Классификация тосол


Как выбрать антифриз. Виды и типы охлаждающих жидкостей

Около трети поломок двигателя связаны с неисправностями системы охлаждения. Многих из них можно избежать, правильно выбрав и вовремя выполнив замену антифриза.

Что такое антифриз

Антифриз — охлаждающая жидкость для автомобильных двигателей, состоящая из этиленгликоля или пропиленгликоля, дистиллированной воды, специальных присадок и красителя.

Поскольку температура замерзания антифриза значительно ниже температуры замерзания воды, использование его в качестве охлаждающей жидкости позволяет избежать повреждений двигателя и деталей его системы охлаждения вследствие увеличения объема  замерзающей жидкости.

Антифриз или Тосол?

Чтобы разобраться с путаницей вокруг этих двух понятий, поясним, что «Тосол» — это всего лишь один из видов антифриза, разработанного еще в Советском Союзе в лаборатории Технологий Органического Синтеза.

Название марки «Тосол» – не что иное, как аббревиатура от названия лаборатории.

Промышленный выпуск тосола был налажен еще во времена СССР и эта разновидность антифриза успешно производится и покупается на всем постсоветском пространстве счастливыми обладателями «Жигулей», «Москвичей» и «Волг».

Вместе с появлением на наших дорогах автомобилей иностранного производства, на автомобильном рынке технологических жидкостей появились зарубежные марки антифризов.

Карбоксилатные и силикатные антифризы

У силикатных антифризов, к которым относится и «Тосол», в качестве присадок используются соли неорганических кислот: силикаты, нитраты, нитриты, фосфаты и бораты.

Основной компонент присадок – силикаты – имеют ряд существенных недостатков, негативно сказывающихся на работе всей системы охлаждения двигателя.

Оседая на внутренней поверхности каналов системы охлаждения, они защищают ее от коррозии, поскольку этиленгликоль – достаточно агрессивен в отношении металлов, но, в тоже время, обладая низкой теплопроводностью, ухудшают теплообмен, в особо сложных и запущенных случаях приводя к перегреву и преждевременному износу двигателя.

Кроме того, присадки на основе силикатов через 30 тысяч километров пробега истощаются, теряя антикоррозионные свойства и открывая дорогу коррозии.

Карбоксилатные антифризы, изготовленные на основе органических кислот, лишены многих недостатков, свойственных охлаждающим жидкостям с присадками из силикатов.

Они работают в более широком диапазоне температур, не утрачивая при этом своих эксплуатационных свойств и образуют защитный слой лишь в местах образования коррозии, не ухудшая при этом теплообмена двигателя.

Антифризы на основе карбоксилатов стабильны, не образуют осадок, закупоривающих каналы системы охлаждения и не превращаются в гели по происшествии некоторого времени, как это часто случается с их силикатными сородичами.

Состав карбоксилатных антифризов обедняется значительно медленнее, увеличивая срок эксплуатации охлаждающих жидкостей на основе органических кислот, который обычно составляет свыше 200 тысяч километров.

Классификация антифризов

Класс антифризов G11 включает в себя самые дешевые охлаждающие жидкости, в состав которых входит этилен гликоль и незначительное количество присадок на основе силикатов, придающих антифризу антикоррозийные, антипенные и смазывающие свойства.

Имеет невысокую стоимость, но и срок службы их ограничен всего несколькими десятками тысяч километров пробега.

G12 – класс антифризов на основе этиленгликоля и карбоксилатных присадок. Имеют более стабильные и совершенные свойства, дольше служат, но и стоят значительно дороже.

G13 – экологичное семейство охлаждающих жидкостей. Благодаря использованию в качестве хладагента пропиленгликоля не отравляют окружающую среду, поскольку антифризы класса G13 не ядовиты и быстрее разлагаются. В качестве присадок используются карбоксилаты. Имеют самую высокую стоимость среди всех остальных классов антифризов.

Когда менять охлаждающую жидкость

Меняйте антифриз в случае его обесцвечивания и окрашивания в коричневый цвет, появления осадка или образования на стенках и горловине расширительного бачка гелеобразной массы.

