История тосола


История создания антифриза

 

Возникновение потребности в охлаждающих жидкостях

В самом начале XIX века бельгийским инженером Жаном Этьеном Ленуаром был создан первый коммерчески успешный двигатель внутреннего сгорания, который мог полноценно конкурировать с паровой машиной. В его двигателе рабочие поршни охлаждались воздухом, то есть обходились вовсе без охлаждающей жидкости. Однако при таком способе охлаждения цилиндры расширялись и заклинивали в цилиндре. Ленуар усовершенствовал свой двигатель, и в качестве охлаждающей жидкости стал использовать воду, однако и это не позволило двигателю работать нормально, и он дополнил свою конструкцию системой масляной смазки. Природная вода, а зачастую не очень очищенная не была идеалом в этой технической эпостасии, наличие солей обуславливало образование осадка и накипи, температура кипения была недостаточно высокой, а в холодное время года в неработающем двигателе замерзала, теряла свою текучесть и разрушала двигатель.

 

Первая охлаждающая жидкость – глицериновый антифриз

Поэтому уже в 20-е годы ХХ века появились первая низкозамерзающая охлаждающая жидкость, получившая название антифриз (от греч. anti – против и английского freeze – замерзать), а с 30-х годов прошлого века впервые для увеличения эффективности работы охлаждающей жидкости применяются помпы и термостаты. Первая охлаждающая жидкость – антифриз была изготовлена на основе глицерина – трёх атомного спирта. Такие охлаждающие жидкости в смеси воды и глицерина 35:65 имели температуру замерзания – 40 °С, температуру кипения 290°С. Проблемой стали высокая вязкость и недостаточная текучесть такого рода охлаждающей жидкости. Проблему пытались решить с помощью этанола, метанола, солей и т.д. пока в те же 30-е годы не нашли полноценную замену и основой охлаждающих жидкостей типа антифриз стал двух атомный спирт – этиленгликоль. В СССР, как и во всем мире, уже к 1937 году, охлаждающие жидкости типа - антифриз на основе этиленгликоля практически вытеснили глицериновые и метаноловые.

 

Первый Советский антифриз

Смесь этиленгликоля с водой очень корозионноактивная, более активная чем просто вода, и имеет склонность к вспениванию, поэтому в охлаждающую жидкость начинают добавлять различного рода присадки способные подавить отрицательные свойства антифриза. В 1952 году в СССР выпускается охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля названная, как ни странно для тех времён иностранным термином – антифриз. Это были охлаждающие жидкости так называемые "антифриз по ГОСТ 159" двух модификаций: "Антифриз М-40" и "Антифриз М-65" где цифра соответственно обозначает температуру замерзания данной охлаждающей жидкости. Но данные антифризы по своему качеству (интенсивная коррозия металлов, обильное вспенивание, низкий запас щёлочности) не подходили для строящегося тогда Тольяттинского автозавода как охлаждающие жидкости, используемые в Жигулях – аналог итальянского "Фиата" производимых на этом заводе.

 

Первый тосол

Встал вопрос о создании новой качественной охлаждающей жидкости для наших новых "Жигулей". В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии 3 года шла работа по созданию новой рецептуры охлаждающей жидкости. Наконец, сотрудниками отдела "ТОС" ("ТОС" - сокращенно - технология органического синтеза) была разработана новая рецептура и технология охлаждающей жидкости. Теперь этот антифриз все мы знаем как ТОСОЛ. Слово "тосол" придумал один из авторов этого антифриза - В.Н. Кирьян. Оно образовано из: "ТОС" - название отдела, где работали создатели рецептуры, и "ОЛ" - по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль - это двухосновный спирт). Для примера: "этанОЛ" - этиловый спирт, "этан-1,2-диОЛ" - этиленгликоль. Были созданы три марки антифриза: * "Тосол-А" - антифриз-концентрат. Буква "А" означает - "автомобильный". * "Тосол-А40" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С. * "Тосол-А65" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С. В дальнейшем был проведён ряд качественных доработок и появились: * "Тосол-АМ" - антифриз-концентрат. Буква "М" означает - "модернизированный". * "Тосол-А40М" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С. "Тосол-А65М" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С. Внешне стандартный ТОСОЛ-40 представлял собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 — красного. Цвет необходим для определения чёткого уровня ОЖ в расширительном бачке, чтобы не путать разные марки, а также, чтобы отличать подтёки охлаждающей жидкости от подтёков других эксплуатационных жидкостей. Сложная рецептура (так называемая "нитритно-боратная") нового советского антифриза состояла из более чем десяти компонентов, и технология ее производства была весьма непростой. Однако, производимый на советских предприятиях с неукоснительным соблюдением технологии согласно Государственного стандарта 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», он с успехом прошел многочисленные испытания, получил все необходимые допуски и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Срок эксплуатации Тосола на автомобилях составлял два года или 60 000 км пробега.

 

Тосол – нечто большее чем антифриз

Необходимо добавить, что с того времени многие технологические жидкости, разработанные в отделе "ТОС" для различных отраслей нашей промышленности, стали называться "Тосол". Например, была создана замечательная закалочная жидкость, которая до сих пор используется на КамАЗе - "Тосол-К", или негорючая гидравлическая жидкость "Тосол-НГЖ", или смазочно-охлаждающая жидкость "Тосол-ОИЗ" - эти жидкости тоже еще "живут" на ВАЗе, и др. Так что, по большому счету, "тосол" - это нечто большее, чем просто автомобильный антифриз.

platinum-antifreeze.ru

Антифриз и тосол: в чём же разница?

Порой от этого выбора зависит, как долго автомобиль будет исправно вам служить. Каждый выбирает по каким-то своим критериям, опираясь на личный опыт, советы друзей или информацию из интернета, которой сейчас предостаточно. Но чтобы сделать правильный выбор, надо знать, с чем имеешь дело. Что же такое антифриз, и что такое тосол?

