Некачественный тосол последствия


Какие проблемы возникнуть при использовании некачественного антифриза? / Статьи / M-Standard

Почему ответ на этот вопрос так важен? Увы, ответ будет неутешительным. Дело в том, что в странах бывшего СНГ (в отличие от Европы и США) к проблеме покупки антифриза относятся далеко не так ответственно, как хотелось бы, а мифы, которыми обросла эта тема, порой весьма причудливы. Попробуем их развеять и наглядно объяснить, чем чревата небрежность в данном вопросе. 

Антифриз, или охлаждающая жидкость – это техническая жидкость, без которой сложно представить себе использование автомобиля. Несмотря на то, что ее роль так же важна, как и роль, скажем, топлива или моторного масла, мнение соотечественников свидетельствует о том, что антифризы недооценены, а их значение понимается не до конца. 

А между тем последствия от использования некачественного состава весьма серьезные, и хуже всего то, что проявляются они не сразу, а спустя год или два после заливки. Еще одна плохая новость – сложность диагностики: не каждый мастер сможет догадаться, что поломка или износ вызваны как раз неверно подобранным антифризом. 

Прежде чем перейти к конкретным фактам, уточним понятие «некачественного» антифриза. В эту категорию мы отнесли целый ряд различных силикатных Тосолов и жидкостей, которые не испытывались автопроизводителями и не имеют допуска даже для какого-то одного вида машин. Состав и, как следствие, эксплуатационные характеристики таких антифризов – загадка, и вы никогда не узнаете, как все обстоит на самом деле. А между тем именно таких товаров в данном сегменте большинство. 

Кроме того, сюда же мы отнесли антифризы, к качеству которых претензий нет, но которые не предназначены для конкретного авто. Иными словами, если в вашем руководстве указана одна спецификация, а вы залили жидкость, соответствующий иным стандартам, итогом этого может стать как минимум снятие автомобиля с гарантии. А как максимум – возникновение ряда проблем, ответственность за которые будете нести только вы. 

А теперь перейдем непосредственно к перечню проблем, которые ожидают вас при использовании некачественных антифризов. Основных несколько – это перегрев, коррозия, выпадение осадков, кавитация. Сюда же отнесем размораживание и образование трещин. Итак, рассмотрим по порядку каждый пункт.

Перегрев. Охлаждение мотора – основная задача антифриза, но помимо этого он еще и «занят» обогревом салона. Охлаждающая жидкость отводит около трети всего тепла, которые выделяется при сгорании топлива,  — цифра немалая. 

Нежелательно, чтобы работающий мотор нагревался до температуры  выше 85-90 °С – это оптимальный показатель. Если эффективность отвода тепла недостаточна (какими бы причинами это ни было обусловлено), происходит перегрев. Вначале это ведет к уменьшению мощности и увеличению объемов поглощаемого топлива. Постоянный перегрев, вплоть до «закипания», свидетельствует о том, что система охлаждения «дает слабину». Если вовремя не привести ее в норму, в дальнейшем это приведет  к уменьшению срока службы двигателя (в 2-3 раза), да и на функционировании других систем автомобиля скажется не лучшим образом. 

Коррозия. Это наиболее частое явление, связанное с использованием антифриза. Коррозии подвергаются металлы,  с которыми жидкость вступает в непосредственный контакт. Образующаяся на стенках каналов радиатора и мотора ржавчина выступает как изолятор тепла (что обусловлено ее низкой теплопроводностью – примерно в 50 слабее, чем у металла). Далее получается следующее: двигатель отдает (а радиатор, соответственно, забирает) меньше тепла, что опять же ведет к перегреву мотора и самой жидкости. Но и это еще не все: за счет коррозионного слоя каналы радиатора сужаются, а их гладкая поверхность приобретает шероховатость. Все вместе  повышает гидравлическое сопротивление. В конечном счете из-за этого падает скорость подачи антифриза, происходит снижение объемов отводимого тепла и дополнительный перегрев. 

Увы, но и этим список бед не заканчивается. Вызванный коррозией перегрев, неравномерность теплового расширения цилиндров – причина деформации маслосъемных колец. Она, в свою очередь, приводит к попаданию моторного масла в выхлопные газы, и наоборот.  Результатом становится почернения и ускоренное «срабатывание» масла.

