Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт. Мтз 80 объем тосола


Технические характеристики трактора МТЗ-80

ПоказателиЗначения показателей  МТЗ-80МТЗ-82 Основные данные Габаритные размеры, мм:     длина (по концам продольных тяг) 3815 3930 ширина (по выступающим концам полуосей задних колес) 1970 высота:   по облицовке 1615 1665 по кабине 2470 Продольная база, мм 2370 2450 Колея, мм:     по передним колесам 1200... 1800 1300... 1800 по задним колесам 1350...2100 Дорожный просвет, мм: под рукавами полуосей заднего моста 650 под передней осью 650 - под рукавами полуосей переднего моста - 650 под задним мостом 470 под корпусом переднего моста - 590 Радиус поворота посредине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм с подтормаживанием внутреннего заднего колеса, м 4,1 4,3 Конструктивная масса (с кабиной, но без дополнительного оборудования и балластных грузов), кг 3160 3270 Двигатель Тип Дизель четырехтактный, водяного охлаждения Модель Д-240 (с электростартерным пуском)   Д-240Л (с пусковым двигателем) Мощность, кВт (л.с.) 59(80) Частота вращения, об/мин 2200 Число цилиндров 4 Диаметр цилиндра, мм 110 Ход поршня, мм 125 Степень сжатия 16 Рабочий объем цилиндров, л 4,75 Порядок работы цилиндров 1-3-4-2 Расход топлива трактора МТЗ-80, г/кВт · ч (г/э.л.с. · ч) 238(185) Топливный насос Четырехплунжерный, с подкачивающим насосом . Масса незаправленного дизеля, кг: Д-240 430 Д-240Л 490 Трансмиссия Сцепление Фрикционное, однодисковое, сухое, постоянно замкнутое Коробка передач трактора МТЗ-80 Механическая, с девятью передачами вперед и двумя назад, понижающим редуктором (передаточное число 1,36), удваивающим число передач Скорость трактора при радиусе качения задних колес 750 мм (без понижающего редуктора/с понижающим редуктором), км/ч: первая передача 2,57/1,94 вторая 4,38/3,35 третья 7,44/5,63 четвертая 9,15/6.92 пятая 10,83/8,19 шестая 12,67/9,59 седьмая 15,57/11,78 восьмая 18,45/13,95 девятая 34,31/25,95 Задний ход I 5,4/4,09 Задний ход II 9,22/6,97 Главная передача заднего моста Коническая, со спиральными зубьями, передаточное число 3,42 (41 : 12) Дифференциал заднего моста Конический, с четырьмя сателлитами и блокировкой фрикционной муфтой, управляемой гидроусилителем руля, а также принудительно Конечные передачи заднего моста Пара цилиндрических шестерен, передаточное число 5,308 (69 : 13) Тормоза Дисковые, сухие,уста-новлены на ведущих шестернях конечных передач Передний ведущий мост МТЗ-82 Привод От вторичного вала коробки передач и раздаточной коробки при помощи двух карданных валов через промежуточную опору с предохранительной фрикционной муфтой Главная передача Коническая, со спиральным зубом, передаточное число 2,18 (24: 11) Дифференциал Конический, самоблокирующийся, с четырьмя сателлитами на плавающих осях и фрикционными муфтами Конечные передачи Колесные редукторы, с двумя парами конических шестерен, выполняющими роль шарниров равных угловых скоростей, с передаточным числом 6,14 Карданная передача Двухвальная, четырехшарнирная, открытого типа, с промежуточной опорой Раздаточная коробка Редуктор