Экскурс в историю. Прогресс никогда не стоял на месте, а человек всё больше не хотел ходить пешком. Конные экипажи заменили паровые машины, а на смену последним пришёл двигатель внутреннего сгорания (ДВС). И тут встал вопрос охлаждения ДВС, ведь если этого не делать, неизбежен перегрев, и как следствие, поломка агрегата. Сначала стали использовать воду. В тёплое время года это прекрасный вариант, но что делать зимой? Вода при отрицательных температурах кристаллизуется, то есть переходит из жидкого состояния в твёрдое и при этом расширяется, что приводит к лопнувшему блоку цилиндров и порче радиатора.

Перед производителями ДВС встал вопрос замены воды на другую жидкость, с такой же теплоёмкостью, но не замерзающей при минусовой температуре. И в 20-х годах 20-го столетия на помощь пришёл глицерин. С примесью некоторых добавок глицерин оставался в жидком состоянии до -25 градусов по Цельсию, что было очень хорошо на то время. Антифриз при замерзании не расширяется, как вода, а становится кашеобразным. Благодаря этим свойства исключалась поломка ДВС. Но и у антифриза на глицериновой основе нашлись минусы: он имел недостаточную текучесть, а его вязкая консистенция снижала мощность двигателя.

Опять начались поиски решения этой проблемы, и тут на помощь пришёл метиловый, или как его еще называют древесный, спирт. Температура замерзания у антифриза на метиловой основе оказалась ниже, но появились другие минусы:

  • метанол активно реагировал с алюминием;
  • продукт оказался ядовит:
  • его пары действовали как на нервную, так и на сосудистую систему человека.

Эти два фактора и стали решающими для поиска новых решений. И опять на помощь приходит спирт, но уже пищевой (этанол), который входит в состав алкогольных напитков. Его до сих пор применяют в некоторых видах антифриза.

Пытливый человеческий ум не даёт себе покоя, и в 30-х годах за основу охлаждающей жидкости берётся этиленгликоль (двухатомный спирт). Этот химический элемент обладает очень интересной особенностью – в чистом виде он замерзает при температуре 10–12 градусов Цельсия, но если добавить в него немного воды, порог замерзания снижается. К концу 30-х годов антифриз на основе этиленгликоля практически вытесняет все производимые в то время охлаждающие жидкости. Тем не менее чистая смесь этиленгликоля с водой имела свойства вспениваться и вызывала коррозию металла, что послужило началом добавления разнообразных присадок, которые препятствовали этим негативным проявлениям.

История тосола и антифриза в СССР. В СССР охлаждающую жидкость начали производить в 1952 году. Выпускался антифриз двух видов: М-40 и М-65 – где цифры указывали градус замерзания. В конце 60-х годов запускается завод по производству автомобилей Жигули или ВАЗ (Волжский автомобильный завод). Он был аналогом итальянского «Фиата», поэтому итальянская сторона курировала весь процесс производства, тщательно следя за соблюдением технологии. В итальянских авто использовалась охлаждающая жидкость «Парафлю», у которой аналогов в СССР тогда не было.

Перед сотрудниками отдела «Технологии органического синтеза» (в сокращении ТОС) Государственного Союзного НИИ Органической химии и технологии поставили задачу по разработке охлаждающей жидкости, которая была бы аналогична «Парафлю». В 1971 году появились первые результаты. Была разработана охлаждающая жидкость нового состава под названием «ТОСОЛ». Автором названия стал один из участников проекта В.Н. Кирьян, который соединил первые буквы отдела «Технологии органического синтеза» ТОС и добавил окончание от названия группы спиртов «этанол», вычленив «ОЛ».

Авторских прав на название охлаждающей жидкости « ТОСОЛ» никто не регистрировал, поэтому спустя некоторое время этим стали пользоваться мелкие предприятия, положив начало массовой популярности данного вида антифриза. Это не ошибка, ведь тосол – это тот же антифриз, только немного другого состава.

И всё-таки: в чём же разница?

  • В наборе присадок, которые входят в состав жидкости. В состав тосола входят соли неорганических кислот, а в состав антифриза – органических.
  • Антифриз обладает большим теплообменом, чем тосол, и менять его приходится реже.

Все остальные подробности можно найти в технической документации.

yamotorist.ru

История создания антифриза и ТОСОЛа

Первые антифризы появились в 1920-е годы ХХ века. Изготавливались они на основе глицерина (температура кипения 290?С), а потому кроме низкой температуры замерзания обладали также высокой вязкостью и отвратительной текучестью. Гонять такой "кисель" по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора - для водяного насоса задача не из простых. С техническими проблемами справились, когда к глицерину начали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но взамен получили "человеческий фактор". Этанол - сильный психотропный яд, что-то вроде наркотика. И водители, невольно нанюхавшись, вытворяли затем за рулем такое, что в здравом рассудке объяснению не поддавалось.

Замена этанолу, а заодно и глицерину нашлась в виде этиленгликоля 1. Правда, это тоже отрава, но не психотропная, а вызывающая поражение почек. Кое-кто попробовал, и это стало уроком для остальных.Сам по себе в чистом виде этиленгликоль замерзает уже при 12 градусах мороза. Но прибавьте к этиленгликолю всего два процента воды, и эта смесь, которую-то и раствором язык не поворачивается назвать ввиду ничтожного количества воды, начнет кристаллизоваться уже при минус 20 градусах. Еще прибавляем воду, и температура застывания смеси опять понижается. И так будет продолжаться, пока содержание воды в растворе не достигнет 65-70%. Теперь температура, при которой замерзнет "вода плюс этиленгликоль", будет достигать минус 70?С. Причем сам раствор при замерзании превращается в кашеобразную массу, нисколько не увеличивает свой объем, как это случается со льдом, и, следовательно, не "размораживает" двигатель и радиатор. Но дальнейшее увеличение концентрации воды в антифризе чревато серьезными последствиями, поскольку начинается обратный процесс - температура замерзания растет. Когда вода занимает уже 3/4 объема раствора, антифриз застынет всего лишь при 10 градусах мороза.

Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства антифриза. Охлаждающую жидкость с набором присадок и содержанием этиленгликоля 40% знает каждый автолюбитель. Это "Тосол А40".

Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускаемых в СССР, разнообразием не отличался. Не отличался настолько, что "Тосол", как основной антифриз тех времен, превратился в имя нарицательное, и нынче автолюбители называют тосолами любые охлаждающие жидкости, в том числе и импортные. А на самом деле "ТОСОЛ" - всего лишь аббревиатура. Т.О.С. - Технологии Органического Синтеза. Это первые буквы названия отдела в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), который в 1971 году разработал охлаждающую жидкость для автомобилей ВАЗ взамен итальянского “ПАРАФЛЮ”.         ОЛ - окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол).

Антифриз (от англ. freeze - "замерзать", с приставкой "анти", означающей противоположность) - это не жидкость определенного химического состава, а собирательное понятие, обозначающее любые низкозамерзающие жидкости, применяемые для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и различных установок (в том числе систем отопления), работающих при температурах ниже 0°С.

Антифризами так же называют водные растворы некоторых веществ: этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и других, не замерзающие при низких температурах (энциклопедический словарь).

В автомобилях  в качестве Охлаждающей Жидкости (ОЖ) двигателя используют антифризы, изготовленные на основе водного раствора этиленгликоля с добавлением в него антикоррозионных, антивспенивающих и других присадок. Антифризы различных фирм-производителей отличаются друг от друга составом этих присадок, в редких случаях у антифризов бывает другая основа, например, пропиленгликоль. Цвет жидкости определяется красителем, и он не имеет отношения к другим свойствам антифриза.

Российский ТОСОЛ - это  антифриз на основе водного раствора этиленгликоля, большинство российских производителей ОЖ используют его для своей продукции, хотя, как правило, она не имеет никакого отношения к первоначальному ТОСОЛу А-40 или к пришедшему ему на смену ТОСОЛу А-40М (выпускается по ТУ 6-57-48-91).На автомобильные ОЖ (антифризы, ТОСОЛы) в России действует ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», причем требования этого ГОСТа аналогичны требованиям зарубежных стандартов, например, американского ASTM D3585, а по показателю «Коррозионное воздействие на металлы» эти требования даже более жесткие.

К сожалению, большинство российских ТОСОЛов и Антифризов не соответствует ГОСТу и выпускается производителями по своим ТУ с заниженными требованиями. Для придания «сходства с оригиналом» используются названия типа ТОСОЛ-А40С, ТОСОЛ-А40Д, и т.д..

Отметим, что полное тестирование ОЖ на соответствие ГОСТу является весьма сложной и длительной процедурой и может проводиться лишь в специально оснащенных лабораториях. Однако о качестве продукта можно судить по нижеприведённым параметрам измерение которых проводится достаточно просто при наличии соответствующих приборов.

Плотность при 20°С определяет соотношение гликоля и воды. По ГОСТу плотность должна быть 0,065-1,085 для охлаждающих жидкостей –40°С и 1,085-1,100 для охлаждающих жидкостей –65°С. Если воды будет больше нормы – двигатель попросту замерзнет, если же переборщили с этиленгликолем – ухудшится теплоотдача, двигатель будет перегреваться. Определяется плотность ареометром.

Так, если плотность, измеренная при температуре жидкости 20°С, окажется ниже 1.065, это может означать заниженное содержание этиленгликоля в растворе. ОЖ будет иметь более высокую температуру замерзания, чем положено, причем каждая единица в последнем знаке плотности соответствует 2-3 градусам по температуре. Большой допуск по плотности в ГОСТе (1.065-1.085) задан для ОЖ, изготовленных из других гликолей: пропиленгликоля, диэтиленгликоля и т.д. Несоответствие норме рН и щелочности свидетельствует об отсутствии антикоррозионных присадок, или об их несбалансированном составе.

Температура начала кристаллизации тоже зависит от соотношения вода/гликоль. Началом кристаллизации считается появление облачка мути, видимое невооруженным взглядом. До замерзания антифриза, конечно, еще далеко, но в ГОСТе требования четкие: -40°С для охлаждающей жидкости –40 и -65°С – для охлаждающей жидкости –65.

Водородный показатель (pH) согласно ГОСТу должен быть в пределах 7,5-11,0. Он позволяет судит об агрессивности препарата к металлам и определяется пакетом присадок, в отличие от двух предыдущих параметров, которые зависели от соотношения гликоль/вода. Измеряется pН-метром.

Щелочность. Со временем этиленгликоль может окисляться до уксусной или щавелевой кислоты и поэтому для нейтрализации необходим щелочной буфер (иначе препарат может обретет сильнокислотные свойства и будет разъедать металлы двигателя). ГОСТом декларирован показатель 10. Щелочность определяют потенциометрическим титрованием соляной кислотой.

Кроме того, щелочность обеспечивает стабильность ОЖ в условиях работы  при высоких температурах, и заниженное значение щелочности уменьшает срок эксплуатации ОЖ. Водный раствор этиленгликоля, не содержащий присадок, имеет рН=5.5-7.0   и щелочность менее 3.

Фракционные данные – это температура начала перегонки и массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150°С (в процентах). Это испытание в ГОСТе не является обязательным и производится по требованию. Начало перегонки наступает при 100°С и до достижения 150°С должно отогнаться не более 5/40/50% жидкости (для концентрата, -65 и –40 антифризов). По сути, тест определяет количество воды в составе (напомним, что в концентрате массовая доля воды не должна превышать 5%, в охлаждающей жидкости –65°С рекомендуется соотношение 35% воды и присадок на 65% гликоля, в охлаждающей жидкости –40°С – 47% воды и присадок на 53% гликоля.