Есть и ряд других неприятностей, причиной которых является коррозия:

- «заклинивание» термостата;

- разгерметизация подшипника помпы;

- разрушение крыльчатки помпы;

- засорение радиатора и каналов мотора;

- разъедание радиатора и головок блока цилиндров. 

Вот почему необходимо немедленно сменить охлаждающий состав и промыть систему, как только заметите в расширительном бачке ржавую жидкость. 

Выпадение осадков. Еще один дефект, которым грешат многие антифризы, – выпадение нерастворимых микрочастиц. В наибольшей степени «грешат» этим составы с высоким содержанием кремниевых кислот. Силикаты образуют на поверхности металла нерастворимый слой, наличие которого имеет те же последствия, что и образование ржавчины. 

Кавитация. Кавитационная коррозия  или, проще говоря, кавитация – это образование и последующее «схлопывание» пузырьков в жидкости, которая вот-вот закипит. Простейший пример кавитации, который можно увидеть своими глазами, - закипание чайника. Гудение, которое он издает при этом,  - это и есть звук от схлопывающихся пузырьков. 

Что это означает применительно к автомобилю и системе охлаждения? Дело в том, что когда схлопывание пузырьков происходит вблизи поверхности металла, да еще и на протяжении длительного времени, металл подвергается эрозии. На поверхности появляются небольшие «язвочки», которые со временем углубляются. Если вовремя не обнаружить это, кавитация может «проесть» дыры в металлических деталях. 

Объемные двигатели с т.н. «мокрыми» гильзами (такие обычно используют в крупном пассажирском и грузовом транспорте) страдают от кавитации в большей степени. Эта проблема – один из существенных факторов, обуславливающих срок службы двигателя. Как это происходит? Движение поршня создает поперечные колебания гильзы. Из-за этого в жидкости возникает процесс сжатия и разрежения. Жидкость постоянно закипает, процесс этот прекращается только про повышении и понижении уровня давления. В результате начинается кавитационная эрозия гильзы, которая и приводит к ее деформации. А это – или капитальный ремонт, или путевка на свалку.  

Воздействию кавитации подвергается и такая деталь как крыльчатка помпы, причем это касается и легковых авто, и грузовых. В этом случае явление кавитации можно наблюдать на концах лопастей крыльчатки – она возникает из-за снижения давления при увеличении скорости. Края лопастей «съедаются», а если все запущено, то пропадает и сама крыльчатка. Итог? Необходимость менять помпу.

Последние разработки в сфере производства антифризов предполагают использование присадок, которые снижают вредное воздействие кавитационной коррозии в несколько десятков раз и тем самым увеличивают срок эксплуатации помпы и мотора.

Размораживание и трещины. Данный дефект связан чаще всего не с качеством жидкости, но с состоянием резины и пластмасс. Их естественное старение или механические повреждения в процессе эксплуатации приводят к появлению трещин в патрубках или бачке, протечек в соединениях. 

Таким образом, все вышесказанное должно убедить даже самых отъявленных скептиков, что правильный подбор антифриза важен ничуть не менее, чем покупка масла или топлива, и подойти к задаче надо со всей ответственностью.

 

m-standard.by

Как выявить некачественный тосол, или Что нам могут «захимичить»? | Авто-мото

Автохимию продают, в основном, зарубежные фирмы, Liqui Moly, Blue Coral, Hi-Gear, Jet-Go, Sonax, Loctite, Turtle Wax, Castrol, EnTech, Mar-Hyde, North-American, Polar, но есть и отечественные. 50% продаж приходится на технические жидкости: охлаждающие, тормозные и моющие. Ими-то и занимаются наши производители. Но вот что интересно. Официальная выручка фирм, торгующих этим товаром, в два раза меньше, чем реально существующая. Получается, что половина продаваемой продукции — это неучтенный товар! А это — либо контрабанда, либо подделка.

Производить технические жидкости относительно несложно. Собственную торговую марку иметь не обязательно, можно изготавливать общеизвестные, но не запатентованные продукты, например, «Тосол». Если продукт соответствует своему названию, он не сможет выделиться среди конкурентов, ни по цене, ни по названию. А вот если производитель «схимичит», и сэкономит на дорогостоящих компонентах, он здорово наживется и потеснит добросовестного производителя.

