Блог про Уаз. Контроль уровня тосола схема


Аварийный сигнализатор уровня охлаждающей жидкости - Приборы - Автомобиль

Так называемые бортовые системы контроля (БСК) до сих пор, к сожалению, не получили широкого распространения даже на иномарках, не говоря уж об автомобилях России и других стран СНГ. Одним из наиболее ответственных параметров, слежение за которым обычно поручают БСК, является температура жидкости в системе охлаждения двигателя автомашины. Ведь не секрет, что внезапное нарушение герметичности системы охлаждения неизбежно приводит, по меньшей мере, к частичному вытеканию тосола. В результате этого температура охлаждающей жидкости резко возрастает, а степень охлаждения цилиндропоршневой группы столь же резко ухудшается. Все это способно, в конечном итоге, привести к недопустимому перегреву деталей двигателя и даже к серьезным поломкам вследствие заклинивания. Однако следить непосредственно за температурой тосола не очень-то удобно. Дело в том, что "температурная" электроника требует, во-первых, преобразования плавно меняющегося аналогового сигнала - информации о температуре - в скачкообразный (дискретный) пороговый сигнал. Во-вторых, порог срабатывания сигнализатора по температуре приходится кропотливо подбирать, причем непосредственно на автомобиле, по многу раз меняя температуру тосола за счет пуска двигателя и последующего его естественного охлаждения {а оно, как известно, идет, крайне медленно, в особенности в жаркую летнюю пору). Кроме того, нет никакой гарантии, что уже во время экспериментов по перегреву двигателя вы не выведете его из строя! Наконец, одна из наиболее вероятных первопричин резкого перегрева двигателя обычно лежит в полном или частичном сливе тосола. (Вторая причина обычно кроется в отказе электровентилятора или температурного датчика ТМ108.) И потому слежение за аварийным повышением температуры в системе охлаждения целесообразно заменить контролем аварийного падения уровня охлаждающей жидкости. А вот следить за этим уровнем удается не только значительно проще, но и, главное, существенно оперативнее. Ранее было описана любительская конструкция оптического сигнализатора уровня охлаждающей жидкости. Этот сигнализатор содержит два светодиода, один из которых загорается, если уровень слишком низок, другой - если уровень чересчур высок. Также известна самоделка, в которой уровни индицируются по принципу светофора: красный (уровень мал), желтый (уровень велик), зеленый (уровень в норме). Однако для аварийного падения уровня достаточно использовать лишь один красный светодиод. Более того, во время интенсивного городского движения водителю, как правило, не хватает времени следить даже за основными контрольными приборами и сигнализаторами, не говоря уж о какой-то слабенькой "лампочке". Вот почему вместо оптического сигнализатора имеет смысл использовать звуковой. Схема на рисунке.

