Коэффициент расширения тосола


Стоит ли заливать антифриз в систему отопления? -

Скажу сразу, что на этот вопрос невозможно ответить однозначно, тем более дать ответ сразу и для всех. Подбирать жидкость для системы отопления следует только посоветовавшись со специалистом и взвесив все плюсы и минусы применительно к вашим требованиям и используемому оборудованию. Также стоит заметить, что в виду того, что антифризы и вода имеют различные свойства, такие как вязкость, текучесть, температурное расширение, теплоемкость и теплопроводность, вся система отопления должна изначально расчитываться под планируемый к использованию теплоноситель.

В современных системах отопления теплоносителем может выступать не только вода, но и специальная жидкость - антифриз. Его применение особенно актуально в российских условиях: холодная зима плюс периодические отключения электроэнергии могут спровоцировать настоящую катастрофу. Вода в батареях перемерзает, «рвет» трубы, в итоге всю систему приходится менять - что, как правило, стоит и денег, и времени. Антифриз - жидкость с более низкой, чем у воды, температурой замерзания. Такой теплоноситель не разорвет батареи, даже если они заморожены до экстремально низких температур. Разновидностей антифризов немало - они различаются по составу, текучести, порогу замерзания, составу присадок (специальных добавок, влияющих на свойства этого теплоносителя: например, можно защитить от коррозии трубы или уплотнители). В России в основном распространены антифризы на основе этиленгликоля. Температура замерзания, в зависимости от концентрации вещества, колеблется в диапазоне от -10 до -68 градусов по Цельсию.

Но не стоит думать, что антифриз это панацея.
  • Нельзя безбоязненно оставлять в зиму дом с заправленной антифризом системой. дело в том, что антифриз при сильных отрицательных температурах не замерзает а гелизуется. И зачастую циркулляционные насосы неспособны прокачать систему при запуске ее в мороз.
  • При намерении оставлять систему на зимовку, стоит подумать о системе водоснабжения, ведь в нее антифриз уже не закачаешь.
  • Антифризы не подходят для использования в системах с теплоаккумуляторами в связи с очень большой стоимостью таких реализаций и очень плохой теплоемкости.
  • В паспорте любого котла отопления имеется хитрая запись, теплоноситель - вода. Это означает что использование антифриза автоматически лишает котел как сосбтвенно и любое другое оборудование которое не предназначено для работы с конкретным типом антифриза. Некоторые производители ради маркетинга добавляют приписки что разрешается использование некоторых антифризов, но зачастую там же указывают, что неисправность вызванная им будет являться негарантийной. По нашей практике наиболее чувствительными к применению антифризов являются электрокотлы.
  • Антифризы необходимо периодически заменять, так как после прошествии определенного времени они начинают разлагаться и терять свойства. И самое неприятное, что утилизируется он как опасное вещество. Кстати на приложенной картинке как раз показан случай пренебрежения данным правилом.

Также, в дополнение вышесказанному, не ставя в данной публикации рекламных целей и не проводя конкурентных сопоставлений «незамерзающих» теплоносителей различных производителей, необходимо дать объективную оценку особенностей их применения в различных инженерных системах, информировать и подготовить потребителя к тем проблемам, которые возникают при их эксплуатации.

В качестве «незамерзающего» теплоносителя наиболее часто используется довольно широкий спектр водных смесей на основе моноэтиленгликоля с комплексными присадками, обеспечивающими стабильность свойств, низкую коррозионную активность, антивспенивающиеся, антиокислительные свойства и безнакипный режим работы системы. Вместе с тем, в основном, гидравлические и тепловые расчеты инженерных систем здания выполняются для воды, а достаточно высокие концентрации моноэтиленгликоля в теплоносителе существенно изменяют его наиболее важные физические свойства:

- вязкость;

- теплоемкость;

- плотность;

- теплопроводность;

- коэффициент объемного расширения и др.

Нарушение гидравлического режима работы системы отопления потребитель начинает обнаруживать как по косвенным признакам – интенсивно забиваются сетчатые фильтры системы отопления, зарастает шламовыми отложениями крыльчатка циркуляционных насосов, так и по снижению теплоотдачи отдельных отопительных приборов из-за гидравлической разрегулировки и попадания воздуха в систему, по сбоям в работе теплогенератора, сопровождающимся падением его тепловой мощности или даже разрушением поверхностей нагрева вследствие образования внутренних отложений. Для правильной оценки влияния специфических свойств водногликолевых теплоносителей (ВГТ) на работу инженерных систем здания необходимо проанализировать и систематизировать гидравлические процессы и теплообмен в них по самым важным параметрам работы – температурному уровню и удельным тепловым потокам. Так, для первой группы оборудования – теплоутилизаторов и воздухоохладителей систем вентиляции и кондиционирования воздуха, гелиоприемников, отопительных приборов и элементов теплых полов, теплообменников закрытых систем горячего водоснабжения – режимы работы ВГТ характеризуются относительно низкими температурами и теплообменными процессами, по своей интенсивности близкими к свободной конвекции. Процессы же нагрева теплоносителя во второй группе оборудования – электронагревателях, котлах и теплогенераторах (особенно проточного типа) – сопровождаются значительными градиентами температур и мощными удельными тепловыми потоками.

Обозначения

DР – потери давления, Па

t – температура, °C

w – скорость движения теплоносителя, м/с

r – плотность теплоносителя, кг/м3

l – коэффициент теплопроводности, Вт/м•°C

c – изобарная массовая теплоемкость, КДж/кг•°C

n – кинематический коэффициент вязкости, м2/с

dэ – эквивалентный диаметр, м

a – коэффициент конвективной теплоотдачи, Вт/м2•°C

F – поверхность теплообмена, м2

Q – тепловой поток, Вт

в – вода

т – водногликолевый теплоноситель

вн – внутренний

н – наружный

ст – при температуре стенки

Попытки анализа влияния на теплогидравлический режим работы системы отопления свойств водногликолевого теплоносителя проводились многими авторами, и, в частности, в работе [1] наиболее полно проведено сравнение расходов теплоносителя, потерь давления и особенностей выбора объема расширительного сосуда в системе отопления на примере ВГТ Dixis-30 и Dixis-65. Вместе с тем в указанной работе сделаны не вполне корректные количественные выводы о росте гидравлического сопротивления только по величине потерь давления на трение в гидравлически гладких трубах, без учета местных сопротивлений и для условий постоянной температуры сопоставления свойств воды и ВГТ, равной 80 °C. Столь высокий температурный уровень практически имеет место в подающих магистралях радиаторных систем отопления в периоды с низкими отрицательными температурами наружного воздуха, близкими к расчетным температурам отопления. Поэтому при сопоставлении не следовало ограничиваться одним значением температуры, далеко не самым характерным в режимах эксплуатации, а рассмотреть и «крайние» режимы, например, режим запуска после останова, с температурой теплоносителяt=20 °C. В этом случае рост потерь давления в системе отопления при сопоставлении с налогичной величиной при использовании воды с температурой 80 °C составит уже не 1,54 (при расчете по методике изложенной в [1]), а значение:

т. е. гидравлические потери в системе возрастут почти в два раза.