Вспениваемость (наличие в ОЖ пеногасителя) можно оценить визуально простым встряхиванием канистры.Эксплуатация некачественного (не соответствующего ГОСТу) антифриза или ТОСОЛа может привести к неприятным последствиям: «разморозка» двигателя; усиленная коррозия в системе охлаждения; разрушение подшипника насоса охлаждающей жидкости (помпы) при попадании в него твердых частиц продуктов коррозии; появление протечек; плохой теплообмен из-за пенообразования, перегрев двигателя, кипение. Внимание! Экономия при покупке дешевого некачественного антифриза или ТОСОЛа может привести к большим потерям при его использовании.

vinthim.ru

теплоносители и хладоносители - F.A.Q. о котлах и отоплении

История создания антифриза и ТОСОЛа.Первые антифризы появились в 1920-е годы ХХ века. Изготавливались они на основе глицерина (температура кипения 290?С), а потому кроме низкой температуры замерзания обладали также высокой вязкостью и отвратительной текучестью. Гонять такой "кисель" по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора - для водяного насоса задача не из простых. С техническими проблемами справились, когда к глицерину начали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но взамен получили "человеческий фактор". Этанол - сильный психотропный яд, что-то вроде наркотика. И водители, невольно нанюхавшись, вытворяли затем за рулем такое, что в здравом рассудке объяснению не поддавалось. Замена этанолу, а заодно и глицерину нашлась в виде этиленгликоля 1. Правда, это тоже отрава, но не психотропная, а вызывающая поражение почек. Кое-кто попробовал, и это стало уроком для остальных. Сам по себе в чистом виде этиленгликоль замерзает уже при 12 градусах мороза. Но прибавьте к этиленгликолю всего два процента воды, и эта смесь, которую-то и раствором язык не поворачивается назвать ввиду ничтожного количества воды, начнет кристаллизоваться уже при минус 20 градусах. Еще прибавляем воду, и температура застывания смеси опять понижается. И так будет продолжаться, пока содержание воды в растворе не достигнет 65-70%. Теперь температура, при которой замерзнет "вода плюс этиленгликоль", будет достигать минус 70?С. Причем сам раствор при замерзании превращается в кашеобразную массу, нисколько не увеличивает свой объем, как это случается со льдом, и, следовательно, не "размораживает" двигатель и радиатор. Но дальнейшее увеличение концентрации воды в антифризе чревато серьезными последствиями, поскольку начинается обратный процесс - температура замерзания растет. Когда вода занимает уже 3/4 объема раствора, антифриз застынет всего лишь при 10 градусах мороза. Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства антифриза. Охлаждающую жидкость с набором присадок и содержанием этиленгликоля 40% знает каждый автолюбитель. Это "Тосол А40". Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускаемых в СССР, разнообразием не отличался. Не отличался настолько, что "Тосол", как основной антифриз тех времен, превратился в имя нарицательное, и нынче автолюбители называют тосолами любые охлаждающие жидкости, в том числе и импортные. А на самом деле "ТОСОЛ" - всего лишь аббревиатура. Т.О.С. - Технологии Органического Синтеза. Это первые буквы названия отдела в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), который в 1971 году разработал охлаждающую жидкость для автомобилей ВАЗ взамен итальянского “ПАРАФЛЮ”.         ОЛ - окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол). Антифриз (от англ. freeze - "замерзать", с приставкой "анти", означающей противоположность) - это не жидкость определенного химического состава, а собирательное понятие, обозначающее любые низкозамерзающие жидкости, применяемые для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и различных установок (в том числе систем отопления), работающих при температурах ниже 0°С.Антифризами так же называют водные растворы некоторых веществ: этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и других, не замерзающие при низких температурах (энциклопедический словарь).В автомобилях  в качестве Охлаждающей Жидкости (ОЖ) двигателя используют антифризы, изготовленные на основе водного раствора этиленгликоля с добавлением в него антикоррозионных, антивспенивающих и других присадок. Антифризы различных фирм-производителей отличаются друг от друга составом этих присадок, в редких случаях у антифризов бывает другая основа, например, пропиленгликоль. Цвет жидкости определяется красителем, и он не имеет отношения к другим свойствам антифриза.Российский ТОСОЛ - это  антифриз на основе водного раствора этиленгликоля, большинство российских производителей ОЖ используют его для своей продукции, хотя, как правило, она не имеет никакого отношения к первоначальному ТОСОЛу А-40 или к пришедшему ему на смену ТОСОЛу А-40М (выпускается по ТУ 6-57-48-91).На автомобильные ОЖ (антифризы, ТОСОЛы) в России действует ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», причем требования этого ГОСТа аналогичны требованиям зарубежных стандартов, например, американского ASTM D3585, а по показателю «Коррозионное воздействие на металлы» эти требования даже более жесткие. К сожалению, большинство российских ТОСОЛов и Антифризов не соответствует ГОСТу и выпускается производителями по своим ТУ с заниженными требованиями. Для придания «сходства с оригиналом» используются названия типа ТОСОЛ-А40С, ТОСОЛ-А40Д, и т.д..Отметим, что полное тестирование ОЖ на соответствие ГОСТу является весьма сложной и длительной процедурой и может проводиться лишь в специально оснащенных лабораториях. Однако о качестве продукта можно судить по нижеприведённым параметрам измерение которых проводится достаточно просто при наличии соответствующих приборов. Плотность при 20°С определяет соотношение гликоля и воды. По ГОСТу плотность должна быть 0,065-1,085 для охлаждающих жидкостей –40°С и 1,085-1,100 для охлаждающих жидкостей –65°С. Если воды будет больше нормы – двигатель попросту замерзнет, если же переборщили с этиленгликолем – ухудшится теплоотдача, двигатель будет перегреваться. Определяется плотность ареометром.Так, если плотность, измеренная при температуре жидкости 20°С, окажется ниже 1.065, это может означать заниженное содержание этиленгликоля в растворе. ОЖ будет иметь более высокую температуру замерзания, чем положено, причем каждая единица в последнем знаке плотности соответствует 2-3 градусам по температуре. Большой допуск по плотности в ГОСТе (1.065-1.085) задан для ОЖ, изготовленных из других гликолей: пропиленгликоля, диэтиленгликоля и т.д. Несоответствие норме рН и щелочности свидетельствует об отсутствии антикоррозионных присадок, или об их несбалансированном составе. Температура начала кристаллизации тоже зависит от соотношения вода/гликоль. Началом кристаллизации считается появление облачка мути, видимое невооруженным взглядом. До замерзания антифриза, конечно, еще далеко, но в ГОСТе требования четкие: -40°С для охлаждающей жидкости –40 и -65°С – для охлаждающей жидкости –65. Водородный показатель (pH) согласно ГОСТу должен быть в пределах 7,5-11,0. Он позволяет судит об агрессивности препарата к металлам и определяется пакетом присадок, в отличие от двух предыдущих параметров, которые зависели от соотношения гликоль/вода. Измеряется pН-метром. Щелочность. Со временем этиленгликоль может окисляться до уксусной или щавелевой кислоты и поэтому для нейтрализации необходим щелочной буфер (иначе препарат может обретет сильнокислотные свойства и будет разъедать металлы двигателя). ГОСТом декларирован показатель 10. Щелочность определяют потенциометрическим титрованием соляной кислотой.Кроме того, щелочность обеспечивает стабильность ОЖ в условиях работы  при высоких температурах, и заниженное значение щелочности уменьшает срок эксплуатации ОЖ. Водный раствор этиленгликоля, не содержащий присадок, имеет рН=5.5-7.0   и щелочность менее 3. Фракционные данные – это температура начала перегонки и массовая доля жидкости, перегоняемой до температуры 150°С (в процентах). Это испытание в ГОСТе не является обязательным и производится по требованию. Начало перегонки наступает при 100°С и до достижения 150°С должно отогнаться не более 5/40/50% жидкости (для концентрата, -65 и –40 антифризов). По сути, тест определяет количество воды в составе (напомним, что в концентрате массовая доля воды не должна превышать 5%, в охлаждающей жидкости –65°С рекомендуется соотношение 35% воды и присадок на 65% гликоля, в охлаждающей жидкости –40°С – 47% воды и присадок на 53% гликоля.Вспениваемость (наличие в ОЖ пеногасителя) можно оценить визуально простым встряхиванием канистры.Эксплуатация некачественного (не соответствующего ГОСТу) антифриза или ТОСОЛа может привести к неприятным последствиям: «разморозка» двигателя; усиленная коррозия в системе охлаждения; разрушение подшипника насоса охлаждающей жидкости (помпы) при попадании в него твердых частиц продуктов коррозии; появление протечек; плохой теплообмен из-за пенообразования, перегрев двигателя, кипение. Внимание! Экономия при покупке дешевого некачественного антифриза или ТОСОЛа может привести к большим потерям при его использовании.