с цилиндрическими шестернями, муфтой свободного хода и механизмом блокировки и отключения муфты Остов, ходовая часть Остов Полурамный Подвеска остова Подрессоренная спереди (независимая, на витых цилиндрических пружинах) Тип ходовой части Задние колеса ведущие, передние направляющие Задние и передние колеса ведущие, направляющие колеса - передние Колеса С пневматическими шинами низкого давления Размеры основных шин: передних колес 7.5-20 11.2-20 задних колес 15,5-38 Рулевое управление Рулевой механизм Червяк и косозубый сектор, передаточное число 17,5 Гидроусилитель рулевого управления Раздельно-агрегатный, поршневого типа, объединен с рулевым механизмом Насос гидроусилителя рулевого управления Шестеренный Подача насоса, л /мин 21 Давление, ограничиваемое предохранительным клапаном, МПа (кгс/см²) 9(90) Рулевая трапеция Сошка рулевого механизма соединена с   поворотными рычагами двумя тягами с четырьмя сферическими шарнирами Гидравлическая система для работы с навесными машинами Тип Универсальная, раздельно-агрегатная, с гидравлическим увеличителем сцепного веса и силовым (позиционным) регулятором Число раздельно управляемых цилиндров 3 Тип насоса Шестеренный Подача насоса, л/мин 45 Давление в системе, ограничиваемое предохранительным клапаном, МПа (кгс/см²) 16(160) Тип цилиндров Двустороннего действия, с гидромеханическим регулированием хода поршня Диаметр цилиндров, мм:   основного 100 выносного 75 Ход поршня, мм 200 Механизм для навешивания сельскохозяйственных орудий Шарнирный четырех-звенник трехточечного соединения Грузоподъемность гидравлической системы, кН (кгс) 9(900) - на выле ге 1900 мм от оси задних колес Электрооборудование Система Однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой» Номинальное напряжение, В 12 Генератор Переменного тока, со встроенным выпрямителем, номинальная выпрямленная мощность 400 В г Реле-регулятор Контактно-транзисторный. состоящий из регулятора и реле защиты Аккумуляторная батарея:   трактора с электростартерным запуском Напряжение 6 В, емкость 215 А · ч (две по-следовательно соединенные батареи) трактора с пусковым двигателем Напряжение 12 В, емкость 50 Л ч Стартер: дизеля Д-240 (с электрозапуском) Мощностью 3,4 кВт (4,8 л.с.) с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода пускового двигателя (запускающего дизель Д-240Л) Мощностью 0,55 кВт (0,75 л.с.) с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода. Основные заправочные емкости (вместимость, л) Топливные баки дизеля 120 (общая вместимость двух баков) Топливный бак пускового двигателя 1.9 Система охлаждения дизеля: Д-240 20 Д-240Л 22 Смазочная система дизеля 15 Корпус трансмиссии (коробки передач, задний мост) 40 Корпус переднего ведущего моста - 1,7 Корпус колесного редуктора переднего моста - 1,7 (каждый) Корпус верхней конической пары колесного редуктора переднего моста - 0,3 (каждый) Промежуточная опора карданной передачи переднего моста - 0,2 Раздельно-агрегатная гидравлическая система 2,5 Корпус гидроусилителя рулевого управления 6 Картер топливного насоса 0,2 Корпус редуктора пускового двигателя 0,4 1

