Экспертиза тосола


Охлаждающие жидкости (Экспертиза)

ТЕОРИЯ

Антифризы имеют сложный состав, основа которого — смесь этиленгликоля и воды в определённой пропорции. Так, для получения антифриза с температурой начала кристаллизации минус 40°С воды и этиленгликоля должно быть приблизительно поровну, то есть по 50 процентов. Антифриз должен не только не замерзать, но и не действовать агрессивно на металлы и другие материалы системы охлаждения двигателя, предотвращать износ подвижных деталей (в первую очередь подшипников, уплотнений и крыльчатки насоса охлаждения), долго сохранять свои свойства, не пениться, не образовывать осадка и так далее. Для этого в антифризы вводят целый пакет присадок, количество и соотношение которых разрабатываются в научных лабораториях.

Кроме этиленгликоля (очень ядовитого вещества), в качестве основы антифризов используется и пропиленгликоль – безопасное и быстроразлагающееся в природе соединение. В России пропиленгликолевые антифризы пока не выпускаются, хотя разработка их ведется. За рубежом такие антифризы, окрашенные в желтый цвет, производятся, и их применяют многие автопроизводители. По некоторым сведениям, во Франции такой антифриз обязателен к применению. Под эти антифризы соответственно и применяются материалы при разработке двигателей и систем охлаждения. Вполне обоснованно пропиленгликолевые антифризы можно отнести к «безопасным», тогда как этиленгликолевые однозначно «опасные» (ядовитые) жидкости.

Присадки, добавляемые в антифризы, бывают двух видов – также «опасные» и «безопасные». Первые — нитрит- и нитратные, а также силикатные соединения. Вторые – карбоксилатные соединения. Сейчас преобладают антифризы с «опасным» пакетом присадок, хотя работы по применению альтернативных присадок ведутся и уже предлагаются соответствующие охлаждающие жидкости.

ЭКСПЕРТИЗА

К нам на тест попали «свежие» разработки российских производителей и получающие всё большее распространение японские антифризы, а также два «Тосола» из последних разработок (большинство «Тосолов» и антифризов имеют «дзержинские» корни, многие из них — результат обыкновенного смешивания компонентов в каком-нибудь гараже или небольшой фирмочке, не имеющей серьёзного оборудования, не говоря уже о какой-то исследовательской лаборатории). Подлинность продуктов мы не определяли, сделав упор на показатели, характеризующие работоспособность и долговечность охлаждающих жидкостей.

В первую очередь контролировались три ключевых параметра, характеризующие качество основы ОЖ: плотность, температура начала кристаллизации и температура начала перегонки. ПЛОТНОСТЬ показывает соотношение воды и этиленгликоля в растворе. По ТЕМПЕРАТУРЕ НАЧАЛА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ и ПЕРЕГОНКИ определяют, относится вообще данный продукт к группе антифризов или нет.

Минимальное количество этиленгликоля оказалось в антифризе Toyota, приготовленном из соответствующего концентрата. В процессе приготовления с водой явно «переборщили». В итоге температура начала перегонки ниже нормы, а температура начала кристаллизации выше минус 40°С. Кроме того, пакет присадок в этом антифризе оказался минимальным. После сильного мороза автомобиль придется «размораживать». С большой долей вероятности можно предположить, что такой антифриз «сработается» раньше положенного срока и потребует замены.

Температура начала кристаллизации может быть понижена за счёт специальных присадок, что хорошо просматривается у образцов группы Sintec и японского антифриза TCL. Хотя последний до заявленных минус 50°С и не дотянул.

ГОСТовский Тосол выдал температуру начала кристаллизации ровно минус 40°С. А вот Тосолу «Аляска» немного не хватило до минус 40°С из-за слабого пакета присадок.

Во вторую очередь контролировалось наличие присадок (хотя в настоящее время многие производители считают это наиболее важным). Определялись водородный показатель pH, характеризующий наличие присадок в жидкости? и щёлочность, оценивающая запас щелочных свойств антифризов, то есть способность долго работать, не меняя заданных свойств. Как видно из таблицы, минимальное значение pH имеют два образца — Toyota и «Аляска». У них наименьший запас щёлочности, что может привести к быстрому изменению цвета и утрате антикоррозионных свойств.

Все остальные образцы выдали достаточно высокие по этим показателям результаты, что говорит о присутствии эффективного и сбалансированного пакета присадок. Косвенно о наличии эффективного пакета присадок в жидкостях говорит такой параметр, как «вспениваемость». Наилучшие результаты опять же выдали антифризы группы Sintec и TCL. Видно, что производители подстраиваются к изменяющимся требованиям к качеству низкозамерзающих жидкостей.

В лабораторных условиях перед измерением водородного показателя (того самого pH) на ионометре или pH-метре любого типа, готовятся эталонные жидкости с заданной стандартами величиной pH. Мы приготовили два эталона, с pH=6,56 – нейтральная и pH=9,18 – щелочная проба. По этим эталонам проверяется точность нашего прибора — pH-метра — и только после этого производится измерение водородного показателя для всех образцов. Экспресс-метод, иногда применяемый на СТО, показывает pH приблизительно, и высокой точности от него ожидать не стоит. В чём мы и убедились на практике: антифризы TCL и Toyota при экспресс-методе выдали именно похожие результаты — 8,0 и 7,9.

ТОСОЛ ИЛИ АНТИФРИЗ?

В автомобильном мире ОЖ (охлаждающие жидкости) принято называть антифризами. В России в отношении автомобильных ОЖ давно прижилось название Тосол, а некоторые даже считают, что антифризы — это жидкости качеством ниже тосолов. На самом деле тосол и антифриз — полные синонимы. Когда в России начали собирать «Жигули», итальянцы забраковали наши антифризы, в которых кроме воды и этиленгликоля не было ничего. Решено было создать отечественный антифриз, отвечавший итальянским требованиям, чем и занялась лаборатория ТОС (Технология Органического Синтеза). Работа увенчалась успехом, и итальянцы одобрили новый продукт. Чтобы он отличался от импорта, ему было решено дать свое название — к названию лаборатории ТОС добавили ОЛ (по аналогии со спиртами — этанОЛ, метанОЛ). Постепенно название Тосол стало нарицательным, но по сути — это та же смесь этиленгликоля и воды, но с добавлением присадок.