Антифриз, утративший свои эксплуатационные свойства начнет пениться, ухудшая теплообмен двигателя, он станет разъедать металлические детали двигателя и системы охлаждения.

Какой антифриз выбрать

Здесь все просто – руководствуйтесь требованиями к охлаждающей жидкости, предъявляемыми производителем конкретной марки машины и изложенными в паспорте автомобиля.

Консультацию по вопросу выбора антифриза можно также получить на предприятиях автосервиса или в специализированных сервисных центрах.

На что следует обратить внимание при покупке

Емкость или канистра с антифризом должна быть эстетичной и прочной, закрываться крышкой, снабженной пластмассовой пломбой-трещоткой.

На этикетке обязательно должны быть указаны: предприятие-изготовитель, его полные реквизиты, дата изготовления и срок годности охлаждающей жидкости.

Жидкость внутри полупрозрачной канистры не должна иметь хлопьев и осадка, а пена, образующаяся при встряхивании упаковки должна оседать через три секунды.

При надавливании на емкость с антифризом, из нее не должен выходить воздух, а при переворачивании канистры вверх дном из-под крышки не должно ничего вытекать.

При плановой замене антифриза в ожидании зимних морозов, не забудьте также заменить моторное масло, тормозную и стеклоомывающую жидкости.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях и поставьте оценку
Загрузка...

Это может быть вам полезным

goodmaster.com.ua

Классификация антифриза.Все об антифризе. | АНТИФРИЗ ТИТАН

КЛАССИФИКАЦИЯ АНТИФРИЗА

Для охлаждения двигателя автомобиля используют жидкости, которые имеют очень низкую температуру замерзания. Общее название таких жидкостей – антифриз.

В России для охлаждения двигателей долгое время применялась жидкость под названием «Тосол». И сейчас в разговоре часто все охлаждающие жидкости для простоты называют «тосолом».В современной практике для охлаждения используют два вида Антифриза – на основе солей и на основе кислот. Для того, чтобы отличать различные охладители друг от друга, их окрасили в различные цвета – первые имеют синий или зелёный цвет, а вторые — красный. Выбор типа охлаждающей жидкости зависит от материалов, которые используются при изготовлении системы охлаждения двигателя.

В состав охладителя в качестве жидкой составляющей входят этилен или полипропиленгликоль. Так как первый из них очень токсичен, предпочтительнее применение антифриза на основе полипропиленгликоля, что и делается уважающими себя фирмами по производству охладителя.На основании вышеизложенного ясно, что смешивать антифризы разных цветов является недопустимым. Для смены антифриза лучше произвести полную замену охладителя в соответствии с указанными производителем сроками.

Основные отличие антифриза по цвету G12 от G11 G12 — это окрашенный в красный, желтый,зеленый цвет карбоксилатный антифриз. Характеризуется местным действием, то есть, если в системе образовалось коррозийное поражение, то присадки локализуют именно его. Это позволяет антифризу работать с достаточной эффективностью немалый срок — от 5 лет, и только тогда его присадки истощаются. G11 — это силикатный антифриз. Его окрашивают в совершенно различные цвета — синий, зеленый, желтый, оранжевый, а раньше иногда встречался даже красный. Отечественный его аналог — это тосол. Он взаимодействует со всеми поверхностями системы, покрывая все части защитной пленкой. Потому срок его службы меньше — до трех лет.

Применяя сначала один из этих видов антифризов, а затем меняя его на другой, следует учитывать один нюанс. Залитый после тосола G12 сталкивается с проблемой старой защитной пленки и работает с гораздо меньшей эффективностью. Да и менять его будет необходимо уже через три года. А тосол, залитый после G12, мгновенно прекращает его действие. Потому пользоваться желательно всегда одной и той же маркой антифриза. И ни в коем случае нельзя смешивать эти две марки! С тосолом способен беспрепятственно смешиваться антифриз G12+, имеющий свойства как у G12. При смешивании страдает только срок его действия, падая до 3 лет, а в общем и целом смешивание дает приемлемые результаты.

Вообще, не стоит ориентироваться в антифризах по их цвету, как у нас обычно принято. Не стоит делить их на «тосол», «желтый антифриз», «зеленый антифриз», «красный антифриз». Вместо этого лучше внимательно прочитать их состав, подумать о их действии и совместимости с тем, что залито в данный момент.

