Тосол полипропиленгликоль


Этиленгликоль и пропиленгликоль. Какая есть разница и можно ли их смешивать?

Очень часто в своих статьях про антифризы, я уделяю часть информации таким веществам как этиленгликоль и пропиленгликоль. Ведь без них вообще не возможна работа антифризов и тосолов, это не обязательная составляющая. НО вот почему применяется именно две жидкости? Собственно что это такое и как работает? Какие между ними различия и можно ли их смешивать? Как видите вопросов очень много, поэтому сегодня я решил последовательно на них ответить, информация однозначно полезная, так что читаем …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Для начала небольшое определение

Этиленгликоль (пропиленгликоль) – это простейшие двухатомные спирты, которые применяются во многих сферах промышленности. Начиная от косметики и медицины, заканчивая автомобильной промышленностью. И та и другая жидкость прозрачная, немного маслянистая, со сладковатым запахом. Этиленгликоль – токсичен, но дешевле своего дорого собрата, пропиленгликоль – экологически безопасен и обладает усовершенствованными характеристиками.

Применение в автомобильной промышленности

В автомобилях эти два спирта используются в производстве охлаждающей жидкости – это тосолы и антифризы.

Если разбить состав антифриза, то получается:

  • Этиленгликоль (пропиленгликоль)
  • Дистиллированная вода
  • Присадки (всего около 10 – 15%)
  • Краситель (около 2 – 3%)

Зачем их применять для антифризов и тосолов?  Дав все просто, в соединении с водой, они прекрасно держат высокую температуру и закипают только при 105 – 110 градусах при нормальном атмосферном давлении, если давление повысить, то закипание также повысится показатели примерно от 120 до 150 градусов.

Тоже самое и с замерзанием, прекрасно работают до – 60 – 40 градусов в зависимости как его развести (под какие нужны).

Присадки в составе нужны лишь только для того — чтобы не давать агрессивной жидкости этиленгликоль (пропиленгликоль) + дистиллированная вода, разъедать стенки, патрубки, шланги и прочее, они банально нейтрализуют это воздействие.

В каких антифризах применяют этиленгликоль

Сейчас есть общепринятые стандарты, это антифризы G11 (G11+), G12 (G12+, G12++), ну и в наших ТОСОЛАХ (по сути, они относятся к семейству G11). Если разобрать по цветам, это – синий, зеленый, красный.

Теперь более подробно:

Безопасность. Этиленгликоль – это ядовитая жидкость, которая может отравить человека не только при приеме внутрь, но и через поры кожи и при вдохе! Поэтому ее использование сейчас стараются снизить. Стоит отметить, что при нахождении человека в помещении, где разлили эту жидкость в течение пары часов, может вызвать сильнейшее отравление. А если попадет внутрь, то это приведет к смерти в 60 – 70% случаев.

Температурный порог. А вы знаете, что чистый этиленгликоль замерзает уже при – 12 градусов. Однако если его разбивать водой, можно достигнуть показателей в – 40, — 50 градусов. Как правильно разводить такие концентраты смотрим здесь.

Коррозионная стойкость. Нужно отметить, что разъедает почти все виды материалов, металлы (чугун, алюминий, латунь, медь и прочее), резину. Поэтому концентрация присадок всегда должна быть достаточной.

Горюч. Зачастую возможны возгорания антифризов на его основе, особенно когда испаряется вода. Так если воды осталось всего 15%, то он просто может загореться. Если воды 40%, то возможны хлопки. Так что водный уровень всегда должен быть в норме.

Сейчас практически запрещен, во многих странах Европы, у нас в России, а также в ближайших странах – РАЗРЕШЕН. Поэтому с антифризами на его основе, нужно обходиться очень аккуратно, хранить дома не рекомендуется! Хранить в отрытом виде – не рекомендуется! Возможны отравления и даже возгорания. Время этиленгликоля проходит, он устарел и не отвечает всем требуемым сейчас характеристикам.

Применение пропиленгликоля

Как я написал выше, сейчас очень много стран переходят на безопасные составы, таким является пропиленгликоль. Его характеристики впечатляют. НА его основе сейчас существует только один вид антифризов G13, они бывают фиолетовые и желтые.

