Что лучше тосол или антифриз? Тосол а40 содержание этиленгликоля


ТОСОЛ И АНТИФРИЗ - ГК Нефтегаз

ТОСОЛ И АНТИФРИЗ

Классификация тосола

В настоящее время российский рынок охлаждающих жидкостей представлен следующими товарными позициями: Тосол А-40, Тосол А-65, Антифризы G 11  и G 12. В Европе также продается Антифриз G 13, но российские производители его не выпускают.Предназначение охлаждающих жидкостей (ОЖ) исходит из их названия – отвод тепла от работающего двигателя их основная функция, также ОЖ отвечает за защиту деталей системы охлаждения от коррозии. Охлаждающие жидкости должны быть устойчивы к низким температурам, не агрессивны к резине и пластмассе.Основной вопрос, который задают потребители, чем же отличается тосол от антифриза? Ответ простой – ничем. Путаница вызвана использованием старой и новой терминологий. Фактически это одно и тоже. Поэтому, что купить тосол или антифриз, зависит только от требуемых характеристик продукта и соотношения цены и качества. В России насчитывается несколько десятков торговых марок ОЖ различных производителей.В теории отличить тосол от антифриза даже на внешний вид довольно просто. Тосол, как правило, должен иметь синий цвет, антифриз G 11 должен быть зеленого цвета, G 12 красного, G 13 желтого. Но на практике производители не особо соблюдают эти правила и могут использовать и иные сочетания. Применение различных цветов имеет также и более практичный смысл — при подтекании ОЖ легче идентифицировать к примеру от тормозной жидкости или моторного масла.

Тосол А-40 М изготавливается по ГОСТ 28084-89. Охлаждающая жидкость, содержащая этиленгликоль, антипенные и антикоррозионные присадки без механических примесей. Имеет температуру замерзания до -40 °С. Представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость, как правило, синего цвета.

Тосол А-65 М также изготавливается по ГОСТ 28084-89. Отличается от тосола А-40 большим температурным диапазоном эксплуатации до -65 °С за счет повышенного содержания этиленгликоля. Представляет собой прозрачную однородно окрашенную жидкость красноватого цвета. Соответственно и цена Тосола А-65 выше.

Антифриз G11 самый низкобюджетный за счет применения минимального пакета неорганических присадок. Обладает довольно таки незначительным ресурсом. Используется в основном для старых машин.

Антифриз G12. В его производстве используются этиленгликоль и карбоксилатные органические соединения. В сравнении с G11 обладает улучшенными теплоотводными характеристиками и большим ресурсом эксплуатации. Это также сказывается на более высокой цене Антифриза G12. Используется, как правило, в высокооборотистых двигателях с повышенной температурной нагрузкой. Более продвинутый вариант Антифриз G12+, из его состава исключены нитриты, амины, бораты, фосфаты и силикаты. Заливается даже в новые машины европейских производителей.

Наиболее прогрессивный Антифриз G13, основная «фишка», в нем вместо этиленгликоля используется пропиленгликоль. Он не токсичен, наносит меньший вред экологии, но очень высокая цена делает его не привлекательным для российских производителей.Взаимозаменяемость охлаждающих жидкостей: в случае острой необходимости допускается смешивание тосолов и антифризов различных марок, но при этом следует иметь в виду, что если температурный диапазон смеси усредняется в соответствии с пропорциями, то антикоррозионные свойства ухудшаются до уровня более дешевого сорта.

Технические характеристики

Наименование показателейТосол А-40 МТосол А-65 МАнтифриз G11Антифриз G12
Внешний видОднородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесейОднородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесейОднородная прозрачная окрашенная жидкость без механических примесей зелёного цвета.Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей
Плотность при температуре 20°С, г/см³,1,078-1,0851,085-1,1001,065 – 1,085 г/cм31,100 – 1,150
в пределах
Температура начала кристаллизации, °С,не более-40-65-37-34
Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), °С, не ниже108110108170
Массовая доля воды, %, не болеене нормируетсяне нормируется50
Щёлочность, см³,не менее1010105
Вспениваемость:30303030
а) объём пены через 5 мин, см³, не более
б) время исчезновения пены, с, не более3335
Показатель активности водородных ионов при температуре 20°С, (рН) в пределах7,5-8,57,5-8,56,5-11,007.09.2017
Коррозионное воздействие на металлы, мг,не более:880.10.1
а) медь М1 (ГОСТ 859-78),
б) латунь Л68 или Л63880.10.1
(ГОСТ 2208, ГОСТ 931)
в) припой ПОС-3512120.20.2
(ТУ 48-13-10-84),
алюминий АК-6М219190.10.1
(ГОСТ 1583)
чугун GH-190 (по нормам ФИАТ ВАЗ 52205)990.10.1
Набухание резин при температуре 100°С в течение 72 часов. Изменение объёма, %, не более:5555
а) стандартные образцы резины 57-5006
стандартные образцы резины 57-70115555
Стойкость в жесткой водене нормируетсяне нормируетсяне нормируетсяРасслоение и выпадение осадка не допускается