ЗАО "ТЭКСХИМ"Производство и продажа антифризовторговой марки "Hot Blood"129329 г.Москва, ул.Кольская д.2 кор.5метро "Свиблово" т/ф: (499) 189-59-83Бытовой антифриз - теплоноситель всегда в наличии (опт,розница)[email protected] [email protected]

teplo-faq.net

История антифриза: sapiens4media

Начнем с того, что в наш век – век стремительного технического прогресса мало кто задумываемся над происхождением той или иной вещи или компонента.  Ведь для нас их наличие в продаже сродни наличию воды в кране.  Однако каждая деталь и запчасть имеет свою историю и, к слову, автора…

Сегодня вернемся на 100 лет назад и узнаем, как появился антифриз.

В самом начале XIX века бельгийским инженером Жаном Этьеном Ленуаром был создан первый коммерчески успешный двигатель внутреннего сгорания, который мог полноценно конкурировать с паровой машиной. В его двигателе рабочие поршни охлаждались воздухом, то есть обходились вовсе без охлаждающей жидкости. Однако при таком способе охлаждения цилиндры расширялись и заклинивали. Ленуар усовершенствовал свой двигатель, и в качестве охлаждающей жидкости стал использовать воду, однако и это не позволило двигателю работать нормально, и он дополнил свою конструкцию системой масляной смазки. Природная вода, а зачастую не очень очищенная не была идеалом в этой технической эпостасии, наличие солей обуславливало образование осадка и накипи, температура кипения была недостаточно высокой, а в холодное время года в неработающем двигателе замерзала, теряла свою текучесть и разрушала двигатель.

Первая охлаждающая жидкость – глицериновый антифриз

Поэтому уже в 20-е годы ХХ века появились первая низкозамерзающая охлаждающая жидкость, получившая название антифриз (от греч. anti – против и английского freeze – замерзать), а с 30-х годов прошлого века впервые для увеличения эффективности работы охлаждающей жидкости применяются помпы и термостаты. Первая охлаждающая жидкость – антифриз была изготовлена на основе глицерина – трёх атомного спирта. Такие охлаждающие жидкости в смеси воды и глицерина 35:65 имели температуру замерзания – 40 °С, температуру кипения 290°С. Проблемой стали высокая вязкость и недостаточная текучесть такого рода охлаждающей жидкости. Проблему пытались решить с помощью этанола, метанола, солей и т.д. пока в те же 30-е годы не нашли полноценную замену и основой охлаждающих жидкостей типа антифриз стал двух атомный спирт – этиленгликоль. В СССР, как и во всем мире, уже к 1937 году, охлаждающие жидкости типа - антифриз на основе этиленгликоля практически вытеснили глицериновые и метаноловые.

Первый Советский антифриз

Смесь этиленгликоля с водой очень корозионноактивная, более активная чем просто вода, и имеет склонность к вспениванию, поэтому в охлаждающую жидкость начинают добавлять различного рода присадки способные подавить отрицательные свойства антифриза. В 1952 году в СССР выпускается охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля названная, как ни странно для тех времён иностранным термином – антифриз. Это были охлаждающие жидкости так называемые "антифриз по ГОСТ 159" двух модификаций: "Антифриз М-40" и "Антифриз М-65" где цифра соответственно обозначает температуру замерзания данной охлаждающей жидкости. Но данные антифризы по своему качеству (интенсивная коррозия металлов, обильное вспенивание, низкий запас щёлочности) не подходили для строящегося тогда Тольяттинского автозавода как охлаждающие жидкости, используемые в Жигулях – аналог итальянского "Фиата" производимых на этом заводе.