Однако для относительно «вялых» гидравлических режимов и условий теплообмена в оборудовании первой группы и, в частности, в отопительных приборах наибольшее термическое сопротивление имеет место на внешней поверхности. Так, внешний коэффициент теплоотдачи при естественной конвекции в воздухе aн не превышает 20 Вт/м2•°C, а внутренний коэффициент теплоотдачи со стороны теплоносителя aвн ~ 400–600 Вт/м2•°C. Поэтому даже существенное ухудшение условий теплообмена на внутренней поверхности не окажет решающего влияния на процесс теплопередачи (не более чем на 2–3 %).

Зона перегрева. Начало процесса образования внутренних отложений продуктов деструкции моноэтиленгликоля

Рис. 1.

Внешний вид комбинированного (двухконтурного) теплообменника проточного газового котла

Совершенно иначе обстоит дело в поверхностях нагрева теплогенераторов систем отопления, где отдельные участки поверхностей нагрева в топке имеют весьма значительные удельные тепловые напряжения (qF, Вт/м2) как со стороны дымовых газов (часто развитые оребренные поверхности), так и приведенные к внутренней поверхности, охлаждаемой теплоносителем. Например, для настенного газового котла Saunier Duval SD-235 полная геометрическая поверхность оребренного проточного двухконтурного теплообменника (рис. 1) составляетF=4,9м2 при внутренней поверхности гладких труб теплообменника FTP = 0,12 м2. Работа котла в номинальном режиме Q=35 кВт характеризуется средним удельным тепловым напряжением полной поверхности нагрева:

а аналогичная величина в расчете на гладкую поверхность охлаждаемой трубки теплообменника составляет:

Столь значительные тепловые потоки для трубок теплообменника приводят к существенным перепадам температур по толщине стенки и между стенкой и потоком теплоносителя, в значительной степени зависящим от условий охлаждения. Чем эффективнее охлаждение, т. е. чем больше значение коэффициента теплоотдачи от стенки к теплоносителю, тем ниже температура металла стенки при идентичной тепловой нагрузке. Поэтому при осуществлении перевода теплогенератора на ВГТ необходимо, прежде всего, предварительно оценить изменение условий теплообмена на внутренней стороне тепловоспринимающей поверхности котла. Для сравнительной оценки используется уравнение подобия [2] для турбулентного течения (Re > 10 000) жидкости в гладких трубах:

Nu = 0,021 Re0,8 Pr0,43(Pr/PrСТ)0,25,

в котором за определяющий размер принят эквивалентный диаметр (dэ), за определяющую температуру – средняя температура жидкости.

Nu = a dэ /l – число Нуссельта;

Re = w dэ /v – критерий Рейнольдса;

Pr = v cr/l – критерий Прандтля.

Для идентичных условий течения теплоносителей (одинаковый объемный расход, а следовательно, и скорость движения теплоносителя) в аналогичных поверхностях нагрева котлов, после записи входящих величин в явных переменных, можно получить относительные значения искомых величин:

aT /aB = (lT / lB)0,57 • (nB /nT)0,37• (rT /rB)0,43 • (cT /cB)0,43.

Последняя зависимость получена при допущении, что характер изменения теплофизических свойств теплоносителей в рассматриваемом диапазоне температур примерно такой же и соотношение  не оказывает существенного влияния (оценивается не более 3–5 %) на конечный результат. Для проведения количественной оценки в расчетах для воды и ВГТ на основе моноэтиленгликоля (с температурой начала кристаллизации -30 °C) использовались приведенные ниже значения физических величин (см. табл.).

Величина Плотность r, кг/дм3 Теплоем- кость С, кДж/кг•°C Теплопро- водность l, Вт/м•°С Кинематическая вязкость, n•106 м2/с
Вода 80 °C  20 °C 0,972 0,998 4,195 4,183 0,669 0,599 0,366 1,006
ВГТ (-30) 80 °C  20 °C 1,029 1,062 3,680 3,436 0,469 0,455 1,351 3,686

Соотношение коэффициентов конвективной теплоотдачи для ВГТ (aT) и воды (aв) при принятых значениях составляет:

aT /aB = (0,169/0,669)0,57 • (0,366•10-6/1,351•10-6)0,37 •

(1,029/0,972)0,43 • (3,680/4,195)0,43 = 0,488.

Таким образом, использование ВГТ (-30) вместо воды при идентичных условиях приводит к снижению коэффициента конвективной теплоотдачи более чем в два раза, что обуславливает рост температуры металла стенки и теплоносителя в пограничном, пристенном слое потока ВГТ. Используя то же уравнение подобия можно определить необходимое увеличение скорости движения ВГТ (-30) для достижения идентичных с водой условий конвективного теплообмена:

aT = aB , или aT /aB = 1 при wT~2,4wB.

Полученное значение показывает, что для достижения одинаковых условий теплоотдачи на поверхности, скорость потока ВГТ (-30) должна почти в 2,5 раза превосходить скорость движения воды. Столь существенный рост скорости движения теплоносителя вызывает увеличение гидравлического сопротивления системы (участка):

DР ~ f (w2) ~ (2,4)2 ~ 5,8 раз.

С учетом выводов, сформулированных в работе [1], полученное значение роста гидравлического сопротивления по отношению к гидравлическому сопротивлению системы при использовании воды должно быть увеличено для более вязкого ВГТ (-30) еще в ~1,5 раза. Таким образом, при замене в системе теплоснабжения и в теплогенераторе воды на водногликолевый теплоноситель (в данном примере ВГТ на основе моноэтиленгликоля, с температурой начала кристаллизации -30 °C), для сохранения условий теплообмена в источнике теплоты расход теплоносителя через него должен быть увеличен в ~2,5 раза, что потребует питательный насос с напором, в ~8,7 раза превышающим напор, развиваемый аналогичным насосом при использовании воды. Ухудшение теплообмена на поверхностях нагрева котлов приводит к перегреву стенки и росту температуры ВГТ в примыкающих к поверхности теплообмена слоях теплоносителя, что, несмотря на использование присадок в ВГТ, при температуре около 150 °C приводит к деструкции моноэтиленгликоля, сопровождающейся образованием отложений на поверхности нагрева и последующим частичным переносом их в объем теплоносителя. Начало процесса отложения продуктов деструкции моноэтиленгликоля вызывает еще больший перегрев стенки котла, сопровождающийся дальнейшей интенсификацией негативных процессов.