tractor-center.ru

Радиатор системы охлаждения и термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82

Радиатор системы охлаждения и термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82

 70У-1301010 Радиатор в сборе

 70-1301009 Узлы системы охлаждения

1 - 70У-1301257 Пластина левая

2 - 70У-1301255 Накладка угловая

3 - 70У-1301256 Накладка

4 - 70У-1301169 Прокладка

5 - Шайба 8Н ГОСТ 6402-70

6 - Гайка М8.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70

7 - 70У-1301055-А7 Бак

8 - 50-1301158 Трубка

9 - А21.01.270 Крышка тип 1

10 - 70У-1301126 Стойка

11 - ХС-46-П29 Хомут

12 - 70-1303001 Шланг

13 - Болт М8-6gх16.88.35.019 ГОСТ 7795-70

14 - 80-1302013 Втулка

15 - 70У-1301254 Пластина правая

16 - Шплинт 3,2х18.016 ГОСТ 397-66

17 - Шайба 8 ГОСТ 11371-80

18 - 80-1302021 Растяжка

19 - 80-1302011 Кронштейн

20 - 80-1302022 Растяжка

21 - 80-1302012 Кронштейн

22 - 70-1309080 Кожух

23 - Шайба 8 ГОСТ 11371-78

24 - 48-1104016 Хомутик

25 - Краник Кр2

26 - 70У-1301180 Опора

27 - Болт М8-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70

28 - Шплинт 3,2х20.019 ГОСТ 397-66

29 - Гайка М12.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70

30 - Шайба 12Т. ГОСТ 6402-70

31 - Шайба 12 ГОСТ 11371-78

32 - 70У-1302018 Амортизатор

33 - 70У-1302015 Втулка

34 - 70У-1302016 Планка

35 - 50-1303062-Б2 Шланг

36 - 70У-1301190 Опора

37 - 70У-1301075 Бак

38 - 70-1301233 Уплотнитель

39 - 70У-1301020 Сердцевина

70У-1301010, 70-1301009, 70У-1301257, 70У-1301255, 70У-1301256, 70У-1301169, 70У-1301055-А7, 50-1301158, А21.01.270, 70У-1301126, ХС-46-П29, 70-1303001, 80-1302013, 70У-1301254, 80-1302021, 80-1302011, 80-1302022, 80-1302012, 70-1309080, 70У-1301180, 70У-1302018, 70У-1302015, 70У-1302016, 50-1303062-Б2, 70У-1301190, 70У-1301075, 70-1301233, 70У-1301020

Термостат двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80/82

1 - 50-1306025-02 Корпус

2 - Кольцо 037-041-25-2-1

3 - ТС-109-1306100 Термостат

4 - 50-1306026 Прокладка

5 - 50-1306028-Б2 Шланг

6 - ХС-26-019 Хомутик

7 - Шайба 8 ГОСТ 6402-70

8 - Болт М8-6gх50.88.35.019 ГОСТ 7795-70

50-1306025-02, 037-041-25-2-1, ТС-109-1306100, 50-1306026, 50-1306028-Б2, ХС-26-019

Радиатор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Вода, проходя через радиатор, отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных пластин.

Трубки и пластины сердцевины изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним (основным) более толстым пластинам и несколько выступают над их поверхностью. Улучшению условий теплоотдачи способствует ступенчатое (коридорное) расположение трубок по глубине радиатора.

К крайним пластинам радиатора Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 на болтах прикреплены верхний и нижний латунные бачки. Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. По обеим сторонам сердцевины проходят стойки, соединяющие бачки радиатора.

К задней стенке верхнего бачка присоединен водоподводящий патрубок. На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрытая пробкой с паровоздушным клапаном. К задней стенке нижнего бачка присоединены водоотводящий патрубок и сливной краник.

Крепление радиатора на тракторе МТЗ-80/82 эластичное: к переднему брусу при помощи опоры с резиновыми амортизаторами, а в верхней части - растяжками к головке блока цилиндров.

Термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 автоматически поддерживает температуру воды в заданных пределах и ускоряет прогрев дизеля после пуска. Он состоит из корпуса, датчика термостата с твердым наполнителем, верхнего основного и нижнего вспомогательного клапанов.

Корпус термостата Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 отштампован из латуни. В боковой его поверхности сделано два окна. Верхний торец корпуса служит седлом для основного клапана, а отбортовка нижнего - для закрепления корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика прикреплены основной клапан и рычаг вспомогательного клапана.

Термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 помещен в корпус и установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров. Термостат с твердым наполнителем имеет меньшую чувствительность к изменению давления в системе и большие перестановочные усилия в сравнении с сильфонным.

Когда температура охлаждающей жидкости меньше 70°С, основной клапан закрыт, и жидкость через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блока. Следовательно, жидкость не проходит через радиатор и поэтому быстро нагревается.

Когда же температура охлаждающей жидкости больше 70°С, увеличивается объем смеси церезина с алюминиевой пудрой, выдвигается поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается проход охлаждающей жидкости в радиатор. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

specsts.ru

Система охлаждения дизеля Д-240 и ее компоненты

___________________________________________________________________________

Система охлаждения дизеля Д-240 и ее компоненты

В двигателе Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 реализована система жидкостного охлаждения, закрытая (сообщается с окружающей средой лишь кратковременно, через клапан). Система охлаждения с пусковыми бензиновыми двигателями, общая (объединенная). Действует она следующим образом.