ng-oil.com

Что лучше тосол или антифриз?

Что лучше — тосол или антифриз? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом — что лучше заливать, тосол или антифриз? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С, то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные. Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет.
  • Карбоксилатные. Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей — красный.

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Тосол и антифриз, в чем разница

Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze — незамерзающий) — это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.

“Тосол” — это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.

Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производителя выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.

Антифриз — это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол — одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” — тосолом.

Существует два основных типа тосолов — обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго — -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола — использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты — это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.

Зарубежные антифризы, как правило, создаются при помощи органических присадок, которые предназначены для снижения уровня окисления рабочих поверхностей при высокой температуре. То есть, выполнены по более прогрессивной технологии.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Название охлаждающей жидкости Химический состав
Тосол А40-М Этиленгликоль, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель, краситель, дистиллированная вода
Антифриз класса G11 Этиленгликоль, силикаты (соли кремниевых кислот), краситель

 

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

  • Силикатные, C-категории, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, D/F-категории, имеют обозначение G12(соответствуют спецификации VW TL 774-D и выше, после 2006 был изменен на TL 774-F и получил индекс G12+). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, относятся к F-категории, обозначаются индексом G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997…2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid). Категория G. Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G, фиолетовый или TL 774-H, если безцветный ). А вот G13 соответствуют самой новой спецификации VW TL 774-J и принадлежат к категории J. В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль, моноэтиленгликоль и глицерин. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.

 

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Можно ли смешивать тосол и антифриз

В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол — это тоже антифриз, то правильнее будет спросить — какие марки антифризов можно смешивать между собой?

Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11. В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.

Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.

Смешивание антифриза и тосола с водой

Многих автолюбителей интересует вопрос — можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать — можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие — вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.

Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды — 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.

Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.

 

Что лучше заливать, тосол или антифриз?

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем G12, Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов, аминов и нитритов. Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ — 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла — можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором — лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3. Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

 

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см³ Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

 

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7…9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1…6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10…13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) — щелочи.

В заключение скажу что…

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя. При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет, то необходимо провести ее замену. Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

Источник

Еще никто не прокомментировал новость.

mtzpetrov.ru

Тосол тосолу рознь

По материалам "БИРЖА ПЛЮС АВТО"

 

Как-то раз мы с приятелем заехали в магазин запчастей, чтобы посмотреть кое-какие железки к его иномарке. Там встретили знакомого, который покупал головку блока цилиндров для своего "Фольксвагена". В ходе разговора выяснилось, что осенью он довольно дешево приобрел в магазине охлаждающую низкозамерзающую жидкость тосол и залил себе в машину.

Отъездив зиму, заметил, что тосол стал уходить, причем довольно быстро. Выяснилось, что виновата головка блока цилиндров: каналы под охлаждающую жидкость настолько серьезно подверглись коррозии, что при о прессовке головка засвистела, как паровоз. Старая ОЖ, которая была слита, не могла быть причиной, так как прослужила положенный срок без нареканий, а при замене выглядела довольно прилично. Откуда же нашему знакомому было знать, к каким последствиям может привести безобидная на первый взгляд операция?! По скромным подсчетам выходило, что замена головки с ремонтом обойдется в сумму около 1000 долларов. Конечно, он ругался и поносил всех отечественных производителей охлаждающей жидкости. Потом сказал, что лучше будет покупать только немецкую ОЖ, сколько бы она ни стоила.

Позвольте заметить: на данный момент в России действуют очень серьезные, ответственные компании, имеющие богатый опыт производства ОЖ и ревностно следящие за качеством. Пусть их продукция чуть дороже, зато она соответствует всем необходимым параметрам. Можно отметить молодые фирмы с хорошими задатками, производящие ОЖ и продающие ее под своим брэндом. Есть небольшая категория торговых фирм, закупающих и фасующих ОЖ, также продавая ее под своей маркой. Но существуют откровенные бракоделы, даже не скрывающие своего юридического лица и места нахождения. И последняя категория - фирмы, занимающиеся выпуском так называемой контрафактной продукции, а проще - подделкой.