В целом наши исследования показали, что на иркутском рынке в основном присутствуют вполне качественные антифризы, как отечественные, так и иностранные. Два из восьми исследуемых образцов по некоторым показателям не дотянули до ГОСТовского минимума и, скорее всего, не выдержат всех предъявляемых к антифризам требований: либо «замёрзнут», либо потеряют свои свойства значительно раньше положенного срока. Одним из аутсайдеров стал антифриз Toyota. Конечно, при его приготовлении из концентрата «перелили» воду. И всё же при такой цене продукта запас прочности у него должен быть больше. Хотя вполне вероятно, что в Японии к антифризам применяют несколько иные требования, и пакет присадок у них может быть с иной ориентацией. Косвенно это подтверждается и выданной температурой замерзания антифриза TCL — до заявленных минус 50°С он не дотянул 5 градусов при остальных хороших показателях.

Тосолы тоже балансируют где-то на грани, соответственно и цена у них минимальная. В этом случае производитель ориентируется на не слишком требовательного автомобилиста. Но не стоит экономить, покупая антифриз по минимальной цене, так же как и не обязательно тратить большие деньги на фирменный товар. Среди ценовых «середнячков» есть очень достойные экземпляры.Кандидат технических наук Евгения НОСОВА

ФАКТЫ ОБ АНТИФРИЗАХ
  •  Минимальная температура застывания (начала кристаллизации) у этиленгликолевого антифриза может быть минус 68°С.
  •  Изменяя соотношение концентрата (чистый этиленгликоль) и воды можно получить антифриз с температурой застывания от минус 11,5°С (этиленгликоль) до минус 65°С.
  •  Даже «замёрзнув», антифриз не становится монолитом, как замерзающая вода. В растворе появляются кристаллы («шуга»), которая опасности для двигателей не представляет. Но пока кристаллы не растают, система охлаждения и отопления автомобиля нормально работать не будет. К примеру, при 35%-й концентрации этиленгликоля в растворе антифриз будет находиться в состоянии «шуги» в интервале температур от минус 20°С до минус 30. И ничего страшного с системой охлаждения двигателя не произойдёт.
  •  Присадки в антифризе также снижают температуру замерзания до 3-4°С.
  •  Теплоёмкость у антифризов на 15–20% ниже, чем у воды, а вязкость выше в 2–3 раза. На 40–60% больше и коэффициент объёмного расширения, чем и определяется обязательное присутствие в системе охлаждения расширительного бачка.
  •  Цвет практически не играет никакого значения, просто производители автомобилей и антифризов пытаются «привязать» к себе клиентов. Например, в автомобили Toyota и Daihatsu принято заливать красный антифриз, тогда как в другие японские автомобили зелёный. Хотя составом они не отличаются. Этим пользуются и наши производители, окрашивая антифризы, психологически приятнее заменять «родной» на подобный же.
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
  •  Не стоит смешивать антифризы разных производителей. Ничего страшного не произойдёт, но компоненты присадок могут прореагировать, неизвестно в какую сторону изменяя свойства жидкости.
  •  Если уж случилась необходимость долить в систему охлаждения, то лучше для этого использовать воду и опять же дистиллированную. Подойдёт и из крана, но ей желательно отстояться.
  •  Неизвестный и «разведённый» антифриз при первой возможности лучше заменить с промывкой системы охлаждения.
  •  Лучше сменить антифриз при выпадении осадка, при помутнении, при изменении цвета, при появлении желеобразной массы на внутренней стороне крышки расширительного бачка.
  •  Если чаще обычного стал включаться вентилятор системы охлаждения, то нелишне начать поиски с проверки качества охлаждающей жидкости.
  •  После покупки подержанного автомобиля, особенно «беспробежного» «японца», охлаждающую жидкость в системе охлаждения лучше сразу проверить на температуру кристаллизации и водородный показатель, даже если она чиста, как слеза ребёнка. У «японцев» температура замерзания часто бывает минус 16°С, для тёплого времени года это не должно вызывать опасений. На зиму же такой антифриз лучше заменить.
  •  Самостоятельно продлять пробег охлаждающей жидкости не рекомендуется, лучше придерживаться инструкции по эксплуатации автомобиля.
  • РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ
    Показатели Название ОЖ
    Норма по ГОСТ Sintec
    Antifreeze   Тосол А-40 ГОСТовский Тосол Аляска Toyota Long Life TCL Anti-Freeze
    Euro Ultra Universal ОЖ-40 Тосол
    Объем цена руб 1л/75 1 л/80 1л/75 1 л/65 кг кг 1 л/298 1 л/119
    Производитель   Обнинск-оргсинтез Обнинск-оргсинтез Обнинск-оргсинтез Обнинск-оргсинтез Органик-Прогресс «Тектрон» Пушкин Япония Япония
    Внешние признаки цвет пробка зелёный резьбовая и фольга красный резьбовая и фольга синий резьбовая и фольга голубой резьбовая и фольга синий резьбовая голубой резьбовая и >контрольная красный жестяная банка розовый замок-трещотка
    Температура начала кристаллизации (°С) — заявл./факт. -40/-42 -45/-44 -40/-42 -40/-41 -40/-40 -40/-38 -40/-36 -50/-45
    Содержание этиленгликоля 53,0 55,9 53,0 52,7 50,6 51,8 49,1 52,6
    Водородный показатель,pH 7,5-11,0 8,22 8,20 8,23 8,12 8,34 7,80 7,56 8,62
    Щёлочность, куб см Не менее 10 11,8 12,2 11,0 10,5 11,2 9,0 9,2 11,3
    Плотность, г/куб. см 1,065-1,075 1,072 1,073 1.072 1,072 1,070 1,070 1,067 1,071
    Температура начала перегонки Не ниже 100°С 102 103 102 101 100 101 99,6 102
    Вспениваемость устойчивость пены, сек. объём пены, куб. см Не более 3 Не более 30 1 12 1 8 2 10 1 10 1 10 3 20 2 15 1 5

    Николай РУДЫХ

    Автомаркет+Спорт № 41

    38a.ru

    Экспертиза охлаждающих жидкостей. С пеной у радиатора — журнал За рулем

    Экспертиза охлаждающих жидкостей. С пеной у радиатора

    — Да поймите же, я сознательно выпускаю «Тосол» с температурой замерзания минус 37–38 градусов, а не 40! Это не брак, не сбой в производстве — это политика, которая позволяет давать качественный, но недорогой продукт. Мы работаем на массовый рынок!