Она состоит из простейшего сигнализатора, содержит всего одну цифровую микросхему (DD1). Так, на ее логических элементах DD1.1, DD1.2, конденсаторе С2 и резисторе R3 собран генератор прямоугольных импульсов инфразвуковой частоты (около 2 Гц, что соответствует периоду повторения импульсов 0,5 с). А вот на элементах DD1.3, DD1.4, резисторах R4, R5 и пьезоэлектрическом излучателе НА1 построен автогенератор звуковой частоты (порядка 2000 Гц - писк "средней" тональности). Контакты В1 и В2 датчика уровня помещены в расширительный бачок (около заливочной горловины), причем контакт В2 расположен снизу бачка, а В1 — сверху (на уровне тосола, который считается нормальным). Сопротивления резисторов R1 и R2 выбраны так, что при нормальном уровне (и чуть выше него) инфразвуковой генератор заторможен в состоянии, при котором на выходе элемента DD1.1 присутствует высокий уровень, а на выходе DD1.2 — низкий. Вследствие этого заторможен и автогенератор (на выходе DD1.3 высокий уровень, а DD1.4 -низкий), поэтому излучатель НА1 не звучит. Когда же уровень снижается ниже нормального и контакт В1 обнажается, примерно спустя 1 с конденсатор С1 заряжается (через резистор R1), начинает работать не только инфразвуковой генератор, но и звуковой автогенератор. Частота последнего определяется собственной частотой механического резонанса излучателя ЗП-1 (чуть выше 2000 Гц). Однако, благодаря действию инфразвукового генератора, этот автогенератор звучит не постоянно, а прерывисто: 0,25 с - звук, 0,25 с - пауза. Задержка (на 1 с) срабатывания обоих генераторов устраняет ложные "попискивания", происходящие (без конденсатора С1) из-за колебания уровня тосола при разгонах и торможениях автомобиля, на крутых виражах, а также при движении по неровной дороге. Чтобы предотвратить возможный электрический пробой верхнего (по схеме) входа элемента DD1.1 импульсным напряжением (при неудачном способе прокладки провода к контакту R1 датчика уровня), наводимым от системы зажигания, конденсатор С1 рекомендуется зашунтировать керамическим или металлобумажным конденсатором емкостью не менее 0,1 мкФ. Питается устройство от бортовой сети 12 В через простейший параметрический стабилизатор, содержащий токоограничительный резистор R6, стабилитрон VD1, а также сглаживающий фильтр СЗС4, причем конденсатор С3 гасит высокочастотные пульсации в цепи питания микросхемы DD1, а С4 - низкочастотные. Контакты В1 и В2 датчика уровня охлаждающей жидкости изготавливают из коррозионно-стойкого материала (например, нержавеющая сталь 08Х18Н10Т, нихром, хромаль, хромель, титан марки ВТ1 -0, ВТ1-00, ВТ1-1 и т.п.). Так как через контакты В1 и В2 протекает постоянный ток, но ток этот крайне мал (не более 40 мкА), электрохимическую коррозию можно не принимать во внимание. С другой стороны, потребляемый устройством в дежурном режиме ток (при напряжении в бортовой сети 12 В) не превышает 3 мА и расходуется, главным образом, на питание стабилизатора. Если же применить автономное питание (исключив резистор R8 и стабилитрон VD1) от 9-вольтовой батареи "Крона", "Корунд" или "Ореол", потребляемый ток составит примерно 35 мкА, что соизмеримо с током саморазрядки такой батарейки. Налаживание сигнализатора состоит в подборе сопротивления резистора R2. Его подбирают таким, чтобы нужный уровень тосола регистрировался четко, в то же время остатки охлаждающей жидкости на контакте В1 после понижения уровня не блокировали срабатывания сигнализатора. Если необходимо, подбирают оптимальное сопротивление резистора R4 по максимальной громкости звучания излучателя НА1. Скорость прерываний звукового сигнала легко повысить (понизить), уменьшая (увеличивая) сопротивление резистора R3 либо конденсатора С2. Микросхему К561ЛА7 (DDl-4 можно заменить на КМ1561ЛА7, К176ЛА7 или 564ЛА7. Оксидные конденсаторы (С1, С4} обязательно должны быть холодностойкими - серий ЭТО, К52, К53, остальные (С2, C4 - любые керамические или металлобумажные. Все резисторы (R1-R6) типа МЛТ-0,125, ОМЛТ-0,125 или ВС-0,125. Стабилитрон КС510А (VD1) можно заменить любым средней мощности с напряжением стабилизации от 7,5 до 10 В.

Радиоаматор №8 1999г стр. 37

cxema.my1.ru

Как можно проконтролировать уровень и состояние охлаждающей жидкости в автомобиле ВАЗAutoRemka

Работоспособность автомобиля ВАЗ зависит от того, насколько хорошо автовладелец будет за ним ухаживать. Все прекрасно знают, что транспортное средство должно регулярно проверяться на станции технического обслуживания. Однако, между заездами в автомастерскую, требуется хоть иногда заглядывать под капот своего «железного друга» и контролировать уровень охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке.

В качестве ОЖ, призванной обеспечивать нормальную работу мотора, советуют использовать тосол или антифриз. Эта жидкость циркулирует по трубкам и шлангам, забирая лишнюю температуру у мотора, тем самым поддерживая его в рабочем состоянии.

