Свойства тосола при нагревании


Чем отличается тосол от антифриза

Очень многие автолюбители не придают большого значения тому, какую охлаждающую жидкость заливать в радиатор своего автомобиля. Еще меньше автомобилистов знают о различиях между различными типами охлаждающих жидкостей, в частности, не многие знают чем отличается тосол от антифризом и полагают, что нет никакой разницы между ними. Однако это далеко не так.

Правильно выбранная охлаждающая жидкость не только улучшает работу силового агрегата транспортного средства, но и значительно увеличивает его срок эксплуатации и снижает потребление топлива. Все жидкости для охлаждения мотора, имеющиеся в продаже в нашей стране, бывают двух типов: тосол и антифриз. Об их основных отличиях и разновидностях вы узнаете из этой статьи.

История возникновения охлаждающей жидкости

С появлением первых автомобилей, инженеры столкнулись с проблемой охлаждения двигателей. В те времена для охлаждения мотора использовали обычную воду, которая в жару очень быстро закипала, а в морозы — замерзала. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики воды в условиях низких температур, перед заливанием ее в радиатор, в воду стали добавлять этиленгликоль, который препятствовал полному замерзанию воды. В то время это решение казалось идеальным и с точки зрения защиты мотора, поскольку первые двигателя изготавливали из чугуна или латуни, а эти металлы, как известно, не подвергаются ржавлению в результате контакта с водой.

По мере развития автомобильного машиностроения, инженеры столкнулись с другой проблемой. Антифриз того времени при нагревании в очень короткие сроки выводил из строя систему охлаждения и каналы головки блока цилиндров. Поэтому сотрудники Государственного института неорганической химии были вынуждены начать разработку принципиально нового по составу химических компонентов антифриза, который бы не вызывал коррозию двигателя. Для этого в состав охлаждающей жидкости начали добавлять неорганические соли, которые, вступая при нагревании в химическую реакцию, образовывали на стенках силового агрегата и системы охлаждения полумилиметровый защитный слой, нейтрализующий этиленгликоль.

Так и появилось первое современное автомобильное средство для охлаждения, которое назвали тосол, в честь кафедры института, занимавшегося работами над его разработкой — «Технология органического синтеза».

Что из себя представляет охлаждающая жидкость?

Независимо от фирмы производителя и вариации, основой всех жидкостей для охлаждения является вода и этиленгликоль. Некоторые бренды использует пропиленгликоль, однако, таких охлаждающих жидкостей очень мало. Чтобы увеличить критические температуры охлаждающей жидкости, а именно температуры при которых ОЖ не будет закипать и замерзать, к воде и этиленгликолю добавляют спирт, в консистенции 50—60%. Такой состав — это всего—лишь основа любой охлаждающей жидкости, к которой добавляются другие составляющие.

Чтобы увеличить эксплуатационные характеристики жидкости для охлаждения и предотвратить коррозию двигателя, производители добавляют в состав ОЖ ряд специальных веществ, называемых присадками. Именно составом этих добавок охлаждающие жидкости и отличаются друг от друга.

Тосол или антифриз: в чем разница?

Тосол — это жидкость для охлаждения мотора, в составе которой защитные функции выполняют соли неорганических кислот:

  • нитраты;
  • силикаты;
  • бораты;
  • амины;
  • нитриты;
  • фосфаты.

В развитых странах уже давно отказались от производства тосола, поскольку технология его производства считается устаревшей и неэффективной.Более современной версией тосола является антифриз. В его производстве для защиты корпуса двигателя от коррозии используют соли органических кислот, которые объединили в общую категорию карбонов, благодаря чему охлаждающие жидкости иногда называют карбоксильными.

Помимо этого существует еще один отличительный признак между тосолом и антифризом, о котором знают даже начинающие автомобилисты — это марка и цвет. Однако не все знают, в чем отличие, например, между синим и красным тосолом, или зеленым и синим антифризом?

Однако не стоит слишком заморачиваться из-за цвета при выборе охлаждающей жидкости. Каков бы он ни был, на функции и эксплуатационные характеристики жидкости это никакого влияния не окажет. Различия в цвете — это не что иное, как маркетинговый ход, к которому прибегают различные производители, дабы выделить свою продукцию на фоне конкурентов. Основными различиями, на которые следует обращать внимание при выборе ОЖ, являются рабочие характеристики.

Какую жидкость для охлаждения мотора лучше выбрать?