    Что и говорить, веский аргумент. Однако мы, проведя экспертизу, запаслись не менее вескими доводами…

    ХОРОШУЮ РЕЛИГИЮ ПРИДУМАЛИ…

    В самом деле: что считать качественной охлаждающей жидкостью (далее ОЖ)? Хотя все мы привыкли к температуре начала кристаллизации минус 40° и именно ее считает нормой старый советский ГОСТ, есть масса зарубежных производителей, предлагающих минус 36° или минус 38°.

    Даже если на улице жахнет сорок пять мороза, с машиной ничего страшного не случится — смесь воды с этиленгликолем превратится в гель, а не в ледышку. Выходит, в том, что ОЖ не дотягивает до минус 40, нет повода для беспокойства?

    Старый советский ГОСТ оговаривал, в какой степени ОЖ имеет право пениться, насколько может быть агрессивна по отношению к металлам, используемым в конструкции двигателей. Но ведь сегодня эти стандарты не обязательны для выполнения — производитель вправе руководствоваться техническими условиями собственной разработки. Стало быть, некоторое отклонение от требований действующего когда-то стандарта — совсем не криминал?

    Следуя такой логике, недолго прийти к выводу, что под видом «Тосола» можно продавать и водопроводную воду! Главное — записать в свои собственные технические условия температуру замерзания — ноль, а кипения — 100 градусов по Цельсию. Потом нанести на канистру номер ТУ — кто знает, что зашифровано за десятком цифр, — и продавай смело! Не согласны? Ищите аргументы — мы готовы помочь.

    ЗА ФИГОЙ В КАРМАН

    Одним из первых параметров у охлаждающих жидкостей проверяют плотность. Ее часто используют для косвенной оценки температуры начала кристаллизации или концентрации этиленгликоля, но, опять же, косвенно.

    Почему так? Во-первых, гликоли бывают разные, во-вторых, мало ли что попало в ОЖ, кроме гликоля. Известны случаи, когда изготовители контрафактной продукции поднимали плотность ОЖ самыми разными химикатами в расчете на то, что их дрянь пройдет именно эту банальную проверку.

    В общем, для одиннадцати образцов российского производства, приобретенных редакцией в розничной сети (см. фото), специалисты, проводившие исследования, определили, кроме плотности, две температуры перегонки и прямой проверкой установили температуру начала кристаллизации. Как и первое, любимое всеми испытание, эти тесты подтвердили: кое-кто отнесся к необязательным ныне требованиям старого ГОСТа «философски». Дескать, а не послать бы их куда подальше…

    Однако больше всего на этот раз удивило другое: сразу несколько образцов показали температуру застывания минус 48–49°С! Сколько бы нам ни объясняли, что это сделано специально «по просьбам трудящихся»… Как там говорил Станиславский?

    Кстати, два продукта плотностью 1,073 показали температуру начала кристаллизации минус 40 и минус 48°С — каков разброс! Так что причина «чуда» — скорее неожиданно высокое качество гликолей, нежели их высокая концентрация (ведь почти все производители ОЖ покупают гликоли на стороне).

    Такой «положительный» пример весьма красноречиво говорит о стабильности (или нестабильности?) производств.

    В связи с этим возникают опасения, что до уровня некоторых импортных продуктов, в том числе имеющих пятилетний ресурс, нам далековато. Примерно как до Луны пешком.

    СЛОВНО ПИВО ПЕННОЕ

    Для популярного алкогольного напитка пена — важная составляющая качества. Или, как минимум, часть ритуала его употребления: нет пены — нет пива.

    Для охлаждающих жидкостей — наоборот. Чрезмерное пенообразование ухудшает свойства ОЖ как теплоносителя, а в долгосрочной перспективе грозит серьезными проблемами с двигателем.

    Поэтому среди эксплуатационных параметров охлаждающих жидкостей есть и вспениваемость. Как правило, при использовании стандартного для производителей пакета присадок объем пены укладывается в норму. Не припомню, чтобы предыдущие наши проверки выявляли такие проблемы, как в этот раз. Сразу у трех из одиннадцати проверенных образцов вспениваемость оказалась настолько высокой, что ее не удалось определить — пена полезла через края пробирок (почти как пивная)! Специалисты предположили, что антипенных присадок в «несчастливых» образцах просто не было. Жаль!

    МОМЕНТ ИСТИНЫ

    Высокая коррозионная активность ОЖ способна подписать мотору смертный приговор.

    На нашей памяти — случаи превышения гостовских норм до 30 раз, а сегодня... А сегодня — всего в девять! Подчеркну: в девять раз, а не на девять процентов! Такое превышение нормы, пусть и необязательной для исполнения, зафиксировано у одного из образцов при проверке коррозионной активности по отношению к алюминию. Всего в требования советского ГОСТа 1989 года по коррозии не уложились четыре образца. А с учетом выпадов по температуре начала кристаллизации и пенообразованию — шесть образцов, то есть большая часть испытанных. Признаюсь, такого провала не припомню. Вольно или невольно связываешь это с изменившейся системой сертификации. Производители быстро поняли свою выгоду — на канистре одного из названной шестерки уже успела появиться надпись «Не подлежит обязательной сертификации».