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Предлагаемая на автомобильном рынке охлаждающая жидкость разделяется на три вида по цвету. Какой-то принципиальной разницы между ними нет, все они работают по одинаковому принципу. Однако производитель автотранспортных средств почему-то предписывают использовать охлаждающую жидкость определенного цвета. Советуем все же придерживаться рекомендаций производителя, иначе вы можете потерять гарантию.

Охлаждающую жидкость можно эксплуатировать в течение трех лет. Однако при такой длительной эксплуатации советуем регулярно проверять ее плотность. Выполняется эта операция с помощью специального устройства, который показывает, какую минимальную температуру сможет выдержать тосол. Основная масса охлаждающих жидкостей рассчитана на работу при температуре не ниже -30С. Однако реальные наблюдения говорят о том, что уже через год эксплуатации антифриза, он не выдержит опускания температурного столбика до -30С.

Под регулярным осмотром автомобиля подразумевается проверка уровня охлаждающей жидкости. Количество тосола (антифриза) в отличие от моторного масла, уровень которого можно проверить только с помощью специального щупа, можно определить визуально. Благо, что эта жидкость находится в расширительном бачке, который вынесен в подкапотное пространство. На самом бачке есть пометки с минимально допустимым и максимальным уровнем жидкости. Нормой считается, если уровень залитой жидкости будет посередине.

Замер уровня антифриза

Проверяется уровень тосола только на заглушенном холодном двигателе. Лучше всего это делать непосредственно перед поездкой. В случае выявления низкого уровня охлаждающей жидкости нужно постараться определить место ее утечки. Если же по каким-либо причинам этого сделать нельзя, то обязательно требуется долить жидкость до максимального уровня. В поездке периодически останавливайтесь и проверяйте уровень жидкости в бачке. Если антифриз будет быстро уходить, постарайтесь сразу же отправиться в автосервис.

Доливка тосола (антифриза) производится только на холодном двигателе. Для этого нужно открутить крышку расширительного бачка, вставить в отверстие соответствующую воронку и долить жидкость до требуемого уровня. Далее проведите контрольный запуск мотора, дождитесь пока он не прогреется до рабочей температуры и посмотрите, не упал ли уровень тосола. Если уровень жидкости остался в пределах нормы, можете начинать движение.

Помните, что охлаждающая жидкость ядовита. Не допускайте ее попадание на кожные покровы, а также берегите глаза и язык. Ни в коем случае не сливайте ОЖ на землю. Используйте для слива отработанной жидкости специальную тару.

Видео: «Как определить уровень охлаждающей жидкости»

autoremka.ru

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807, проверка

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 электромагнитный, логометрического типа. Предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Оснащен сигнализатором перегрева. На автомобилях УАЗ входит в состав щитка приборов 14.3805 или КП116-3805010. Работает совместно с датчиком температуры ТМ100. 

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807, характеристики.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными катушками и подвижным постоянным магнитом связанным со стрелкой. Кроме автомобилей семейства УАЗ-31512, фургонов УАЗ-3741 и УАЗ-3909, санитарных УАЗ-3962, автобусов УАЗ-2206, грузовых УАЗ-3303 и УАЗ-39091, указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 применяется на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, ЛУАЗ, и автобусах ПАЗ, ЕРАЗ, КАВЗ.

Основные характеристики указателя 14.3807 :

— Диапазон показаний, градусов Цельсия : 40-120— Цена деления, градусов Цельсия : 20— Тип измерительного механизма : магнитоэлектрический— Номинальное напряжение, В : 12— Посадочный диаметр кожуха, мм : 60— Посадочный диаметр для ламподержателя подсветки и сигнализатора, мм : 11,5— Конструкция электрического соединения : штекер 6,35 мм— Масса, кг : 0,18

Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100, характеристики.

Указателя 14.3807 получает показания от датчика температуры ТМ100, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Рабочим элементом датчика является термистор помещенный в металлический корпус.

Основные характеристики датчика температуры ТМ100 :

— Пределы измерения температуры, градусов : 40-120— Номинальное напряжение, В : 12, 24— Ток нагрузки, А : 0,1— Присоединение : винт М3— Размер под ключ : S19— Резьба : K3/8— Вес, г : 45

Схема подключения указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Контрольная лампа предельной температуры охлаждающей жидкости в радиаторе и датчики температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Контрольная лампа расположена на панели приборов УАЗ и работает совместно с датчиком температуры ТМ104 или ТМ111-09, который расположен в верхней части радиатора. Биметаллическая пластина внутри датчика замыкает контакты и контрольная лампа загорается при температуре охлаждающей жидкости в радиаторе в пределах 91-98 градусов.