Отложение продуктов термической деструкции моноэтиленгликоля в отопительном контуре комбинированного теплообменника Накипь в контуре горячего водоснабжения комбинированного теплообменника, вызванная перегревом внутренних трубок в зоне отложений
В топку теплогенератора

Рис. 2.

Поперечный разрез комбинированного теплообменника в зоне внутренних отложений

Полученные результаты показывают, что для теплогенераторов с высоконапряженными топками невозможна простая замена воды на ВГТ. Это, в первую очередь, относится к проточным конструкциям котлов (одно- и двухконтурные термоблоки), с наиболее форсированными тепловыми режимами в теплообменниках с высокой степенью оребрения. В то же время необходимо учитывать и режимные особенности работы котлов. Так, для проточных (малоинерционных) котлов, включая настенные, характерно позиционное регулирование «включено/выключено» с максимальными нагрузками, сопровождающими режимы пуска/останова циркуляции теплоносителя, при которых имеют место кратковременные перегревы стенок теплообменника. Это еще более остро ставит задачу исключения перегрева теплоносителя, поэтому в проточных котлах (в том числе одно- и двухконтурных термоблоках) практически однозначно необходимо исключить использование ВГТ.

Смешанные отложения накипи и продуктов деструкции моноэтиленгликоля

Рис. 3.

Продольный разрез комбинированного теплообменника в зоне отложений (смешанные отложения накипи и продуктов деструкции моноэтиленгликоля), отопительный контур

Особое внимание к условиям работы теплогенератора на ВГТ нужно уделять при эксплуатации чугунных котлов, очень чувствительных к перегреву металла и воздействиям термической деформации на секционную конструкцию. Для них наиболее «жесткими» оказываются режимы запуска системы из относительно холодного состояния при низких температурах теплоносителя, сопровождающиеся повышенной вязкостью ВГТ. Так, используя приведенные в таблице данные по теплофизическим свойствам теплоносителя ВГТ (-30) и воды при температуре 20 °C, можно провести оценку снижения коэффициента теплоотдачи в ВГТ (-30). Сравнение показывает, что если даже допустить турбулентное течение теплоносителя, коэффициент теплоотдачи на поверхности нагрева котла будет более чем в два раза ниже (как и для 80 °C) из-за пропорционального роста вязкости воды и ВГТ (-30). Однако более чем 3,5-кратный рост вязкости ВГТ (-30) при 20 °C существенно снижает подачу циркуляционного насоса, что не позволяет до прогрева системы обеспечить требуемый для надежного охлаждения поверхностей нагрева котла расход теплоносителя. Поэтому запуск чугунных котлов при использовании ВГТ необходимо производить на минимальной мощности топочного устройства с постепенным выходом на режим. Процессы образования отложений продуктов термической деструкции моноэтиленгликоля на поверхностях нагрева емкостных котлов связаны с низкими рабочими скоростями движения в них теплоносителя (обусловленными большим живым сечением котла, что характерно как для стальных жаротрубных, так и для чугунных секционных котлов) – порядка 0,01–0,05 м/с, сопоставимыми с естественной конвекцией в стесненных условиях. В этом случае локальный перегрев возможен на участках с максимальными тепловыми потоками, т. е. в топке котла в зонах максимальных температур факела и повышенной турбулентности газового потока продуктов сгорания высокой температуры. Образование локальных отложений продуктов деструкции моноэтиленгликоля приводит не только к перегреву стенки котла, но и к смыванию потоком теплоносителя части отложений и переносу их в фильтры и грязевики систем теплоснабжения, зарастанию теплообменников, налипанию на крыльчатку циркуляционного насоса, приводящему к дальнейшему ухудшению циркуляции теплоносителя. Поэтому в ряде случаев весьма ограничена возможность применения теплоносителей на основе моноэтиленгликоля, а в случае их использования необходима регулярная замена теплоносителя (не реже одного раза в два года) в связи со «старением» и уменьшением активности пакета присадок.

Еще более осторожно необходимо подходить к применению незамерзающих жидкостей на основе пропиленгликоля – они экологически более безопасны, но имеют еще большую вязкость при меньшей теплопроводности по отношению к теплоносителям, содержащим моноэтиленгликоль.

ch-tehnik.ru

АНТИФРИЗЫ на основе этилен- и пропиленгликолей и ВОДА. Температуры замерзания. Вязкости. Плотности. Теплоемкости.

АНТИФРИЗЫ на основе этилен- и пропиленгликолей и ВОДА. Температуры замерзания. Вязкости. Плотности. Теплоемкости.

Антифризы это - жидкости, применяемые для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, радиоэлектронной аппаратуры, промышленных теплообменников и других установок, работающих при температурах ниже 0°С. Основные требования к антифризам: низкая температура замерзания, высокие теплоемкость и теплопроводность, небольшая вязкость при низких температурах, малая вспениваемость, высокие температуры кипения и воспламенения. Кроме того, антифризы не должны вызывать разрушения конструкционных материалов, из которых изготовлены детали систем охлаждения.

Наиболее распространены антифризы на основе водных растворов этиленгликоля и пропиленгликоля (см.ниже). Однако такие растворы вызывают значительную коррозию металлов, поэтому в них добавляют ингибиторы коррозии - Na2HPO4, Na2MoO4, Na2B4O7, KNO3, декстрин, бензоат К, меркаптобензотиазол и другие. В ряде случаев, в качестве антифризов используют водные растворы солей; наиболее широко распространен раствор СаСl2. Недостатки таких антифризов – исключительно высокая коррозионная активность и кристаллизация солей при испарении воды.