    Однако у нас память достаточно долгая. Мы не вправе требовать от тех, кто делает ОЖ, чтобы их продукция полностью уложилась в нормы прежнего ГОСТа, но читателям настоятельно рекомендуем «устаревшие» требования в качестве руководства. Ведь с каких бы философских позиций ни смотреть, очевидно, что высокая коррозионная активность — плохо, а низкая — хорошо, высокая температура начала кристаллизации — плохо, а низкая — хорошо. Вопрос, как видите, совсем не философский.

    КАКОГО ЦВЕТА?

    Многие технические жидкости из соображений безопасности окрашивают. Цвет, который предпочитает изготовитель, никак не связан с качеством охлаждающей жидкости, ее сроком службы и другими параметрами. Совпадение цвета ОЖ разных производителей ничего не говорит о совместимости продуктов, а изменение их цвета в процессе эксплуатации не является однозначным сигналом к замене. Последнее — результат старения красителя, а не пакета присадок, содержащихся в ОЖ. Обычные «тосолы» необходимо менять через два года, и лишь немногие импортные продукты (далеко не все) могут служить пять лет.

    Увеличенный срок службы таких ОЖ всегда указан на этикетках.

    Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

    www.zr.ru

    Подтасованный тосол

    Страница 1 из 2

    Из девяти производителей тосола только два предприятия выпускают свою продукцию в соответствии со всеми требованиями ГОСТа. Это значит, что семь покупателей из девяти приобретают товар ненадлежащего качества. И вместо того, чтобы обеспечить своему автомобилю необходимую защиту, они подвергают его систему охлаждения дополнительному риску, испытывая ее на прочность.

    Экспертизу девяти образцов тосола для газеты «Петербургское качество» выполнили сотрудники аккредитованной испытательной лаборатории «Малотоннажные химические продукты» ФГУП Российский научный центр «Прикладная химия».

    В качестве образцов на авторынке (на улице Фучика) были закуплены девять видов тосола. Результаты экспертизы преподнесли нам неприятный сюрприз: семь из девяти производителей нарушили требования ГОСТа 28084-89 по одному из двух показателей качества.

    Не случайно практически все производители в название тосола добавляют цифру 40. Тосол предназначен для использования в системе охлаждения двигателей при температуре окружающей среды до –40. По словам Ильи Гринштейна, руководителя лаборатории, температура начала кристаллизации существенно зависит от количества воды, входящей в состав тосола. Чем больше этиленгликоля в тосоле, тем ниже температура кристаллизации. И, соответственно, чем больше воды, тем выше температура. Самая высокая температура замерзания (–32) у продукции ООО «Лакирис». Впрочем, нарушение требования ГОСТа могло произойти и по вине нерадивых оптовиков или сотрудников магазина. Кроме того, несоответствие температуры – не самое плохое в результатах этой экспертизы.

    Гораздо более серьезные последствия могут ожидать систему охлаждения вашего автомобиля при применении тосола с пониженным содержанием щелочности.

    Тосол, применяемый в системе охлаждения автомобилей, является многокомпонентным продуктом. Изготавливаются тосолы на основе этиленгликоля (высшего спирта), и обязательно должны содержать «присадки» – специальные добавки, обеспечивающие защиту металлических и резиновых деталей системы охлаждения от коррозии, набухания и других неприятностей. Присадки предотвращают износ двигателя. От процентного содержания присадок зависит показатель щелочности тосола. Щелочность определяется опытным путем: какое количество раствора соляной кислоты уходит на нейтрализацию тосола. ГОСТ 28084-89 требует, чтобы уровень щелочности охлаждающей жидкости был не ниже 10 см3 (на фильтрацию раствора уходило не менее 10 см3 соляной кислоты). Чем больше в тосоле присадок – тем выше уровень щелочности. Присадки – дорогое сырье, и чаще всего производители экономят именно на них. Из девяти образцов продукция четырех производителей не соответствует требованию ГОСТа по щелочности: тосолы ООО «Автомобильный мир», «Красхим», ОАО «Химик», и ЗАО «Химпромпроект». И если у двух последних компаний результаты все же близки к норме (9,4 см3 и 9,3 см3 соответственно), то тосолы ООО «Автомобильный мир» и «Красхима» – крайне низкого качества. Особенно поражает уровень щелочности тосола ООО «Автомобильный мир» – 0,36 см3. Производитель настолько экономен, что антипенные и антикоррозионные компоненты даже не стал добавлять в смесь этиленгликоля и воды. Стоит ли объяснять автомобилистам, что коррозия черного металла им обеспечена: такой «тосол» приводит к ускоренному износу двигателя. Среда обладает повышенной кислотностью, а значит, и повышенно агрессивна.

    И только два образца – «Тосол ТС» от ООО «Тосол-Синтез» и «Тосол А4ОТ «Specialist» от ЗАО «Теком» соответствуют всем требованиям ГОСТа 28084-89: температура начала кристаллизации равна –40, а щелочность соответственно 14,8 и 12,2 см3. Можем с чистой совестью рекомендовать эти охлаждающие жидкости автомобилистам.

    Напоследок хочется заметить, что результаты нашей экспертизы свидетельствуют о том, что производители автокосметики не уделяют должного внимания контролю за качеством как исходного сырья, так и конечного продукта. Производители до сих пор не научились уважать своих потребителей, а мы – бороться за право пользоваться качественной продукцией, хотя выход очень прост – голосовать кошельком.

    Редакция газеты «Петербургское качество» выражает благодарность Илье Гринштейну, руководителю аккредитованной испытательной лаборатории «Малотоннажные химические продукты» ФГУП Российский научный центр «Прикладная химия».

    Контактные телефоны:238-94-92, 238-11-62Любовь Суслова

    < Предыдущая Следующая >
     

    www.petkach.spb.ru

    Антифризы — экспертиза 12 образцов — журнал За рулем

    Многие продаваемые у нас охлаждающие жидкости могут стать причиной пожара. Мы в этом убедились, проверив на горючесть 12 образцов антифризов. Результаты — на видео.