Любой АНТИФРИЗ — это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды, красителя и пакета присадок.Изначально это было номенклатурное обозначение антифриза специально разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти. Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР «Антифриза 156», они потребовали создать новый антифриз. ТОСОЛ — это аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим номенклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е. Тосол — это вид антифриза.

У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д. В 70-х годах европейскими производителями было решено создать классификацию ОЖ. Было разработано три класса.

G11 — используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные. G12 — используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет. G13 — используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги.

Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифференцировать продукт для конечного покупателя. Взять к примеру оригинальный Хондовский антифриз — его изготавливают зеленого цвета (ну так им захотелось), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха. В общем не цепляйтесь к цвету, берите хоть синий антифриз главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды тем.кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов).

Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только смесь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для хондовских движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя. Про смешивание: допускается смешивать жижи классов G11 и G12 одного производителя. При этом возможно изменение цвета. В экстренных случаях (в дальней поездке за неимением других вариантов) можно смешать жижи разных производителей, но как можно быстрее заменить на свежую с полной промывкой. Из-за разного состава присадок они могут начать взаимодействовать и выпадать в осадок, ухудшая свойства ОЖ.

antifreeztitan.ru

G11 или G12. Разновидности, классификация и совместимость антифризов

1. Разновидности технологии изготовления антифризов.

Сегодня мы рассмотрим такой немаловажный вопрос, как совместимость антифризов. Дабы отсечь несерьёзное отношение к этому вопросу, скажу, что попытка смешать несовместимые охлаждающие жидкости (те же антифризы G11 и G12) наверняка сильно уменьшит ресурс вашего двигателя, превратив его из исправно работающего в работающий в условиях перегрева, что означает бо́льший износ и более активную коррозию. Для отличия «похожих» от «непохожих» существует классификация антифризов, не нормативная, но общепринятая.

Начнём с перечисления разновидностей антифризов. Всего их четыре типа и различаются они только составом и принципом действия пакета присадок. Основа же практически у всех одинаковая: этиленгликоль (он же МЭГ) и вода. В статье о составе и свойствах антифриза можно почитать более подробно. Особенно интересна она будет любителям дешёвого тосола.

Итак, антифризы (к которым относится и тосол) делаются по 4 технологиям:

  • «традиционной»
  • гибридной
  • карбоксилатной
  • лобридной

Все они появлялись по мере совершенствования химической науки, то есть стоят в ряду от самого устаревшего (читай, плохо работающего) к самому современному. Критерием хорошей работы здесь является срок службы антифриза до замены и отсутствие негативного воздействия на автомобиль.

2. Традиционная технология (IAT).

Традиционная технология подразумевает использование неорганических присадок, таких как силикаты, амины, нитраты, нитриты, бораты, фосфаты. Основным недостатком этих присадок является их быстрая истощаемость. Куда они деваются? Принцип их работы заключается в том, чтобы покрыть всю систему охлаждения тонким слоем, препятствующим коррозионному воздейсвию этиленгликоля и воды. Хотя, как мы увидим ниже, слой не такой уж и тонкий, если сравнивать с OAT-присадками.

Именно этим фактом и обуславливается малый срок службы антифризов, сделанных по традиционной технологии (также может называться, Classic, Conventional, Inorganic Acid (Additives) Technology (IAT)). Кроме этого, например, силикаты образовывают гель, абразивные частицы, которые ухудшают теплоотдачу и разрушают крыльчатку помпы. Нитриты также образуют гель и осадок. Фосфаты тоже грешат выпадением осадка, в случае разбавления жёсткой водой могут образовывать накипь, кроме этого являются сильным ядом (как и силикаты, и бораты). Нитраты являются ингибиторами чёрных металлов и с приходом в двигателестроение алюминия потеряли свою актуальность.

Плюс ко всему, антикоррозионная плёнка в качестве побочного эффекта ухудшает теплоотдачу, то есть препятствует выполнению основной функции охлаждающей жидкости.

3. Гибридная технология (HOAT).