Кто-то скажет: "Ну и что? Я летом буду заливать простую воду. Дешево и сердито". Пожалуйста, если вы не боитесь проблем с накипью в радиаторе, рубашке охлаждения двигателя и в дальнейшем с перегревом и выходом из строя "пламенного сердца" или износом сальников и манжет водяного насоса... Всего этого можно избежать, правильно эксплуатируя автомобиль, заливая качественные технические жидкости.

Для начала маленький технологический экскурс. Что такое охлаждающая низкозамерзающая жидкость, традиционно именуемая в России тосолом (сокращенное "технология органического синтеза"), по-иностранному - антифриз? Это водный раствор этиленгликоля с массой присадок, обеспечивающих следующие свойства:- температуру кипения выше 100°С, что обеспечивает работу двигателя при более высокой температуре и меньшую испаряемость жидкости. В летний период это настолько же актуально, насколько длинны автомобильные пробки. Взять, к примеру, Борский мост, особенно в выходные дни, или проспекты Гагарина и Ленина;- отсутствие отрицательного воздействия на металлические и резиновые элементы системы охлаждения;- предотвращение образования накипи, солевых отложений;- дополнительную смазку элементов насоса (помпы) системы охлаждения;- низкую вспениваемость для предотвращения снижения эффективности охлаждения и образования воздушных пробок;- низкую температуру начала кристаллизации для предотвращения повреждений элементов системы охлаждения в зимний период.

Одной из основных составляющих тосола остается этиленгликоль, который придает ОЖ свойственные ей характеристики. В Поволжье производителей этиленгликоля немного. Это Дзержинск, Казань, Нижнекамск. Рассмотрим ситуацию с производством тосола в Дзержинске, поскольку ближайшим производителем этиленгликоля является расположенный там "Сибур-Нефтехим". Умышленно не берем во внимание нижегородских производителей, например фирмы "ПигМа", "ККМ", "Волга-Ойл" и другие, - их не очень много по сравнению с дзержинскими.

Вы можете спросить: почему все время употребляется местоимение "мы"? Объясняю. Мы - некоммерческая организация "Международная ассоциация производителей автотоваров", созданная для защиты интересов добросовестных производителей высококачественной продукции автомобильного назначения и прав потребителей, то есть автомобилистов.

Ассоциация произвела контрольные закупки образцов ОЖ, наиболее часто встречающихся в продаже. Они представлены следующими производителями:1. Тосол А-40 - ООО "Химлюкс".2. Тосол А-40 - ЗАО ПКФ "Промпэт".3. Тосол А-40М - ООО "Промпэк".4. Тосол 40С - ООО ПКФ "Автохим".5. Тосол "Витэкс А-40" - дзержинское ООО "Промкомплекс" для компании Vitex.6. Тосол Э40 - ООО "Дзержинскхимпромсервис".7. Тосол А-40М - дзержинское ООО "Промпэк" для компании "Анонс-Авто".8. Тосол О-40 - ООО "Ольга".9. Тосол А-40С - "СВ-Хим".10. Тосол А-40П - "Поликом".11. Тосол А-40Д - "Промкомплекс".

К одиннадцати образцам не очень крупных фирм решили добавить еще три, произведенные грандами автохимии, такими, как "Тосол-Синтез" (Дзержинск) - ОЖ-40 "Тосол-ТС"; "Виал Ойл" (Москва) - "Супер Тосол А-40М Consol"; ОАО "Пушкинский завод" - тосол Luxoil ОТ-40. Все образцы были переданы на тест в испытательный центр химических продуктов ООО "Институт "Хроминвест", аккредитованный Госстандартом России (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ХП79), известный своим беспристрастным отношением к исследованиям такого рода.

Изначально перед нами стояла задача определить только качество тосола. Проводился так называемый "короткий анализ", отображающий показатели, которыми мы будем оперировать, чтобы определить степень соответствия тосолов требованиям ГОСТов. По ним сразу можно судить о пригодности того или иного образца.Если показатели выпадают из рамок, определенных ГОСТом или ТУ, - мы заявляем о некачественном товаре.