Во время эксплуатации автомобиля не допускается значительное понижение уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и как следствие обнажение трубок в верхнем бачке радиатора, так как от перегрева датчик температуры может выйти из строя.

Перестановка местами датчика ТМ100 указателя температуры охлаждающей жидкости и датчика ТМ104 или ТМ111-09 контрольной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости не допускается, так как указатель и лампа в таком случае работать не будут.

Схема подключения и работы аварийного датчика температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ104 в автомобилях семейства УАЗ-31512.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ111-09 в автомобилях семейства УАЗ-3741.

Проверка исправности указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 проверяется путем сравнения его показаний с показаниями термометра. Для этого надо вывернуть датчик температуры ТМ100, при необходимости удлинить его провод, соедините датчик отдельным проводом с массой автомобиля и поместите вместе с термометром в середину сосуда с водой нагретой до кипения. Клемму датчика погружать в воду не следует.

Затем остается сравнивать показания указателя температуры 14.3807 и термометра. Температура воды до требуемой величины доводится путем долива в сосуд холодной воды. При температуре воды в 100 и 80 градусов погрешность показаний указателя не должна превышать +-5 градусов, а при температуре воды в 40 градусов погрешность не должна превышать +4 или -12 градусов.

Если показания указателя превышают указанные пределы, то сначала надо попробовать заменить датчик ТМ100, а если это не даст положительных результатов, то заменить указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807.

Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика указателя и соединить его наконечник с массой. Если стрелка отклонится, то следовательно неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, снять щиток приборов и при включенном зажигании соедините с массой клемму «Д» указателя. Отклонение стрелки в этом случае укажет на его исправность и на повреждение провода, соединяющего датчик с указателем. Если стрелка не отклоняется, то неисправен сам указатель.

Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться в начало шкалы. Если стрелка остается в конце шкалы, то провод имеет замыкание на массу или неисправен указатель. Его исправность можно проверить, отсоединив провод от клеммы «Д». При включенном зажигании стрелка должна находиться в начале шкалы.

Проверка указателя температуры 14.3807 при помощи контрольного реостата.

Для проверки указателя 14.3807 таким способом, его надо подсоединить к контрольному реостату. При сопротивлении контрольного реостата в 400-530 Ом стрелка должна находиться около отметки 40 градусов. При сопротивлении 80-95 Ом — около отметки 80 градусов. При сопротивлении 51-63 Ом — около отметки 120 градусов.

Диагностика исправности датчика температуры ТМ100 по его сопротивлению.

При температуре 40 градусов сопротивление на датчике должно быть в пределах 400-530 Ом, при температуре 80 градусов — в пределах 130-157 Ом, при температуре 100 градусов — в пределах 80-95 Ом, а при температуре 120 градусов — в пределах 51-63 Ом.

Ремонт указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчики ТМ100, ТМ104 и ТМ111-09 ремонту не подлежат. Поэтому в случае их неисправности следует проверить только электрические соединения и исправность проводки, и если они в порядке, то заменить указатель или датчики на новые. Рекомендуется сначала попробовать заменить датчики, так как они обычно чаще выходят из строя.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Тюнинг "классики". Индикатор уровня охлаждающей жидкости. *Seriykunak.narod.ru* Сайт Сергея К.

     Скверное дело запороть двигатель. Неважно, каким способом - например, не заметив, что ушла жидкость из системы охлаждения. Потому-то на современных автомобилях контролируют не только температуру антифриза, но и его уровень. А как быть миллионам владельцев «жигулей» и им подобных? Опишем один из вариантов усовершенствования системы охлаждения, опробованный на ВАЗ-2104. Здесь о существенной потере «Тосола» сразу сообщает лампочка на приборной панели. Переделки несложны. Мы купили расширительный бачок от ВАЗ-2110 с датчиком уровня жидкости. Осталось найти для него место под капотом (подошло прежнее, только немного доработали ремень крепления) и соединить шлангами с радиатором двигателя.