СВОЙСТВА АНТИФРИЗОВ НА ОСНОВЕ ВОДНЫХ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ (справочная таблица для интереса, такие антифризы практически вышли из употребления)

Соль Содержание соли, % по массе Температура замерзания, °С
Nh5Cl 18,7 -15,8
NaCl 22,4 -21,2
MgCI2*6h3O 20,6 -33,6
CaCl2*6h3O 29,9 -55,0
К2С03*1,5Н20 39,9 -16,5

ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ (1,2-этандиол) НОСН2СН2ОН, бесцветная вязкая гигроскопичная жидкость без запаха, сладковатого вкуса; температура плавления -12,7 °С, температура кипения 197,6 °С. При растворении этиленгликоля в воде выделяется теплота и происходит уменьшение объема. Водные растворы замерзают при низких температурах. Этиленгликоль токсичен при попадании внутрь, действует на центральную нервную систему и почки; смертельная доза 1,4 г/кг. ПДК в воздухе рабочей зоны 5 мг/м3.

ПРОПИЛЕНГЛИКОЛИ (пропандиолы) С3Н6 (ОН)2 Известны 2 изомера: 1,2-П. СН3СНОНСН2ОН (1,2-пропандиол) и 1,3-П. СН2ОНСН2СН2ОН. Пропиленгликоли бесцветные вязкие гигроскопичные жидкости сладковатого вкуса, без запаха. Для 1,2-П. температура плавления -60 °С, температура кипения 189 °С. Для 1,3-П. температура плавления -32°С, температура кипения 213,5°С. 1,2-П. растворим в воде, диэтиловом эфире, одноатомных спиртах, карбоновых кислотах, альдегидах, аминах, ацетоне, этиленгликоле, ограниченно растворим в бензоле. При смешении его с водой или аминами резко снижается температура замерзания растворов. Токсичность 1,2-П. (ЛД50 34,6 мг/кг, крысы) ниже, чем у этиленгликоля.

Уровни безопасности для усредненных сроков хранения (биохимической активности) продуктов при добавлении в них 0,2% массового количества хладоносителя приведены ниже.Показатель оценивается по пятибалльной шкале. Пятерка не означает, что продуктом нельзя отравиться в принципе.

Антифриз Показатель Расшифровка
Вода 5 Нейтрален
Этанол 5 Нейтрален
Пропиленгликоль 5 Нейтрален
Хлорид натрия 5 Нейтрален
Формиат калия 4 Слабо опасен
Ацетат калия 4 Слабо опасен
Метанол 3 Умеренно опасен
Этиленгликоль 3 Умеренно опасен
Глицерин 3 Умеренно опасен
Аммиак 3 Умеренно опасен
Хлорид магния 2 Опасен
Хлорид кальция 1 Очень опасен

Температура замерзания водных растворов этиленгликоля и пропиленгликоля

Массовая концентрациягликоля % ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ ПРОПИЛЕНГЛИКОЛЬ
° C ° C
10 -3 -3
15 -5 -5
20 -8 -7
25 -11 -10
30 -14 -13
40 -22 -21
50 -34 -33
60 -48 -51

Физические свойства водного раствора этиленгликоля. Присадки антифризов могут несколько изменить параметры, подстрахуйтесь.

Объемная доля в смеси % Минимальная рабочая температура t, °C Температурараствора t, °C Плотность

кг/м3

Теплоемкость

КДж/кг*K

Теплопроводность

Вт/м*K

Динамическая вязкость сПуаз=мПа*с=10-3*Н*с/м2 Кинематическая вязкостьсСт=мм2/с=10-6м2/с
20 -10 -10 1038 3,85 0,498 5,19 5,0
0 1036 3,87 0,500 3,11 3,0
20 1030 3,90 0,512 1,65 1,6
40 1022 3,93 0,521 1,02 1,0
60 1014 3,96 0,531 0,71 0,7
80 1006 3,99 0,540 0,523 0,52
100 997 4,02 0,550 0,409 0,41
34 -20 -20 1069 3,51 0,462 11,76 11,0
0 1063 3,56 0,466 4,89 4,6
20 1055 3,62 0,470 2,32 2,2
40 1044 3,68 0,473 1,57 1,5
60 1033 3,73 0,475 1,01 0,98
80 1022 3,78 0,478 0,695 0,68
100 1010 3,84 0,480 0,515 0,51
52 -40 -40 1108 3,04 0,416 110,8 100
-20 1100 3,11 0,409 27,50 25
0 1092 3,19 0,405 10,37 9,5
20 1082 3,26 0,402 4,87 4,5
40 1069 3,34 0,398 2,57 2,4
60 1057 3,41 0,394 1,59 1,5
80 1045 3,49 0,390 1,05 1,0
100 1032 3,56 0,385 0,722 0,7

Физические свойства водного раствора пропиленгликоля ( 1,2-Пропиленгликоль C3H6(OH)2) Присадки антифризов могут несколько изменить параметры, подстрахуйтесь.

Объемная доля в смеси% Минимальнаярабочая температура t, °C Температурараствора t, °C Плотность

кг/м3

Теплоемкость

КДж/кг*K

Теплопроводность

Вт/м*K

Динамическая вязкость сПуаз=мПа*с=10-3*Н*с/м2 Кинематическая вязкостьсСт=мм2/с=10-6м2/с
25 -10 -10 1032 3,93 0,466 10,22 9,9
0 1030 3,95 0,470 6,18 6,0
20 1024 3,98 0,478 2,86 2,8
40 1016 4,00 0,491 1,42 1,4
60 1003 4,03 0,505 0,903 0,9
80 986 4,05 0,519 0,671 0,68
100 979 4,08 0,533 0,509 0,52
38 -20 -20 1050 3,68 0,420 47,25 45
0 1045 3,72 0,425 12,54 12
20 1036 3,77 0,429 4,56 4,4
40 1025 3,82 0,433 2,26 2,2
60 1012 3,88 0,437 1,32 1,3
80 997 3,94 0,441 0,897 0,9
100 982 4,00 0,445 0,687 0,7
47 -30 -30 1066 3,45 0,397 160 150
-20 1062 3,49 0,396 74,3 70
-10 1058 3,52 0,395 31,74 30
0 1054 3,56 0,395 18,97 18
20 1044 3,62 0,394 6,264 6
40 1030 3,69 0,393 2,978 2,9
60 1015 3,76 0,392 1,624 1,6
80 999 3,82 0,391 1,10 1,1
100 984 3,89 0,390 0,807 0,82

Физические свойства воды.Присадки водоподготовки (и санитарные) могут несколько изменить параметры, подстрахуйтесь.