Итак, абсолютными лидерами в нашем тесте оказались: ОЖ-40 "Тосол-ТС", ООО "Тосол-Синтез" (Дзержинск). "Супер Тосол А-40М Consol", ООО "Виал-Ойл" (Москва). Тосол Э40, ООО "Дзержинск-химпромсервис" (Дзержинск). В этих образцах все параметры выдержаны строго по ГОСТу, что говорит о высоком качестве. Оценка - "отлично".

Далее "хорошисты" - те образцы, в которых параметры изменяются незначительно (но в пределах ГОСТ 28084-89): Тосол А-40П, ООО "Поликом" (Дзержинск). Тосол А-40С, ООО "СВ-Хим" (Дзержинск). Тосол "Витэкс А-40 Дзержинский", ООО "Промкомплекс" для компании Vitex (обесцвечивание ОЖ до температуры кипения может свидетельствовать: о неустойчивой природе красителя; об изменении величины рН при высоких температурах, что может привести к изменению окраски раствора или ее исчезновению; о неустойчивости системы присадок).Тосол О-40, ООО "Ольга" (Дзержинск) (неплохой, но перебор с этиленгликолем - завышенное содержание). Тосол А-40Д, ООО "Пром-комплекс" (Дзержинск).

Теперь "троечники": Тосол 40С, ООО ПКФ "Автохим" (Дзержинск) (завышенная температура начала кристаллизации - минус 39°С - свидетельствует о заниженном содержании моноэтиленгликоля). Тосол Luxoil марки ОЖ-40, ОАО "Пушкинский завод" (Пушкино, Московская обл.) (заниженная щелочность - 7,0 - говорит об очень серьезном недостатке ОТ. Недостаточная щелочность говорит о несбалансированности системы антикоррозийных присадок, ее неустойчивости и, как следствие, высокой коррозии металлов).Наконец, "двоечники": Тосол А-40, ООО "Химлюкс".

Заявленные нормы не выдержаны:- низкий водородный показатель - 7,3. При эксплуатации дальнейшее снижение может привести к коррозии конструкционных металлов системы охлаждения автомобиля;- устойчивость пены указывает на неэффективность пеногасителя.

Пенообразование может привести к снижению теплопередачи и перегреву двигателя;- не выдерживается температура начала кристаллизации, вместо минус 40°С - минус 38,5°С, что свидетельствует о недостатке моноэтиленгликоля.

Тосол "Дзержинский", ООО "Промпэк" (Дзержинск):- завышенная температура начала кристаллизации - минус 38°С - свидетельствует о заниженном содержании моноэтиленгликоля;- выпадение осадка белого цвета свидетельствует о неустойчивости системы присадок. Разложение системы присадок может привести к сильной коррозии металлов;- невыдерживание показателя рН - 7,2 - подтверждает неустойчивость системы ингибирующих присадок.

Тосол А-40М, ООО "Промпэк" для компании "Анонс-Авто" (Дзержинск).Тосол А-40, ЗАО ПФК "Промпэт" (Дзержинск):- завышенная температура начала кристаллизации - минус 36°С - свидетельствует о недостатке моноэтиленгликоля и несоблюдении заявленных норм;- превышает нормы массовая доля жидкости, отгоняемой до температуры плюс 150°С. Это свидетельствует о повышенном содержании воды и заниженном количестве моноэтиленгликоля;- не выдержан показатель рН. Неустойчивость показателя может привести к его дальнейшему снижению и, как следствие, к коррозии металлов.

Все это может свидетельствовать о недостаточности производственного и выходного контроля готовой продукции, о недоработке рецептур ОЖ, что может явиться причиной серьезных недостатков работы системы охлаждения автомобилей.

Нисколько не агитируем вас за ту или иную марку тосола - это личное дело потребителя, будь то организация, закупающая большие объемы для своего автопарка, или рядовой водитель, которому нужно 10 литров. Наша задача - объяснить, что хорошо для вашего авто, а что плохо.

И в заключение хотим сказать следующее: по нашим сведениям (мы их проверяем), автомобили, сходящие с конвейера "АвтоВАЗа", заливаются тосолом, который после непродолжительного времени эксплуатации теряет свой голубой цвет, приобретая коричнево-зеленый, что говорит о нестабильности показателей.

Охлаждающие жидкости ООО "Дзержинскхимпромсервис" выпускает только качественные охлаждающие жидкости. Узнать цены на тосол и антифриз.