Первый тосол

Встал вопрос о создании новой качественной охлаждающей жидкости для наших новых "Жигулей". В Государственном Союзном НИИ органической химии и технологии 3 года шла работа по созданию новой рецептуры охлаждающей жидкости. Наконец, сотрудниками отдела "ТОС" ("ТОС" - сокращенно - технология органического синтеза) была разработана новая рецептура и технология охлаждающей жидкости. Теперь этот антифриз все мы знаем как ТОСОЛ. Слово "тосол" придумал один из авторов этого антифриза - В.Н. Кирьян. Оно образовано из: "ТОС" - название отдела, где работали создатели рецептуры, и "ОЛ" - по химической номенклатуре веществ это окончание показывает, что речь идет о спирте (этиленгликоль - это двухосновный спирт). Для примера: "этанОЛ" - этиловый спирт, "этан-1,2-диОЛ" - этиленгликоль. Были созданы три марки антифриза: * "Тосол-А" - антифриз-концентрат. Буква "А" означает - "автомобильный". * "Тосол-А40" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С. * "Тосол-А65" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С. В дальнейшем был проведён ряд качественных доработок и появились: * "Тосол-АМ" - антифриз-концентрат. Буква "М" означает - "модернизированный". * "Тосол-А40М" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С. "Тосол-А65М" - охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С. Внешне стандартный ТОСОЛ-40 представлял собой жидкость голубого цвета, ТОСОЛ-65 — красного. Цвет необходим для определения чёткого уровня ОЖ в расширительном бачке, чтобы не путать разные марки, а также, чтобы отличать подтёки охлаждающей жидкости от подтёков других эксплуатационных жидкостей. Сложная рецептура (так называемая "нитритно-боратная") нового советского антифриза состояла из более чем десяти компонентов, и технология ее производства была весьма непростой. Однако, производимый на советских предприятиях с неукоснительным соблюдением технологии согласно Государственного стандарта 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие», он с успехом прошел многочисленные испытания, получил все необходимые допуски и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени. Срок эксплуатации Тосола на автомобилях составлял два года или 60 000 км пробега.

Карбоксилатные антифризы G-12, G−12+

Карбоксилатные антифризы содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как «Carboxilate coolants», OAT (Organic Acid Technology). Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы, адсорбируются лишь в местах (очагах) возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Карбоксилатный антифриз имеет больший срок службы (более 5 лет, против 3—5 лет у гибридного и 2 лет у традиционного) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя.

Гибридные антифризы G-11

Гибридные антифризы содержат, кроме органических (карбоксилатных) ингибиторов, также и неорганические ингибиторы — силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технология). Обозначаются термином «hybrid coolants», HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).

Лобрид антифризы G-12++, G-13

В 2008 году появился новый вид антифризов, в которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятого обозначения. Разработчики называют их «Lobrid coolants» или «SOAT coolants».

Традиционные антифризы

Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants», «Conventional coolants», IAT (Inorganic Acid Technology).

Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, их не применяют на первой заправке автомобилей, они в основном вышли из употребления. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 105 °C) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. Тосол и его многочисленные модификации относятся к традиционному типу антифризов.

На практике часто используются спецификации группы VAG (Volkswagen Audi Group), для обозначения антифризов, карбоксилатных G-12, 12+, гибридных G-11, для обозначения лобридных «Lobrid coolants» G-12++, G-13

Смешивать можно антифризы одного типа. Смешение антифризов разных типов не рекомендуется, так как это разбалансирует пакеты присадок.

sapiens4media.livejournal.com

Антифриз - История создания

Первые антифризы появились в 1920-е годы ХХ века. Изготавливались они на основе глицерина (температура кипения 290ºС), а потому кроме низкой температуры замерзания обладали также высокой вязкостью и отвратительной текучестью. Гонять такой "кисель" по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора - для водяного насоса задача не из простых. С техническими проблемами справились, когда к глицерину начали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но взамен получили "человеческий фактор". Этанол - сильный психотропный яд, что-то вроде наркотика. И водители, невольно нанюхавшись, вытворяли затем за рулем такое, что в здравом рассудке объяснению не поддавалось. 

Замена этанолу, а заодно и глицерину нашлась в виде этиленгликоля 1. Правда, это тоже отрава, но не психотропная, а вызывающая поражение почек. Кое-кто попробовал, и это стало уроком для остальных.

Сам по себе в чистом виде этиленгликоль замерзает уже при 12 градусах мороза. Но прибавьте к этиленгликолю всего два процента воды, и эта смесь, которую-то и раствором язык не поворачивается назвать ввиду ничтожного количества воды, начнет кристаллизоваться уже при минус 20 градусах. Еще прибавляем воду, и температура застывания смеси опять понижается. И так будет продолжаться, пока содержание воды в растворе не достигнет 65-70%. Теперь температура, при которой замерзнет "вода плюс этиленгликоль", будет достигать минус 70ºС. Причем сам раствор при замерзании превращается в кашеобразную массу, нисколько не увеличивает свой объем, как это случается со льдом, и, следовательно, не "размораживает" двигатель и радиатор. Но дальнейшее увеличение концентрации воды в антифризе чревато серьезными последствиями, поскольку начинается обратный процесс - температура замерзания растет. Когда вода занимает уже 3/4 объема раствора, антифриз застынет всего лишь при 10 градусах мороза.

Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства антифриза. Охлаждающую жидкость с набором присадок и содержанием этиленгликоля 40% знает каждый автолюбитель. Это "Тосол А40".

Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускаемых в СССР, разнообразием не отличался. Не отличался настолько, что "Тосол", как основной антифриз тех времен, превратился в имя нарицательное, и нынче автолюбители называют тосолами любые охлаждающие жидкости, в том числе и импортные. А на самом деле "ТОСОЛ" - всего лишь аббревиатура. Т.О.С. - Технологии Органического Синтеза. Это первые буквы названия отдела в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), который в 1971 году разработал охлаждающую жидкость для автомобилей ВАЗ взамен итальянского "ПАРАФЛЮ". ОЛ - окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол).

Так как торговая марка "ТОСОЛ" не была зарегистрирована под ней на рынок запасных частей и расходных материалов проникают практически все подделки антифризов. Вот импортные продукты почему-то не подделывают, по крайней мере лабораторные исследования антифризы из-за "бугра" выдерживают на ура. Однако популярность "Тосола" была столь высока, что так стали вскоре называть любые охлаждающие жидкости, встречающиеся в продаже.

А что такое антифриз, также встречающийся в продаже, и чем он отличается от ТОСОЛа? Да ничем особенным, если, разумеется, и антифриз этот - не поддельный. Antifreeze в буквальном переводе с английского означает "против замерзания" и, в принципе, представляет собой такой же раствор моноэтиленгликоля с деминерализованной водой плюс всевозможными присадками, предотвращающими вспенивание и коррозию, что и настоящий "Тосол".

Основные отличия ТОСОЛа и антифриза - в добавках. И если в российском ТОСОЛе их около 10, то в лучших зарубежных образцах - около 40. Да и количество контролируемых параметров в зарубежном антифризе около 30, в отличие от 10 в российских.

Термин «Antifreeze» (антифриз) использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию кактеплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях. Термин «engine coolant concentrate» (дословно - «двигательный охладитель концентрированный») охватывает все эти условия и в настоящее время более предпочтителен.

В традиционных охлаждающих жидкостях, к числу которых относится и Тосол, защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Существуют рецептуры, где эту функцию выполняют фосфаты, амины и некоторые органические соединения. Выпускаемые сегодня в России охлаждающие жидкости отличаются по составу от первоначального варианта Тосола, который был создан специально для первых Жигулей. Однако, принципиальных отличий, к сожалению, нет, это, как и раньше, традиционная рецептура.

Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводить к закупорке радиатора, не возможно. Кстати, практически ни один отечественный производитель ОЖ не использует стабилизатор силиката.

В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционных рецептурах обычно используют нитрит. Помимо того, что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток - это быстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. В Западной Европе и Северной Америке выпускаются специальные дополнительные пакеты ингибиторов коррозии для коммерческого транспорта, а также тестовые наборы для мониторинга содержания быстро расходуемых ингибиторов. Это значительно усложняет обслуживание грузовых автомобилей и автобусов, но альтернативой в случае использования традиционных охлаждающих жидкостей может быть только частая замена ОЖ. Из этого следует вывод для наших автохозяйств, если они применяют Тосол, то менять его нужно очень часто (при больших пробегах это может быть два раза в год). Дополнительных пакетов присадок и, тем более, тестовых наборов у нас никто не предлагает.

Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости - антифризы нового поколения с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солей моно и дикарбоновых кислот (карбоксилатная технология). Над этими рецептурами ряд ведущих производителей ОЖ работают уже с начала 90-х. В составе ОЖ нового поколения разных производителей есть различия, но принципиально это жидкости, которые значительно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные.

Такие антифризы ОЖ содержат в своем составе помимо синергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов.

Отличие в работе ингибиторов нового поколения по сравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считать нерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 5 лет. При этом, очень важно иметь ввиду, что в пределах рекомендованного срока эксплуатации эти жидкости обеспечивают более высокую эффективность защиты всех материалов системы охлаждения, чем традиционные, эффективность которых быстро падает по мере расходования ингибиторов. Кроме того, более тонкие защитные пленки ОЖ нового поколения делают более эффективным теплообмен между двигателем и системой охлаждения.

Некоторые российские компании уже выпускают в небольших объемах ОЖ с использованием импортных пакетов ингибиторов коррозии по карбоксилатной технологии. Однако, это делается на старом оборудовании и без какого-либо участия компаний, являющихся носителями этих «ноу-хау».

Иногда можно услышать, что в России создана охлаждающая жидкость, которая не уступает, а иногда пишут, что и превосходит зарубежные аналоги по своим эксплуатационным свойствам. К такой информации нужно относиться осторожно. Разработка рецептур ОЖ нового поколения - это процесс, который требует и времени и значительных материальных вложений. Ни один российский производитель ОЖ не в состоянии сегодня выполнить такую работу.

________________________________________________________________________

1 Этиленгликоль (ЭГ) или моноэтиленгликоль (МЭГ) - двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112-1,113 г/смз при 20°С и температурами начала кипения около 195°С, замерзания - минус 12-13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить, смертельная доза - от 35 см3 (в зависимости от веса человека).