Температураt,(°C) Давление насыщенных паров 103*Па Плотность

кг/м3

Удельный объем (м3/кг)x10-5 Теплоемкость

КДж/кг*K

Энтропия

КДж/кг*K

Динамическая вязкость сПуаз=мПа*с=10-3*Н*с/м2 Кинематическая вязкостьсСт=мм2/с=10-6м2/с Коэффициентобъемного расширения K-1*10-3 Энтальпия

КДж/кг*K

Число Прандтля
0 0,6 1000 100 4,217 0 1,78 1,792 -0,07 0 13,67
5 0,9 1000 100 4,204 0,075 1,52     21,0  
10 1,2 1000 100 4,193 0,150 1,31 1,304 0,088 41,9 9,47
15 1,7 999 100 4,186 0,223 1,14     62,9  
20 2,3 998 100 4,182 0,296 1,00 1,004 0,207 83,8 7,01
25 3,2 997 100 4,181 0,367 0,890     104,8  
30 4,3 996 100 4,179 0,438 0,798 0,801 0,303 125,7 5,43
35 5,6 994 101 4,178 0,505 0,719     146,7  
40 7,7 991 101 4,179 0,581 0,653 0,658 0,385 167,6 4,34
45 9,6 990 101 4,181 0,637 0,596     188,6  
50 12,5 988 101 4,182 0,707 0,547 0,553 0,457 209,6 3,56
55 15,7 986 101 4,183 0,767 0,504     230,5  
60 20,0 980 102 4,185 0,832 0,467 0,474 0,523 251,5 2,99
65 25,0 979 102 4,188 0,893 0,434     272,4  
70 31,3 978 102 4,190 0,966 0,404 0,413 0,585 293,4 2,56
75 38,6975103 4,194 1,016 0,378     314,3  
80 47,5 971 103 4,197 1,076 0,355 0,365 0,643 335,3 2,23
85 57,8969103 4,203 1,134 0,334     356,2  
90 70,0 962 104 4,205 1,192 0,314 0,326 0,698 377,2 1,96
95 84,5 962 104 4,213 1,250 0,297     398,1  
100 101,33 962 104 4,216 1,307 0,281 0,295 0,752 419,1 1,75
105 121 955 105 4,226 1,382 0,267     440,2  
110 143 951 105 4,233 1,418 0,253     461,3  
115 169 947 106 4,240 1,473 0,241     482,5  
120 199 943 106 4,240 1,527 0,230 0,249 0,860 503,7 1,45
125 228 939 106 4,254 1,565 0,221     524,3  
130 270 935 107 4,270 1,635 0,212     546,3  
135 313 931 107 4,280 1,687 0,204     567,7  
140 361 926 108 4,290 1,739 0,196 0,215 0,975 588,7 1,25
145 416 922 108 4,300 1,790 0,190     610,0  
150 477 918 109 4,310 1,842 0,185     631,8  
155 543 912 110 4,335 1,892 0,180     653,8  
160 618 907 110 4,350 1,942 0,174 0,189 1,098 674,5 1,09
165 701 902 111 4,364 1,992 0,169     697,3  
170 792 897 111 4,380 2,041 0,163     718,1  
175 890 893 112 4,389 2,090 0,158     739,8  
180 1000 887 113 4,420 2,138 0,153 0,170 1,233 763,1 0,98
185 1120 882 113 4,444 2,187 0,149     785,3  
190 1260 876 114 4,460 2,236 0,145     807,5  
195 1400 870 115 4,404 2,282 0,141     829,9  
200 1550 863 116 4,497 2,329 0,138 0,158 1,392 851,7 0,92
220             0,149 1,597   0,88
225 2550 834 120 4,648 2,569 0,121     966,8  
240             0,142 1,862   0,87
250 3990 800 125 4,867 2,797 0,110     1087  
260             0,137 2,21   0,87
275 5950 756 132 5,202 3,022 0,0972     1211  
300 8600 714 140 5,769 3,256 0,0897     1345  
325 12130 654 153 6,861 3,501 0,0790     1494  
350 16540 575 174 10,10 3,781 0,0648     1672  
360 18680 526 190 14,60 3,921 0,0582     1764  

tehtab.ru

Коррекция объема расширительного бака

Во многих регионах России устойчивая работа автономной системы теплоснабжения в осенне-зимний период  обеспечивается применением теплоносителя с низкой температурой замерзания. В подавляющем большинстве случаев  используются гликолевые смеси, физико-химические характеристики которых отличаются от параметров воды.

Подписаться на статьи можно на главной странице сайта.

Уже более полутораста лет назад в России стали широко применяться системы отопления с теплоносителем. В большинстве случаев это  было водяное или паровое отопление. Еще примерно через сто лет начался переход от открытых систем отопления к закрытым, важным элементом которых стал расширительный бак (экспансомат), назначение которого состояло в компенсации температурного расширения теплоносителя (рис.1).

Рис.  1. Конструкция современных мембранных баков

В том случае, если автономная система теплоснабжения была изначально спроектирована в расчете на использование в качестве теплоносителя воды, исходя из ее физических параметров подбирался тип и главное объем расширительного  бака. Однако гликолевые смеси имеют другой коэффициент объемного теплового расширения, кинематическую вязкость и теплоемкость (табл.1). Поэтому смена типа теплоносителя с переходом на гликолевые смеси требует и корректировки отопительной системы, в частности, проверки емкости расширительного бака и при необходимости ее коррекции (замены бака).

Для определения массового расхода (М) теплоносителя требуется рассчитать необходимое отопительной системой количества тепла. Затем расход определяется по формуле:

M = 3,6 × ΣQi/c × ∆t), кг/ч,

где ΣQi – требуемый тепловой поток , Вт; с – удельная теплоемкость теплоносителя, кДж/кг•˚С, ∆t = t1т – t2т – разность температур теплоносителя на входе и выходе из системы, ˚С.

Объемный расход в м3/ч определяется делением полученного значения на удельный вес теплоносителя. При смене теплоносителя значение имеет увеличение объемного  расхода относительно воды – Va/Vв, где Vа и Vв – соответственно, объемы гликолевой смеси и воды. Причем объем первой зависит также от типа гликоля и его концентрации, которые в свою очередь подбираются, исходя из условий эксплуатации. Например, при понижении температуры замерзания смеси на основе этиленгликоля от –20 до –67 ˚С объемные расходы возрастают на 6 и 12 %, соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость  относительного объемного расширения от температуры теплоносителя:

а – вода; б – водный раствор моноэтиленгликоля 45 %

А в системах ГВС с бойлером косвенного нагрева можно применять только нетоксичный, но, увы, более дорогой пропиленглиголь. Коэффициент теплового расширения его растворов, значительно отличающийся от водяного, близок к соответствующим  значениям моноэтиленгликолевых водных растворов (табл.2).