 

platinum-antifreeze.ru

Влияние концентрации технического этиленгликоля в воде на плотность и температуру замерзания смеси.

Поиск Лекций
Содержание этиленгликоля,%   Плотность, г/см3 (кг/м3) Температура замерзания, °С Содержание этиленгликоля,%   Плотность, г/см3 (кг/м3) Температура замерзания, °С
26,4 36,4 45,6 52,6 58,0 63,1 1,034 (1034) 1,051 (1051) 1,063 (1063) 1,071 (1071) 1,078 (1078) 1,083 (1083) –10 –20 –30 –40 –50 –60 66,3 72,3 78.4 85,4 93,0 87,8 1,087 (1087) 1,093 (1093) 1,098 (1098) 1,104 (1104) 1,109 (1109) 1,112 (1112) –68 –60 –50 –40 –30 –20

 

В этих смесях при охлаждении образуются отдельные кристаллы воды, не вызывающие разрушений в системе охлаждения двигателей. При полном замерзании антифриза его объем увеличивается всего на 0,25%, в то время как объем воды – на 9%.

Положительные свойства антифризов – значительно меньшие, чем у воды, удельные теплопроводность и теплоемкость. Это снижает теплопередачу в радиаторе и облегчает получение оптимального теплового режима двигателя.

Применяют антифризы марок 40, 65 и концентрат марки 40 к, а также Тосол А–40, Тосол А–65 и Тосол А.

Антифриз марки 40 содержит 53% гликоля и 47% воды. Температура замерзания не ниже –40 °С. Антифриз марки 65 оранжевого цвета, содержит 63% этиленгликоля и 37% воды. Эта смесь не замерзает до температуры –65 °С. Тосол А–40 и Тосол А–65 – водные растворы концентрата Тосола А, содержащего комплексные антикоррозионные и антипенные присадки.

Чтобы приготовить Тосол А–40, надо взять Тосол А (температура кристаллизации –21°, плотность при 20° 13 ± 0,01 г/см3) и дистиллированную воду в объемной пропорции соответственно 53 и 47%. Плотность должна быть в пределах 1,075...1,085 г/см3. Для приготовления Тосола А–65 надо взять 65% Тосола А и 35% воды. Плотность Тосола А–65 – 1,085...1,095 г/см? Указанные пропорции следует соблюдать как можно точнее. Так, при 50%–ной концентрации обоих компонентов кристаллизация начинается при –35 °С, при 45 и 55%–ной – при –26 °С. Практически для получения Тосола А–40 надо к 1 л концентрата добавить 0,73 л воды.

Антифриз готовят следующим образом. В стеклянную или пластмассовую емкость, которую предварительно промывают водой и просушивают, заливают необходимое количество этиленгликоля и добавляют дистиллированную воду. Смесь тщательно перемешивают, после чего замеряют ее плотность и при необходимости доводят до нормы (1,05...1,08г/см3).

Коэффициент объемного расширения антифризов при нагревании на 5% больше, чем воды. Поэтому заправлять их необходимо в меньшем объеме. Следует учитывать, что попадание в них нефтепродуктов вызывает вспенивание и выбрасывание жидкости из системы охлаждения во время работы двигателя.

В процессе применения антифриза его состав меняется в основном за счет испарения воды, так как она легче этиленгликоля. Содержание этиленгликоля остается практически постоянным. Однако в этом случае изменяются процентное соотношение компонентов и плотность антифриза, что приводит к изменению температуры замерзания.

Периодичность замены антифризов, устанавливается по заводским инструкциям по пробегу (тыс.км.), или через два года. Перед заменой систему охлаждения промывают чистой водой, для чего дают проработать двигателю 10...15 мин.

Этиленгликолевый антифриз перевозят и хранят в исправных герметических металлических (кроме оцинкованных) бидонах и бочках с завинчивающимися и запломбированными пробками. На таре должно быть написано "Яд" и поставлен знак ядовитых веществ.

Вместо испарившихся из системы охлаждения воды и этиленгликоля в нее через впускной клапан пробки расширительного бачка поступает воздух из атмосферы. Вследствие этого в циркулирующем потоке (при уменьшении его количества в системе охлаждения) интенсивно накапливаются паровоздушные пузырьки, что ухудшает процесс теплоотдачи в радиаторе, уменьшает отвод теплоты от омываемых поверхностей и нарушает устойчивую работу насоса, снижая его подачу.