    Недавно по телевидению прошел сюжет про творог, который горит! Я не знаю, что туда подмешали. Но абсолютно уверен, что получить легковоспламеняющуюся охлаждающую жидкость намного проще. Достаточно при производстве вместо дорогого этиленгликоля использовать дешевый глицерин и добавить метанол для приведения вязкости продукта к приемлемому уровню. Причем этим занимаются многие производители. И никому не говорят, что температура кипения метанола — всего-навсего 64,5°C. Зачем, дескать, пугать людей?

    Чем метанол опасен для моторов, мы писали неоднократно. Но никогда не заостряли внимание на том, что утечка в системе охлаждения может привести... к пожару. Попади метанол, скажем, на раскаленный коллектор — и привет: вспоминайте, как звонить с мобильника пожарным. Не верите? Мы провели небольшие испытания.

    Это и есть хроматограф. Справа на мониторе можно узреть всё, что намешали изготовители. Глицерин, метанол — кто больше?

    Это и есть хроматограф. Справа на мониторе можно узреть всё, что намешали изготовители. Глицерин, метанол — кто больше?

    Закупив в подмосковном магазинчике дюжину различных охлаждающих жидкостей, именуемых тосолами и антифризами, мы напросились в гости в химлабораторию — измерить температуру кипения и определить таким образом наличие метанола. В серьезных испытаниях для этого обычно используют хроматограф, который легко покажет на экране состав проверяемой жидкости. Но наша цель была иной. Хроматограф — это нечто заумное, а электрическая плитка и термометр сделают проверку простой и наглядной. Особенно когда на плитке одновременно стоят два стаканчика с жидкостями, одна из которых вовсю кипит, а вторая и не думает. Именно такой эксперимент мы и провели. Тем, кто захочет его повторить, очень советуем раздобыть специальные термостойкие стаканчики, которые не станут трескаться в неподходящий момент.

    Такой стаканчик закипает через 8–9 минут.

    Такой стаканчик закипает через 8–9 минут.

    Мы нагревали каждую приобретенную жидкость, фиксируя температуру начала кипения (появление первых пузырьков) и собственно температуру кипения. Полученные результаты приводим в нашей фотогалерее, а самые эффектные кадры — на видео.

    Вспомнив про горящий творог, мы попытались поочередно поджечь все проверяемые жидкости зажигалкой. Результат жутковатый: пять образцов из дюжины мгновенно вспыхнули. Более того, если на плитке одновременно находились два стаканчика — один со стандартным антифризом, а другой с метанольным коктейлем, то при попытке поджечь хорошую жидкость вспыхивал… соседний состав. Пары метанола очень не любят раскаленных поверхностей и открытого огня!

    Гвоздь программы: две охлаждающие жидкости на одной плитке. Справа — хорошая, слева — плохая. Пытаемся поджечь ту, что справа, однако вместо нее вспыхивают пары метанола слева.

    Гвоздь программы: две охлаждающие жидкости на одной плитке. Справа — хорошая, слева — плохая. Пытаемся поджечь ту, что справа, однако вместо нее вспыхивают пары метанола слева.

    Результаты наших исследований относятся к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для выводов о деятельности той или иной компании. Вполне возможно, что некоторые производители повторят наш эксперимент — прежде всего те, чья продукция на поверку оказалась небезопасной.

    Еще один простейший способ выявить жидкость низкого качества — использовать тест-полоски, определяющие наличие алкоголя в слюне. Во всех случаях индикаторы, искупавшись в метанольном коктейле, поменяли цвет.

    Еще один простейший способ выявить жидкость низкого качества — использовать тест-полоски, определяющие наличие алкоголя в слюне. Во всех случаях индикаторы, искупавшись в метанольном коктейле, поменяли цвет.

    А что делать потребителю? Кипятить товар перед покупкой ему точно не разрешат. Один из способов оградить себя от неприятностей — приобретать только те товары, которые хорошо зарекомендовали себя в наших экспертизах. Избегайте торговых развалов на обочинах дорог. Хотя и в магазинах (как следует из нашего эксперимента) не всегда продают качественный товар. Причем продавцы иногда понятия не имеют, какие неприятности сулит нормальная с виду канистра. Поэтому еще один совет: пользуйтесь услугами проверенного автосервиса. Сервисмены судят о качестве приобретенной партии товара, устраивая выборочную проверку. Это куда надежнее единичных закупок.

    Аntifreeze Maxim, Россия

    Аntifreeze Maxim, Россия

    Antifreeze G11 Pilot, Россия

    Antifreeze G11 Pilot, Россия

    Unix Antifreeze, Россия

    Unix Antifreeze, Россия

    Nord Antifreeze, Россия

    Nord Antifreeze, Россия

    Температура начала кипения 70 ºСТемпература кипения 84 ºСГОРИТ!

    Температура начала кипения 70 ºСТемпература кипения 84 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 79 ºСТемпература кипения 88 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 106 ºСТемпература кипения 109 ºСНЕ ГОРИТ!

    Sintec Euro G11, Россия

    Sintec Euro G11, Россия

    ТCL Anti-Freeze, Япония

    ТCL Anti-Freeze, Япония

    Антифриз CoolStream Standard —40 ºС, Россия

    Антифриз CoolStream Standard —40 ºС, Россия

    Тосол —40 Felix, Россия

    Тосол —40 Felix, Россия

    Температура начала кипения 99 ºСТемпература кипения 105 ºСНЕ ГОРИТ!

    Температура начала кипения 100 ºСТемпература кипения 105 ºСНЕ ГОРИТ!Температура начала кипения 105 ºСТемпература кипения 109 ºСНЕ ГОРИТ!Температура начала кипения 99 ºСТемпература кипения 105 ºСНЕ ГОРИТ!

    Тосол Айсберг, Россия

    Тосол Айсберг, Россия

    Тосол Аляsка, Россия

    Тосол Аляsка, Россия

    Тосол Дзержинский Maxim, Россия

    Тосол Дзержинский Maxim, Россия

    Тосол-север 40, Россия

    Тосол-север 40, Россия

    Температура начала кипения 103 ºСТемпература кипения 106 ºСНЕ ГОРИТ!