Из всех антифризов для нас самым важным является «Тосол». И эту важность трудно переоценить: ведь от безукоризненной работы системы охлаждения зависит ресурс двигателя. А она, в свою очередь, зависит от качества охлаждающей жидкости. Самый распространенный антифриз, т. е., незамерзающая охлаждающая жидкость — «Тосол». Это название давно уже стало нарицательным, вытеснив из употребления слово «антифриз». Тосол же чаще всего и подделывают. В беспредельные девяностые годы объем поддельного тосола на рынке достигал 90%. Сейчас чуточку полегче, доля фальшивок около 50%.

Обычно в состав тосолов входят этиленгликоль, вода и различные антикоррозионные и антипенные присадки. Значительно реже изготавливают антифризы на основе пропиленгликоля и других веществ. Недостаток в смеси этиленгликоля влияет на эксплуатационные основные показатели тосола — его способность не замерзать зимой, работать в условиях повышенного давления и отводить тепло.

Поскольку присадки стоят дорого, фальсификаторы часто экономят именно на них. И ничего не ведающие шоферы заливают в охлаждающую систему агрессивную жидкость со свойствами кислоты. И машина выходит из строя в считанные недели.

Методик надежного экспресс-анализа качества тосола не существует, есть лишь несколько рекомендаций, как выявить некачественный тосол. Некоторые водители наловчились определять тосол на вкус. Он должен быть чуть сладковатым (за счет этиленгликоля). Кислый вкус говорит о его высокой коррозионной активности. На ощупь он должен быть слегка «мыльным», маслянистым, как глицерин.

Налейте немного тосола в банку и поставьте в морозильную камеру холодильника. Если замерзнет — это не тосол. Если есть индикаторная бумажка, проверьте показатель кислотности раствора — рН. Если бумажка покраснеет — кислотность тосола велика, он не годится. Если посинеет — в нем слишком много щелочи. Нормальный тосол должен иметь показатель рН в пределах 7−9. Бумажка должна быть желто-зеленой.

Ну и, конечно же, при покупке тосола обратите серьезное внимание, что вы покупаете, у кого, где и почем. Прежде всего — упаковка и этикетка. Переверните бутыль или канистру, и если содержимое подтекает — поставьте на место и уходите, вам тут делать нечего. Есть ли на этикетке адрес производителя, желательно с телефоном? И не соблазняйтесь низкой ценой. Скупой платит дважды, а вы можете заплатить трижды — деньгами, выведенным из строя автомобилем и своей безопасностью.

shkolazhizni.ru

Некачественная охлаждающая жидкость. Какие могут быть последствия?

 Какие проблемы могут быть у автомобиля из-за использования воды или некачественной охлаждающей жидкости?

Охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) - одна из главных функциональных жидкостей автомобиля наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью и топливом. Однако, у многих российских автомобилистов исторически сложилось небрежное отношение к выбору охлаждающей жидкости, вызванное недооценкой или непониманием ее значения. Пагубные последствия применения некачественной охлаждающей жидкости, как правило, проявляются не сразу, а через некоторое время (от месяца до года) с того момента, как она была залита в систему. Не только автомобилист, но и не каждый специалист сможет понять, что именно использование некачественной охлаждающей жидкости явилось причиной проблемы, возникшей в автомобиле.

Охлаждающая жидкость выполняет несколько функций:

·    охлаждение двигателя и обогрев салона;

·    смазка трущихся элементов системы охлаждения;

·    защита элементов системы охлаждения от коррозии.

Наиболее частым дефектом, связанным с использованием воды вместо специальной охлаждающей жидкости, рекомендованной автопроизводителем, является коррозия металлов, с которыми эта жидкость контактирует. Коррозионный слой (ржавчина) на стенках каналов двигателя и радиатора становится изолятором тепла, так как имеет теплопроводность примерно в 50 раз меньшую, чем металл. Возникает следующая причинно-следственная связь: двигатель хуже отдаст тепло, радиатор хуже его принимает, двигатель и охлаждающая жидкость перегреваются, эксплуатация двигателя и системы охлаждения происходит при повышенных температурах. Проблема усугубляется тем, что коррозионный слой сужает каналы радиатора и увеличивает их гидравлическое сопротивление (гладкая прежде поверхность становится шершавой). Это ведет к уменьшению скорости движения охлаждающей жидкости и дополнительному перегреву системы.