Так, при уменьшении на 20% количества Тосола в системе охлаждения двигателя КАМАЗ–740 производительность насоса снижается на 38%. Это обстоятельство часто становится причиной перегревания дизеля в реальных условиях. Уменьшение объема Тосола в системе охлаждения усиливает также коррозию омываемых металлических поверхностей.

В настоящее время вода для охлаждения двигателей применяется только в исключительных случаях, когда в наличии нет других типов охлаждающих жидкостей и для предотвращения аварийных ситуаций. Основным показателем воды, как охлаждающей жидкости, служит жесткость. Жесткая вода вызывает интенсивное образование накипи на внутренних стенках водяной рубашки, а также в трубках и патрубках радиаторов. Накипи ухудшают отвод тепла и способствуют перегреву отдельных участков деталей системы охлаждения, возникновению нетермических напряжений и трещин, а также повышению скорости изнашивания деталей цилиндропоршневой группы.

Жесткую воду кипятят, обрабатывают химическими реагентами и проводят магнитную обработку.

Один из простых способов умягчения воды – применение современных фильтрующих установок.

В качестве антинакипинов используют тринатрийфосфат, гексаметафосфат (гексамет) и другие. Антинакипины взаимодействуют с солями–накипеобразователями, переводят их в легко выпадающий осадок и создают на поверхности металла пленки, защищающие металл от коррозии. Растворы антинакипинов обычно содержат на 10 дм3 воды 5…20 г тринатрийфосфата или 20…30 г гексамета

Климатические условия (температура окружающего воздуха, барометрическое давление, скорость ветра) и условия производства также существенно влияют на надежность машин.

Нормальной для эксплуатации машин считают температуру воздуха 5...20 °С. С ее понижением увеличиваются поломки деталей, а также отказы гидравлического и пневматического приводов машин. Заметный рост поломок основных деталей машин наблюдается с понижением температуры ниже –15 °С.

Существенно возрастает число поломок и отказов машин в результате одновременного воздействия низкой температуры воздуха и скорости ветра. Количественно их влияние оценивается значением условно приведенной температуры Тус, которая подсчитывается по формуле

Тус = То + Кэ υ,

где То – температура окружающего воздуха, °С;

Кэ – температурный эквивалент ветра, град·с/м;

υ – скорость ветра, м/с.

Увеличение числа поломок деталей машин с понижением температуры воздуха определяется хладостойкостью сталей и других материалов, из которых они изготовлены, а возрастание отказов гидравлического привода связано с повышением вязкости жидкости.

При высокой температуре воздуха снижается вязкость масла, детали двигателей и другие сборочные единицы перегреваются. Ухудшаются условия смазывания сопряженных поверхностей, повышается скорость их изнашивания, а также возможно появление тепловых деформаций. При значительном колебании дневной и ночной температур возникают трудности в эксплуатации машин с гидравлическим приводом из–за существенного изменения вязкости масла.

Барометрическое давление значительно влияет на работу двигателя. По мере увеличения высоты над уровнем моря давление воздуха падает. С понижением давления уменьшается плотность воздуха. Последнее изменяет коэффициент наполнения и степень сжатия двигателя, что приводит к неполному сгоранию смеси. В результате быстро разжижается картерное масло, ухудшаются условия смазывания цилиндров двигателя, и повышается скорость их изнашивания.

Влияние производства работ на надежность машин определяется качеством разрабатываемого материала, видом нагрузки и атмосферными условиями.

При разработке грунтов III и IV групп создаются значительные внешние силы, обусловливающие рост напряжений в механизмах машин. Основные причины снижения надежности машин при разработке твердых и мерзлых пород – повышение нагрузки на механизмы и их частое изменение по величине и направлению. Поэтому такие породы разрабатывают только теми машинами, которые на них рассчитаны.

На надежность машин также влияет почвогрунтовая среда, в которой работают элементы машин. Интенсивность износа зависит от минералогического состава и влажности грунта, от твердости, форм и размеров абразивных частиц, давления, которое испытывает рабочий орган в процессе работы, и др. Изнашивающая способность почв оценивается коэффициентом m, который устанавливают из выражения

m = Δl / Δlэт ,

где Δl – интенсивность износа образца почвы; Δlэт – интенсивность износа образца почвы, принятой за эталон (чистый кварцевый песок с размером частиц 0,25...0,3 мм и влажностью 0,2%).

Таблица 2.5.



poisk-ru.ru


Смотрите также