    Температура начала кипения 91 ºСТемпература кипения 93 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 70 ºСТемпература кипения 89 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 103 ºСТемпература кипения 106 ºСНЕ ГОРИТ!

    Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

    www.zr.ru

    Охлаждающие жидкости... горят! Экспертиза «За рулем».

    Журнал «За рулем»,16 августа 2016 г.
    Многие продаваемые у нас охлаждающие жидкости могут стать причиной пожара. Мы в этом убедились, проверив на горючесть 12 образцов антифризов. Результаты — на видео.

    Недавно по телевидению прошел сюжет про творог, который горит! Я не знаю, что туда подмешали. Но абсолютно уверен, что получить легковоспламеняющуюся охлаждающую жидкость намного проще. Достаточно при производстве вместо дорогого этиленгликоля использовать дешевый глицерин и добавить метанол для приведения вязкости продукта к приемлемому уровню. Причем этим занимаются многие производители. И никому не говорят, что температура кипения метанола — всего-навсего 64,5°C. Зачем, дескать, пугать людей?

    Чем метанол опасен для моторов, мы писали неоднократно. Но никогда не заостряли внимание на том, что утечка в системе охлаждения может привести... к пожару. Попади метанол, скажем, на раскаленный коллектор — и привет: вспоминайте, как звонить с мобильника пожарным. Не верите? Мы провели небольшие испытания.

    Закупив в подмосковном магазинчике дюжину различных охлаждающих жидкостей, именуемых тосолами и антифризами, мы напросились в гости в химлабораторию — измерить температуру кипения и определить таким образом наличие метанола. В серьезных испытаниях для этого обычно используют хроматограф, который легко покажет на экране состав проверяемой жидкости. Но наша цель была иной. Хроматограф — это нечто заумное, а электрическая плитка и термометр сделают проверку простой и наглядной. Особенно когда на плитке одновременно стоят два стаканчика с жидкостями, одна из которых вовсю кипит, а вторая и не думает. Именно такой эксперимент мы и провели. Тем, кто захочет его повторить, очень советуем раздобыть специальные термостойкие стаканчики, которые не станут трескаться в неподходящий момент.

    Мы нагревали каждую приобретенную жидкость, фиксируя температуру начала кипения (появление первых пузырьков) и собственно температуру кипения. Полученные результаты приводим в нашей фотогалерее, а самые эффектные кадры — на видео.

    Вспомнив про горящий творог, мы попытались поочередно поджечь все проверяемые жидкости зажигалкой. Результат жутковатый: пять образцов из дюжины мгновенно вспыхнули. Более того, если на плитке одновременно находились два стаканчика — один со стандартным антифризом, а другой с метанольным коктейлем, то при попытке поджечь хорошую жидкость вспыхивал… соседний состав. Пары метанола очень не любят раскаленных поверхностей и открытого огня!

    Результаты наших исследований относятся к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для выводов о деятельности той или иной компании. Вполне возможно, что некоторые производители повторят наш эксперимент — прежде всего те, чья продукция на поверку оказалась небезопасной.

    Еще один простейший способ выявить жидкость низкого качества — использовать тест-полоски, определяющие наличие алкоголя в слюне. Во всех случаях индикаторы, искупавшись в метанольном коктейле, поменяли цвет.

    А что делать потребителю? Кипятить товар перед покупкой ему точно не разрешат. Один из способов оградить себя от неприятностей — приобретать только те товары, которые хорошо зарекомендовали себя в наших экспертизах. Избегайте торговых развалов на обочинах дорог. Хотя и в магазинах (как следует из нашего эксперимента) не всегда продают качественный товар. Причем продавцы иногда понятия не имеют, какие неприятности сулит нормальная с виду канистра. Поэтому еще один совет: пользуйтесь услугами проверенного автосервиса. Сервисмены судят о качестве приобретенной партии товара, устраивая выборочную проверку. Это куда надежнее единичных закупок.

    Sintec Euro G11, Россия

    Температура начала кипения 99 ºС Температура кипения 105 ºС НЕ ГОРИТ!

    Антифриз SINTEC EURO – охлаждающая жидкость последнего поколения, созданная на основе высококачественного моноэтиленгликоля и импортных ингибиторов коррозии. Обладает смазывающими свойствами, продлевающими ресурс водяного насоса. Не повреждает резиновые детали системы охлаждения.

    Аntifreeze Maxim, Россия

    Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 84 ºС ГОРИТ!

    Antifreeze G11 Pilot, Россия

    Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 84 ºС ГОРИТ!

    Unix Antifreeze, Россия

    Температура начала кипения 79 ºС Температура кипения 88 ºС ГОРИТ!

    Nord Antifreeze, Россия

    Температура начала кипения 106 ºС Температура кипения 109 ºС НЕ ГОРИТ!

    ТCL Anti-Freeze, Япония

    Температура начала кипения 100 ºС Температура кипения 105 ºС НЕ ГОРИТ!

    Антифриз CoolStream Standard —40 ºС, Россия

    Температура начала кипения 105 ºС Температура кипения 109 ºС НЕ ГОРИТ!

    Тосол —40 Felix, Россия

    Температура начала кипения 99 ºС Температура кипения 105 ºС НЕ ГОРИТ!

    Тосол Айсберг, Россия

    Температура начала кипения 103 ºС Температура кипения 106 ºС НЕ ГОРИТ!

    Тосол Аляsка, Россия

    Температура начала кипения 91 ºС Температура кипения 93 ºС ГОРИТ!

    Тосол Дзержинский Maxim, Россия

    Температура начала кипения 70 ºС Температура кипения 89 ºС ГОРИТ!

    Тосол-север 40, Россия

    Температура начала кипения 103 ºС Температура кипения 106 ºС НЕ ГОРИТ!