Какие преимущества есть у этой жидкости:

  • Даже без воды имеет отличные температурные характеристики. От – 47 до + 106 градусов по Цельсию. Если добавить в него дистиллированной воды, то характеристики возможно улучшить.
  • Экологически безопасен. Не предоставляет угрозы для человека и окружающей среды, даже если его пролить то негативного воздействия как на кожу, дыхание, не будет замечено.
  • Коррозионная стойкость. Практически не разъедает металлы, пластики и резину, не такой активный как оппонент.
  • Практически не горюч. Воспламеняемость чистой жидкости присутствует, но если добавить всего 10 – 15% воды, то гореть не будет! Намного безопаснее в этом отношении.

Сейчас является практически самой передовой жидкостью. Однако к минусам можно отнести цену, стоит практически в два раза дороже, своего собрата. Поэтому антифризы, сделанные на пропиленгликоле, дороже, но качественнее.

Можно ли смешивать этиленгликоль и пропиленгликоль

По своим химическим составам они очень схожи, но по свойствам они сильно различаются. Что я имею в виду:

Смешать их можно все же они из одного гомологического ряда (двухатомные спирты). Причем осадка и прочих реакций, скорее всего не будет! Однако более совершенный пропиленгликоль, может потерять свои свойства и приобрести отрицательные от своего собрата

ТО есть простыми словами — более технически совершенный, безопасный, не такой активный (не так сильно разъедает металлы), а также обладающий улучшенными температурными показателями – пропиленгликоль, смешается с менее совершенным этиленгликолем и станет банально хуже и токсичнее. НО это в идеале. Однако признайтесь — кто из нас с вами смешиваем чистые вещества? Обычно хотят, смешать антифризы скажем G12 и G13, а вот тут немного другая история, ведь в антифризах свои присадки, которые запросто могут быть не совместимы друг с другом, далее химическая реакция и собственно осадок, хотя его может и не быть, тут как в рулетке 50 на 50!

Отсюда мораль – чистые составы смешивать можно (но понизятся характеристики более технологичного состава). А вот антифризы, такие как G12 и G13 – СМЕШИВАТЬ НЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО! А вот G11 и G12, более похожи по составу, их смесь на 80% не представляет опасности, ибо в основе лежит этиленгликоль.

Сейчас полезное видео, смотрим.

На этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

avto-blogger.ru

Выбор антифриза - здесь вы узнаете какой антифриз выбрать для автомобиля

Антифриз от глицерина до полипропиленгликоля

Доступность автомобилей привела к их увеличению и желанию их эксплуатировать круглый год. Если для удовлетворения первого достаточно увеличивать дорожную инфраструктуру, то для второго потребовалось оригинальное решение, которое позволило бы воде не замерзать в блоке цилиндров, радиаторе и т.д. Решение пришло в 20-х годах прошлого века. Тогда в охлаждающей системе появился глицерин, который не замерзает при низкой температуре.

Первый антифриз вышел «комом»: за то, что жидкость не замерзает, приходилось платить серьезной потерей мощности, поскольку глицерин по консистенции напоминает кисель, прокачать который не просто. Эта проблема была решена добавлением этилового спирта, благодаря которому смесь становилась менее густой, но наличие спирта привлекло нездоровое внимание к новому продукту, поэтому от него также пришлось отказаться.

Добавление этиленгликоля открывает новую страницу в истории антифриза. До сих пор этиленгликоль является основным компонентом антифриза. Разбавляя в правильных пропорциях этиленгликоль, увеличивается его способность не замерзать, возрастая до нужных -40 С.

Российская незамерзающая жидкость торговой марки ТОСОЛ (имя, ставшее нарицательным, хотя является по сути тем же антифризом) при этом обычно имеет температуру замерзания чуть ниже примерно, -38 С. Сегодня единственной заменой этиленгликоля является полипропиленгликоль, который обладает практически теми же свойствами, но более экологичен. Стоимость такого антифриза на порядок выше этиленгликолевого, поэтому в нашей стране он не популярен.

Антифриз или тосол

Тосол был разработан в конце 60-х годов в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся ТОС (Технология Органического Синтеза), а окончание «ол» связано в химии с наличием спирта в соединении. Отсюда название продукта - Тосол. Причем, ТОСОЛ, как торговая марка не защищена авторскими правами, поэтому сегодня рынок охлаждающих жидкостей переполнен разнообразными «тосолами».

Выбирая антифриз в первую очередь надо обращать внимание на автопроизводителя. Поскольку его рекомендации объективны, а вот производители антифриза склоны преувеличивать свойства своей продукции.