Рис. 1. Система охлаждения дизеля Д-240

1 - амортизатор; 2 - патрубок; 3 - нижний бак; 4 - спускной кран: 5 - шторка; 6 - ремень; 7 - радиатор системы смазки; 8 - насос системы охлаждения; 9 - шланг термостата; 10 вентилятор; 11 - кожух; 12 - сердцевина радиатора; 13 -стойка радиатора: 14 – верхний бак; 15 - датчик термостата; 16 - пробка радиатора; 17 - указатель термометра; 18 - пароотводящая трубка; 19 - шланг подводящий; 20 - термостат; 21 - труба; 22 и 24 - патрубки; 23 - рубашка охлаждения пускового двигателя; А - канал для подвода жидкости в рубашку охлаждения блока цилиндров; Б - каналы для подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров;

Насос водяной (помпа) двигателя Д-240 (8 на рис. 1) забирает охлажденную жидкость из нижнего 3 бака радиатора и нагнетает ее в рубашку охлаждения дизеля (при наличии - и пускового двигателя), вытесняя из нее в верхний бак радиатора нагретую.

Перетекая по трубкам сердцевина 12 радиатора с верхнего 14 бака в нижний 3 жидкость охлаждается воздухом, который засасывается вентилятором 10. Температуру жидкости в системе контролирует с помощью термометра 17. Оптимальная рабочая температура 80...97°С. Для ручного регулирования теплового состояния дизеля предусмотрена шторка 5.

В холодном двигателе трактора МТЗ-80, МТЗ-82 термостат 20 перепускает охлажденную жидкость к водяному насосу, исключает этим ненужное ее охлаждение в радиаторе. Заливная горловина радиатора герметически закрыта крышкой 16 с паровым и воздушным клапанами. Помпа конструктивно объединена с вентилятором.

Водяной насос (помпа) дизельного двс Д-240

Выделение обильного количества пара, течь воды или масла из дренажного отверстия, повышенный шум и стуки указывают на неисправность системы охлаждения, в частности на неисправность помпы.

Работоспособность системы охлаждения зависит от количества жидкости, степени изношенности лопастей крыльчатки и стенок насоса, натяжения ремней привода вентилятора, состояния сердцевины радиатора и других причин.

Количество жидкости в системе охлаждения двс Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 может уменьшаться в результате негерметичности соединений, нарушения регулировок паровоздушного клапана, разрушения уплотнений водяного насоса.

Потеря охлаждающей жидкости приводит к перегреву деталей головки цилиндров, выходу из строя уплотнений стаканов форсунок, гильз цилиндров, прогоранию прокладок головки цилиндров и др.

Появление значительного зазора в подшипниках или его разрушение может привести к повреждению сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора. При наличии трещин на корпусе водяного насоса, обнаруженных внешним осмотром, его заменяют на новый или отремонтированный.

Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников водяного насоса, ослабление посадочного места под приводной шкив.

Появление течи охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следов масла на шкиве привода свидетельствует о разрушении манжет, уплотнений валика водяного насоса. При появлении этих неисправностей водяной насос двс Д-240 снимают с двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 для замены изношенных деталей.

Если осевое перемещение валика в подшипниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то его заменяют в сборе с подшипниками.

При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют. Из крыльчатки извлекают торцевое уплотнение и проверяют его техническое состояние. На уплотняющей шайбе допускаются кольцевые риски и следы износа глубиной не более 0,5 мм, толщина шайбы должна быть не менее 2,5 мм. Манжета не должна иметь сквозных прорывов.

Осматривают корпус водяного насоса. При наличии трещин его выбраковывают. Измеряют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика.

Если на торцевой поверхности опорной втулки корпуса насоса есть следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм или величина А более допустимого размера, то ее выпрессовывают и заменяют новой.

При сборке водяного насоса (помпы) резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружинами были обращены в сторону шарикоподшипников. Гайка ступицы должна быть затянута моментом 16...19 Нм.

После сборки водяного насоса валик должен легко вращаться от руки, без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.

 

avtodisel.ru

Система охлаждения двигателя Д 240

Система охлаждения двигателя Д 240 - радиатор, помпа и термостат МТЗ-82

» Двигатель Д-240 » Система охлаждения двигателя Д 240 - радиатор, помпа и термостат МТЗ-82

Система охлаждения двигателя Д 240 трактора МТЗ 82 — закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Система охлаждения состоит из следующих основных компонентов: водяной насос (помпа), термостат, радиатор водяной, вентилятор, шторка, термометр, а также  включает водоотводящий и водоподводящий патрубки, соединительную арматуру, шланги, сливные краники и прочее.