Многие автомобилисты, при выборе охлаждающей жидкости, отдают предпочтение антифризу. И для того есть ряд причин:

  1. Высокая эффективность охлаждения. В процессе изготовления антифриза применяется боле современная технология и состав добавок. Любые охлаждающие жидкости, при вступлении в контакт с различными поверхностями, образуют по всей их площади защитную пленку, препятствующую коррозийным процессам. Однако несмотря на защитные свойства, она ухудшает отвод тепла, в результате чего эффективность охлаждения падает. Антифризы, в свою очередь, покрывают защитным слоем только те участки двигателя, которые уже подверглись коррозии.
  2. Длительная эксплуатация и сохранение защитных свойств. Благодаря особенностям химического состава, расход присадок в антифризе происходит значительно экономичнее, в отличие от тосола.
  3. Хорошая защита алюминия при высоких температурах. В современных моделях автомобилей, для снижения их массы, все больше деталей изготавливают из алюминия. Как известно, температура плавления этого метала значительно ниже чем у стали или железа. Поэтому использование тосола в новых автомобилях малоэффективно и приведет к быстрому выходу из строя алюминиевых деталей.
  4. Щадящий режим работы водяного насоса. Карбоксилаты, входящие в состав антифризов, защищают водяной насос от разрушающего воздействия гидравлических ударов в результате процесса кавитации. Таким образом, используя в своем автомобиле в качестве охлаждающей жидкости антифриз, можно на 50% увеличить его эксплуатационные характеристики.
  5. Более высокие защитные функции цилиндров двигателя.
  6. Отсутствие химических реакций. Компоненты тосола в процессе эксплуатации подвержены воздействию химических реакций в результате которых образуются гели или новые нерастворимые химические соединения, со временем накапливающиеся в системе охлаждения и приводящие к выходу ее из строя. Антифриз не подвержен никаким химическим реакциям и поэтому безопасен для вашего автомобиля.
  7. Антифриз не вступает в реакцию с пластиком и резиной. Таким образом, уплотнители прослужат значительно дольше.Опираясь на все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что по своим техническим характеристикам антифриз во много раз превосходит тосол. Тем не менее чтобы не ошибиться при выборе антифриза, необходимо подробно изучить рекомендации производителя, которые прописаны в инструкции к транспортному средству.

autobrains.ru

Вопрос-ответ по теме охлаждвющие жидкости, антифриз, тосол, теплоноситель, тара

Вопрос-ответ

:: Охлаждающие жидкости :: Теплоносители :: Полимерная тара

 

Воспользуйтесь формой, чтобы задать вопрос

Вопрос: Можно ли использовать в качестве теплоносителя водный раствор этиленгликоля (МЭГа)?

Ответ: Данный раствор, конечно же, будет всегда низкозамерзающим. Температура будет зависеть от процентного содержания МЭГа: на - 30С его надо 45%, а на -20С – 36%. Но без присадок такой раствор в несколько раз более коррозионно активней, чем обычная вода. Таким становится и теплоноситель – антифриз, после того как его присадки исчерпают свой ресурс. На ТН «Теплый дом» производитель дает гарантию 5 лет.

Вопрос: Какой водой лучше разбавлять теплоноситель?

Ответ: В идеале ТН лучше разбавлять дистиллированной водой, в которой отсутствуют соли кальция и магния, так как именно они при нагревании кристаллизируются и образуют накипь. К примеру, накипь толщиной 3мм уменьшает теплоотдачу на 25% и система потребует больших энергозатрат, а накипь на ТЭНе просто ведет к его выходу из строя. В ТН «Теплый дом» имеется специальная присадка, которая обеспечивает нормальную работу при разбавлении обычной водопроводной водой (не более 5 ед. жесткости). Для информации: вода из скважины, если не предусмотрена система умягчения, может иметь жесткость 15-20 ед.

Вопрос: Необходимо ли разбавлять теплоноситель «Теплый дом-65»?

Ответ: Обязательно! Так как разбавление ТН водой кроме экономии для потребителя позволяет повысить теплоотдачу, уменьшить плотность смеси и улучшить ее циркуляцию по системе. Так же уменьшается вероятность нагара на ТЭНах или в области горелок и проникающая способность атифриза, которая существенно выше, чем у воды. Оптимальным для Центрального региона считается разбавление ТН на -25-30С, для электрокотлов на –20-25С. Даже если температура опустится ниже указанных параметров, разрушение системы исключено, так как ТН не расширяется. Он превращается лишь в желеобразную массу, которая снова становится жидкой при повышении температуры.