Чем плох пустой бачок антифриза

Современная охлаждающая жидкость охлаждает двигатель, обогревает салон, а также дополнительно защищает от коррозии и смазывает водяной насос. Антифриз или тосол отводят около одной трети тепла, выделяемого в двигателе при сгорании топлива. Остальное поровну уходит на энергию движения и выхлоп вместе с тепловым излучением.

Без антифриза или тосола, температура газов в двигателе может достигать 1800-2000°С, детали нагреваются, сгорает масло, откладывается нагар, серьезно увеличивается износ деталей, ухудшается наполнение цилиндров карбюраторных двигателей горючей смесью, а дизелей - очищенным воздухом. В общем, пустой расширительный бачок довольно быстро станет причиной переборки двигателя.

Если вы отдаете отчет необходимости использовать антифриз, то необходимо следить за тем, чтобы бачок антифриза был заполнен на нужном уровне. Если вы заметили, что антифриз исчезает, необходимо первым делом проверить, не оборваны, хорошо ли закреплены патрубки радиатора, по которым течет антифриз. Если осмотр не выявил причину, следует немедленно обратиться в автосервис. Возможно причиной того, что бачок антифриза остается пустым после нескольких километров стал сам антифриз. Дело в том, что контрафактный, а также просто некачественный тосол или антифриз не содержат правильно подобранного набора присадок, без которых каналы радиатора охлаждения ржавеют, сужаются и как следствие перегревают двигатель, а в конечном итоге антифриз и вовсе разъедает металл.

Уровень антифриза

Проверять уровень антифриза необходимо в среднем каждый 500 км. Уровень антифриза проверяют как в расширительном бачке, так и в радиаторе. Если расширительный бачок пуст, следует заглянуть в радиатор и проверить каков уровень антифриза там. Для этого достаточно открутить пробку радиатора и заглянуть. Если количество антифриза ниже минимальной отметки, то его следует долить до максимума. На всякий случай, отметим, что уровень антифриза проверяется на холодном двигателе. В современных автомобилях установлены датчики уровня охлаждающей жидкости, которые в том числе показывают уровень антифриза.

Антифриз можно смешивать?

Охлаждающую жидкость одного типа не рекомендуется смешивать с другой. Однако если такая необходимость есть, то антифриз можно смешивать следующим образом: силикатный антифриз (по классификации VW – это антифриз G11) можно смешивать только с силикатным, соответственно, карбоксилатный антифриз (G12) можно смешивать только с карбоксилатным. Причем, антифриз можно смешивать с антифризом одного типа, но с учетом, что и производитель будет один и тот же. Поскольку каждый производитель антифриза добавляет свои присадки, которые при контакте с другими могут выпадать в осадок.

В большинстве случаев антифриз одного производителя и цвета можно смешивать с антифризом того же цвета от другого производителя. Но единый цвет антифриза не всегда говорит о едином составе у разных производителей. Поэтому безоговорочно ориентироваться на цвет производителя не стоит – лучше обращать внимание на допуски автопроизводителей. Причем, доверять надо именно допускам, а не «соответствию производителю», которое указывает производитель антифриза не редко в качестве рекламного хода.

www.konsulavto.ru

Про антифризы и пропиленгликоль :: Документация :: BMW M серия Все BMW M :: RU BMW

Пропиленгликоль, известный так- же как монопропиленгликоль- новый тип сырья, используемый в улучшенных составах антифризов. Основным преимуществом его, в отличии от привычных охлаждающих жидкостей (основанных на этиленгликоле) является безопасность в использовании.

Испытания антифризов на основе ПГ (Пропиленгликоль) обширно проводились как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Результаты показали, что такие охлаждающие жидкости отличны в эксплуатации, показав Пропиленгликоль жизнеспособным, схожим с базовой жидкостью.

Свойства ПГ и ЭГ достаточно схожи. Это объясняется тем, что они имеют похожие химические составы.

ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ

*Двигатели современного производства, мощностью 150 л.с. при работе на полную мощность, должен выпаривать около 60 кВт тепла, используя систему охлаждения. Соответственно, охлаждающая жидкость двигателя должна отлично проводить тепло от металлических частей через радиатор в атмосферу.

*Исследование продукции компаний Branch, Bhowmick, Ambrog и McAssey, проведённые в американском университете Вилланова, говорят о том, что при нормальных условиях работы температура металлов с использованием жидкостей, в основу которых входят ЭГ, либо ПГ, существенно не отличаются.