Опасный воздух

Переход на антифриз может приводить к завоздушиванию отопительных систем: ведь он имеет более высокий по сравнению с водой коэффициент объемного расширения и емкости расширительного бака, рассчитанного на ее использование, что может оказаться недостаточно.  Поэтому при нагреве теплоносителя до рабочих температур (в среднем 85 ˚С) его излишек может быть сброшен через предохранительный клапан. Затем при снижении тепловой нагрузки потребуется подпитка системы, которая обычно осуществляется водой. Растворенные в ней газы выделятся при нагреве и приведут к образованию  воздушных пробок, появление которых чревато уже серьезными авариями.

Минимально необходимый объем расширительного бака в закрытой системе отопления можно рассчитать по формуле:

Vb = (V1b + ∆Vr) × (P2 + 1)/( P2 + P1), м3,

где V1b – начальный объем теплоносителя в баке при холодной системе отопления, м3; ∆Vr – значение расширения теплоносителя при нагреве до рабочей температуры, м3; P2 – давление в расширительном баке при рабочей температуре, бар; P1 – давление в расширительном баке до заполнения системы теплоносителем, бар.

Значение ∆Vr рассчитывается как произведение общего объема теплоносителя в системе, среднего в рабочем температурном диапазоне коэффициента объемного расширения (k)  и этого диапазона. Его значение обычно принимается равным 60 ˚С (∆t = tср – t0 = 80 – 20, ˚С).

При переходе с воды на антифриз важно соотношение V2b/V1b, где V2b и V1b  –соответственно, объемы расширительного бака для низкотемпературного теплоносителя и воды. Замена ее на гликолевые растворы концентрацией 40–45 % и, соответственно, с температурой начала кристаллизации 30–35 ˚С в отопительных системах мощностью до 100 кВт потребует увеличения номинальных объемов расширительных баков на 5–15 %, в более производительных системах коррекцию лучше проводить, используя графики зависимости объема от мощности и типа теплоносителя (рис.3) или таблицы пересчета.

Рис. 3. Зависимость объема расширительного бака от мощности системы отопления:

а – вода; б – водный раствор моноэтиленгликоля 45 %

Важнейший параметр для антифризов – максимальные рабочие температуры. Кипеть при атмосферном давлении большинство гликолевых растворов начинает при 104–112 °C. Однако некоторые производители заявляют рабочие температуры значительно выше, до 150 ˚С и даже больше,  вполне приемлемые для гелиосистем. Принципиальное значение этот параметр имеет потому, что в отличие от воды при превышении допустимой температуры происходит необратимое разложение гликолевых растворов.

Поэтому выбор расширительного бака с запасом на запредельное увеличение температуры смысла не имеет: даже небольшой локальный перегрев приводит к столь серьезным деструктивным изменениям, что должен в принципе потребовать замены всего гликолевого теплоносителя.

Очень важно то, что гликолевые смеси имеют повышенную по сравнению с водой проницаемость или текучесть. Причем вероятность возникновения протечек тем больше, чем больше в отопительной системе соединений. А течи часто обнаруживаются при ее остывании, когда возникают проницаемые для антифриза микроканалы. Поэтому все соединения, выполненные ранее при установке расширительного бака, должны быть доступны для ревизии, не скрыты под облицовкой или замоноличены.

Таблица. 1. Физические характеристики теплоносителей

Параметр

Единица измерения

Вода

Моноэтиленгликоль

45 %

Моноэтиленгликоль

60 %

Температура замерзания

         °С

     0

               –30

               –48

Плотность*

      кг/м3

  972

                1029

                1048

Теплоемкость*

кДж/кг×°С

  4,2

                 3,7

                   3,5

Кинематическая вязкость*

       сСт

  0,37

                 1,4

                  1,8

Коэффициент объемного теплового расширения

        °С-1

4,5×10-4

               5,3×10-4

                6,0×10-4

*При t = 80 °С

Таблица 2. Физические характеристики водного раствора пропиленгликоля 47 %

               Параметр

      Единица измерения

                 Значение

Температура замерзания

                        °С

                        –30

Плотность*

                     кг/м3

                          999

Теплоемкость*

                 кДж/кг×°С

                          3,82

Коэффициент расширения

                      °С-1

                        6,73×10–4

Статья опубликована в журнале «Аква-Терм» №3 (87) 2015, рубрика «Мастер-класс»

Опубликовано: 02 ноября 2015 г.

вернуться назад

Читайте так же:

aqua-therm.ru

Охлаждение двигателя в зимнее время года. Что такое антифриз? / V8spb

Зимой риск «вскипятить» двигатель вроде бы меньше. При движении с малой нагрузкой по хорошей дороге он на высшей передаче порой даже недогревается, заставляя укрывать радиатор от чрезмерного обдува - иначе работает неоптимально, с повышенным расходом топлива, к тому же в машине будет холодно. Однако сильно нагруженный двигатель требует полноценного охлаждения. А оно зависит от множества факторов. Скажем, от состояния самого мотора, количества и качества жидкости в системе, скорости ее циркуляции, степени засорения магистралей и радиатора, исправности термостата и помпы... Даже в сильный мороз мотор можно перегреть! Вот машина съехала с шоссе на заметенный снегом проселок и забуксовала, мотор ревет, водила нервничает, газует... Тут и горячая печка - слабое утешение.

Именно потому, что отклонения температуры двигателя от оптимальной вредны в принципе, роль жидкостных систем охлаждения трудно переоценить. Поначалу они делали жизнь автомобилистов крайне хлопотной. Вода - отличный теплоноситель, но только не в мороз. Объем килограмма льда примерно на 10% больше объема килограмма воды, так что мотор и радиатор, оставленные с нею на морозе, гарантированно погибают. Покидая машину надолго, наши деды воду сливали, а перед пуском заливали ведро кипятку.

В юности из окна студенческого общежития я часто наблюдал, как армады автобусов в соседнем парке ночи напролет насыщали морозный воздух едкой гарью от заведенных моторов. Нет бы заливать в двигатели что-то незамерзающее, дабы не мучить их круглосуточно и не жечь зря топливо! Но нашим дедам так было проще. Вообще же, этот вопрос не нов. В двадцатые годы в качестве охлаждающей жидкости использовали глицерин. Поговаривают, дело доходило и до сахарного сиропа с медом.