kar-go.su

Антифриз - История создания

Первые антифризы появились в 1920-е годы ХХ века. Изготавливались они на основе глицерина (температура кипения 290ºС), а потому кроме низкой температуры замерзания обладали также высокой вязкостью и отвратительной текучестью. Гонять такой "кисель" по каналам системы охлаждения и трубкам радиатора - для водяного насоса задача не из простых. С техническими проблемами справились, когда к глицерину начали добавлять этанол. Текучесть заметно улучшилась, но взамен получили "человеческий фактор". Этанол - сильный психотропный яд, что-то вроде наркотика. И водители, невольно нанюхавшись, вытворяли затем за рулем такое, что в здравом рассудке объяснению не поддавалось.     Замена этанолу, а заодно и глицерину нашлась в виде этиленгликоля 1. Правда, это тоже отрава, но не психотропная, а вызывающая поражение почек. Кое-кто попробовал, и это стало уроком для остальных.     Сам по себе в чистом виде этиленгликоль замерзает уже при 12 градусах мороза. Но прибавьте к этиленгликолю всего два процента воды, и эта смесь, которую-то и раствором язык не поворачивается назвать ввиду ничтожного количества воды, начнет кристаллизоваться уже при минус 20 градусах. Еще прибавляем воду, и температура застывания смеси опять понижается. И так будет продолжаться, пока содержание воды в растворе не достигнет 65-70%. Теперь температура, при которой замерзнет "вода плюс этиленгликоль", будет достигать минус 70ºС. Причем сам раствор при замерзании превращается в кашеобразную массу, нисколько не увеличивает свой объем, как это случается со льдом, и, следовательно, не "размораживает" двигатель и радиатор. Но дальнейшее увеличение концентрации воды в антифризе чревато серьезными последствиями, поскольку начинается обратный процесс - температура замерзания растет. Когда вода занимает уже 3/4 объема раствора, антифриз застынет всего лишь при 10 градусах мороза.     Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства антифриза. Охлаждающую жидкость с набором присадок и содержанием этиленгликоля 40% знает каждый автолюбитель. Это "Тосол А40".     Ассортимент охлаждающих жидкостей, выпускаемых в СССР, разнообразием не отличался. Не отличался настолько, что "Тосол", как основной антифриз тех времен, превратился в имя нарицательное, и нынче автолюбители называют тосолами любые охлаждающие жидкости, в том числе и импортные. А на самом деле "ТОСОЛ" - всего лишь аббревиатура. Т.О.С. - Технологии Органического Синтеза. Это первые буквы названия отдела в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), который в 1971 году разработал охлаждающую жидкость для автомобилей ВАЗ взамен итальянского "ПАРАФЛЮ". ОЛ - окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол).     Так как торговая марка "ТОСОЛ" не была зарегистрирована под ней на рынок запасных частей и расходных материалов проникают практически все подделки антифризов. Вот импортные продукты почему-то не подделывают, по крайней мере лабораторные исследования антифризы из-за "бугра" выдерживают на ура. Однако популярность "Тосола" была столь высока, что так стали вскоре называть любые охлаждающие жидкости, встречающиеся в продаже.     А что такое антифриз, также встречающийся в продаже, и чем он отличается от ТОСОЛа? Да ничем особенным, если, разумеется, и антифриз этот - не поддельный. Antifreeze в буквальном переводе с английского означает "против замерзания" и, в принципе, представляет собой такой же раствор моноэтиленгликоля с деминерализованной водой плюс всевозможными присадками, предотвращающими вспенивание и коррозию, что и настоящий "Тосол".     Основные отличия ТОСОЛа и антифриза - в добавках. И если в российском ТОСОЛе их около 10, то в лучших зарубежных образцах - около 40. Да и количество контролируемых параметров в зарубежном антифризе около 30, в отличие от 10 в российских.     Термин «Antifreeze» (антифриз) использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию кактеплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях. Термин «engine coolant concentrate» (дословно - «двигательный охладитель концентрированный») охватывает все эти условия и в настоящее время более предпочтителен.     В традиционных охлаждающих жидкостях, к числу которых относится и Тосол, защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Существуют рецептуры, где эту функцию выполняют фосфаты, амины и некоторые органические соединения. Выпускаемые сегодня в России охлаждающие жидкости отличаются по составу от первоначального варианта Тосола, который был создан специально для первых Жигулей. Однако, принципиальных отличий, к сожалению, нет, это, как и раньше, традиционная рецептура.     Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводить к закупорке радиатора, не возможно. Кстати, практически ни один отечественный производитель ОЖ не использует стабилизатор силиката.     В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционных рецептурах обычно используют нитрит. Помимо того, что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток - это быстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. В Западной Европе и Северной Америке выпускаются специальные дополнительные пакеты ингибиторов коррозии для коммерческого транспорта, а также тестовые наборы для мониторинга содержания быстро расходуемых ингибиторов. Это значительно усложняет обслуживание грузовых автомобилей и автобусов, но альтернативой в случае использования традиционных охлаждающих жидкостей может быть только частая замена ОЖ. Из этого следует вывод для наших автохозяйств, если они применяют Тосол, то менять его нужно очень часто (при больших пробегах это может быть два раза в год). Дополнительных пакетов присадок и, тем более, тестовых наборов у нас никто не предлагает.     Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости - антифризы нового поколения с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солей моно и дикарбоновых кислот (карбоксилатная технология). Над этими рецептурами ряд ведущих производителей ОЖ работают уже с начала 90-х. В составе ОЖ нового поколения разных производителей есть различия, но принципиально это жидкости, которые значительно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные.     Такие антифризы ОЖ содержат в своем составе помимо синергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов.     Отличие в работе ингибиторов нового поколения по сравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считать нерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 5 лет. При этом, очень важно иметь ввиду, что в пределах рекомендованного срока эксплуатации эти жидкости обеспечивают более высокую эффективность защиты всех материалов системы охлаждения, чем традиционные, эффективность которых быстро падает по мере расходования ингибиторов. Кроме того, более тонкие защитные пленки ОЖ нового поколения делают более эффективным теплообмен между двигателем и системой охлаждения.    Некоторые российские компании уже выпускают в небольших объемах ОЖ с использованием импортных пакетов ингибиторов коррозии по карбоксилатной технологии. Однако, это делается на старом оборудовании и без какого-либо участия компаний, являющихся носителями этих «ноу-хау».    Иногда можно услышать, что в России создана охлаждающая жидкость, которая не уступает, а иногда пишут, что и превосходит зарубежные аналоги по своим эксплуатационным свойствам. К такой информации нужно относиться осторожно. Разработка рецептур ОЖ нового поколения - это процесс, который требует и времени и значительных материальных вложений. Ни один российский производитель ОЖ не в состоянии сегодня выполнить такую работу.

1 Этиленгликоль (ЭГ) или моноэтиленгликоль (МЭГ) - двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112-1,113 г/смз при 20°С и температурами начала кипения около 195°С, замерзания - минус 12-13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить, смертельная доза - от 35 см3 (в зависимости от веса человека).

avtomarketkar-go.ru


Смотрите также