*При высоких температурах и высоком давлении в системе, появлялись незначительные различия, температура металла тогда была примерно на 10оС ниже, применяя охлаждающую жидкость из ПГ. Связано это с наиболее низкой точкой испарения. Это позволяет более эффективно передавать тепло из металла в охлаждающую жидкость.

*Так- же не было отмечено значительной разницы при переносе тепла через радиатор, с использованием охлаждающих жидкостей ПГ и ЭГ.

*Однако, в экстремальных условиях более эффективная теплопередача приведёт к более низким температурам охлаждающей жидкости. Водители наиболее подвергнутых к перегревам автомобилей обращают внимание на то, что температура двигателей гораздр ниже при использовании охлаждающих жидкостей, изготовленных с использованием пропиленгликоля.

ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ И НАКИПИ

*Защита металла от коррозии - одна из основных функций антифризов. Обычно для этого в антифриз, или в уже готовую охлаждающую жидкость, добавляются необходимые химикаты. Каждый из добавленных элементов выполняет особую функцию.

*Качество антифризов и охлаждающих жидкостей определяется тем. Как они хорошо защищают двигатель от коррозии и накипи, которые вызываются жёсткой водой. Антифризы и охлаждающие жидкости имеют свои отличия, и соответственно срок эксплуатации у них разный.

*Охлаждающие жидкости, основанные на ПГ, оказались даже немного лучше своих прототипов созданных на основе ЭГ. Если сравнивать охлаждающие жидкости, основанные на ЭГ и ПГ в дорожных испытаниях на тяжёлых автомобилях, становится ясно, что жидкости, изготовленные из ПГ, значительно увеличивают срок службы прокладок водяных насосов. Других весомых различий при сравнении термостатов, поверхностей гильз цилиндра, присадок охлаждающей жидкости и шлангов радиатора. Остальные испытания показали лишь преимущество ПГ в защите от коррозии.

*У большинства стран Европы существует достаточно ощутимая проблема с жёсткой водой. Фосфаты в составе антифризов используются именно по этой причине. Обычно изготовители отказываются включать в состав жидкостей нитриты и амины. Связано это с тем, что они могут нанести достаточно серьёзный вред здоровью человека. В регионах с повышенной жёсткостью воды в антифриз добавляют хелатообразовтели, которые предотвращают образование отложение накипи на поверхностях теплопередачи.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ТОКСИЧНОСТЬ

*В некоторых странах установлены ограничения на использование и доступность этиленгликоля. Установлены они из-за того, что глотание вещества может привести к различным нарушениям в центральной нервной системе, коме или смерти. Именно поэтому там входят в популярность охлаждающие жидкости, в основу которых входит ПГ, который сокращает риск случайного отравления животных и людей.

* К примеру, в Австрии, Чехии и Швейцарии ЭГ имеет статус яда, продажа которого очень строго контролируется правоохранительными органами. В декрете ЕС (91/589/ЕЕС) об опасных продуктах, в ряд которых, кстати, входит ЕГ, определяются требования по хранению, применению и уничтожению данных веществ в специальных условиях.

*ПГ- же считается достаточно безопасным, и используется в достаточно большом количестве потребительских товаров, таких как шампуни, элементы фармацевтики, косметике и корме для животных.

*Количество присадок, которые используются при изготовлении охлаждающих жидкостей двигателей в концентрате обычно меньше 5 %, а в охлаждающих жидкостях около 2,5 % и при правильном подборе они не должны изменять классификацию опасности.

*Токсичность ЭГ можно представить, посмотрев на данные об отравлении людей. 100 мл концентрата ЭГ способна убить взрослого человека. Весящего 70 кг, а столовая ложка убить либо ранить небольшое животное.

*Ещё одно финское исследование показало, что ЭГ может абсорбироваться через кожу. Доказано это было тем, что автомеханики, работающие в мастерских, имеют весьма выкокое содержание этиленгликоля в крови.

*Отчёты справочных центров о случаях отравления в десяти странах Европы показывают, что чаще всего жертвами отравления ЭГ становятся дети до 5 лет.

Крупнейший случай отравление ЭГ произошёл в США в 1994 году. Тогда в больницы обратилось около 4900 пострадавших, 29 из них погибли.

*В 1996 году Американским обществом защиты животных было обнаружено, что в течении 1995 года примерно у 118 000 домашних животных были обнаружены схожие с отравлением ЭГ симптомы. Около 91 000 из них умерло.