Вопрос: Можно ли смешивать различные теплоносители?

Ответ: Любые антифризы без предварительной проверки на совместимость смешивать не рекомендуется. В случае, если химические основы пакетов присадок ТН различные, то это может привести к частичному их разрушению и как следствие к снижению антикоррозионных свойств. ТН «Теплый дом» полностью совместим с ТН «Гольфстрим», наиболее распространенном в Северо-Западном регионе, но его нежелательно смешивать с ТН «Диксис», имеющего фосфатную основу.

Вопрос: Есть ли обязательные правила, которые следует учесть при проектировании системы, если она будет работать на теплоносителе?

Ответ: Так как ТН на гликолевой основе более вязкие, необходимо устанавливать циркуляционные насосы более мощные, чем при работе на воде (по производительности на 10%, по напору – на 50-60%). При выборе расширительного бака следует учесть, что коэффициент объемного расширения ТН «Теплый дом» (как и других теплоносителей) на 15 – 20% больше, чем на воде (вода – 4,4*10-4 , а смесь ТН и воды: на -20С – 4,9*10-4, на -30С – 5,3*10-4). Как вывод: расширительный бак не должен быть менее 15% объема системы. Максимальная тепловая мощность котла при работе на ТН составит примерно 80% его номинала.

Вопрос: Что лучше использовать для герметизации соединений?

Ответ: Можно использовать герметики, стойкие к гликолевым смесям (например «Гермесил», LOCTITE и «ABRO») или шелковистый лен, но без подмазки масляной краской.

Вопрос: Можно ли использовать «Теплый дом» в системах с оцинкованными трубами?

Ответ: Любой теплоноситель-антифриз на гликолевой основе, в том числе и импортные, не могут защищать оцинкованные покрытия. Возможные проблемы (металлизированная взвесь, а потом труднорастворимые осадки) зависят от того, какой объем занимает такая разводка. Однако следует знать, что даже горячая вода (свыше 70С) тоже смывает цинк, правда значительно медленнее.

Вопрос: Может ли теплоноситель стать причиной завоздушивания системы?

Ответ: ТН «Теплый дом» ни коим образом не влияет на образование пустот, заполненных кислородом или газообразованиями. Причины следует искать в ошибках проектирования или монтажа оборудования: маленький расширительный бак, гальванический эффект несовместимых элементов, неверно выбранные места установки воздухоотводчиков, неправильная настройка термостатов и т.д.

Вопрос: К чему приводит перегрев ТН «Теплый дом» и как его избежать?

Ответ: При длительном перегреве начинается термическое разложение присадок и самого гликоля. ТН становится темно-коричневого цвета, появляется неприятный запах, образуются осадки. Зачастую на ТЭНах образуется нагар, который становится причиной выхода их из строя. С целью предотвращения нагара необходимо: - при разбавлении ТН не надо «гнаться» за температурой замерзания, оптимально готовые растворы должны быть на –20- -25ºС; максимум -30ºС; - установить более мощный циркуляционный насос; - ограничивать температуру ТН на выходе из котла - 90ºС, а для настенных -70ºС; - в холодное время года нагрев ТН осуществлять постепенно, не включая котел на полную мощность.

Вопрос: Что такое "ТОСОЛ" и для чего он нужен?

Ответ: "ТОСОЛ" - укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости. Для чего нужен "ТОСОЛ"? Чтобы зимой не замерз радиатор; ну, а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе. В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное - это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа "ТОСОЛа" - гликолевый эфир - моноэтиленгликоль (МЭГ) – прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех необходимых для "ТОСОЛа" свойств в его состав входят около 10 различных присадок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество "ТОСОЛа".

www.himavto.ru

Свойства тосола.