 

Схема системы охлаждения: 1 — пробка радиатора; 2— радиатор; 3 — водоподводящий патрубок; 4 — термостат; 5 — термометр; 6 — водяной насос; 7 — водоотводящий патрубок; 8 — вентилятор; 9 — шторка; 10 — краник слива волы из радиатора.

 

Радиатор трактора МТЗ-82

 

Водяной радиатор используется для охлаждения воды, которая во время работы дизеля нагревается в водяной рубашке. Пройдя через радиатор, вода охлаждается под воздействием обдувающего потока воздуха от вентилятора. Радиатор состоит из сердцевины, представляющей собой четыре ряда плоских вертикальных трубок, проведенные сквозь ряд припаянных к ним горизонтальных пластин. Пластины и трубки сердцевины, как правило, изготавливаются из латуни. Концы трубок припаяны к основным крайним и гораздо толстым пластинам и немного выпирают над их поверхностью. Для более качественной теплоотдачи применено ступенчатое размещение трубок по глубине радиатора.

 

К основным пластинам, при помощи болтов, присоединены нижний и верхний бачки из латуни. Между бачками и пластинами находятся резиновые прокладки. Для соединения бачков используются стойки проходящие по обеим сторонам сердцевины. На задней стенке верхнего бачка имеется водоподводящий патрубок. В верхней части бачка размещена горловина для залива воды, закрываемая пробкой с паровоздушным клапаном. На задней стенке нижнего бачка находятся сливной краник и водоотводящий патрубок.

 

Радиатор устанавливается на эластичном креплении: к переднему брусу крепится на опорах с резиновыми амортизаторами, а вверху присоединяется растяжками к головке блока цилиндров. Купить радиатор на МТЗ 82 можно практически в любом магазине и цена на него составляет от 7 до 10 т. р.

 

Для создания активного воздушного потока применяется вентилятор, обдувающий сердцевины водяного и масляного радиатора, а также охлаждающий наружную поверхность двигателя. Вентилятор размещается в едином узле с водяной помпой и находится на ее валу. При помощи шести болтов вентилятор крепится к шкиву насоса, а весь комплекс (водяной насос-вентилятор) присоединен болтами к верхней части передней стороны блока цилиндров. Кожух вентилятора крепится с задней стороны к стойкам водяного радиатора и служит для защиты вентилятора от посторонних предметов, а также для направления потока воздуха к двигателю.

 

Радиатор и вентилятор: 1 — вентилятор; 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5- шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.

 

Насос водяной двигателя Д 240

 

Водяная помпа трактора МТЗ 82, центробежного типа, предназначается для образования интенсивной циркуляции жидкости в системе охлаждения и, при помощи этого, более эффективного отвода тепла от нагретых компонентов двигателя. Крыльчатка водяного насоса смонтирована на валик и закреплена от проворачивания при помощи лыски. Крыльчатка крепится на валике торцевым болтом. Два шариковых подшипника дают возможность вращаться валику вместе с крыльчаткой. Объем в корпусе между подшипниками наполняется смазкой пр помощи масленки. Масляная и водяная полости помпы разделяются друг от друга дополнительным торцевым уплотнением, размещенным в крыльчатке. Уплотнение представляет собой текстолитовую шайбу, которая контактирует с хорошо обработанным торцом упорной втулки, запрессованная в корпус помпы, а также резиновую манжету, окружающая валик и поджимающая пружины.

 

Крыльчатка размещается в профилированной полости корпуса водяного насоса. Во время вращения крыльчатки на входе в данную полость образуется разрежение, передающееся в приемную камеру, соединенная патрубком с нижним бачком радиатора. При помощи разряжения, жидкость подается на лопасти крыльчатки и под давлением подается в спиральный канал, называемый улиткой, охватывающий крыльчатку в корпусе насоса. Далее жидкость нагнетается в продольный канал системы охлаждения двигателя.

 

Водяной насос дизеля Д 240 и вентилятор совершают вращения от шкива коленчатого вала двигателя используя клиновидный ремень, вращающий помимо ее еще и ротор генератора. При номинальных оборотах двигателя (2200 об/мин), вентилятор и помпа развивают 2600 оборотов в минуту.