Эта технология появилась вслед за традиционной, отличается от неё использованием в качестве присадок карбоновых кислот наряду с неорганическими элементами (в основном с силикатами). Аббревиатура HOAT происходит от сочетания Hybrid-Organic Acid (Additives) Technology. Карбоновые кислоты (или карбоксилаты – соли карбоновых кислот) расходуются в процессе работы гораздо более экономно, обеспечивая гибридным антифризам срок службы около 3 лет (или 150 000 км). Почему, станет ясно из следующего пункта статьи. Ещё один немаловажный момент мы осветим в пункте, посвящённом лобридным охлаждающим жидкостям (поскольку они по составу довольно близко стоят к гибридным).

4. Карбоксилатная технология (OAT).

Логичным развитием охлаждающих жидкостей стала технология, использующая соли карбоновых кислот (Organic Acid (или Additives) Technology) – карбоксилаты. В противоположность неорганике карбоксилаты покрывают плёнкой только сам очаг коррозии, оставляя неповреждённый метал чистым, а значит не ухудшают теплообмен.

Слева силикаты, справа карбоксилаты

И толщина плёнки составляет порядка 1 микрона (т.е. 0,001мм), тогда как неорганические присадки «выпадают» на поверхность защищаемого металла слоем до 500 микрон (т.е. 0, 5мм). Разница огромная, многократно увеличивающая сроки службы такого антифриза. Честно говоря, на сегодняшний день эта технология является наиболее передовой с точки зрения теоретического «антифризостроения», поскольку дальнейшее развитие оказалось возвратом к гибридной технологии под другим названием.

5. «Лобридная» технология (S-OAT, P-OAT и другие).

Замысловатое название дешифруется как low-hybrid, т.е. «малогибридная» технология. То есть это сочетание карбоксилатов с неорганическими компонентами, только неорганики там существенно меньше, чем в гибридной технологии. Например, в фольксвагеновской спецификации G 11 (гибридная технология) количество силикатов ограничено в пределах 500-680 мг/л, а в спецификации G 12++ (лобридная технология) – 400-500 мг/л. В чем же тут фокус? По логике производителей при заливке в новую машину неорганические ингибиторы покрывают всю систему тонким слоем, образуя, так сказать, базовую защиту от коррозии. Поскольку их мало, то

  • во-первых, они расходуются в самом начале работы
  • во-вторых, не успевают нарастить большую толщину плёнки, а значит, несильно ухудшают теплообмен.

И уже после этого в дело вступают карбоксилатные ингибиторы, реагирующие на очаги коррозии, которых, естественно, будет меньше после предварительной обработки неорганикой. Соответственно и хватит карбоксилатов на дольше. Как следствие, антифризы лобридной технологии имеют срок службы сравнимый со сроком службы автомобиля и многими производителями позиционируются как «не требующие замены».

В разных странах и у разных производителей возможен различный состав неорганических ингибиторов, что и выражается в сокращённых названиях используемых ими технологий (Si-OAT силикатно-карбоксилатная, P-OAT – фосфатно-карбоксилатная, и так далее). Суть их от этого не меняется.

А теперь обещанный «немаловажный момент» о гибридных антифризах. У меня в своё время возник большой вопрос: зачем нужны эти охлаждайки, если есть карбоксилатная технология, и, тем более, лобридная. Я не буду сейчас говорить про удовлетворение спроса на относительно дешёвый антифриз для сильно «поношенного» автопарка (а гибридный антифриз должен стоить существенно дешевле карбоксилатного). Речь пойдёт о таком явлении, как кавитационная эрозия – образование и схлопывание пузырьков пара с постепенным выкрашиванием металлических деталей (если подробнее, читайте статью о составе и свойствах антифризов). Если для легковых автомобилей это вопрос не первой важности и касающийся сохранности крыльчатки помпы, то для двигателей большой мощности (грузовики, карьерные машины, суда, тепловозы и т.д.) эта проблема выходит на первый план ввиду использования в них гильз цилиндра мокрого типа и больших развиваемых мощностей.

Кавитационная эрозия гильзы грузовика в плоскости работы шатуна, который качает гильзу, создавая микроперепады давления, образующие кавитацию.