Каждый автовладелец слышал о том, что такое тосол. Вопрос на засыпку: а что вы о нем знаете, господа автолюбители? Кто-то знает, что тосол — это почти незамерзающая жидкость, которую используют в системе охлаждения. Кто-то добавит, что тосол, всё-таки, замерзает: об этом говорит цифра «40» на упаковке (то бишь, тосол замерзает при минус 40 градусах Цельсия). что ещё? Ах, да: ещё тосол надо менять раз в 2-3 года. Всё: на этом ваш багаж знаний по теме ограничен. А ведь всё куда глобальнее, господа! Итак, давайте ознакомимся не только непосредственно с тосолом, но и с советами по его применению: поверьте, лишними эти знания не будут! Мало кто из начинающих автолюбителей знает, что тосол больше течет именно на холодном двигателе, тогда как на горячем двигателе течь прекращается. По этому поводу — первый совет. Если вы подозреваете, что тосол вытекает, то сделайте следующий «ход конем»: каждое утро открывайте капот и пальцами проверяйте места под хомутами. Есть влага — значит есть и место протечки. Следующий «народный» способ обнаружить протечки — с вечера установить под моторный отсек двигателя чистый лист фанеры. Утром вы сможете «прочесть»: есть ли протечка и в каком месте её искать. Следующая информация многих из вас может сильно удивить. Дело в том, что отечественный тосол производится вот уже более 30 лет без всяких изменений в составе. При чем тут это? Да при том, что за 30 лет и автомобили и их двигатели сильно изменились и тосол просто не соответствует требованиям мотора. Например, классический тосол «сороковка» на 43% состоит из воды, 52% составляет этиленгликоль и лишь 2% составляют присадки. В 2% присадок входят 12 составляющих компонентов, которые должны оберегать двигатель от возникновения коррозии. (Присадки создают на поверхности металла специальную защитную пленку, которая защищает металл от воздействия воды). Вывод: если тосол хоть немного разбавить водой, то действие присадок моментально прекращается: а что вы хотели — их же всего 2%! Первое, что пострадает при разбавлении тосола водой — радиатор и помпа: помпа выйдет из строя, а радиатор, ясное дело, просто потечет. Совет №2: настоятельно не рекомендуется заливать отечественный тосол в двигатели иномарок! Почему? Всё дело в металле, из которого они изготовлены: отечественные радиаторы изготовлены из стали или латуни, а «ихние» — из алюминия или из алюминиево-магниевого сплава. Кто-то может поспорить: якобы «так у алюминия теплоотдача — будь здоров». Но дело тут вовсе не отдаче тепла: отечественный тосол для таких сплавов является настоящим агрессором и запросто разъедает до дыр! ещё одним немаловажным фактором применения тосола является то, что рабочая температура двигателей импортных авто намного выше, чем температура закипания отечественного тосола! Учтите: сегодня на отечественных авторынках прямо-таки засилье некачественного тосола! А всё потому, что подделать его — проще простого: вместо этиленгликоля — берется черт знает что, добавляется вода из-под крана и вся эта «гремучая жижа» окрашивается под цвет тосола с помощью банальной синьки! Особенно часто пытаются «впарить» такую смесь зимой: как правило, подделка не замерзает даже при минус 20. Зато летом ваш двигатель закипит со скоростью света! Совет №3: как отличить настоящий тосол от подделки. Во-первых, знайте: настоящий тосол на ощупь маслянистый. А во-вторых, вам поможет обычная лакмусовая бумажка: опустите её в жидкость и если она станет красной, то вам «втюхивают» подоплеку! Совет №4: рекомендуем тосол «Нордекс». Канистра нового «Нордекс» — это гарантированное качество, плюс целых 5 степеней защиты! Вообще на Западе экономят на всем и тосол — не исключение. Так, к примеру, там уже давным-давно выпускается концентрат антифриза, например — «Quaker state Antifreeze and Coolant». Использование концентрата гораздо выгоднее, поскольку: 1) автовладелец может самостоятельно разбавить концентрат, в зависимости от требований автомобиля — простая инструкция расположена на самой банке концентрата; 2) действие присадок, которые входят в состав антифриза, полностью сохраняются. Вывод делайте сами, господа-автолюбители. Да и всю необходимую информацию вы можете получить непосредственно в Интернете: главное — знать, что искать. Удачи на дорогах планеты!

vaznetaz.ru

Вся правда о тосоле | Avtomasta.ru

При покупке тосола многие обращают внимание на разноцветные охлаждающие жидкости в красочных канистрах.

Отличается ли отечественный тосол от импортных охлаждающих жидкостей? Для начала нелишне будет выяснить, что же такое тосол. Знакомая голубая жидкость — это всего лишь одна из марок антифриза. Главное его преимущество перед основной массой прочих аналогов — невысокая себестоимость, а значит, и цена в магазине. По сравнению с применявшимися ранее в системах охлаждения водно-солевыми растворами (нитрита натрия и др.), тосол обладает более широким диапазоном рабочих температур и меньшим коррозионным воздействием на материалы системы охлаждения. Тосол изначально разрабатывался под вазовские модели, поэтому многие считают, что некоторые из тосолов довольно агрессивны, к примеру, к головкам блока цилиндров ГАЗов: последние изготовлены из алюминия другого состава и по другой технологии. Свои свойства замерзания при низкой температуре антифриз приобретает в результате определенного содержания этиленгликоля (реже полигликоля) в охлаждающей жидкости. Это дорогой компонент, поэтому именно на нем и на дорогостоящих присадках экономят недобросовестные производители.

