется с радиатором патрубками и шлангами из прорезиненной ткани. Жидкость выпускается из системы охлаждения через краны, или пробки (ВАЗ-2101), расположенные в нижней части радиатора и блока. Температура охлаждающей жидкости контролируется указателем температуры.

Рубашка охлаждения

Рубашка охлаждения состоит из полостей и каналов, выполненных при отливке в блоке цилиндров, головке блока, вокруг впускного трубопровода, а в двигателе ВАЗ-2101 — и около смесительной камеры карбюратора. Жидкость, поступающая из головки цилиндров в рубашку впускных трубопроводов и смесительной камеры карбюратора, служит не для охлаждения, а для подогрева их, так как при прохождении воздуха с большой скоростью происходит значительное охлаждение впускных патрубков, в результате чего ухудшается образование рабочей смеси.

Водяной насос

Водяной насос — лопастного типа (рис.), предназначен для принудительного перекачивания охлаждающей жидкости из радиатора в рубашку охлаждения. Он состоит из корпуса, вала, крыльчатки, подшипников и уплотнителя.

Корпус насоса имеет подводящее и отводящее отверстия (в двигателе ВАЗ-2101, кроме этого, еще и приемное отверстие для шланга отопителя). В передней части насоса выполнен прилив, в котором на двухрядном подшипнике (ВАЗ-2101) или на двух однорядных подшипниках («Москвич-412») установлен вал насоса с напрессованной на внутреннем его конце крыльчаткой. Во избежание вытекания охлаждающей жидкости в корпусе насоса около ступицы крыльчатки установлен уплотнитель. В связи с тем что при попадании воды в подшипники они быстро выходят из строя, для удаления попавшей сюда влаги в корпусе сделаны дренажные отверстия.

На переднем конце вала водяного насоса напрессована ступица, к которой болтами прикреплена крыльчатка вентилятора и шкив привода. Насос и вентилятор приводятся в действие клиновидным ремнем, который одновременно приводит в действие и генератор.

Уплотнитель вала водяного насоса (рис.) состоит из металлического корпуса, резиновой манжеты, пружины и графитной или свинцово-графитной уплотнительной шайбы. Уплотнитель саморегулирующийся , и по мере выработки пружина прижимает шайбу к ступице крыльчатки. Подшипники насоса во время эксплуатации смазывать не надо, так как смазка в них закладывается при сборке или во время ремонта.

Радиатор

Радиатор служит для охлаждения нагретой жидкости за счет отдачи тепла через стенки трубок в окружающую атмосферу. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, сердцевины и деталей крепления. Материалом для радиатора чаще всего служит латунь.

Охлаждение жидкости происходит в основной части радиатора — трубчатой сердцевине, состоящей из большого количества овальных трубок, концы которых впаяны в верхний и нижний бачки. Увеличения поверхности охлаждения трубок достигают за счет установки поперечных пластин, которые вместе с тем повышают жесткость радиатора.

В нижнем и верхнем бачках имеются патрубки для соединения с рубашкой охлаждения двигателя. В верхний бачок впаяна горловина, через которую в систему охлаждения заливают жидкость. В заливную горловину Впаян открытый конец пароотводной трубки, второй конец которой выведен вниз под радиатор («Москвич-412») или к расширительному бачку (ВАЗ-2101).

В двигателях «Москвич-412» и ВАЗ-2101 применяется закрытая принудительная система охлаждения, при которой полость системы изолирована от атмосферы плотно закрывающейся пробкой горловины радиатора, имеющей паровой и воздушный клапаны (рис.).

Паровой клапан не допускает повышения давления в системе охлаждения выше атмосферного более, чем на 0,25—0,5 кг/см» (0,02—0,05 МПа). За счет этого повышается температура кипения воды в системе и значительно снижаются потери ее от испарения. При большем давлении в системе клапан автоматически открывается. При охлаждении жидкости открывается воздушный клапан, препятствуя образованию разрежения в системе и предохраняя тем самым бачки и трубки радиатора от деформации под действием атмосферного давления.

Радиатор прикреплен на поперечине подрамника болтами, под которыми подложены резиновые подушки, обеспечивающие мягкость и эластичность крепления. Поскольку радиатор установлен не по центру, на нем предусмотрен направляющий кожух, обеспечивающий лучшее использование поверхности радиатора.