 

Термостат трактора МТЗ 82

 

Термостат необходим для автоматического поддержания температуры в заданном диапазоне и ускоряет прогревание двигателя после запуска. Устройство термостата включает в себя корпус, нижнего вспомогательного и верхнего основного клапанов, датчика термостата с твердым наполнителем. Корпус термостата изготовлен из латуни, в боковой поверхности которого имеется два окна. Верхняя часть корпуса служит седлом для главного клапана, а нижняя — для фиксирования корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика присоединяются рычаг вспомогательного клапана и основной клапан.

 

Термостат находится в корпусе и устанавливается на выходи из рубашки охлаждения корпуса цилиндров. Термостат с твердым наполнителем менее чувствителен к смене давления в системе и большие перестановочные усилия по сравнению с сильфонным. 

 

При температуре охлаждающей жидкости менее 70º C, основной клапан закрыт, а жидкость сквозь окна подается по патрубку в насос и далее в водяную рубашку блока цилиндров. Таким образом, жидкость не проходит через радиатор и, следовательно, быстрее нагревается. При температуре жидкости более  70º C, возрастает объем смеси церизина с алюминиевой пудрой, активизируется поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается доступ охлаждающей жидкости в радиатор. Одновременно с этим, вспомогательный клапан блокирует окна для подачи жидкости в водяную помпу в обход радиатора.

 

Шторка, смонтированная перед водяным радиатором, регулирует объем проходящего через радиатор воздуха, тем самым регулируя в некотором диапазоне температуру жидкости. Шторкой управляют с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, соединенной тросом с подвижным валиком шторки. Температура охлаждающей жидкости в системе визуально контролируется по показаниям электрического термометра, датчик которого смонтирован в головке цилиндров, а сам указатель — в кабине на панели приборов.

 

Термостат: 1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.

 

Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя Д-240

 

Прежде всего необходимо осматривать все соединения, следить за исправностью узлов и агрегатов, качеством и уровнем заливаемой охлаждающей жидкости.

 

Систему охлаждения необходимо заправлять только очищенной водой. Обратите внимание на жесткости воды — жесткая вода создает на стенках рубашки накипь, являющаяся плохим проводником тепла и, следовательно, замедляет отдачу тепла от головки и стенок блока цилиндров. В качестве охлаждающей жидкости рекомендуется использовать дождевую или снеговую воду, которая более мягкая. Жесткость воды можно смягчить путем ее кипячения с добавлением 10-12 грамм стиральной соды на 10 литров воды. Слитая вода из системы охлаждения по свойствам близка к кипяченой и ее можно собирать для последующей заправки. Вода сливается только при достаточно охлажденном двигателе после полной остановки. Температура охлаждающей жидкости во время работы двигателя не должна превышать  95º C.

 

При критическом повышении температуры проверьте уровень жидкости в радиаторе и ее течи из него, а также степень натяжения ремня вентилятора. Вода в перегретый двигатель заливается равномерно и обязательно при работающем двигателе. При резком охлаждении существует вероятность появления трещин в головке блока цилиндров и водяной рубашки. Нельзя доливать слишком горячую воду зимой в холодный дизель.

 

Система охлаждения очищается от накипи каждые 960 часов эксплуатации двигателя. Для очистки необходимо использовать водный раствор кальцинированной соли (50-60 грамм на литр воды). Для начала в систему заправляют 2 литра керосина, а затем добавляют готовый раствор. Далее заводят двигатель и дают ему отработать 10-12 часов. После чего можно слить данную жидкость и заправить воду.

 

19.02.2018

tractor-mtz82.ru

Радиатор и термостат системы охлаждения двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, 82

Радиатор водяного охлаждения и термостат двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, 82

Компоненты и запасные части водяного радиатора системы охлаждения двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