     «Десяточный» расширительный бачок на «четверке». В отличие от штатного «жигулевского» расширительного бачка, тот что от «десятки» снабжен тремя штуцерами: большой - снизу, а два поменьше - сверху. Один из них заглушили, другие задействовали. Верхний пароотводящий шланг (черный, связывающий расширительный бачок с заливной горловиной радиатора) - от «Оки». На фото вы видите доработанную (без клапанов) пробку горловины - в новой схеме эти клапаны не нужны, те же функции выполняет пробка расширительного бачка с клапанами.

Можно заливать «Тосол»..

     Нижний, большой штуцер расширительного бачка соединили с нижним штуцером бачка радиатора, воспользовавшись штатным пластиковым («рыжим») шлангом автомобиля. Все ясно? Но есть и некоторые проблемы. У нашего радиатора пластмассовые бачки, а сечения штуцеров не соответствуют расширительному бачку от ВАЗ-2110. Так, «рыжий» шланг хорошо стыкуется с нижним штуцером расширительного бачка, но не соответствует штуцеру внизу бачка радиатора. А черный от «Оки» маловат по сечению для верхнего штуцера радиатора.

Переходник в нижней части бачка радиатора.

     Чтобы решить эти противоречивые задачи, пришлось поискать в автомагазинах переходные металлические штуцеры. В конце концов удалось их купить. Частично видимый на фото заливной горловины переходник - в прошлом «волговский» штуцер прокачки тормозов, избавленный от конусной части. Кроме того, напильником ему укоротили грани, чтобы пароотводящий шланг сел плотнее. Слив из радиатора жидкость, в пластмассовом штуцере-«отро-стке» нарезали метчиком резьбу М10х1 - вот это, учтите, требует исключительной осторожности! Ведь если пластик треснет, то заварить его сумеют немногие, и тогда утечка «Тосола» здесь неизбежна. Сказанное касается и нижнего штуцера радиатора, где более удобной оказалась другая конструкция: в пластмассовый «отросток», нарезав резьбу М12, завернули прямой переходник (от бензонасоса «Волги»), а затем в него - «угловой», того же происхождения. Последний тоже доработали, аккуратно спилив большую часть резьбы и оставив небольшой лоясок, своего рода «хамп», не дающий пластиковому «рыжему») шлангу с затянутым хомутом соскочить.

Доработанная и стандартная пробки радиатора.

     Все резьбовые соединения собраны на герметике. Имейте в виду: монтаж пластикового шланга, довольно жесткого, требует осторожности. В некоторых случаях придется его нагреть, а то ведь недолго и детали радиатора сломать! Собрав систему, залили «Тосол», проверили герметичность - все в порядке. Осталось определить место для лампочки-сигнализатора. На приборном щитке есть незадействованный индикатор пристегнутых ремней безопасности - воспользуемся им. Сняли комбинацию приборов и нашли, что к нужной лампочке подходят два провода - от разъема самого -тока. А в разъеме пучка доводов автомобиля - соответствующие две «пустышки». Дополнили разъем двумя проводами, и один соединили с цепью зажигания (провод питания вольтметра) , а другой вывели к датчику уровня «Тосола» (через уплотнитель корректора фар). Второй провод датчика соединили с «массой».

     Полученная схема простейшая. Стоит помнить, что характер поведения нашего «индикатора» такой же, как у лампочки остатка топлива в бензобаке: на неровностях дороги или при резком ускорении автомобиля они могут мигать. Чтобы свести этот эффект на нет, добавили в бачок немного «Тосола». От отдела эксплуатации. Посадка металлических переходников на резьбе в пластмассовые штуцеры радиатора в условиях многократного изменения температуры может оказаться недостаточно надежной, со временем не исключено появление трещин. Поэтому автор будет держать под контролем состояние штуцеров на этом автомобиле, а окончательный вердикт мы вынесем позднее.

Геннадий Непряжин - "ЗА РУЛЕМ" - 03/2004

 

seriykunak.narod.ru


Смотрите также