Перегрев и неравномерное тепловое расширение цилиндров, вызванное коррозией, приводит к деформации маслосъемных колец. Моторное масло начинает попадать в выхлопные газы, а выхлопные газы - в масло. Некачественная охлаждающая жидкость становится причиной почернения и ускоренного «срабатывания» моторного масла.

Из-за продуктов коррозии (частиц ржавчины), находящихся в охлаждающей жидкости, может заклинить термостат, разрушиться рабочее колесо и подшипник помпы, засориться радиатор и даже каналы двигателя. В предельном случае запущенная коррозия может «съесть» радиатор или головку блока цилиндров до дыр (рис.1).  Поэтому, если в расширительном бачке автомобиля замечена «ржавая муть», необходимо срочно менять антифриз и промывать систему охлаждения.

 

Рис. 1. Коррозия на трубках радиатора охлаждения.

 

Другим дефектом, связанным с применением воды или некачественной охлаждающей жидкости, является выпадение осадков (нерастворимых частиц) из самой жидкости. Частицы осаждаются на поверхности металлов в виде нерастворимого слоя, что, также, как и слой ржавчины, ведет к перегреву двигателя.

Еще одним серьезным дефектом, вызываемым некачественной охлаждающей жидкостью, является кавитационная эрозия, или, как ее чаще называют, - кавитация. Физическое явление кавитации - это образование и схлопывание пузырьков пара в жидкости, находящейся в состоянии, близком к кипению. Мы все можем увидеть кавитацию в момент закипания воды в чайнике и услышать ее как гудение чайника - звук схлопывающихся пузырьков. Когда пузырьки схлопываются длительное время вблизи металлической поверхности, из нее «высекаются» микрочастицы металла и поверхность покрывается язвами (ямками) - подвергается эрозии. Обычно кавитационная эрозия начинается с небольших ямок, затем эти ямки разрастаются, углубляются, объединяются в «овраги». В предельном случае кавитация может «продырявить» и даже полностью «съесть» части металлической детали.

Все современные автомобильные охлаждающие жидкости (антифризы) состоят из этиленгликоля, воды и присадок. В редких случаях вместо этиленгликоля применяют менее токсичный пропиленгликоль, но такие антифризы не получили распространения из-за дороговизны пропиленгликоля и худших теплоотводящих свойств. Базовые компоненты - вода и этиленгликоль, составляют 93–97% объема жидкости, остальное — присадки. Именно присадки («пакет присадок») определяют «лицо» антифриза, его термостойкость, антикоррозионные и антикавитационные свойства, срок эксплуатации, стоимость. Именно по присадкам отличаются друг от друга антифризы разных компаний-производителей

В отличие от воды, водно-этиленгликолевый раствор и соответственно антифриз замерзает в несколько этапов. Вода замерзает «мгновенно» (разумеется, не по времени, а по температуре), то есть, при 0°С это еще жидкость, а при минус 1°С — уже лед. Антифриз замерзает постепенно: в процессе охлаждения при некоторой отрицательной температуре в жидкости начинают образовываться кристаллы. Затем, при дальнейшем охлаждении жидкости, кристаллов в ней становится все больше и больше (это состояние называется «шуга», по-английски, «slush ice» — что-то наподобие манной каши), и, наконец, при некоторой более низкой конечной температуре эта шуга затвердевает.

Здесь необходимо отметить еще один принципиальный момент. В отличие от воды, которая при замерзании расширяется в объеме на 8% и «рвет трубы», антифриз при замерзании не расширяется, точнее его расширение составляет менее 1%. Это относится к антифризам с содержанием концентрата антифриза не менее 30%.

Выбор охлаждающей жидкости - очень важный вопрос, так как от него зависит долговечность и надежность работы автомобиля. При этом стоит соблюдать следующие правила:

• использовать охлаждающую жидкость, имеющую допуск от производителя данного автомобиля, лучше - такую же, как была залита на автозаводе;

• если нет возможности выполнить предыдущий пункт, следует выбирать охлаждающую жидкость такого же типа, как рекомендованный для вашего автомобиля, обязательно имеющую допуск от других автомобильных компаний; необходимо проверять информацию на этикетке канистры о наличии допусков. Посмотрите сервисную книжку, автомобильную документацию, веб-сайты производителя автомобиля и производителя охлаждающей жидкости.