0 - 70У-1301010 Радиатор в сборе

0 - 70-1301009 Узлы системы охлаждения

1 - 70У-1301257 Пластина левая

2 - 70У-1301255 Накладка угловая

3 - 70У-1301256 Накладка

4 - 70У-1301169 Прокладка

5 - Шайба 8Н ГОСТ 6402-70

6 - Гайка М8.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70

7 - 70У-1301055-А7 Бак

8 - 50-1301158 Трубка

9 - А21.01.270 Крышка тип 1

10 - 70У-1301126 Стойка

11 - ХС-46-П29 Хомут

12 - 70-1303001 Шланг

13 - Болт М8-6gх16.88.35.019 ГОСТ 7795-70

14 - 80-1302013 Втулка

15 - 70У-1301254 Пластина правая

16 - Шплинт 3,2х18.016 ГОСТ 397-66

17 - Шайба 8 ГОСТ 11371-80

18 - 80-1302021 Растяжка

19 - 80-1302011 Кронштейн

20 - 80-1302022 Растяжка

21 - 80-1302012 Кронштейн

22 - 70-1309080 Кожух

23 - Шайба 8 ГОСТ 11371-78

24 - 48-1104016 Хомутик

25 - Краник Кр2

26 - 70У-1301180 Опора

27 - Болт М8-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70

28 - Шплинт 3,2х20.019 ГОСТ 397-66

29 - Гайка М12.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70

30 - Шайба 12Т. ГОСТ 6402-70

31 - Шайба 12 ГОСТ 11371-78

32 - 70У-1302018 Амортизатор

33 - 70У-1302015 Втулка

34 - 70У-1302016 Планка

35 - 50-1303062-Б2 Шланг

36 - 70У-1301190 Опора

37 - 70У-1301075 Бак

38 - 70-1301233 Уплотнитель

39 - 70У-1301020 Сердцевина

70У-1301010, 70-1301009, 70У-1301257, 70У-1301255, 70У-1301256, 70У-1301169, 70У-1301055-А7, 50-1301158, А21.01.270, 70У-1301126, ХС-46-П29, 70-1303001, 80-1302013, 70У-1301254, 80-1302021, 80-1302011, 80-1302022, 80-1302012, 70-1309080, 70У-1301180, 70У-1302018, 70У-1302015, 70У-1302016, 50-1303062-Б2, 70У-1301190, 70У-1301075, 70-1301233, 70У-1301020

Термостат системы охлаждения дизеля Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Детали термостата системы охлаждения двигателя Д-240/243 трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 - 50-1306025-02 Корпус

2 - Кольцо 037-041-25-2-1

3 - ТС-109-1306100 Термостат

4 - 50-1306026 Прокладка

5 - 50-1306028-Б2 Шланг

6 - ХС-26-019 Хомутик

7 - Шайба 8 ГОСТ 6402-70

8 - Болт М8-6gх50.88.35.019 ГОСТ 7795-70

50-1306025-02, 037-041-25-2-1, ТС-109-1306100, 50-1306026, 50-1306028-Б2, ХС-26-019

Радиатор Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Вода, проходя через радиатор, отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных пластин.

Трубки и пластины сердцевины изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним (основным) более толстым пластинам и несколько выступают над их поверхностью. Улучшению условий теплоотдачи способствует ступенчатое (коридорное) расположение трубок по глубине радиатора.

К крайним пластинам радиатора Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 на болтах прикреплены верхний и нижний латунные бачки. Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. По обеим сторонам сердцевины проходят стойки, соединяющие бачки радиатора.

К задней стенке верхнего бачка присоединен водоподводящий патрубок. На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрытая пробкой с паровоздушным клапаном. К задней стенке нижнего бачка присоединены водоотводящий патрубок и сливной краник.

Крепление радиатора на тракторе МТЗ-80/82 эластичное: к переднему брусу при помощи опоры с резиновыми амортизаторами, а в верхней части - растяжками к головке блока цилиндров.

Термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 автоматически поддерживает температуру воды в заданных пределах и ускоряет прогрев дизеля после пуска. Он состоит из корпуса, датчика термостата с твердым наполнителем, верхнего основного и нижнего вспомогательного клапанов.

Корпус термостата Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 отштампован из латуни. В боковой его поверхности сделано два окна. Верхний торец корпуса служит седлом для основного клапана, а отбортовка нижнего - для закрепления корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика прикреплены основной клапан и рычаг вспомогательного клапана.

Термостат Д-240/243 трактора МТЗ-80/82 помещен в корпус и установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров. Термостат с твердым наполнителем имеет меньшую чувствительность к изменению давления в системе и большие перестановочные усилия в сравнении с сильфонным.

Когда температура охлаждающей жидкости меньше 70°С, основной клапан закрыт, и жидкость через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блока. Следовательно, жидкость не проходит через радиатор и поэтому быстро нагревается.

Когда же температура охлаждающей жидкости больше 70°С, увеличивается объем смеси церезина с алюминиевой пудрой, выдвигается поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается проход охлаждающей жидкости в радиатор. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.