НИЗКАЯ ТЕМПЕРАТУРА

Чтобы защитить систему охлаждения двигателя от повреждений, возникающих из –за низкой температуры, необходимо помнить о трёх важных вещах:

Температуру, при которой образуются кристаллы льда

Указанная на упаковке охлаждающей жидкости, либо антифриза температура замерзания определена как температура образования первого кристалла льда при постепенно медленном охлаждении жидкости.

Она не является температурой, при которой должна застывать вся система, тем самым повреждая двигатель.

Минимальная температура, при которой двигатель будет защищён от повреждений, возникающих из-за расширения охлаждающей жидкости.

Если концентрация одинакова, температура замерзания антифриза на основе ЕГ будет немножко ниже, чем температура замерзания жидкости, изготовленной с помощью ПГ.

Так- же необходимо отметить, что даже при 40 %- ой концентрации гликоля жидкость не замерзает и двигатель не повреждает.

ВЯЗКОСТЬ РАСТВОРА

У охлаждающих жидкостей, созданных на основе ПГ, вязкость немного выше, чем у жидкостей на основе ЭГ, однако широкие испытания при температурах до -30 С показали, что влияния на работу двигателя это не оказывает. Результаты испытания показывают, что основная и пусковая циркуляции одинаковы для обоих видов охлаждающих жидкостей.

С помощью рефрактометра, ареометра, либо бумажных индикаторов, можно измерить температуру замерзания охлаждающих жидкостей, основой которых является ПГ.

www.rubmw.ru

Тосол\Антифриз в чем же отличие и что лить? / личный блог bu4ka / smotra.ru

Добрый день Смотровчане..

И так начнем. :)

Когда нибудь, кто нибудь, точно сталкивали с данной проблемой какой антифриз\тосол заливать, многим сервисмены говорят и говорили, что смешивать разные цвета антифриза нельзя, вот и я столкнулся с данной проблемой и решил, разобраться в чем отличие красного от зеленого, желтого от синего, почему же нельзя мешать. У многих спрашивал и чаще всего слышал ответ: "Цветами))", но этот ответ как - то не внушал доверия и так же многие говорят, что смешивать нельзя, а почему не знают.

По логике вещей мне казалось, что цвет - это разная степень кипения, но оказалось это не так. Сейчас постараюсь расписать, как оно есть на самом деле.

Значиться по порядку: любой антифриз - это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды, красителя и пакета присадок. Кстати ТОСОЛ - это тоже антифриз. Изначально это было наменклатурное обозначение антифриза специально разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти. Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР "Антифриза 156", они потребовали создать новый антифриз. ТОСОЛ - это аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим наменклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е. Тосол - это вид антифриза.

У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д. В 70-х годах европейскими производителями было решено создать классификацию ОЖ. Было разработано три класса.

G11

Используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.

G12

Используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.

G13

Используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги.

Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифферинцировать продукт для конечного покупателя. Взять к примеру оригинальный Хондовский антифриз - его изготавливают зеленого цвета (ну так им захотелось), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха. В общем не цепляйтесь к цвету, берите хоть синий антифриз главное чтобы он был высокого качества и соответствовал температурному режиму вашего двигателя (для Хонды тем.кипения при давлении 1.1 должна быть не ниже 108 градусов).

Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для хондовских движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя.

Про смешивание: допускается смешивать жижи классов G11 и G12 одного производителя. При этом возможно изменение цвета. В экстренных случаях (в дальней поездке за неимением других вариантов) можно смешать жижи разных производителей, но как можно быстрее заменить на свежую с полной промывкой. Из-за разного состава присадок они могут начать взаимодействовать и выпадать в осадок, ухудшая свойства ОЖ.

Про европейских производителей: сейчас 90% европейского рынка пакетов присадок занятой компанией BASF. Они уже ни один десяток лет изготавливают так называемый суперконцентрат для классов G11 и G12 (просто пакет присадок). Этот продукт имеет свою торговую марку Glysantin.

Такие производители как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil и т.д. приобретают басовский суперконцентрат, добавляют воду и этиленгликоль, фасуют в канистры и продают. Тот же AWM также изготавливается из этого суперконцентрата. Так что, что кастроловский антифиз, что мобил, что awm - внутри одно и то же.

Источник: Сюда

smotra.ru


Смотрите также