Расширительный бачок

Расширительный бачок (см. рис. ) в двигателе ВАЗ-2101 служит для компенсации изменения объема жидкости, возникающего во время работы двигателя. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, поверхность его ребристая. На поверхности бачка нанесена метка «Min» для облегчения контроля за уровнем жидкости. Соединительный штуцер имеет трубку, опущенную в бачок, благодаря которой облегчается конденсация пара. В верхней части бачка расположена наливная горловина, закрывающаяся пробкой с клапаном, срабатывающим при давлении, близком к атмосферному. Бачок соединен с верхней горловиной радиатора прорезиненным шлангом.

Термостат

Термостат (рис. ) служит для ускорения прогрева двигателя после его пуска и для поддержания необходимой температуры охлаждающей жидкости. Он состоит из корпуса, термоэлемента, имеющего высокий коэффициент объемного расширения, двух (основного и перепускного) клапанов и горловин. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости клапаны могут иметь три положения: при холодной жидкости основной клапан закрывает выход ее в радиатор, и жидкость насосом снова через открытый перепускной клапан направляется в рубашку охлаждения; при нагреве охлаждающей жидкости ниже нормы (78—82°С) оба клапана полуоткрыты, жидкость частично попадает в радиатор и частично непосредственно к насосу, а затем в рубашку охлаждения; при оптимальной температуре, когда жидкость нагрета до нормы (около 94°С), основной клапан открыт, а перепускной закрыт, и вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор.

В автомобиле «Москвич-412» регулирование температуры охлаждающей жидкости осуществляется также с помощью жалюзи (см. рис. ). Жалюзи состоят из верхней и нижней пластинок, в которых шарнирно закреплены вертикальные пластинки-лепестки, соединенные общей тягой. С помощью рычага и троса эта тяга соединяется с тягой в кабине. При вытянутой тяге лепестки жалюзи закрывают (частично или полностью) доступ воздуха к радиатору, и наоборот, при возвращении тяги в исходное положение открывают доступ воздуха к радиатору. В автомобиле ВАЗ-2101 при низких температурах применяется специальный съемный утеплитель.

Приборы системы охлаждения соединены резиновыми шлангами, имеющими тканевую прослойку. В местах соединения расположены хомутики, которые необходимо туго затягивать. Для выпуска воды установлены сливные краны (один в нижнем бачке или патрубке, а второй— в нижней точке рубашки охлаждения блока). Использование горячей охлаждающей жидкости для отепления салона осуществляется с помощью двух шлангов — верхнего, соединенного со штуцером в головке цилиндров, и нижнего, присоединенного к промежуточному патрубку («Москвич-412») или к приемному отверстию корпуса водяного насоса (ВАЗ-2101). В верхнем патрубке установлен кран включения отопителя салона.

Температура охлаждающей жидкости контролируется электрическим указателем температуры, датчик которого установлен в головке цилиндров.

Емкость системы охлаждения автомобиля «Москвич-412» — 7,5 л, ВАЗ-2101—8,5 л.

Для охлаждения двигателя необходимо применять воду, которая не содержит солей и не дает отложения . накипи (дождевую или снеговую). Во всех случаях, когда воду сливают с двигателя, ее необходимо собирать в чистую посуду и использовать при повторной заправке двигателя. При температуре окружающего воздуха ниже 0°С воду из системы необходимо слить. В холодное время года в качестве охлаждающей жидкости применяют антифриз марки 40 или 65, который замерзает при температуре соответственно —40 или —65°С. Антифриз ядовит, и обращаться с ним следует осторожно, чтобы не отравиться. Количество заливаемого антифриза по объему должно быть на 7% меньше, чем количество воды, поскольку он имеет больший коэффициент расширения. При испарении охлаждающей жидкости необходимо доливать воду, а при вытекании — антифриз. В автомобиле ВАЗ-2101 систему охлаждения заполняют 50%-ным раствором специальной жидкости «ТОСОЛ-А». В системе охлаждения этого автомобиля вместо кранов имеются резьбовые пробки, поскольку охлаждающая жидкость не сливается.

vaz2101spb.ru


Смотрите также