В системе охлаждения таких двигателей обязательно должны быть антикавитационные присадки, снижающие интенсивность этого процесса в десятки раз, а именно, нитриты, бораты, молибдаты и фосфаты, то есть неорганические соли. В некоторых типах двигателей даже предусмотрено самостоятельное добавление пользователем в антифриз пакетов этих присадок через определённые интервалы работы. Так что в этом сегменте альтернативы гибридным антифризам пока не видно.

6. Классификация VW (G11, G12 и так далее).

Наконец-то мы добрались до пресловутых фольксвагеновских «джи». Эта классификация охлаждающих жидкостей, бесспорно, самая распространённая среди производителей и известная в народе. Наверное, только совсем ленивый антифризодел не рисует на этикетке своей продукции эти самые G11, G12 со своими модификациями.

Вообще говоря, это короткое название имеет право носить только антифриз, успешно прошедший испытания в концерне Фольксваген, что очень недёшево. Некоторые производители выходят из положения видоизменяя этот код так, чтобы он при этом остался узнаваемым. Чаще всего меняют буквы перед цифрами, например, S11, или AG11 и прочее в том же духе.

Пришла пора связать уже известные нам технологии с классификацией антифриза VW. К сожалению, во тьме времён сокрыт код, который использовался для обозначения традиционной технологии изготовления антифриза (скорее всего обозначение “G” появилось после появления гибридной технологии), так что начнём мы со следующей ступени. Итак,

  • гибридная технология отражена в спецификации TL 774 C, известной так же как G11
  • карбоксилатная технология ассоциирована с TL 774 D, она же G12 (до 2006 года)
  • c 2006 года эта же карбоксилатная технология получила новое обозначение TL 774 F ,или же G12+
  • лобридная технология обозначена в спецификациях VW как TL 774 G, или G12++

Говорят, буквально на днях появилась ещё и G13, но её отличие от 12++ не в присадках (они относятся к той же лобридной технологии), а в базовом элементе. Помимо этиленгликоля в нём добавлено около 20% глицерина (эта информация непроверенная, так что может и 50%, или ещё сколько-нибудь). Делается это, видимо, для уменьшения токсичности конечного продукта (и уменьшения себестоимости, поскольку глицерин является побочным продуктом производства биотоплива, и девать его, в общем-то, некуда). Об использовании глицерина в антифризах мы писали здесь, из чего можно сделать вывод, что G13 по своим эксплуатационным свойствам хуже, чем МЭГовский G12++. Кстати, у Маннола, например, (может ещё у кого-нибудь) есть свой антифриз с маркировкой AF13 (AG13), который к G13 и лобридной технологии не имеет никакого отношения. Это, так сказать, маркетинговая находка, предвосхитившая появление оригинала, поскольку появилась раньше, чем тот же G13.

7. Классификации антифризов других автопроизводителей.

Несмотря на общеизвестность фольксвагеновских маркировок, у основной массы других автопроизводителей тоже есть свои спецификации для антифризов. Приведём здесь некоторые из них. 

Напомню, единого международного стандарта на автомобильные охлаждающие жидкости не существует, производители антифриза руководствуются национальными стандартами (если таковые имеются) и спецификациями автопроизводителей. Поэтому не стоит ожидать полной идентичности технологий. В части присадок они могут существенно отличаться по тем или иным соображениям. Например, допускается использование в OAT-антифризах фосфатов (P-OAT в Японии) и нитритов и молибдатов (N-OAT в США, очевидно для борьбы с кавитацией, если судить по табличке). В Европе при той же технологии допускаются только органические добавки. Ещё некоторые «традиционные» европейские антифризы в США считаются гибридными, поскольку туда входит бензоат натрия (соль органической кислоты). Он, кстати, входит и в наш Тосол-А40М (сделанный по ГОСТ 28084-89), так что такой тосол в США тоже будет считаться гибридным:). Также нужно учитывать, что спецификации могут включать довольно низкие требования, которым соответствуют антифризы всех технологий вплоть до традиционной. Например, американский ASTM D 3306 или британский BS 6580, который, кстати, отменён с августа 2015 года, как «нерелевантный».

8. Совместимость антифризов.