Выдерживаем «градус»

Для того чтобы тосол соответствовал техническим нормам, регламентирующим его производство, доля этиленгликоля должна составлять не менее 53% — такой антифриз не закипит при температуре до 108°С. Стоит заметить, что температура, при которой замыкаются контакты датчика на включение вентилятора охлаждения, к примеру, инжекторной вазовской «десятки», составляет примерно 105°С. Если понизить содержание этилен-гликоля даже на несколько процентов, тосол в системе охлаждения будет кипеть уже при рабочей температуре двигателя, что недопустимо. Те же проблемы возникнут и при погрешности самого датчика. И еще один важный момент, как известно, охлаждающая жидкость (ОЖ) отбирает лишь часть тепла, образующегося в процессе работы двигателя. Водяной насос прогоняет ОЖ через радиатор, где она отдает часть тепловой энергии и возвращается в двигатель. После того как двигатель остановлен, помпа перестает работать, а значит, прекращается циркуляция ОЖ в системе. Однако температура двигателя все еще высока, ограниченный объем жидкости в «рубашке» начинает интенсивно нагреваться и порог в 108°С может быть легко преодолен. Именно поэтому многие украинские автолюбители перешли на импортные антифризы: их температура кипения, как правило, составляет не менее 120°С.

При покупке импортного антифриза не забудьте уточнить его пригодность для вашей машины.

 

 Многих  владельцев иномарок интересует вопрос: допускается ли использование отечественного тосола в системах охлаждения этих машин? По мнению специалистов, полностью менять залитый антифриз на украинскую альтернативу нежелательно. Эти идентичные по своим функциям составы, помимо обозначенной выше разницы температур кипения, могут иметь в своем составе различные присадки. К примеру, силикаты, фосфаты и другие неорганические вещества, способные абсолютно непредсказуемо прореагировать с органическими присадками, что нередко приводит к появлению осадка в системе охлаждения или активной коррозии ее элементов. Импортные антифризы не зря окрашивают в разные цвета. Каждый из них имеет свой пакет присадок, рассчитанный на определенные условия. К примеру, антифриз, предназначенный для использования в системах охлаждения без медных деталей, может оказаться агрессивным по отношению ко всему, что изготовлено из этого металла. Таким образом, залив в свою машину не тот антифриз, вы    рискуете получить многократно ускорившийся процесс коррозии. К    тому же существуют антифризы на основе глицерина: они вообще не   смешиваются со своими аналогами. Словом, если утечка охлаждающей    жидкости произошла в дороге, добавьте дистиллированной воды:  она нейтральна и не нанесет вреда.

Важен ли цвет тосола?

Полностью заменять охлаждающую жидкость полагается после 60  тыс. км пробега или двух лет эксплуатации. На протяжении этого  периода тосол иногда приобретает  зеленоватый оттенок: такое происходит в результате выцветания красителя и ничего страшного в этом нет. Хуже, если он обесцвечивается или становится грязно-рыжим:  скорее всего вам попалась недоброкачественная жидкость, и ее необходимо заменить. Кстати, цвет (а  точнее, оттенок) нового тосола не несет никакой информации. Согласно ГОСТу при его производстве могут добавляться различные   красители, близкие по цветовой    гамме. Заметьте, множество цветов  автомобильных красок в техпаспорте машины именуются просто  «синим». Сам краситель выполняет  лишь свою непосредственную    функцию: каких-либо защитных    или иных свойств он не имеет. Оценить качество тосола с помощью бытового ареометра невозможно. Этот прибор предназначен  для измерения плотности, определенное значение которой может   быть достигнуто добавлением посторонних веществ (соды, соли, глицерина). Таким образом, и «левый» тосол может соответствовать требованиям ГОСТа по плотности. Поэтому в настоящее время рядовой автолюбитель практически никак не защищен от моря некачественного тосола, захлестнувшего наши рынки. Остается надеяться на личный опыт и советы коллег.

Оттенок свежего тосола не несет какой-либо полезной информации.

avtomasta.ru


Смотрите также