    Источник: www.zr.ru

    antifreeze.oos.ru

    Антифризы — экспертиза 12 образцов

    Недавно по телевидению прошел сюжет про творог, который горит! Я не знаю, что туда подмешали. Но абсолютно уверен, что получить легковоспламеняющуюся охлаждающую жидкость намного проще. Достаточно при производстве вместо дорогого этиленгликоля использовать дешевый глицерин и добавить метанол для приведения вязкости продукта к приемлемому уровню. Причем этим занимаются многие производители. И никому не говорят, что температура кипения метанола — всего-навсего 64,5°C. Зачем, дескать, пугать людей?

    Чем метанол опасен для моторов, мы писали неоднократно. Но никогда не заостряли внимание на том, что утечка в системе охлаждения может привести к пожару. Попади метанол, скажем, на раскаленный коллектор — и привет: вспоминайте, как звонить с мобильника пожарным. Не верите? Мы провели небольшие испытания.

    Это и есть хроматограф. Справа на мониторе можно узреть всё, что намешали изготовители. Глицерин, метанол — кто больше?

    Закупив в подмосковном магазинчике дюжину различных охлаждающих жидкостей, именуемых тосолами и антифризами, мы напросились в гости в химлабораторию — измерить температуру кипения и определить таким образом наличие метанола. В серьезных испытаниях для этого обычно используют хроматограф, который легко покажет на экране состав проверяемой жидкости. Но наша цель была иной. Хроматограф — это нечто заумное, а электрическая плитка и термометр сделают проверку простой и наглядной. Особенно когда на плитке одновременно стоят два стаканчика с жидкостями, одна из которых вовсю кипит, а вторая и не думает. Именно такой эксперимент мы и провели. Тем, кто захочет его повторить, очень советуем раздобыть специальные термостойкие стаканчики, которые не станут трескаться в неподходящий момент.

    Такой стаканчик закипает через 8–9 минут.

    Мы нагревали каждую приобретенную жидкость, фиксируя температуру начала кипения (появление первых пузырьков) и собственно температуру кипения. Полученные результаты приводим в нашей фотогалерее, а самые эффектные кадры — на видео.

    Вспомнив про горящий творог, мы попытались поочередно поджечь все проверяемые жидкости зажигалкой. Результат жутковатый: пять образцов из дюжины мгновенно вспыхнули. Более того, если на плитке одновременно находились два стаканчика — один со стандартным антифризом, а другой с метанольным коктейлем, то при попытке поджечь хорошую жидкость вспыхивал… соседний состав. Пары метанола очень не любят раскаленных поверхностей и открытого огня!

    Гвоздь программы: две охлаждающие жидкости на одной плитке. Справа — хорошая, слева — плохая. Пытаемся поджечь ту, что справа, однако вместо нее вспыхивают пары метанола слева.

    Результаты наших исследований относятся к конкретным образцам приобретенной нами продукции, а потому не могут служить основанием для выводов о деятельности той или иной компании. Вполне возможно, что некоторые производители повторят наш эксперимент — прежде всего те, чья продукция на поверку оказалась небезопасной.

    Еще один простейший способ выявить жидкость низкого качества — использовать тест-полоски, определяющие наличие алкоголя в слюне. Во всех случаях индикаторы, искупавшись в метанольном коктейле, поменяли цвет.

    А что делать потребителю? Кипятить товар перед покупкой ему точно не разрешат. Один из способов оградить себя от неприятностей — приобретать только те товары, которые хорошо зарекомендовали себя в наших экспертизах. Избегайте торговых развалов на обочинах дорог. Хотя и в магазинах (как следует из нашего эксперимента) не всегда продают качественный товар. Причем продавцы иногда понятия не имеют, какие неприятности сулит нормальная с виду канистра. Поэтому еще один совет: пользуйтесь услугами проверенного автосервиса. Сервисмены судят о качестве приобретенной партии товара, устраивая выборочную проверку. Это куда надежнее единичных закупок.

    Аntifreeze Maxim, Россия Antifreeze G11 Pilot, Россия Unix Antifreeze, Россия Nord Antifreeze, Россия

    Температура начала кипения 70 ºСТемпература кипения 84 ºСГОРИТ!

    Температура начала кипения 70 ºСТемпература кипения 84 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 79 ºСТемпература кипения 88 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 106 ºСТемпература кипения 109 ºСНЕ ГОРИТ!Sintec Euro G11, Россия ТCL Anti-Freeze, Япония Антифриз CoolStream Standard —40 ºС, Россия Тосол —40 Felix, Россия

    Температура начала кипения 99 ºСТемпература кипения 105 ºСНЕ ГОРИТ!

    Температура начала кипения 100 ºСТемпература кипения 105 ºСНЕ ГОРИТ!Температура начала кипения 105 ºСТемпература кипения 109 ºСНЕ ГОРИТ!Температура начала кипения 99 ºСТемпература кипения 105 ºСНЕ ГОРИТ!

    Тосол Айсберг, Россия Тосол Аляsка, Россия Тосол Дзержинский Maxim, Россия Тосол-север 40, Россия

    Температура начала кипения 103 ºСТемпература кипения 106 ºСНЕ ГОРИТ!

    Температура начала кипения 91 ºСТемпература кипения 93 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 70 ºСТемпература кипения 89 ºСГОРИТ!Температура начала кипения 103 ºСТемпература кипения 106 ºСНЕ ГОРИТ!

    Охлаждающие жидкости… горят! Экспертиза ЗР

    Охлаждающие жидкости… горят! Экспертиза ЗР 

    specialauto.net

    ОХЛАЖДАЮЩИЕ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ «АНТИФРИЗЫ» И «ТОСОЛЫ»

    Подробности Создано 21.10.2016 08:05

          Долгое время на российском рынке специальных автомобильных жидкостей существовала анархия и выбрать охлаждающую жидкость для использования её в двигателе своего автомобиля, без опасения ошибиться, было весьма непросто. 

          Всё казалось-бы прозаично; купил ОЖ в «фирменном» магазине, залил и забыл, но…..

     - двигатель «закипел» не достигнув рабочей температуры;

     - «пробило» прокладку;

     - заклинило помпу;

     - начал убывать антифриз;

    - антифриз замёрз при стоянке автомобиля на улице;

    - антифриз появился в моторном масле….