Детали и узлы дизельных двигателей Д-240/243

Трансмиссия трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (сцепление, КПП, мосты)

Рулевое управление и тормозная система трактора МТЗ-80/82

Ходовая часть трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Гидравлическое оборудование трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Электрооборудование и кабина трактора МТЗ-80, МТЗ-82

 

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

techspez.ru

Радиатор трактора МТЗ-80/82: устройство и ремонт

Работа сельскохозяйственных машин, технических устройств, применяемых на строительных объектах, и даже собственных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания зависит от исправности оборудования, правильной настройки и безопасности в соблюдении температурного регламента, который регулируется системой охлаждения. Одним из главных и значимых узлов в ней является радиатор.

Трактористы и механизаторы не понаслышке знают, что при работе трактора двигатель внутреннего сгорания нагревается до очень высоких температур. Если дизель не охлаждать, машине грозит возгорание. Поэтому, для безопасной работы мотора к нему монтируется система охлаждения.

В конструкцию системы охлаждения на МТЗ-80/82 входят:

  • термостат;
  • пластинчатый радиатор;
  • вентилятор;
  • водяной насос;
  • трубопроводы;
  • охлаждающая рубашка;
  • радиаторная решетка.

Данный узел отвечает за теплоотвод, охлаждая двигатель за счет циркуляции охлаждающей жидкости и ее теплообмена с окружающей средой.

Особенности конструкции

Радиатор трактора включает в себя следующие детали:

  • корпус;
  • вентилятор;
  • горловина с широким отверстием;
  • 4 ряда плоских труб;
  • набор пластин;
  • нижний и верхний бачки с кранами.

Детали для охлаждения воды изготавливаются из высококачественного латунного сплава.

Принцип работы

Тракторный радиатор служит для охлаждения жидкости, циркулирующей по водной рубашке дизеля. Вода, проходящая через трубки, охлаждается потоком воздушной массы, производящейся работой вентилятора. В средней части (сердцевина) находятся четыре ряда плоских вертикальных труб, пропущенных через несколько рядов горизонтально расположенных пластин, которые изготавливаются из латунного сплава. Концы трубок закреплены при помощи пайки к пластинкам, и их малая часть выходит за край. Для более эффективной теплоотдачи трубки пролегают внутри радиатора в виде коридора.

Латунные бачки прикреплены сверху и снизу к находящимся по краям пластинам крепежными болтами. Пластины и бачки закреплены между собой прокладками из резины. При помощи стоек, установленных сбоку сердцевины, верхний и нижний бачки соединяются между собой.

Емкость для воды (бачок), расположенный вверху, отвечает за постоянную циркуляцию воды в системе. Для прохождения жидкости по системе радиатора с тыльной стороны бачка, находящегося вверху, установлен краник для прохода воды. Сверху бачка сделана горловина, оснащенная крышкой с противовоздушным клапаном, в которую заливается охлаждающая жидкость. Такой же краник с водоотводящим патрубком вставлен и на бачке, установленном снизу.

На трактор радиатор прикрепляется при помощи эластичной основы, где верхняя его часть соединяется с головкой, расположенной на блоке цилиндров при помощи специального крепежного материала в форме растяжек. В нижней части крепление проводится резиновыми амортизаторами.

Неисправности агрегата и его обслуживание

В эксплуатационном периоде радиаторов тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 порой происходят непредвиденные ситуации, ведущие за собой поломку или износ деталей. Самые частые неисправности радиатора:

  • В патрубке обнаружены отложения, которые могут оказаться внутри двигателя или уже присутствуют там;
  • Повреждены ключевые элементы системы, в том числе сердцевина, из-за скопления мусора и грязной воды;
  • При заливке не очищенной воды появляются реагенты, пагубно влияющие на стабильную работу охлаждения;
  • Наблюдаются сбои в работе узла;
  • Протечки в пластинчатых трубах.

При незначительных поломках и на начальной стадии загрязнения системы радиатора вышедшие из строя узлы можно отремонтировать. Однако, в случае, когда проблема обретает глобальный характер, необходимо полностью заменять весь агрегат на новый. Чтобы этого не потребовалось, желательно систематически проводить ТО и профилактические осмотры машины.

traktoramtz.ru


Смотрите также