Наверное, самый животрепещущий вопрос для автомобилиста, что с чем можно мешать, и что куда доливать в случае чего. Так вот, если говорить жёстко, то мешать не стоит ничего, то есть доливать только то, что уже залито в систему охлаждения (и в идеале это должна быть жидкость, рекомендованная производителем автомобиля). Однако не всем нравится возить с собой всё время бутылку с антифризом в ожидании, когда же она понадобится. В этом случае пойдём по мере нарастания проблем.

Самый «невредный» способ – долить дистиллированной воды. Годится, если объём доливки невелик, 100-200мл. Первое, что выкипает в антифризе и вылетает через крышку-клапан расширительного бачка – это как раз вода, получается, что вы не разбавляете концентрацию, а восстанавливаете до первоначального значения. Повторюсь, это если уровень в бачке снизился незначительно. Если есть протечки, и антифриз уходит постоянно, то с такими добавлениями через некоторое время вы получите в системе преимущественно воду, со всеми вытекающими. Чтобы не бояться разрыва каналов, не стоит снижать концентрацию этиленгликоля ниже 33%.

Практически столь же безвредный способ — найти аналог залитого в систему антифриза. Многие производители делают антифриз по купленной у более крупных компаний рецептуре и на их же присадках, таким образом получая «соответствие» тем спецификациям и допускам, которое имеет аналогичный продукт «старшего брата» без больших финансовых и временных затрат на проведение испытаний у автозаводов. Иногда производитель открыто пишет, мол, точный аналог такого-то антифриза. Правда, проверить эту информацию может и не получиться. Здесь гарантом соответствия должна выступать какая-нибудь официальная бумажка от этого самого «брата» с подтверждением факта использования их рецептуры и компонентов. Сюда же относятся антифризы, сделанные на одном заводе по одной рецептуре под разными брэндами (Например, Форд и Мазда). Они могут быть даже разного цвета (да что там, фордовский антифриз первой заливки, и он же в рознице когда-то были разного цвета), а при смешении дать нечто серо-буро-малиновое, но работать будут нормально, поскольку по сути это один и тот же антифриз. Правда, тут тоже важна проверенная информация, подтверждённая официальными источниками (оф. сайтами производителей).

Следующий, уже довольно сомнительный способ – смешивать антифризы, сделанные по одной технологии. Результат, скорее всего, будет ненамного хуже исходного антифриза, но всё же есть определённый риск, учитывая, что производители не связаны никакими требованиями по унификации и совместимости охлаждающих жидкостей. Присадки, отлично работающие в разных антифризах, при смешивании могут тупо нейтрализовать друг друга, отдавая ваш двигатель, помпу и радиатор на растерзание этиленгликолевому раствору. Сюда отнесём смешение антифризов, одобренных автопроизводителем для вашего автомобиля. По отдельности они также наверняка замечательно работают, но их совместимость между собой скорее всего не тестировалась, так что никаких гарантий, как говорится.

Примерно одинаковые по рискованности – доливка чем попало, и доливка антифризом того же цвета. Мы все помним, что цвет антифриза ни к чему не обязывает производителя в плане качества или соблюдения технологии. Так что, по сути, это всё равно что долить «чем попало». Конечно, в крайнем случае, если тосол течёт со страшной силой, а вы на дороге, где продаётся только Тосол ОЖ-40, придётся залить его. Но по прибытии в цивилизованную местность с гаражом/автосервисом/годным магазином нужно обязательно поменять антифриз полностью.

9. Промывка при замене антифриза.

Крайне желательно промывать систему охлаждения при замене жидкости. Во-первых, вы вымоете различные осадки, гель, и прочие нехорошести, а во-вторых, уберёте остатки предыдущей охлаждайки, которая может значительно снизить ресурс нового антифриза, если останется в системе и прореагирует с ним. Автопроизводители допускают замену без промывки только если заливается тот же антифриз, который был залит раньше и при сливе старой жидкости в ней не было никаких осадков, мути и других «неположенных» компонентов. Промывать рекомендуется 10% раствором нового антифриза (так называемая «мягкая промывка»), иногда несколько раз и с большей концентрацией (видел рекомендацию второй промывки 60%, и заливки 50%). Помимо основательной очистки системы такая промывка моделирует действие лобридного антифриза. В процессе промывочный состав антифриза обрабатывает очаги коррозии, и на них не тратятся ресурсы (присадки) вновь залитой жидкости.