« Вернуться в архив

www.td-oat.ru

Зачем менять антифриз | Автика.ру

Охлаждающая жидкость, которая уже переработала свой ресурс, равно как и состав ненадлежащего качества, способна вызывать много негативных моментов, которые могут нарушить нормальную работу силового агрегата.

Определить, что у антифриза заканчивается срок годности, можно, приоткрыв крышку заливного бачка и заглянув внутрь. Если жидкость, находящаяся внутри, поблекла – потеряла цвет или стала коричневатой, начал появляться осадок, то все это сигнализирует о том, что необходимо срочно провести замену хладагента.

В случае если вышеописанные симптомы будут пропущены, помимо того, что жидкость утратит свои необходимые качества и попросту не будет охлаждать мотор должным образом, появятся другие риски. Главный из них заключается в том, что просроченный антифриз проявит себя агрессивно по отношению к металлическим элементам двигателя и тракта охлаждения.

Наиболее серьезные нарушения, которые могут возникнуть по причине использования антифриза ненадлежащего качества

1. Перегрев ДВС. Средняя температура работы двигателя внутреннего сгорания составляет от 85 до 90 градусов по шкале Цельсия. Если отвод теплоты из мотора происходит в недостаточной степени, то силовой агрегат перегревается, что чревато, как минимум, увеличением расхода горючего и потерями уровня мощности. Если не обращать на это внимание долгое время, то постоянный перегрев приведет к уменьшению срока службы двигателя – его ресурс уменьшится в два–три раза.

2. Коррозия. Антифриз, длительное время циркулирующий в системе охлаждения и превратившийся в мутную смесь с оттенком ржавчины, вызывает коррозионные процессы металлов, с которыми имеет контакт. Слой коррозии, образующийся на поверхностях, являет собой хороший изолятор тепловой энергии. Его теплопроводность в разы меньше по сравнению с металлом. Как следствие: мотор начинает хуже отдавать теплоту, ее недостаточно начинает принимать радиатор, отвод энергии происходит при завышенных показаниях термометра и двигатель перегревается.

Помимо того, слой коррозии сужает радиаторные каналы, что способствует возрастанию их гидравлического сопротивления – скорость циркуляции антифриза снижается, равно как и степень отвода тепла.

Перегрев двигателя чреват тем, что вызывает расширение корпусов цилиндров, деформирует маслосъемные кольца. Начинается попадание масла в газы выхлопа и наоборот; смазочный состав из-за этого теряет свои полезные свойства.

3. Осадок. В плане возникновения осадка опасность представляют охлаждающие жидкости, имеющие силикатный состав, которые были несвоевременно заменены. Силикаты представляют собой кремниевые соединения, которые оседают на металлических поверхностях. Они не растворяются, что, как и в предыдущем случае, приводит к перегреву силового агрегата.

4. Кавитационная эрозия. Под термином кавитация понимают образование и разрушение пузырей в жидкости, температура которой приблизилась к ста градусам по шкале Цельсия. Во время разрушения (схлопывания) пузырей внутри металлического проводника из его стенок высекаются на молекулярном уровне частицы, что приводит к появлению эрозий, которые со временем увеличиваются. В наиболее запущенных случаях данные повреждения способствуют появлению отверстий в тракте охлаждения. От явления кавитации спасает периодическая замена хладагента новым, в составе которого присутствуют присадки, способные в значительной степени уменьшать разрушающее воздействие.

5. Размораживание и, как следствие, образование трещин. Большой процент содержания воды в составе антифриза при перепадах температур окружающей среды приводит к появлению трещин больших размеров в патрубках, бачке-расширителе, утечек на стыках шлангов тракта охлаждения. Также подобные процессы могут происходить по причине старения системы автомобиля.

Чтобы избежать перечисленных проблем, нужно следить за хладагентом и своевременно заменять его.

Примечание. Когда приобретается подержанный легковой автомобиль, то весьма часто потенциальный покупатель не располагает информацией о том, какие технологические жидкости в нем заменялись и в какие сроки. Поэтому в первую очередь, прежде чем начинать ездить на подержанном авто, следует позаботиться о покупке и замене антифриза, тормозной жидкости и масла.

www.avtika.ru


Смотрите также