Так что же такое антифриз? С течением времени в ведущих автомобильных державах прочно утвердились охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля - многоатомного спирта. Их и назвали антифризами. Любопытно, что 100-процентный этиленгли-коль (ЭГ) начинает кристаллизоваться при -12,6 °С, но по мере разбавления водой эта температура падает! Наиболее стойкая к морозу (до -75 °С) смесь содержит около 67% ЭГ и 33% воды (при дальнейшем увеличении доли НгО температура замерзания повышается).

Коэффициент объемного расширения антифриза при нагревании ощутимо больше, чем у воды, что сделало необходимыми так называемые расширительные бачки. А вот при замерзании он, в отличие от воды, свой объем не увеличивает и разрушением двигателю не грозит. При кристаллизации образует не сплошной лед, а кашицу.

Этиленгликолевый антифриз очень неравнодушен к металлам - с удовольствием «ест» железо, алюминий, латунь и т.д. Умеряют его аппетит добавлением ингибиторов коррозии. Еще один минус - вспенивание при работе. Доводя антифриз до товарной кондиции, производители вводят в него целую гамму

присадок. А завершает дело добавка красителя. При утечке яркая окраска жидкости поможет найти место повреждения, а заодно уменьшает еще один риск: ЭГ-антифриз очень ядовит - для переселения в мир иной достаточно принять каких-то 35 граммов. И народ это знает не понаслышке.

Цвет антифриза за время эксплуатации может меняться. Обычно он бледнеет, но рабочие качества от этого не зависят. Вот если побуреет, дело худо: значит, идет сильная коррозия рубашки охлаждения. Возможно, присадки разложились либо изначально их было мало. А так как теплопроводность окислое низка, поврежденные коррозией блок цилиндров и головка сильнее нагреваются. А отложения внутри радиатора и помпы довершают «картину маслом».

Если в антифриз прорываются раскаленные отработавшие газы, он тоже темнеет. Тогда в расширительном бачке появляются пузыри и пахнет из него отнюдь не фиалками. Теплоотвод опять-таки ухудшается, к тому же газы дополнительно подогревают антифриз. Его заменой такую проблему не решить, необходим срочный ремонт двигателя.

Сроки замены антифриза указаны в сервисной книжке. Эксплуатация просроченного продукта грозит тем, что на стенках рубашки охлаждения откладывается еще и накипь. При толщине хотя бы 0,2 мм она существенно ухудшает тепловой режим. Как с ней бороться? В продаже немало средств. Но в этих эликсирах кислоты, и не факт, что вместе с удаленным шламом не придется выкинуть и неожиданно прохудившийся радиатор.

«Хладотекучесть» антифриза - неприятное свойство. В горячем состоянии никаких признаков протечки порой не найдешь, а в холодное время под стылой машиной невесть откуда расплывается пятно! В таком случае полезно осмотреть все стыки патрубков, а то и на ощупь проверить. Вот только удастся ли найти течь? Тогда останется одно - опрессовать систему охлаждения. В старую пробку радиатора или расширительного бачка встраиваем

сосок от камеры и закачиваем в систему воздух под избыточным давлением - но не более 2 бар, чтобы не разрушить ее. Очень важно, чтобы при этой процедуре мотор был совершенно холодный.

Для герметизации магазины предлагают немало чудодейственных жидкостей. Недавно мой знакомый, обнаружив непонятную утечку тосола, молниеносно «победил» ее рекламируемым средством. Но почему теперь чаще стал включаться вентилятор? Оказывается, такие препараты, обволакивая детали системы пленкой, плохо проводящей тепло, мешают как его отводу, так и передаче от жидкости к радиатору.

Еще смешней другая история: после герметизации системы клиент замерз - остыл отопитель. Виновница - пробка в патрубке радиатора. Объяснили клиенту, что добавлять это снадобье следовало при открытом кране отопителя.

Отечественные патрубки системы охлаждения зачастую подводят даже на сравнительно молодых машинах. Менять их поодиночке не рекомендую: ведь если потек один, за ним последуют и другие. Лучше обновлять все скопом, причем вместе с хомутами.

Тосол - что это? Обычный этиленгликолевый антифриз, только отечественного разлива. Был разработан в ГосНИИОХТ в 1971 году, в связи с пуском Волжского автозавода, и получил название «тосол». Первые три буквы -аббревиатура от «технологии органического синтеза», окончание «ол» указывает на спиртовую природу. Производится и поныне, хотя за рубежом давно появились антифризы, по многим позициям его превосходящие. Это, например, карбоксилатные, гибридные и иные продукты с современными присадками, значительно удлиняющими срок замены. Производятся антифризы и на основе пропиленгликоля. Их токсичность незначительна, а теплопроводность выше, чем у тосолов. И хотя они намного дороже, экологи за них горой!

Можно ли разбавлять тосол ы водой? Если в разумных пределах и дистиллированной водой, то можно. Но проверять результат следует не на глаз, а отслеживая изменение плотности раствора ареометром. В аварийных же случаях берите воду хоть из канавы, но долго ездить так, тем более в мороз, не стоит. Причины мы уже рассмотрели.

Смешивать антифризы разных марок, от разных производителей, сделанные по разным ГОСТам как минимум неразумно. Рискуете не только «усугубить портвейном», но и запросто отравиться. Впрочем, это я о машине, господа.

Взято: журнал "За рулем", 11/2012

v8spb.ru

Как правильно выбрать и как поменять антифриз самому

Содержание статьи:

антифриз

Каждый автолюбитель понимает важную роль, которую играет антифриз в бесперебойной работе его автомобиля. Но для того, чтобы антифриз действительно обеспечивал комфортную и безопасную езду авто, следует научиться правильно его выбирать.

Как появился первый антифриз

Несколько десятилетий назад для системы охлаждения использовалась самая обыкновенная вода. Она, конечно, охлаждала в какой-то степени двигатель внутреннего сгорания автомобиля, но использовать ее в системе было очень неудобно.

Летом в жаркую погоду она быстро закипала, а в зимние холода – мгновенно замерзала. Чтобы избежать этого водителям приходилось вечером сливать воду из системы, а утром вновь ее туда заливать. Довольно неудобно и хлопотно. Особенно если какой-нибудь автолюбитель халатно забудет слить воду вечером, то утром машину просто было не завести, приходилось отогревать систему.

Впоследствии воду стали смешивать с глицерином. По своим химическим свойствам он приносил некоторое облегчение водителям, так как смесь замерзала уже при более низких температурах, нежели вода, да и закипала при температуре почти в 3000С. Однако, не обошлось и без недостатков. Смесь имела довольно большую вязкость, что негативно сказывалось как на работе самого двигателя, так и на циркуляции системы охлаждения.