Конечно, если забить на правильное обслуживание системы охлаждения, машина не умрёт сразу же (хотя бывали случаи и через 10 тыс. км, у грузовика от кавитации после короткого замыкания с последующей аннигиляцией блуждающими токами антикавитационной нитритной присадки), и даже через год она скорее всего будет ездить. Но ресурс сократится в разы (например, с 1млн. км до 230 тыс. у грузового движка-милионника Рено), проржавеет радиатор, сломается помпа, заклинит термостат, забьёт каналы в двигателе… всё это случится рано или поздно, если не следить за тем, что вы заливаете в качестве антифриза.

masloteka.ru

Что лучше тосол или антифриз: критерии выбора

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с дилеммой «Что лучше – тосол или антифриз?». Это — тот самый компонент, обеспечивающий нормальный температурный режим и который предотвращает от перегревания такую важную деталь, как двигатель. Чтобы купить подходящую охлаждающую жидкость для своей машины, нужно сначала досконально изучить все её разновидности.

Содержание статьи

Виды охлаждающих жидкостей

А почему бы не залить вместо антифриза обыкновенную воду? – вопрос вполне логичный. В принципе это возможно, однако не очень полезно для внутренних деталей машины. Дело в крайних температурах кипения и кристаллизации. Вода превращается в лёд уже при нуле и далее имеет способность расширяться, вредя при этом конструкции. Закипает она, как нам всем известно, достигая температуры в 100 градусов, и затем оставляет на поверхности деталей вредоносный налёт. Все эти недостатки неизвестны охлаждающей жидкости, которая не кристаллизуется даже при температуре в – 65 градусов, и не кипит при 108.

Любой антифриз имеет в своём составе несколько компонентов: этиленгликоль (или пропиленгликоль), дистиллированная вода, а также специальные присадки и краситель. Основная разница между видами антифриза состоит в комбинации и типах присадок, которые призваны увеличить эффективность работы двигателя. Все они делятся на две группы: силикат и карбоксилат.

Первая разновидность считается устаревшей, поскольку в результате постепенного испарения оставляет после себя накипь, что не самым лучшим способом влияет на работу двигателя.

Отличить группу силикатов среди прочих можно даже не читая состава жидкости, ведь, как правило, при изготовлении она окрашивается в зеленый или синий цвет.

Группа карбоксилатов – это сравнительно новые и более совершенные в своих свойствах охлаждающие жидкости. Они экологические, имеют продолжительный срок эксплуатации и обладают полезными антикоррозийными свойствами. Именно поэтому профессионалы советуют по возможности отдавать предпочтение антифризам этого вида. Отличить их можно по характерному красному или розовому цвету. По поводу вопроса, что лучше – тосол или антифриз, то здесь ответ неоднозначен. Антифриз – это техническое название охлаждающей жидкости, а тосол – одна из её разновидностей, которая состоит в группе силикатов. Тосол был изобретен еще при СССР, как альтернатива продуктам импортного производства, и по сей день применяется владельцами продуктов отечественного автопрома. Мало кто знает, что подобное разделение имеется только в странах Советского союза, и сам тосол получил своё имя от сокращенного названия всё той же лаборатории, где был разработан.

Кроме того, антифризы по своему составу имеют еще одну классификацию: традиционные, гибридные и карбоксилатные.

  • Традиционные целиком состоят из неорганических веществ, таких как нитраты, фосфаты, силикаты, амины, и так далее. К этой группе относится и вышеупомянутый тосол. На их упаковке можно встретить характерный маркер «Traditional coolants»
  • Гибридные сочетают в своём составе как органические, так и неорганические компоненты. Гибридные продукты можно узнать по надписи «hybrid coolants»
  • Карбоксилатные принадлежат к группе органических антифризов и маркируется надписью «OAT coolants».

Можно сделать вывод, что вопрос о том, что лучше – тосол или антифриз, как минимум некорректен, ведь помимо всех своих недостатков и устаревшей формулы, тосол является всего лишь одним из видов антифриза.