          Эти и другие «мелочи» порой готовы вывести абсолютно рабочий двигатель из строя по причине…. увы, недоброкачественной охлаждающей жидкости, называемой в народе «Тосолом» или «Антифризом».

       Задавшись целью разобраться в этом хаосе автомобильной химии специалисты испытательной лаборатории ООО «СЗЦЭ»  могут сегодня смело заявить о завершении освоения очередного этапа своего развития – готовности к проведению экспертизы автомобильных охлаждающих низкозамерзающих жидкостей – антифризов.

          В результате кропотливой работы силами специалистов лаборатории и смежных производств изготовлено и запущено в работу уникальное испытательное оборудование для экспертизы автомобильных низкозамерзающих охлаждающих жидкостей – антифризов и «Тосолов», в том числе по показателю «Коррозионное воздействие на материалы двигателя».

          Пробные испытания приобретённых в магазине партий ОЖ показали, что приобретённые «наугад» три из четырёх образцов данных продуктов не соответствуют требованиям ГОСТ   и не могут быть допущены к применению в качестве ОЖ автомобилей.

    Мы приведём Вам лишь некоторые выдержки из испытанных нами образцов:

    Показатели

    Нормативные

    требования ГОСТ 28084 к ОЖ-40

    Проба № 10267

    Тосол

    «Пилот» ОЖ-40

    Изготовитель ООО«СТРЭКТЭН»

     

    Проба № 10269

    Тосол

     «ГОСТ ОЖ-40»

    Изготовитель ООО «Промсинтез»

    Проба № 10268

    Тосол «Полярный круг» ОЖ-40, Изготовитель ООО «Полихимавто»

    Проба № 10270

    Антифриз -40

    «Turbo coolant»

    Изготовитель ОАО «Химик»

     

     

    Температура начала кристаллизации, ºС

    Не выше минус 40

    Минус 37**

    Минус 33**

    Минус 25**

    Минус 40**

    Плотность, г/см³

    1,065-1,085

    1,0898**

    1,0905**

    1,1155**

    1,0708

    Фракционные данные:

    - температура

    начала кипения, ºС

    - массовая доля жидкости, перегоняемая до температуры 100 ºС

     

     

     

    Не ниже 100 ºС

     

     

     

    Не более 50

     

     

     

    81

     

     

     

    58

     

     

     

    83

     

     

     

    56

     

     

     

    100

     

     

     

    50

     

     

     

    100

     

     

     

    49,0

    Вспениваемость:

    - объём пены, см³

    - устойчивость пены, секунд

     

    Не более 30

     

    Не более 3

     

    23

    3

     

    20

    2

     

    20

    2

     

    19

    2

    Коррозионное воздействие на металлы, г/м² в сутки

    - медь М1

    - латунь Л 63

    - сталь Ст 10-20

    - чугун Сч 20-40

    - алюминий Ал 9

    - припой ПОС

     

     

     

     

    Не более 0,1

    Не более 0,1

    Не более 0,1

    Не более 0,1

    Не более 0,1

    Не более 0,1

     

     

     

     

    0,016

    0,004

    0

    0,016

    0,158

    0,012

     

     

     

     

    0,035

    0,011

    0

    0,012

    0,120

    0,033

     

     

     

     

    0

    0

    0,004

    0,012

    0,050

    0,357

     

     

     

     

    0

    0

    0

    0,04

    0,06

    0,03

    Набухание резин, %

    Не более 5

    7,0

    0

    0

    0

    Водородный показатель (рН)

    7,5-11

    8,73

    9,04

    8,73

     8,98

    Щелочность, см³

    Не менее 10

    16,3

    19,3

    16,8

     14,3

    * Результаты испытаний характеризуют лишь испытанные образцы ОЖ и не могут  быть отнесены на все партии продукции данных предприятий.

    ** Данные результаты получены путём прямых измерений, без применения ареометра типа АЭГ, т.к. в отдельных антифризах (Тосолах) вместо моноэтиленгликолей и полигликолей применяются смеси гликолей со спиртами и глицеринами, что объясняет их высокую плотность и раннюю температуру начала кипения.

     

    По результатам проведённых испытаний установлено: три из четырёх охлаждающих жидкостей оказались неспособными обеспечить безопасную и стабильную работу моторов, - две из них по температуре начала кипения – 80 град. С и повышенной коррозии алюминия, а третья по температуре начала кристаллизации и повышенной коррозии припоя. И лишь один из купленных антифризов оказался пригодным к использованию по прямому назначению…

           К сожалению потребителей, данные жидкости не требуют сегодня сертификации или декларирования их на соответствие требованиям ГОСТ 28084-89 или требованиям аналогичных американских стандартов ASTM D 3306 (для легковых автомобилей) и ASTM D 4985 (для тяжелых грузовиков и спецтехники), негласно признанными сегодня международными стандартами, и всю ответственность за качество несёт сам производитель, а вот бремя последствий, увы, ложится на потребителя.

           Остаётся доверять производителю, или проверять…

     

          Приглашаем производителей ОЖ испытать свою продукцию, и при положительных результатах испытаний, получить сертификат, подтверждающий качество выпускаемой продукции.

           Приглашаем потребителей – владельцев автомобильных парков оценить качество применяемых охлаждающих жидкостей (в том числе импортного производства) на соответствие требованиям ГОСТ 28084 или ASTM D 3306 (для легковых автомобилей) и ASTM D 4985 (для тяжелых грузовиков и спецтехники), и, при необходимости подобрать ОЖ  для своего парка автомобилей, обеспечивающую бесперебойную, качественную работу систем охлаждения автомобилей.

     

     

    С уважением, коллектив и администрация ООО «СЗЦЭ»

     

     

    P.S. Мы не принимаем чью-либо сторону при проведении экспертиз, а лишь даём объективную оценку качества реализуемой продукции и её соответствия установленным требованиям нормативных документов. 

    www.nwec.spb.ru


    Смотрите также