Затем ученые-химики предложили добавлять в глицериновую смесь сначала этанол, потом чуть позднее этиленгликоль для улучшения эксплуатационных показателей. Так появились первые антифризные составы.

Antifreeze, его состав и свойства

К антифризам принято относить все жидкости, которые при низких температурах не замерзают. В переводе с английского языка этот термин и обозначает «незамерзающая жидкость».

В автомобилях антифриз принято использовать в системе охлаждения для бесперебойной работы двигателей внутреннего сгорания, для избегания его перегрева и последующего закипания.

С химической стороны антифриз представляет собой смесь этиленгликоля с дистиллированной водой. Также в некоторые антифризные составы может быть добавлен глицерин, спирт (одноатомный) и по усмотрению производителя некоторые другие присадки. Как правило, в качестве присадок выступают антивспенивающие, моющие, противокоррозийные и стабилизирующие составы.

Стоит отметить, что в производстве антифриз может различаться не только по долевому составу некоторых компонентов, но и по цвету. На прилавках автомагазинов можно увидеть зеленую, синюю, желтую и красную незамерзающую жидкость. На химические и эксплуатационные свойства цвет не имеет никакого существенного влияния.

Такое «цветовое разнообразие» введено в производство лишь для удобства потенциальных клиентов.

Основные характерные показатели антифриза

Точка кипения и точка замерзания являются основополагающими характеристиками эксплуатационных свойств любого антифриза.

Эти температурные критерии зависят, прежде всего, от химического состава жидкости, а именно от пропорционального соотношения входящих в него этиленгликоля и дистиллированной воды.

Если незамерзающая жидкость на 60% состоит из этиленгликоля, а оставшиеся 40% занимает вода, то такой антифриз замерзнет лишь при температурном показателе воздуха в -450С.

Если учитывать, что коэффициент замерзания антифриза гораздо меньше, чем тот же показатель у воды, то соотношение 40% к 60% является оптимальным решением. Потому как в этом случае коэффициент расширения будет равен 1,5%.

Именно такое пропорциональное соотношение химического состава незамерзающей жидкости обеспечивает бесперебойную работу двигателя автомобиля, предостерегая его от перегрева и закипания.

Виды незамерзающей жидкости (антифриза)

В химической автомобильной промышленности изначально было принято обозначать антифриз буквой G (G-11, G-12, G12+, G-12++ и G-13). Такая спецификация введена специалистами компании Volkswagen Audi Group и признана во всем мире.

Исходя из химического состава антифриза, можно выделить несколько основополагающих типов:

  • жидкости на основе органики;
  • неорганические жидкости;
  • тосол.

Антифриз на органической основе Такие охлаждающие жидкости называют еще карбоксилатными. В их состав входят ингибиторы, представляющие собой антикоррозийные добавки. Их производят на основе карбоновых (органических) кислот. Такие жидкости в процессе работы не образуют защитную пленку на металлических деталях системы, но при этом имеют высокие антикоррозийные показатели.

Благодаря таким эксплуатационным характеристикам антифризы с обозначением G-12 и G-12+ имеют достаточный срок службы.

Но есть и свои противопоказания. Такие охлаждающие жидкости следует с осторожность использовать в системе охлаждения двигателей, в которой присутствуют металлические детали или детали из сплавов (медь, латунь и др.).

Неорганические антифризы

Гибридные (неорганические) охлаждающие жидкости в своем составе кроме органических ингибиторов имеют еще и неорганические, такие как нитриты, фосфаты или силикаты. Антифризы такого состава имеют обозначение G-11 и рекомендованы для использования в любых двигателях.

Антифриз

Это объясняется тем, что данный тип антифриза в процессе своей работы образует защитную антикоррозионную пленку.

Одной стороны это хорошо для защиты металлических деталей. Но с другой стороны, по прошествии определенного количества времени толщина этой пленки заметно увеличивается, что сказывается на работе всей системы. Поэтому срок эксплуатации такой антифриз имеет меньший, чем у органических составов.

Тосол

Тосол также является незамерзающей жидкостью, просто его производство началось еще в СССР и не потеряло своей актуальности и в наши дни. Выпускается, как правило, в синем цвете, а в составе имеет силикаты, фосфаты, нитраты, нитриты, бораты и другую органику. Она то и предназначается для предохранения металлических составляющих системы от коррозии.

Российский тосол

Точка кипения тосола составляет чуть больше 1000С, а потому имеет непродолжительный срок эксплуатации. Еще одной неблагоприятной характеристикой является и тот факт, что при работе системы охлаждения с тосолом в ней образуется достаточный силикатный слой. Он в свою очередь негативно сказывается на показателях теплообмена и эффективности работы двигателя.

Критерии правильного выбора

Большой ассортимент выпускаемых типов охлаждающей жидкости многих автолюбителей ставит в тупик. Да и запутаться нетрудно. Ведь каждый производитель старается, как можно краше расписать все эксплуатационные свойства именно своего антифриза.

Но есть одно самое главное правило, которое не позволит совершить ошибку. Достаточно просто следовать рекомендациям производителя своего автомобиля. Всю необходимую информацию можно будет найти в руководстве пользователя. Если же на прилавках магазинов вашего города нет такого антифриза, то рекомендуется покупать аналог, максимально схожий по эксплуатационным характеристикам.

Но в любом случае, следует соблюдать предельную внимательность при покупке. Сегодня очень часто недобросовестные производители меняют состав охлаждающей жидкости, вместо основного элемента (этиленгликоля) вводят метанол, чтобы снизить затраты на изготовление. Но разрушительное действие метанола на металл довольно быстро может сказаться на работе всей системы.

Как и когда менять антифриз

Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль служил долго и бесперебойно, следует внимательно относиться к соблюдению сроков замены охлаждающей жидкости в системе.

Практически все производители рекомендуют осуществлять замену антифриза, после того как будет пройден рубеж в 40 000 км. Последние марки антифризов, такие как G-12 и G-13, способны обеспечивать комфортную работу двигателя и до 100 000 км пробега. Однако многие опытные автовладельцы советуют делать это чаще, например, ежегодно, в независимости показателей одометра.

Если необходимо долить охлаждающую жидкость, то предварительно следует уточнить ее цвет и только после этого произвести доливку. Смешивать разно цветовые антифризы крайне не рекомендуется!

Если же определить цвет не представляется возможным, то необходимо полностью слить антифриз, а потом уже произвести заливку новой, выбранной охлаждающей жидкости.

Похожее

comments powered by HyperComments

autofeel.ru


Смотрите также