Критерии для выбора

Подобрать качественную охлаждающую жидкость не так уж просто, ведь для того следует учитывать целых комплекс различных факторов, влияющих на её работу. Основные требования для антифриза всегда одинаковы, ведь качественная жидкость:

  1. эффективно охлаждает детали, подверженные трению;
  2. имеет достаточно высокую теплоёмкость;
  3. обладает высокой температурой кипения;
  4. не замерзает, и, соответственно, не кристаллизуется;
  5. имеет антикоррозийные свойства;
  6. характеризуется приемлемой ценой и экологической безопасностью.

На современном рынке довольно сложно выбрать охлаждающую жидкость, сочетающую в себе все вышеперечисленные полезные свойства. Однако, существуют некоторые нюансы, которые позволят хотя бы не ошибиться с покупкой:

В первую очередь, обратите внимание на состав. Существует целый ряд аргументов в пользу карбоксилатов. Имеющиеся в их складе органические кислоты образуют на поверхности деталей тонкий слой, который предупреждает коррозию металлов. В то же время силикаты сопротивляются коррозии намного хуже, что приводит к износу деталей. Также к свойствам карбоксилата причислят также смазочные и антипенные. Важно знать, что появление пены в местах перегрева означает, что жидкость плохо передаёт тепло.

Жидкости группы карбоксилата имеют намного более продолжительный срок эксплуатации, ведь расход состоящих в их составе присадок совсем невелик, и они служат намного дольше силикатов. Но срок службы охлаждающей жидкости не всегда зависит от её качества, ведь иногда старение провоцирует просочившиеся в систему газы или воздух. Вот почему так важно проверять герметичность шлангов и места вероятных утечек.

Если вы выбираете между такими типами хладагента, как этиленгликоль или пропиленгликоль, то вам следует знать, что каждый из них отличается своими эксплуатационными свойствами. К примеру, этиленгликоль хорошо отводит тепло, но при этом активно окисляет металлы системы охлаждения. Кроме того, он имеет свойство пенится в горячем состоянии. Родственный ему пропиленгликоль в том плане показывает результаты немного лучше: он активнее препятствует коррозии и увеличивает срок службы деталей.

Я советую обратить внимание на упаковку охлаждающей жидкости, ведь на стадии покупки только так можно отличить качественный продукт от подделки. Ни один уважающий себя производитель не станет использовать негерметичную ёмкость без специальной упаковочной пломбы. Кроме того, следует посмотреть срок годности покупаемой жидкости.

И всё-таки основным критерием выбора является требования, которые предъявляются производителем конкретной марки и модели вашего автомобиля. Вся эта информация изложена в паспорте, также её можно получить на СТО или в специализированных сервисных центрах.

О смешивании жидкостей

Охлаждающие жидкости, разработанные по новым технологиям, включают в список своих свойств возможность совместимости с антифризами других видов. Как правило, эта информация указывается на упаковке товара.

Многие водители полагают, что разные виды охлаждающих жидкостей совместимы на основе своего цвета. На самом деле это грубейшая ошибка, ведь изначально все антифризы бесцветны, а краситель добавляется производителем для различия жидкостей его собственной линии.

Значение имеют только компоненты в составе антифриза. На протяжении эксплуатации автомобиля крайне не рекомендуется менять марку антифриза, но если это неизбежно, то ориентироваться следует на химический состав жидкости, а также набор имеющихся в ней присадок. Если название, вид и состав предыдущего антифриза неизвестны, то лучшим выходом будет удалить остатки старой охлаждающей жидкости и залить новую, рекомендованную данным конкретным производителем. Это простое действие поможет избежать многих проблем в дальнейшей работе двигателя.

Таким образом, можно подытожить, что к выбору охлаждающей жидкости нельзя относиться с пренебрежением, ведь большинство поломок случаются именно по причине неисправной системы охлаждения двигателя. И в следующий раз, когда встанет вопрос о том, что лучше залить – тосол или антифриз, вы уже будете подкованы на все 100%.

Видео «Выбираем охлаждающую жидкость»

Посмотрев запись, вы узнаете, какую охлаждающую жидкость заливать в двигатель автомобиля.

mineavto.ru


Смотрите также